15 игр для развития словарного запаса

5 интересных игр на ассоциации для развития словарного запаса

Студентам надоели скучные списки слов и типичные записи в тетрадь? Конечно, регулярной работы над словарным запасом никто не отменял: например, чтение классической литературы, решение кроссвордов, работа со словарем, добавление по слову каждый день в дневник… Но на занятии нет на это много времени, хочется что-то новенькое, свежее и, главное, эффективное? На помощь придут развивающие ассоциации игры, которые не требуют много ресурсов и подготовки, вовлекут всех участников, помогут развить память и внимание. Не забывайте, все мы из детства, и хорошо помним, что самый лучший способ что-то запомнить – это игра.

Выбрали 5 интересных мнемонических игр, которые каждый преподаватель может использовать на своих занятиях – как групповых, так и индивидуальных, онлайн или оффлайн.

Словарное домино Игра подойдёт как для пары, так и для команды учеников. Первый участник читает / называет фразу/ слово, например, из ключевой лексики и строит с ним предложение. Следующий участник должен начать свое предложение тем словом, на которое закончилось предложение первого участника, при этом используя другую фразу из ключевой лексики. И так далее. В итоге могут сложится целые смешные истории. Для младших уровней подойдет построение словосочетаний вместо предложений.

Цепочка
Игра тренирует разные части речи и заключается в следующем: учитель показывает/рисует или называет какой-либо предмет, задание студента / пары или команды рассказать или написать как можно ассоциаций об этом объекте (цвет, запах, предназначение и т.д.). Для более игровой атмосферы можно устроить соревнования между командами на скорость или на количество ассоциаций о предмете.

Расскажи наоборот Правила таковы: учитель называет слово, студент или команда называет противоположное слово (антоним). Идеальная игра для изучения прилагательных (например, polite- impolite, polite – rude), наречий (slowly – quickly, easily – hard) и даже целых предложений, если нужно подключить грамматику (например, He is impolite – He is not polite.). Вариация игры: студенты называют синонимичные слова/ конструкции. Играть также можно на скорость, соревнуясь в командах или парах.

Найди окончание
Смысл игры состоит в том, чтоб учащиеся подобрали ассоциативное окончание к предложенному словосочетанию. Учитель или первый студент читает начало предложение, второй студент его продолжает. Третий может начать свое предложение окончанием второго и так далее.

Очень хорошо в этой игре отрабатываются все виды условных предложений, в которые студентам нужно поставить ключевую/ тематическую лексику. Например, if I have a lot of money, I will buy a flat. – If I buy a flat, I will have to buy new furniture.

– If I have to buy new furniture, I will choose wooden kitchen chairs…

Писатели Напишите на доске ключевые слова (7-10) в хаотичном порядке на разных строчках и попросите студентов не меняя порядок слов создать связную историю. Пусть она будет смешная и необычная, так даже лучше, ведь быстрее запомнится ученикам. Студенты могут работать самостоятельно либо в парах или даже командах, соревнуясь за самую смешную историю.

Еще идеи найдете здесь.

Какие игры используете на занятиях вы? Какие самые эффективные и веселые?

Нина Сворак

Источник: https://skyteach.ru/2018/04/02/5-interesnyh-igr-na-associacii-dlya-razvitiya-slovarnogo-zapasa/

Игры для развития словарного запаса ребенка

Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…»

5. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

8. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».

10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».

11. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание: — Оля проснулась и… (стала умываться). — Коля оделся и… (побежал гулять). — он замерз и… (пошел домой). — стали они играть… (с зайчиком). — зайчик испугался и… (побежал, спрятался)

— девочка обиделась и… (ушла, заплакала).

13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад.

Обратите внимание

А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие.

Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте.

Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три.

Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется.

Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше.

Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны.

О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз.

Просите и других членов семьи подключиться к игре.

 18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты.

Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.

Важно

Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов.

Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Источник: http://misstits.co/igry-dlya-razvitiya-slovarnogo-zapasa-rebenka/

Играем словами: 10 способов сделать из ребенка оратора

Чем богаче словарный запас ребенка, тем образнее и выразительнее его речь. А речь – это лучший способ впечатлить собеседника. Будь то ваша подруга (у которой от удивления челюсть отвисла), воспитатель в детском саду, школьный учитель… А еще богатый словарный запас помогает прокачать такой ценный навык, как самопрезентация. В нашем мире, полном конкуренции, он еще никому не вредил.

Зазубривание слов не поможет. Просто примите это как данность. Вспомните, как сами учили стихи: если зазубрить механически, то сразу после урока от стиха в голове не останется ни единой рифмы. Лучше всего развивать словарый запас ребенка во время игры.

В такие словесные игры можно играть где угодно: по дороге в садик, в школу, в магазин, в транспорте, на прогулке. Как только заметите, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, прекратите игру. Продолжите в следующий раз.

