5 важных этапов развития малыша в первый год жизни

Развитие детей в первые годы жизни

На каждом этапе развития ребенка родители открывают для себя что-то новое. Естественно, что для них важно знать, какие нормы развития приняты в том или ином возрасте, чтобы сравнивать навыки и показатели своего чада с общепринятыми.

Важно понимать, что отставание ребенка от каких-либо норм совсем не означает пробелы в развитии, по крайней мере в большинстве случаев. Если отклонения незначительные, то списать их можно на индивидуальный график развития ребенка.

Обратите внимание

Кроме того, нужно учитывать такие важные показатели, как условия проживания малыша, уход и питание, наличие родовых травм, рождение раньше срока и так далее.

Все эти факторы могут оказать влияние на развитие ребенка, особенно в первые годы жизни.

Навыки и развитие годовалого ребенка

В возрасте одного года нормально развивающийся ребенок должен уметь делать следующее:

  • ходить с поддержкой или без поддержки;
  • стоять без поддержки;
  • складывать игрушки в корзину;
  • делать небольшие башни из нескольких кубиков;
  • выполнять простые просьбы и команды;
  • произносить несколько слов (до шести);
  • лепетать на своем детском наречии.

В этом возрасте можно стимулировать умственное развитие крохи, постепенно начиная работать с ним по специальным методикам, развивая сенсорные навыки. В этот же период можно в ненавязчивой игровой форме обучать ребенка цветам, буквам, цифрам, используя картинки, книжки, игрушки.

Навыки и обучение полуторагодовалого малыша

А вот в возрасте полутора лет большинство детей уже уверенно умеет:

  • ходить и бегать без поддержки;
  • забираться на ступени и спускаться, удерживаясь за поручни;
  • пить из чашки, не проливая, и пользоваться ложкой;
  • показывать по просьбе родителей на знакомые предметы, игрушки, части тела;
  • рисовать линии карандашом;
  • поднимать с пола предметы, не теряя равновесия;
  • выражать эмоции жестами или звуками;
  • отдавать предпочтение отдельным игрушкам;
  • иметь в словарном запасе до 15 простых слов.

В этом возрасте родителям стоит подумать о том, чтобы отучить ребенка от пустышки и отлучить от груди, если он все еще находится на грудном вскармливании.

Полуторагодовалого малыша можно приучать к соблюдению простых правил гигиены, показывая ему, как мыть руки, собирать за собой игрушки, чистить зубы. Кроме того, в этом возрасте уже можно обучать ребенка правилам поведения за столом, приучать к использованию салфеток и столовых приборов.

У крохи в 1,5 года должны быть свои пусть небольшие, но уже обязанности. Ему можно поручать вытирать пыль, поливать цветы, вытряхивать прикроватный коврик.

Конечно же, главным событием в жизни полуторогодовалого малыша должна стать покупка его первого велосипеда. В этом возрасте он пока не сможет самостоятельно крутить педали, но будет счастлив погонять по двору на велобеге, отталкиваясь ногами.

В полтора года с малышом уже можно впервые посетить стоматолога. Со временем такие походы должны стать регулярными, как минимум один раз в год.

Основные навыки двухлетнего ребенка

В два года, при условии, что развитие ребенка проходит нормально, он порадует родителей следующими достижениями:

  • быстрым бегом, уверенной ходьбой и умением прыгать;
  • навыками строить башню из более чем четырех кубиков;
  • играми с мячом (кидание, пинание и ловля);
  • ролевыми играми с игрушками;
  • самостоятельными уверенными спусками и подъемами по лестнице;
  • знанием собственного имени и способностью говорить о себе в третьем лице;
  • знанием названий собственных частей тела;
  • умением слушать во время чтения книг и показывать на соответствующие рассказу картинки;
  • умением снимать и надевать на себя простые вещи;
  • пополненным словарным запасом;
  • использованием нескольких словосочетаний в речи;
  • попытками контроля мочевого пузыря и кишечника.

Двухлетние дети могут также похвастаться улучшенной координацией «глаза-руки», поэтому они с удовольствием упражняются в рисовании, конструировании и собирании пазлов.

В два года уже можно пробовать «переселять» малыша в отдельную если пока не комнату, то кровать. А вот что касается желания крохи завести себе маленького друга — кошку или собаку – то в возрасте двух лет этого делать не рекомендуется. Малыши в этом возрасте еще недостаточно ответственны, кроме того, с домашними питомцами они могут быть не слишком осторожны и внимательны.

Как развивается трехлетний ребенок?

Если развитие трехлетнего ребенка протекает согласно запланированному природой графику, то к этому возрасту он:

  • самостоятельно, уверенно и быстро спускается и поднимается по лестнице, переставляя ноги поочередно;
  • одевается и раздевается без помощи родителей;
  • катается на трехколесном велосипеде;
  • понимает простые команды и выполняет просьбы;
  • говорит о себе в первом лице;
  • большую часть слов произносит четко и раздельно;
  • понимает, о чем ему говорят;
  • показывает на знакомые предметы в книжках, на картинках, на улице;
  • знает практически все части тела и показывает их;
  • проявляет интерес и пытается наладить контакт с детьми на прогулке;
  • самостоятельно пользуется горшком.

К трем годам у детей заметно улучшается речь, поэтому с этого возраста нужно активнее приучать их к чтению, вместе петь песенки, разучивать стихи, просто разговаривать, обсуждая увиденное и услышанное.

Как развивается четырехлетний ребенок?

Развитие четырехлетнего ребенка протекает в ускоренном темпе. В этом возрасте дети уже отлично контролируют собственные действия, стараются быть самостоятельными во всем, начиная от одевания и раздевания и заканчивая туалетом и питанием. Кроха отлично пользуется ложкой и вилкой, ест аккуратно и достаточно быстро.

Повышенная активность в четыре года превращает пухлощекого кроху в долговязого малыша с начинающими развиваться мышцами.

Важно обратить внимание на внутреннюю часть бедер и предплечья малыша. Если младенческие жировые складки так и не пропадают, то кроха, скорее всего, склонен к полноте. В этом случае вместе со специалистом нужно будет составить для него правильный график питания, обеспечить адекватные возрасту физические нагрузки.

