Особенности обучения одаренных детей: виды одаренности, признаки, школы

Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели.

Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых. Начинающий натуралист готов к любым жертвам ради возможности наблюдать животных в природе или держать дома своих питомцев.

Такая нацеленность, приверженность делу служит одним из самых точных показателей одаренности.

Обратите внимание

Не случайно опытные преподаватели готовы сверхурочно заниматься со страстно жаждущим знаний учеником, даже если тот пока не проявляет особо выдающихся способностей и кажется многим «неперспективным».

Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, — широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко обилие увлечений приводит к нерациональной с точки зрения прагматичных взрослых трате сил. Однако широта интересов — совершенно естественно явление для детского и подросткового возраста.

Погружаясь на время в разные занятия, человек лучше изучает себя, обогащается как личность, осваивает новые ценные навыки. Учится комбинировать, находить ассоциативные связи, нестандартные решения.<\p>

Конечно, возможна и нерациональная трата сил.

Однако вряд ли посторонний наблюдатель способен определить в каждом конкретном случае, чего больше в совмещении интересов — плюсов или минусов. Видимо, правильнее было бы довериться в этом отношении интуиции самого одаренного человека, даже если он пока ребенок.<\p>

Разноплановость интересов предохраняет от «зацикленности», которая нередко бывает свойственна таланту.

Человек, полностью посвятивший себя одному делу, одной идее, приносит ей в жертву — вольно или невольно — многие другие жизненные ценности.<\p>

Стремление к самоактуализации

Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека.<\p>

Существенный вклад в разработку данной проблематики внес известный американский психолог А. Маслоу.

Он считал, что люди изначально, генетически мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. В целом развитие человека он представлял как восхождение по «лестнице потребностей», где высшим — пятым — уровнем является потребность в самоактуализации, самореализации в творчестве.

Важно

Таким образом, стремление к самоактуализации — это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, «опредмечивать» себя, свои способности, свою сущность. У людей, склонных к самоактуализации, по мнению А.

 Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этим они отличаются от тех людей, которые стремятся удовлетворить потребности в том, чего им недостает. А.

 Маслоу утверждал, что творчество является неотъемлемой характеристикой самой природы человека, а творческие способности не удел избранных, они заложены в каждом из нас. Но при этом самоактуализация на практике — большая редкость. Ее достигают лишь около 1 % всех родившихся. Большинство людей по разным причинам так и не раскрывают свой творческий потенциал.<\p>

Перфекционизм

Творчески одаренных людей отличают некоторые черты личности и способы взаимоотношений с окружающими. Например, перфекционизм (от англ. perfect — «совершенный»). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах.

Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Он готов переписывать сочинение из-за одной помарки, заново собирать сложную модель, если ему пришло в голову, как ее можно усовершенствовать, и т. п.

<\p>

Следствием этого постоянного стремления к совершенству нередко становится столь же постоянное чувство недовольства собой, которое отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и депрессий.

Выраженный слишком сильно перфекционизм парализует волю человека, делает для него невозможным завершение любой работы: ведь всегда можно найти еще что-нибудь, нуждающееся в исправлении и улучшении.<\p>

Самостоятельность

Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.<\p>

Самостоятельность базируется в первую очередь на способности к оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, на социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью. Самостоятельность — это практически всегда риск.<\p>

Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность. Развитие самостоятельности не может проводиться по определенным рецептам. Главным фактором, подавляющим формирующуюся в ребенке самостоятельность, является тотальный внешний контроль, выражающийся в жестких дисциплинарных требованиях, не допускающих индивидуальных вариаций. Но не менее вредными оказываются в этом случае и вседозволенность, и тепличная атмосфера, ограждающие ребенка от проблем и возможности принятия самостоятельных решений.<\p>

Социальная автономность

Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.

<\p>

С социальной автономностью связана и отмечаемая многими исследователями неприязнь творчески одаренных детей к традиционному обучению. Они редко бывают отличниками, а порой и вовсе не считаются хорошими учениками.

Занятия в традиционном стиле, ориентированные на простое воспроизводство полученных от учителя сведений, кажутся им скучными и неинтересными. А к их исследовательским порывам наше образование, как правило, не готово. Результатом во многих случаях становится скрытый или явный конфликт с педагогами.

<\p>

Совет

Неприятие конформизма, свойственное творчески одаренному ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, не следует отождествлять с интеллектуальным и нравственным нигилизмом.

