Развивающие занятия для детей 11 лет: как тренировать внимание, память и логику у ребенка

Упражнения для развития внимания у детей

Переход ребенка к школьному обучению – довольно сложный процесс. В этот момент перестраиваются память, мышление, внимание. Недостаточно развитое внимание у школьников сегодня считается настоящей проблемой и вызывает беспокойство со стороны родителей и учителей.

Внимание играет важную роль в процессе обучения. Внимание – сосредоточенность сознания субъекта на определенном объекте. Именно благодаря ему, дети могут усваивать нужную информацию, отсеивая второстепенную.

Младшие школьники еще не научились концентрировать внимание на определенном объекте длительное время.

Обратите внимание

Поэтому отвлеченность, невнимательность, небольшой объем внимания и отсутствие способности распределить его между другими предметами – типичная возрастная особенность младших школьников. Это может стать причиной рассеянности, забывчивости, неуспеваемости в школе.

Сам школьник страдает из-за своей невнимательности, так как ему сложно воспринять информацию и усвоить ее, виной тому неумение концентрироваться. Ответственность за развитие внимания у ребенка ложится на плечи не только педагогов, но и родителей.

Внимание бывает следующих типов:

  • непроизвольное (появляется стихийно, без усилий);
  • произвольное (осознанная сосредоточенность на объекте, требующая волевых усилий);
  • послепроизвольное (целенаправленная сосредоточенность на объекте без особых волевых усилий).

Как эффективно развивать внимание у младших школьников

У младших школьников преимущественно развито непроизвольное внимание, поэтому им свойственно часто отвлекаться. При этом устойчивость произвольного внимания у них кратковременна.

Для детей в возрасте 7-8 лет характерно удерживание произвольного внимания не больше 15 минут.

Ученики первых и вторых классов еще не имеют способностей надолго концентрироваться на работе, особенно если она монотонная и не вызывает у них никакого интереса, поэтому дети легко отвлекаются.

Дети младшего школьного возраста должны уметь сосредоточиться на учебном задании, сохранять на нем концентрированное внимание в течение длительного времени, быстро и гибко переключаться с одного задания на другое.

Внимание можно классифицировать по следующим параметрам:

  • объем (концентрация сразу на нескольких предметах и удержание их в уме);
  • устойчивость (удержание информации о предмете в течение длительного периода);
  • концентрация (удержание информации о предмете в кратковременной памяти);
  • избирательность (концентрация внимания на нужном объекте);
  • распределение (выполнение нескольких действий одновременно, без ошибок);
  • переключаемость (переключение внимания с одного предмета на другой);
  • произвольность (концентрация внимания по требованию).

Свойства внимания начинают развиваться у детей на протяжении дошкольного возраста. Но с походом в школу, на этом развитие не закачивается, а наоборот – требует еще большей постоянной систематической тренировки. Родителям следует тщательно следить за развитием всех вышеперечисленных свойств внимания, так как нарушение каждого из них ведет к нарушению деятельности и поведения ребенка.

В данной статье подобраны для детей упражнения для концентрации внимания и его основных свойств.

Эффективные упражнения на развитие внимания для детей младшего школьного возраста

Специальные упражнения развития внимания для домашних занятий позволят интенсивно развить внимание и внимательность у детей младшего школьного возраста. Для эффективности методики важно соблюдать некоторые правила:

  • выполнять упражнения регулярно;
  • уделять занятиям не более 15-20 минут;
  • придерживаться последовательности в нагрузке (от простого задания к более сложному).

Мы подобрали специальные упражнения, которые помогут младшему школьнику в дальнейшем стать более сконцентрированным, усидчивым, внимательным.

Упражнение №1. Тренировка распределения и избирательности внимания.

Среди предлагаемого набора букв вставлены слова. Предложите ребенку найти их и подчеркнуть. Например (слова в тексте выделены жирным курсивом):

зкморознклкран

прлкругжрваюрцапляш

уворчашкартнщлукцкпр

оутюгшпрнклимонфыву

Упражнение №2. Развитие зрительной памяти и внимания.