Важно

В словаре четырёхлетнего крохи уже больше тысячи слов, он уверенно использует фразы из более чем 6 слов, говорит понятно и четко. В этом возрасте у малышей возникает первый интерес к собственному телу, поэтому они часто играют роль докторов, акцентируя внимание на различиях между мужчинами и женщинами.

Четырехлетние малыши уже способны справиться с завязыванием шнурков, посещают детский сад. Также в этом возрасте можно приучать детей к плаванию, периодически бывая с ними на занятиях в бассейне.

Как развиваются дети в пять лет: особенности

Пятилетний малыш отлично знает разницу между утром и вечером, завтраком и обедом. Он много запоминает и с удовольствием демонстрирует навыки знакомым и незнакомым людям по просьбе.

Кроха уже способен подолгу заниматься самостоятельно, концентрируя внимание на раскрашивании или сборе конструктора.

Дети в пять лет особенно восприимчивы к иностранным языкам, поэтому можно пополнять их словарный запас иностранными словами, используя игровую форму обучения.

Совершеннее становится к 5 годам и физическое развитие. Малыши в среднем весят до 20 кг, прибавляют в росте по сравнению с прошлым годом не менее 4 см. Они выбирают для себя в основном подвижные игры, очень активны и непоседливы.

Как развивается ребенок в 6-7 лет?

К шести-семи годам развитие ребенка достигает высокого уровня. Личность его уже почти сформирована. Малыш отлично координирован, хорошо рисует, умело прорабатывает мелкие детали. В книгах ребенок обращает внимание не только на картинки, но и на сюжет, действия, анализирует поступки героев, ставит себя на их место и продумывает возможный сценарий своего поведения.

Дошкольники уже отлично пересказывают и сочиняют собственные истории на основе личного опыта, они знают много стихов и песен, с удовольствием посещают спортивные секции и творческие кружки.

На новый уровень переходит и социальная адаптация малышей. Они уважительно относятся не только к старшим, но и к сверстникам, умеют концентрировать внимание на том, что не представляют для них интереса, и в целом готовы к поступлению в первый класс.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/razvitie-detej-v-pervye-gody-zhizni.html

Этапы развития малыша.кратко и понятно про каждый месяц жизни!!!

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес.   Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В… Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы

Улыбка                                 5 нед.             3-8 нед.

Гуление                                 7 нед.     4-11 нед.

Удерживание головы                 3 мес.     2-4 мес.

Направленные движения рук 4 мес.     2,5-5,5 мес.

Переворачивание                 5 мес.     3,5-6,5 мес.

Сидение                                 6 мес.     4,8-8,0 мес.

Ползание                                 7 мес.     5-9 мес.

Произвольное хватание           8 мес.     5,5-10,5 мес.

Вставание                                   9 мес.     6,5-12,5 мес.

Шаги с поддержкой                   9,5 мес.     6,5-12,5 мес.

Стояние самостоятельное     10,5 мес.     8-13 мес.

Ходьба самостоятельная     11,5 мес.     9-14 мес.

Удерживание головы:

В 2 месяца   малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе. 

Совет

В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). 

В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону. 

В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.

В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть: 

После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на   спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является   фазой перехода к самостоятельному сиденью.

Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты.

Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание: 

Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:

Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит

Обратите внимание

После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес.

после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы.

Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.

Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.

Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.

1 мес. – улыбается;

2 мес. – гулит (воркует);

4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.

Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.

5 мес. – оборачивается на звуки;

6 мес. – имитирует речь (лепечет);

8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;

9 мес. – жестикулирует;

10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;

11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);

12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;

15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.

Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.

16 мес. – речь понятная;

18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;

21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;

24 мес. – строит предложения из двух слов.

Важно

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%. 

(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. — СПб.: СпецЛит, 2003. — 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание. 

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными.

Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика. 

Читайте также:  На любой вкус: 6 рецептов запеканок

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Совет

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе.

Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему.

В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека.

Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация.

В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули.

Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи.

Обратите внимание

Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н.

перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи.

Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития 

У каких детей чаще всего возникают   отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее.   Приведем список таких рисков.

мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;

мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);

кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;

Важно

недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);

гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);

многоплодная беременность;

тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);

тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);

сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);

тяжелые аллергические заболевания;

социальная изоляция;

часто меняющиеся опекуны;

бедность, асоциальный статус родителей.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/73748198-48479146/

Особенности развития ребенка в первый год жизни

Первый год жизни ребенка является одним из важнейших периодов, в который происходит достаточно быстрое развитие в физическом и нервно-психическом плане всех систем и органов ребенка.

На этой стадии малыш активно растет, получает множество новых знаний и умений, а также познает окружающий мир.

Из ничего не умеющего младенца он постепенно превращается в любопытного малыша, имеющего собственный характер.

Совет

Первый год жизни во многом определяет дальнейшее развитие ребенка, его физическое здоровье, психологические качества и особенности восприятия и отношения к миру. Каждая мать, понимая важность этого периода в жизни малыша, старается как можно более ответственно подойти к вопросу развития своего ребенка.

Одними из важнейших моментов, которые являются жизненно необходимыми для ребенка в младенческом возрасте, являются телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди.

Именно эти потребности обуславливают тот факт, что в современном мире в большинстве родильных домов сразу после появления на свет малыш прикладывается к груди матери.

Там он может ощутить себя с ней единым целым и получить первые капли молока.

Важнейшими параметрами гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами-педиатрами по следующим показателям:

  1. Степень развития зрительных и слуховых реакций ребенка;
  2. Уровень развития эмоциональной сферы;
  3. Степень развития двигательных навыков;
  4. Развитие навыков движений кистью руки и формирование предпосылок для развития мелкой моторики рук;
  5. Подготовительные этапы развития и понимания речи.

Для новорожденного младенца одной из наиболее значимых потребностей является способность общения и эмоционального взаимодействия с близкими людьми.

