А ну-ка повтори: учим детей пересказывать

Книга Психологические игры для детей. Содержание — «А ну-ка, повтори!»

Для детей старше 9—10 лет. Играть в нее могут сколько угодно человек, но не менее двух. Она развивает у детей память, внимание и сообразительность, так как требует постоянно помнить те слова, которые были названы, и отыскивать у них какие-то общие свойства.

Выберите ведущего. Он начинает игру, заявив: «Моя тетушка любит…», далее он должен назвать любое из пристрастий странной тетушки, соблюдая при этом определенные правила.

Перед началом игры необходимо загадать какой-то признак, по которому вы будете отбирать слова.

Обратите внимание

Например, в словах, называющих то, что любит ваша тетушка, должно быть только 4 буквы или не должно быть буквы «Е», или это только съедобные предметы, или же только прямоугольные.

В первой реплике должно быть названо какое-то слово, которое удовлетворяет этим правилам. Далее остальные игроки могут задавать ведущему вопросы: «А твоя тетушка любит…», называя то, что, по их мнению, должно понравиться тетушке. Ведущий может отвечать на вопросы в следующей форме: «Нет, она не любит… но зато обожает…

», называя слово, которое соответствует выбранному критерию, или: «Да, она очень любит… но ненавидит…», называя слово, которое совершенно не подходит. Внимательно отслеживая диалог ведущего (делать записи на бумаге строго запрещается), игроки рано или поздно догадываются, что же любит ваша «странная тетушка».

Побеждает тот, кто первым догадается об этом.

Примером такого диалога может быть следующий:

– Моя тетушка любит хлеб.

– А твоя тетушка любит мясо?

– Нет, моя тетушка терпеть не может мясо, но очень любит рыбу.

– А твоя тетушка любит колбасу?

– Нет, она не любит колбасу, зато обожает кисель.

– А любит ли твоя тетушка суп?

– Да, моя тетушка любит суп, но ненавидит молоко.

И т. д. В конце концов игроки понимают, что «странная тетушка» любит все то, в названии чего нет буквы «о».

Игра хорошо подходит для большого коллектива детей младшего и среднего школьного возраста. Она не только развивает внимание и быстроту реакции, учит детей запоминать правильный порядок дней недели, но и является активной и веселой разминкой.

Необходимо запастись листочками от старого отрывного календаря. Каждому ребенку приколите на грудь такой листочек. Теперь вы можете отдавать им различные команды.

Например, вы можете попросить их составить полные недели, то есть за «понедельниками» должны встать «вторники», затем «среды» и т. д. Можно предложить построиться рядами по дням недели.

Так, в одном ряду должны оказаться только «воскресенья», в другом – только «субботы» и т. д.

Предложите каждому игроку найти свой «вчерашний день» или «завтрашний», то есть того, у кого листочек с предыдущим или последующим днем. Победителем считается игрок, который ни разу не окажется не на своем месте.

Важно

Эта забавная игра подойдет всем детям, которые уже достаточно хорошо знают алфавит. Участвовать в ней может любое число игроков, начиная с двух.

По команде один из игроков начинает произносить весь русский алфавит в обратном порядке. При этом он должен стараться произносить буквы как можно быстрее, не допуская ошибок. Победителем считается тот, кто сделает меньше всех ошибок и произнесет весь алфавит за самый короткий отрезок времени.

Могут принимать участие дети дошкольного и младшего школьного возраста. Игра прекрасно развивает внимание и повышает скорость реакции. Вы можете использовать игру в качестве пятиминутной разминки.

Ведущим должен быть взрослый. Посадите или расставьте детей полукругом и встаньте к ним лицом. Поочередно громко и отчетливо отдавайте детям команды: «Солнышко!», «Заборчик!», «Камешки!», постоянно меняя слова местами. Дети должны реагировать на каждое слово соответствующим образом.

Если вы говорите: «Солнышко!», они должны поднять руки с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами. При слове «Камешки!» дети должны поднять руки со сжатыми кулаками. Когда вы произносите: «Заборчик!», дети поднимают руки с раскрытыми ладонями, но пальцы их плотно прижаты друг к другу. Темп игры вы должны постепенно ускорять.