Она должна быть в удовольствие.

А мы предложим вам несколько вариантов таких лексических забав.

«Я вижу…» И начинаете описывать, что же вы такое видите: круглое или квадратное, красное или зеленое. Ребенок должен, как вы понимаете, отгадать. Используйте новые для малыша словечки, не стесняйтесь. Тут ему и смекалка понадобится, и любопытство будет где проявить. Только играйте по очереди – он отгадал, теперь ваша очередь.

Эта игра хорошо помогает развитию словаря прилагательных. Здесь нужно описать как можно больше качеств предмета, который вы выберете вместе. За кем останется последнее слово, кто назвал больше эпитетов (объясните заодно, что такое эпитет), тот и выиграл.

Пусть словарь ребенка обрастает не только названиями предметов, но и их деталей и частей. Например: «Вот дом. Что у него есть?» «Стены, окна, дверь, лестница…»

Молчуны: почему дети начинают говорить все позже

Спросите у ребенка: «Что бывает холодным?» «Снег, лед, мороженое…» Или: «Что бывает высоким?» «Гора, дерево, человек…»

Вопросов может быть масса: что бывает белым? Пушистым? Тяжелым? Гладким? Круглым?..

Читайте также:  Подготовка к родам - курсы для беременных

Для начала объясните ребенку, что синонимы – это «слова-друзья» (автомобиль – машина, храбрый – смелый), а антонимы – это «слова-враги» (добрый – злой, день – ночь).

Совет

В ходе этой игры вы загадываете слово, а ребенок должен назвать синоним (в игре с антонимами – антоним). Чтобы все было по-честному, меняйтесь ролями.

Цель этой игры – подбирать глаголы. Вы называете начало какого-то действия, ребенок – его окончание (и наоборот). Например:

— Катя проснулась и … (стала умываться).

— Коля сделал уроки и… (пошел гулять).

— Собака увидела кошку и… (побежала за ней).

Эта игра поможет развить не только словарный запас, но и воображение. Покажите ребенку на облако и спросите, на что оно похоже. Пофантазировать можно, глядя на крону деревьев, сугроб, фонарь – да на что угодно.

Для этой игру понадобятся карточки. Но покупать их не понадобится – достаточно нескольких вырезок из журналов. Получится коллекция, которую можно постоянно обновлять.

Суть игры – из случайно выбранных карточек, выложенных в линию, нужно составить связный рассказ. Да-да, именно этот тест ребенку предложат и в школе, когда пойдете записываться в первый класс. С его помощью проверяют, насколько малыш готов учиться.

Можно усложнить задание и тем самым развить еще и память. В данном случае карточки необходимо будет переворачиваются, и малыш вспоминает их последовательность и составляет рассказ. Чем старше ребенок, тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится.

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке, в театре, на экскурсии или просто погуляли в новом интересном месте. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций можно использовать фотографии.

Пусть ребенок сам выбирает, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. Кстати, благодаря этому вы узнаете, что отложилось в его памяти лучше всего, что его впечатлило. Если ребенок начнет фантазировать, не останавливайте.

Обратите внимание

Речь малыша развивается независимо от того, реальные или вымышленные события им воспроизводятся.

В ходе этой игры предложите ребенку изменить знакомую ему сказку. Вы начните рассказывать, так как написано в книжках, но в какой-то момент все должно пойти совершенно по другому сценарию. Как? Пусть ваш ребенок пофантазирует (для начала помогите).

Само не пройдет: в каких случаях надо бежать к логопеду

10 игр для развития: учим цвета, цифры, формы

Источник: http://www.wday.ru/deti/sovety-roditelyam/vyirazitelnaya-rech-10-igr-dlya-razvitiya-slovarnogo-zapasa-rebenka/

7 игр для развития речи: как увеличить словарный запас ребенка?

Пока ребенок маленький его словарный запас пополняется за счет слов, которые он слышит в процессе общения с родителями и другими людьми. При этом в возрасте 1-3 лет кроха усваивает не все категории слов. Так малыши лучше запоминают названия игрушек, имена членов семьи, а также слова, касающиеся знаний об окружающей среде (погодные явления, времена года и пр.).

Как только малышу исполняется 4 года, количество используемых им слов резко увеличивается. В этом возрасте кроха уже может описать, что чувствует, оценить предмет, исходя из его характеристик, а также попробовать свои силы в словообразовании.

Еще через несколько лет словарный запас вашего чада может достигнуть 3000-4000 слов, что считается вполне нормальным для дошкольника. Речь ребенка становится взрослее и пополняется новыми категориями слов.

Как развить словарный запас ребенка с помощью игр?

Ученые доказали, что дети лучше запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме. Именно поэтому стоит обратить внимание на игры по развитию словарного запаса у детей.

