Как развить осязание у малыша

Занятия с ребенком

  • Как готовить ребенка к школе. Несколько важных советов… (из книги В.Озерова Беседы с родителями незрячих детей)

    Вячеслав Дмитриевич Озеров — отец тотально незрячего сына, общественный деятель.

    Один из инициаторов создания и председатель АРДИЗ – одного из первых объединений родителей детей-инвалидов Санкт-Петербурга, впоследствии — вице-президент ГАООРДИ.

    Организатор летних социально-реабилитационных программ для детей-инвалидов по зрению, автор серии статей и книги «Беседы с родителями незрячих детей». Ниже приводится отрывок из главы «Готовимся к школе».          

  • Пять игр для развития зрительного восприятия: разложи по цвету

    Если у вашего ребёнка есть остаточное зрение и он может различать цвета, эту способность нужно тренировать. Это можно делать с помощью разнообразных игр. В этой статье мы собрали для вас некоторые из них, такие, в которые легко играть дома.

  • Почему мой ребёнок по всему стучит?

    Это одна из записей в блоге Шарлотты Меллор, мамы девочки Скарлетт из Англии. У Скарлетт в возрасте 4,5 месяцев диагностировали гипоплазию (недоразвитие) зрительного нерва, которая привела к полной слепоте. Миссис Меллор создала сайт и портал для родителей незрячих детей throughscarlettseyes.com, где делится своим опытом.

  • Играем… Сенсорные шарики

    Разнообразные игры для развития чувств (осязания, обоняния, слуха, вкуса, чувства равновесия и положения в пространстве и т.д.) очень важны для незрячих детей. Эта игра тренирует моторику и чувствительность пальцев, развивает интерес ребёнка к разным материалам и текстурам, помогает развивать остаточное зрение.

  • Играем… Мяч с бубенчиком

    Чтобы познакомить незрячего или слабовидящего ребёнка с игрой в мяч, лучше начать с надувного пляжного мяча. Такие мячи достаточно большие, обычно яркие и катятся медленнее, чем другие виды мячей.

  • Играем… Прыжки сверху вниз

    Это упражнение поможет развивать двигательные навыки: перенесение центра тяжести, удержание равновесия, прыжки вниз.

  • Играем… Двигательная активность

    Что можно делать для того, чтобы развивать двигательные навыки, органы чувств, ощущение собственного тела у незрячих дошкольников и детей со множественными сочетанными патологиями?

  • Играем… Брось мешочек

    Это упражнение развивает двигательные навыки и помогает незрячему ребенку научиться бросать предметы. Оно может проводиться как отдельная игра или использоваться как подготовительное для спортивных и подвижных игр.

  • Играем… Бег

    Для маленького ребёнка бег — это способ высвободить энергию, почувствовать свою силу («Не догонишь!») и развить ощущение собственного тела в пространстве. Родители слепых и слабовидящих детей обычно даже не думают о том, что их ребёнок тоже может и должен бегать, а если и думают, то эти мысли часто связаны со страхами:

  • Учим, играя. Что не так?

    Для ребёнка с нарушением зрения необходимо научиться правильно вести себя с другими людьми, определять их эмоции и реагировать соответственно.

  • Учим, играя. Съедобное-несъедобное

    Уметь приготовить себе еду очень важно, но сначала нужно научиться определять, что можно есть, а что нет. Это упражнение поможет незрячим детям научиться самим выбирать для себя продукты, а также познакомиться с правилами безопасности, развить умения решать жизненные задачи и рассуждать.

  • Учим, играя. Сравнения

    Если незрячий ребёнок умеет сравнивать предметы, устанавливать, чем они похожи, а чем различаются, ему будет проще осмысливать окружающий мир. Это упражнение поможет развить навыки классификации, речь и мышление ребёнка, научиться находить сходство и различие.

  • Учим, играя. Составляем набор туалетных принадлежностей

    Для детей с нарушениями зрения, а особенно со сложной сочетанной патологией, важно выполнять осмысленные практические задания дома и на занятиях. Это помогает им формировать навыки, которые помогут им подготовиться к самостоятельной жизни. Это занятие можно проводить, например, перед поездкой в бассейн или к бабушке.

  • Учим, играя. Сортируем и упаковываем пуговицы

    Это упражнение помогает развивать у дошкольников навыки, которые помогут им в дальнейшем в учёбе и работе.

    Здесь на простом материале (разнообразные пуговицы) ребёнок учится сортировать предметы, упаковывать их, развивает навыки счёта, мелкую моторику и чувствительность пальцев.

    Это задание можно использовать как подготовительное для изготовления какой-либо поделки, обучения пришиванию пуговиц и т.д.

  • Учим, играя. Пакет монет

    Для незрячего ребёнка важно иметь практическое представление о деньгах. Ребёнок-дошкольник уже вполне может сделать небольшую покупку в магазине сам, но для этого ему нужно научиться различать монеты по достоинству и уметь набирать ими разные суммы.

  • Учим, играя. Общение по телефону

    Умение звонить и общаться по телефону важно в жизни любого человека. Это упражнение поможет развивать коммуникативные навыки через игру.

  • Учим, играя. Найди все…

    Когда ваш малыш научится выбирать из 6-8 разных предметов именно тот, который вы его просите, он готов к тому, чтобы работать над умениями классификации. Это упражнение также поможет ему научиться выбирать нужный предмет из нескольких, развивать навыки обследования предметов и ориентировки в малом пространстве.

  • Приём рука-в-руке

    Если ваш ребёнок незрячий или слабовидящий, то ту же информацию, которую зрячие дети получают с помощью зрения, он получает при помощи рук. Ему может быть непонятно, как устроена вещь, пока он её не потрогает.