Многочисленные исследования их сверстников свидетельствуют о том, что этот возрастной период — период ярко проявляемых склонностей к подражанию, уподоблению старшим. Подражательность многих действий и высказываний в эти годы традиционно считается важным условием умственного развития.

Внушаемость, впечатлительность ребенка этого возраста, склонность вере в истинность того, чему его учат, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять внешние требования, — все это создает благоприятные условия для обогащения и развития психики.

<\p>

Впечатлительность, внушаемость, склонность и способность к умственным и практическим действиям на основе предложенного образца свойственны одаренному ребенку так же, как и его сверстнику, однако это не является главным, определяющим в его познавательной деятельности и поведении. Для него характерна относительная свобода от общепринятых ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу.<\p>

Эгоцентризм

И одаренные дети, и в большей мере их «нормальные» сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу.

Он закономерен и определен особенностями возрастного развития. Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит.<\p>

Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма именно у одаренных детей.

<\p>

Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически.<\p>

Эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно.

При внимательном, глубоком изучении выявляется, что в одних сферах он проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у «нормального», в других, наоборот, выражен меньше.<\p>

  • Познавательный эгоцентризм. Эгоцентризм проявляемый в познавательной наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически неспособны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.
  • Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее — все это создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Поэтому моральный эгоцентризм свойственен одаренному ребенку в меньшей степени, чем обычным детям, и преодолевается он легче.
  • Коммуникативный эгоцентризм. Первооткрыватель детского эгоцентризма известный швейцарский психолог Ж. Пиаже много наблюдал за речью дошкольников. Он и определил, что в большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего.

Детям, обучающимся в экспериментальной школе, было дано необычное задание. Психолог прочитал им неоконченный рассказ и попросил его продолжить. Рассказ был очень коротким: «Сережа жил на двенадцатом этаже большого многоэтажного дома. Однажды мальчик обнаружил на балконе газету, которую вчера читал его папа.

Сережа тут же придумал интересную игру — он стал рвать эту газету и бросать клочки бумаги с балкона. Они красиво кружились в воздушных потоках и падали на газон, тротуар, на деревья…»<\p>

Представь, что ты друг этого мальчика. Ты шел по тротуару и увидел, чем занимается твой товарищ. Что бы ты сказал ему и что бы ты сделал? Затем представь, что ты милиционер..

. бабушка этого мальчика… его сестра… его папа или мама… и т. д.<\p>

Обратите внимание

Ответы детей показали, что большинство отвечает стереотипно. Роли меняются, а ответы остаются неизменными. Иная картина наблюдается у одаренных детей, они легче встают на позицию другого человека.

<\p>

Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребенка, не следует относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально проявляется только в познавательной сфере. Где опять-таки одаренный ребенок думает об окружающих лучше, чем они есть на самом деле. Эгоцентризм в данном случае — особенность возрастного развития.

<\p>

Сложность преодоления познавательного эгоцентризма определяется не трудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения: она зависит от оптимистичной веры одаренного ребенка в интеллектуальные способности окружающих. Все это ни в коей мере не ставит под сомнение важность педагогической работы по преодолению эгоцентризма у одаренных детей. Свойственная одаренным детям неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии.<\p>

Несколько легче одаренным ребенком преодолевается моральный и коммуникативный эгоцентризм, основой чего являются высокие умственные способности и формирующиеся на этой базе более высокие способности к метапознанию.<\p>

Лидерство

Настоящий лидер — редкое явление, дар, истинный лидер всегда творец. Но не всякий творец способен быть лидером.<\p>

В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.

Многие исследователи выделяют в качестве одной из важных черт одаренных детей — склонность командовать другими детьми. Но стоит рассмотреть это явление более внимательно.

<\p>

Проявляемые таким образом организаторские способности одаренного ребенка в большинстве случаев основываются не на суггестивных возможностях (способности воздействовать на других людей), не на умении настоять на своем и даже не на способности ладить с другими людьми, как у взрослого.

Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками — его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мышления.

Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера. Это довольно отчетливо проявляется на уровне старшего дошкольного возраста.<\p>

У младших школьников ситуация несколько изменяется.

Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх (обычно результат педагогических недоработок); особенности характера (темперамента), следствием которых является не стремление утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной деятельности. Выражено это обычно в увлеченности углубленной интеллектуальной работой, самодостаточности.<\p>

Соревновательность

Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, развития личности, укрепления, закалки характера.

Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке. Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками.