Для того чтобы ребенок полноценно развивался в психическом плане, необходимо предоставить ему возможность совместных игр, доброжелательное общение и радость, которые обеспечат наиболее тесный эмоциональный контакт с близкими людьми, в первую очередь, с матерью.

Каждый человек, рождаясь, имеет набор врожденных рефлексов. Их деятельность регулируется работой спинномозговых и подкорковых нервных центров.

У маленьких детей еще не до конца завершен процесс формирования коры больших полушарий, клетки нервной системы пока не обладают ответвлениями, а ее проводящие пути не покрыты защитными оболочками.

Следствием этого является наличие быстрых и сильных механизмов возбуждения и сложностей в формировании поведенческих рефлексов.

Развитие новорожденного ребенка отличается тем, что у него нет каких-либо определенных врожденных форм поведения. Это является одним из его достоинств, поскольку позволяет малышу в максимальном размере получать новый опыт и развиваться.

Обратите внимание

Для того чтобы процесс развития нервной системы и мозга протекал успешно, необходимо обеспечить активную деятельность всех анализирующих систем. В случае, когда малыш обделен и не получает необходимое количество чувственных впечатлений из окружающей среды, его развитие резко замедляется, что приводит к негативным последствиям в дальнейшем.

Одной из особенностей развития новорожденного медики считают тот факт, что деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем телесные движения. Слух и зрение у новорожденных являются самыми наиболее развитыми.

 Физиология и моторика ребёнка в первый год жизни

Известно, что ребенок человека рождается значительно менее приспособленным к окружающей среде, чем детеныши животных. Для взаимодействия с миром у малыша имеется набор безусловных рефлексов, которые регулируют его биологические функции. Это такие рефлексы, как:

  1. Сосательный;
  2. Оборонительный;
  3. Ориентировочный;
  4. Хватательный;
  5. Опорный;
  6. Переступательный.

В возрасте 2- 3 месяцев ребенок способен самостоятельно удерживать голову даже в положении лежа на животике.

Постепенно происходит развитие манипуляций с предметами – ребенок учится перекладывать их из руки в руку, брать из рук взрослого.

К полугоду малыши пытаются самостоятельно сесть, а затем учатся ползать и вставать на ножки, держась за опору. Обычно к году ребенок может передвигаться с поддержкой или же без нее, что зависит от особенностей развития малыша.

Развитие зрения и слуха в первом году жизни

Следует отметить, что формирование органа зрения, как и нервной системы, начинается еще в период внутриутробного развития плода. Зачатки их появляются примерно на 3 неделе беременности.

У новорожденных детей лучше, чем другие, развиты слуховой и зрительный анализаторы. Уже в первые недели жизни малыш способен удерживать в поле зрения движущийся, а немного позже и статичный предмет. Важно, что черты человеческого лица младенец может воспринимать практически с первых дней жизни.

На 2-3 месяц жизни световая чувствительность сетчатки многократно возрастает по сравнению с предыдущим этапом. Появляется форменное зрение, то есть ребенок способен видеть контуры и очертания предметов, хотя и видны они пока всего в двух измерениях.

В этом возрасте ребенок способен отличать некоторые цвета — красный, оранжевый, желтый и зеленый.

Восприятие таких оттенков, как синий и фиолетовый, развивается чуть позже, так как в сетчатке глаза значительно меньше фоторецепторов, способных улавливать коротковолновую часть спектра.

В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей. К полугоду зрение малыша настолько развито, что он с любопытством рассматривает окружающие его предметы и явления.

К окончанию первого года жизни ребенка зрение сформировано достаточно хорошо. Малыш способен разглядывать мелкие предметы, различать знакомые лица на изображениях, отличать контрастные предметы.

Слух у новорожденных также развивается довольно быстрыми темпами. С самого периода рождения ребенок наиболее чувствителен к звукам человеческой речи. Уже к трехмесячному возрасту ребенок способен поворачивать голову на звук, искать глазами его источник. Важным моментом является умение различать тон и интонацию, а также узнавать голос матери.

Важно

В 6-7 месяцев малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

К году малыш умеет подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее, при этом развитие речи проходит параллельно с развитием слуха.

Развитие эмоциональных реакций ребёнка до года

Эмоции новорожденного ребенка отличаются своим однообразием – практически всегда они носят отрицательный характер. Ребенок не умеет в это время каким – то другим способом взаимодействовать с окружающими, именно потому свое недовольство и все возникающие проблемы и дискомфорт он выражает криком и плачем.

Ко второму месяцу жизни ребенок уже способен проявлять противоположные эмоции по отношению к близким людям – он улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться, что говорит об узнавании эмоционально значимых людей. В этом возрасте развивается так называемый «комплекс оживления», при котором малыш необычно реагирует на приближение взрослого человека – он поднимает ручки, активно шевелит ножками и радостно гулит.

К четырем-пяти месяцам дети уже умеют отличать свою маму среди других взрослых, различаются их реакции на ее появление и исчезновение.

Если у ребенка сложился хороший эмоциональный контакт с каким-либо взрослым человеком, у него могут возникнуть дополнительные эмоциональные переживания, проявляющиеся в активной отрицательной реакции, которая вызывается уходом этого человека или прекращением общения.

К возрасту шести-семи месяцев для того, чтобы развитие познавательной деятельности происходило на должном уровне, ребенку очень важно постоянно манипулировать предметами и игрушками. Именно поэтому в этом возрасте ребенок проявляет интерес ко всевозможным ярким погремушкам и предметам.

Могут появляться негативные реакции на незнакомых людей, которые с легкостью подавляются естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

В этот период жизни ребенка активно развиваются его интеллектуальные способности, о чем говорят постоянные подражательные и преднамеренные действия.

Совет

Проявляется это в том, что после того, как ребенок начинает использовать преднамеренное манипулирование предметами, то есть постукивать, трясти их, в действиях малышей можно увидеть простейшие проявления мышления.

Это значит, что перед совершением данного действия перед ребенком возникает какая-либо интеллектуальная задача, которую он с успехом решает. Это свидетельствует о том, что мышление ребенка развивается не самопроизвольно, а в действии.