    Осязание, слух и обоняние — важные источники информации для вашего ребёнка.

    Чтобы помочь ему узнать больше о мире вокруг него и о вещах, которые находятся рядом, старайтесь включать все чувства вашего ребёнка, когда вы играете с ним, занимаетесь, объясняете что-то или просто каждый день проводите время вместе.

  • Незрячий ребёнок: часть семьи, часть мира. Жесты

    Не стоит ошибочно предполагать, что, только потому, что ваш ребёнок слепой, он не в состоянии замечать жесты, которыми пользуются зрячие, и сам пользоваться ими. Когда человек, который стоит вблизи незрячего, делает какой-то жест, мы можем это почувствовать — не что именно он сделал, а то, что определённо его руки, плечи или голова двигались. Кстати, выражение лица влияет на голос.

  • Незрячий ребёнок часть семьи и мира. Повседневные дела

    Меня каждый раз неприятно поражает, когда я слышу о незрячих детях школьного возраста, которые не умеют сами застёгивать куртку, завязывать шнурки или застёгивать пуговицы. Я знаю некоторых незрячих подростков, которые не в состоянии надеть серьги, вымыть голову или сделать себе причёску.

    Но проблема гораздо шире, чем вопросы личной гигиены и ухода за собой. Многие незрячие дети понятия не имеют, как убрать кровать, почистить обувь, налить себе стакан молока или открыть дверь ключом. Один мой знакомый тифлопедагог называет это «синдром волшебной феи».

    Незрячий ребёнок, которому всё приносят и дают в готовом виде, убеждён, что так оно и должно быть, что всё происходит само по себе, как по волшебству.

  • Как развивать сенсорные чувства. Слух.

    Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Через эти виды восприятия мы осознаем самих себя и контактируем с миром. Однако в своем дальнейшем многие из нас утрачивают полноту осознания своих ощущений.

  • Как развивать сенсорные чувства. Осязание.

    Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Через эти виды восприятия мы осознаем самих себя и контактируем с миром. Однако в своем дальнейшем многие из нас утрачивают полноту осознания своих ощущений.

    Но к чувствам необходимо относиться с уважением —  ведь они оказывают такое мощное воздействие на нашу жизнь.

  • Как развивать сенсорные чувства. Обоняние.

    Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Через эти виды восприятия мы осознаем самих себя и контактируем с миром. Однако в своем дальнейшем многие из нас утрачивают полноту осознания своих ощущений.

    Но к чувствам необходимо относиться с уважением —  ведь они оказывают такое мощное воздействие на нашу жизнь.

    Особенно велика роль развития сенсорных чувств (осязания, слуха, вкуса, обоняния) у детей с нарушением зрения, так как с их помощью формируются зрительные восприятия и представления, эмоциональные переживания.

  • Как выбрать игрушку для незрячего ребёнка?

    Когда вы приходите в магазин, для того, чтобы выбрать своему незрячему или слабовидящему ребенку полезную и интересную игрушку, советуем воспользоваться нашей шпаргалкой.

  • Читаем вслух

    Дети, у которых лучше развито умение слушать, легче овладевают грамотой, лучше учатся и общаются. Это важное умение развивается лучше всего, когда вы читаете своему ребенку книжки вслух.

    Умение слушать жизненно важно для слепых и слабовидящих. Его нужно развивать целенаправленно, начиная с самого раннего возраста и на протяжении всего процесса развития ребёнка. Развитие навыков слушания важно и для формирования грамотности. При этом слушание не должно заменять собой чтение.

  • Развиваем речь и учим общаться

    Расширение словарного запаса – очень важная задача. Но незрячий или слабовидящий ребёнок быстрее запомнит и лучше поймёт смысл слов, обозначающих предметы и действия, которые связаны с его непосредственным чувственным опытом (с тем, что он сам делал, трогал, нюхал и пробовал на вкус).

    Скорее всего, он практически не будет использовать слова, которые обозначают удалённые объекты, например, «луна» или «горы», потому что у него с ними не связан никакой чувственный опыт.

    Если зрячий ребёнок может составить представление о вещах, с которыми он никогда не сталкивался, по картинкам в книжках, то незрячему недоступно и это.

  • Пользуемся ножницами

    Возьмите ножницы в руку, пусть ребёнок обследует положение ваших пальцев и поймёт, как правильно их держать. С помощью приёма «рука на руке» (вы держите ножницы, рука ребёнка лежит сверху на вашей) покажите нужное движение.

  • На кухне: развиваем зрительное восприятие

    Маленькие дети учатся новому, играя. Вот хорошая игра для слабовидящих. Она направлена на то, чтобы научить ребенка правильно оценивать расстояние и воспринимать объекты в объёме.

  • Как рассказать незрячему ребёнку о цвете?

    «Я никогда не видела цвет, поэтому я не думаю, что понимаю, что это такое. Но при этом я знаю, какого цвета многие вещи: вороны чёрные, листья на деревьях зелёные, а волосы у людей бывают светлые, коричневые, чёрные, седые — а покрасить их можно в любой цвет, который вам больше нравится.

  • Как адаптировать игрушки для незрячего или слабовидящего ребёнка

    Большая часть игрушек, книжек и других материалов для маленьких детей рассчитана на то, что их будут разглядывать.

    Это значит, что многие из них нужно будет адаптировать для того, чтобы незрячему или слабовидящему малышу тоже было интересно с ними играть.

    Что значит адаптировать? Если у ребёнка есть остаток зрения, то можно изменить внешний вид игрушек, сделав их более яркими и контрастными. Для незрячих детей игрушки можно сделать более интересными на ощупь.

