Психологическая подготовка ребенка к школе

Психологическая подготовка к школе

Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет.

Вот с арифметикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к школе или в детском саду.

Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем?

Психологи обнаружили четыре вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная готовность

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».

Обратите внимание

У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».

Эмоционально-волевая готовность

«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы?

Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом.

Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи.

Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения.

И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».

Интеллектуальная готовность

Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Мотивационная готовность

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

  • к школе;
  • учителю;
  • к учебной деятельности;
  • к самому себе.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Инесса Смык

Источник: https://medportal.ru/enc/psychology/childpsychology/3/

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе

Задумывались ли родители будущего ученика готов ли их ребенок к школе?

Психологическая готовность к школьному обучению — один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

В чем отличительная особенность положения школьника?

По-видимому, прежде всего, в том, что главное в его жизни — учеба — деятельность обязательная, общественно-значимая. Само учение — и по содержанию, и по организации — резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра.

Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный, последовательный характер.

Важно

Основная форма организации учебной работы школьников — урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.

Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.

Степень готовности ребёнка к школе определяется совокупностью его общей  интеллектуальной и психологической подготовкой.

Основные линии психологической подготовки ребенка к школе включают:

во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня.

Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.

И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Знания. Умения. Навыки

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон.

Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть о моральных нормах поведения.

Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, а при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.

Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку в школе перейти к усвоению научных знаний.

Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, начнет отличать живое от неживого, растения от животных, созданное природой от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий — дело будущего.

Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимся к собственно школьным, — грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Готовность познавать: память, внимание, мышление, речь..

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет то, насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней.

Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени, они не могут возникнуть сразу, как только ребенок пришел в школу, если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания.

Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать и решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.

Совет

Так, один первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к одному прибавить еще один. Он отвечал то «пять», то «три», то «десять». Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу: «Сколько у тебя будет денег, если папа дал тебе один рубль и мама один рубль?», — мальчик, почти не задумываясь, ответил: «Конечно, два!»

Если вы будете систематически заниматься с ребенком, воспитывать его ум, побуждая к поиску, размышлениям, то вы можете быть уверены: известная основа познавательных интересов вами заложена. Разумеется, и с приходом ребенка в школу вы постараетесь всеми силами укреплять и поддерживать его интеллектуальную активность.

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое усвоение знаний кмышлению ребенка.

Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.

Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, знания направлений в пространстве.

Так, например, учитель просит провести линию «наискось от левого верхнего к правому нижнему углу» или «прямо вниз по правой стороне клетки»…

Представление о времени и чувство времени, умение определить, сколько его прошло, — важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения задания в определенный срок.

Обратите внимание

Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи — овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, объяснить то или иное явление, правило.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой.

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание.

Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

Читайте также:  Здоровый сон новорожденного ребенка: сколько должен спать, почему не спит ночью

Поэтому необходимым элементом подготовки ребенка к школе должна стать выработка навыка управления своим поведением: ребенок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Без такого навыка все дальнейшие усилия пойдут прахом.

И начинать это нужно еще в период дошкольного детства.

Необходимо, чтобы ребенок твердо усвоил, что можно, а что нельзя делать дома. Необходимо, чтобы он научился сразу же выполнять указания старших. Нельзя допускать, чтобы ему удавалось добиться чего-то желаемого криком и истерикой.

Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути.

Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п.

, то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий

Важно

В третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе.

Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе большие или малые неизбежно встречаются у каждого.

Умение учиться

Что вмещает в себя понятие «умение учиться»?

Это, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей.

Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детских садов, показали, что все дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному.

Большая часть ссылается именно на учебу как на привлекательную сторону школы.

Вот некоторые типичные ответы детей на вопрос, почему они хотят идти в школу, а не оставаться в детском саду:

«В школе научишься читать, будешь много знать»;

«В детском саду я уже был, а в школе не был. Там дают трудные задачи, а я учусь. Мне папа тоже дает трудные задачи, я их все… нет, не все решаю»;

«В школе учишься, а в детском саду только играешь, мало учишься. Моя сестра все хочет в детский сад, она в четвертом классе учится, а я в школу».

Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель.

Это проявляется в высказываниях многих детей:

— «В школе мне нравится, там отметки ставят»

— В школе учительница, а здесь воспитатаельница».

Конечно, интерес к такого рода внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение — в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности к школе — достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным.

Но в общем у семилетних детей мы можем уже наблюдать соподчинение мотивов (то есть умение считать более важным не то, что «хочется», а то, что «надо»).

Это дает ребенку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Психологическая готовность к школе включает также качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Совет

Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа».

Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.

Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику Лесенка. Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек.

Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке самый плохой человек, посередине средние люди.

Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 — это уже сигнал неблагополучия. Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома.

Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Источник: https://obrmos.ru/go/go_ds/Articles/go_ds_articles_podg_k_shk.html

Психологическая подготовка первоклассника к школе: советы родителям

18 августа 2015 г. 10:01:53

Скоро в школу… Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог.

В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию.

И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Как психологически подготовить ребенка к школе?  Делимся советами для родителей. 

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.

Обратите внимание

 Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

 Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

 Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

 Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!

 И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

 В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут…», «Двойки будут ставить…», «В классе засмеют…» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

 В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Важно

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

 Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

 Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

 Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры.

Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки.

Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.

На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи.

Совет

Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

 Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда.

Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело .

Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

 Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

Обратите внимание

 Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Читайте также:  Как хранить сцеженное грудное молоко

 Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

 Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

 Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

 Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое…

 Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

 Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

 Учите ребенка чувствовать.

 Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Источник: http://dz-online.ru/article/3427/

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги «О психологии воспитания детей» Глушакова О.А., Дубовец Ж.В., Медведская С.Ф. — ОДО «Образовательная компания «Содействие» — 2009 г.

Описание: Сохранить и укрепить психическое и психологическое здоровье детей, эмоциональное благополучие и душевный комфорт, содействовать эмоционально-личностному развитию дошкольников можно только совместными усилиями специалистов дошкольных учреждений и семьи.

«СКОРО В ШКОЛУ или Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе«

Поступление ребенка в школу — это, с одной стороны, радостный, долгожданный момент, а с другой — напряженный, беспокойный период как для родителей, так и для детей.

Все родители хотят видеть своих детей отличниками, преуспевающими во всех своих начинаниях, поэтому уже заранее начинают учить детей читать, писать, считать, забывая при этом, что и чтение, и письмо основываются на развитии познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия.

Важно

И если хоть один из вышеперечисленных процессов у ребенка не сформирован, то обучение в школе создаст определенные трудности как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Рассмотрим, как познавательные процессы влияют на успешность обучения ребенка в школе.

Восприятие. Первое, с чем столкнется ваш ребенок на уроке, это необходимость ориентироваться в новом для него пространстве. Вот перед ним лежит открытая тетрадь.

Сумеет ли он по требованию учителя быстро отступить столько-то клеток вправо, столько- то вниз, начать с красной строки? Как вы думаете, легко ли ребенку будет продолжить урок, если его начало уже омрачено.

Именно поэтому уже в возрасте 5—6 лет важно обучить ребенка ориентироваться в пространстве, выучить, где находится право, лево, верх, низ листа. Закрепить полученные знания можно, написав совместно с ребенком графический диктант.

Внимание. Если процессы внимания не сформированы, то ребенку будет тяжело сконцентрировать свое внимание на учебном материале, он будет часто отвлекаться и пропускать учебный материал на уроке. Внимание можно формировать и развивать с помощью простых заданий. Например:

— Попросите ребенка украсить рамкой лист бумаги. Рамка должна состоять из определенных фигур, к примеру: из крестиков, квадратиков и кружков, которые надо расположить в определенной последовательности, не нарушая ее.

— Пусть ребенок сравнивает парные картинки и находит в них различия и т. д. Найти десять отличий и т. д.

