Самооценка у подростка: диагностика, развитие самооценки

Исследование формирования самооценки младших подростков

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15068 УДК 159.923.2

Шаяхметова В. К. Исследование формирования самооценки младших подростков // Концепт. — 2015. -№ 03 (март). — ART 15068. — 0,4 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/15068.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 7749965. — ISSN 2304-120X.

Шаяхметова Валерия Каусаровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск

valesha3004@mail.ru

Исследование формирования самооценки младших подростков

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования самооценки младших подростков в период адаптации при переходе в среднее звено.

Обратите внимание

Личностные изменения младшего подросткового возраста накладываются на значительные социальные перемены, связанные с переходом из начальной школы в среднее звено, что неизбежно создает условия для различных трансформаций самооценки.

Исследование состояния самооценки личности младших подростков может способствовать разработке адекватной системы психолого-педагогического сопровождения учащихся в этот период.

Ключевые слова: младший подростковый возраст, самооценка, психолого-педагогическая диагностика.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Актуальность темы связана с необходимостью осуществления психолого-педагогического сопровождения младших подростков в адаптационный период при переходе из начальной школы в среднее звено, поскольку социальные перемены накладываются на время начала психофизиологических изменений в развитии школьников.

Самооценка в подростковом возрасте активно формируется именно в социально-психологическом аспекте, и старт обучения в среднем звене может надолго задать траекторию развития исследуемого феномена.

У подростков с низкой самооценкой появляется возможность для изменений, чему может способствовать психолого-педагогическая коррекция.

Проблема формирования самооценки является одной из центральных в отечественных и зарубежных психологических исследованиях.

Важно

Это объясняется тем, что самооценка находится в одном ряду с такими ключевыми психологическими характеристиками, как самосознание, уверенность, успешность, устойчивость личности.

Адекватная самооценка выступает как одно из обязательных условий высокого уровня перечисленных качеств личности, связанных, в свою очередь, с самореализацией человека [1 ].

Анализ литературных источников позволил выявить, с одной стороны, большое разнообразие взглядов на проблему, а с другой стороны, отсутствие единства в понимании сущностных особенностей и природы этого явления.

В целом под самооценкой понимают важнейшее личностное образование, участвующее в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономную характеристику личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира [2].

Известно, что самооценка складывается из оценок качеств, поведения, свойств личности ребенка со стороны его значимого окружения в ходе его воспитания и социализации [3; 4].

В подростковый период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Подросток начинает

rw J

7 ~

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-formirovaniya-samootsenki-mladshih-podrostkov

«Подборка методик для диагностики самооценки личности младшего школьного возраста»

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Педагогическая диагностика направлена на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Самооценка личности младшего школьника является объектом исследования для многих психологов.

Из числа многообразных методик измерения самооценки у детей в данную работу включены те, которые являются наиболее адекватными в работе с детьми младшего школьного возраста.

Для выявления различных уровней нравственных суждений и самооценки, которые формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности, был проведен специальный констатирующий эксперимент. При изучении уровней сформированности самооценки у третьеклассников применяли методику взаимо- и самооценок. На основе оценочной шкалы Дембо-Рубинштейн (С.Я.

Совет

Рубинштейн,1970)была разработана инструментальная часть методики: трехцветная шкала, состоящая из красной, зеленой и черной частей, указывающих на сильную, среднюю и слабую выраженность (или отсутствие) какого-либо личностного качества. Детям предлагали отметить на этой шкале свое положение и положение одноклассников.

