7 игр для адаптации к школе

Учебно-методический материал на тему: ИГРЫ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ

   ИГРЫ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

   Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Некоторые могут быть очень шумными, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителем: дерзить, капризничать. Другие скованы, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.

Обратите внимание

   У части детей нарушается сон, аппетит, появляются интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

   У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

   Процесс адаптации будет протекать менее болезненно, если в своей работе педагоги и родители будут использовать игры. С помощью психологических занятий, игр можно познакомить с правилами школьной жизни, отметкой и т.д. Что так же приведет к более быстрому и качественному процессу адаптации первоклассника к школе.

ЗНАКОМСТВО. ИГРА «ЦВЕТЫ»

   «Я психолог. Меня зовут (называет имя и прикрепляет на доску цветок, вырезанный из цветной бумаги, на котором печатными буквами написано имя психолога)

Учитель: «Я ваш будущий учитель…

Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Вы еще не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, как кого зовут. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят в классе.

Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три-четыре» — каждый по команде выкрикнет свое имя. Ну-ка попробуем! Ой-ой-ой!… Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали?

Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена шепотом. Опять что-то не то… Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен услышали? Тоже нет?

Наверное, дело в том, ребята, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда сразу все говорят разные слова, то ничего не понятно.

Давайте попробуем поговорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего будущего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до чего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя.

Важно

У меня в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один из цветков. Спасибо! Теперь все имена были слышны.

Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы могут вам их выполнить.

Психолог просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Примеры заданий: «Мальчики, поднимите вверх цветы», «Девочки, поднимите цветы» «Поднимите цветы те, чьи имена начинаются на букву …»» (Называет по очереди несколько букв).

«Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду звать к доске некоторых ребят, они выйдут сюда и прикрепят свои цветы на доску. Вам надо слушать внимательно,  не вас ли назову. Я прошу выйти к доске, все тех, кого зовут…

Учитель достает табличку с надписью «НАШ КЛАСС». «Ребята посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и нас. И мы все один класс (помещает табличку над именами). Вот он, какой наш класс.

   УПРАЖНЕНИЕ «ЧУТКИЕ РУКИ»

   Сейчас я попрошу подойти ко мне тех, кто сидит. Станьте, пожалуйста, рядом, в линеечку, лицом к классу. Молодцы! Я попрошу (называет имя) одного из детей потрогать у всех руки и определить, у кого самые теплые руки»

Другой ребенок определяет у кого самые теплые уши, лоб, нос и т.д.

   ЗАДАНИЕ «ПОДАРОК КЛАССУ»

   «Давайте сделаем нашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышками! Пусть каждый из вас нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение! Тогда наш класс станет самым светлым и самым уютным». (Используется тихая музыка во время выполнения задания).

«Кто закончил рисунок, положите карандаши на место, а рисунок перед собой. Я подойду, и вы мне тихонько скажете, какое место в классе понравилось вашему солнышку»

   ШКОЛЬНИК И ДОШКОЛЬНИК

   Цель: Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника.

   Ход занятия:

Педагог и психолог приветствуют детей и начинается занятие с уже знакомого действия.

   ИГРА «РАЗ, ДВА, ТРИ – ШЕПНИ»

   «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раз, два, три – шепчи» Сожмите руки в кулачки. Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечать, но отвечать по-особому. Я задаю вопрос, а вы шепотом считаете до трех: раз, два, три, поднимаете большие пальцы и шепчете ответ. Давайте попробуем. Как зовут соседа по парте? И т.д.

   ШКОЛЬНИК И ДОШКОЛЬНИК

   Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание,  ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать.

Совет

Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник. – На уроке. — Дома.

    -С друзьями. И т.д.

   ИГРА «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ…»

   Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим трудным заданием. Вы знаете, когда можно вести себя как школьнику, а когда как дошкольнику. А теперь, мы давайте посмотрим, сможете ли вы быстро превращаться из школьников в дошкольников и наоборот..

Сейчас мы с вами сыграем в игру, которую, наверное, многие из вас знают. Эта игра называется «Море волнуется раз…», но мы будем играть в нее по-особенному. Вместо морской фигуры мы будем изображать фигуры школьника и дошкольника.

Водящий будут говорить: «Море волнуется раз, море волнуется два фигура школьник (или дошкольника) на месте замри». Пока море волнуется, можно ходить по классу, а анна слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигуру.

Водящий выбирает самого школьного школьника или самого дошкольного дошкольника. Первым водящим буду я. Встаньте, пожалуйста, и подойдите ко мне».

   Задание «что в портфеле»

   «А теперь скажите с чем ученики ходят в школу? Правильно, с портфелем. А что берет с собой в порфелье? А что захотят взять с собой дошкольники. Сейчас мы будем рисовать рисунки-загадки. Нарисуйте три предмета, которые взяли бы с собой школьники, и один предмет лишний, который бы взял с собой дошкольник, который в школе не нужен.

   (Дети рисуют)

   «Кто хочет загадать свою загадку классу?»

   «Спасибо, теперь мы много знаем про настоящих школьников. Настоящие школьники отличаются тем, что ходят в школу, делают дома уроки. В школе нужно вести себя как школьники, а дома, на улице, можно вести себя как дошкольники.

   ДЛЯ ЧЕГО ХОДЯТ В ШКОЛУ

   Цель: создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.

   Ход занятия:

   Педагог и психолог приветствуют ребят и начинают занятие уже с известного ритуала.