Возьмите 10 разных предметом и поместите их в тканевый мешочек. Предложите крохе доставать по одному предмету, детально описывая то, как он выглядит. Уверены, что такое занятие понравится вашему чаду!

А в такую игру можно смело играть даже на детской площадке. Ребенку необходимо назвать слово и бросить мяч следующему игроку. Если слово означает что-то съедобное, малыш должен поймать мяч, если же нет — отбить.

Еще одна популярная игра на развитие словарного запаса ребенка. Ее суть заключается в том, что ребенок описывает предмет или явление, а вы должны угадать, что это.

Придумайте несколько утверждений, например, «ворона любит сыр» или «у Мальвины волосы зеленого цвета». А малыш, в свою очередь, должен сказать, где правда, а где ложь. При этом важно, чтобы кроха смог объяснить свою позицию.

Данное развлечение будет интересно детям дошкольного возраста. Необходимо придумать 10 предложений, закончить которые должен ребенок. Не забудьте объяснить своему чаду, что в этой игре он может быть максимально креативным.

С помощью игры «Угадай игрушку» можно развить словарный запас маленького ребенка. Для этого посадите любимых кукол и зверушек в ряд и по очереди называйте их характеристики. А кроха должен отгадать, о какой игрушке идет речь.

Важно

А такое упражнение можно смело выполнять даже во время путешествия. Вы просто называете слово, а ребенок должен подобрать к нему самую удачную рифму. Например, ложка-мошка, лягушка-квакушка и т.п.

Выполняя с малышом эти простые упражнения, вы не только увеличите его словарный запас, но и будете способствовать гармоничному развитию ребенка. А что еще нужно для счастья родителей!

Источник: http://4mama.ua/kids/development/4271-7-igr-dlya-razvitiya-rechi-kak-uvelichit-slovarnyy-zapas-rebenka

Как расширить словарный запас

В статье «Словарный запас ребенка в 3 года» уже приводились некоторые способы работы над расширением и активизацией словаря.

Здесь я хочу еще раз напомнить родителям, что вся работа по развитию малыша должна проводится в игровой форме, а не в форме добровольно-принудительных занятий.

Если взрослые организуют веселую, интересную игру, малыш будет стремиться к новым знаниям, а не уклоняться от них.

Дидактические игры на расширение словарного запаса для детей 2-3 лет

Мама, папа, ребенок. Играя в эту, казалось бы, простую игру, малыш обогащает свой словарь названиями животных, не только так, как мы знакомили его с младенчества: киска, или мяу, собачка или вава.

Ребенок узнает, и в процессе многократного повторения запоминает, как называют животного женского рода, то есть маму; животного мужского рода — папу, и их ребенка. Маленькому ребенку не просто запомнить, например, что лошадь-это мама, конь -папа, а ребенок -жеребенок.

Для того, чтобы ему было легче усвоить эти знания, предлагаю посмотреть замечательный развивающий мультфильм, где звучит забавная песенка.

Чтобы запомнить названия животных, совсем не обязательно постоянно показывать этот мультфильм ребенку, просто в часы досуга напевайте вместе эту песенку. Ведь песенки всегда запоминаются легче. Распечатайте карточки с изображением животных и подбирайте их к каждому куплету.

Когда малыш усвоит названия домашних животных и их детенышей, усложните игру — начинайте придумывать аналогичные куплеты  о диких животных: мама -слониха, папа -слон, а ребенок -?

Учим глаголы

Известно, что скачок в развитии речи происходит благодаря обогащению речи глаголами. Поэтому взрослые должны объяснять малышу свои действия: мама гладит белье, папа читает газету, бабушка вяжет. Также полезно рассматривать сюжетные картинки и спрашивать ребенка, какое действие он видит, если же он затрудняется-подскажите ему.

Побуждайте ребенка комментировать картинки не одним словом, а фразами: крокодил читает газету.

Дидактические игры для детей 3-5 лет

Еще один вариант расширения словарного запаса ребенка- образование прилагательных от существительных. Для игры понадобятся карточки с изображением фруктов, ягод, овощей.

Процесс словообразования довольно захватывающий для ребенка, в игре развивается сообразительность, мышление, воображение.

Какой сок (компот) Покажите малышу карточку с изображением фруктов, ягод. Сок из яблок- какой?

Варенье из малины-какое?

Варим суп (кашу)
Аналогичная игра. Какой суп варится в этой кастрюле? Из чего?

Готовим салат

Кто где живет
Расширяем словарный запас посредством слов, обозначающих названия жилищ различных животных и насекомых, кроме того, ребенок получает представление об окружающей природе, развивается память, внимание. Можно использовать как настольную игру — пазлы.

Когда ребенок усвоит знания о жилищах животных, закрепите их, поиграйте в словесную игру: бросая малышу мяч, задаете вопрос: кто живет в улье; а кто живет в конуре?