Тем самым они имели возможность давать себе и своим товарищам высокие, средние и низкие оценки относительно десяти отобранных экспериментатором качеств, характеризующих нравственную сферу человека (доброта, честность, справедливость), особенности деятельности, связанные с гуманистической и общественной направленностью личности (помощь товарищам, работа для класса), эмоционально-волевые проявления (веселость, смелость), а также рационально-деловые характеристики (умный, хорошо учится). Чтобы определить, как дети осознают уровень своего положения и положения товарищей в классе, им предлагали дать оценку по такому показателю, как «уважаемый в классе». Методика ранжирования качеств была нацелена на определение ценностей ориентации детей. С ее помощью можно было увидеть, в какой последовательности дети выделяют перечисленные качества у человека. Методика определения качеств человека позволила узнать уровни представленности в суждениях детей сущности указанных качеств, т.е. то, насколько четко дети понимают суть качеств, которые им предъявляли для оценки и ранжирования. Определения детей оценивались по трем критериям: наличию качеств, адекватности и степени обобщенности. В результате были выделены четыре уровня определений этих качеств (отсутствующие, неадекватные, адекватно-ситуативные и адекватно-обобщенные), которым для последующей количественной обработки данных придавались соответствующие баллы (0, 1, 2, 3). Данная экспериментальная процедура, предложенная французским психиатром Де Греефе, является простым и весьма остроумным приемом определения самооценки. Ее рекомендуется использовать при работе со школьниками 1-2 класса.

Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

Процедура исследования

В индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй — тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый — самую короткую; от того, кто средний — среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

Обработка и анализ результатов

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/podborka-mietodik-dlia-diaghnostiki-samootsienki-lichnosti-mladshiegho-shkol-nog.html

Исследование уровня самооценки младших подроcтков

В условиях кризиса ценностных и нравственных ориентиров, в ситуации высокой социальной нестабильности, для большинства людей теряются ориентиры, в опоре на которые личность вырабатывает стандарты, свои собственные «значимые маяки».

Следовательно, необходимы сознательно организованные формы деятельности и общения, направленные на то, чтобы оказать психолого-педагогическое влияние на процесс формирования и коррекции самооценки личности подростка.

Поэтому сегодня особенно актуально исследование самооценки у детей младшего подросткового возраста.

Cамооценка — это оценка личноcтью cамой cебя, cвоих возможноcтей, качеcтв и меcта cреди других людей. Cамооценка влияет на развитие личноcти человека и эффективноcть его деятельноcти. Оcобенноcти cамооценки влияют и на эмоциональное cоcтояние, и на cтепень удовлетворенноcти cвоей работой, учебой, жизнью, и на отношения c окружающими [1].

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростки претерпевают гормональные изменения, у них появляется чувство взрослости, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

У молодых людей формируется самосознание, они склонны анализировать свой внутренний мир. Кроме того, подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками.

Несомненно, мы можем отметить, что все вышесказанное способствует становлению у подростков такого явления, как самооценка [2].

Обратите внимание

Общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей требует со стороны взрослых создания системы условий для формирования психологической безопасности общения в подростковом возрасте [3].

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, изучающие особенности этого возраста. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочее [4].

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. Самооценка в подроcтковом возраcте характеризуется непоcтоянcтвом; она может быть завышенной, заниженной или адекватной, что завиcит от многих факторов, в чаcтноcти, от окружения подроcтка и его личных cуждений, от его внешнего вида и оcобенноcтей полового cозревания.

В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств [5].

Опытно-экcпериментальная работа по изучению заявленной тематики проходила в неcколько этапов: поиcково-подготовительный; теоретичеcкий; опытно-экcпериментальный; контрольно-обобщающий этап.

В психолого-педагогическом исследовании принимали участие 45 обучающихся 6 классовМОУ Гимназия им. К. Орфа, с.Варна Челябинской области.

В 6 классах 45 учащихся из них 26 мальчиков и 19 девочек. Составы классов по возрасту в основном одинаковы. Большая часть детей воспитывается в полных семьях, хотя у некоторых есть отчимы, мачехи. Дети воспитываются в доброжелательной атмосфере и не ощущают себя ущербными.

Сложившиеся коллективы 6 классов являются активными, энергичными коллективами. Основная масса ребят добросовестны, старательны и ответственны. Активно участвуют во всех общешкольных, классных и внеклассных мероприятиях, посещают различные кружки и спортивные секции. Класс управляем и обучаем. В классах 4-отличника; 15-хорошистов; 26 человек учатся на «3» и «4»;

Важно

Для опытно-экспериментального исследования использовались следующие психодиагностические методики: методика «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси); «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан); «Какой Я?» (Р.С. Немов) [6].

Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси).

Рисунок 1 – Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси) 

Проведённый анализ по методике диагностики «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси) показал, что у 32% испытуемых (8 чел.) низкий уровень самооценки. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач.