   ИГРА «НОС, РОТ, ПОТОЛОК»

   «Ребята, а сейчас мы с вами узнаем новую игру. Она называется «Нос, потолок, рот». Для того чтобы в нее играть, нужно быть очень внимательными. Посмотрите наверх. Что находится у нас над головой? Давайте покажем пальцем и скажем: потолок. Отлично. Что под ногами? Покажем на него пальцем. А теперь показывает пальцем на свой нос и говорит: нос.

    А теперь я буду вас путать. Я буду называть одно, а показывать другое. Вы ничего не говорите, Только показываете на то, что я называю. Верьте тому, что вы слышите, а не тому, что видите. Будьте внимательны.

    Педагог: «Молодцы ребята. А я вам расскажу историю о зверятах-первоклассниках.

    САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПЕРВОКЛАССНИК. Ясным сентябрьским утром зверята пришли в лесную школу. На улице светило яркое солнышко, ветерок играл золотыми осенними листьями. Звонок еще не прозвенел, и зверята сидели за своими партами и разговаривали. Им очень нравилось ходить в школу, и каждый из них хотел стать самым лучшим первоклассником.

   — Давайте с вами попробуем помочь зверятам и каждый из вас получая рисунок зверенка будет говорить почему его подопечный самый лучший первоклассник.

   УПРАЖНЕНИЕ «ДЛЯ ЧЕГО ХОДЯТ В ШКОЛУ»

Обратите внимание

   Я буду называть, для чего ходят в школу, если верно, то вы хлопнете в ладоши, а если неверно топнете ногами.

   В школу ходят, чтобы играть.

   В школу ходят, чтобы читать.

   В школу ходят, чтобы дружить. И т.д.

   ЗАДАНИЕ «РИСУНКИ-ЗАГАДКИ»

   А теперь мы с вами снова нарисуем рисунки-загадки. Сейчас я раздам вам листы. На одной стороне нарисуйте школьника, а на другой – дошкольника так, чтобы можно было понять, сразу догадаться, кто, где нарисован».

   А сейчас вы возьмите свои рисунки и обменяйтесь с соседом по парте. Попробуйте угадать, где нарисован школьник, а где — дошкольник.

   Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы, учиться, чтобы узнать много нового и т.д. Благодарю вас за работу.

   УЧИМСЯ РАБОТАТЬ ДРУЖНО

   Цель: создание условий для знакомства будущих первоклассников с навыками учебного сотрудничества.

   Ход занятия:

   Учитель приветствует детей и предлагает начать занятие стихотворными строками, которые сопровождаются движениями детей и педагога.

   «В одной детской песне поется : «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Конечно, иногда хочется поиграть одному, и есть дела, которые человек должен делать сам.

Но часто бывает так, сто играть одному неинтересно, и есть дела,  которые лучше делать вместе. Сегодня на занятии мы будем работать дружно, когда надо будет выполнять задания не в одиночку.

А с кем-то из ребят.

   ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ВАРЕЖКИ»

    А сейчас мы поиграем в «Разноцветные варежки». Играть надо вдвоем. Я попрошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ. Перед каждым из вас лежит рисунок варежки.

Важно

Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет раскрашивать свою варежку, но узоры у двух варежек должны быть одинаковые и красивые.

Вам понятно задание? Тогда можно начинать работать.

   УПРАЖНЕНИЕ «ОДИН ИЛИ ДВА»

   Наше следующее упражнение для внимательных ребят, а вы ребята все можете быть внимательными. Упражнение называется «Один или два». Рассмотрите себя, свое тело, потрогайте лицо. Вы заметили, что у человека две руки, а лоб – один?

   Я буду называть какую-то часть тела, и если я назову что-то, что у человека только одно, например, лоб, то встают только девочки. А если я назову часто тела, которая не одна, а таких частей две, то встают мальчики. Всем понятно?

Читайте также:  Как получить освобождение от физкультуры в школе: справки

Нос

Нога

Рот

Глаз

Ухо

Язык

Плечо

колено

Волос

Палец

   Молодцы, мне очень приятно, что вы такие внимательные.

   ЗАДАНИЕ «РИСУЕМ ВМЕСТЕ»

   У каждой пары будет только один листочек. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш. Нарисуйте вдвоем картину на любую тему, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы дом и дерево. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Во время выполнения задания помните, что вы должны работать дружно, без ссор и обид.

   (После окончания работы желающие могут рассказать классу, что они нарисовали)

   ИГРА «ЭХО»

   Сейчас мы поиграем с вами в «Эхо». Начнет игру (8-9ребят).

   Я попрошу выйти к доске (называется ребенок по имени).  Слушай внимательно. Я сейчас прохлопаю ритм, а ты постарайся его точно повторить. Ты будешь моим эхом. Молодец ты справился, теперь позови себе помощника. Кого ты пригласишь? Ты можешь позвать сказав, «Помоги мне, пожалуйста, и имя.»

   А теперь попробуйте вдвоем, вместе повторить ритм, который я прохлопаю. Готовы? Слушайте внимательно.

   Молодцы, вы справились с заданием, а теперь вы можете пригласить еще одного помощника со словами «Помоги мне, пожалуйста…»

   (и так несколько человек)

   «ПЕРВОКЛАССНОЕ ПУТЕЩЕСТВИЕ»

   Дорогие друзья, поздравляю вас с тем, что наши занятия подошли к концу. Вы хорошо познакомились друг с другом. Но на этом наши приключения не закончились, они только начинаются. Сегодня нам предстоит отправиться в большое путешествие по сказочной стране. Вот она (открывается карта). Желаю вам удачи. Вы готовы отправиться в путь? Тогда начнем.

