Физическое развитие детей: показатели, оценка, нормы

Центильные таблицы физического развития для мальчиков и девочек, что такое центили, как проводится оценка

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы.

Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей.

Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей.

Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей.

Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом.

Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития.

Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Для того, чтобы пользоваться центильными таблицами, малыша нужно измерить

Обратите внимание

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

Оценка показателя:

  • в пределах ± 1 σ — рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

Непопадание показателей ребёнка в норму

Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.

Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально.

Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину.

Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт.

Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.

Рост и вес девочекОкружность груди и головы девочекПропорциональность роста и веса девочекРост и вес мальчиковОкружность груди и головы мальчиковПропорциональность роста и веса мальчиков

Для любых родителей их ребёнок самый лучший, и его гармоничное физическое развитие очень важно. Центильные таблицы — это справочный материал, показывающий условно-нормативные значения. По ним нельзя определить, здоров кроха или нет, но можно получить подсказку, на что обратить внимание.

Источник: https://pediatriya.info/tsentilnyie-tablitsyi-fizicheskogo-razvitiya/

Оценка физического развития ребенка

Педиатры, инструкторы, учителя физкультуры регулярно проводят диагностирование детей. Физическое развитие – основной критерий, по которому получают данные о состоянии здоровья, а также о самочувствии малыша.

Оно напрямую связано с психоэмоциональным развитием, поэтому с помощью диагностирования можно найти отклонения. Родителям важно до года регулярно посещать с крохами педиатра, чтобы своевременно обнаружить отклонения.

Оценка физического развития ребенка помогает с решением этой задачи.

Для чего нужна диагностика физического состояния?

Оценка проводится по централизованным показателям, принятыми специалистами мировой медицины.

У каждого врача для этого есть специальные таблицы, в которых приведены границы нормы основных измерений грудничка: роста, веса, окружностей головы, груди.

Исследования показали, что методы диагностики с каждым годом совершенствуются. Сейчас они основываются на отечественном опыте, результатах зарубежных наработок медицинских организаций.

Важно

Родители часто не понимают, почему нет четких цифр, которым должны соответствовать реальные параметры. Это связано с тем, что исследования далеки от реальности.

Врачи могут только предполагать, какими могут быть дети, исходя из наследственности, образа жизни семьи, среды ее обитания. Благодаря своевременной диагностике обнаруживаются дети с особенностями психофизического развития.

Для них составляется индивидуальная программа оздоровления. Рекомендации по укреплению здоровья получают все родители.

Многие мамы считают, что оценка физического состояния их малыша не нужна, так как он родился здоровым. Это совершенно напрасно, так как к нарушениям развития может привести:

  • несбалансированное питание;
  • плохая экология в районе проживания;
  • недостаток витаминов и микроэлементов;
  • гиподинамия.

Недостаток двигательной активности является большой проблемой, особенно для школьников.

Большую часть дня взрослые проводят на работе или за компьютером, пытаясь заработать на жизнь, а дети берут пример со своих родителей или начинают бродить по всемирной паутине от безысходности.

Врачи не первый год пытаются привлечь внимание к этой проблеме, так как проблемы со здоровьем в детстве чреваты большим количеством хронических заболеваний.

Оценка развития грудничков

До года протекает стадия интенсивного роста, изменяется скелет младенца, его внутренние органы. Это время чаще всего помогает обнаружить отклонения развития. Для этого педиатры ежемесячно осматривают кроху, проводят измерения, тестирование.

Развитие ребенка до года можно разделить на этапы:

  1. За первые два месяца младенец учится держать голову, поворачивать ее. Он начинает отзываться на голоса родителей, следит взглядом за подвижными объектами.
  2. В три месяца он переворачивается на спину, если выложить его на живот. На руках младенец отлично удерживает голову и верхнюю часть туловища. Вы можете заметить, что у грудничка позвоночник стал менее подвижным. Диагностические процедуры обязательно включают поддержку малыша под мышками. По нормативам он должен отталкиваться ногами от горизонтальной поверхности. К этому времени снижается тонус рук, кулачки крохи разжимаются, он начинает поддерживать во время кормления бутылочку или грудь мамы. 
  3. К четвертому месяцу жизни малютка начинает подтягиваться, если его потянуть за ручки, когда он лежит на спине. К пяти месяцам он задерживается в положении сидя. Кроха начинает свободно поворачиваться на бок.
  4. Для периода с 6 по 8 месяц жизни характерен скачок физического развития. Дети начинают садиться, ползать или подтягиваться к интересным предметам, вставать у опоры или даже прогуливаться вдоль нее. Они держат в руках предметы, тянут их ко рту, пытаются кусать.
  5. До года малыш старательно обучается ходьбе. Он может лишь осторожно перемещаться у опоры или требовать, чтобы родители водили его за ручки. Некоторые малютки начинают делать первые шаги свободно.

Оценка физической формы состоит из проверки нормативных параметров, измерений. Показатели физического развития детей (рост, вес, окружность головы и груди) зависят от параметров, которые были при их рождении. Маловесные новорожденные развиваются по особому графику, тогда как родившиеся крупными могут расти медленнее.