Попросите ребенка мысленно представить и в деталях описать школьный двор, дорогу домой, учебный класс – это то, что он видит каждый день. Упражнение покажет, насколько ребенок наблюдателен.

Важно

Упражнение №3. На концентрацию и устойчивость внимания. Младшему школьнику нужно без ошибок переписать следующие строки, соблюдая последовательность и размер букв:

ИРПННЖмЕНЧ

ШОНнГемсЗЗШ

УЭОПНГаЕКУИОДЫ

МЛШЕцУКЫОШЖЙЪЯЕ

Упражнение №4 поможет выработать умение выполнять сразу несколько действий.

Прочтите вслух несколько предложений из книги. Во время чтения негромко постукивайте карандашом или ручкой по столу. Перед ребенком стоит задача одновременно слушать текст, и считать количество ударов по столу.

Упражнение №5. Всем знакомая с детства игра «Съедобное-несъедобное» – отличный метод тренировки умения переключать внимание. Бросайте ребенку мячик и называйте произвольно предметы (съедобные или несъедобные). Ловить мячик он должен только тогда, когда услышит от вас съедобный предмет.

Упражнение №6.  На развитие концентрации внимания. Предварительно подготовьте несколько картинок, закрасив их лишь наполовину. Предложите малышу закрасить остальную часть картинки в точности, как закрашена первая. Далее задание можно усложнить, нарисовав изначально только половину картинки или фигурки (бабочка, слоник, птичка). Дайте ребенку дорисовать, а затем закрасить картинку.

Упражнение №7 «Угадай слово». В спутанных слогах ребенку предстоит понять, какое знакомое слово они скрывают. Например, маркан (карман), ловк (волк), потком (компот). Это упражнение отлично развивает концентрацию и распределение внимания.

Упражнение №8 «Запомни и нарисуй». Покажите ребенку карточки с интересными изображениями или символами. На рассмотрение картинок выделите 1-2 минуты. Далее, вооружившись карандашом и альбомным листом, ребенку нужно нарисовать все, что он запомнил. Изображения на карточках могут быть различной тематики:

  • животный мир (птицы, рыбы, насекомые, домашние питомцы);
  • растительный мир (деревья, цветы, растения);
  • бытовые предметы (мебель, посуда, бытовые приборы);
  • символы (геометрические фигуры, знаки, числа, буквы).

Упражнение тренирует такие свойства внимания, как объем, концентрация, произвольность.

Упражнение №9. «Подчеркивание букв». Ребенку дается небольшой фрагмент текста, в котором ему необходимо найти и подчеркнуть определенную букву (например, подчеркнуть в словах все буквы «и»). Выполнив задание, подсчитайте количество подчеркнутых и не подчеркнутых букв, чтобы определить уровень внимательности ребенка. Далее размер текста можно постепенно увеличивать.

Упражнение №10. «Спутанные цвета». Ребенку дается карточка, где есть названия цветов. Но они написаны другим цветом. Например, слово «красный» написан зеленым фломастером, «коричневый» – желтым. Задача школьника – назвать цвета, которыми написаны слова, для этого важно сосредоточить внимание на цвете фломастера, а не на самом слове.

Совет

Упражнение №11 на развитие памяти и внимания. Разложите на столе небольшое количество совершенно несвязанных между собой предметов. Это может быть монетка, ластик, конфета, скрепка, маленькая игрушка. Посмотрев на предметы 3-5 секунд, ребенок должен отвернуться и назвать их. Со временем, можно усложнять задание, добавляя количество предметов на столе.

Упражнение №12 «Предметы вокруг». Попросите ребенка в течение 15-20 секунд назвать предметы по определенному признаку, которые он видит вокруг себя. Например, все предметы черного цвета, или квадратной формы.