К девятимесячному возрасту эмоциональная жизнь малыша становится значительно богаче. В этот период изменяются и усиливаются проявления эмоций.

Заметно это в более тяжелом установлении контакта с незнакомыми людьми, ребенок может испытывать робость и стеснение.

Однако, в этот период любознательность берет верх над страхом, что заставляет малыша активно интересоваться окружающими предметами, явлениями и людьми.

Общие движения в первый год жизни малыша

Всем известно, что новорожденные дети не могут четко координировать собственные движения. Процесс развития движений начинается после появления ребенка на свет. Впервые дифференцированные и более точные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни.

В этом возрасте ребенок способен приближать руки к личику, потирать их, поднимать и разглядывать. Примерно с трех-четырех месяцев дети начинают ощупывать свои ручки, перебирать пальчиками любые предметы.

В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку. При этом захвата пока еще не происходит, хотя если вложить малышу игрушку в руку, он сможет длительное время удерживать ее.

Происходит это благодаря тому, что хватательный рефлекс у малышей отлично развит.

Обратите внимание

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручкой. При захвате игрушки движения также производятся не только руками, но и ножками и туловищем.

Более точные, четкие и прицельные движения руки формируются только к восьми-девяти месяцам жизни.

Развитие речи ребёнка

Самым первым средством выражения желаний ребенка и привлечения внимания к своим потребностям является крик. Развитие речи ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Ко второму месяцу жизни малыши начинают активно гулить – то есть произносить отдельные звуки.

Изначально этот процесс носит кратковременный характер, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Такие проявления говорят о том, что ребенок хорошо себя чувствует и испытывает положительные эмоции.

Постепенно увеличивается количество произносимых ребенком звуков, появляется умение использовать всевозможные интонации. В этот период, как и на протяжении всего первого года жизни ребенка, важную роль играет возможность взаимодействия со взрослыми.

Многие замечают, что ребенок гулит даже тогда, когда остается в помещении один или не видит никого из родных, однако при появлении в поле зрения близких людей, его эмоции проявляются более ярко и отчетливо.

С течением времени гуление ребенка заменяется на лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги.

Читайте также:  Скудные месячные – серьёзное нарушение в организме?

В семь-восемь месяцев появляется способность понимать некоторые элементы речи взрослых и устанавливать связь между услышанным словом и конкретным образом.

Проявляется это поворотом головы в нужную сторону при задаваемых вопросах. Так выражается поисковая зрительная реакция.

Важно

Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, ребенок пытается подражать услышанным звукам, он часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннадцать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов или упрощенных звуковых подражаний.

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова «надо» и «нельзя».

Формирование личности ребенка

Несмотря на то, что о ребенке, как о личности, ученые обычно говорят не ранее трех лет, ее формирование начинается гораздо раньше. Период до года отличается закладкой основных качеств и черт личности, которые проявятся только спустя годы. Они формируются на основе общения и взаимодействия со взрослыми. В младенчестве у ребенка развивается любовь к близким людям, чувство привязанности.

В этом возрасте также оформляется темперамент ребенка, который зависит от врожденных особенностей нервной системы. Но кроме этого, большое влияние на его проявления оказывают приобретенные привычки, национальные и культурные особенности общения и поведения, которые ребенок впитывает с первых дней.

В возрасте 8-12 месяцев у детей часто возникают страхи, пик которых относится к 15-18 месяцам. Основной из них направлен на незнакомых людей. Малыш испытывает отрицательные эмоции при расставании с близкими людьми, что выражается через плач.

Одним из важнейших этапов развития ребенка является конец первого года, который отмечается появлением кризиса первого года. В этом возрасте малыши становятся непослушными, более упрямыми.

Они многократно повторяют действия, не обращая внимание на запрет родителей. Связано это с тем, что малыш активно исследует и изучает окружающие предметы, экспериментирует и оценивает результаты своих действий.

В ответ на прямой запрет взрослого ребенок упрямиться и пытается настоять на своем, повторяя именно то, что ему запрещают.

Этапы развития ребенка в первый год жизни достаточно быстро сменяют друг друга. Каждый родитель должен понимать происходящие в организме малыша физические и психические изменения, помогать ему активно расти и развиваться, уделять достаточное количество внимания и заботы.

Источник: https://MiroBaby.com/baby/13-osobennosti-razvitija-rebenka-v-pervyi-god-zhizni.html

Первый год жизни ребенка: важные особенности и этапы развития

Ожидание малыша – волнительное время, с появлением крохи на свет на родителей обрушивается множество новых задач: как правильно кормить ребенка? Когда он начнет говорить? Когда сделает первые шаги?

Новоиспеченные родители оказываются в круговороте событий, центром которых становится новый член семьи – новорождённый ребенок. В этой статье мы рассмотрим 5 важнейших этапов в развитии ребенка и определим ключевые особенности данного процесса.

Первая встреча

Долгие 9 месяцев ожидания завершаются первой встречей с младенцем, для родителей словно открывается новый мир, полный ярких впечатлений и новых открытий – мы учимся взаимодействовать, понимать и воспитывать малыша.

Он уже обладает безусловными рефлексами: обеспечивающие потребность в питании сосательный и поисковый рефлекс, также хватательный и защитный – последний призван защитить ребенка от остановки дыхания и заключается в том, что если малыша положить на живот, он тут же повернет головку на бок.

Рост малыша составляет порядка 50 сантиметров, а вас, как правило, 3-3,5 кг.

Ключевые особенности развития

Первый год жизни ребенка – те самые 52 недели, которые создают надежный базис для дальнейшего развития и роста. Именно в этот период интеллектуальное, физическое развитие происходит максимально быстро. Закладываются первые навыки коммуникации, малыш начинает строить взаимоотношения с внешним миром.