Ребятишки, сделавшие ошибку, выбывают из игры. Победителем считается игрок, оставшийся последним.

В нее с удовольствием играют дети, начиная с самого младшего возраста. Она тренирует внимание и наблюдательность, а также дает прекрасную возможность подвигаться.

Выберите ведущего. Он должен встать лицом к остальным игрокам, расположившимся перед ним полукругом.

Совет

Ведущий начинает совершать какие-либо движения: махать руками, прыгать на одной ноге, качать головой, топать, кружиться на месте, приседать и т. д.

Остальные игроки должны повторять за ним все его движения, следя за тем, как быстро он их меняет. Тот игрок, который ошибается, сам становится ведущим. Играть можно столько времени, сколько она вызывает интерес у детей.

Игра хорошо тренирует внимание детей младшего и среднего школьного возраста. Она очень удобна тем, что играть в нее может большое число детей, и ее можно использовать как пятиминутную разминку во время урока.

К игре желательно подготовиться заранее. Если в классе она проводится регулярно, дети могут готовить свое новое задание к каждому дню. Разделите ребятишек на две команды. Каждой команде необходим учебник из тех, по которым дети занимаются в настоящее время. Выберите в учебнике какой-либо текст.

Теперь вам необходимо из одного предложения убрать какое-то слово так, чтобы смысл всего предложения изменился на совершенно противоположный. Этот «исправленный» текст перепишите и предложите другой команде. Ее задача – как можно быстрее найти «опечатку» и поставить пропущенное слово на свое место.

Лучше всего, если команды одновременно обменяются заранее приготовленными заданиями. Побеждает команда, быстрее исправившая текст.

В игре могут принимать участие дети любого возраста, начиная с дошкольников, так как она достаточно проста, но в то же время она требует большого внимания и прекрасно развивает скорость реакции.

Выбирают ведущего. Остальные выстраиваются в линию к нему лицом. Ведущий называет любой цвет, а дети должны быстро отыскать его в своей одежде и прикоснуться к этому месту рукой.

Теперь они могут пройти за спину ведущего. Тот, у кого в одежде нужного цвета не оказалось, может попытаться пробежать мимо ведущего, который должен постараться его поймать.

Если ведущему это удается, он меняется местами с пойманным.

Если нет возможности бегать, играйте стоя или сидя перед ведущим на стульях. Игроки могут не дотрагиваться до своей одежды, а называть какой-либо предмет, окрашенный в цвет, названный ведущим. Тот, кто не придумает своего варианта или повторит уже сказанное, меняется с ведущим местами.

18

Источник: https://www.booklot.org/genre/nauchnoobrazovatelnaya/prochaya-nauchnaya-literatura/book/psihologicheskie-igryi-dlya-detey/content/1436241-a-nuka-povtori/

Конспект развлечения «Мы — разведчики»

Возраст детей: средняя группа (4-5 лет).

Вид: совместная досуговая деятельность взрослых и детей.

Программные задачи:

1.  Способствовать у детей формированию патриотических чувств, гордости за героизм нашего народа в Великой Отечественной войне и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов – разведчиков.

2.  Развивать у детей физические качества: силу, быстроту, ловкость.

3.  Воспитывать в детях смелость, волю в преодолении препятствий.

4.  Способствовать сплочению детско-родительских отношений.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми «Наша Армия — победитель».

2. Чтение стихов, рассказов для детей о войне, о подвигах солдат.

3. Рассматривание альбомов о Российской армии, о разных видах войск: танкисты, летчики, пехотинцы – разведчики.

3. Художественное творчество. Рисование красками: «Танки едут на парад».

Ход мероприятия:

(Дети под военный марш входят в зал, садятся на стулья.)

Ведущий: 70 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, и 9 мая 1945 года люди встречали праздник мира – День Победы. Это самый светлый и любимый праздник нашего народа. Мы благодарны и будем всегда помнить тех, кто защитил нашу Родину от врага.