Совет

   Итак, мы подходим к острову незнакомцев. Это испытание легче всего будет пройти тем, кто хорошо запомнил своих одноклассников. Вам нужно будет угадать, кто вышел из острова незнакомцев.

Но, внимание: как только вы догадались, о ком идет речь, нив коем случае не выкрикивайте его имя, не показывайте на незнакомца рукой, а просто…  улыбнитесь. По вашей улыбке я пойму, что вы его узнали.

Когда я скажу незнакомец, появись – тот, кто себя узнал, просто встанет со своего места (описание детей).

   Молодцы, вы узнали всех, кто появился в Роще незнакомцев, это были наши друзья. Но, может быть кто-то из вас сможет назвать имена всех ребят нас ведь так много.

   А теперь внимание! Что это за остров? Это остров Дружбы. Попасть на этот остров можно только вместе. Итак, мы попали с вами на остров, нам необходимо помочь песчинкам построить новый город. Стоит лоток с песком. Давайте все вместе построим город. Итак, если вы дружны и сплочены вместе как эти песчинки, то любое дело вам по плечу.

   Теперь давайте придумаем ему название.

   Нарисуем эмблему.

   И напишем пожелания для песчинок. Вот молодцы!  Испытания мы прошли, и город мы построили, и нарисовали герб. А ТЕПЕРЬ… Всех, кто осилил все испытания ожидает приз под ваши аплодисменты.

   Что ж занятия знакомства на этом подошли к концу. Н о само знакомство только еще начнется в сентябре, когда вы придете в школу. Вам предстоит узнать много нового, интересного и важного. Иногда мы будем вспоминать наши волшебные занятия, и играть в игры, которые сделают нас еще внимательнее, еще сообразительнее, еще умнее! До свидания, до новых встреч!

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2017/11/07/igry-dlya-pervoklassnikov

Игры для адаптации в коллективе

Есть дети общительные, которые даже в незнакомой обстановке осваиваются быстро и находят друзей. Увы, моя Настя — девочка застенчивая, и ей приходится довольно сложно в новом коллективе. И таких детишек немало.

Но, оказывается, есть специальные игры, которые помогают ребятам адаптироваться в новом коллективе. Я внимательно изучила этот вопрос: искала в Интернете, советовалась со специалистами, разговаривала с родителями.

Все записывала в специальную тетрадку. Вот какие игры я собрала.

Каждый участник игры придумывает фрукт или ягоду, название которого начинается с той же буквы, что и его имя. Потом все игроки садятся в круг и начинают «готовить» фруктовый салат.

Обратите внимание

Таким образом, Катя кладет в салат клубнику, Женя — жимолость, Яна — яблоко, Даша — дыню и т.д. Причем каждый следующий участник называет имя и ингредиент предыдущих. Например, Яна говорит: «В наш фруктовый салат Катя положила клубнику, Женя — жимолость, а я, Яна, кладу яблоко».

В итоге получается очень длинная цепочка, и повторить имена и фрукты бывает непросто (для этого и нужен контролирующий взрослый, который сможет подсказать, когда это будет необходимо). Но, как показывает опыт, даже если ребенку сложно повторить всю цепочку, имена участников он запоминает хорошо.

Еще один вариант предыдущей игры. Каждый участник называет страну, которую он хотел бы посетить. Здесь уже можно не зацикливаться на том, чтобы название страны начиналось с той же буквы, что и имя ребенка (это будет довольно сложно). Задача следующего игрока — повторить имя и название стран предыдущих участников и добавить свои имя и страну.

Чтобы легче было запоминать, можно предложить детям делать какие-то характерные жесты: прыжок, хлопок, кивок… Необычный жест будет дополнительным маячком, который поможет вспомнить, что говорил игрок.

Участники садятся в круг, у ведущего (взрослого) в руках мячик. Ведущий начинает игру и задает тему.
Например:

  • Меня зовут Саша, и мое самое любимое блюдо — котлеты.Затем он бросает мячик любому другому игроку. Тот продолжает:
  • Саша любит котлеты. А меня зовут Маша, и люблю мороженое.И так дальше по кругу.

Для упрощения игры можно не повторять то, что говорили предыдущие участники. Главное, чтобы все в круге высказались. Время от времени ведущий меняет тему.

Такая игра помогает ребятам лучше узнать друг друга.

У каждого ребенка (да и у каждого человека вообще) в жизни были ситуации, из которых он выходил победителем. Пусть малыш расскажет историю, которой он гордится, в которой он чувствовал себя настоящим героем.

Если ребенок не может вспомнить ни одной такой истории, помогите ему (можно даже простую и совершенно незначительную вещь рассказать так, что обычный поступок станет подвигом).

После рассказа другие участники игры должны громко поаплодировать рассказчику.

Важно

Эту игру хорошо проводить в больших компаниях (от 10 человек). Каждый участник наугад из стопки вытягивает карточку, на которой написано имя сказочного персонажа. Задача игрока в течение 30 секунд найти свою сказочную пару. Например, Иван-царевич ищет Царевну-лягушку.

Для малышей, которые еще не умеют читать, можно раздать карточки с изображением сказочных героев.

А эту игру можно проводить в компании, в которой дети уже более или менее знают друг друга. Каждому выдают по листу бумаги, ребенок наверху пишет свое имя и фамилию и передает лист соседу справа. Тот пишет одну положительную черту характера того, чье имя написано сверху листа. И так по кругу, пока все участники не напишут положительный отзыв.

Затем ведущий встает в центр круга и зачитывает листы почета каждого игрока. Если же игроков очень много и чтение может растянуться надолго, эти листы просто выдают участникам. Приятно потом бывает почитать и погордиться собой.