Словесные игры для детей

Кто что ест

В эту игру также можно поиграть, как в настольную. Игра способствует расширению словарного запаса, внимания, памяти, сообразительности.

Игры на расширение словарного запаса для детей  5-7 лет

Синонимы

Сначала объясните ребенку, что такое синонимы, покажите картинки, изображение на которых можно назвать разными словами:

В такую игру рекомендуется играть с более старшими детьми, когда у ребенка возникнет понимание, что существуют слова, схожие по смыслу, но обозначающие один и тот же предмет, действие или признак предмета.

Предложите ребенку к картинкам подобрать еще схожие по смыслу слова. В такие игры можно играть и без картинок, например организуйте игру-соревнование: кто придумает к заданному слову подобрать больше синонимов.

Антонимы

Аналогично проводится игра в антонимы — слова, противоположные по значению.

Совет

Когда ребенок поймет смысл игры, играйте, перебрасывая мяч. Называете слово и бросаете мяч ребенку, он должен придумать слово, противоположное по значению и назвав его, бросить мяч обратно: легкий-тяжелый; черный-белый; большой- маленький; верх-низ; горячо-холодно и т.д.

Источник: http://stotysyhc.ru/kak-rasshirit-slovarnyj-zapas/

Развиваем словарный запас: эффективные игры и практические рекомендации

Речь — важнейший инструмент познания мира. Потому-то научить ребёнка говорить, научить его владеть словом, искусно выражая свои потребности, мысли, мечты и фантазии, — одна из важнейших задач родителей дома и воспитателей в детском саду.

Развитая речь ценилась во все времена прежде и будет цениться в будущем, как необходимый атрибут успешного, грамотного человека, лидера, интересного собеседника и чуткого слушателя, внимательного ко всем оттенкам сказанного.

Занятия по развитию речи — неотъемлемый элемент дошкольной образовательной программы. И в детском саду, и дома ребёнку необходима поддержка взрослых, помощь в овладении богатством родного языка. А самый простой метод учить ребёнка эффективно — конечно, игра. Поэтому мы предлагаем вам несколько хорошо зарекомендовавших себя игр на развитие словарного запаса у детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Игры на развитие речи

«Что из чего»

Очень интересная и полезная игра, которая научит быть внимательным и замечать составные части целого. Для маленьких игроков в возрасте 2–3 лет можно использовать дидактический материал — разрезанные картинки. Ребята постарше должны, выполняя указания взрослого, создавать мысленные образы.

Суть игры состоит в следующем: вы называете предмет (необязательно предмет неодушевленный — можно называть животных, людей, явления природы), а ребёнку нужно перечислить, из чего он состоит. Если игроков несколько, попробуйте для остроты добавить соревновательный элемент: победителем объявляется тот, кто назовёт больше составных частей.

Например:

  • Стул — ножки, спинка, сиденье, гвозди.
  • Дом — крыша, окна, двери, ступеньки, пол, стены.

В качестве домашнего задания от «Эврики» мы предлагаем вам поработать по образцу со словами «дерево», «двор», «машина», «собака».

А можно перевернуть условия, и получится новая игра на развитие словарного запаса:

  • взрослый перечисляет части целого;
  • ребёнок называет предмет.

«Он такой, она такая»

Это потом, в школе, ребёнку будут рассказывать, что все слова делятся на разные группы, что они являются разными частями речи и отвечают на разные вопросы.

Но научить дошкольника согласовывать слова между собой так, чтобы они дружно складывались сначала в словосочетания, затем в предложения, а потом даже в целые тексты, нужно уже сейчас. Подружить существительное с прилагательным, т. е.

научить правильно называть предмет и его свойства, поможет весёлая игра для детей «Он такой, она такая».

Взрослый называет предмет (для детей младшего дошкольного возраста слова нужно подкреплять картинкой или самим предметом), игрок — его признаки.

Например:

  • Мяч — синий; штора — синяя; небо — синее.
  • Океан — глубокий; море — глубокое; лужа — глубокая.
  • Дядя Стёпа — высокий; лестница — высокая; здание — высокое.
Читайте также:  Методика монтессори

Как вариант этой же словесной игры, вы называете предмет — ребёнок перечисляет столько его признаков, сколько получится:

  • дерево: высокое, большое, красивое, старое;
  • котёнок: маленький, смешной, красивый, игривый.

Позволяйте ребёнку сначала самостоятельно перечислить все признаки, которые он сможет выделить. Потом, задавая наводящие вопросы, подскажите, что ещё можно добавить в озвученный список. А когда даже с вашей помощью малыш не сможет назвать ни словечка, продемонстрируйте, сколько ещё чудесных слов существует, чтобы рассказать о заданном предмете подробнее и интереснее.