Память. Выделяют два вида памяти: кратковременную (она поверхностна и непрочна) и долговременную, которая подкрепляется поисками значения запоминаемого. Тренировать память ребенка можно, предложив ему следующие упражнения:

— «Посмотри и запомни». Ребенку предлагается в течение 10 секунд посмотреть на картинку, а затем нарисовать то, что он запомнил.

— Разучивание с ребенком стихов, скороговорок, «Послушай и опиши». Это упражнение используется для тренировки как зрительной памяти («смотрим»), так и слуховой («слышим»).

Вы можете сказать: «Сейчас я буду читать слова, а ты, услышав каждое слою, представляй себе, как выглядит то, что я называю, его вкус, запах, звуки, которые оно может издавать и т. п.

Например: зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом.

Мышление. Процесс мышления позволяет выделять существенные признаки предметов и явлений, закономерные связи и сложные отношения между ними, их сущность. Простые игры, такие как «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и другие, помогут обучить ребенка умению анализировать и синтезировать, выделять главное и второстепенное в практической жизни.

Развитие мелкой моторики рук — один из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Слабая мелкая моторика руки может привести к тому, что на уроках письма ребенок будет уставать и почерк от строчки к строчке будет становиться хуже. При этом он будет неумолимо отставать от своих сверстников. Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук.

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

— Обучение требует систематичности: 10—15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

— Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т. е. нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент должен добавляться постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия словами: «Следующий раз у тебя обязательно получится лучше».

— Ведущим видом деятельности у ребенка в этом возрасте является игра, поэтому старайтесь проводить занятия в игровой форме («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Слова-города» и др.).

— Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если ребенку не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас, так как в этом случае создается положительная атмосфера для развития и усвоения знаний и умений.

P.S.

Рекомендуем:

— Л. А. Венгер, А. Л. Венгер Готов ли ваш ребенок к школе?

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

— Овчарова Р.В. Ребенок приходит в школу

Эта книга для учителей начальных классов, школьных психологов, социальных работников, для всех, кто работает с младшими школьниками.

Совет

В ней представлены несложные методики определения уровня подготовки ребенка к школе и рекомендации по формированию разноуровневых классов.

Подробно рас-сказывается о способах коррекции школьных страхов и тревожности у детей. Интересны разработки уроков человековедения и общения в начальной школе.

Специальная глава посвящена детям, слабо подготовленным к школе, плохо адаптирующимся в новых условиях. Завершает книгу глава, адресованная учителю и родителям. Здесь рассказывается, как выявить свои личностные особенности и уровень профессиональной подготовки, как заняться само-менеджментом, наладить контакт учителей с родителями и организовать работу с ними.

— Школьная неуспеваемость

В пособии «Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие.» Локалова Н. П.

рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов.

Описываются особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные трудности в обучении. Приводятся причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике.

Значительное внимание в книге уделено вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости. Особенностью данного учебного пособия является включение в него после каждой темы фрагментов из психологических и педагогических произведений разных авторов с целью более глубокого и детального освещения соответствующей проблемы.

Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических факультетов, школьных психологов, учителей начальной и средней школы.

— Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе

Обратите внимание

В учебном пособии рассматриваются основные теоретические концепции и проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе, представлены различные аспекты психического здоровья школьников.

Показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов психологической готовности.

Учебное пособие предназначено студентам факультета психологии, практическим психологам.

— Детская психодиагностика: готовность к школе и школьная зрелость

В методических указаниях по проведению психологического обследование детей-дошкольников на предмет определения готовности к школе представлены методики диагностики основных компонентов школьной зрелости ребенка. Особое внимание уделено методике составления психологического заключения по итогам обследования, а также даны некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Пособие «Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания» Сост. Ю.В. Филиппова предназначено для студентов 4-5 курсов факультета психологии, специализирующихся по «Педагогической психологии». Представленный материал направлен на подготовку студентов для выполнения практических занятий по курсу «Детская психодиагностика» в разделе «Методы диагностики школьной зрелости».

— Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе

Книга «Психологическая готовность к школе» Гуткина Н.И. — результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа.

В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др.

, применяющиеся в группе развития.

Источник: http://fusionpiter.ru/articles/preparation-for-school

Психологическая подготовка к школе: что это такое?

Автор: Евгения Климкович

Доброго времени суток друзья!

Представьте себе такую ситуацию. На календаре 1 сентября! Мама и папа ведут в первый класс своего сына. Они так долго готовились, так старались.

Мальчик и читать умеет, и до ста считает в обе стороны, и любую страну на глобусе находит за секунды! Родители в полной уверенности, что ребенок к школе готов. А в результате учеба не идет. Учитель жалуется.

Одноклассники обижают. Сын в школу ходить отказывается.

В чем же дело? Быть может, штудируя с ребенком буквы, цифры и географию, родители совершенно забыли о том, что существует еще и психологическая подготовка к школе? Или просто не знали? Предлагаю учиться на чужих ошибках и немедленно разобраться с тем, что же это такое?

Из чего состоит подготовка к школе?

Предшкольная подготовка состоит из трех больших и важных частей:

  1. физиологическая;
  2. психологическая;
  3. познавательная.

Нас в данный момент интересует часть психологическая, которая, в свою очередь, состоит из трех компонентов.

Структура психологической дошкольной подготовки

Давайте представим, что психологическая подготовка – это полка. Надеюсь, что с воображением у вас все в порядке)

А на этой полке стоят три коробочки. А на них написано:

  • интеллектуальный компонент;
  • личностно-социальный компонент;
  • эмоционально-волевой компонент.

Какие-то устрашающие коробочки. Не правда ли? Но, если разобраться, то ничего страшного в них нет. Давайте наберемся смелости, откроем коробки и посмотрим что внутри.

Итак, в коробке «интеллектуальный компонент» находятся:

Коробочка «личностно-социальный компонент» содержит в себе:

  • коммуникабельность;
  • признание ребенком авторитета в лице взрослого человека;
  • адекватная реакция на замечания и критику;
  • четкое представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

А чем порадует третья коробочка с надписью «эмоционально-волевой компонент»? В ней:

  •  мотивация;
  •  осознание важности обучения;
  •  наличие интереса к обучению;
  •  способность выполнять задания;
  •  усидчивость.

Давайте познакомимся с содержимым поближе.

Ориентация в пространстве

Очень важное умение для малыша. Согласны? Ведь рано или поздно ему самостоятельно придется ходить в школу и обратно. Да, конечно, я уверена, что вы будете провожать его и встречать. Но ведь всякое случиться может. Не правда ли? И будет лучше, чтобы ребенок к таким ситуациям был готов.

На территории школы вашему будущему первоклашке ориентироваться тоже придется. И здесь вы ему помочь не сможете при всем своем большом желании. Так что будем учиться ориентироваться!

А учить этому ребенка не сложно, даже интересно. И всякие премудрые приспособления, типа компасов или топографических карт не понадобятся.

Важно

Моему младшему сыну Артемке сейчас 7 лет. Мы с ним придумали игру под названием «Турист». В чем смысл? Сейчас расскажу. Допустим, идем мы с ним в магазин. Я изображаю туриста из далекой страны. По-русски практически не говорю, дороги не знаю, но очень интересуюсь всем, что вижу. А Артем, он как будто экскурсовод.

Читайте также:  Ночные истерики у ребёнка в 4 года: почему ребёнок просыпается и плачет

Он показывает мне дорогу. А по дороге рассказывает обо всем, что мы видим. Например, посмотрите направо – это детский сад. Во дворе садика есть детская площадка.

На площадке качели, рядом с ними горка, а за ними песочница. Я как турист никак не могу понять, что такое качели. Ну да, вот такой вот странный турист! Артем мне старательно объясняет, что это такое.

То есть не только учимся ориентироваться, но еще и речь развиваем.