  • Источник: http://www.seemeproject.ru/sovety/zanyatiya-s-rebenkom/kak-razvivat-sensornye-chuvstva-osyazanie/

    Развитие осязания у новорожденных

    Интересные занятия и упражнения с новорожденным ребенком по развитию осязания. Советы родителям.

    Осязание – первая чувственная способность, которая появляется у зародыша. На 6-ой неделе беременности можно обнаружить первые реакции рта на некоторые раздражители.

    К 7-8-ой неделям беременности тактильные рецепторы полностью развиваются на ротике зародыша, а к 11-ой неделе такие рецепторы появляются уже на всем его теле, на ладонях рук и на подошвах ног.

    Начиная с 20-ой недели уже все тельце эмбриона реагирует на прикосновения.

    Обратите внимание

    Чувство осязания функционирует в полную силу, начиная с самого рождения. Даже когда ребенок еще не в состоянии производить осмысленные движения, он очень чувствителен к любым прикосновениям. Так, например, когда вы помещаете свой палец в его ручку, он рефлекторно сжимает его.

    С 3-4-х месяцев ребёнка начинают интересовать предметы различные на ощупь, разные по форме. Игры на специальных развивающих ковриках, перелистывание книг, игрушки с шуршащими игрушками, ощупывание разнообразных поверхностей – всё это полезно для развития осязания. И все игры можно придумать самостоятельно.

    Развитие осязания с помощью тактильных мешочков

    Заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения. Массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.п. Чтобы ребенок знал, как называются части его тела, обращайте внимание малыша то на ножку, то на ручку, то на животик.

    Читайте также:  Субсерозная миома матки:симптомы и лечение

    Лоскутное одеяло. Сделайте такое одеяло из кусочков ткани разной фактуры (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.). Дайте его ребенку в качестве игрушки, чтобы он «тренировал» свое осязание. Я сделала мешочки из различных тканей и наполнила их по-разному: гречка, рис, горох, вата, фасоль и т.д. Малыш с удовольствием занимался.

    Яркие рукавички. Чтобы развить хватательный рефлекс, управляемый взглядом, нужно, чтобы малыш понял, что у него есть руки. Для этого сшейте яркие рукавички, отличающиеся по цвету от его одежды: возьмите маленькие носочки, отрежьте переднюю часть, и сделайте сбоку отверстие для большого пальца. Наденьте рукавички на ребенка. Зеркала, установленные в кроватке, усилят эффект.

    Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней. Затем приучите малыша брать и отдавать предмет.

    Источник: http://mamsik.net/obuchenie/22-razvitie-osyazaniya-u-novorozhdennykh.html

    Как развивать осязание у ребенка до года?

    Несмотря на то, что большую часть информации взрослые люди обычно получают через зрение, все же именно осязание начинает развиваться самым первым. Начиная с седьмой недели от зачатия уже можно говорить о некоторой чувствительности маленького организма в области рта и ладошек.

    В утробе малыш «познает» свое убежище и может ощущать прикосновения к материнскому животу – мама, папа и другие близкие родственники должны почаще общаться с человечком, который вскоре станет полноценным членом семьи.

    Трогайте, поглаживайте, обнимайте, целуйте – уже в три месяца кожа плода обладает функцией осязания.

    Казалось бы, осязание – второстепенное чувство по сравнению со зрением и слухом, но только оно дает нам узнать, что такое холодно или горячо, мокро или сухо, так мы познаем фактуру, плотность и другие качества, которые невозможно уловить другими чувствами.

    Как только малыш появляется на свет, он нуждается в защите как фактической, так и психологической. Самое лучшее, что можно сделать для только что рожденного человека, это дать ему соприкоснуться с родной матерью.

    В первые месяцы жизни проводите максимально возможное время с ребенком: кормите грудью, спите вместе (при условии соблюдения всех мер безопасности), гладьте, легонько массажируйте, целуйте. Вводите разнообразие в контакты: проводите по коже или давайте пощупать перышко, шерсть, атлас, хлопок, дерево, камень.

    А в три месяца можно уже разминать малыша, развивая при этом у него ощущение своего тела, а соответственно, и владение им. Также удивительным является контакт с водой при купании или других гигиенических процедурах.

    Важно

    С четырехмесячного возраста приступайте к планомерному осмыслению окружающего мира. Для начала познакомьте ребенка с его жилищем.

    Рассказывайте о разных предметах и поверхностях дома, давайте к ним прикоснуться (к стене, столу, окну и т.д.

    ) В этом возрасте вам придут на помощь различные приспособления: игровой развивающий коврик и специальные детские игрушки. Малышу предстоит освоить формы и текстуры.

    В семь месяцев маленькие ручки уже могут перелистывать страницы плотных книжек, катить предметы, трясти. Ребенок в этом возрасте уже хорошо переворачивается и садится, что позволяет прикоснуться к новым ощущениям. Вкус – это тоже осязание, так что прием пищи полезен во многих отношениях. Разнообразная еда позволит также узнать о температурах – холодный йогурт, теплый суп, горячий компот.

    Сейчас и в дальнейшем в задачи родителей по развитию их чада будут входить обеспечение свободного доступа ко множеству различных по своим осязательным качествам предметам и вовлечение малыша в особые занятия. Игры, способствующие развитию осязания, можно придумать самим или воспользоваться богатым опытом педагогов и психологов, описанным во множестве изданий.

    Жизнь имеет огромное количество сторон и дарит нам множество впечатлений, а потому очень важно своевременно подготовить ребенка к максимальному восприятию, а значит – и к максимальным возможностям.

    Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/61433138-942627/

    Развитие осязания у малыша « Твой малыш!

    Развитие осязания у малыша

    6 Ноябрь 2014

    Осязание – очень важное чувство дл младенца. Наряду с обонянием оно играет важную роль в жизни ребенка в первые недели жизни.