Упражнение № 13 «Слова наоборот». Ребенку нужно прочесть следующие слова:

Дождь тимуш

Собака теал

Каша  теарогдоп

Песчаный гереб

Поют икчитп

Жук йиксйам

Упражнение № 14. Тест на внимание по таблице Шульте. Применяется для школьников младшего возраста, которые хорошо знают числа. Расставьте числа от 1 до 10 или больше (в зависимости от того, каким счетом владеет ребенок) в произвольной форме как на примере ниже.

11 18 10 3

20 5 17 9

7 19 2 13

6 12 1 15

4 14 8 16

Задача ребенка – отыскать и назвать числа в таблице по порядку. На выполнение задания должно уходить не более 1,5 минут.

Упражнение № 15. «Обратный отсчет». Тренироваться можно по пути в школу, магазин, прогуливаясь по парку. Попросите ребенка в обратном порядке сосчитать от 20 до 0.

Читайте также:  Диета при мочекаменной болезни почек у женщин, мужчин: что можно и нельзя есть.

Польза упражнений

Родители должны помнить, с какой целью проводятся занятия, проявлять терпение и доброжелательность по отношению к малышу. Упражнения проводятся в игровой форме в дружелюбной атмосфере. Не зацикливайтесь долго на одном задании, иначе ребенок быстро потеряет интерес к упражнениям. Если ребенок терпит неудачу, не ругайте его, а наоборот, мотивируйте для лучших результатов.

Упражнения на внимание, которые мы вам предложили, разработаны опытными детскими психологами, нейропсихологами и педагогами-дошкольниками. Они посвятили долгие годы своей профессиональной деятельности изучению и диагностике внимания дошкольников и младших школьников.

Регулярные упражнения с детьми помогут им справиться с рассеянностью, невнимательностью и положительно повлияют на их интеллектуальное развитие в целом.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/12/uprazhneniya-dlya-razvitiya-vnimaniya-u-de/

Упражнения и занятия на логику для детей от 1 до 8 лет

Родители, не заботящиеся о том, чтобы найти своему ребенку подходящую игру — развивающую и полезную — явление достаточно редкое. В основном большинство пап и мам учитывают то, как развивается детская психика на разных этапах роста.

Развитие логики у дошкольников очень помогает в школьной учебе

Развивающие игры

Развивающие игры для совсем маленьких детей довольно просты, и направлены на развитие элементарных навыков. Таких, как определение времени суток, например.

Развивающая игрушка «Лабиринт» предназначена для самых маленьких

Детские игры на логику, рассчитанные на возрастной период с четырех до шести лет, сложнее и серьёзнее. Тем они и хороши. Даже очень умный ребёнок  вряд ли сможет осилить задание с первого раза. Ему придётся изрядно посидеть и подумать над ним. Но так интереснее. Данные игры очень полезны, так как они:

  • развивают воображение;
  • укрепляют память;
  • прививают навыки устного счёта.

Задачи развития логики у детей

Грамотный подбор логических игр поможет развить у детей именно те моменты, которые нужно подтянуть.

Стимуляция проблемных зон логического мышления ребёнка незаменима. Так поднимается уровень его мировосприятия.  Помимо радости, такие занятия приносят ещё и пользу для детей — причём весьма ощутимую. Разнообразие игрового материала даёт простор для фантазии. То, что заложено родителями в ребёнка в нежном возрасте, окупается будущими успехами в учёбе. А ещё это просто очень интересно!

Путь развития логики через математику

Речевые игры

Так называют игры на логику, в которых ребёнку предлагается задача на основе уже хорошо знакомой ему информации. Впоследствии подобные игры могут завершаться тестами, подводящими итоги усвоения полученных знаний. Нахождение ответа и его анализ приучает детский интеллект к разделению информации, фильтрации важной и второстепенной.

Отдельным пунктом выступает развитие речи. Применив некоторую долю фантазии, можно видоизменить уже известный ребёнку сюжет. Это будет настоящим тренажером для разума. Данные игры примечательны тем, что вначале для детей может быть сложным справиться с ними без помощи родителей.