«Признаки из частей»

Первая из предложенных игр учила выделять части в целом, вторая — называть признаки предметов. А теперь давайте попробуем использовать части, чтобы называть признаки целого.

https://www.youtube.com/watch?v=xOKr0d4zoXE

Для наглядности игры приготовьте несколько игрушек или картинок. Рассматривайте их поочерёдно, предлагая ребёнку всё активнее включаться в игру, формируя признаки по указанному вами образцу. Чтобы было понятней, рассмотрим пример, где (В) — реплики взрослого, (Д), соответственно, — детские ответы.

  • (В) Смотри-ка, это кукла. Волосики у неё длинные. Наша кукла длинноволосая. А какого цвета волосики у куклы?
  • (Д) Светлые.
  • (В) Значит, кукла светло…
  • (Д) …волосая.
  • (В) Правильно, «светловолосая». А зубки у куклы беленькие. Значит куколка…
  • (Д) Белозубая.
  • (В) Умница! А глазки у нашей куклы…
  • (Д) Голубые.
  • (В) Правильно! Куколка поэтому голубоглазая.

Совет: выбирайте такие объекты для игры, у которых находить составные признаки весело и интересно.

Будьте готовы к тому, что ребёнок начнёт выдавать образцы оригинального словотворчества — это естественный процесс становления речи в дошкольном возрасте.

Можете записывать за своим толкователем, создававшим на ходу новые единицы русского языка. Лет через –дцать будет забавно и приятно перечитать.

«Бегу, лечу, спотыкаюсь»

Раз уж мы поиграли с именами существительными (называя предметы и их составные части), а также именами прилагательными (когда подбирали к предметам свойства), обидеть глаголы невниманием было бы проявлением неуважения к этой деятельной части речи. Поэтому играем! Правила простые:

  • взрослый называет предмет;
  • ребёнок фантазирует, чем этот предмет может заниматься.

Если сначала подбирать предмету действия будет сложно, можно использовать сюжетные картинки:

  • котёнок — играет;
  • мама — рисует;
  • папа — стирает;
  • Петя — спит.

А теперь усложним: на каждый предмет несколько действий.

  • Птица: кружит, летает, высматривает, гоняет, прячется;
  • дерево: стоит, растёт, украшает, затеняет;
  • собака: ест, гуляет, мечтает, поёт, смешит

Получается? А давайте тогда попробуем совместить признак + предмет + действие:

  • маленький мальчик спит;
  • красивая бабочка летает;
  • красный мак распустился.

Кстати, так можно осваивать навык составления предложений по схемам из последовательностей вопросов «кто/что», «когда», «зачем», «что делал», «с кем» и пр.

«Нарисуй словами»

Мы знаем, что любой предмет можно нарисовать при помощи красок, фломастеров, мела… А как насчёт того, чтобы порисовать словами?

Сначала покажите ребёнку пример: опишите хорошо знакомый ему предмет, не показывая его и не называя прямо. Это может быть любимая игрушка, часть интерьера, домашнее животное — неважно. Главное, чтобы словесный портрет получился красочным, ярким, понятным.

Обратите внимание

Ребёнок смог узнать, что вы нарисовали словами? А теперь он сам словесный художник, а вам нужно понять, какой предмет лёг в основу композиции.

Чем точнее описание, чем оно нагляднее и интереснее, чем больше свойств предмета использовано, тем богаче словарный запас малыша.

«Ручка-ножка»

Очень важно уже в дошкольном возрасте познакомить ребёнка с многозначными словами.

Покажите картинки шариковой ручки, дверной ручки, человеческой руки. Обсудите, что одно и то же слово, может обозначать разные предметы. Внимательно рассмотрите каждую картинку:

  • Что это? Ручка! Для чего она нужна? Чтобы писать и рисовать!
  • А это тоже ручка! Она крепится к двери, чтобы было удобно дверь открывать и закрывать.
  • А у тебя есть ручка? Помаши мне ручкой. Возьми ручку (шариковую) в ручку (свою).
  • Одинаковые слова, но предметы совсем разные.

Подробно обговорив таким образом одно многозначное слово, предложите ребёнку подумать, какие ещё слова хотя и звучат одинаково, но имеют разные значения.

Совет: наверняка ребёнок будет путаться, называя, к примеру, вместо многозначных слов однокоренные или не понимая разницу между указанием на конкретный предмет и значением слова (рот есть у мамы и у сыночка, но слово «рот» в этом случае имеет общее значение, хотя указывает на разные ротики). Исправляйте ошибки, объясняйте, но не будьте слишком требовательны. Главное — заставить малыша задуматься о том, что ножки есть не только у него, но и у стула.

Советы от «Эврики»

Чтобы домашние занятия на развитие словарного запаса у дошкольника (кстати, проводить их можно не только дома, но и на улице, в транспорте или очереди) проходили как можно эффективнее, были для ребёнка не наказанием, а вызывали неподдельную радость, придерживайтесь при их организации нескольких весьма простых, но очень важных правил.