    Именно за счет осязания, а точнее впечатлений, полученных от прикосновений, младенец получает 80% всей информации. Поэтому, чтобы понять, какие предметы его окружают, малышу нужно их потрогать.

    Зрение же в этот период развито не достаточно и лишь со временем станет для ребенка основным источником понимания окружающего мира.

    Но очень важно, что соприкасается с малышом, и с чем он соприкасается. В первую очередь, это, конечно, ткани. Всем известно, что в уходе за младенцем должны использоваться только ткани из натуральных волокон.

    Совет

    Необходимо избегать всякой синтетики (даже примеси синтетики), особенно в пенках. Кроме того, прежде чем использовать пеленку даже из натуральных тканей, ее необходимо несколько раз постирать, чтобы она стала более мягкой.

    Ведь новая ткань достаточно грубая и может оставлять отпечатки на нежной коже малыша.

    Что касается вопроса о необходимости гладить пеленки для новорожденного, то это спорный вопрос. Ранее считалось, что это необходимое мероприятие, которое обеспечит стерильность ткани.

    Но последние исследования показали, что во время глажки на материале остается слой положительно заряженных ионов, который не очень полезен для кожного баланса малыша.

    Поэтому если пленки стирались при высокой температуре и сушились в нормальной обстановке, гладить их не обязательно.

    Еще один важный момент – нужны ли малышу варежки «царапки», не мешают ли они детскому осязанию, не тормозят ли его развитие? Многие педиатры советуют надевать их только, если малыш ведет себя очень нервно.

    Остальные детки вполне могут обойтись без них. Ведь в первые дни жизни малыш и так не может себя поцарапать, поскольку ручки сжаты в кулачки.

    А надетые варежки значительно сократят впечатление рецепторов на ладонях.

    Нельзя забывать о контакте кожи малыша с кожей мамы и папы. Специалисты говорят, что ребенок чувствует эмоциональное состояние родителей, которые его держат на руках, по тонусу мышц родителей.

    Обратите внимание

    Если ладони взрослого напряженные, слегка потные, то малыш ощущает тревогу родителя и сам начинает себя вести беспокойно.

    К примеру, если папа держит на руках новорожденного и сильно волнуется, малыш может заплакать, но это не сигнал, что папе не стоит держать кроху, это, напротив, значит, что папе необходимо держать младенца почаще и стараться не волноваться, убеждать себя, что он все делает правильно.

    Кроме простых прикосновений, маме будет хорошо освоить «материнский массаж». Он сделает руки мамы (и папы) более уверенными и обеспечит малышу приток приятных осязательных впечатлений.

    Понравилась наша статья? Поделись с другими:

    Источник: http://tvojmalysh.net/razvitie-osyazaniya-u-malysha.html

    Как за 5 минут в день развить 5 чувств и улучшить восприятие информации

    Как-то я задумалась, как сделать так, чтобы память работала лучше и не приходилось обращаться к специалистам, чтобы вспомнить самые важные моменты в жизни.

    И я поняла, надо задействовать все каналы восприятия – зрение, слух, обоняние, вкус, ощущения, чувства – тогда события будут оставлять яркий след в памяти.

    К тому же такие воспоминания – сокровища для души.

    Восприятие событий всеми органами чувств позволяют проживать жизнь наполнено, и именно они превращают простые моменты жизни в драгоценности.

    В этой статье хочу предложить способы, как развить 5 чувств, улучшить восприятие информации и насытить жизнь новыми эмоциями.

    Предлагаю каждый день начинать под девизом: Я открываю этот чудесный мир вокруг!

    Необходимо включить внимание и проводить маленькие исследования.

    Развитие 5 чувств: 5 простых и эффективных упражнений

    1. Развитие зрительного восприятия: порадуйте глаза

    Помните выражение «глаз радуется»? Так обычно говорят, когда приятно на что-то смотреть.

    Важно радовать себя и расширять свое зрительное восприятие. Это могут быть и не новые вещи, но когда начинаешь осознанно обращать внимания на вещи – их объем, цвет, текстуру, необычность и уникальность – это включает в мозгу реакцию

    «ага, сколько разного я вижу» — «видеть – это прекрасно!»

    Спросите себя: а что радует мои глаза? На что мне приятно смотреть?

    Это может быть и красивый закат, когда солнце светится багрянцем.

    И как течет речка, обходя пороги.

    И движение колосьев пшеницы на поле.

    Кроме этого, чтобы развить зрительное восприятие, замечайте детали окружающего мира:

    • как зовут продавца в магазине,
    • сколько колон у здания, мимо которого проходите на работу,
    • каким рисунком выложена плитка в магазине.

    2. Развитие слухового восприятия: пусть мир зазвучит

    Звуки сопровождают нас с самого рождения. Еще будучи у мамы в животике, ребенок различает тембр, интонацию родителей.

    Никогда не бывает полной тишины. Звук – это вибрация, и даже звуки, которые не воспринимает человеческое ухо, оказывают на него влияние.

    Современного человека в городе окружает столько громких звуков, что ухо же не воспринимает тихие звуки и мы сами привыкаем говорить громко.

    Подумайте: что приятно мне слышать?

    • Это могут быть приятные слова родного человека
    • Звук колокольчика
    • Звук дождя

    Каждый день тренируйте свой слух! Слушайте звуки разных тембров.

    Обращайте внимание на то, что слышат ваши уши в разные моменты, сколько этих звуков способны воспринимать одновременно.

    Отмечайте нотки интонации у близких. Это позволит не упустить важные моменты в общении.

    3. Развитие обоняния

    Подумайте только: человек способен воспринимать более 10 000 запахов!