Можно по дороге еще и устный счет повторить, и глазомер развить. Например, мы пытаемся угадать, сколько шагов осталось до магазина, а потом идем и считаем. И всегда очень интересно узнать, угадали мы или нет. Советую вам тоже поиграть в «Туриста»! Поверьте, будет интересно и вам, и ребенку.

Развитие любознательности

А что же такое любознательность?

Мне в глаза бросаются два слова заключенные в одном.

То есть получается, что любознательный человек любит что-либо узнавать.

Хорошая новость, учить ребенка быть любознательным вам не придется! Дело в том, что когда родился ваш малыш, вместе с ним родилась и его любознательность. А задача родителей не подавлять ее, а поощрять и развивать.

Психологи советуют никогда не отмахиваться от вопросов ребенка. Но и сразу ответ на вопрос не давать. Вот, например, спрашивает вас ребенок: «Почему цветочки ночью закрываются?» Сначала похвалите его за то, что он был наблюдательным и заметил эту особенность цветов.

Потом спросите ребенка: «А как ты думаешь, почему?» То есть дайте ребенку возможность самостоятельно найти решение. И даже если он решит, что цветы прячутся, потому что очень боятся темноты, похвалите его за интересную версию и ни в коем случае не иронизируйте.

И только после этого дайте ответ на вопрос.

Что делать, если вы не знаете ответа? Я в таких случаях честно говорю об этом и предлагаю вместе найти ответ в книгах или в интернете, тут уж как получится.

Так же развитию любознательности способствуют такие занятия как:

  • разгадывание загадок;
  • походы в музеи, театры;
  • встречи и общение с интересными людьми;
  • чтение интересных книг;
  • проведение различных опытов.

Кстати, об опытах. Не так давно с Артемкой и Александрой проводили опыт по изготовлению…. слизи.  Да, да) Получилось нечто розовое, очень необычное и довольно противное. Это на мой взгляд.

А детям понравилось! По-другому эту слизь называют неньютоновской жидкостью. В ближайшее время я расскажу, как изготовить такую штуку в домашних условиях.

Попробуете сами! Заодно расскажете ребенку о том, кто такой Исаак Ньютон.

Развиваем мышление, внимание, память

Развиваем, друзья! Развиваем! Без этого в начальной школе вообще никуда.

Изучению и развитию этих драгоценных способностей некоторые люди посвящают всю жизнь и пишут толстые умные книги. Я тоже посвятила изучению мышления, внимания и памяти какую-то часть жизни и написала отдельные подробные статьи.

Что такое коммуникабельность?

Коммуникабельность – это умение общаться и вести себя в коллективе. Впереди первый класс! И ребенка ждут новые встречи, новые контакты как с ровесниками, так и со взрослыми. И святая задача родителей научить ребенка общаться. Но как?

Я вот что думаю.

Детям, которые посещали детский сад, в этом плане легче. В детском саду, хочешь — не хочешь, а находишься среди сверстников, приходится искать с ними общий язык и как-то договариваться. А вот ребятам домашним, мне кажется, труднее будет вливаться в коллектив. Хотя это тоже не факт.

Взять меня. Все свое детство в садик ходила, даже когда еще и ходить толком не умела. Но общаться так и не научилась. Воспитатели даже думали, что я немая. А я просто очень боялась подходить и знакомиться. Когда мы переехали в новый дом, а это было прямо перед первым классом, то во дворе всегда детей сторонилась, играла в одиночестве.

Совет

Спасибо папе! Он придумал оригинальный выход. Написали мы с ним объявления, которые приклеили на двери подъездов нашего и соседнего домов.

В субботу пришли не только мальчики и девочки, но и папы с мамами и даже бабушки с дедушками. Всем было очень интересно. Победители получили мешок карамелек! Настоящее богатство по тем временам. Тогда я со всем двором и перезнакомилась. Еще раз выражаю огромную благодарность папе!