Но стоит им уловить суть и принцип, как они начинают щёлкать эти задачки, как орешки.

Речевые игры можно использовать во время прогулки

Самые популярные настольные развивающие игры для маленьких детей от 5 лет:

  1. Блоки Дьенеша (48 фигур разного цвета, размера и формы развивают память, внимательность, фантазию, логику и мышление);
  2. Палочки Кюизенера  (закладывают основы устного счёта, синтеза, анализа и абстрактного мышления, адаптируют сложные понятия под детское восприятие).

Палочки Кюизенера и другие логические игры

Как только возраст ребёнка закрепляет возможность обдуманно запоминать, он становится терпеливее и осознаннее в своих действиях. Ребёнок шести лет — личность вполне полноценная. В этом возрасте ему уже доступно планирование поступков и последовательное выполнение действий. Тогда включается необходимость формировать разные модели поведения, применяемые также во взрослой жизни.

Главное в дошкольной подготовке — формирование чувства собственного достоинства.

Развивающая игрушка «Бабочка»

С точки зрения психологии самооценка ребёнка к моменту поступления в первый или подготовительный класс должна быть завышена.

Школы и другие учебные заведения для детей моментально социализируют слишком уверенного в себе ребёнка и выправляют завышенную самооценку, низводя её до нормального уровня.

Если самооценка будущего первоклассника адекватная, то есть, объективная, то пребывая среди сверстников и общаясь с педагогами, он занизит её — это доказанный многочисленными экспериментами факт.

Игра Пары требует наличия карточек

Развивающие игры и упражнения для первоклашек:

  • повышают эрудицию;
  • учат творческому подходу к решению задач;
  • расширяют словарный запас;
  • придают уверенности в себе.

Методические рекомендации самых прогрессивных авторов учитываются в дошкольном обучении. Развитие речи, азы грамотности, основы устного счёта легко совмещаются с логическими заданиями. Как правило, они адаптированы под то, что знает и умеет ребёнок.

Логические цепочки разработаны для детей разного возраста

Совет родителям № 1

Если занятия с малышами лет четырёх не должны длиться дольше 15-ти минут, то для дошколят и первоклассников их продолжительность может быть увеличена до получаса. Когда ребёнку интересно, и вы видите, что он «загорелся», чувствуете, что не устал, допустимо небольшое продление отрезка времени, посвященного увлекшей его игре.

Но не стоит слишком затягивать и перегружать быстро утомляющееся детское мышление — лучше потом сыграть ещё раз. Не доводите временную протяжённость развивающих игр до 45 минут, чтобы не ассоциировать их в восприятии ребёнка со школьной системой и уроками. В первую очередь это игра, весёлое занятие, разделённое с родителями.

А тот факт, что во время игры ребёнок чему-то учится и что-то запоминает, не должен быть заметен.

Ребенку должно быть интересно играть в логические игры

Информация, преподнесённая в форме весёлой и увлекательной развивающей игры, легко усваивается на подсознательном уровне. И потом не нуждается в зазубривании.

Специфика семилетнего возраста

Первоклассники семи лет от роду каждый день сталкиваются с необходимостью решать задачи. Недостаток внимательности, нехватка запоминания и дефицит логики в мышлении детей начинают проявляться именно в этом возрасте. Поэтому он оптимален для поднятия уровня школьной успеваемости ребёнка, если начать регулярно тренироваться. игра

Логический ряд — игра для детей 5-6 лет

Совет родителям №2

Головоломки развивают гибкость мышления, а задания — способность к нестандартному подходу, к умению проанализировать ситуацию со всех сторон, а не только с какой-то одной. Вы можете провести время с ребёнком с интересом и пользой, либо озадачить его самостоятельным заданием — на ваше усмотрение.