    Запахи могут возбудить или отбить аппетит, изменить настроение и желания, повысить или понизить работоспособность и даже заставить купить не очень нужную вещь.

    Запахи легко могут «всколыхнуть» нашу память, вернуть давно забытые ощущения, например из детства. Можно даже вспомнить запах маминого молока или запах домашних пирогов.

    Важно

    Запахи непосредственно связаны со способностью запоминать. Все дело в том, что центр обонятельного анализатора находится у человека рядом центром, отвечающим за наши эмоции и память.

    Поэтому запахи для нас являются эмоционально окрашенными, пробуждая не логическую, а эмоциональную память.

    Как улучшить обоняние?

    Во-первых, осознанно обращайте внимание на запахи вокруг.

    Если взять за привычку нюхать продукты, вещи, то скоро заметите, что можете отличать оттенки и нюансы и улавливаете те запахи, на которые не обращали раньше внимание.

    Во-вторых, усиливать обоняние могут вещества, возбуждающие нервную систему: кофеин, витамин А, который входит в состав обонятельных клеток, и витамины группы В.

    4. Развитие вкуса: попробуй мир на зуб

    По данным ученых, ребенок в утробе мамы чувствует вкус.

    Ученые установили, что после введения в околоплодные воды ребенка глюкозы усиливаются глотательные движения. На вкус йода ребенок кривится от отвращения.

    Почему с возрастом теряем вкусовое восприятие?

    Скорость жизни такова, что мы привыкли закидывать еду на ходу.

    Да еще и привычка употреблять наполовину синтетическую еду или еду, напичканную усилителями вкуса привела к тому, что мы с трудом различаем вкусы.

    В программе здоровья на первом канале проводили эксперимент. Людям завязывали глаза и предлагали разгадать продукт. Удивительно, что люди почти не могли угадать продукт, даже клубнику.

    О каких проблемах говорят вкусы?

    Почему тянет на сладкое?

    Налегание на шоколад и на сладкое говорит о том, что

    • не хватает ласки и
    • душевного тепла.

    Такому человеку проще съесть сладкое, чем смиренно попросить о тепле и прикосновении другой души.

    Любители острой пищи

    Предпочтение остром блюдам говорит о том, что

    •  мало уверенности в себе,
    •  есть скрытое желание повелевать,
    • есть скрытое желание сверхдраматических ситуаций, сенсаций, того, что заставит в дальнейшем содрогнуться.
    Читайте также:  Понос и тошнота: признаки беременности

    Перестаньте повышать собственную самооценку за счет принижения и оценивания других.

    Важно научиться договариваться с другими людьми, учиться быть равными, учиться видеть чудо каждый день и ценить каждый момент бытия как неповторимый и уникальный миг Вселенной.

    Тянет на кислое и солёное, острое?

    Солёное – снимает негатив  с физического и эмоционального тела.

    СОВЕТ: осознайте присутствия негатива в конкретном участке и пошлите любовь этому участку тела. Тем самым негатив трансформируется в свет и желание есть солёное (в большом количестве) отпадёт.

    Страсть к кислому может говорить об открытом или скрытом пессимистическом отношении к миру.
    Окружающее пространство видится в тёмных и безрадостных тонах.

    СОВЕТ: освободитесь от боли обид и начните замечать/находить то, за что можно поблагодарить в своей жизни.

    Предпочтение горькому говорит о склонности к ссорам и агрессии.

    5. Развитие тактильных ощущений

    Только подумайте, осязание – это первое чувство, которое развивается в эмбрионе!

    Развитие осязательных чувств у эмбриона и соотношение их к развитию других чувств, таких как зрение, стало предметом большого количества исследований.

    По данным ученых, у младенцев наблюдались большие проблемы с выживанием в случае, если у них не было развито чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать.

    Прикосновения играют в нашей жизни большую роль и во взрослой жизни. Они вызывают в организме выработку гормонов счастья, способствуют хорошему самочувствию.

    Прикосновения воздействуют одновременно и на тело и на сознание.

    Включите осознанность в том, что вы можете почувствовать телом.

    Составьте список, как вы можете понежить себя:

    • побаловать себя массажем,
    • купить мягкое постельное белье,
    • покапаться в земле,
    • насыпать гречки в носки (это и полезный массаж ступней).

    Включите в него обязательно познание новых тактильных ощущений! Благодаря развитию телесной памяти можно воскресить в памяти любые события из жизни.

    Я вспоминаю, как в детстве в санатории мне приписали грязевые обертывания, полведра на область спины. Это были новые тогда ощущения). И я их помню до сих пор!

    6. Развитие чувств: откройте свое сердце

    Жизнь без чувств была бы пресной. Однако приходится встречать людей, о которых можно сказать безчувственный.

    Причин закрытого сердца может быть множество. Об этом можно почитать в отдельной статьи и даже пройти практику по выстраиванию личных границ.

    Вопрос в другом: как вернуть радость и весну жизни?

    Совет

    Давайте подумаем, если центр чувственного восприятия – наше сердце, то антенки, которые насыщают его – это наши пальчики, кожа, уши, глаза, нос, язык.

    Значит, чем больше мы радуем себя, позволяем видеть и слышать прекрасное, открываем для себя весь спектр вкусов и запахов – тем больше мы чувствуем этот мир, чувствуем себя счастливыми.

    Зачем уделять внимание своим чувствам?

    Чувства – это то, что составляет опыт души и богатство нашей жизни.

    Чувства напрямую связаны с памятью. Чувства — это инструмент души. То, что остается с нами из жизни в жизнь.

    Они настолько влияют на нас, что порой тяжело вспомнить детство тем, у кого много боли и переживаний, память блокирует такие воспоминания, работает в качестве предохранителя.