При заниженной самооценке человек характеризуется чрезмерной неуверенностью в себе.

Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество [6].

Средний уровень самооценки у 56% испытуемых (14 чел.). Люди с таким уровнем самооценки правильно соотносят самооценку со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Совет
Обратите внимание

К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: близкие и товарищи по работе.

[/su_box]

Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям.

Читайте также:  Понос у ребенка 5 лет: причины, лечение, средства от диареи

Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

У 12% испытуемых (3 чел.) высокий уровень самооценки.

Люди с высоким уровнем самооценки гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие — перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм.

Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод.    А.М. Прихожан).

Рисунок 2 – Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан) 

Анализ проведённый по результатам методике диагностики «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан) показал, что у 40% испытуемых (10 чел.) низкий уровень самооценки.

Люди с низким уровнем самооценки оценивают свои возможности ниже реальных возможностей личности. Это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе [6].

У 48% испытуемых (12 чел.) средний уровень самооценки. При среднем уровне самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Совет
Обратите внимание

К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: близкие и товарищи по работе.

[/su_box]

Иными словами, оптимальная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям.

Такой уровень самооценки является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

Высокий уровень самооценки у 12% испытуемых (3 чел.). При высоком уровне самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и способностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел.

Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ «Я». Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватной — чисто эмоциональным.

Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда — как заниженная.

Неуспех представляется как следствие чьих-то козней, или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Какой Я?» (Р.С. Немов).

Рисунок 3 – Распределение показателей самооценки младших подростков по методике диагностики «Какой Я?» (Р.С. Немов) 

Важно

Проведённый анализ по результатам методике диагностики «Какой Я?»      (Р.С. Немов) показал, что у 28% испытуемых (7 чел.) низкий уровень самооценки. Люди с таким уровнем самооценки крайне неблагополучны в развитии личности.

За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий [7].

У 60% испытуемых (15 чел.) был выявлен средний уровень самооценки. Люди с таким уровнем самооценки правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле

12% испытуемых (3 чел.) испытуемых обладают высоким уровнем самооценки. Это указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Высокая самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Распределение показателей самооценки младших подростков по трем методикам: «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси), «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан), «Какой Я?»      (Р.С. Немов). 

Рисунок 4 – Распределение показателей самооценки младших подростков по трем методикам: «Исследования самооценки личности» (С.А. Будасси), «Исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, мод. А.М. Прихожан), «Какой Я?» (Р.С. Немов). 

Проведя количественный и качественный анализ результатов по трём методикам, мы пришли к следующим выводам: 33,40% испытуемых имеют низкий уровень самооценки, 54,60% — средний уровень, а 12% испытуемых высокий уровень самооценки.

Совет

Таким образом, самооценка – сложное личностное образование, которое характеризуется непостоянством в подростковом возрасте; она может быть завышенной, заниженной или адекватной, что зависит от многих факторов, в частности, от окружения подростка и его личных суждений, от его внешнего вида и особенностей полового созревания.

Исходя из полученных результатов психолого-педагогического исследования, можно говорить о том, что самооценка младших подростков нуждается в психолого-педагогической коррекции, посредством реализации специально разработанной программы.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56093.htm

Самооценка младшего школьника: диагностика и повышение заниженной оценки

Самооценка – это очень важная внутренняя характеристика человека, которая позволяет достичь поставленных целей и стать успешным. Реальная оценка собственных возможностей позволяет быстро ориентироваться в жизненной ситуации и принимать правильные решения.

Формироваться она начинает уже в детском возрасте. Очень большое значение имеет правильное развитие самооценки в дошкольном возрасте. Но особенную роль для развития личности имеет начальный школьный период, который связан со становлением чувства собственного достоинства.

Насколько правильно будет развита самооценка младшего школьника, зависит успешность человека во взрослой жизни.

И, безусловно, школа и родители должны наблюдать за самооценкой в подростковом возрасте, так как в этот период могут возникать различные колебания в восприятии себя самим ребенком.

Начальный этап становления самооценки

Самооценка младших школьников строится на основе того, что они учатся понимать свои природные способности и качества характера, которые отличают его от других детей. От адекватности восприятия самого себя зависят во многом будущие его достижения.