Игра-головоломка «Замок и ключик»

Расширение детского кругозора легко достижимо при дополнительных занятиях логикой, тестами и развивающими играми вдобавок к школьным предметам. Они стимулируют не только интеллект, но и эмоциональную сферу, которая не менее важна для хорошей школьной успеваемости.

Логические дроби позволяют малышам понять сложный раздел математики

Это касается всех областей знания — начиная с элементарных навыков, которыми обязан владеть каждый ребёнок (определять по часам время, ориентироваться в  правилах дорожного движения, понимать нормы поведения в общественных местах) до относительно сложных занятий (задания на сообразительность).

Читайте также:  Гипоксия у новорожденных: симптомы, причины, последствия, лечение

Деревянный тетрис — отличная развивающая игрушка

Примеры рекомендованных игр:

  • логические цепочки (оптимизируют внимательность и умение держать в голове несколько задач одновременно);
  • числовые ряды (работа со способностью к сопоставлению, сравнению и анализу);
  • поворотные рисунки (игры на пространственное воображение);
  • мозаики (тетрис и прочие сходные с ним забавы, развивающие практическое мышление).

Логика для восьмилеток

Восемь лет — это тот самый  возраст, когда все психические функции, а не только мышление, нуждаются в усовершенствовании.

Задача на логику для детей 7-8 лет

Внимательность — очень важный критерий. Она подразделяется на три типа. Благодаря тестам можно определить, как именно ребёнок воспринимает мир — глазами, ушами или тактильно:

  • слуховое (аудиальщики);
  • зрительное (визуальщики);
  • моторно-двигательное (кинестетики).

Для каждого вида внимания существуют свои специализированные игры и тесты. Детям восьми лет можно укреплять психические функции только в игровой форме. К тому, чтобы воспринимать нужные навыки на уровне знаний и информации, они ещё не готовы.

Игра «Съедобное-несъедобное» может играться на время. Задания можно найти в интернете

Совет родителям № 3

Существует отличное дополнение к логическим развивающим играм. Это привлечение ребёнка к более взрослым занятиям  (кроссворды, судоку, шашки, шахматы, нарды, пазлы, тесты). Азартные (карточные) игры полезны для развития способностей к анализу и нахождению нестандартного выхода из ситуации, но для детей в возрасте восьми лет не рекомендованы.

Шахматы — логическая игра для детей с 6-ти лет

Отдайте предпочтение:

  • составлению предложений из слов;
  • введению пропущенных слов;
  • нахождению отличий.

Вышеперечисленные задания также применяются и для взрослых — в тестах на IQ.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/uprazhneniya-na-logiku.html

Как развить внимание и память у ребенка?

Интеллектуальные способности ребенка к трехлетнему возрасту входят в стадию стремительного развития, чему в первую очередь способствует развитие речи. В этом возрасте можно начинать играть с ребенком в более сложные и интересные развивающие игры.

Специалисты по детскому развитию рекомендуют активно развивать внимание, мышление, фантазию у детей именно с этого возраста. Концентрация внимания – особенно важный навык в современной реальности, в которой на малыша обрушивается огромное количество информации.

Умение задерживать внимание на предмете и развитая память помогут избежать дефицита внимания в будущем.

С чего начать?

 Психологи рекомендуют начинать занятия с самого простого, постепенно усложняя задачу и позволяя малышу на каждом этапе чувствовать себя успешно и уверенно.

Будьте внимательны к ребенку во время занятий: слишком сложный для него уровень упражнений может расстроить его и настроить против занятий, слишком простой заставит быстро потерять интерес.

Наблюдайте и участвуйте, не давайте задания, а играйте вместе с ребенком – давайте ему почувствовать себя победителем, но в то же время поддерживайте азарт.

Обратите внимание

Также помните про такой важнейший момент, как поддержание интереса. Ребенок не должен ощущать эти занятия как труд или обязанность, важно сделать их интересными. Для этого важно вовремя закончить занятие – прерывайтесь, когда интерес ребенка все еще на пике, тогда в следующий раз он обрадуется продолжению игры.