  1. Слово «играть» в вашем общении с ребёнком дошкольного возраста многократно превышает по частоте слова «заниматься», «учиться», «работать». Вы можете воспринимать игры как развивающие занятия (что совершенно верно), но вот ребёнок должен воспринимать развивающие занятия как игру.
  2. Длительность игры-занятия без переменки должна увеличиваться постепенно. Начинайте буквально с 3–5 минут, постепенно дойдя до 20–25 минут полноценного занятия игры. Главный критерий подходящей ребёнку продолжительности — его неподдельная заинтересованность и готовность активно включаться в процесс овладения богатством родной речи.
  3. В спорте известно: чтобы добиться результатов, нужно делать несколько подходов. Тренируя речь ребёнка, делайте несколько подходов в день. Поиграйте минут 10–15 сразу после завтрака, а потом ещё минут 10 после сладкого послеобеденного сна. Вечером есть настроение и свободное время? Отлично, можно поиграть в слова опять.
  4. Ребёнок сегодня капризничает, плохо себя чувствует, он вялый и раздражительный? Не надо навязывать ему занятия именно сейчас. Лучше помогите малышу справиться с эмоциями, выяснив и устранив их причину.
  5. Отдельное место для развивающих игр — идеально. Очень хорошо, если для занятий с ребёнком дома есть удобный, обустроенный уголок. В такой атмосфере вы скорее привьёте малышу те навыки, которые необходимы для успешной учёбы в школе: усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Но всё же не стоит пренебрегать возможностью использовать свободную минутку с пользой. Получается поиграть во внеурочное время в непредусмотренном месте? Играйте!
  6. Дополним предыдущий пункт. Играя «на ходу», не забывайте важное условие домашних логопедических занятий: между вами должен быть зрительный контакт, ребёнку надо слышать чёткую речь взрослого и видеть, как работает ваш артикуляционный аппарат.
  7. Занимаясь развитием дошкольника через игру, старайтесь максимально исключить любые негативные оценки из своего лексикона. Поправляйте карапуза, когда он ошибается, но делайте это очень мягко и тактично. Зато на похвалу можно не скупиться, щедро отвешивая её за любые старания и даже маленькие, но всё же достижения.

Дорогие друзья! Мы стремимся сделать ваше родительство более эффективным, творческим и счастливым. И нам приятно читать ваши положительные отзывы, узнавать о ваших успехах, видеть ваши комментарии к статьям.

Источник: http://nii-evrika.ru/razvivaem-slovarnyj-zapas-effektivnye-igry-i-prakticheskie-rekomendacii/

Как увеличить словарный запас

Часто задают вопрос, как увеличить словарный запас? Как увеличить запас слов? В чем дело? Почему слова заканчиваются?

Ниже по тексту будет подробно изложено, что нужно сделать, чтобы увеличить словарный запас слов.

Сначала предыстория, а потом – как увеличить словарный запас разговорных слов

Как увеличить словарный запас?

Ко мне привели девочку старших классов, чтобы я научил ее хорошо выступать. Родители настаивали, чтобы я обучал ее индивидуально, а не в группе, оплатив стоимость недешевого обучения.

Словарный запас (разговорный) у девочки был почти нулевой.

Зато присутствовали “Э…” “Типа…”, “Вобщем…”, “Вы поняли…”, “Короче…”. Этими словами она оперировала  легко и непринужденно: “Слушайте прикол…”, “Щас расскажу…”.

А дальше – тупик. Запас слов закончился.

Я достаю сборник притч. Выбираю самую короткую. Прошу пересказать своими словами.

И вот тут у меня случился культурный шок.

Девочка запомнила все слова до середины притчи. И выпалила их пулеметом. Один в один к тексту. Потом запнулась, забыла какое-то слово. И потянулась к листику подглядеть.

Я забираю листик: “Теперь – своими словами”.

Она так и не смогла до конца рассказать самую простую притчу из сборника. Не было запаса слов? (Запас слов был, ведь она эти слова только что прочитала.)

Какую книгу прочитать, чтобы увеличить словарный запас слов?

Даю следующую притчу. Задание то же: пересказать своими словами. Но притча была побольше. “Оперативная память” девочки перегрузилась. Она не смогла рассказать и до середины. Замолчала. Так и смогла подобрать нужные слова, чтобы закончить свой рассказ.

И стало понятно, с чем придется работать в первую очередь. Не с жестами и не с паузами. А научить старшеклассницу говорить своими словами, а не запоминать слова из текста.

По сути – НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ГОВОРИТЬ.

Обогатить не столько словарный запас, сколько “разговорный словарный запас”

Кстати, надо отметить, девочка не глупая, в школе училась хорошо. 