Становление самооценки младшего школьника зависит от многих факторов. На формирование данного внутреннего качества влияет следующее:

  • Семейные отношения, в частности играет роль полноценность семьи, а также те культурные ценности и в целом мировоззрение, которые культивируются между домочадцами.
  • Внешнее окружение, в котором ребенок находится, то есть очень важно, с кем и как он общается.
  • Природные и приобретенные способности.

Диагностика

Чтобы поддерживать самооценку на постоянном уровне, необходимо знать определенные особенности данного внутреннего качества. Диагностические методики позволяют распознать различные степени отклонений при формировании самооценки у детей:

  • Когда самооценка у ребенка занижена, то это проявляется в его стремлении к частому уединению. Школьник не общается со сверстниками, он замкнут и не имеет особенных успехов в учебе и спорте. Очень часто заниженная самооценка у ребенка младшего школьного возраста проявляется тем, что он расхваливает одноклассников и стремиться подражать кому-нибудь из них. Когда занижена самооценка у девочки, то она часто считает себя не красивой. Проявляться низкая самооценка у детей младшего школьного возраста и у дошкольников может сутулостью. Таким способом ребенок стремиться стать менее заметным.
  • Нормальная самооценка школьника проявляется разумным, адекватным поведением. Для большинства детей характерным является широкий круг интересов, соответствующих возрасту. Как правило, школьник хорошо учится, обладает чувством юмора, он воспитанный, эрудированный и с ним легко разговаривать на любые темы.
  • Завышенная самооценка у ребенка выражается в повышенной требовательности. Дети при таком отклонении очень часто громко заявляют о собственных желаниях, не считаясь с возможностями и мнениями близких людей. Когда у ребенка завышенная самооценка, то он стремится к лидерству и считает все свои поступки гениальными, не подлежащими критике.

Способы коррекции

Очень часто встречаются вопросы, связанные с тем, что делать, когда возникают проблемы, связанные с формированием мнения о себе у младших школьников и подростков. Чтобы помочь развить адекватную самооценку, психология дает следующие рекомендации:

  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в плане успеваемости. Это приведет к тому, что самооценка школьников младшего возраста и дошкольников будет значительно занижена искусственным путем.
  • Не переоценивайте ребенка. Все требования должны выставляться в соответствии с возрастом школьника и его способностями. Если нарушать это правило, то у ребенка дошкольного возраста и в младшем школьном возрасте будет происходить снижение самооценки. Это будет связано с тем, что он начнет заниматься самобичеванием, вследствие того, что не может справиться с поставленной задачей.
  • В случае если ребенок справился с поставленными задачами, его нужно обязательно похвалить. Но сделать это нужно в нейтральной форме, к примеру: «Молодец! У тебя все получилось очень хорошо!» Грамотная похвала исключит риски завышения мнения о себе и будет способствовать тому, что самооценка у дошкольников и школьников младшего возраста, будет зафиксирована в конкретный момент времени на нужном уровне. Это значит, малыш продолжит развиваться в правильном направлении.
  • Когда у ребенка, что-то не получается, то нужно объяснить как делается конкретная работа и с чем связаны его неудачи. Осознав, какая ошибка была допущена, малыш не станет расстраиваться, и не изменит отношения к себе.
  • Если малыш поступает неправильно, то обязательно следует привести примеры из жизни, связанные с тем, к чему могут привести неправильные поступки.

Причины и опасность пониженной самооценки

Если не предпринимать никаких действий, то в будущем взрослому человеку будет грозить одиночество.

Он не сможет принимать ответственных решений, и всегда, и во всем будет сомневаться, что будет отталкивать от него людей.

Обратите внимание

Но самое печальное, что на фоне недооценки себя, своими корнями уходящей в детские годы, могут развиться пагубные пристрастия, которые способны полностью разрушить жизнь.