Все игры и упражнения, описанные ниже, можно адаптировать для возраста и уровня развития вашего малыша, подходите к занятиям креативно, включайте интересные вашему ребенку элементы. Не забывайте, что это игра – а значит, она должна быть веселой и увлекательной.

 5 игр на развитие внимания для детей 3-5 лет

 1. Описание предмета

Начните с внимательного разглядывания и описания предметов в вашем доме. Попросите ребенка рассмотреть и детально описать игрушку, предмет мебели, домашнее животное. Помогайте ему, задавая вопросы, или поиграйте в соревновательном ключе – одно свойство называет малыш, следующее – вы и т.д.

Углубляйтесь в мельчайшие детали – мишка меховой, мех у него короткий, коричневый, глазки-пуговки, нос черный и блестящий, заплатка на ухе, пятнышко на животе. В качестве усложнения (и для более взрослых детей) – просите ребенка отвернуться и по памяти вспомнить как можно больше деталей.

 2. Что изменилось?

Положите перед малышом от 3 до 5 разных игрушек. Дайте ему посмотреть на них в течение минуты, вместе проговорите их порядок и названия. Попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться и поменяйте игрушки местами, либо уберите одну и замените ее на другую. Попросите ребёнка назвать, что изменилось или восстановить изначальную последовательность.

Играйте артистично, например, расскажите историю про ветер-хулиган, который унес одну из игрушек, или про то, как игрушки расшалились и перемешались. Дайте ребенку возможность побыть ведущим – пусть он перемешает игрушки, а вы угадаете нужный порядок. Постепенно вы можете добавлять как количество предметов, так и количество внесенных изменений, ориентируйтесь на своего малыша.

 3. Найди пару

Еще одна замечательная развивающая игра на развитие памяти и внимания, в нее можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими одновременно. Возьмите карточки с картинками из любого развивающего набора, который найдется у вас дома, либо распечатайте свои карточки из интернета. Всего карточек должно быть от 10 до 60, каждая картинка должна повторяться в наборе 2 раза.

Выложите карточки на полу картинками вверх, дайте ребенку посмотреть на их расположение. Переверните все картинки рубашкой вверх. Попросите ребенка показать на любую пару из одинаковых карточек и переверните их.

Позволяйте ему ошибаться, не говорите слов «неправильно» или «ошибка». Лучше просто называйте предметы, которые видите на картинках: «посмотри, тут коровка, а мы искали кошку».

Угаданные пары ребенок забирает себе, а не угаданные снова переворачиваются рубашкой вверх, пока все карточки не окажутся у ребенка.

Если вы печатаете карточки сами, то вы можете выбрать картинки, которые принесут ребенку особую радость – например, с его любимыми героями мультфильма.

 4. Найди отличия

Отличным упражнением как на развитие памяти, так и на развитие речи является знакомое всем «Найди отличия». Сегодня не обязательно покупать специальные книги, вы можете бесплатно распечатать изображения из Интернета.

Как правило, это два рисунка, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми, но с некоторыми отличиями. Можно называть отличия с малышом по очереди, а также полезно не просто показывать пальцем, а вслух описывать, что изображено на картинке и в чем заключается  отличие («на одной картинке цветок желтый, а на другой белый»).

Такая игра также позволяет повторить счет, понятия пространства (право-лево, верх-низ), тренировать словесное описание. Выбирайте сложность картинки под возраст и способности ребенка.

 5. Запоминание очередности

В такую развивающую игру можно играть, гуляя с ребенком или читая ему сказку. По сути – мы учим малыша пересказывать и тренируем техники запоминания.

На улице можно постараться запомнить от 3 до 10 действий и предметов, а также их последовательность: ехала синяя машина, дети играли в мяч, дядя гулял с собакой, на окне сидела кошка, у магазина стоял грузовик.

Усложняйте задачу постепенно: запоминайте очередность увиденного,  детали предметов и героев, где именно происходило действие.