А еще для развития коммуникабельности ребенка психологи рекомендуют:

  • приглашать гостей к себе и самим ходить в гости;
  • рассказать ребенку, как именно нужно начинать разговор, чтобы с кем-либо познакомиться;
  • позаботиться о том, чтобы ребенок был знаком с «волшебными» словами и использовал их в своей речи;
  • чаще бывать вместе с ребенком в общественных местах;
  • давать ребенку поручения, например, спросить у продавца сколько стоит товар или узнать, кто последний в очереди.
  • играть в игры, где нужно работать в паре или группе с кем-то, отличный пример те же «казаки-разбойники», кстати о разных интересных подвижных играх я писала здесь.

Есть и другие игры и упражнения, которые способствуют развитию коммуникабельности.

А кто здесь главный?

Ребенок должен понимать, что главный в классе – учитель.

Не так давно находясь в маршрутке, стала невольной свидетельницей разговора между женщиной и ее сыном лет семи.

Как вам это? И стоит ли этому мальчику и его маме рассчитывать на какие-то успехи в школе? Думаю, что не стоит. Ведь он учителя, основная задача которого его же и научить, вообще ни во что не ставит. А мама его в этом поддерживает. И, скорее всего, с мамы-то все и началось.

Во имя блага своего же ребенка не стоит обсуждать с ним учителя. И тем более при ребенке вслух сомневаться в профессионализме педагога и его умственных способностях. Тоже самое касается и воспитателей. Лучше будет если вы скажете, что учительница очень умная, что она очень много знает, и ребенку поможет стать таким же умным. То есть об учителе – только в позитивном ключе.

Открою вам маленький секретик. Все, что вы говорите дома о школе, в конце концов, станет известно учителю. Ребенок сам же ему об этом и расскажет. И не потому, что он ябеда. А потому, что высказываясь умными фразами и словами, услышанными от мамы или папы, ребенок подсознательно стремится добавить себе значимости и в глазах учителя, и в глазах одноклассников.

Ну а  что же делать,  если вас что-то смущает в поведении учителя? Если вы считаете, что к вашему ребенку относятся предвзято? Правильный ответ – идите в школу и разговаривайте лично с учителем. И опять же не в присутствии ребенка.

Реакция ребенка на замечания и критику

Очаровательный обладатель неверной реакции на замечания и критику всегда у меня перед глазами. Это мой младший сын Артемка. Ну очень болезненно он все воспринимает. Чуть что сразу надуется, насупится, замолчит и уйдет к себе в комнату. Прекрасно понимаю, что в школе это будет сильной помехой.

Уже ему объясняла, что если я его поправляю или говорю, что он что- то сделал неправильно, то это не значит, что я хочу его обидеть. Наоборот, я хочу помочь, хочу, чтобы в следующий раз он сделал все правильно, потому что очень его люблю. Не помогло!

Придумала еще один способ борьбы с этой проблемой. Играем с Артемом в школу. Например, у нас урок рисования. Я — ученик, Артем – учитель. Тема  дает мне задание нарисовать лес. Я рисую себе, небо голубое, трава зеленая, деревья синие, заяц без ушей, ягоды черные. Потом сдаю работу на проверку.

Обратите внимание

И Артем начинает указывать мне на ошибки. Когда он говорит, что синих деревьев или зайцев с такими короткими ушами не бывает, я признаю свои ошибки и говорю ему спасибо за то, что он помог мне их увидеть. Когда Артем указывает, что ягоды должны быть красные, то я не соглашаюсь, потому что это черника! А она всегда черная! Потом мы меняемся ролями.

То есть с помощью этой игры пытаюсь показать Теме:

  • что если тебя критикуют – это не значит, что хотят обидеть;
  • что если ты действительно ошибся, то нужно это признать и постараться исправить;
  • что если тебя просто не так поняли, то нужно спокойно отстоять свою точку зрения.

Вот как-то так у нас с критикой. А вы как с этим справляетесь? Если несложно напишите об этом в комментариях.

Что такое «хорошо»?

Думаю, что здесь сильно распространяться не стоит. Все и так понятно. Тому, что такое хорошо, и что такое плохо, мы учим детей с пеленок.