Ведущий просит поделиться ребят своими воспоминаниями о самых лучших выходных днях. Для кого-то лучшими выходными были те, когда всей семьей ходили в зоопарк, а для кого-то — тот день, когда ему разрешили подольше поиграть в компьютерную игру. Ведущий кратко записывает воспоминания, и потом все вместе составляют рассказ о лучшем общевыходном дне.

Игра поможет сформировать позитивную обстановку, а детям найти общие увлечения.

Все участники встают в круг и берутся за руки. По команде ведущего следует повернуться спиной в круг и при этом не разжать руки. Сделать это не так просто, как кажется. Нужно очень внимательно относиться к действиям соседей справа и слева, научиться договариваться.

Игра продолжается до тех пор, пока круг не разорвется.

Участники игры образуют круг. По очереди каждый выходит в центр и говорит:

  • Я умею делать вот так…Можно хлопнуть, прыгнуть, скорчить рожицу. Все, кто стоит в кругу, должны хором повторить:
  • Она (она) умеет делать вот так…

И точно повторить то, что сделал первый участник.

И так делает каждый игрок по кругу. При этом действия не должны повторяться, каждый должен придумать свое фирменное движение.

Источник: https://letidor.ru/otdyh/igry-dlya-adaptacii-v-kollektive.htm

Дидактические игры по адаптации младших школьников

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет.

Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой.

При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. В связи с этим представляем подборку игр, направленных на адаптацию к школьной жизни первоклассников.

 Список имеющихся в данном материале игр по целям:

Давайте познакомимся.

Цель: знакомство детей с учителем и друг с другом.

Совет

Игру начинает учитель. Он объясняет детям, что в называемых им словах встречается буква, с которой начинается его имя (количество букв в словах не должно превышать 3—4). Задача ребят — отгадать, как зовут учителя.

Тот из учеников, кто правильно назовет имя педагога, становится ведущим и продолжает игру, также вспоминая слова, в которых есть первая буква его имени. Игра проводится до тех пор, пока все дети не представятся.

 Школьные загадки

Цель: ознакомление учеников со школьными принадлежностями, их происхождением, предназначением, правилами применения.

Учитель зачитывает загадки, дети называют отгадки и показывают (если есть возможность) соответствующие предметы в классе. Педагог перед началом игры обращает внимание ребят на правило поведения ученика — поднять руку для демонстрации готовности к ответу.

На страницах букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит)

Знаки черные, кривые, От рожденья все немые. А как выстроятся в ряд — Сразу все заговорят. (Буквы)

Я все знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. (Книга)

В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, кисти, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал)

Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? — (Мел)

Сговорились две ноги Делать дуги и круги. (Циркуль)

Обратите внимание

Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

Стоит чудесная скамья, На ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. (Парта)

По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей — Чиста страница. (Школьная доска)

 Мой класс

Цель: развитие умения пространственной ориентации в классе методом моделирования, составление и усвоение схемы класса.

Педагог раздает ученикам листы формата А4 и просит нарисовать схему класса (работа организуется в парах или в группах). Затем проводится коллективное обсуждение выполненных работ, учитель обращает внимание ребят на допущенные ошибки и неточности в пропорциях рисунков, отображении местоположения предметов мебели и оборудования класса и т. д.

Пантомима

Цель: ознакомление с понятием «режим дня «.

Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание придумать пантомиму на тему «Режим дня». Участники групп показывают жестами умывание, застилание постели, утреннюю гимнастику, завтрак, действия в школе и т. д. Остальные игроки должны угадать, что им демонстрируется. После игры проводится коллективная беседа о важности соблюдения режима дня.

Ежели вы вежливы

Читайте также:  Лечение больного горла и ларингита у ребенка 5 лет

Цель: изучение правил вежливости и развитие коммуникативных умений при организации групповой работы.

Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание: назвать как можно больше вежливых слов; вспомнить, какие слова говорят при встрече (прощании); нарисовать вежливого (невежливого) человека; разыграть сценку «Вежливый мальчик»; придумать историю про лягушонка, которого друзья научили правилам вежливости и т. д.

Я и мы

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков через ознакомление учеников с индивидуальной и коллективной формами ответа на поставленный вопрос.

Перед проведением игры учитель объясняет ребятам, что будет задавать вопросы, на которые они должны ответить или хором, или индивидуально.

Вопросы, требующие коллективного ответа:

  1. Вы учитесь в пятом классе?
  2. Наша страна называется Республика Беларусь (Россия?)?
  3. Сколько ног у человека?
  4. У вас сейчас второй урок?
  5. Вы сейчас спите?
  6. Кого в нашем классе больше — мальчиков или девочек?
  7. Сегодня выходной день?
  8. Мальчики носят юбки?
  9. Вы чистите зубы?
  10. Можно переходить дорогу на красный сигнал светофора?

Вопросы, требующие индивидуального ответа:

  1. Как тебя зовут?
  2. У тебя есть домашнее животное?
  3. Как называется улица, на которой находится твой дом?
  4. На каком этаже ты живешь?
  5. Кем работают твои родители?
  6. Ты любишь рисовать?
  7. Где ты отдыхал этим летом?
  8. У тебя есть братья или сестры?
  9. Сколько тебе лет?
  10. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Нарисуй словами

Цель: развитие и совершенствование речевых умений и навыков учеников в процессе составления словесного портрета.

Учитель предлагает ребятам по желанию составить словесное описание кого-нибудь из одноклассников, не называя его имени. Задача остальных учеников — отгадать, чей это словесный портрет.

Что на что похоже?

Цель: развитие умения различать и определять геометрические фигуры при выполнении упражнений на соотнесение сенсорных эталонов с окружающими предметами.

Перед проведением игры учитель называет и показывает детям геометрические фигуры разных цветов и размеров, объясняет, чем они похожи и какие имеют отличия. Затем педагог обращает внимание учеников на изображения различных предметов, имеющих форму определенной геометрической фигуры. Задача учеников — назвать геометрическую фигуру и еще несколько предметов такой же формы.

  1. Тарелка, часы, колесо, бублик, пуговица, торт, мяч. (Круг)
  2. Плитка шоколада, книга, дверь, блокнот, кирпич. (Прямоугольник)
  3. Кусочек торта, линейка-угольник, крыша дома, пионерский галстук. (Треугольник)
  4. Подушка, печенье, стол, коробка для компьютерного диска. (Квадрат)
  5. Яйцо, мыло, зеркало, стадион, скрепка. (Овал)

Похоже, да не то же

Цепь: обучение нахождению различий и общих свойств предметов.

Учитель демонстрирует детям карточки с иллюстративным материалом, ученики должны определить, какой из рисунков лишний.

Карточка 1: вертолет, птица, воздушный шар, самолет.

Карточка 2: красный тюльпан, желтая роза, желтый нарцисс, желтый ирис.

Карточка 3: фломастер, карандаш, мелок, ручка.

Карточка 4: Буратино, Незнайка, Емеля, Дюймовочка.

Карточка 5: лиса, слон, кенгуру, гиппопотам.

Карточка 6: санки, велосипед, коньки, лыжи.

Карточка 7: дуб, клен, яблоня, каштан.

Карточка 8: петух, цыпленок, курица, индюк.

Карточка 9: зеленый помидор, зеленое яблоко, огурец, капуста.

Карточка 10: машина скорой помощи, автобус, милицейская машина, пожарная машина.

Карточка 11: клевер, мать-и-мачеха, астра, одуванчик.

Карточка 12: стакан, кружка, чашка, ваза.

Карточка 13: плюшевый медведь, бурый медведь, гризли, белый медведь.

Карточка 14: лужа, снеговик, река, озеро.

Карточка 15: ложка, нож, тарелка, вилка.

Источник: Зеленко, С. В. Дидактические игры и упражнения в 1-м классе : Введение в школьную жизнь. Математика. Обучение грамоте. Человек и мир / С. В. Зеленко. — Минск : Пачатковая школа, 2010. — 32 с

Источник: http://www.psmetodiki.ru/index.php/igry/pedagogicheskie-igry/157-didakticheskie-igry-po-adaptatsii-mladshikh-shkolnikov

Игры на адаптацию к условиям школы

Здравствуйте, уважаемые родители нынешних и будущих первоклассников! Наша статья сегодня продолжит предыдущую и познакомит Вас с самыми увлекательными играми, которые помогут Вашему ребёнку быстрее привыкнуть к новым, непривычным для него условиям, новому режиму, новой обстановке и новому окружению. Главное, играйте вместе с ребёнком, создавая настроение и подкрепляя его интерес.

«Лесная школа».

Эта игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучения различным навыкам, в том числе арифметике (считать орешки, звёздочки, листочки и т.д.), и развивает произвольность поведения. Лучше, если есть возможность собрать небольшую группу из 2-3-4-х человек. Пригласите поучаствовать в игре соседских детей.

Каждый из играющих представляет какое-нибудь животное, учитель (водящий) – мудрая Сова. Если Вы играете в первый раз, станьте сами Совой, или назначьте самого старшего ребёнка. Итак, звенит звонок, Сова влетает в класс и говорит: «Здравствуйте, дети! Меня зовут Сова – Большая Голова.

Важно

На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня – очень обижаюсь. А вас как зовут?» Ученики отвечают хором, каждый «голосом» животного, которым он себя представил. Сова говорит: «Ой, какие смешные совята! А какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так – кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло.

Как тебя зовут, детка?» Продолжают знакомство, давая «звериное» приветствие.

Сова: «Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее. Игроки рассаживаются, соблюдая при этом отношения в животном мире.

«А теперь давайте поговорим о самом главном слове – оно должно быть всем понятно. Это слово «мир». На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его.

Теперь, если кто-то из вас будет обижать другого, давайте произнесём это волшебное слово».

Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова говорит: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белка: «Мы, белки, спим 5 часов».

Медведь: «А мы на 4 месяца впадаем в спячку!» Сова: «А вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь – это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться.

Какие странные совята! Ну а ты как думаешь? (обращается к тому, кто еще не отвечал – Зайцу, Волку и т.д.».

На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции зверушки, роль которой они играют, но постепенно понимать, что «правильным» считается только ответ с позиции Совы.

В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей (например, — «А мама сказала, что медвежатам ночью вредно бегать и охотиться!». Используйте вместо отметок призы – листочки, шишки, жёлуди (можно вырезанные из бумаги).

Совет

  Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая. Игра «Лесная школа» – удобная и увлекательная форма для неназойливого сообщения знаний в первую очередь по предметам естественного цикла.

«Первоклассник».

В этой игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность. Игра может проводиться как в семье с одним ребёнком, так и с группой детей.

На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расчёска.

После напоминания о том, что ребёнок скоро идёт в школу и будет сам собирать свои вещи, ему предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель.

Игра заканчивается, когда ребёнок аккуратно сложит все нужные для учёбы вещи и закроет портфель.

Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребёнок – считать до 5.