Особенности периода от 1 до 2 лет

Рост ребенка замедляется, но формирование его костей продолжается. Диагностика физического развития этого периода состоит из стандартных измерений (рост, вес), осмотра. Особое внимание уделяется осанке, стопам, полученным навыкам. К двум годам кроха уже должен уметь:

  • подниматься на носочки;
  • невысоко подпрыгивать на одном месте;
  • выполнять разнообразные упражнения с мячом (катать, подбрасывать, пинать, поднимать);
  • передвигаться по лестнице вверх или вниз.

За заботу о физическом развитии ребенка на втором году жизни целиком ответственны его родители.

В качестве профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата, необходимо подбирать для малыша правильную обувь – изготовленную из натуральных материалов, с жестким задником, ортопедической стелькой со специальной подушечкой. Ее ношение станет лучше профилактикой плоскостопия. Дополнительно разрешается ходить по неровной поверхности босиком.

Родители к двум годам начинают приучать кроху к туалету. Они делают в этом процессе серьезную ошибку, высаживая заснувшего малютку на горшок. Лучше всего включить эту процедуру в ритуал перед укладыванием. Малютка учится терпеть к трем годам, к этому момент ночи должны быть сухими.

Особенности развития на третьем году жизни

Физическое развитие детей раннего возраста к трем годам взаимосвязано с интеллектуальным. Большую часть времени родители занимаются интеллектуальным развитием, забывая о том, что нужно прививать малышам физические навыки. Малыш развивается правильно, если к трем годам он умеет:

  • уверенность стоять на носочках;
  • уверенно держаться на одной ноге;
  • совершать прыжки вперед;
  • ловить с двух метров мяч и бросать его обратно
  • перемещаться на велосипеде;
  • одновременно выполнять несколько действий, например, топать и хлопать.

Навыки самообслуживания не имеют таких четких границ. Если взрослые дают достаточную свободу ребенку он может в три года полностью одеваться, включая завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Другие же дети до 5-6 лет осваивают только простейшие навыки – вытирание рук, умывание, чистка зубов.

Не стоит бросать ребенка на произвол судьбы, найдите в процессе обучения золотую середину». Дайте ему возможность учиться на своих ошибках. Ведь умение застегнуть пуговицы или завязать шнурки важно не только для физического развития. Оно помогает совершенствовать мелкую моторику, а положительный результат повышает самооценку.

Старший дошкольный возраст

К четырем годам дети начинают посещать дошкольные учреждения. Там они будут получать гармоничное развитие. Диагностика физического развития будет проходить регулярно во время утренней гимнастики.

Если чадо не будет справляться с заданиями инструктора, маму или папу поставят в известность.

Также с этого возраста за детьми устанавливается наблюдение медицинских работников, помогающее выявить особенности физического развития детей, не замеченные ранее.

Если ранее вы не уделяли внимания физическому развитию или укреплению иммунитета, то эта ошибка будет замечена в первые месяцы. Для этого периода характерно увеличение количества заболеваний.

Многие родители сознательно решают не отдавать малыша в детский сад. Это неверное решение, так как организм не станет устойчивым к большинству распространенных вирусов.

Пик заболеваемости наступит в начальной школе, что помешает учебному процессу.

Чтобы развитие физических качеств было в пределах нормы, в старшем дошкольном возрасте необходимо проводить закаливание. В него включаются:

  • солнечные и воздушные ванны;
  • обтирания и обливания прохладной водой;
  • проветривание помещений
  • регулярные длительные прогулки;
  • отсутствие переохлаждения и перегревания.

Оценивают развитие ребенка этого возраста по усредненным нормативам. Проверяют физическую форму при помощи бега, прыжков, бросания мяча.

Перед тем как провести диагностику, всегда проводится тщательное медицинское обследование.

Его цель – составить характеристику малыша, определить группу здоровья, обнаружить наличие хронических заболеваний. Обычно оно проводится перед поступлением в детский сад.

Читайте также:  Что можно и нельзя делать на 18 неделе беременности: можно ли заниматься сексом

Особенности развития школьников

Физическое развитие детей школьного возраста также оценивается постоянно. Делается это во время сдачи нормативов по физической культуре.

До 12 лет формируется скелет школьников, в связи с этим важно правильно организовать день ребенка, следить за его осанкой и весом. Эту задачу помогает решить школьное образование, получаемое очно.

Если нет показаний по здоровью, домашнее обучение выбирать не стоит, так как родители чаще всего не в силах отдавать полностью весь день на организацию правильного режима, занятия спортом.

Совет

Возраст с 9 до 14 лет наиболее сложен для оценки, так как для него нет норм по росту и весу ребенка. Медицинские показатели берутся усредненные. Это связано с тем, что в организме протекает гормональная перестройка.