Но, отмечая это явление как естественное, многие исследователи постоянно говорят о необходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько с такими же одаренными детьми. Причем особенно ценен опыт не побед, а поражений.

Важно

Не случайно данное обстоятельство закреплено и в известном народном изречении: «За одного битого двух небитых дают».

В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость.

Источником ее является также отмечаемая сверхчувствительность, основанная на способности улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, которая рождает более глубокое и тонкое их понимание.

Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет.

Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно.<\p>

Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей.

Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей — способность наслаждаться творчеством. Именно это, по утверждению Стендаля, отличает гения от всех остальных людей. Действительно, звание гения присваивается лишь тому, кто испытывает особое наслаждение от процесса творчества и продолжает работать, несмотря на преграды.<\p>

Творческое восприятие случайностей

Случайности потому и случайности, что их не спрогнозируешь. Но умению находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из черт человека с высокими умственными способностями. То, что называют случайностью, на самом деле, является озарением, и с ним встречается тот, кто готов к этой встрече. Удача приходит к тому, кто к ней готов.<\p>

Юмор

Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.<\p>

Подводя итог хотелось бы отметить, что творческие способности — безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится, однако это мнение нужно опровергнуть. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Помните, как попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает.<\p>

Источник: http://www.talant22.ru/roditelyam/osobennosti-odarennykh-detey/

Понятие «одаренность» является
производным от понятия «способности».
В психологии

под способностямипонимают
индивидуально-психологические особенности
человека, проявляющиеся и формирующиеся
в деятельности и являющиеся условием
ее успешности.

Различают общие способности,
обеспечивающие продуктивность и
достаточную легкость в осуществлении
различных видов деятельности и специальные
способности, помогающие достигнуть
высоких результатов в какой-либо области
деятельности.

Общие способностиотносятся обычно
к мыслительной деятельности и проявляются
в таких качествах ума, как сообразительность,
самостоятельность, критичность, гибкость,
вдумчивость и др. Общие способности
позволяют человеку проявить себя в
разных областях науки, техники или
искусства.

Совет

Например, дети с такими
способностями хорошо учатся по разным
учебным предметам, характеризуются
быстрым темпом обучения.

Специальные
способности
человека проявляются в
отдельных областях деятельности,
например, в музыке, рисовании, математике,
технике, при этом в других областях
особых успехов у него не наблюдается.

Откуда берутся способности? Все ли люди
обладают способностями? Какова роль
наследственных и средовых факторов в
развитии способностей? Однозначных, а
тем более окончательных ответов в науке
не существует.

Большинство психологов
и педагогов утверждают, что способности
не даются человеку от природы в готовом
виде. Родившийся человек, как мы уже
знаем, обладает задатками –
анатомо-физиологическими предпосылками
развития способностей. Задатки
необходимый, но недостаточный момент
в развитии способностей.

<\p>

Доказано, что каждый родившийся
физиологически здоровый ребенок
располагает достаточным фондом
природных задатков
для физического,
интеллектуального и эмоционально-художественного
развития.

Но, во-первых, генетические
комбинации задатков у всех разные
(например, установлено, что статистически
чаще у девочек обнаруживаются задатки
к усвоению языков, у мальчиков – к
математике и технике); во-вторых, задатки
имеют благоприятные (сензитивные) периоды для их развития, за рамками
которых способности могут так и не
развиться; в-третьих, реализация самого
богатого генотипа может быть блокирована
в ранние периоды развития ребенка
(условия пренатального развития,
экологические условия и т.п.).

Вместе с тем, установлено, что возможности
развития (задатки) огромны и даже в
благоприятных условиях используются
недостаточно. Важно знать также, что
сензитивным периодом для развития
большинства человеческих способностей
является период до трех-пяти лет.

<\p>

На вопрос, как развить способности
ребенка, наиболее успешно отвечает
теория и практика пренатального
воспитания, а также раннего развития и
обучения. Например, теория и практика
раннего развития детей (Г. Доман, Б.П.
Никитин и др.

) предлагает следующие пути
развития способностей детей: 1) раннее
начало; 2) создание окружающей обстановки,
несколько опережающей (находящейся в
«зоне ближайшего развития») развитие
детей; 3) максимальное напряжение
интеллектуальных сил («задания «под
потолок возможностей»); 4) предоставление
детям большой свободы в выборе и
осуществлении своей деятельности и др.<\p>

Кратко одаренностьможно
определить как высокий уровень развития
и проявления способностей. Соответственно
говорят об общей и специальной одаренности,
или таланте.