5 важнейших этапов в развитии

Разительные перемены происходят уже с первого для жизни – ребенок быстро учится новым навыкам. Первый важный рубеж его развития – три месяца. Этот этап подытоживает формирование первичных адаптивных навыков, появляются следующие из них:

  • малыш начинает осознавать себя как личность
  • умеет играть погремушкой
  • держит головку в сидячем положении самостоятельно
  • может перевернуться на бочок

Второй этап

Это период с трех месяцев до шести. Теперь малыш осуществляет первые осознанные попытки изучить внешнюю среду, используя тактильные ощущения и полученные в первые три месяца развития навыки взаимодействия с окружающим миром.

Здесь важно проявить максимальное участие в процессе развития, а он у детей идет, прежде всего, через игру и общение с родителями. Будьте внимательны к действиям малыша, давайте ему разные цветные яркие игрушки, которые смогут его увлечь. Играя с ними, ребенок развивает мелкую моторику, учится распознавать цвета, получает первые навыки тактильного восприятия.

Два главных «открытия» для родителей в этот период – это навыки сидения и введение первого прикорма, в то же время многих деток может побеспокоить и прорезывание зубов.

Совет

Именно эти три новшества становятся ключевыми в развитии второго этапа – от трех до шести месяцев. При этом важно отметить, что появление зубов может существенно разниться.

Некоторые дети рождаются уже с зубами, у кого-то они появляются ближе к году, но все же статистика говорит о том, что чаще всего зубы появляются в 6-7 месяцев.

Третий этап развития

Данный период можно условно отнести к временному интервалу с 6 до 8 месяцев, теперь малыш уверенно сидит, ловко обращается с игрушками, пробует вставать и даже начинает попытки ползать. Теперь он четко выделяет родителей среди других людей, делит присутствующих на «своих» и «чужих».

Вес ребенка уже утроился, а рост превысил отметку в 70 сантиметров. Ребенок проявляет все больше интереса к взаимодействию с окружающими его людьми, так он обучается базовым социальным навыкам: учится показывать одобрение или радость, недовольство или требование.

Пешком под стол

Четвертый этап – важный рубеж развития, настоящее событие для родителей, бабушек и дедушек – это первые шаги ребенка.

Как правило, первые попытки ходьбы ребенок предпринимает в период с 8 до 10 месяцев, примерно месяц или полтора уходит на то, чтобы отточить новый навык, и вот малыш уже совершает первые попытки побежать, неловко падает, и, таким образом, нарабатывает важный жизненный опыт – познает мир путем проб и ошибок.

Первые слова

Столь долгожданные первые слова – итог колоссальной работы малыша и его родителей в первый год развития. Уже в 6-7 месяцев родители слышат первый лепет, чуть позже он оформляется в «ма-ма-ма», «па-па-па». И вот, настает момент, когда вашему ребенку уже 10-12 месяцев, вы слышите настойчивое «дай», «мама», «папа», «хочу».

Теперь кроху не узнать, благодаря полученным за первый год навыкам, он стремится быть во всем самостоятельным, пробует «говорить» по телефону, уже узнает людей на фотографиях и весьма умело выражает свои чувства и эмоции.

Вес ребенка уже превышает 10-12 кг, а рост стремится достигнуть отметки в 76-80 см. Ребенок имеет в среднем 8 зубов и умело орудует ими для употребления разных видов пищи.

Вот так всего лишь за 52 недели малыш превращается из новорождённого в годовалого исследователя, который начитает активно изучать окружающий мир.

Источник: https://www.syl.ru/article/152788/new_razvitie-rebenka-do-goda-osobennosti-norma-etapyi-razvitiya-rebenka-do-goda

Источник: https://www.DetkiUch.ru/publ/v_ozhidanii_rebenka_o_novorozhdennykh/pervyj_god_zhizni_rebenka_vazhnye_osobennosti_i_ehtapy_razvitija/70-1-0-1460

Развитие в первый год жизни ребенка

Первый год жизни — самый активный период роста и развития малыша. Внутри это о промежутка есть важные вехи, о которых маме необходимо знать, чтобы помочь крохе осваивать необходимые навыки и умения.

 За первый год жизни малыш активно развивается и не только учится владеть своим телом, но и приобретает первые речевые и мыслительные навыки. Психическое развитие напрямую зависит от взаимодействия родителей с крохой.

Чутко реагируя на состояние ребенка, играя и общаясь с ним, близкие помогают малышу развиваться интеллектуально.

Первый год жизни малыша

Познание мира, которое стимулирует развитие его мозга, идет во многом и за счет двигательной активности крохи. Очень важно, когда малыш впервые перевернулся, сел, сделал первые шаги. Поэтому не стоит забывать, что физическое и психическое развитие грудничка тесно взаимосвязаны.

от рождения до 1 месяца

Что умеет малыш?

Психическое развитие новорожденного только начинается. В первый месяц у многих малышей появляется реакция на значимого взрослого — так называемый «комплекс оживления».

Обычно так кроха реагирует на появление мамы: затихает, прислушивается, улыбается, сучит ручками-ножками, агукает. Это очень важный момент. Именно его считают рождением общения и началом психической жизни ребенка.

Также у него появляется слуховое сосредоточение, а после 2-й недели жизни — способность фиксировать взгляд на ярких игрушках и предметах.

Как его развивать?

Обратите внимание

Делайте массаж и зарядку. Уделяйте внимание ладошкам и пальчикам. Массируя их, вы способствуете развитию мелкой моторики и будущей речи, зоны которых находятся в коре головного мозга по соседству.

Почаще выкладывайте ребенка на живот. Так он быстрее научится держать головку и сможет получать новые впечатления.

Чтобы малыш быстрее научился фиксировать взгляд, используйте звучащие игрушки, располагая их на расстоянии 25-30 см от уровня глаз. Рекомендуемые цвета — желтый, оранжевый и красный. Этот спектр кроха различает первым.

Давайте ребенку рассматривать свое лицо. Отражайте его мимику. Усиливайте свою. Так малыш, словно в зеркале, научится видеть, что происходит с его лицом, и выражать эмоции.

Много разговаривайте с крохой — спокойно, четко произнося слова. Старайтесь поощрять ребенка, когда он захочет «поговорить». Такие тренировки помогут ему в овладении речевым навыком.

ОТ 1 ДО 3 МЕСЯЦЕВ

Что умеет малыш?