    Приятная новость: чувственное восприятие жизни можно вернуть.

    Вспомните, что вы любили делать в детстве, и что приносило много радости, веселья и задора?

    Окунитесь в детские воспоминания и с детской непосредственностью и азартом исследователя взгляните на мир по-новому.

    Хочется напоследок процитировать одного мыслителя:

    Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот безконечно продлевает свою жизнь.

    П.С. Уверена, вы найдете практическое применение этой информации.

    Буду признательна, если поделитесь статьей с друзьями

    Напишите, какое чувство вы будете развивать уже сегодня.

    Источник: https://glazamidushi.ru/razvitie-5-chuvstv/

    Развитие осязания у детей | Развивающий массаж для детей

    Развитие осязания у младенца развивает и другие чувства.

    Осязание тесно связано со вкусом (младенцы часто пробуют ртом), со зрением (руки — это настоящий второй орган зрения), со слухом (вибрации передаются и через кожу), с чувством равновесия (благодаря вестибулярному аппарату), с самоориентировкой (при перемещении осязание информирует вас о положении относительно поверхности). Чувства, прежде всего осязание, помогают осознавать мир, окружающий младенца.

    Язык тела

    Язык тела — это способ взаимопонимания, который младенец устанавливает со своим окружением.

    В первое время полностью зависимый от вас, он должен распознавать ваши намерения по звуку вашего голоса, по движениям вашего тела, по тому, как вы берете его на руки, как массируете, даже по вашему запаху. Даже лучше, чем вы сами, он умеет распознавать ваше эмоциональное состояние и настроение.

    Обратите внимание

    Прикосновение — это близость, требующая искренности, «настоящести» и внимания к другому. Именно с вашей помощью младенец учится считаться с другими людьми, а главное — верить в себя и свое окружение.

    Прежде всего, подпитывайте себя, самих себя, живите своей жизнью. Чтобы давать, необходимо и получать… Делайте себе массаж, чтобы «дойти до глубин», занимайтесь йогой, тайчи, бегайте, катайтесь на велосипеде, приносите пользу своему телу (фото 5).

    Если вы кормите грудью, употребляйте здоровую пищу, отдавайте предпочтение полезным жирам, и ребенок получит из вашего молока больше, чем только от массажа.

    Развивающий массаж для детей

    Развивающий зрение массаж для детей

    Во время массажа смотрите в глаза младенцу. Смотрите также на ту часть тела, которую массируете, это заставит ребенка следить за вашим взглядом и начать осознавать свое тело. Вы можете, например, продолжать движения, как будто удлиняя его ножки: младенец будет следить за вашими движениями и взглядом как за танцем, это даст ему информацию о положении его тела в пространстве.

    Развивающий слух массаж для детей

    В животе матери ребенок был окружен разными шумами: когда вы его массируете, можете разговаривать, петь, издавать различные звуки, а также обязательно подражайте лепету вашего младенца (это очень полезно для его развития и вовсе не сделает его идиотом!). Можете, к примеру, пересчитывать пальчики или называть части тела.

    По мере роста ребенок начинает воспринимать связные звуки. Можете включить негромкую музыку, необязательно колыбельную, но и вашу любимую, если ребенок реагирует положительно.

    Развивающий чувство равновесия массаж для детей

    Хотя он управляет нашим положением в пространстве, прежде всего относительно земли, вестибулярный аппарат мало изучен. Он становится постоянно востребован по мере взросления. Но нуждается в особой стимуляции с первых же месяцев жизни, когда младенец еще не умеет передвигаться.

    Развивающий чувство обоняния массаж для детей

    Запах, обонятельная среда, созданная несколькими каплями ванили или флердоранжа на ватке или бумажной салфетке, добавят пользы при массаже. Избегайте веществ, которые могут оказаться токсичными, или сильно пахнущими. Запах, который нравится вам, может оказаться для младенца слишком агрессивным, так же как яркий свет для этого маленького существа, недавно вышедшего из сумрака.

    Стимулируем все чувства с помощью массажа

    Как стимулировать все чувства одновременно? Очень просто: баюкайте вашего младенца. Колыбельная песня, люлька, укачивание действуют на все чувства. Движение и музыка. Добавьте чуть-чуть аромата (лучше всего ваниль или флердоранж).

    Понятно, что преимущественней кормление грудью, поскольку это напоминает о многом, что младенец знал еще до рождения: тепло, звук и ритм сердца, молоко (похоже на околоплодную жидкость), объятия и покачивание. Купание тоже напомнит младенцу о приятной жизни до рождения: тепло, влажно и легко.

    Важно

    В воду тоже можно добавить чуть-чуть экстракта лаванды или флердоранжа, а также овсяной пудры.

    Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/raznyj_detskij_massazh.html

    Осязание — развитие от зачатия до года

    Ребенок воспринимает мир с помощью пяти чувств, каждое из которых дает ему уникальную информацию о мире.

    С помощью осязания он знакомится с ним на ощупь.

    Способность человека ощущать прикосновения и реагировать на них формируется еще в утробе

    и наиболее интенсивно развивается во время беременности и первого года жизни. Исследования определили, что уже на шестой неделе беременности губы и нос малыша способны к осязанию.

    К 9-й неделе на прикосновение могут реагировать глаза, подбородок и руки, а к 10-й неделе более чувствительными становятся и ножки.

    К концу третьего месяца практически все тело малыша способно реагировать на прикосновения.

    Если мама ожидает двойню, то в это же время малыши уже могут общаться через прикосновения. Эти контакты помогают развивать реакцию во время роста в утробе

    Мама также может наладить контакт со своим младенцем, поглаживая живот там, где находится спинка малыша. Если повторять это действие в одно и то же время дня, то ребенок будет ждать тактильного общения и реагировать на него толчками.