Для эксперимента дал задание написать притчу, которую она прочитала, но не смогла рассказать. Ученица справилась с заданием быстро, за несколько минут. Причем написала почти дословно. Значит – проблема с разговорной речью. (Не с речью проблема, и не словарным запасом, проблема – с РАЗГОВОРНОЙ РЕЧЬЮ)

Мы начали работать. После сотни притч… моя ученица с легкостью начала пересказывать любые притчи. И другие, даже сложные, тексты. Она начала легко философствовать на “свободные темы”. Слова “Э…”, “Типа…” стали не нужны, чтобы изъясняться. Они исчезли.

Прошло время. Девочка поступила в институт и прислала мне благодарственное письмо, что здесь она лучше всех выступает на семинарах.

А теперь перейдем к нашей теме:

Как увеличить словарный запас?

У меня даже спрашивают, а какие книги почитать, чтобы увеличить словарный запас?

Первое. Обратите внимание на то, что мы, сами-то, пользуемся небольшим набором слов. Для передачи и объяснения информации в обычной жизни нам много слов не надо. И поэтому мы сами не все слова говорим.

И к тому же, не говорим все комбинации слов.

Незачем.

Мы обходимся небольшим набором фраз, необходимых для повседневного общения. 

Из которых большая часть перепадает на невербальную речь (жесты, мимика, интонации).

Уважаемый читатель!
Кликните, пожалуйста, рекламу от Гугл, в знак благодарности за бесплатные материалы на сайте. Большое Вам спасибо!

Как пополнить словарный запас. Второе

Чтобы обогатить набор фраз необходимо их говорить (а вот тут не обязательно вслух, можно в письменной речи, можно в мыслях, внутреннем диалоге).

ЧТОБЫ СРАЗУ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ НУЖНЫЕ СЛОВА – ИМИ НЕОБХОДИМО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

То есть часто говорить. Часто вспоминать. Пользоваться.

Одним из способов улучшения качества речи является – письменная речь (это не единственный способ)

То есть: писать письма, общаться в чатах, отвечать на вопросы, что-то объяснять, доказывать. И так далее. Так можно пополнить словарный запас.

Полезно развивать письменную речь. Но не пересказывать, а придумывать собственные размышления. Это хорошо проверяет и развивает словарный запас.

И чем больше будет новых, незнакомых тем (и слов) для письменного общения – тем лучше!

Важно

При этом полезно писать красиво и, самое главное, писать разговорной речью.

Так, как говорите именно Вы.

Читайте также:  Развивающие игры для детей 3 лет: логические и подвижные игры для мальчиков и девочек

Думать, и сразу же писать. Прямо по ходу мысли.

Вот, как я сейчас это делаю.

И это не только мое мнение, это мнение многих специалистов.

Все, что вы таким образом придумаете и запишите – это уже готовые ваши мысли, готовые фразы.

Так расширяется наша возможность подыскивать нужные слова. Этот навык передастся и в обычную речь, ведь процесс тот же самый.

Но когда вы пишете – вас никто не гонит в шею, можно действительно подыскивать нужное слово некоторое время, не волнуясь. И в письменной речи, ну ни как, слово не заменишь жестом или мимикой.

Уважаемый читатель!
Сделайте клик, пожалуйста, на этой рекламе, в знак благодарности за полезные материалы на сайте. Спасибо! 

Но!

Письменная речь не заменит устную!

Еще раз, чтобы запомнить навсегда:

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ НЕ ЗАМЕНИТ УСТНУЮ РЕЧЬ

Наш словарный запас небольшой, и его нужно увеличивать – разговаривая!

Пусть даже вы не оратор. И не собираетесь становиться оратором. Необходимо развивать разговорную речь!

Полезно пересказывать интересные истории, найденные в Интернете. А ведь их там – множество. И не обязательно искать супер-необычную новость. Для обучения подойдут самые разные истории, которые вам попались на глаза, и от которых у вас улучшилось настроение.

Вот, видео, хороший пример:

Да. Полезно читать книги!

Почему? Кроме чтения книг, фактически, не чем пополнять словарный запас. Речь людей, которые нас окружают, очень и очень бедна новыми словами. Куда беднее, чем хорошо написанный текст в книге.

Фильмы тоже не имеют большого разнообразия слов, тем более голливудские, в переводе на русский язык лишь пассив.

Чтобы использовать новые слова – их полезно сначала прочитать из книги. Но этого мало. Их нужно использовать в разговорной речи. Использовать! Чтобы прочитанные слова стали разговорными словами. Богатая речь – это разнообразие используемых слов.

Важно переводить слова из пассивного запаса в активный!

Прочитанные слова – это лишь пассивный запас слов.

Все это касается, как взрослых, так и детей. Вот выступление девочки с притчей

Хорошее действенное практическое упражнение, как увеличить словарный запас

Расскажите друзьям об просмотренном фильме (или прочитанной книге). Детально, с эмоциями.