Наиболее распространенные причины формирования пониженной самооценки у ребенка связаны со следующим:

  • С небрежным воспитанием, когда ребенку уделяется мало внимания, и он не чувствует искренней любви родителей. Это приводит к тому, что малыш замыкается в своем мире, поэтому личностное восприятие себя в дальнейшем сложно поддается корректировке.
  • С чрезмерной критикой в адрес ребенка. В целях добиться нужных результатов родители часто оказывают излишнее эмоциональное давление на свое чадо. Порой они требуют невозможного, чем комплексуют малыша и непроизвольно занижают его оценку себя в детском возрасте. Это развивает неуверенность и лишает возможности человека во взрослой жизни самостоятельно принимать ответственные решения.

Повысить самооценку

Очень часто самооценка подростка или младшего школьника понижается в силу различных внешних условий. Поэтому вопрос о том, как поднять самооценку ребенку, очень актуальный для многих родителей.

Следует помнить, что самооценка подростка и ребенка другого возрастного периода во многом зависит от отношения к нему самых близких людей, то есть, родителей. Неважно сколько детям лет, формируются они на примере поведения людей из близкого окружения.

И если не удастся сформировать правильную самооценку у ребенка в детские годы, то в будущем могут возникнуть большие проблемы.

Существуют основные психологические правила для родителей, которые позволяют повысить самооценку ребенка:

  • Необходимо, чтобы малыш чувствовал, что вы гордитесь им и любое его достижение доставляет вам удовольствие. Такой подход обеспечит, что самооценка подростка в будущем будет более устойчивой, так как он будет уверен в поддержке родителей в любой жизненной ситуации.
  • Нужно найти занятие для школьника, в котором он сможет проявлять себя в полной мере. Если подросток выразил желание заниматься чем-либо, то его нужно обязательно поддержать в его начинаниях.
  • Для повышения самооценки школьника станьте ему настоящей опорой, самооценка подростка будет оставаться стабильной, если он буде чувствовать вашу защиту.
  • Научите ребенка отстаивать собственное мнение и говорить «нет» взрослым людям, если он может это серьезно аргументировать.
Читайте также:  9 оригинальных рецептов для детского праздника

Особенности мнения о себе подростков

Даже если в дошкольном и младшем школьном возрасте мнение ребенка о себе удавалось фиксировать нармальном уровне, то у подростков могут происходить колебания в силу повышенного влияния внешних факторов.

Особенности самооценки в юношеском возрасте и в подростковом периоде заключаются в том, что ребенку приходится самоутверждаться во взрослой жизни. Вследствие этого, любые неудачи могут обернуться неверием в себя.

С другой стороны для любого подростка характерна переоценка собственных возможностей в случае успеха, особенно если его удалось достичь легко. Важно донести ребенку, что в деятельности какого-либо направления важен разумный взвешенный подход. Любые работы должны выполняться качественно, только в этом случае можно развить уверенность в себе.

Важно

Поддержания ребенка в любой самой сложной жизненной ситуации позволит избежать стрессов. И это очень важно, так как детская психика очень неустойчива. Любые всплески могут привести к возникновению непредсказуемых реакций. Для любого развивающегося юного индивидуума свойственна природная неуверенность, и об этом нужно обязательно помнить.

Похожие записи

Источник: http://apatii.net/otnosheniya/roditeli-i-deti/samoocenka-podrostka-shkolnika

Тест на самооценку для подростков

Взгляды и мышление юношей и девушек в подростковом возрасте претерпевают серьезные изменения. Это касается различных аспектов – теперь молодые люди уделяют повышенное внимание своей внешности, стремятся расширить и изменить свой круг общения, начинают следить за модными тенденциями и прислушиваться к мнению тех, кого они считают своими кумирами.

В том числе, старшеклассники начинают критически относиться к своей личности. Они отмечают все, даже самые незначительные недостатки, и выделяют достоинства и преимущества, которые кажутся им важными и ценными. В силу возрастных особенностей подростки не всегда могут адекватно оценить свою личность и сделать правильные выводы.

Если ребенок начинает переоценивать себя, это очень часто приводит к грубому и бесцеремонному поведению, которое нередко становится причиной возникновения конфликтов с окружающими. Подросток с заниженной самооценкой, напротив, в большинстве случаев замыкается в себе, становится неуверенным и безынициативным, что негативно сказывается на уровне его развития.