Важно

По такому же прицепу можно попросить малыша вспомнить прослушанную сказку или увиденный мультфильм: с чего все началось, что произошло дальше, и дальше, чем все закончилось. Первые разы это может оказаться сложно, подсказывайте и помогайте, задавая вопросы «на окне сидела собака или кошка?».

Читайте также:  Витамины для повышения иммунитета: какие лучше, для мужчин и женщин

Эта игра отлично помогает развить логическое мышление, речь, память, улучшить восприятие и внимание.

Источник: https://umnyasha.me/the-development-of-memory.html

План-конспект по теме: Занятие для развития внимания, памяти и мышления ученика начальной школы

Конспект

психологического занятия с детьми  «Как стать умнее»

Автор: Долганова Светлана Руфиновна. Педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС Кировского района Санкт Петербурга. 2015г

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект психологического занятия с детьми младшего школьного возраста.  Интерактивное занятие. Такая форма проведения позволяет детям почувствовать себя более комфортно и легко познакомиться с теми возможностями человека, которые позволяют стать более успешным в учебной деятельности.

Цели:

Обучающая:

      • активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
Развивающая:

  • развитие познавательного интереса к занятиям с психологом.
  • развитие  внимания, памяти, логического мышления.

Воспитывающая:

  • воспитание чувства ответственности, уверенности в своих силах.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

-формировать устойчивость внимания

— тренировать зрительную и слуховую память.

-совершенствовать  умение решать логические задачи.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • -совершенствовать  навыки мнемотехники  
  • -совершенствовать умение решать логические задачи

Коммуникативные:

  • -формировать умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
  • -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

  • -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

  • -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
  •  познакомить детей с видами психических процессов, которые способствуют усвоению знаний.

Задачи: коррекция и развитие процессов восприятия, внимания, памяти и мышления.

 Стимульный материал: дощечки с различной поверхностью, желуди, карандаши, монетки, грецкие орехи, ластик, кнопки. Разноцветные стикеры, рубрикаторы. Раздаточные материалы из приложения.

Содержание конспекта:

Приветствие детей: здравствуйте ребята и ответные приветствия улыбками.

Ребята, сегодня мы познакомимся с теми процессами, которые помогают нам думать. Отгадайте загадку: «Горшочек умен – семь дырочек в нем»  Какой орган человека отвечает за этот процесс? (голова, мозг) Верно! А ЧТО ЖЕ ТАМ ПРОИСХОДИТ? Наш мозг – это сложный прибор.

Понять, что там происходит порой труднее, чем побывать в космосе. Итак, мы начнем наше путешествие в «космос мозга». В космосе есть планеты. Процессы нашего мозга мы тоже назовем планетами. Их всего 5. Это ощущение, восприятие, внимание, память и мышление.

 

Познакомимся с первой планетой – Ощущения.

 Что это такое  проще всего понять, работая на ощупь, не гладя или в темноте.

Мы сможем различить только некоторые качества предметов: холодный он или …(ребята называют противоположное качество), легкий или …, большой или …, шершавый или …, мягкий или … Если у нас закрыты глаза мы все равно можем различить светло сейчас или темно. Если даже плотно заткнуть уши мы сможем отличить гром от шума ветра. Мы ощущаем  на вкус и запах многие предметы.  

Задание 1. Скажите, на что похожи поверхности этих дощечек?

Задание 2. Слайд№4

Нам удается найти и определить только хорошо знакомые предметы.  

 Это ощущение. Если бы мы жили на планете «Ощущения» мы бы знали только качества предметов.

Следующая наша планета –  Восприятие. Открыв глаза и «навострив» уши, мы лучше точнее воспринимаем  мир вокруг нас.

Задание 3. (Приложение 1.)

Послушайте слова и выполните движение.  Слайд №5. Молодцы.

Задание 4.( Приложение 2)

 Послушайте теперь текст и  постарайтесь запомнить, о чем в нем говорится.