Обратите внимание

В современных теоретических концепциях
одарённость рассматривается как сложное
психологическое явление, охватывающее
личность в целом. Это интегральное
качество, включающее познавательную,
эмоционально-потребностную и волевую
сферы в их взаимосвязи.

В структуре
одарённости обычно выделяют: ненасыщаемую
познавательную потребность (высокую
умственную активность), креативность,
настойчивость (мотивацию, нацеленность
на значимую задачу).

Синтез этих свойств
и приводит к высокому уровню развития
и проявления тех или иных способностей.

Отсюда следует важный практический
вывод: одарённость – это особый склад
личности.

«Человек, наделённый развитыми
способностями, — другой и по характеру,
и по восприятию мира. Он по-другому
строит отношения с окружающими, по-другому
трудится» (Чудновский, В.Э. Одаренность:
дар или испытание / В.Э. Чудновский, В.С
Юркевич. — М.: Знание, 1990. — С. 5).

Поэтому,
только осознавая и принимая, как
естественную, личностную непохожесть
одарённого ребёнка, можно помочь ему,
с одной стороны, реализовать свои
способности, а с другой – избежать
многих психологических и социальных
проблем.<\p>

Исследователями изучались также вопросы
о типах, видах и формах проявления
одарённости, о путях её развития.

Общепризнанны факты существования
актуальной и потенциальной, явной и
скрытой, ранней и поздней одарённости.
Наивысшую степень проявления одаренности
(таланта) принято называть гениальностью.
Это в большей степени общественная
оценка достижений личности.

Для
гениального человека характерно
органичное соединение высокого
интеллекта, волевой целеустремленности,
интуитивной проницательности, богатства
чувств, высокопродуктивного творчества.

<\p>

Общая одаренность– высокий уровень
развития общих способностей, определяющий
сравнительно широкий диапазон
деятельностей, в которых человек может
достичь больших успехов. Установлено,
что общая (умственная) одарённость
является фундаментом всех специальных
способностей, но представляет собой
независимый от них фактор. В общей
одаренности выделяют интеллектуальный
и творческий компонент.

Важно

Выделяют также следующие виды одаренности:
«художественная одаренность» (музыкальная,
изобразительная, сценическая и др.);
общая интеллектуальная и академическая
одаренность; творческая одаренность;
психомоторная (спортивная) одаренность;
социальная или лидерская (организаторская)
одаренность; «практическая» одаренность
и др.

Будущего педагога в большей степени
интересует проблема детской одаренности.
В последнее время детскую одаренность
рассматривают не как статическую, а как
динамическую характеристику. По мнению
исследователей, это всего лишь потенциал,
который при определенных условиях может
привести к значительному успеху. На
практике нередко наблюдается явление
«затухания одаренности».

Реальные проявления детской одарённости
индивидуально своеобразны. Вместе с
тем, существуют качества, присущие
большинству одарённых детей и отличающие
их от сверстников, развивающихся в
пределах нормы.

Как отмечают специалисты,
опережающее познавательное развитие
одарённых детей
обычно
заключается в отличной памяти, большом
словарном запасе, широте восприятия,
высокой концентрации внимания, повышенных
математических способностях, большом
упорстве в решении каких-либо задач,
увлечённости тем или иным занятием.

Отличительными особенностями развития
познавательной сферы одарённых детей
также считают сверхчувствительность
к проблемам, стремление к постоянному
углублению в проблему, высокий по
сравнению с общепринятой нормой уровень
развития логического мышления, склонность
к задачам дивергентного типа, оригинальность
и гибкость мышления, лёгкость генерирования
идей (продуктивность мышления), способность
к прогнозированию и др.

Выявлены особенности психосоциального
развития одарённых детей
.

К ним
относят такие качества, как повышенное
стремление реализовать свои личностные
возможности (самоактуализация),
перфекционизм, самостоятельность,
социальная автономность, склонность к
лидерству и к соревновательности.

В
целом психосоциальная чувствительность
одарённых детей проявляется в живом
воображении, богатой фантазии,
изобретательности, творчестве, чувстве
юмора. Вместе с тем, у одарённости есть
свои оборотные стороны.

В первую очередь, это повышенная
возбудимость и чувствительность
одарённых детей.

Родители и педагоги
нередко озабочены такими их свойствами,
как эмоциональный дисбаланс, нетерпеливость,
преувеличенные страхи, чувствительность
к невербальным сигналам окружающих,
чуткость к проявлениям несправедливости,
склонность к самообвинению, предъявление
завышенных требований к себе и окружающим.