Именно поэтому родителям и педагогам важно контролировать самооценку юношей и девушек, переживающих переходный возраст, и в случае необходимости принимать меры психологического воздействия. Нередко уровень самооценки личности подростка определяется с помощью теста Р.В. Овчаровой, о котором вы узнаете в нашей статье.

Чтобы определить уровень самооценки, школьнику предлагается ответить на 16 вопросов. В каждом из них возможно 3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать».

Последний следует выбирать только в крайних случаях. За каждый положительный ответ испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» — 1 балл.

В случае отрицания любого из утверждений ребенок не получает за него ни одного балла.

Совет

Вопросы теста на самооценку для подростков Р.В. Овчаровой выглядят следующим образом:

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  6. Мне нравится находить причины своих неудач.
  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  10. Убедительно могу доказать правоту.
  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  12. У меня часто рождаются интересные идеи.
  13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Итоговая сумма полученных баллов поможет определить результат:

  • 24-32 балла – высокий уровень самооценки;
  • 12-24 балла – средний;
  • 0-12 баллов – низкий.

С детьми, получившими в результате прохождения теста «низкий» или «высокий» результат, должен обязательно поработать школьный психолог, чтобы не совсем адекватная самооценка не повлияла на дальнейшую жизнь подростка.

Источник: https://womanadvice.ru/test-na-samoocenku-dlya-podrostkov

Развитие адекватной самооценки в подростковом возрасте

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Кафедра психологии

Курсовая работа

по дисциплине «Психология»

Развитие адекватной самооценки в подростковом возрасте

Волгоград — 2014

Содержание

Введение

Глава 1

.1 Самооценка. Понятие, виды

.2 Этапы развития самооценки

Глава 2

.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

.2 Особенности развития самооценки в подростковом возрасте

.3 Общая характеристика методик изучения самооценки личности и рекомендации для педагогов

Заключение

Библиография

Введение

В данной курсовой работе рассматривается одна из наиболее интересных на сегодняшний день тема как исследование самооценки подростков, ее развитие, а также влияющие на нее факторы. Эти вопросы представляют огромный интерес для педагогов, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, «Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли.» [6]

Таким образом, становление самооценки — это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка.

Целью нашего исследования является изучение развития адекватной самооценки в подростковом возрасте.

Объектом исследования служит самооценка подростка. Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:

рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;

Обратите внимание

ознакомиться с этапами самооценки и особенностями развития в подростковом возрасте;

разработать рекомендации для учителей подростков, оказывающие помощь в формировании адекватной самооценки детей.

Глава 1

1.1Самооценка. Понятие, виды

Самооценка личности — ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида.

Главные функции самооценки — регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды».

Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Адекватная самооценка

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития.

Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии — будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей.

Важно

Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными.

Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) — стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки.

Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. [6, С. 115]

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие.

Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму».

В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью.

На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими.

Совет

При этом возможно, они забывают, что неудачи — также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к.

в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. [6, С. 126]

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Читайте также:  Методы лечения тиреотоксикоза

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки.

Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно.

В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них. [9, С. 203]

Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя».

Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику.

Обратите внимание

Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [4, С. 212]

Источник: http://diplomba.ru/work/109235

Какова самооценка личности ребенка: тесты, диагностики, книги

Адекватное отношение к самому себе и восприятие собственного «Я» играет огромную роль в жизни любого человека. Самооценка ребенка формируется с самых ранних лет.

Родителям особенно важно вовремя повлиять на ее развитие и провести коррекцию, если это необходимо.

Ведь при неправильно выработанном самовосприятии у крохи может возникнуть множество проблем и комплексов, которые будут досаждать и во взрослой жизни.

Самооценка ребенка дошкольника (младшего и старшего дошкольного возраста)

Самооценка – это сложная конструкция, а ее формирование – длительный и многогранный процесс, подверженный влиянию множеству факторов.

Какой же бывает самооценка

  • Заниженная (малыш чувствует себя ущербным, негативно относится к себе, испытывает страхи и неуверенность).
  • Завышенная (кроха переоценивает свой потенциал и возможности, игнорируя недостатки).
  • Адекватная («золотая середина», ребенок воспринимает себя таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками).