Слайд№6. Ответьте на вопросы.  Подсказка: вы будете лучше запоминать текст, если слова обозначите каким-либо движением или картинкой.

Картинку мы запоминаем, если развиваем зрительное восприятие.

Совет

Задание 5.(Приложение 3) Слайд №8. Выполняем  индивидуально на листках при помощи цветных стикеров.

Тренируя зрительное восприятие, мы включаем   внимание.

Планета  Внимание самая необходимая для успешных путешественников.

Слайд№9. Находим все цифры вместе.

Задание 6. (Приложение 4)Найдите и зачеркните по порядку  все буквы алфавита за 1 минуту.

Каждый ученик выполняет задание индивидуально.

 Что вам помогло правильно выполнить это задание? У кого были трудности? Нам помогала  память. Те из вас кто плохо помнит алфавит, делали задание дольше.  Внимательно посмотрите и  запомните что происходит. Слайд №10.

Отвечаем на вопросы. Во время опроса важно подбодрить, тех, кто справился хуже остальных.

Всем нам помогает запоминать информацию наше хорошее настроение. Как взбодриться? Конечно зарядкой.

«Вот теперь, устав от дел, поиграем в «передел». Делай наоборот. Я говорю «пол» — вы потолок, я говорю «злой» – вы «добрый». Я кручусь в одну сторону – вы в другую. Я поднимаю левую руку – вы правую. Хлопаем в ладоши столько раз сколько букв в вашем имени.

Заканчиваем упражнением  «повтори правильно» 2-3 движения одинаково все вместе. Слайд №12-13.

Задание найдите отличия.  Внимательно смотрим, сравниваем  и находим чем отличаются рисунки.

 Слайд №14.

Находим тень гнома и спрятанных животных.

Задание 7.  (Приложение 5)Охотник  Слайд №15. (индивидуально)

Помните, как лучше запоминать? Читаем и помогаем себе.

 Слайд №16.

Найдите картинку с теми словами, которые запомнили.

Наше путешествие заканчивается. Вспомните, какие планеты мы  посетили? Ощущение, восприятие, внимание, память… а самая главная планета –Мышление. Она не может существовать без всех остальных планет. Чтобы хорошо мыслить, нужны и ощущения, и восприятие, и внимание, и память.

Найдите закономерность и скажите, какой рисунок надо нарисовать?

 Слайд №17.

Задание 8. (Приложение6) Решите такие же задания индивидуально.

Все вместе  решаем  сложную задачу. Слайд № 18.

Задание 9. (Приложение 7)Разгадайте ребусы сами (приложение.)

Зашифрованное послание все вместе. Слайд № 19.

Обратите внимание

Итак, мы с вами ребята выполнили все задания, путешествуя по планетам нашего мозга. А какое название у первой планеты? … Ощущение.

Вторая – восприятие.  Третья – внимание. Четвертая – память. А пятая – мысль. Мышление.

Все вместе –  это психические познавательные процессы.

 Они как «пазлы»  друг без друга бесполезны. Тренируйтесь  и вам будет легче учиться.

 Какое настроение у вас сейчас? Отметьте на листочке.

Спасибо за работу! До свидания.

Литература .

  1.  Белкин Л.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
  2.  Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М., 1990.
  3.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986
  4. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. М.: Знание, 1980
  5.  Немов С.Р. Основы общей психологии М.2003г
  6.  Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 1985.
  7.  Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: учеб.пос. / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Моск.психол.-социальный ин-т, 1999
  8.  Психодиагностические методы / Под ред. Р.А.Бодалева, М.А.Дворяниной, И.М.Палея. – Л., 1976.
  9.  Психокоррекционные и развивающая работа с детьми разного возраста / Под ред. П.В.Дубровина. – М., 1999.
  10.  Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

     11. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 2001

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/05/19/zanyatie-dlya-razvitiya-vnimaniya-pamyati-i-myshleniya

Ссылка на основную публикацию