    После 25-й недели беременности ребенок реагирует не только на прикосновения, но и на звук

    Он может даже двигаться в такт музыке! К этому времени к ежедневным сеансам поглаживания можно подключить мамин или папин голос. Родители могут еще до родов напевать по вечерам колыбельную, которая позже станет главным элементом ритуала успокоения и укладывания спать.

    На последнем триместре беременности малыши часто двигаются, прикасаются к своему лицу и стенкам утробы. Так они начинают познавать границы, стимулируя развитие мозга. В последние недели больше всего ребенок реагирует на свет и звук.

    После 9 месяцев внутриутробного развития малыш уже способен многое воспринимать через ощущения и готов развиваться дальше

    Но он пережил стресс рождения, покинув свое теплое и уютное убежище. Этот стресс можно смягчить любовью и лаской, уделив особое внимание нежным прикосновениям, которые принесут ребенку спокойствие и ощущение безопасности.

    Тактильные ощущение — главная форма развития и познания мира в первые месяцы жизни ребенка, ведь слова ему еще не доступны

    Первый месяц он изучает свое окружение и свое тело через частые прикосновения. К трем месяцам малыш уже может управлять своими руками и с удовольствием тянет в рот пальцы, игрушки и другие предметы. Так он учится различать форму, вкус, цвет и текстуру. В шесть месяцев прикосновения оказывают существенное влияние на пищеварительную систему малыша.

    Если детям не хватает ласки, они могут не набирать вес, даже если получают достаточно питания. Для здорового развития прикосновения важны не меньше еды. В возрасте 8 месяцев любящий физический контакт становится залогом успешного развития личности ребенка. В 12 месяцев и дальше тактильное общение продолжает оказывать влияние на развитие мозга ребенка.

    Мамы, которые часто обнимают, гладят, держат на руках своих детей, отмечают более быстрое их развитие

    Нежные прикосновения способствуют развитию малышей. И это знают создатели Pampers, которые разработали новые мягкие подгузники Premuim Care, нежные как хлопок. Эти подгузники отлично защищают малышей от неприятностей, окружая их нежностью!

    Источник: mama-papa.com.ua

    Источник: https://rb7.ru/lady/baby/1779

    Как развить органы чувств новорожденного ребенка?

    Мы недавно рассказывали про то, как развить у младенца интеллект, но для гармоничного развития этого недостаточно. Дело в том, что ранее развитие ребенка напрямую связано с его органами чувств и тем, насколько хорошо он ими пользуется.

    Умение видеть, слышать, различать запахи и вкусы не берется из воздуха, оно, как и все остальные умения, нарабатывается с опытом. Поэтому с сознательной родительской помощью развитие чувств ребенка пойдет куда легче, чем если пустить его «на самотек».

    Ниже мы рассмотрим как развиваются основные органы чувств младенца и посмотрим, как Вы можете ребенку в этом помочь.  

    Зрение

      В первый месяц жизни Ваш ребенок только учится видеть. Так, сначала он различает предметы, которые лишь находятся на расстоянии 20-30 сантиметров от него. Кроме того, его зрение в этот период размыто, потому что умение фокусировать взгляд – это отдельный навык. В этот период он может распознавать статичные фигуры и определять их относительный размер и то, насколько они яркие или темные. К 4 месяцам ребенок научается следить глазами за движущимися предметами. Между четырьмя и шестью месяцами ребенок начинает различать практически все цвета. И только к тому времени, когда ребенок начинает ползать и ходить (с 8 до 12 месяцев) он овладевает навыком оценивать расстояния «на глаз» между далекими и близкими предметами.  

    Читайте также:  Кровянистые выделения после месячных: причины

    Как вы можете помочь: С самого начала украсьте детскую комнату яркими предметами и хорошо различимыми узорами. Иногда меняйте расположение детской кроватки, чтобы он имел возможность осмотреть свою комнату с разных углов.

    Почаще играйте с ним так, чтобы ребенок видел Ваше лицо – это поможет развить его память и когнитивные способности. Кроме того, старайтесь как можно чаще ходить с ребенком на прогулки, в зоопарк, в гости и так далее, чтобы виды, окружающие ребенка, были как можно разнообразие.

    Если что-то привлекло внимание чада, то дайте ему изучить интересующий предмет.

     

    Слух

      Слух ребенка начинает развиваться еще в утробе матери. Однако правильно им пользоваться дети начинают не сразу – так, они легко засыпают под любой грохот и не сильно отличают окружающие их звуки от фонового шума. Но в возрасте 2-х месяцев дети уже начинают пытаться повторить услышанные ими звуки («гулить»), к 4-м месяцам начинают «лепетать» –то есть пытаются произносить отдельные слоги, а к возрасту 6 месяцев ребенок уже может интонационно имитировать элементы человеческой речи.  

    Как вы можете помочь: Самое важное, что может сделать родитель – это приучить ребенка к звучанию человеческой речи. Ваш голос и голос матери ребенок обычно знает с рождения и довольно скоро начинает его узнавать.

    Однако, необходимо, чтобы он приучился узнавать ритм и интонацию речи – это критически важно для его развития в будущем. Для этого не стесняйтесь разговаривать с младенцем, читать ему вслух стихи и сказки, петь. Можете разыграть перед ним спектакль, разговаривая разными голосами за разных персонажей.

    Ваша задача – это показать ему речь во всем её интонационном и эмоциональном многообразии.