Ну а применительно к школе, не лишним будет напомнить сыну или дочке, что обижать одноклассников – плохо, а помогать им – хорошо. Что внимательно слушать учителя – хорошо, а баловаться на уроках – плохо. Обижаться без причины — плохо, а поделиться с другом — хорошо. И так далее. Главное не перепутать!

А зачем мне идти в школу?

Ребенок должен знать ответ на этот вопрос еще до начала обучения. Он должен понимать, зачем он, собственно говоря, туда идет. То есть его нужно замотивировать. Не переживайте, это совсем не больно.

Почаще разговаривайте с ребенком о школе. Рассказывайте о том, как вы в школу ходили и сколько интересного там узнали. И если бы вам предложили снова в школу пойти учиться, то вы были бы просто счастливы! О том, что в школе каждый день случается что-нибудь интересное, а на уроках можно много всего узнать.

Вашими мотивирующими союзниками могут стать мечты вашего ребенка. Например, мальчик хочет стать космонавтом. Отлично! Нужно ему объяснить, что профессия это сложная и ответственная, и в космонавты не берут тех, кто в школе не учился. Нужно донести до ребенка, что учиться это не только очень интересно, но еще и очень важно.

Способность выполнять задания и усидчивость

Способность выполнять задания вырабатывается у дошкольников во время…. выполнения заданий. Так что занимайтесь с ребенком, дорогие родители. Как понять, способен ли ребенок их выполнять? Можно провести тест. Ну, например, дайте ребенку лист бумаги и три цветных карандаша или фломастера. И попросите:

  1. возьми красный фломастер и нарисуй кружочек в верхнем правом углу;
  2. зеленым фломастером напиши три буквы «А» в центре листочка;
  3. наверху слева нарисуй синий треугольник;
  4. снизу слева нарисуй красный кружок;
  5. теперь возьми синий фломастер и подчеркни буквы «А» двумя черточками;
  6. в нижнем правом углу нарисуй зеленым фломастером квадрат и т.д.

Чаще просите ребенка что-нибудь сделать. Давайте ему разные поручения и задания. Например, так: «Сходи, пожалуйста, в комнату, возьми на полке очки, отнеси их бабушке и спроси у нее сколько времени». Не забывайте про волшебные слова. Не приказывайте ребенку, а вежливо обращайтесь с просьбой.

Ну а под усидчивостью понимается способность ребенка выполнять задания не отвлекаясь в течении 30 минут. На подготовительных курсах одно занятие длится именно столько. Полчаса  ребенок должен выдержать. Иначе образовательная программа первого класса станет для него неприступной крепостью.

Мы с Артемом на его рабочий стол поставили часы. Чтобы Тема мог самостоятельно контролировать процесс занятия по времени. Да и часами пользоваться потихоньку учимся. В общем, занимайтесь, тренируйтесь, чтобы в первом классе проблем не было.

Тем, кто до сих пор сомневается в необходимости  и важности психологической готовности к обучению советую посмотреть это видео. Там психолог! Настоящий!

Вот такая вот предшкольная психология, друзья. Если разобраться, то не сильно сложно, но зато очень важно. Я желаю вашим деткам и вам успешной подготовки и легкого старта в школьную жизнь!

А чтобы придать вашему школьному старту космическую скорость советую посетить бесплатный вебинар «Как подготовить ребенка к школе за 20 — 30 минут в день?»

На вебинаре вы узнаете:

  • как сформировать у ребенка желание учиться?
  • как начинать обучение чтению?
  • с чего начинается математика?
  • какие самые важные факторы для успешного обучения в школе?
  • и еще много чего полезного и интересного!

Свои мнения по поводу вышенаписанного оставляйте, пожалуйста, в комментариях. И не забудьте подписаться на новости блога, а то пропустите что-нибудь интересное!

Заходите в гости снова! Здесь вам всегда рады!

Пока, пока)

Источник: http://shkolala.ru/podgotovka-k-shkole/psihologicheskaya-prostymi-slovami/

Ссылка на основную публикацию