В эти весенние майские дни, отмечая День Победы, каждый из нас желает быть причастным к Великому празднику: ветераны надевают парадные мундиры с орденами и медалями, а мы прикрепляем вот такие (показывает на себе) Георгиевские ленточки, как символ Победы и возлагаем цветы к памятникам и обелискам, погибшим на войне солдатам и офицерам.

Дети читают стихи:

1. Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

2. Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

3. Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы?

Это значит нет войны.

4. Мы пока что дошколята,

Но шагаем, как солдаты.

Будем в армии служить,

Будем Родину хранить.

Дети исполняют танцевальную музыкальную композицию

с флажками и цветами.

Ведущий: Да ребята, много лет прошло после той войны, сейчас мы с вами живем в мирное время, можем спокойно играть, заниматься, гулять. Наша армия сильная, она защищает нас. В армии служат отважные, смелые, ловкие воины и вы вырастите, тоже пойдете служить в армию.

Читайте также:  36 неделя беременности: боли живота, выделения, токсикоз, замершая беременность

1-ый Ребенок:

Россия – огромная страна,

В ней армия отважна и сильна.

Мальчишки смелые растут

И вовремя на помощь ей придут.

2-ой Ребенок:

Мы только немного подрастем

И в армию российскую пойдем,

Мы будем доблестно служить,

И Родиной мы будем дорожить.

Дети исполняют песню «Когда я вырасту большим, я буду офицером».

(В зал входят клоуны Ириска и Клёпа с рюкзаком, здороваются с ребятами.)

Клёпа: (марширует) Раз, два, раз, два… вот так очень просто.

Ириска: Клёпа, ты, куда это собрался?

Клёпа: Я, Ириска, в армии служить хочу, в разведчики пойду!

Ириска: Разведка, это хорошо, но разведчики это особые воины, они всегда должны быть впереди и поэтому в разведчики берут только самых, самых сильных быстрых, ловких и отважных.

Клёпа: А как такими можно стать?

Ириска: Нужно дружить с физкультурой и спортом, по утрам делать зарядку.

(Обращаясь к ребятам.) Ребята, а вы занимаетесь физкультурой, делаете зарядку? (Ответы детей.)

Ведущий: Наши ребята сильные, ловкие и смелые.

Ириска: Сейчас и проверим, давайте поиграем с вами в разведчиков. Для начала посмотрим, какие вы внимательные разведчики. И так разминка для разведчиков, вставайте в круг.

Проводится игра под музыку «А ну-ка повтори».

(Дети повторяют движения за Клёпой и Ириской.)

Ириска: Молодцы, здорово размялись. Разведчики очень ловкие они могут преодолеть любое препятствие, и сейчас вам надо преодолеть вот такой тоннель (вызываем по два ребенка, можно сначала мальчиков, потом девочек).

Проводится конкурс «Тоннель».

(Нужно проползти по туннелю, обежать кегли и вернуться на место.)

Клёпа: Ловкость свою вы показали. Хорошо… а кашу в садике кушаете? Все, все? А для чего нужно по утрам есть кашу? (Ответы детей.) Правильно, сила разведчику очень нужна.

Чтоб в разведке вам служить,

Надо сильным, крепким быть.

И солдатская еда

Полезной быть всегда должна.

Каша, суп, компот, котлета,

Кто бойцам готовит это?

Дети: повара.

Проводится конкурс «Какая каша?»

(Дети с завязанными глазами по вкусу должны узнать кашу:

манная, гречневая, рисовая, овсяная.)

Ириска: Еда, едой, а разведчик еще должен быть метким стрелком. Мы для вас приготовили вот такие корзины — это мишень, а это мячики – гранаты. Задание такое: разведчику необходимо подбить вражеский танк, т.е. попасть мячиком-гранатой в корзину.

Проводится конкурс «Меткий стрелок».

(Нужно попасть мячиком в корзину.)

Клёпа: (обращаясь к взрослым) Дети отлично справляются с заданиями. А сейчас мы хотим посмотреть какие быстрые и ловкие наши папы. Двое пап выходите сюда. И так игра «Ловишки в мешках».

Проводится игра «Ловишки в мешках».

(10 детей на мячах фитболах прыгают по залу, двое пап в мешках их ловят,

можно повторить игру 2 раза с разными папами и детьми.)