И в заключение, для того, чтобы узнать, насколько Ваш ребёнок информирован о школьной жизни, предложите ему ответить на вопросы:

-Как обращаются к учительнице?

-Как привлечь к себе внимание на уроке, если нужно о чём-то спросить?

-Что такое урок?

-Как узнают, что время начинать урок?

-Что такое перемена?

-Для чего нужна перемена?

-Как в школе называется стол, за которым дети пишут?

-Что такое отметка?

-Какие отметки хорошие, а какие плохие?

-Что такое школьный дневник?

-Что такое каникулы?

Важно, чтобы ребёнок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.

«Рисуем узоры».

А в эту игру можно играть и с одним ребёнком, и с группой детей.

Ребёнку даётся лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно – я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию.

Обратите внимание

Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, когда я назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончалась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните её в сторону. Сейчас вы показываете направо.

А где левая рука? Молодцы.

Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш,  рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик».

Родители сами могут придумывать узоры, усложнив задание и включив в него движения карандашом вниз, вверх, вправо, влево на разное число клеточек (до трёх в одну сторону). После того, как ребёнок выполнит ваше задание, предложите ему самостоятельно продолжить этот узор.

«Отгадай!».

Водящий ребёнок выходит из комнаты. Остальные договариваются, что они будут показывать, когда водящий вернётся. Вернувшись (по сигналу) водящий здоровается и спрашивает: «Что вы делали, пока меня не было?».

Остальные участники игры по очереди жестами показывают, что они делали (подметали, рисовали, пили, ели, играли в мяч, копали, мыли руки, читали и т.д.). Выигрывает тот водящий, который быстрее и правильнее угадает, чем дети занимались в его отсутствие (дети могут ограничить его время на обдумывание – считать до 5, или до 10).

Если водящий угадывает за это время, он получает приз – по его заданию дети изображают «живую» картинку без слов из сказки.

«Пожалуйста!».

1-й вариант. Все участники игры и ведущий становятся в круг. Ведущий показывает движения (физкультурные, танцевальные, шуточные). Он просит их повторить, обращаясь к одному из игроков по имени.

Играющий ребёнок должен повторить движения ведущего  только в том случае, если к просьбе добавляется слово «пожалуйста».

Важно

Тот ребёнок, который ошибся, должен представить фант: выйдя на середину, выполнить задание (улыбнуться, попрыгать, спеть песенку, рассказать стишок и т.д.).

Мы уверены, что эти игры помогут ребятам быстрее усвоить некоторые школьные правила, а также поднимут им настроение! Удачи!

Статью подготовила завуч школы «Лучик» Иванова Е. (по материалам книги О.Морозовой «Я иду в школу»).

Источник: https://luchik.ru/articles/academy/igry_na_adaptaciyu_k_usloviyam_shkoly/

Игровые техники в помощь психологу при адаптации ребенка в детскому саду

Реализация представленных игровых техник облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, к условиям детского сада, поможет им адекватно воспринимать себя и других детей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности. Данные игры могут быть включены психологом в различные занятия с детьми, а также могут использоваться при работе с адаптационной программой для детей раннего дошкольного возраста к детскому саду.

Игры для адаптации ребенка в детском саду

Игра 1. «А меня зовут …»

Цель:

— развивать желание познакомиться, учить вежливо обращаться друг к другу;

— развивать чувство единства, причастности к группе.

Оборудование: цветок или мяч.

Ход игры

Каждый ребенок, стоя в кругу, обращается (поочередно) к своему соседу справа, передает ему цветок или мяч, называет свое имя и по желанию немного рассказывает о себе.

Игра 2. «Луна»

Цель:

— учить запоминать имена детей группы;

— развивать единство, удовольствие от пребывания в центре внимания.

Ход игры

Дети сидят по кругу на ковре. Ребенок, который сидит справа от психолога, говорит свое имя и хлопает в ладоши так: «Ма-ри-на», а дети всей группы повторяют за ним это имя, как эхо. Суть игры заключается в многократном повторении имени каждого ребенка, что способствует точному запоминанию его всеми детьми.

Читайте также:  Можно ли ездить в отпуск во время беременности?

Подвижная игра 3. «Улитка»

Цель:

— продолжать знакомить детей друг с другом;

— развивать внимание, память, умение отвечать на сигнал.

Ход игры

Дети произвольно двигаются по комнате, а на сигнал: «Улитка», все — приседают, затем дети называют поочередно свое имя, и становятся в позицию улитки. Затем дальше продолжают двигаться по комнате. Игра продолжается пока все не назовут имена.

Игра 4. «Большое дерево»

Цель:

— учить чувствовать, что вместе, в группе лучше и играть, и учиться, и работать, и отдыхать;

развивать положительную мотивацию к посещению детского сада.

Ход игры

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, образуя большое, сильное дерево. Прислушиваются, как шелестят его листья, когда дует ветер (дети вместе раскачиваются). Чувствуют, как оно живет, дышит (дышат вместе: шаг вперед — вдох, поднимают руки; шаг назад — выдох, опускают руки).

Приходим к выводу: «Когда мы вместе — нас много, и мы большое, крепкое дерево».

Игра 5. «Поезд»

Цель:

— закреплять умение знакомиться различными способами;

— развивать слуховое восприятие, координацию движений;

— способствовать нейтрализации негативной эмоциональной энергии и агрессивного поведения.

Ход игры

Психолог: Сейчас мы с вами создадим поезд. Сначала я буду «паровозом», и когда буду ехать по кругу, то буду хлопать в ладоши и говорить имя: «Иван, Иван — едем!» Я сделаю круг, а теперь на мое место становится кто-то из вас, а я стану, как и вы, вагончиком — прицеплюсь к «паровозом».