У школьников скачок роста может проходить в разное время, это связано с индивидуальными особенностями у детей обоих полов. На рост влияет количество выбрасываемых в кровь гормонов. Наследственность в школьном возрасте становится все более заметной.

Если родители не отличаются высоким ростом, то их чадо вряд ли преодолеет средний показатель.

Основными проблемами младших и средних школьников являются:

  • гормональные перестройки;
  • непропорциональный рост частей тела;
  • увеличение секреции сальных желез;
  • повышенная утомляемость;
  • появление запаха от тела.

К подростковому периоду эти проблемы только усиливаются и осложняются началом полового созревания. Оно стартует с 12 лет, вместе с ним изменяется поведение наследника.

Родителям, начиная с первого класса, необходимо учитывать все перечисленные факторы. Если своевременно не были начаты процедуры по закаливанию, то осложняться это время будет многочисленными вирусными и инфекционными заболеваниями.

Чаще всего они встречаются у детей, ранее не посещавших детский коллектив.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста оценивается по особым нормативам, которые изменяются после перехода в 5 класс. Наибольшее внимание в начальной школе отдается гигиене.

Школьников регулярно проверяют на наличие вшей, родителям могут сделать замечание, если от них исходит неприятный запах. Научите своего наследника следить за своей гигиеной, приучите к принятию водных процедур каждый день.

Одной из распространенных проблем у младших школьников является запах изо рта и кариес. Раз в 6 месяцев необходимо посещать со своим чадом стоматолога, следить за тем, чтобы он чистил зубы.

Не стоит перекладывать ответственность за оценку физической формы ребенка на педагогов и врачей. Родители должны самостоятельно следить за режимом дня, весом, состоянием здоровья малютки в любом возрасте. Своевременно реагируйте на жалобы чада, посещайте с ним врачей.

Не занимайтесь самолечением. Именно в детском возрасте можно непоправимо навредить здоровью. Если наследник посещает образовательные учреждения, узнавайте о результатах оценки от педагогов, чтобы своевременно скорректировать режим дня или посетить необходимого врача.

Источник: https://pups.su/psihologiya/otsenka-fizicheskogo-razvitiya.html

Анализируем физические показатели малыша

С появлением малыша на свет медики первым делом проводят ряд манипуляций для оценки его физического развития. Сначала это чисто визуальная оценка на соответствиие показателей роста и веса ребенка нормам.

По мере взросления малыша педиатры наблюдают за ним, пробуют вступить в контакт для определения уровня его развития. Такой метод оценки носит название эмпирического, что в переводе с греческого означает «опытный». Важно отдавать себе отчет в том, что оценка такого рода не может быть максимально точной.

С момента появления педиатрической науки ученые постоянно разрабатывают разнообразные нормативные таблицы, с помощью которых становится возможной адекватная и точная оценка физического развития ребенка.

Обратите внимание

Главная сложность работы педиатра заключается в том, что сам малыш до определенного возраста не в состоянии указать на то, что с ним происходит. Нужно учитывать, что чем младше ребенок, тем быстрее он меняется. А это значит, что данные физического развития малыша и возраст связаны напрямую.

Основная причина возникновения нарушений в ходе развития малыша — это болезни, протекающие в организме. В задачу родителей входит контролировать процесс развития ребенка, сверяя его данные с нормой для выявления возможных отклонений. Важны следующие антропометрические показатели:

  • рост;
  • вес;
  • окружности тела;
  • общие пропорции тела.

Своевременно выявить отклонения у ребенка гораздо больше шансов у мамы и папы, чем у педиатра, ведь они видят малыша каждый день и могут анализировать его данные постоянно. Родители должны следить за уровнем развития малыша и периодически проводить измерения, обращая внимания на очевидные отклонения от нормы.

Рост — важный показатель физического развития

По каким принципам изменяется рост ребенка? Сразу стоит отметить, что именно рост считается прямым отражением процесса развития. Если ребенок плохо растет, значит процесс развития задерживается или имеет отклонения. Именно своевременное увеличения длины детского тела будет подтверждением того, что все идет по плану.

Основные факторы, влияющие на показатели роста:

  • качество и режим питания;
  • соблюдение режима сна;
  • наследственность.

С питанием здесь все ясно. Растущему организму очень важно получать в нужном количестве белки, углеводы, жиры, минеральные вещества и, конечно же, витамины. Относительно наследственности все немного сложнее.

За рост отвечают сотни генов, которые будут воздействовать на организм вплоть до совершеннолетия ребенка. На раннем этапе можно определить воздействие генов родителей на рост с помощью известной формулы Таннера. Важную роль в формировании показателей играют гормоны в костно-хрящевой ткани.

Дополнительно можно отметить воздействие внешних факторов на рост ребенка. Речь идет об условиях проживания, физических нагрузках и атмосфере, окружающей ребенка.

Считается, что рост замедляется при повышенных или недостаточных физических нагрузках. . Наиболее активным временем роста считается утренний сон. Именно поэтому хронические недосыпания также могут стать причиной отклонений в показателях роста.