Ириска: И так последнее важное задание — вместе мы сила. Перетягивание вот такого настоящего каната. С одной стороны папы, а с другой все дети.

Проводится конкурс «Перетягивание каната».

Ириска: Молодцы, ребята.Ты убедился, Клёпа, какие дети быстрые, ловкие смелые, сильные.

Клёпа: Здорово у вас получается. И, правда, Ириска, таких ребят в разведчики обязательно примут. А мне нужно сил набираться, спортом заниматься.

Ириска:

Источник: https://dohcolonoc.ru/utrennici/8935-konspekt-razvlecheniya-my-razvedchiki.html

Как научить дошкольника пересказывать текст

Когда ваш малыш подрастёт и пойдёт в школу, ему необходимо будет научиться хорошо читать и грамотно пересказывать прочитанное. Можно и нужно облегчить ребёнку эту задачу. Как? Начните заниматься развитием навыка пересказа уже в дошкольные годы.

Почему важно научить ребёнка правильному пересказу

Прежде всего важно понять, что хорошая память ещё не гарантирует способность ребёнка успешно справляться с пересказом прослушанного или прочитанного самостоятельно текста.

От малыша требуется не дословное воспроизведение, как при заучивании наизусть, а осмысленный, самостоятельный рассказ, творческая интерпретация повествования автора.

Обратите внимание

Конечно, при этом необходимо следовать сюжету, верно называть и описывать главных героев, не путаться в последовательности и мотивах их поступков.

Согласитесь, чтобы познакомиться с текстом, понять его и суметь, не отходя от сути повествования, рассказать о прочитанном/услышанном своими словами, одной лишь памяти недостаточно.

  • Внимание;
  • логика;
  • абстрактное мышление;
  • способность анализировать и делать верные выводы, —

задействуются все важные составляющие интеллекта, а значит, по способности ребёнка пересказывать можно многое сказать об уровне его интеллектуального развития.

Подробнее о пользе пересказа для детей дошкольного возраста вы можете прочитать в статье «5 причин учить ребёнка пересказывать».

Ну а теперь, разобравшись, ЗАЧЕМ учить ребёнка пересказу, давайте разберёмся, КАК это делать действительно эффективно.

Пересказываем первые тексты: 5 советов родителям

Совет 1. Внимание на ребёнка

Осваивать пересказ прежде, чем ребёнок овладеет связной речью, — занятие бессмысленное.

Если малыш всё ещё неумело собирает отдельные слова в полноценные предложения, если словарный запас его беден и однообразен, сосредоточьтесь на развитии речи, предлагая карапузу развивающие игры по возрасту и навыкам.

А вот если кроха не все звуки произносит чётко, но при этом говорит много и по делу, пересказ поможет вам автоматизировать непослушные согласные, с которыми у дошкольников дружба частенько случается не сразу и не просто.

Совет 2. Внимание на текст

Тщательно выбирайте первые тексты для пересказа с дошкольниками, ориентируясь на перечень требований:

  • Небольшой объём. Начинать можно с трёх простых предложений, постепенно наращивая их количество и размер.
  • Язык изложения соответствует возрасту ребёнка. Наличие новых слов допускается и даже приветствуется, но в ограниченном количестве и с обязательным понятным объяснением на стадии обсуждения текста для пересказа.
  • Увлекательный сюжет. Текст должен увлечь ребёнка — тогда в процесс активно вовлекаются непроизвольные внимание и память.
  • Прослеживается чёткая последовательность действий. В первых текстах для пересказа важно, чтобы ребёнок видел хронологию событий.
  • Наличие иллюстраций. Картинки, сопровождающие повествование, служат своеобразными «маячками», которые помогут малышу восстановить текст по памяти.

Совет 3. Читаем текст для пересказа правильно

Перед тем как читать текст, объясните ребёнку, какое задание ему предстоит выполнить. Расскажите, что значит «пересказать своими словами». В качестве примера можно изложить любимую сказку малыша.

Важно подчеркнуть, что сейчас от карапуза требуется спокойно и внимательно послушать, что вы ему прочитаете. Читайте выразительно, не торопясь, но не останавливаясь для объяснения отдельных моментов.

Интонацией подчёркивайте места, содержащие «маячки» — фразы или отдельные слова, на которые надо обратить особое внимание.

Совет 4. Разбор текста — важный этап успешного пересказа

После первого чтения важно вдумчиво разобрать текст, убедиться, что его смысл понятен ребёнку, объяснить непонятные сюжетные линии или отдельные трудные для малыша слова. Рассмотрите и обсудите картинки. Задайте вопросы, которые помогут выяснить, что усвоил малыш из прочитанного, что он запомнил, а где путается.

Основные вопросы выглядят следующим образом:

  • Кто?
  • Что делает?
  • Когда?
  • Где?
  • Как?
  • Почему?

Если потребуется, прочтите ещё раз те моменты, которые требуют разъяснения. Детям постарше на этом этапе можно и нужно задавать не только простые вопросы, прямые ответы на которые содержатся в повествовании, но и такие, которые потребуют от ребёнка усилия мысли, анализа поступков героев, поиска их мотивов.

После того как ответы на все вопросы будут получены, прочтите текст ещё раз. Теперь читайте без акцентирования на «маячках». Ровно, но выразительно.

Совет 5. Помогайте, но не забирайте инициативу

Возможно, пересказывать грамотно у ребёнка получится не сразу. Ваша задача — направлять, помогать ему овладеть этим важным навыком, но не выполнять всю работу за него.

Перескажите совместно с малышом, дополняя и уточняя его ответы, а затем попросите его пересказать весь текст самостоятельно. Но не торопите карапуза.

Дайте ему достаточно времени, чтобы упорядочить мысли и собрать их в понятное, грамотное, лексически и хронологически выдержанное повествование. И, без сомнений, ваш труд и терпение будут вознаграждены!

Подведём итоги:

  1. Пересказ — важный навык, развивающий интеллект ребёнка. Он приучает малыша внимательно слушать или читать текст, учит его мыслить, анализировать и делать выводы, выделять главное и ясно выражать свои мысли посредством устной речи.
  2. Важно правильно выбирать тексты, следуя принципу «от простого к сложному». Пусть в первом тексте для пересказа будет всего три предложения. Когда малыш будет справляться с таким заданием на отлично, выбирайте более сложные повествования. Но не форсируйте событий.
  3. Мало прочитать текст для пересказа. Необходимо провести беседу по прочитанному. Именно этот этап закладывает в дошкольнике навыки анализа полученной информации, что, в свою очередь, является залогом успеха в предстоящей школьной жизни.

Источник: http://nii-evrika.ru/kak-nauchit-doshkolnika-pereskazyvat-tekst/

» Как научить ребёнка пересказывать текст?

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст.

Читайте также:  Пшённая каша: калорийность, полезные свойства пшена

Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом.

От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.

Важность умения пересказывать

Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:

  • развитие памяти;
  • тренировка мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки анализа поступков других людей.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями

Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведения. Это должны быть:

  • не слишком длинные повествования (не забывайте, что ребёнок не способен долго концентрироваться на одном виде деятельности);
  • интересные сюжеты (малыш вряд ли заинтересуется нудным описанием природы);
  • запоминающиеся немногочисленные герои (в выбранных текстах не должно быть слишком много персонажей, более того, хорошо, если у каждого из них будут свои яркие отличительные черты).

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

Источник: https://paidagogos.com/kak-nauchit-rebyonka-pereskazyivat-tekst.html

Пересказ рассказов для дошкольников

Рейтинг:  4 / 5

В школе однозначно выигрывает ученик, имеющий хорошую связную речь. Как помочь ребятам как можно раньше научиться говорить связно? С помощью пересказа.

Содержание

Пересказ и связная речь

Пересказывать тексты особенно важно детям с речевыми недостатками. А таких нынче достаточно много. Бывает особенно обидно, когда ученик хорошо разбирается в математике, делая при этом в диктанте ошибки через слово.

Обучение пересказыванию с 5 лет полезно начинать обязательно. Обычная практика: взрослый читает, а потом предлагает пересказать или рассказать родственникам о прочитанном.

Здесь стоит учесть следующее: не каждый малыш прямо сразу станет пересказывать рассказы. Бывает, он не понимает, не анализирует услышанное и не может оформить понятное высказывание. Тогда следует начинать с самого простого.

Часто мамочки понимают детей, какой бы их речь ни была. Они не замечают проблем, искренне считая ребёнка преуспевающим. Чтобы проблему решать, её надо сперва увидеть.

Домашняя диагностика

  1. Послушайте внимательно, как выражает свои мысли ваш малыш, рассказывая что-то. Понимает ли кто кроме вас его высказывания?
  2. Поручите ребёнку что-то сделать и попросите повторить вашу просьбу в точности.

    Легко ли ему удастся по существу пересказать озвученное?

Если ребёнок пяти, а особенно 6-7 лет не может этого сделать, стоит начать пересказ рассказов.

Короткие рассказы имеются на нашем сайте в категории Чтение

Приёмы пересказа текстов

Повтори точно

Хорошо срабатывает с невнимательными детьми, слушающими в пол-уха.

Инструкция. Посмотри на меня. Пожалуйста, сделай (принеси, подай, убери, помоги…). Пожалуйста, повтори в точности моё поручение.

Не давайте поручения в пол-оборота, между делом. Только лицом к лицу. Если не воспроизведёт сразу, терпеливо и внятно, без раздражения повторите.

Играйте в игру, пока  повторять не станет легко. Надо месяц – играйте месяц. Дольше – значит дольше

Будьте терпеливы, не обижайте малыша комментариями: что так трудно повторить и прочими. Тогда можно рассчитывать на результат.

Методика В. К. Воробьёвой

Приёмы работы по обучению первоначальным навыкам связного высказывания. Работа велась с текстами линейной организации. Проще говоря, пересказ текстов «что за чем было».

Воробьёва применила предметно-графические схемы, помогающие детям понять правила пересказа рассказов. Они состоят из ряда рамочек. В них нарисованы предметы и живые существа, описанные в рассказе. Как выглядит рамочка смотрим ниже.

Важно

Предметы, связанные по смыслу, в рамочке размещаются напротив друг друга. Действия (глаголы) между предметами нарисовать отдельным рисунком невозможно. Они изображаются стрелками внутри рамки. Каждая рамка — отдельное предложение. Действия между ними (последовательность) также изображены стрелками.

Полностью графическая схема выглядит так (материал из книги Т. Бардышевой, Т. Чохонелидзе)

Два варианта работы со схемами В. К. Воробьёвой

Методика работы со схемами В. К. Воробьёвой применима как для обучения пересказыванию, так и для обучения рассказыванию (составлению рассказов).

1. Берем рассказ и по нему составляем схему. Читаем рассказ ребёнку с опорой на неё. Следя за содержанием текста по картинкам, ребёнок  лучше запоминает, а потом пересказывает рассказ.

2. Даём малышу схему и предлагаем по ней придумать рассказ.

Усложнение пересказа

Схемы можно усложнить, добавляя, например, качества предмета: чай душистый, горячий вкусный; конфеты ещё какие-то, гости весёлые и прочее. Договоримся, как будем изображать качества. Например, треугольниками. Наши логопеды говорят: «украсим рассказ красивыми словами». К сожалению, красивые слова нечасто употребляются в современной бытовой речи.

Таких графических опор можно заготовить достаточно много.

Самостоятельное рисование схем

А можно научить детей рисовать их самостоятельно. Получается образный план пересказа для дошкольников. Рисунки предметов будут не такие красивые, а схематичные. Но это легко исправить, взяв в руки цветные карандаши. Приведём пример. Возьмём коротенький рассказик о девочке Маше.

Вот примерно так это выглядит. Прочитать, нарисовать наглядно-графическую схему. Пересказать текст. Рисуя схемы достаточное время, дети научатся со временем рисовать их в уме. И это будет здорово! Сайт Нестандартные дети желает успехов.

Источник: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/pereskaz-rasskazov-dlya-doshkolnikov

Конспект ООД по развитию речи: Чтение и пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить…»

Автор: Кожевникова Евгения Анатольевна

Организация: ГБОУ школа № 709 ДО № 2

Населенный пункт: г. Москва

Цель: развитие связной речи у детей посредством пересказа литературного произведения.