Теперь он поедет, а мы все вместе проговариваем его имя: «Антон, Антон-едем!» И так до тех пор, пока все дети по очереди не побудут в роли «паровоза» и не примут участие в игре.

Игра 6. «Морской банан»

Цель:

— развивать чувство единства, сплоченности;

—  навыки самоконтроля и коммуникабельности.

Ход игры

Совет

Играют группами по пять детей, сидя на скамейке. Психолог перед началом игры объясняет, что морской банан — это резиновая лодка, по форме несколько похожа на банан.

Предлагает детям представить, что они катаются на морском банане: для этого они должны крепко держаться друг друга за локти, чтобы не разорвалась цепочка и никто не упал в воду. По команде психолога дети наклоняются вправо, влево.

Задача: не потерять никого из «пассажиров», и не сделать никому больно. Если кто-то «падает» с банана, все вместе должны проговорить его имя.

Игра 7. «Клубочек»

Цель:

— закрепить знания детей друг о друге, их умение обращаться к товарищам по имени, участвовать в коллективной игре;

— вырабатывать положительное отношение к посещению детского сада.

Ход игры

Психолог стоит в центре круга, образуемого всеми детьми группы. Он выполняет роль клубочка.

Один из малышей первый подходит к психологу, берет его за руку; в это время вся группа называет вместе имя ребенка; затем то же делает второй ребенок, беря за руку уже первого ребенка и «наматываясь» вокруг «клубочка» — психолога.

Игра заканчивается, когда последний ребенок «намотается» вокруг клубочка. Вывод, к которому должны прийти дети: «Вместе- хорошо; меня все знают, и я знаю всех».

Игра 8. «Отгадай, кто тебя позвал»

Цель:

— закрепить навыки положительного социального поведения;

— дифференцировать слуховое восприятие, соотнося человека с его голосом.

Ход игры

Играют по двое детей, третий ребенок — ведущий. Дети, каждый по очереди, называют ведущего по имени. Задача ведущего, который стоит к ним спиной — отгадать, кто его позвал.

Источник: https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-detmi/adaptatsiya-v-detskom-sadu/89-igrovye-tekhniki-v-pomoshch-psikhologu-pri-adaptatsii-rebenka-v-detskomu-sadu

Игра-как средство адаптации первоклассников к школе

Современная психолого-педагогическая наука и воспитательная практика свои стремления по совершенствованию процесса формирования и развития подрастающей личности связывают с личностно ориентированным подходом к ребенку.

У детей, родившихся в 90-х годах, психологи и педагоги отмечают определенные характерные возрастные различия по сравнению с предыдущими поколениями. Это преимущественно положительные особенности, которые дают ученику возможность воспринять, осмыслить, осознать и понять более сложные явления при упрощенной форме подачи информации.

И здесь важным является постоянное создание условий для формирования учебно-познавательных потребностей ребенка, которые воспринимались им как потребности самосовершенствования.

Обратите внимание

Современный ученик младшего школьного возраста требует простейших знаний о своей психике. При их отсутствии потребность в самосовершенствовании не осознается учеником и не стимулирует возникновение потребности в утверждении себя в качестве субъекта познавательной деятельности.

Систематическое освещение позитивных достижений ребенка на организационном этапе — психолого-педагогическое условие успешной реализации любой формы осуществления учебного процесса.

При таком подходе эффективными становятся парные и групповые формы работы, позволяющие ученику отождествить себя с большинством успевающих учеников, цель которых — самосовершенствование за счет учебной деятельности.

Способствуя развитию первоклассников, следует опираться прежде всего на психолого-педагогические аспекты познавательной деятельности ребенка. Некоторые особенности формирования учебных действий детей этого возраста объясняются спецификой познавательных процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, ощущения.

Возрастные особенности умственных действий первоклассников состоят в том, что каждый из указанных компонентов умственной деятельности насыщен двигательным содержанием, образами, переживаниями.

При восприятии информации у ребенка активизируется наглядно-действенная форма мышления, затем добавляется образная и, наконец — понятийно-логическая.

Особое значение в учебно-воспитательном процессе, в процессе адаптации первоклассников к школе, следует предоставлять дидактическим играм. В условиях дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, чем в условиях учебного занятия, ведь в дидактической игре учебная цель — часть игровой ситуации с выполнением определенных правил.

При таких условиях усвоение нового материала происходит без особого напряжения, как бы само собой. Дидактическая игра способствует развитию психических процессов, новых видов умственной деятельности, усвоению младшими школьниками новых знаний и умений. Поэтапная отработка умственных действий в дидактической игре происходит произвольно и ненавязчиво.

Важно

Важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что игра вооружает ребенка доступными для нее средствами активного воспроизводства, моделирования с помощью внешних, предметных действий.

В игре ребенок быстрее и легче придерживается сознательной цели запомнить и запоминает больший объем материала, чем во время обычного урока.

Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Перед организацией игры необходимо обдумать и спланировать деятельность конкретных учащихся с учетом их психологических особенностей, роли лидеров и малоактивных детей. Ведь игра является хорошим средством развития волевой сферы ребенка.

Именно в игре проявляется желание добровольно, по собственной инициативе выполнять различные правила, соблюдать требования, именно игра дает детям возможность попробовать себя в ролях и «руководителя» и «подчиненного».

Ценность игровой деятельности проявляется и в том, что в ходе игры дети имеют возможность активно общаться, а это способствует формированию детского коллектива.