Совет

Нередко у одарённых детей развивается
негативное самовосприятие, заниженная
самооценка. К особенностям одарённых
детей можно отнести и то, что они часто
недостаточно общительны со сверстниками.
У них возникают трудности в установлении
социальных контактов. Более того, среди
одарённых детей чаще, чем среди остальных
детей, встречаются дети с аутистическими
особенностями.

<\p>

Пожалуй, наибольшие трудности в
образовании одарённого ребёнка вызывает
диссинхрония его развития, понимаемая
как «неравномерность развития отдельных
способностей и личностных свойств»
(Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив:
детская одаренность и домашнее обучение
/ А.И. Савенков. – Ярославль: Академия
развития, 2002. — С. 81).

Исследователи
полагают, что она является результатом
гетерохронности созревания и развития
функциональных систем головного мозга
в условиях среды. Неравномерность
развития проявляется, например, в
несоответствии физического развития
ребёнка его умственным, творческим
возможностям.

Практика работы с
одарёнными детьми раннего и дошкольного
возраста показывает, что у них «моторная
координация и владение руками часто
отстают от познавательных способностей»
(Одаренные дети: пер с англ. / Общ, ред.
Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого.- М.: Прогресс,
1991. — С. 92).

Выявлено, например, наличие у
одарённых детей отрицательной корреляции
между их достижениями в области
математических и гуманитарных наук,
между математическими достижениями и
вербальной креативностью. Установлена
положительная корреляция между
достижениями в математике и одиночеством.
Поэтому большую ошибку совершают
педагоги и родители, требующие
гармоничности и разносторонности от
всех одарённых детей. По данным Е.С.
Беловой, разносторонне одарённые дети
составляют всего 1,5-3% от всех детей
(Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть,
понять, поддержать / Е.С. Белова. — М.:
Флинта, 2004. — С. 127).

Педагогам и родителям следует учитывать
и такие проблемы одаренных как, неприязнь
к школе, изоляция от сверстников, протест
против стандартных требований, если
они кажутся им бессмысленными или не
отвечающими их интересам.

<\p>

Как распознать (диагностировать)
одаренность? В систему диагностических
методики одаренности обычно включают
стандартизированные тесты на
интеллектуальное развитие и творческие
возможности.

Эти методики дают возможность
получения белее или менее объективной
оценки количественных показателей
детской одаренности. Они предназначены
в основном для применения специально
подготовленными психологами.

Обратите внимание

Разрабатываются и методики диагностики
детской одаренности для педагогов и
родителей: опросники, схемы наблюдений,
алгоритмы составления характеристик.
Эти методики направлены на выявление
качественных сторон детской одаренности.

Основным методом изучения детской
одаренности следует признать наблюдение
за ребенком в процессе его свободного
взаимодействия с окружающей средой.

Интенсивность деятельности ребенка в
той или иной области, постоянство выбора
им соответствующих занятий и материалов
могут свидетельствовать о наличии у
него одаренности в этой области.

<\p>

Все вышесказанное свидетельствует о
том, что одаренные дети нуждаются в
особой помощи взрослых и в особых
условиях жизни, обучения и воспитания
для развития и реализации своих
способностей. Общество должно осознавать,
что одаренные дети – это духовное и
экономическое богатство страны.

Прогресс
во всех сферах жизни общества невозможен
без повышенного внимания к одаренным
детям. В последнее время в Республике
Беларусь это осознаётся на государственном
уровне. В частности, создан Президентский
фонд социальной поддержки одарённых
детей и молодежи.

Вместе с тем решение
проблемы одаренных детей требует
разработки для них специальных
образовательных программ и соответствующих
учебных, дидактических пособий. Очень
важно подготовить и педагогов для работы
с одаренными детьми.<\p>

В мировой практике предложены следующие
пути образования одаренных детей:<\p>

— обучение этих детей в классах с более
высоким уровнем и скоростью обучения;

— обучение их по индивидуальным программам.

И тот, и другой путь в нашей стране пока
трудноосуществим.<\p>

Каковы пути развития способностей и
одаренности в школе? Во-первых, необходимо
зафиксировать проявление ребенком тех
или иных способностей, его сильных
сторон.

Проявление способностей
обнаруживается прежде всего наблюдением
за тем, как ученик занимается той или
иной деятельностью: с интересом, с
проявлением положительных эмоций, с
увлеченностью. Продолжая заниматься
этой деятельностью, ученик развивает
и соответствующие способности.