В 1,5 месяца малыш начинает хватать одну свою руку другой. Сначала это получается случайно, на ощупь. В этом возрасте ребенок может ненадолго удерживать в руке погремушку. После 2 месяцев руки становятся объектом пристального изучения крохи.

Он подолгу играет ими: сводит и разводит, перебирает пальчиками. В 2,5-3 месяца ребенок — способен уже долго удерживать погремушку в своей руке. В этот же период кроха учится издавать первые звуки: то булькает, то воркует, то чавкает, то визжит.

С 1,5-2 месяцев кроха тверже устанавливает связь между собственным плачем и ответной реакцией на него (кормление, внимание, смена подгузника).

Важно

В 3 месяца малыш улыбается в ответ на вашу улыбку и «разговаривает», когда к нему обращаются.

Как его развивать?

Поскорее заметить и «освоить» свои руки малышу поможет зажатая в них погремушка. Слух ребенка достаточно хорош с рождения А потому кроха скорее будет ориентироваться на звучание игрушки, что поможет ему сосредоточить внимание на источнике звука. Как только это произойдет, он увидит погремушку, а вместе с ней обнаружит и свои руки.

Для развития вестибулярного аппарата можно устроить «танцы»: включив спокойную классическую музыку, подвигаться в такт мелодии с малышом на руках. Это полезно и для эмоционального фона крохи.

ОТ 4 ДО 6 МЕСЯЦЕВ

Что умеет малыш?

Малыш учится совершать целенаправленные действия, и это непросто. Любит играть с одеждой, «собирать» подвешенные игрушки, часто действует двумя руками. Осваивает новые звуки. При этом малыш пробует разный звуковой диапазон, частоту, длительность и амплитуду громкости. В этом возрасте ребенок понимает, что предметы имеют названия.

И начинает показывать пальчиком на интересующие его вещи. Разглядывает маму, ее рот, обращает внимание на жесты и старается копировать их.

Как его развивать?

Одним из важных навыков является освоение целого комплекса действий, направленных на точное хватание предмета. Выкладывайте игрушки на доступное расстояние (не более 50 см). Не подвигайте, желая «помочь», — малыш должен научиться брать предметы сам. Почаще меняйте исследуемые объекты и многократно произносите название каждого.

В 5 месяцев ребенку можно купить кубики и мячик. Он будет учиться ставить один предмет на другой, катать и ловить.

Наиболее интересны для малыша игры в «ладушки» (полезно для развития мелкой моторики и слуха) и «прятки» (развивает память крохи и продвигает его в понимании постоянного присутствия объектов).

ОТ 7 ДО 9 МЕСЯЦЕВ

Что умеет малыш?

Ребенок этого возраста хорошо сидит, учится вставать, ползать, а иногда и ходить. При поддержке взрослого охотно «прыгает». Может быстро схватить даже движущуюся игрушку. Обожает все кидать и наблюдать за падением.

Постепенно развиваются память и мышление: малыш начинает откликаться на свое имя, соотносить слова и их обозначение. Понимает, что меньшее можно положить в большее, и узнает предмет по его части. Появляются слога: «ма», «ба», «да», «ди», «му», «ах».

Активно привлекает для общения мимику и жесты: просится «на ручки», протягивая их; отказывается от чего-то, мотая головой; просит дать ему игрушку, сжимая-разжимая ладошку.

Как его развивать?

Совет

Чтобы отработать движения рук под контролем зрения, почаще пускайте мыльные пузыри, давая малышу возможность их ловить.

Во время кормления дайте ребенку ложку и чашку. Разрешите «играть» ложкой. Совершая разнообразные движения с ней, малыш научится использовать ее по назначению.

Давайте ребенку предметы, разнообразные по форме, размерам, консистенции, фактуре. Малыш познает их свойства.

ОТ 10 ДО 12 МЕСЯЦЕВ

Что умеет малыш?

Малыш осваивает пространство вокруг себя: ползает или ходит из комнаты в комнату, карабкается на диваны. Поэтому требуется постоянная родительская страховка. Кроха способен з?поминать отдельные ситуации и события.

Может найти спрятанную вещь. Начинает понимать последовательность действий  устанавливать ассоциации между конкретными ситуациями и поведением в них. Например, машет ручкой на прощание, понимает слово «нельзя».

Как его развивать?

Больше разговаривайте с ребенком. Удержитесь от соблазна использовать уменьшительно-ласкательные названия предметов. Малыш в этом возрасте охотно повторяет за вами. Откликайтесь и на желания самого крохи: он часто показывает пальчиком на то, что его заинтересовало, вам стоит лишь сразу называть это, «озвучивая» интересующую его вещь.

Малышу очень нравится сейчас наливать-выливать, насыпать-высыпать, складывать-разбрасывать, так что для его развития будет полезно все, что позволит совершать подобные движения.

Выполняя работу по дому, не запрещайте ребенку «помогать» вам. Естественно, после его «уборки» вам придется многое переделать. Но очень скоро ребенок научится управлять своими движениями и совершать осознанные действия.

Читайте также:  Нужно ли лечить ли молочные зубы у детей: кариес, пломбирование, удаление

И, повторяя за вами, сможет к году сам есть ложкой, вытирать руки полотенцем и рот салфеткой, складывать свои игрушки в коробку.

Мама для ребенка — самый любимый человек и, конечно же, первый учитель. Самый нежный, терпеливый и добрый. 

Источник: http://www.goagetaway.com/page/pervyj-god-zhizni-malysha

Этапы развития ребенка первого года жизни

Предоставьте ребенку полную возможность свободно двигаться и не ограничивайте его движения.

Уже к концу 1-го началу 2-го мес. полезно освободить его от пеленок и одеял. Во время бодрствования ребенку можно надеть теплую кофточку, плотно прилегающую к шее и к запястьям, и ползунки.

В таком костюме он не охлаждается и может свободно двигаться. Месяцев до 5-6, пока ребенок не пытается ползать, он может двигаться и играть в кроватке.

Обратите внимание

Но уже с начала второго полугодия надо предоставить ему возможность двигаться на полу.