     

    Осязание

      Это чувство является наиболее развитым к моменту рождения: ученые утверждают, что младенцы способны чувствовать перепады температур, узнавать различные текстуры поверхностей, различать формы на ощупь и так далее. Осязание – это один из основных инструментов ребенка при исследовании окружающего мира. Как только ребенок становится в состоянии брать интересующие его предметы, то он не будет выпускать их из рук (и рта), изучая их форму и текстуру. Поэтому развитие этого навыка чрезвычайно важно.  

    Совет

    Как вы можете помочь: С рождения как можно чаще держите ребенка на руках – контакт с кожей родителя оказывает на новорожденных успокаивающий терапевтический эффект.

    Можете совсем еще маленького укладывать ребенка рядом с мягкими игрушками, чтобы он чувствовал их текстуру.

    А когда дитя немного подрастет, позаботьтесь о том, что бы у него были игрушки разных форм и разной степени мягкости и шершавости.

     

    Обоняние

      Обоняние прекрасно развито у всех новорожденных. Но при рождении оно «настроено» на определение запаха матери и, самое главное, материнского молока. Остальные запахи ребенок начинает выучивать самостоятельно и главное в этом деле – не мешать ему.  

    Как вы можете помочь: Ребенок начинает узнавать самых близких к нему людей именно по запахам. Запах мамы он знает с рождения, а вот Ваш запах ему еще нужно изучить. Для этого просто как можно чаще находитесь с ним рядом и держите ребенка на руках.

    Постарайтесь, чтобы ни Вы, ни Ваша жена не пользовались большим количество одеколонов и дезодорантов когда Вы находитесь рядом с чадом – незнакомые запахи в сочетании с Вашими могут ввести его в замешательство.

    Когда ребенок станет старше озвучивайте вслух каждый новый для него запах – это поможет ему не только лучше в них ориентироваться, но и подстегнет его речевое развитие.

     

    Удачи!

    Источник: http://www.papatoday.ru/razvitie_rebyonka/kak-razvit-organy-chuvstv-novorozhdennogo-rebenka.html

    Что чувствует новорожденный ребенок

    Многие мамы уверены, что их недавно родившийся малыш ничего не умеет кроме того, как спать, кушать и делать свои «маленькие дела» в штанишки. Что чувствует новорожденный ребенок? Оказывается, что развитие органов чувств у новорожденных детей делает их мир намного интереснее, чем мы себе его представляем.

    Зрение

    Зрение у новорожденных детей сформировано не до конца, поэтому четко видеть предметы они могут лишь на расстоянии 18-25 см. А все, что не входит в эти пределы в глазах малыша начинает расплываться.

    При ярком свете они поворачиваться в сторону источника и начинают при этом жмуриться. Однако слишком сильный свет действует раздражительно на кроху, из-за чего он может расплакаться.

    Помимо этого, многие мамы могут заметить, что их малыш немного косит, но это вполне нормально, так как у новорожденных детей движение глазных мышц просто еще не скоординировано.

    Обратите внимание

    Также мир в глазах малышей предстает в широко-плоском виде с темными и светлыми контрастами. А вот оттенки они пока что еще не различают, именно поэтому им необходимо показывать яркие и насыщенные игрушки.

    Зрение начинает кардинально меняться ближе к 3-месячному возрасту, и тогда ребенок начинает видеть мир уже в трехмерном изображении. Также он начинает различать новые цвета такие, как зеленый, красный, синий. А вот после 3 месяцев малыш уже видит и другие оттенки, а также начинает узнавать лица близких ему людей.

    Слух

    После рождения слух у новорожденных детей немного снижен из-за того, что во внутреннем ухе находится жидкость. Однако уже спустя несколько дней малыш начинает четко слышать голоса и различные звуки. На резкие звуки он может реагировать вздрагиванием, мимикой, изменением дыхания и плачем, а мамин голос способствует его успокоению.

    Вкус

    Вкусы малыш начинает ощущать с самого рождения, и в особенности ему нравится сладкое. Грудное молочко для него — это самое лучшее лакомство, которое он кушает с наслаждением. А вот горечь, соленость и кислость способны вызвать возмущение у крохи. И он может даже отказаться от любимого молочка, если мама покушает чеснок, лук и другие пряности.

    Обоняние

    У малыша имеется врожденное чувство обоняния, благодаря которому он запросто находит мамину грудь, чтобы попить молочка. На резкие запахи реакция его одинакова — он морщится, жмурится, может чихнуть или даже заплакать. Со временем кроха научится связывать различные запахи с конкретными действиями.

    Осязание

    Самое первое ощущение, которое появляется у новорожденного ребенка — это осязание в области у рта. Именно поэтому все игрушки дети сначала предпочитает пробовать на вкус, определяя таким способом их форму, характер поверхности и твердость.

    Источник: https://razvitie-rebenka24.ru/razvitie-rebenka/rebenok-do-goda/organy-chuvstv-u-novorozhdennogo-rebenka.html

    Новорожденный: зрение, слух, осязание и обоняние

    Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

    К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

    Зрение ребенка: 1 месяц жизни

    Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

    К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

    Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

    К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

    Зрение ребенка: 2 месяц жизни

    У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете.

    Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову.

    Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

    Зрение ребенка: 3 месяца

    В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

    Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий.

    Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов.

    Важно

    У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

    Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

    Зрение ребенка: 4–5 месяцев

    Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

    К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.

    К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

    Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

    Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

    В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека.

    После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование.

    В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

    Слух ребенка: 1 месяц

    Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

    С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза.

    Совет

    Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи.

    На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

    Слух ребенка: 2–3 месяца

    Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

    Слух ребенка: 4 месяца

    В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

    Слух ребенка: 5 месяцев

    Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/4935/novorozhdennyy-zrenie-sluh-osyazanie-i-obonyanie

    Ссылка на основную публикацию