Если у вас это получилось легко, и о фильме вы рассказывали больше 20 минут – значит, у вас есть словарный запас. Если вы смогли сказать лишь в общих чертах, используя слова из рекламного ролика, значит – вам нужно учиться рассказывать вслух. Не обязательно для этого становиться оратором.

Лучше всего, начните с описания фильмов или прочитанных книг.

Поставьте себе задание – каждый просмотренный фильм пересказывать друзьям вслух, детально, с эмоциями… Чтобы это был чудесный рассказ, а не констатация фактов и перечисление сцен из фильма. Это лучший способ создать, пополнить, и развить словарный запас.

Книги пересказывайте, и не только впечатления, а весь сюжет.

Видео-пример пересказа книги

Что еще полезно?

Как бы вам ни хотелось поскорее начать рассказывать всё подряд, полезно научиться говорить без мусорных звуков и мусорных слов.
Лучше сразу следить за этим, чем потом переучиваться.

Привычка пользоваться мусорными словами вместо полезных слов может превратиться в проблему.

Посмотрите видео:

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал. Там много интересных видео.

Жесты

Жесты – тоже речь. Невербальная речь. Жестам нужно также обучаться, как и умению говорить.

О жестах можно почитать на страницах этого сайта

Жесты

И полезно посмотреть видео:

Так какую же книгу прочитать, чтобы увеличить запас слов?

 Каждый человек, закончивший среднюю школу уже прочитал все возможные слова в учебниках. По нескольку раз. И вы думаете, эти школьники используют все прочитанные слова? Нет.

Используют только те слова, которые начали употреблять в своей речи. Так что пересказывайте книги чаще, чем их читаете. А книгу можно взять почти любую.

В каждой хорошей книге используется более 3 тысяч уникальных слов. Разве этого мало?

Совет

Я сделал несколько хороших сборников для пересказа, там найдете и хорошие истории и чудесные притчи:

А для того, чтобы хорошо выступать, прочитайте эти книги:

Главные ошибки ораторов

Секреты ораторского искусства

Итого:

Чтобы иметь богатый словарный запас слов

1. Мало прочитать слова – их нужно использовать. Переводите “прочитанные слова”  в  “слова, используемые в речи”. Проговаривайте эти слова в своей речи и во внутреннем диалоге.

2. Пишите письма, статьи, используя новые слова. Накапливайте пассивный словарный запас, читая книги.

3. Делайте “домашние заготовки”. Проговаривайте свои речи вслух перед выступлениями. Перед важными разговорами.

4. Рассказывайте, пересказывайте притчи, истории, новости, книги своим друзьям. Расскажите о прочитанной книге или просмотренном фильме. Так будете увеличивать активный словарный запас.

5. И, конечно же, необходимо освоить техники выступления с подготовленной речью, и техники выступления экспромтом (не просто об этом прочитать, но и овладеть)

ТОГДА В НУЖНЫЙ МОМЕНТ ВАМ СХОДУ ПРИДУТ В ГОЛОВУ НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА, И ВАМ ВСЕГДА БУДЕТ ЧТО СКАЗАТЬ

Успехов Вам!

Уважаемый читатель! Мне приятно, что вы зашли на мой сайт и читаете страницы моей книги. Эта книга постоянно обновляется и пополняется новыми страницами. Читайте дальше. Заходите еще!

Источник: https://bolsunov.com/kak-uvelichit-slovarnyj-zapas.html

Игры для расширения словарного запаса ребёнка

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает. 

2. Описание объекта.Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше не повторяющихся слов. 

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. 

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл. 

4. Ищем детали.Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…»

5. Описываем свойства предметов.Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. 

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…

» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др.

Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.. 

6. Придумываем историю.Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово. 

7. Что может быть?Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой… 

8. Стань писателем.Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга. 

9. Найти повтор.Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша надевала одежду на куклу». 

10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький». 

11. Игра в синонимы.Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль, посох. 

12. Игра «Добавь слово».Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание: 

— Оля проснулась и… (стала умываться). 

— Коля оделся и… (побежал гулять). 

— он замерз и… (пошел домой). 

— стали они играть… (с зайчиком). 

— зайчик испугался и… (побежал, спрятался) 

— девочка обиделась и… (ушла, заплакала). 

13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется? 

14. Бюро путешествий.Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад.

Обратите внимание

А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие.

Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями. 

15. Всегда под рукой.Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка.

Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

 

16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется.

Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше.

Обратите внимание

Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок. 

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны.

О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз.

Просите и других членов семьи подключиться к игре. 

18. Мой репортаж.Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты.

Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.

Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся. 

19. Чем закончилось?Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов.

Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Источник: http://www.vedamost.info/2015/06/blog-post_16.html

Ссылка на основную публикацию