Задачи:  познакомить детей с явлением, описанным в рассказе Л.Толстого; учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи. Учить детей обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании прилагательных с существительными.

Пособия к занятию : фланелеграф; плоскостные фигурки кувшина с водой на дне и птицы галки; стеклянный кувшинчик и камешки; колокольчик; мягкая игрушка Мишка; телефон звонящий игрушечный и телефон мобильный воспитателя; пинцет и мармеладные  «червячки» для угощения детей; книга с рассказом Л. Н. Толстого «Хотела галка пить…»; телевизор-ширма с экраном-окном ( в рост ребенка).

Ход занятия :

Воспитатель:  ( звенит колокольчиком, приглашая детей за столы)

Колокольчик прозвенел!

Значит, ждет нас много дел.

Ноги вместе, спинки прямо —

Пусть гордится вами мама.

Руки полочкой — вот так!

С мест кричать нельзя никак!

Ответить хочешь — не шуми,

А только руку подними.

Посмотрите, что я вам покажу. Это кувшин с водой ( на фланелеграфе). А это -птица. Не воробей, не синица! Птица галка. Галка и кувшин. Они похожи? Нет, конечно!

Галка  — черная, большая. Кувшин — стеклянный, высокий. Угадайте: про галку или кувшин я скажу? Умная…это?, новый..-это?, крикливая..-это?, прозрачный..-это?

Кто расскажет про галку? какая она? ( ответы детей с мест).

А кто расскажет про кувшин? (ответы детей).

Посмотрите, а что это галка делает? ( воспитатель водит фигуркой птицы вокруг кувшина, галка заглядывает в него, опускает клюв в кувшин).

Что делает галка? Чего она хочет?

Дети: — Пить хочет!

Воспитатель: —  А почему не пьет?

Дети: — Не может достать, воды мало.

Воспитатель:  — Как же помочь галке? ( Ответы детей).

Воспитатель:  — Есть еще одна возможность помочь галке. Смотрите! Вот у нас стеклянный кувшинчик, в нем мало воды. Вот камушки. Начну опускать их в кувшинчик. Что вы заметили?

Дети: — То, что вода поднимается к краям кувшинчика.

Воспитатель: — Еще продолжу бросать камушки. Что произошло с водой?

Дети: — Она поднялась до верха.

Воспитатель: — Можно теперь галке пить?

Такой способ добывания воды придумала сама птица галка! Об этом написал в своем рассказе великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Рассказ называется «Хотела галка пить..». Сейчас я его вам прочитаю.

1-е чтение рассказа.

Вопросы детям: о чем говорится в рассказе?

(Как галка хотела пить, набросала камешков в кувшин, вода поднялась и галка напилась).

Воспитатель:  — Да, галка как и мы бросала камушки в кувшин. Вот какая умная!

                                                              Ф и з к у л ь т м и н у т к а :

Воспитатель:   

—  Давайте все встанем и вместе со мной покажем в движении все действия галки. Я буду говорить про галку, а вы — показывать, что она делала.

Пить хотела птица галка,

Птица галка, птица галка,     (движения головы вверх-вниз)

Нам ее конечно жалко,

Очень жалко, очень жалко.  (Гладят себя по голове руками)

Вкруг кувшина все шагает,

Все шагает, все шагает,       (Ходьба на месте )

Как достать воды — не знает,

Нет, не знает. Нет, не знает.    (Пожимают плечами )

Стала думать, размышлять,

Размышлять, размышлять:  (пальцы к вискам, наклоны головы в стороны)

Надо камушков достать!

Да, достать ! Да, достать! (взмахи ладонями рук перед собой)

Полетела, натаскала.

Ох, устала! Ох, устала!   (машут крыльями ,в конце садятся на корточки)

Полкувшина набросала,

Набросала, набросала.  ( бросают воображаемые камушки)

И водичка поднялась,

Поднялась, поднялась!  (медленно встают, руки вверх)

Галка вволю напилась,

Напилась, напилась.  (хлопки руками вверх)

Очень умная ты, галка!