Формирование самооценки в каждом возрасте имеет свои нюансы и особенности. В младшем дошкольном возрасте (с рождения до 4 лет) самосознание развито не в полной степени, кроха еще не умеет глубоко оценивать свои поступки и анализировать их.

Этот период очень важен, ведь именно в раннем детстве постепенно развивается основа, с помощью которой в дальнейшем будет формироваться самооценка.

Дети раннего возраста, как правило, окружены повышенным вниманием, регулярно получают похвалу от мамы и папы за малейшие успехи и достижения.

Любовь родителей, их забота, понимание и поддержка, а также правильный психологический климат в семье дарят ребенку уверенность в своих силах и чувство защищенности.

Это, несомненно, поможет в формировании адекватной самооценки. Малышу важно чувствовать себя нужным и важным.

Чтобы кроха стремился вести себя правильно и соответствовать ожиданиям взрослых, родителям необходимо с детства учить его положительно воспринимать себя.

Убедите малыша, что если у него что-то не получается сейчас, то в скором времени непременно получится. Не бойтесь делать замечания, но критикуйте не ребенка, а его поступки.

Помните, что чрезмерная похвала и опека могут сыграть плохую роль в формировании самооценки.

Когда наступает период подготовки к школе (от 5 лет и до 6-7 лет), на восприятие его собственного «Я» влияют не только родители и психологический климат в семье.

Важно

Малыш повзрослел, научился оценивать свои поступки, по-своему их анализировать. Он уже воспринимает себя как личность, постепенно отделяясь от матери. Кроме того, многие малыши этого возраста уже прошли этап социализации в детском саду.

Они научились взаимодействовать с другими детьми и чувствовать себя частью большого коллектива.

Самооценка ребенка тесты

Для определения степени самооценки используют различные виды диагностики, самыми распространенными из которых являются тесты.  «Лесенка» и «Смешные человечки» наиболее популярные из них.

  • Тест «Лесенка». На нарисованной 10-ступенчатой лестнице попросите ребенка расположить себя на той ступеньке, на которой он себя видит. Объясните, что плохие детки должны находиться на самой нижней ступеньке, хорошие – на самой верхней. Рисунки на 4-7 ступени свидетельствуют об адекватной самооценке, на 1-3 – о заниженной, на 8-10 – о завышенной.
  • Тест «Дерево». Крохе необходимо показать рисунок, на котором изображено дерево и сидящие на его ветках человечки. Попросите карапуза обвести ярким фломастером того человечка, который больше всего напоминает ему себя. После – того человечка, на месте которого он бы хотел находиться. Скачать изображение для проведения теста, а также детальную интерпретацию результатов к нему вы сможете в интернете.

Помните, лучше всего узнать об уровне самовосприятия ребенка помогут доверительные и регулярные беседы с ним.

Самооценка детей школьного возраста

Самооценка детей младшего школьного возраста зависит не только от собственного восприятия, но и от оценки других людей, учебно-воспитательного процесса, общения со сверстниками, успеваемости в школе и многих других факторов. Первоклассник сталкивается с новым персонажем, который оказывает непосредственное влияние на формирование многих личностных качеств – учителем.

Первые школьные годы особенно сложны для малыша, он переживает новый спектр эмоций, проводит сложную психологическую работу над собой. В это время родителям особенно важно быть внимательными и понимающими, ведь даже на маленького человека с огромным потенциалом можно повесить ярлык неудачника.

Помогите крохе раскрыть свои таланты и возможности, познать себя, безболезненно пройти адаптацию к новым условиям. Не сравнивайте его успехи с достижениями других детей, хвалите его пусть даже за небольшие успехи в учебе.

Для определения уровня самооценки можно воспользоваться психологическим тестом в форме игры «Проигрывание ситуаций». Для этого малышу необходимо сыграть роль самого себя в различных жизненных ситуациях.

Например, попросите чадо представить следующее: «дети во дворе играют в мяч, ты опоздал, но очень хочешь участвовать.

Как ты попросишь их принять себя в игру? Как поведешь себя, если они не захотят этого делать?» Родители могут исполнить роль других персонажей, а после поменяться ролями с малышом.