Для младенца первых 3 месяцев жизни наиболее полезны движения, которые у него возникают при хорошем настроении. Это так называемый комплекс оживления. С того времени, когда малыш начнет проявлять радость не только улыбкой, но и движениями рук и ног, его общая подвижность значительно возрастает.

Раньше он наиболее энергично двигался, когда кричал. Теперь же почти в течение всего времени бодрствования, радуясь разговору с ним взрослых, игрушкам, он многократно выпрямляет и сгибает руки и ноги, прогибает спину.

Эти движения являются для него своеобразной гимнастикой, способствующей укреплению и развитию мышечной системы. В результате этих движений характерное для новорожденного напряжение мышц-сгибателей ослабевает: к 2,5-3 мес. ребенок уже не прижимает руки к груди, не сжимает пальчики в кулачки.

Он все чаще выпрямляет руки над грудью. Движения его становятся плавными, а не резкими, как это было раньше.

К 2-3 мес. ребенок может поднимать и удерживать голову, лежа на животе и находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Наиболее полезны ему движения в положении на животе. Класть ребенка на живот следует с 3-5 недель.

Лучше это делать не в кровати, а на какой-либо твердой поверхности, предварительно подстелив одеяло. На твердой поверхности ему легче приподнимать голову. Руки малыша, согнутые в локтях, должны быть у него под грудью. Во избежание срыгивания ребенка следует класть на живот до кормления.

Оставлять его в этом положении можно до тех нор, пока он будет активно пытаться приподнимать и удерживать голову, а когда начнет уставать, положите его на спину. Класть малыша на живот рекомендуется регулярно перед каждым кормлением.

Важно

В то время как вы его переодеваете, подготавливая к еде, дайте ему возможность поупражняться в умении поднимать и удерживать голову.

С 2,5-3 мес., когда ребенок бодрствует уже 1 час — 1 час 30 мин., кладите его на живот не реже 2 раз в течение каждого периода бодрствования: один раз перед кормлением и второй перед сном.

Если вы делаете это регулярно, к 3 месяцам он будет долго удерживать поднятую голову и верхнюю часть корпуса, прогибая при этом спину и опираясь на предплечья. Следя за заинтересовавшим его предметом, он поворачивается в его сторону, старается выше приподнять голову. При этом совершенствуются его движения, укрепляется мускулатура спины, шеи.

Поднимать и удерживать голову в вертикальном положении корпуса ребенок также учится постепенно и к 3 мес. уже вполне хорошо ее держит. Он улыбается взрослым, следит за окружающим, свободно поворачивает голову из стороны в сторону.

Малыша время от времени надо брать на руки и держать на руках. Это содействует развитию его движений, умению держать голову.

Кроме того, ребенок, находясь в вертикальном положении, получает много новых впечатлений и особенно радуется ласковому разговору с ним взрослого.

Но делать это надо тогда, когда ребенок находится в радостном настроении. И тогда он не будет плакать, если его положить обратно в кроватку.

В течение первых месяцев у ребенка укрепляются и мышцы ног. Но ставить 2-3-месячного ребенка, даже поддерживая его подмышки, еще рано.

Совет

В возрасте от 3-6 мес. большое внимание необходимо уделять развитию движений рук: умению направить руки к видимому предмету, взять и удержать его.
С 2,5-3 мес.

у ребенка развивается осязание: он начинает ощупывать одной рукой другую; ощупывать и захватывать все попадающиеся под руку предметы: пеленку, одеяло, угол подушки и др. Зрение его настолько развилось, что он без труда рассматривает предметы, находящиеся на расстоянии его выпрямленных рук.

Поэтому теперь игрушку можно уже подвешивать не высоко, как вы это делали раньше, а на такое расстояние, чтобы | ребенок мог ее достать.

Вначале ребенок случайно наталкивается на висящие игрушки. Получаемые им от соприкосновения с игрушкой новые ощущения доставляют ему удовольствие, и он старается повторить движение.

3-4 месячный ребёнок может подолгу сосредоточенно заниматься висящими над его грудью игрушками: он то наталкивается на них руками и следит, как они покачиваются, то захватывает и ощупывает их.

Это очень полезно для малыша, так как содействует развитию движений рук, знакомит с некоторыми свойствами предметов и, что особенно важно, приучает к самостоятельной игре, поддерживает у него радостное состояние, развивает настойчивость и упорство.

С 4-6 мес. для ребенка следует подвешивать игрушки, захватывание которых требует более точных движений.

Для своевременного развития у ребенка умений направлять руки к поднесенной ему погремушке, брать и удерживать ее, необходимо упражнять его в этих движениях.

Обратите внимание

До 3 мес. ребенок еще не умеет направить к ней руки, но захватывает погремушку, если ее приложить к его ладони. Первые попытки направить руки и взять поднесенную погремушку возникают у ребенка в возрасте с 3,5-4,5 мес. К 4,5-5 мес.

он уже может свободно взять игрушку, которую взрослый держит у него над грудью. Когда ребенок освоит это умение, побуждайте его брать погремушку, находящуюся сбоку или над его лицом. В возрасте от 4,5-6 мес.

ребенок учится точно направлять руки к игрушке, доставать и брать предметы, лежа на боку или на животе. К 6 мес. брать в каждую руку по игрушке и одновременно удерживать их.

Когда ребенок умеет уже брать игрушки и заниматься ими, у него возникает новая потребность — достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Если он не может сразу ее взять, то проявляет большую настойчивость, используя все имеющиеся у него движения, и нередко впервые делает новые.

Выполнение ряда важных для малыша движений становится возможным только при условии, если он уже умеет брать и удерживать предметы. Так, например, когда он начинает самостоятельно присаживаться, вставать на ноги, стоять и ходить, держась за опору, он берётся за сетку кровати или перекладину манежа и крепко держится за них.

В возрасте от 3-6 мес. ребенок приучается подолгу лежать на животе, начинает перевертываться со спины на живот и с живота на спину и перемещаться в кроватке.