Еще одно заключение ученых — остановка в росте может быть связана с дефицитом любви в семье. Малыши гораздо интенсивнее растут, когда их окружают любовью и заботой, тогда как чувство апатии, сильные психические нагрузки и постоянная угроза могут стать причинами замедления роста.

В период серьезных психологических встрясок рост также имеет свойство замедляться. Например, в периоды адаптации к общеобразовательным учреждениям, как правило, дети растут не так интенсивно. К таким же встряскам можно отнести конфликты в школе, семье.

Важно

Рост ребенка во многом зависит от пола. Мальчики обычно растут медленнее девочек, но в конечном итоге превосходят их по росту.

Кроме того, на показатели роста могут влиять расовые и национальные принадлежности. Так, если ребенок имеет в роду предков-скандинавов, то, скорее всего, рост у него будет выше нормы для детей его возраста.

Развитие ребенка: как изменяются пропорции тела

Пропорции тела на протяжении взросления меняются, прежде всего из-за неравномерного роста скелета.

Оценка индексов пропорциональности позволяет врачам с максимальной четкостью определить биологический возраст ребенка (биологическим считается возраст с момента зачатия эмбриона в утробе).

Один из индексов может быть определен без помощи специалиста в домашних условиях. По результатам можно будет понять, готов ли ребенок к школе.

Речь идет о филиппинском тесте, когда малыша просят дотянуться рукой через макушку до мочки уха.

Если дошкольник этого сделать не сможет, то его мозг недостаточно созрел для обучения в школе и не сможет справиться со школьной программой.

Если к этому времени у ребенка нет ни одного коренного зуба, то в первый класс идти еще рано. Таким детям нужно будет еще год побыть дома, чтобы избежать проблем со здоровьем в результате непосильной для них нагрузки.

Соматометрические измерения: показатели

Чтобы оценить уровень физического развития ребенка с помощью таблиц, необходимо научиться измерять его данные правильно. Рассмотрим особенности этих процессов.

Как измерить рост. Оценка длины тела у маленьких детей проводится с помощью обычного сантиметра на столе. До начала процедуры ленту нужно будет растянуть и закрепить. Можно использовать рулетку или линейку. Ребенка кладут на стол головкой к стене с нулевой отметкой сантиметровой ленты.

Важно стараться уложить ребенка максимально ровно, выпрямить ему ножки в коленях. Удобнее всего делать это после сна, когда малыш не слишком активен. Если малыш сам не выпрямляет коленки, можно слегка на них надавить, после чего приставить линейку и измерить длину его тела.

Совет

Детей более старшего возраста можно легко измерять домашним ростомером — бумажной настенной вертикальной линейкой. Для получения точных данных ребенка нужно будет поставить на пол спиной к ростомеру таким образом, чтобы тело его было абсолютно прямым, а стопы сдвинутыми.

Определение массы тела. Проще всего взвешивать младенцев с помощью электронных точных весов, таким образом, чтобы кроха лежал точно в центре. Совсем маленьких взвешивают лежа, более старших — сидя или даже стоя. Определение массы тела проводится до завтрака рано утром после опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

Оценка окружности груди. Измерить грудь можно простым сантиметром. Обхват делают под лопатками и до верхней точки сосков. У девочек с большой грудью измерения производят над грудными железами.

Как измерить окружность головы. Сантиметром обхватите голову на выпуклой части затылка через надбровные дуги.

Физиометрические показатели: оценка

К физиометрическим признакам относят:

  • экскурсию грудной клетки;
  • силу сжатия кисти;
  • жизненную ёмкость легких.

Экскурсию грудной клетки вычисляют, вычитая показатели окружности груди во время выдоха из показателей окружности груди во время вдоха.

Вместительность легких определяют вместе с анализом показателей силы дыхательных мышц. Простыми словами, речь идет об определении максимального количества воздуха, которое ребенок может вдохнуть.

Для измерения используют специальный портативный спирометр. Измерения проводят несколько раз с перерывом в 15 секунд, после чего фиксируют наибольший результат.

На эту величину оказывают влияние:

  • возраст;
  • пол;
  • пропорции тела;
  • степень физической подготовки.

У девочек, как правило, жизненная емкость легких меньше, чем у мальчиков.

Мышечную силу рук измеряют для определения степени развития мускулатуры. Для этого используют гидравлический динамометр. Во время измерения ребенку предлагают сжать прибор в вытянутой вперед руке. Измерения проводят три раза, после чего фиксируют наибольший результат.

Таблицы-шкалы регрессии: способ оценки

Оценка физических показателей также может проводиться с помощью таблицы-шкалы регрессии. В основе таблицы лежит длина тела, показатели которой представлены от минимума до возможного максимума с сантиметровым интервалом и разделением на пять групп.

Современные дети в большинстве своем имеют показатели роста средней, выше средней и высокой группы, тогда как низкая группа встречается в исключительно редких случаях. Для каждого из показателей роста дополнительно вычислены средние значения массы тела и окружности грудной клетки с учетом их взаимосвязи.

Оценка развития ребенка с помощью таблицы-шкалы регрессии проводится только после определения группы, к которой относится рост ребенка. После чего выбирают соответствующие этим показателям данные массы и окружности груди и сравнивают фактические данные с табличными для получения заключения.

Такие таблицы составляют на основании региональных стандартов для детей в каждой возрастной группе.

Рассчитывать на оценку «нормальное развитие» могут дети, у которых показатели длины тела относятся к группе ниже средней, выше средней или средней в соответствующей таблице с минимальным отклонением массы тела.

Все остальные варианты показателей будут считаться нарушениями, которые также можно будет сгруппировать по степени тяжести.

Заключение

Оценка физически особенностей развития ребенка проводится путем анализа его индивидуальных показателей и последующего их сравнения с нормативными. Наиболее точный метод — антропометрические исследования.В этом случае пользуются двумя способами: антропометрических точных стандартов и приблизительных расчетов.

Первый вариант более надежный, так как в этом случае проводят сравнение антропометрических данных с нормативными, учитывая возраст и пол малыша.

Второй вариант не такой точный и больше используется педиатрами при необходимости оказания срочной помощи вне стен больницы. Интервал отклонений составляет плюс/минус 7%. С помощью такого метода измерения можно будет получить лишь приблизительные данные о том, насколько физическое развитие ребенка соответствует норме.

Источник: https://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/osobennosti/analiziruem-fizicheskie-pokazateli-malysha.html

Физическое развитие детей до 1 года

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра.

Читайте также:  Первые признаки внематочной беременности - когда появляются

Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка.

Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

Обратите внимание

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука.

Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

Важно

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д.

Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет.

Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

Обратите внимание

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Совет

Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.

Источник: https://viline.tv/moda/article/fiziceskoe-razvitie-detej-do-1-goda

Центильные таблицы физического развития для мальчиков и девочек, что такое центили, как проводится оценка

Когда вы с ребёнком приходите к участковому педиатру на очередной профилактический осмотр, доктор обязательно взвешивает малыша, а также измеряет его рост (длину тела) и обхваты (грудной клетки, головы).

Зачем это делается? Чтобы сверить полученные замеры с данными центильных таблиц и определить, соответствует ли возрасту ребёнка его развитие, пропорциональна ли его фигура, гармонично ли растут все части его тела.

Такой метод достаточно прост, но позволяет вовремя выявить отклонения в физическом состоянии малыша и принять меры по исправлению ситуации. Что же собой представляют центили? И как с их помощью можно определить, правильно ли развивается ребёнок?

Центильные таблицы физического развития — это…

Центильный метод — это один из способов оценки физического развития детей. Он предполагает сравнение данных антропометрии одного конкретно взятого ребёнка со среднестатистическими результатами, полученными при массовых обследованиях (от замеров одних и тех же величин у определённого количества детей с теми же возрастными показателями).

Центильные таблицы предоставляют информацию по замерам:

  • роста (или длины тела);
  • веса (или массы);
  • окружности (или обхвата) головы;
  • окружности (или обхвата) грудной клетки.

Для составления центильных таблиц исследования проводятся по 4 параметрам: длине тела, массе, обхвату головы и длине окружности груди

Все показатели учитывают возраст детей, оценке подлежат и величины, и соотношение их одна другой: так можно определить не только, соответствуют ли рост, вес и другие показатели ребёнка его возрасту, но и гармонично ли формируется и растёт его тело.

На основе центильных таблиц составляются также кривые развития — графики, наглядно демонстрирующие изменения параметров антропометрии с течением времени. Исследования проводятся отдельно для мальчиков и для девочек, так как величины в зависимости от половой принадлежности могут значительно отличаться.

После проведения замеров и сверки полученных данных с центильными таблицами врач определяет оценку показателей развития вашего малыша. Диапазон баллов — от одного до восьми.

Что такое центили (процентили)

Принцип составления центильных таблиц таков: в них вносятся данные антропометрии детей (обязательно здоровых, за которыми уход соответствует всем требованиям Всемирной организации здравоохранения) в зависимости от возрастных категорий.

К примеру, замеры длины тела (массы, обхватов головы, грудной клетки) 100 детей (или 100%), участвовавших в исследовании, располагаются в порядке возрастания — от малых величин к самым большим.

В таблицы заносятся данные детей, согласно такой схемы

Фиксируются показатели:

  • третьего (либо 5);
  • десятого;
  • двадцать пятого;
  • пятидесятого;
  • семьдесят пятого;
  • девяностого;
  • девяносто седьмого (либо 95) ребёнка (или % детей).

Причём сохраняют такую же нумерацию. Это центили (или процентили) — показатели параметров, которые имеет определённое число обследуемых.

Современные стандарты ВОЗ

В 2005 году эксперты ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) составили и утвердили таблицы соответствия (центильные), которые и рекомендованы для применения в современной педиатрии. За основу в них были взяты результаты, полученные в ходе проведения МИЕР 1997–2003 г.г. (Многофокусного исследования по эталонам роста).

В процессе реализации проекта было обследовано большое количество здоровых детей разных национальностей, проживающих в разных климатических зонах. Их данные антропометрии систематизировали, проанализировали и занесли в таблицы.

На сегодняшний день именно данные этих исследований и составленных на их основе центильных таблиц принято считать стандартом, с которым сравнивают соответствие развития детей возрастным нормам педиатры во всём мире.

Фотогалерея: данные ВОЗ о развитии детей

Данные ВОЗ о развитии детей — рост-возраст (девочки)Данные ВОЗ о развитии детей — рост-возраст (мальчики)Стандарты ВОЗ — вес, дети с рождения (девочки)Стандарты ВОЗ — вес, дети с рождения (мальчики)

Распределение длины тела, веса (массы), обхватов груди и головы по возрасту у мальчиков

Рост в медицине считается самым стабильным показателем, отражающим гармоничность и правильность развития ребёнка относительно его возраста. Увеличение абсолютной длины тела предусматривает, соответственно, рост всех его органов и развитие всех его систем, а также формирование функций в соответствии с течением того или иного временного отрезка.

Ребёнок, у которого по каким-либо причинам рост скелета замедлен, вместе с тем, в большей или меньшей степени, подвержен замедлению роста мышц, внутренних органов, головного мозга и др.

На протяжении всей жизни люди растут неравномерно:

  • на первый год жизни после рождения приходится наибольшая энергия роста — ребёнок в этот период прибавляет к длине тела в среднем 25 см;
  • до 17 лет — активная фаза роста (прибавка идёт, то усиливаясь, то замедляясь);
  • после — рост постепенно замедляется.

Как правило, мальчики рождаются крупнее, их вес и рост больше, и развитие у них идёт под воздействием мужских половых гормонов. Поэтому значения в таблицах для мальчиков отличаются от результатов замеров, проведённых у девочек.

График: процентили роста к возрасту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Масса тела у детей — самый изменчивый (лабильный) показатель. Он способен в короткие сроки увеличиваться или уменьшаться под влиянием самых различных причин (не только физиологического характера, но и психологического). Наибольшая прибавка в весе приходится на первые 3 месяца после появления ребёнка на свет.

Таблица: соответствие веса возрасту (мальчики)

График: процентили веса к возрасту — мальчики до 36 месяцев

Таблица: соответствие обхвата головы возрасту (мальчики)

График: процентили окружности головы к возрасту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Таблица: соответствие обхвата груди возрасту (мальчики)

График оценки пропорциональности развития: процентили веса к росту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Распределение длины тела, веса, обхватов груди и головы по возрасту у девочек

В силу физиологических особенностей и влияния на развитие девочек женских половых гормонов, цифры в таблицах для девочек заметно отличаются от тех, что указаны в составленных для мальчиков центильных таблицах. Разница прослеживается с самого рождения. Это нормально и закономерно.

Таблица: центильная для девочек (рост)

График: процентили роста к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Таблица: центильная для девочек (вес)

График: процентили веса к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Читайте также:  Как наладить грудное вскармливание

Таблица: центильная для девочек (обхват головы)

Процентили окружности головы к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Таблица: центильная для девочек (обхват груди)

График оценки пропорциональности развития: процентили веса к росту — девочки от 0 до 36 месяцев

Для оценки соответствия антропометрических данных вашего ребёнка его возрасту можете пользоваться приведёнными таблицами. Но помните, что делать какие-либо выводы способен только специалист.

Как пользоваться, производить оценку по центильным таблицам

Чтобы оценить, соответствует ли развитие ребёнка его возрасту, найдите в таблице (в зависимости от пола малыша) строку, где указан его возраст — полных месяцев или лет. И, двигаясь по этой строке, остановитесь на пересечении её со столбцом, содержащим антропометрические данные (рост, либо вес или любую из окружностей — головы, груди), предварительно вами измеренные у сына или дочери.

Пользоваться центильными таблицами совсем не сложно: находите возраст своего ребёнка в столбике слева и в этой строке ищете цифры, соответствующие вашим замерам

Обнаружив искомое значение, обратите внимание, в какой колонке оно находится — к какому центильному интервалу (коридору) относится. Это значение и определяет, насколько гармонично (пропорционально) развивается ребёнок.

Таблица: интерпретация центилей

Центильные таблицы — это лишь условно-нормативная документация. Один из инструментов, упрощающих работу педиатра, но никто не ставит диагнозы, основываясь лишь на цифрах, в них указанных.

Что делать, если показатели выше или ниже нормы

Если посредством использования центильных таблиц было выявлено несоответствие антропометрических данных ребёнка его возрастным показателям, родителям обязательно следует обратиться к участковому педиатру для выявления причины отклонений в его физическом развитии. Но помните, что далеко не всегда слишком низкий или высокий рост, к примеру, или большой или малый обхват головы и т. п. могут быть свидетельством патологии.

Причины отклонений от нормы могут быть разными:

  • генетическая предрасположенность, наследственность;
  • национальная принадлежность;
  • климат в зоне проживания;
  • особенности питания и др.

Любые нормативы, касающиеся здоровья детей, весьма относительны. Всё зависит от индивидуальных особенностей развития каждого, отдельно взятого, ребёнка. Малыш вполне может быть совершенно здоров, весел и счастлив при самых низких и самых высоких показателях

Очень важно обращать внимание на самочувствие ребёнка: хорошо ли он спит, быстро ли утомляется, нормальные ли у него аппетит, стул, температура тела, настроение — здесь всё индивидуально.

Но бывают случаи, когда без вмешательства медиков не обойтись. Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру.

Он назначит дополнительные обследования для постановки диагноза. Могут потребоваться консультации профильных специалистов. И только после этого будет поставлен диагноз и назначены терапевтические мероприятия для исправления ситуации.

Центильные таблицы представляют собой один из диагностических методов, позволяющих определить соответствие физического развития ребёнка его возрасту.

Но только на основании полученной с их помощи оценки невозможно поставить диагноз. Центили показывают, отсутствует проблема или существует.

А определить, в чём она состоит и назначить соответствующее лечение может только врач после дополнительных обследований.

Источник: https://babyzzz.ru/0-1/18871.html

Оценка психического и физического развития детей первого года жизни

Давая объективную оценку физического развития детей первого года жизни и его психологического состояния, а также для того чтобы отследить динамику физиологического и психоэмоционального развития малыша по месяцам, неонатологи и педиатры оперируют несколькими объективными показателями. Среди них антропометрические данные новорожденного, психомоторные факторы, память, речевой потенциал и скорость мышления.

Показатели развития ребенка первого года жизни: прибавка в весе и росте

Для оценки физического развития детей первого года жизни применяется антропометрия — метод исследования, основанный на измерении и оценке признаков развития ребенка.

Физическое развитие ребенка оценивается путем систематического определения веса, роста, окружности головы, груди, вычисления соотношения этих показателей между собой и сравнения их с возрастными нормами.

Масса тела определяется с помощью медицинских весов утром натощак (лучше без одежды). Для измерения веса ребенка первого года жизни применяются специальные весы.

Рост измеряется с помощью ростомера. Для детей до одного года используют горизонтальный ростомер. При измерении роста ребенка первого года жизни малыша укладывают так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу измерителя. Ножки ребенка выпрямляют, нажимая ему на колени, пододвигая в это время передвижную подставку.

Измерение массы тела. Ребенок рождается со средней массой 2800-4000 г.

Нормальная масса тела ребенка первых 6 месяцев жизни определяется по формуле:

Масса при рождении плюс 800, умноженные на число месяцев жизни:

М = Мр + (800 х n).

Во втором полугодии для детей первого года жизни формула прибавки в весе несколько видоизменяется:

Обратите внимание

М = Мр + (800 х 6) + 400 (n — 6), где М — масса тела; Мр — масса при рождении; n — число месяцев жизни.

Измерение роста. Рост новорожденного равен в среднем 50 см. В первые три месяца жизни он увеличивается на 2 см. С третьего до шестого месяца первого года жизни ребенка рост увеличивается по 2,5 см ежемесячно. С шестого до девятого месяца — по 1,5 см в месяц. С девяти до двенадцати месяцев — по 1 см. Рост ребенка в один год в норме составляет 75 см.

Нормы развития детей первого года жизни: окружность грудной клетки и головы

Говоря о нормах развития детей первого года жизни, обязательно учитывается окружность грудной клетки и головы.

Измерение окружности грудной клетки. Измерение окружности грудной клетки у детей раннего возраста проводится в положении лежа.

Для измерения окружности грудной клетки у детей до года сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, спереди — на околососковые окружности. Измерение проводится дважды: во время вдоха и во время выдоха, учитывается экскурсия грудной клетки.

Норма окружности грудной клетки у детей при рождении составляет 33—34 см, к 6 месяцем она достигает 45 см.

Размеры грудной клетки у детей до 6 месяцев:

ОГ = 45- (2 х n).

После полугода окружность груди равна:

ОГ = 45+ (2×0,5 n), где ОГ — окружность груди; n — число прожитых месяцев.

Измерение окружности головы. Для измерения окружности головы у детей до года сантиметровая лента накладывается на выдающуюся часть затылка, а спереди проходит по надбровным дугам. При рождении окружность головы у ребенка в норме составляет 34-36 см. В 6 месяцев она достигает 43 см, в 8 месяцев — 44 см.

Приведенные выше формулы дают средние показатели физического развития детей в первый год жизни, более точной является оценка по специальным таблицам. Основная задача в этом случае — определить по таблицам, в какой интервал попадают величины измерения. В зависимости от величины этих показателей делается заключение о гармоничности или дисгармоничности развития ребенка.

Характеристика психомоторного и эмоционального развития детей в течение первого года жизни

Динамика психомоторного развития детей первого года жизни дает представление о прогрессировании интеллектуального потенциала и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных качеств и обеспечивающих связь с внешней средой реакций ребенка.

Особенно бурно развивается малыш в первые два года жизни.

Первая неделя жизни.

В течение первой недели жизни ребенок постоянно находится в характерной позе (поза эмбриона): руки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу, пальцы рук сжаты в кулачки; ноги согнуты и чуть отведены в бедрах.

Первый месяц жизни.

Моторное развитие. На первом месяце жизни новорожденный еще сохраняет позу, характерную для внутриутробного периода, это связано с повышенным тонусом конечностей. Развитие моторики у детей первого года жизни в этот период носит рефлекторно-стереотипный характер, движения не взаимосвязаны между собой.

Важно

Психоэмоциональное развитие. Для этого возраста свойственно, что любое раздражение быстро приводит к торможению коры головного мозга и, следовательно, засыпанию. Сон в сутки занимает до 20-22 часов.

Реакция младенца на окружающий мир определяется безусловными рефлексами: пищевыми, защитными, ориентировочными. Воздействие окружающей среды новорожденный воспринимает через тактильные, звуковые, вкусовые анализаторы.

Психическое развитие на первом году жизни в этот период таково, что в ответ на сильное раздражение ребенок реагирует беспокойством, криком, плачем.

Второй месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок в состоянии самостоятельно держать голову, в положении лежа совершает много движений, пытается перевернуться на живот, лежа на животе, высоко поднимается на руках. Младенец тянется к предметам и удерживает их, если вложить их ему в руку.

К концу второго месяца кулачки разжимаются, в вертикальном положении (на руках у взрослых) малыш удерживается не менее 30 секунд (может, и не совсем уверенно, немножко покачиваясь, но удерживается).

Развитие ребенка первого года жизни в этот период позволяет ему в положении на животе поднимать голову на 10-15 см от стола и удерживать ее 30-60 секунд.

Постепенно снижается тонус мышц-сгибателей, и количество произвольных движений становится больше: ребенок может отводить ручки в стороны, поднимать их выше горизонтального уровня.

Психоэмоциональное развитие. Малыш чувствует себя комфортно на руках у матери, он дает о себе знать, когда чувствует дискомфорт, спокойно относится ко всем перемещениям, наблюдая за происходящим вокруг. Он с интересом рассматривает окружающие предметы, тянется к ним, рассматривает свои руки, сосет кулачки, ощупывает живот.

Психическое развитие детей первого года жизни на втором месяце прогрессирует: младенец делает попытки привлечь внимание взрослых, проявляет радость (улыбается), возмущение, заигрывает.

Первые 12 недель для малыша являются критическими: все новое! За это время ребенок обязан адаптироваться к внеутробным условиям жизни.

Совет

Если это происходит нормально, то к концу критического периода малыш начинает реагировать на блестящий предмет (фиксирует взгляд и следит за предметом одними глазами, без поворота головы), вздрагивает и мигает при резком звуке, лежа на животе, может поворачивать голову к свету.

У ребенка в этом возрасте выделяются 5 промежутков сна, причем два из них длинные, остальные — короткие. Длинный ночной сон, но с перерывами для кормления, продолжается до 10 часов.

Обратив пристальное внимание на развитие ребенка в первый год жизни уже в этот период можно определить, будет малыш «совой» или «жаворонком». Последние засыпают в 19-21 час, просыпаются в 6-8 часов, а совы укладываются в 23-1 час, просыпаются в 10-12 часов дня.

У младенца возможны проявления повышенной чувствительности к изменению погоды, смене фаз Луны в виде повышенной активности, сонливости, беспричинного плача.

Развитие речи. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, пытается гулить, различает речевые интонации, пытается «разговаривать», повторяя за родителями отдельные звуки.

Третий месяц жизни.

Моторное развитие. Ребенок делает попытки встать с захватом опоры, стоит с поддержкой подмышки (стоит при поддержке за подмышки на выпрямленных ногах не менее 30 секунд), при этом «топчется» ножками.

Сидит на руках, пытается перевернуться на спину из положения, лежа на животе, пытается самостоятельно переворачиваться на бок.

Ребенок с нормальными показателями развития на первом году жизни уже в этот период лежа на животе, опираясь на предплечья, может приподнять туловище на 10-15 см от стола в течение 30-60 секунд.

Малыш уже в состоянии захватывать руками мелкие предметы. Контакт его с окружающей средой продолжает совершенствоваться: из любого положения ребенок может фиксировать взглядом неподвижный предмет, поворачивает голову на голос мамы, пристально рассматривает ее лицо и игрушку, вложенную ему в руку, тянет игрушку в рот.

Психоэмоциональное развитие. Малыш способен 10-15 минут заниматься самостоятельно. Будучи на руках, знакомится с обстановкой и окружающим миром, следит глазами за перемещающимися предметами. Он изучает свое тело, ощупывает отдельные его части, кусает кулачки.

Источник: https://vkapuste.ru/?p=7422

Ссылка на основную публикацию