Да, да, да! Да, да, да!   (Руки полочкой, поучают указательным пальцем правой руки)

Это может пригодиться      (хлопают ладонями себя по груди )

Нам всегда!

Да!         (руки вверх)

Воспитатель:   

— Садитесь, дети, на место. (Раздается стук в дверь). Кажется, кто-то к нам пришел. Пойду открою. Ой, да это наш знакомый! Здравствуй, Миша! (Вносит игрушку -медведя).

Что случилось? Как дела в сказочном лесу?

Мишка

—  Здравствуйте! Тут сорока прилетала, всему лесу разболтала,

Чтоб спешили все в детсад поучиться у ребят.

Я вот первый прибежал, торопился так, устал!

Воспитатель:  

—  Что же, Мишка, отдыхай.

Слушай и запоминай!  (усаживает медведя)

И вы, дети, еще раз внимательно послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Хотела галка пить..» и запоминайте: как начинается  рассказ, что придумала галка и чем рассказ закончился. После чтения вы будете его пересказывать, чтоб Мишка тоже запомнил и рассказал своим лесным друзьям.

2-е чтение рассказа.

Воспитатель

—  Кто попробует из вас первым сделать пересказ?

Телевизор я включаю и  Наташу приглашаю. (можно назвать  любое  имя ребенка)

Мишка, ты пришел удачно прямо — Для тебя рассказ с экрана! 

(«включает» ТВ, из экрана выглядывает вызванный ребенок)

Рассказ 1-го ребенка. Анализ его пересказа.

Воспитатель:

— Миша, мы понятно говорим? Если хочешь, повторим.

Мишка:

—  Ну конечно же хочу!

Воспитатель

— Что ж, еще разок включу.

Телевизор вновь включаю

И Володю приглашаю!  (можно назвать имя любого ребенка)

Ну, Володя, начинай!

Мишенька, запоминай!

Рассказ 2-го ребенка. Анализ его пересказа.

Воспитатель:

—  Тише! Телефон звонит.

Слушаю. Кто говорит?

Две кукушки, две подружки?

Ладно, навострите ушки!

Ну-ка, детки, кто из вас

Повторит для них рассказ?

Рассказ 3-го ребенка. Анализ его пересказа.

Воспитатель:     (вновь слышит звонок)

— Теперь вот другой телефон!

Кто говорит? Слон?

Что вам надо? Шоколада?

Не хотите, значит, кушать…

Хочет слон рассказ послушать!

Дети! К трубке подойдите

И еще раз расскажите

Слонику про галку — птицу,

Пускай тоже удивится!

Рассказ 4-го ребенка. Анализ его пересказа.

Мишка:       

— Молодцы, ребята. Спасибо за интересные рассказы. Я всем в лесу расскажу про птицу галку. А вам от наших лесных птичек я принес полную баночку вкусных червячков! Угощайтесь! До свидания! (уходит).

Воспитатель:   

— Спасибо, конечно, Мишке за подарок. Но ведь мы не едим с вами червячков! Мишка сказал, что они вкусные…(нюхает). А пахнет ягодами лесными! Может, попробуем? Но для того, чтобы кушать червячков, мы должны стать птицами…Давайте я буду мама — птица, а вы тогда кто?

Дети:  — Птенчики!

Воспитатель:

—  А если я птица — галка, то вы?..

Дети:

— Галчата!

Воспитатель:

— Откройте клювики и получите вкусного червячка из сказочного леса!

Ведь вы постарались, хорошо занимались!

(Раздача пинцетом мармеладных «червячков» детям в «клювики»)

Занятие закончено.

Список использованной литературы:

1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»,М.,»Просвещение»,1983г.

Авторские разработки:

2. Стихи для физминутки и по ходу всего конспекта занятия;

Совет

3. Игровые приемы с текстами для пересказа детьми (приход Мишки, звонки птиц и зверей);

4. Сюрпризный момент (подарок из леса);

Пособие: телевизор — ширма в рост ребенка.

Источник: http://www.pdou.ru/categories/1/articles/1585

Ссылка на основную публикацию