Чтобы развить эти движения, содействующие укреплению мускулатуры, повышению активности ребенка и его хорошему физическому развитию, продолжайте класть его на живот перед каждым кормлением и несколько раз во время бодрствования. Если ребенка систематически класть на живот, то к 5 мес. он сможет долго лежать, опираясь на ладони выпрямленных рук и сильно прогнув спину.

Лежа на животе, он следит за окружающими; берет игрушки и занимается ими; стремясь достать игрушку, находящуюся сбоку, несколько передвигается, поворачивая корпус; изгибается, опираясь только на одну руку, и выполняет другие движения. Некоторые дети к 6 мес. становятся на четвереньки. К 5 мес. ребенок обычно уже сам умеет перевертываться на живот.

Важно

Перевертываться самостоятельно с живота на спину он начинает несколько позже, месяцам к 6. Сначала он перевертывается резким, быстрым движением, но вскоре научается свободно использовать это движение для того, чтобы достать игрушку, проследить взглядом за взрослым.

Все эти движения очень полезны ребенку, поддерживают у него радостное состояние и подготавливают его к ползанию.
В возрасте от 5-6 до 9-10 мес.

ребенок становится подвижным, благодаря тому, что он начинает ползать и овладевает движениями, при помощи которых принимает или сохраняет новые положения: сам садится, ложится; придерживаясь руками за сетку кровати, встает и опускается; начинает самостоятельно сидеть, стоять и ходить, все меньше используя опору.

Ребенок, который к 5-6 мес. научился свободно лежать на животе, перевертываться, немного передвигаться, стоять на четвереньках, скоро начинает ползать. Чтобы вызвать у него стремление ползать, надо использовать наиболее привлекательные игрушки.

Игрушки следует класть на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев; если он уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние.

Для развития первых навыков ползания не годятся игрушки и предметы в форме шариков: они далеко укатываются от легкого прикосновения рук ребенка. Такие игры будут хороши, когда он уже научится ползать.

Побуждая ребенка к ползанию, постарайтесь привлечь его внимание к игрушке, подвигайте ею, погремите. В первый момент, несмотря на все усилия, ребенок не может достать ее.

Если ребенку, несмотря на все старания, никак не удается подползти к игрушке, надо ему помочь. С этой целью следует подставить ладонь к его подошвам так, чтобы он мог оттолкнуться. Когда ребенок немного подползет, слегка отодвиньте игрушку.

Совет

Так повторите несколько раз подряд, после чего предоставьте ему возможность взять игрушку и позаниматься ею.

Ребенок, который своевременно, к 7 мес., начал ползать, легко и быстро научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.

Малыш осваивает эти движения в основном в процессе самостоятельной игры. Занимаясь игрушками или наблюдая за окружающим, он полуприсаживается, опираясь то на одну, то на другую, руку; опускается и опять садится и таким образом постепенно, осваивает эти движения. Вначале он может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо.

К 7-8 мес. малыш начинает, и вставать, стоять и снова садиться, придерживаясь руками за сетку кровати. Упражняя ребенка в умении стоять, можно приподнимать и опускать его, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — под грудь.

Вскоре после того, как ребенок научится вставать на ноги, он начинает переступать вдоль перил кровати и быстро овладевает этими движениями. С 9 мес. его можно упражнять и в умении ходить при поддержке за обе руки.
В возрасте 8-9 мес. ребенок уже способен выполнять и некоторые другие движения: он становится и стоит на коленях; опускается и сидит на корточках, придерживаясь руками.

Если ребенок к 9-10 мес. научился хорошо ползать, свободно вставать, стоять и переступать, придерживаясь за опору, то обычно к 11-13 мес. он начинает самостоятельно ходить.

Многим родителям хочется, чтобы их ребенок как можно скорее начал самостоятельно ходить, поэтому они часто подолгу водят его. Этого делать не следует.

Ранняя самостоятельная ходьба может вызвать плоскостопие и другие нарушения опорно-двигательного аппарата!!!

Обратите внимание

Для своевременного развития движений самое главное — предоставить ребенку возможность свободно передвигаться, в частности больше ползать. Некоторые родители не спускают малыша на пол, так как боятся за него.

Но по этой причине не стоит держать его все время в кровати. Лучше создать соответствующие условия: ящики и дверцы шкафов закрыть, ключи вынуть.

Когда ребенка что-либо особенно интересует, он проявляет значительную настойчивость в достижении цели.

Многие дети начинают стоять без опоры, когда стараются выполнить определенные действия с игрушкой. Вначале ребенок стоит, не держась, всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору.

Но это новое трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стула, за которые держался, и постепенно научается длительно, устойчиво стоять без опоры.

Если ребенку уже около года, он крепкий, здоровый, давно и хорошо ползает, встает, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью на несколько секунд оставляйте его без поддержки и внимательно следите, чтобы он не упал.

Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги, еще не умея устойчиво стоять. Вначале он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, удерживая равновесие. Покачнувшись, он опускается на пол.

В 9-10 мес. ребенок уже может ходить, придерживаясь за стену руками, а затем начинает, и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно 1-2 шага. К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, вставать и опускаться, ни за что, не придерживаясь руками.

Важно

Нередко родители используют ходунки для того, чтобы помочь ребенку научиться ходить. Этого делать не следует!!! Ребенку они мешают учиться самостоятельно ходить.

Малыш, поставленный в ходунки, не может опуститься и поползти, когда устанет ходить. Он длительное время вынужден ходить или сидеть, что для него вредно.

Кроме того, находясь в ходунках, он привыкает ходить, сильно наклонившись вперед, что мешает ему учиться сохранять равновесие и вертикальное положение корпуса.

Ребенок, который достаточно много ползает, быстро крепнет, движения у него становятся координированными, и к году он начинает самостоятельно ходить. Родителей обычно интересует: можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки? Водить можно, но не следует чрезмерно увлекаться этим.

Надо следить, чтобы ребенок не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника.

Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.

Когда ребенок, теряя равновесие, покачнется, придержите его мягким движением, не вскрикивайте при этом, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/31253.html

Ссылка на основную публикацию