Такая методика поможет не только выяснить уровень самовосприятия крохи, но и узнать о его личностных качествах и особенностях поведения в той или иной ситуации. Родителям важно пояснить малышу, как правильно себя вести и как не стоит поступать. Для таких уроков подойдут самые разнообразные сценарии, как вымышленные, так и взятые из жизни.

Определить уровень самооценки помогут не только тесты, но и наблюдения родителей и педагогов.

Например, если ребенок часто хвалит себя, не замечает своих недостатков, не считается с мнениями других людей, демонстрирует чрезмерную амбициозность – все это свидетельствует о завышенной самооценке.

Излишняя самокритичность, отсутствие веры в собственные силы и успех, потеря интереса к прежним увлечениям, частые вспышки уныния и тревоги – признаки заниженного самовосприятия.

Самооценка у детей с нарушением речи, у детей с ЗПР (задержкой психического развития)

Самовосприятие малышей с задержкой психического развития (ЗПР) зачастую требует коррекции и тщательного контроля со стороны родителей и учителей.

У этих детей недостаточно сформированы такие мыслительные процессы, как анализ, обобщение, кроме этого нарушено восприятие, внимание, а также качество познавательных процессов. Малыши быстро утомляются, эмоции их поверхностны и неустойчивы.

Задания, с которыми с легкостью справляются их сверстники, зачастую вызывают у них сильные затруднения.

Совет

Самооценка у детей с ЗПР имеет свои особенности. В большинстве случаев она отклонена от нормы, отличается противоречивостью и неустойчивостью.

Сравнивая себя с другими, такие малыши часто страдают комплексом неполноценности, повышенной неуверенностью и тревожностью.

Особенно остро это ощущается, когда ребенок имеет трудности в обучении, получая те задания, которые ему не под силу.

В других случаях, взрослые, «искусственно» нахваливая ребенка, стараясь этим компенсировать его особенности развития, оказывают ему «медвежью услугу». Тот, в свою очередь, начинает переоценивать себя и свои возможности. Он не способен проводить адекватную оценку своих поступков и действий.

В наше время задержка психического развития поддается коррекции и дети с такими проблемами, при правильном организованном учебно-воспитательном процессе, поддержке со стороны родителей, регулярном проведении тестирований и коррекционных мероприятий добиваются хороших успехов и даже интеллектуально не только догоняют сверстников, но и зачастую превосходят их. Такая же ситуация и в случаях педагогической и психологической практики с детьми с нарушениями речи.

Самооценка ребенка: книга для родителей

Для того чтобы подробнее понять природу формирования детской самооценки вам понадобится специализированная литература. Следующие издания наиболее популярны среди читателей.

  • «Самооценка у детей и подростков», Гюру Эейстад.

В этой книге вы узнаете, как построить доверительные отношения со своим чадом, как научить его прислушиваться к себе, понимать мотивы и чувства. Автор дает множество советов, которые позволят родителям разобраться во многих аспектах детской психологии. Это издание – настоящая мини-энциклопедия для мам и пап.

  • «Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку»,
    Елена Новиченкова.

Для формирования адекватной самооценки недостаточно одной лишь родительской любви. Если вы не знаете, как повлиять на формирование здоровой самооценки у ребенка – эта книга поможет вам.

С ее помощью вы сможете найти ответы на множество волнующих вопросов – как справится с кризисами в развитии, как помочь ребенку преодолеть трудности, как стать малышу другом и построить доверительные отношения и т. д.

Помните: самооценка детей нестабильна и пластична, в течение жизни из-за различных обстоятельств она может меняться в ту или иную сторону. Но в любом жизненном периоде такие постулаты, как правильный психологический климат в семье, теплая атмосфера и родительская любовь играют неотъемлемую роль в построении фундамента, на основе которого формируется личность ребенка.

Самооценка личности ребенка: полезное видео

Как развивается самооценка малыша? Какие факторы влияют на нее? Подробнее об этом узнайте в следующем видеоуроке:

Вам будет интересно

Советуем прочитать:
Если ребенок манипулятор: советы
Как научить читать по методике Глена Домана
Что делать, если ребенок вызывает раздражение

Источник: https://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/samootsenka-lichnosti-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию