Как развить самостоятельность у ребёнка

Самостоятельность – бесценное качество, важное для успешной и эффективной учебы и работы.

Какой родитель не хотел бы, чтобы его ребенок по собственной инициативе садился за выполнение домашнего задания, читал внеклассную литературу, помогал по дому? И самое главное то, что закладывается это качество именно взрослыми в процессе воспитания. Как же развить в ребенке самостоятельность? Об этом и пойдет речь в статье.

Когда начинать

Прививать умение и желание делать что-либо самостоятельно нужно уже с раннего возраста. В этот период малыши испытывают так называемый кризис трех лет.

Он вызван изменениями в восприятии ребенка, его осознанием собственного Я.

Дети начинают отстраняться от значимого взрослого (в первую очередь, мамы), стремятся заявить о себе как о самостоятельной личности, противоречат и проявляют негативизм, часто произносят фразу «Я сам/сама!».

Первые признаки этого кризиса и можно считать стартом для воспитания самостоятельности. Для этого от родителей потребуется:

Предоставлять ребенка самому себе

Обратите внимание

Давайте малышу личное пространство, в котором он сможет поступать согласно собственным желаниям. Можно выделить уголок в комнате, организовать мини-домик (шалаш, палатку). Важно, чтобы у детей обязательно были личные вещи (игрушки, книжки), которыми они распоряжаются.

Разрешать самостоятельно выполнять задачи

Если ребенок хочет подмести пол, достать кружку или построить замок из конструктора, не препятствуйте этому. Да, это будут его первые самостоятельные поступки. Взрослому рекомендуется только предложить, но не навязывать свою помощь, а по окончании действия конструктивно оценить результат.

Давать первые поручения

Не бойтесь просить ребенка что-то принести или сделать: полить цветы из лейки, вынести мусор, поставить книгу на полку и т.д.

Это не значит, что в три года нужно ребенка отпустить в свободное плавание, заставлять все делать самостоятельно и лишить присмотра. Взрослый всегда должен быть рядом, чтобы при необходимости помочь.

Упустили момент…

Но что делать, если кризис трех лет давно миновал, а навыки самостоятельности так и не развились? Начать воспитывать это качество не поздно даже в подростковом возрасте, только рекомендации будут уже иными.

Предоставление свободы действий

В первую очередь нужно убедиться, что у ребенка есть возможность проявлять самостоятельность. Это должно выражаться в:

  • разрешении выбирать для себя одежду, книги, игрушки, фильмы и пр.;
  • самостоятельном планировании свободного времени без навязывания занятий неинтересных ребенку, но предпочтительных для взрослого;
  • наличии постоянных закрепленных обязанностей (вынос мусора, уборка своей комнаты и пр.);
  • свободе выбора способа действия, например, ездить в школу на трамвае, а не на автобусе; мыть сначала тарелки, а потом кружки;
  • возможности организовать личное пространство по своему желанию (вещи в комнате ребенка расставлены так, как ему больше нравится; на кровати сидят мягкие игрушки; на стенах висят плакаты и т.п.);
  • распоряжении карманными деньгами.

То есть контроль со стороны родителей должен быть разумным и оставлять детям свободу действий.

Планирование времени и распорядок дня

Для развития самостоятельности важны навыки планирования и рационального распределения времени. Если школьник точно знает, что только после полного выполнения домашнего задания ему будет позволено погулять или поиграть, то он охотнее будет приниматься за это без дополнительных напоминаний.

В противном случае он потеряет свое время, а желаемого так и не получит.

Мотивация

Вряд ли ребенок захочет делать что-то самостоятельно и проявлять инициативу, если он не заинтересован в действии. Поэтому важно стимулировать любознательность, заинтересовывать его. В этом помогут:

  • личная увлеченность, наличие у родителей хобби, которое они готовы разделить с детьми;
  • познавательная литература в доме: энциклопедии, брошюры, коллекции, специализированные книги по разным тематикам и др.;
  • доступ к другим полезным ресурсам: документальные фильмы, список полезных сайтов, абонемент в библиотеку и др.

Кроме того, важно отмечать значимость каждого действия. Согласитесь, никому не нравится выполнять работу, которую он считает бесполезной.

Если не получается вызвать естественный интерес, объясняйте ребенку, зачем нужно делать ежедневную уборку, изучать теорию вероятностей и правила русского языка, помогать бабушке в деревне.

Акцентировать внимание стоит на важности, полезности, практическом применении.

Поощрения

Как минимум, инициатива не должна быть наказуемой. Как максимум, она должна поощряться.

В качестве «премирования» можно использовать систему бонусов или баллов, которые обмениваются на какие-то вещи или вкусности; постепенное увеличение карманных денег (например, на 20 рублей за прочтение школьной книги по своей инициативе); разрешение подольше погулять или поиграть в видеоигру; поход в интересное место; временное освобождение от домашней обязанности.

Упражнения

Развивать самостоятельность также помогают следующие очень простые упражнения:

Поиск нового маршрута

Правила игры: каждый день нужно добираться до школы новым способом. Ребенок должен сам придумывать этот маршрут без подсказок со стороны родителей. Вечером это обсуждается, подводятся итоги. Можно упражняться таким образом всей семьей (например, для взрослых поиск нового маршрута до работы), чтобы дети чувствовали увлеченность родителей.

“Расскажи, чем ты планируешь заниматься завтра”

Несколько вечеров подряд задавайте школьнику этот вопрос и внимательно выслушивайте ответ. Особенно отмечайте проявления самостоятельности и одобряйте их.

“Где ты будешь это использовать?”

Для этого упражнения понадобится предмет, с которым ребенок еще не знаком. Например, специализированный инструмент, деталь автомобиля. Задача: найти применение и рассказать о нём. Если в семье несколько детей, то можно устроить соревнование, кто найдет больше правильных вариантов использования. Такая игра подталкивает ребенка к самостоятельному поиску информации и решению задач.

Самостоятельность – чудесное качество, которое каждый родитель хочет видеть в своем малыше.

Безусловно, нужно приложить большие усилия для того, чтобы развивать в ребенке самостоятельность, способность осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий.

Да, возможно, процесс формирования новых или развития уже имеющихся качеств займёт не один день. Однако, помните, что в долгосрочной перспективе это принесет свои плоды и реальный результат.

Источник: https://unium.ru/blog/how-to-develop-in-the-child-independence/

Встречали ли вы  такую формулировку «если долго кормить грудью – ребёнок вырастет несамостоятельным»?

Согласны ли Вы с ней?  или Ваш опыт говорит вам обратное?

Что такое самостоятельность и правда ли она зависит от того, кормят ребёнка грудью или нет?

Важно

Отчасти в этом есть смысл, ведь вольно или не вольно если ребенок еще на груди — мы воспринимаем его как «маленького», как «лялечку» и, конечно, наше отношение к нему будет соответствующим.

Опекать, заботиться, оберегать от всех опасностей и тягот взрослой жизни.

Но нужно ли это делать?

Посмотрите со стороны на процесс  взросления ребёнка: вот маленький, беспомощный человечек всего лишь за 1 год совершает огромный рывок: он уже может  передвигаться, кушать, спать без  помощи взрослого (я не говорю, что он так делает, но он так МОЖЕТ!)

Получается что сам природный процесс развития – это процесс развития самостоятельности, передачи ребёнку ответственности за его поступки, за его действия.

Что делать для развития самостоятельности у ребёнка:

  1. Создайте в квартире безопасное пространство

Пусть ребёнок имеет возможность свободно двигаться, трогать предметы, открывать и закрывать ящики, проверять их свойство и вместимость.

Познание мира – первый шаг к развитию самостоятельности.

  1. Перестаньте помогать ребёнку в делах, которые он может уже выполнять сам

Годовалый ребёнок способен есть вилкой и ложкой, он может пить из чашки, и способен пройти небольшое расстояние сам.

Он может  стараться построить башню или одеть кольца пирамидки – пока он старается, пыхтит и сопит – но не просит своим поведением вашей помощи – не лезьте!  Ждите!

  1. Позволяйте ребёнку делать самостоятельный выбор в соответствии с возрастом

Ребёнок вполне способен выбрать цвет кофточки, которую он хочет надеть, а на улице зимой почувствовать и попросить одеть ему варежки, если замерзнут руки.

А летом он сам чувствует сколько раз ему по силам взобраться на горку и скатиться. Не нужно бегать и говорить: «Хватит! Ты устал!»

  1. Привлекайте ребёнка к своим домашним делам

Многие мамы стараются переделать все хозяйственные хлопоты пока ребёнок спит. Но нужно ли это? Конечно, с ребёнком получится мыть пол гораздо дольше, зато, сколько новых знаний, открытий и умений он получит, приняв участие в одном с вами деле.

  1. По мере взросления возлагайте на ребёнка домашние обязанности, которые ему по силам

Сейчас большинство детей растут потребителями, они практически не сталкиваются с нуждой и не имеют выдержку в своих желаниях. Хочу всё и сразу!

Домашние обязанности дисциплинируют, помогают ценить труд, делают ребёнка более внимательными к труду другого человека, развивают личную ответственность и вклад в жизнь семьи!

Открою вам страшную тайну: в 2-3 года приучить к обязанностям по дому проще, чем в 8 лет. Сила сопротивления разная и количество ваших нервных клеток затратится разное 🙂

А как Вы помогаете своему ребёнку расти самостоятельным?  Что делаете, для укрепления самостоятельности?  поделитесь пожалуйста в комментариях!

Людмила Шарова.

Источник: https://uroki4mam.ru/kak-razvit-samostoyatelnost-u-rebenka

Формирование физических аспектов, проявляющихся в быту

Период первого развития самостоятельности ребёнка, начинается в возрасте трёх-четырёх лет. В это время дитя начинает в себе замечать личность и отвергать помощь родителей.

Чаще всего вам придётся сталкиваться с такими фразами, как: «Я сам», «моё» и так далее.

В этот срок стоить начать приучать его к горшку и самому за собой убирать, либо делать небольшую работу, такую как: заставить собрать все свои игрушки или начинать мыть руки перед едой, учить завязывать шнурки, и помогать в быту.

И тут-то появляются самые большие проблемы, перед которыми вам нужно запастись терпением. Ведь иногда дети перебарщивают с самостоятельностью и начинают делать лишнее, думая, что они делают все правильно и их за это похвалят.

Как показывает практика, все происходит наоборот.

Совет

Родителям не нужно перебивать энтузиазм ребёнка, лучше дать ему «свободу действий», ибо резкое переучивание может повлиять на поведение и эмоциональное состояние малыша, которое отобьёт всякий интерес к выполнению указаний взрослых.

Одна из частых жалоб родителей состоит в сложности заставить их чад сесть за домашнее задание, либо когда это самое задание затягивается на большой промежуток времени. Тут дело в неправильном распределении времени и отвлекающих факторов. Таких как: включённый телевизор, музыка, разговор не по теме.

Для ребёнка очень важно сосредоточиться и не отвлекаться. Если вы его усадили на рабочее место, уберите все отвлекающие составляющие и оставьте в его поле зрения только учебники или рабочий материал, с каким ему предстоит работать. Напомните ему, что если возникнут проблемы, чтобы звал вас на помощь.

Развитие личной самостоятельности

Важное составляющее в формировании личности ребёнка. В этот этап своей небольшой жизни он будет принимать свои решения и понимать, какие это может вызвать последствия. В этой ступени развития ребёнка важно не ограничивать его в выборе и в итоге, если он окажется неверным, будет учиться на своих ошибках.

Если ребёнок не понимает, что выбрать, тогда можно поставить его в рамки, к примеру: мы пойдём в зоопарк или в кино? Ребёнка можно поставить в рамки, но не нужно давать ему только один выбор, потому что это может отразиться в дальнейшем. Если он вам предложил безумную идею, то объясните, что так не может быть и предложите что-нибудь «приземлённое».

Выработка в ребёнке качества самостоятельности – дело не одного дня, и требующее как от вас, так и от чада, большого терпения, и на это у вас всего один шанс. Не упустите его!

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-25586-kak-razvit-v-rebenke-samostoyatelnost

3596 (21 за неделю) / 07.12.15 10:39 / Комментарии

 «Сам!» — отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок. Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни. Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи».

Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц — только бы учился! — где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу».

Обратите внимание

Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий.

Читайте также:  Пусть говорит: 8 самых эффективных логопедических упражнений

«Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? — вздыхают измученные родители на приемах у психологов. — А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности. 

На блюдечке с каемочкой

Для начала — небольшой сравнительный тест.

Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» — возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе.

Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи: навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, — резюмирует Елена Станиславовна.

Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента.

Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг».

Художественно эстетическая деятельность дошкольников

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн …<\p>

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается — и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, — а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой».

Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть».

Помним, что сейчас основной стимул малыша — одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я».

Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему — впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, — инструктирует психолог.

— Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, — уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых.

И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д.

Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он — член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина. 

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников — помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада — весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности.

Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно.

Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

1 Как воспитать в ребенке честность и правдивость?

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а …<\p>

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая — это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие. Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное — не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция — когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай.

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат. Подростки стремятся к первому, но избегают второго.

Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения.

Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь.

Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперапека. «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок — прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку — ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий — а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие. «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», — решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением.

Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно.

Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/kak-razvit-v-rebenke-samostoyatelnost

У малыша нет шанса вырасти самостоятельным, если вы все делаете вместо него

Вы наверняка замечали, что в детском саду некоторые дети стараются одеться самостоятельно — пыхтят над непослушными пуговицами, но всем упорством добиваются своего. А другие просто ждут, когда их оденут родители. Аналогичную ситуацию также можно наблюдать на праздниках. Некоторых детей кормят с ложечки, а другие дети, хоть и не так аккуратно, но пытаются кушать сами.

Важно

Безусловно, чаще всего родителям проще и быстрее самим застегнуть на ребенке пуговицы или убрать его игрушки. Но как долго это будет продолжаться? Рано или поздно малышу придется учиться выполнять эти действия самостоятельно. Если вы хотите чтобы у вас вырос самостоятельный ребенок, нужно об этом подумать как можно раньше. 

Как научить ребенка самостоятельности? 

Несколько практических советов родителям: 

Хвалите ребенка. Развитие самостоятельности начинается уже с трех лет, когда ваше чадо начинает копировать ваши действия. Если ваш малыш сам убрал тарелку в раковину, обязательно похвалите его.

Это придаст ребенку уверенности и поощрит его к самостоятельным действиям в дальнейшем.

Если же родители не замечают порывов ребенка к самостоятельности, у малыша пропадает желание получить новые навыки, так как нет стимула. 

Не ругайте детей за попытки сделать что-то самостоятельно. Пусть он залил скатерть, наливая себе воду, или сломал машинку, пытаясь «починить» её. Но ведь это его первые шаги к самостоятельности.

Когда ваше чадо впервые начнет проявлять самостоятельность, ни в коем случае не останавливайте его, если только нет угрозы здоровью. Даже если вы запрещаете малышу выполнять определенные действия, например, пользоваться ножом, делайте это спокойно, без ругани.

Частая критика убивает у ребенка желание веру в свои силы, он начинает думать, что у него ничего не получается 

Учите ребенка. В выходные можно выделить время на развитие самостоятельности. Покажите своему чаду, как надеваются варежки или как завязывать шнурки. Соревнуйтесь с ним на то, кто быстрее сделает то или иное действие. Самостоятельный ребенок будет расти на ваших глазах 

Совет

Не пытайтесь облегчать жизнь ребенку, чересчур помогая ему. Пусть ваш ребенок почувствует себя самостоятельным. Гиперопекой называется поведение родителя, когда он под каким-либо страхом, гасит активность ребенка и не дает ему расцвести как самостоятельному человеку. Дети таких родителей могут отставать в развитии. 

У ребенка нет шанса вырасти самостоятельным, если вы все делаете вместо него, например, не ждете, когда он сам завяжет себе шнурки от ботинок или вымоет ручки, а говорите ему, что это у вас получится быстрее. 

Спрашивайте мнение у вашего ребенка, как у взрослого члена семьи. Давайте ребенку проявлять самостоятельность даже при выборе одежды, прически или дизайна детской комнаты. 

Привлекайте ребенка к работе по дому. Ему это очень понравиться. Предложите ребенку помочь вам. Ваше чадо с удовольствием повозится с тестом и поможет вам убрать пыль. Совместная работа даст ребенку почувствовать насколько он вам дорог и значим. Также это поможет развитию самостоятельности.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/kak-pravilno-razvivat-samostoyatelnost-u-rebenka/

Голубева Елена Александровна

Воспитатель ДОУ

ГБДОУ детский сад № 3 Калининского района Санкт-Петербурга

Как развить самостоятельность у детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Какой макияж будет модным этой весной

“Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» М.Монтессори.

В течение года ко мне обращались родители с вопросами о проблемах воспитания, которые особенно их тревожат. Чаще всего обсуждалась тема самостоятельности детей.

Самостоятельность ребенка для многих родителей — очень желаемое, но порой труднодостижимое качество.

Что влияет на его формирование? Как сделать так, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? Когда уже пора начинать приучать чадо к независимости?

Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Обратите внимание

Также из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка, – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать за ребёнка мы, взрослые, причиняем ему большой вред, лишаем его самостоятельности, подрываем у него веру в свои силы, приучаем надеяться на других.

Уже к четырём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребёнок настаивает на своём просто потому, что он этого потребовал.

Кроме того, наблюдается строптивость. Ребёнок начинает отрицать всё, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И наконец, своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет.

Важно

Также в поведении ребёнка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослого. Бунтующий ребёнок будто находится в состоянии жестокого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя очень агрессивно.

При обесценивании личности взрослых ребёнок может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказаться играть с ними.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно, несмотря на то, что они ещё малы? Такой ребёнок уже способен включаться в различную полезную деятельность.

Дети очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребёнок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми.

Конечно, ребёнок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения игрушек и т.д.

Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей.

Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действовать, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

Совет

Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику – раскладывание по местам игрушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого великого педагога как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сенситивный (то есть наиболее благоприятный) период приучения к порядку.

И продолжается он только до 5 лет. После этого возраста научить ребенка совершать многочисленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений.

В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д.

А после – обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.

В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором.

Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе.

Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.

Обратите внимание

Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками.

Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

И напоследок, семь простых правил установления сотрудничества с детьми, описанные в книге Джона Грэя «Дети с небес»:

1. Просите, а не приказывайте и не требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству: «Сделай, пожалуйста,…», «Не сделаешь ли ты…».

2. Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?».

3. Говорите прямо. Вместо «пустых» фраз используйте позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» (вместо «Дети, вы слишком шумите»), «Не перебивай меня, пожалуйста» (вместо «Ты снова меня перебиваешь»).

Важно

4. Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам. Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?»

5. Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета.

6. Не пытайтесь манипулировать ребенком с помощью чувств. Когда родители делятся с детьми своими негативными переживаниями: «Мне не нравится…», дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей и стараются подстроиться под их желания.

7. Волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества – это слово «давай». С его помощью укрепляется естественная связь между родителями и детьми.

Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом, поэтому важно помнить, что чем лучше она развита, тем выше уровень готовности ребёнка к школе.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/04/17/kak-razvit-samostoyatelnost-u-detey-doshkolnogo

Как часто можно услышать от мам подростков, что чадо вообще ничего не может сделать самостоятельно: и за домашним заданием с ним сиди, и еду в тарелку ему положи, и вещи в его шкафу разбирай. Как предотвратить такую ситуацию? Делимся полезными рекомендациями.

Конечно, чем раньше вы начнёте воспитывать в ребёнке самостоятельность, тем лучше. С подростком сложнее, ведь он уже привык жить так, а не иначе, хотя и это поддаётся коррекции. Воспользуйтесь несколькими несложными советами психологов и педагогов, и вскоре ваш ребёнок докажет, что многое может сделать и без вашей помощи.

1. Ловите момент

Обычно в возрасте около 1,5-2 лет девизом малыша становится «Я сам!». Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность… или навсегда отбить у него охоту делать что-то самому.

Если кроха просит об этом, позвольте ему проверить свои силы в разных ситуациях, попробовать действовать самостоятельно или хотя бы помочь вам (если речь о чём-то, с чем он точно не справится).

Совет

Сейчас вам не нравится, как малыш кормит кота (весь пол, конечно, усыпан сухариками и залит водой), но через несколько лет вы сами будете об этом просить и утверждать, что это — его прямая обязанность. И где же логика?

В возрасте постарше дети охотно занимаются тем, что им нравится, поэтому работу над самостоятельностью начинайте именно с таких «поручений».

2. Наберитесь терпения

Чем младше ребёнок, тем дольше он будет пытаться сделать что-то сам: пять минут натягивать носок, 10 минут протирать стол, 15, а то и больше — собирать игрушки и расставлять книги по местам.

А вы могли бы сделать это всё за минуту? Спокойно! В ваших умениях никто и не сомневается, а вот карапузу понадобится достаточно времени на тренировки, поэтому — запаситесь терпением и не мешайте ему.

Планируйте день так, чтобы у малыша был запас времени на все действия, которые он намерен совершить сам.

3. Помогайте только по необходимости

«Опять задом наперёд надел, давай сюда!», «Ну кто так рисует? Дай я тебе покажу, как надо!», «Не пиши в тетради сам, давай лучше вместе, а то опять криво выйдет…» — знакомые фразы? Чаще всего в таких ситуациях ребёнок просто хотел получить ещё один шанс, снова попробовать, отточить своё мастерство, но ему не дали это сделать. Он и не просил о помощи, а вы уже готовы предложить свои услуги.

После нескольких случаев смышлёный кроха поймёт, что может вообще ничего не делать — за него всё сделают старшие. Оказывается, так удобно ничего не уметь! И лет через 10-15 это превратится в «Мам, напишешь мне курсовую, диплом, диссертацию? Я всё равно сделаю хуже, чем ты!».

Чтобы такого не случилось, не выхватывайте у малыша карандаши и ручки, не отбирайте посуду, которую он собирался помыть, дайте шанс заново переодеться. Ненавязчиво предложите помощь или просто сообщите, что он может попросить вас о ней в любой момент, когда это будет нужно.

4. Забудьте о перфекционизме

Ребёнок вряд ли сделает что-то идеально, рассчитывать на это не приходится. И пройдёт какое-то время, пока он научится делать определённые вещи хорошо.

Чтобы не тратить лишние нервы, пересмотрите свои взгляды на жизнь: возможно, нет ничего катастрофичного в рубашке, не заправленной в брюки, неполной миске кошачьего корма или не идеально белоснежной чашке? А если так, то зачем лишний раз указывать малышу, что он не справился с заданием? Ни в коем случае не бросайтесь тут же переделывать то, что у него не совсем получилось, — это может плохо сказаться на самооценке крохи. Если это необходимо, доделайте чуть погодя и так, чтобы ребёнок не видел.

5. Поощряйте и хвалите

В процессе воспитания самостоятельности «кнута» быть не должно, только «пряники». Если у карапуза получилось самостоятельно одеться, умыться, убрать игрушки или сделать домашнее задание, похвалите его от чистого сердца.

Разрешите поиграть или посмотреть мультики, подарите небольшой сувенир, книжку или шоколадку, в присутствии ребёнка расскажите родственникам и знакомым о его достижениях.

Только не увлекайтесь и не перегибайте палку: размер и форма поощрения должны соответствовать ценности проделанной работы, иначе малыш будет делать всё только ради похвалы и подарков.

6. Придумайте для ребёнка обязанности

Если подростком любые обязанности воспринимаются как тяжкая ноша, то для дошкольника и младшего школьника это — шанс поравняться со взрослыми и ощутить свою значимость. Придумайте для малыша посильные обязанности.

Пусть он ухаживает за домашним питомцем, моет свои ботинки, поливает цветы, вытирает пыль или протирает полотенцем посуду.

Следите, чтобы больше никто этим не занимался, иначе у вашего чада уже не будет такого повода для гордости.

7. Уважайте частное пространство и личное мнение

Как известно, самостоятельность вырастает из ощущения, что ты — личность. А у каждой личности должно быть своё пространство и своё мнение. Чтобы ребёнку чаще хотелось делать что-то самому, уважайте его собственность и частные владения.

Пусть он сам наводит порядок в своей комнате, раскладывает вещи в своём шкафу и расставляет на своей полке так, как это удобно ему. Если малыш предпочитает хаос и беспорядок, нужно искать причину в его личностных особенностях, воспитании, семейной ситуации, а не просто без спроса врываться в комнату и наводить там чистоту.

Также любой человек, даже очень маленький, имеет право на своё мнение. Он вполне может предпочитать какую-то еду, одежду, игры, общение с конкретными людьми и отказываться от другого. И это тоже нужно поощрять, в рамках разумного, конечно.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/39596097-kak-razvit-samostoyatelnost-u-rebenka/

Самый первый класс самостоятельности – бытовая самостоятельность: умение одеться, раздеться, умыться, поесть, заправить кровать, чуть позже – собрать свои вещи.<\p>

Первый уровень бытовой самостоятельности – то, что делает ребенок для себя, по самообслуживанию. Эти навыки ребенок должен освоить к трем годам.

Однако сейчас в обычных стандартных небольших семьях ребенок до трех лет не одевается, да и после трех может не одеваться. До четырех лет он не ест самостоятельно, его кормят.

О том, чтобы иметь собственный развитый волевой навык – собрать игрушки или разложить свою одежку в шкафу, – об этом речи нет, потому что никто этот навык не формирует, а сам он не возникает.

И это все очень сказывается на самостоятельности в дальнейшем.

Обратите внимание

Взрослые как-то не очень понимают, что эти умения – смотреть за собой и устранять последствия своих действий – теснейшим образом связаны с формированием воли, а волевые качества участвуют в формировании интеллектуальных навыков.

Очень часто взрослые развивают ребенка однобоко.

Обычно в стандартной маленькой семье очень много сил уходит на развитие, которое понимается довольно узко – в первую очередь, конечно, интеллект, способности, мышление, ну, может, творчество и еще специфические двигательные вещи – танцы, например. В очень немногих семьях развиваются такие умения, как помощь в чем-то взрослому, какая-то работа в доме. Взрослые в помощи не нуждаются, в доме все на кнопках – включил, все заработало.

Такие дети, у которых эти навыки не сформированы, очень заметны в начальной школьной жизни – они хуже умеют отвечать за себя, не могут начать работу и завершить, они часто пасуют перед трудностями.

Развитие бытовой самостоятельности – основа всего. Если родители не развивают у ребенка самостоятельность такого рода, он растет как маленький потребитель, которого все обслуживают, а он к этому привык и требует обслуживания хорошего класса.

Второй уровень бытовой самостоятельности – минимальная забота о ближних. Важно донести до ребенка, что он не только может получить заботу, но и сам может позаботиться о ближних. Пусть это будет совершенно элементарный набор умений, те вещи, которые взрослый может сделать быстрее и лучше сам, – принести тапочки, принести питье, плед и т.д..

Следующий уровень формирования бытовой самостоятельности – домашние обязанности, когда ребенку уже года четыре, не раньше, классические четыре при условии нормального, не запаздывающего развития.

Эти обязанности должны присутствовать у ребенка изо дня в день, вне зависимости от ситуаций.

Например, именно он заботится о том, чтобы поливать этот цветок, и желательно без напоминаний; он отвечает за то, чтобы раскладывать ложки за воскресным обедом; он отвечает за то, чтобы протереть крошки со стола. Все это делается не для себя, это в кругу семьи.

Важно

Это не разовые обязанности, как на предыдущей ступеньке, когда, например, его попросили принести плед и он принес или даже сам догадался, а тут то, что он должен помнить сам и делать регулярно.

Такие обязанности очень формируют волю и характер в правильную сторону. Если этой самостоятельности внутри дома нет, то о самостоятельности во внешнем мире говорить нельзя. Потому что если ребенок не привык за собой смотреть и вообще отслеживать последствия каких-то своих действий, то, например, элементарно, дорогу переходить он не может, т.к. он привык, что за ним постоянно кто-то следит.

Самостоятельность сама в наших городских условиях не появляется именно потому, что взрослые очень контролируют, очень оберегают детей, и это понятно. Самостоятельность надо по ступенечкам формировать, и какие-то ситуации режиссировать.

— Родители перекладывают воспитание детей на нянь, детские сады, школы полного дня. А выходные хотят пообщаться друг с другом, с друзьями. Дети привыкают, скорее, к изолированности, а не самостоятельности.

— У ребенка сначала школа, потом няня – он вроде самостоятельный, потому что без мамы, но надо понимать, что няни и другие наемные граждане о развитии детской самостоятельности думают в последнюю очередь. Им проще все сделать самим.

На формирование самостоятельности уходит уйма сил. А правильных гувернанток, как Мэри Поппинс, к сожалению, большой недостаток.

Обычно это люди попроще, будут кормить ребенка с ложечки, делать за него уроки, убирать огрызки из-под стола.

Поэтому, если родителям значимо формирование детской самостоятельности, то это должно быть как-то оговорено с теми людьми, с которыми остается ребенок. Сама по себе самостоятельность не возникнет в условиях города.

— Дети практически не бывают дома в одиночестве, совсем не гуляют одни, привыкают, что всегда кто-то из взрослых их постоянно сопровождает. И это реальность большого города.

— Дети не перемещаются сами, у них мало собственного опыта – и социального, и фактического. Ребенка сопровождают в дороге чуть ли не до середины средней школы, предотвращают сложности, страхуют ребенка больше чем нужно. Это наша ситуация, мы должны к ней примериваться.

Времена не выбирают, «время всегда хорошее» (название замечательной детской книжки «Время всегда хорошее», Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак). И, зная, что сейчас такое время, нужно режиссировать ситуации, когда ребенок может остаться один.

Может, в дачном поселке можно отпустить погулять одного или в городе до ближайшего магазина отпустить. Очень полезны домашние тренировки – оставить родителей в покое, хотя бы ненадолго дать папе с мамой поговорить без помех, дать взрослому время для отдыха.

Совет

Очень часто, особенно если ребенок в семье один, родители выступают как обслуживающий персонал, более-менее высокого ранга, но ориентированный исключительно на удовлетворение его, ребенка, запросов. Тут нужно акцентировать, что и ребенок может удовлетворить какие-то нужды мамы, папы, дедушки, бабушки, братьев-сестер. Это очень ценно, если не только отдается внимание ребенку, не только ребенок получает, но и сам ребенок может отдавать. Но этому нужно учить. И это закроет ту пропасть нашей гиперопеки, которая возникает в наших больших городах.<\p>

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/273243746-271066335/

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnos/

Ссылка на основную публикацию