Специфическими структурными элементами игры являются дидактическая цель, игровой замысел, правила игры, игровое начало, игровые действия, подведение итогов.

Дидактическая цель игр разнообразна:

— развитие умений сравнивать, определять главное;

— развитие воображения, наблюдательности;

— развитие фонематического слуха, закрепление правильной артикуляции;

— развитие умения соотносить элементы разных множеств, устанавливать соответствия, соотносить числа и цифры;

— формирование умений определять признаки явлений и предметов, дифференцировать их на существенные и несущественные, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Игровой замысел должен предстать перед семилетними школьниками в виде мысленных препятствий, активного действия с предметами, чего-то загадочного, таинственного, проверки своих возможностей в соревновании, ролевого перевоплощения, общей двигательной активности и т.д.

Совет

На создание игровой атмосферы существенно влияет игровое начало. Атмосферу игры можно обеспечить при делении на команды, выбора ведущего или командира (капитана), определения права первого хода с помощью считалок, игровых расчетов или жеребьевки.

Собственно, игровые действия для детей наиболее интересны: выйти за дверь, а затем отгадать, что изменилось; узнать с завязанными глазами товарища или предмет из «волшебной сумки»; быстро и правильно разложить предметы; составить (придумать) слова и т.д.

Игровые действия связаны с игровым замыслом, вытекают из него, являются средством реализации игрового замысла. Поэтому в процессе игры стоит добиваться выполнения учащимися действий, направленных на достижение поставленной дидактической цели.

Например, изучая тему «Взаимное расположение предметов в пространстве», маленькие ученики действуют в соответствии с воображаемой ситуацией: перемещают предметы, накладывают их друг на друга, объясняют свои действия одноклассникам. Изменяя местонахождение предмета, дети осознают пространственные соотношения, а объясняя, закрепляют соответствующую терминологию.

Выполняя игровые действия, заинтересовавшись ими, дети легко справляются со скрытым в игре учебным содержанием.

Согласно замыслу игровые действия могут быть разными: отгадывание загадок («Волшебная сумка»); ролевые действия согласно игровых ситуаций («Парикмахерская», «Магазин», «Больница») рисование по воображению или инструкции; развитие внимания («Будь внимательным, запрещено движение»), действия, основанные на классификации или сравнении предметов («Подбери по форме») и т.д.

Иногда педагог предлагает: «А теперь поиграем …» и просит решить учебную задачу (посчитать, назвать звук, удалить лишнее слово, сравнить группы предметов …), не использовав структурных элементов игры. В таком случае можно рассчитывать лишь на частичное достижение цели: если нет игровых действий — нет и дидактической игры.

Правила дидактической игры дети воспринимают как условие, поддерживает игровой замысел, их невыполнение разрушает игру, делает ее неинтересной. Дети осознают, что, соблюдая правила, скорее достигнешь результата. Правила дисциплинируют, воспитывают выдержку, терпение.

Обратите внимание

Они способствуют достижению дидактической цели: незаметно направляют внимание на выполнение конкретного программного требования учебного предмета.

Например, в ходе игры «Математические ручейки» каждый ученик следит за математическими вычислениями, которые выполняют товарищи, придумывает свой пример на сложение или вычитание. Это они выполняет в соответствии с правилами игры: получил мячик — подбери пример.

Если правило не выполняется — игра не получается: не решишь предыдущий пример — не придумаешь свой — команда не выполнит игровой задачи («ручейки» не достигнут озера).

Подводить итоги игры стоит сразу после ее окончания: подсчитать баллы и определить победителей, а также тех детей, кто наиболее правильно выполнили игровое задание. В ходе игры и после ее окончания обязательно следует отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успех, выявить оптимистическое отношение к возможностям детей и деликатность в высказывании оценочных суждений.

При проведении дидактических игр следует поддерживать дух соревнования, эмоциональную окраску игры, объективно и позитивно оценивать успехи детей с точки зрения не только решение дидактического задания, но и участия в игровых действиях: кто играл честно, не подглядывал, придумал интересный ход в игре, помогал друзьям. Взглядом, интонацией, мимикой, жестами следует пытаться вызывать положительные эмоции, создать бодрое настроение.

Подводя итоги сотрудничества с детьми за день или за неделю, обязательно следует предоставить возможность учащимся оценить совместную деятельности.

Готовясь к уроку, нужно стремиться правильно обеспечить игровой план деятельности детей, чтобы интересы одних не удовлетворялись за счет других, чтобы школьники постепенно приучались к нормам поведения во время игры, учились тормозить нежелательные проявления. Следует взвешенно обдумать распределение ролей во время игры, учитывая индивидуальные психологические особенности детей.

Подбирая игру для конкретного урока, стоит продумать соответствие цели дидактической игры учебной цели урока, учесть посильность задач, продумать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые бы способствовали максимальной активизации их эмоциональной сферы и умственной деятельности. Именно парные и групповые формы выполнения задач формируют у детей положительную мотивацию к учебному сотрудничеству.

Важно

Играм, содержащим тяжелые задачи, должны предшествовать простые, более легкие. Они готовят детей к преодолению учебных трудностей, обеспечивают успех в сложных играх.

Младших школьников следует приучать к сосредоточенной самостоятельной работе, формировать умение определять посильный объем работы, работать на уроке с полной отдачей, не теряя ни секунды драгоценного времени, чтобы после его окончания почувствовать удовольствие от хорошо выполненной работы.

Источник: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/352-igra-kak-sredstvo-adaptazii-detey-k-shkole.html

Ссылка на основную публикацию