Важно

Во-
вторых, и ученику, и педагогам надо быть
готовыми к возможным трудностям, периодам
остановки или даже регресса в развитии
способностей. Следует помочь ребенку
в преодолении возможных препятствий,
поддержать его уверенность в своих
силах. Рост успехов не всегда заметен
и требует кропотливой терпеливой работы.

Практика показывает, что заинтересовать
ребенка каким-либо предметом, деятельностью
легче, чем сохранить и углубить этот
интерес.<\p>

Рассмотрим некоторые практические
проблемы работы учителя с одаренными
детьми
.

Можно ли судить о способностях
ребенка только по его успеваемости?
Если спросить у учителей, каков портрет
одаренного ученика, то они обычно
называют такие качества, как эрудиция,
быстрее всех решает задачи или выполняет
задания учителя, «схватывает» все на
лету», трудолюбие, добросовестность,
дисциплинированность, усидчивость и
т.п. В целом, это тот, кто хорошо учится
по всем или большинству предметов.

Примеры из жизни выдающихся людей,
нередко говорят об обратном. А.С. Пушкин
в детстве совсем не казался своим
родителям сколько-нибудь замечательным
мальчиком, он часто раздражал их своей
неуклюжестью.

В лицейские годы у него
изредка появлялись высокие баллы, как
правило, по французскому языку. А.
Эйнштейн был исключен из гимназии за
неуспеваемость по древним языкам.
Неспособным считали учителя и Ч. Дарвина.

Приведенные примеры описывают не
«школьную одаренность», проявляющуюся
в больших способностях к обучению, в
том числе к быстрому усвоению материала,
а одаренность творческую. Творческие
способности в этом случае проявляются
в собственной работе мысли, в собственной
позиции, часто отличающейся от
общепринятой. На практике учителя часто
не любят творческого ученика, он не
всегда удобен на уроке, так как не умеет
приспосабливаться к общепринятому,
имеет свое мнение и интересы.<\p>

Поэтому очень важно, чтобы учитель был
готов работе с одаренными детьми, понимал
их психофизические особенности и
образовательные потребности.<\p>

Совет

Следующая категория детей, которая
будет нами охарактеризована, — это так
называемые «трудновоспитуемые» дети.<\p>

Источник: https://StudFiles.net/preview/1725236/page:8/

Мнения об одаренности различны. Одна половина специалистов считает, что одаренными являются все дети, а вторая уверенны, встретить такого ребенка – это редкость.
Факторы, влияющие на одаренность:

  • наследственность;
  • деятельность ребёнка;
  • социокультурная среда.

Особенности одаренности

У детей каждый возрастной этап имеет определенные условия для развития способностей, но взрослея, ребенок утрачивает одаренность, если он не начал её развивать.

Поэтому если не заметить особенного ребенка вовремя, можно не успеть ему помочь развить данное ему природой.
Некоторые путают два кардинально разных понятия: одаренность и обученность. Это грубая ошибка.

Так как одаренный ребенок, если вовремя начнет развивать свои способности – добьется гораздо большего, чем ребенок просто хорошо обученный.

Как определить одаренного ребёнка или признаки одаренности?

Итак, вам повезло, и вы встретили одаренного ребенка в своей педагогической или воспитательной деятельности, или если это ваш малыш, то он точно подходит под ребёнка со следующими признаками:

  • его любопытство не видит границ. Для него не существует ограничений в его деятельности.
  • свое внимание он легко концентрирует на одном деле;
  • он может перескакивать этапы развития;
  • он имеет большой и богатый словарный запас;
  • справедливый;
  • легко и с удовольствием читает научную литературу;
  • обычно он отказывается от дневного сна и спит меньше, чем его сверстники;
  • старается направлять других в деятельность;
  • большинство его друзей – люди старше его. Со сверстниками старается общаться редко. Ему интереснее люди, которые могут его чему-то научить.

Виды одаренности

Существуют разные виды одаренности, на которые стоит обратить внимание, когда ваш ребенок подрастает. Ваш ребенок может стать известным спортсменом или художником, если вы его вовремя направите.
Виды:

  • психомоторная одаренность (характеризуется необычными возможностями тела, то что мечтают дети научится делать годами, одаренные дети осваивают за пару занятий);
  • интеллектуальная сфера одаренности (если у вашего ребенка высокий IQ, помогайте ему в развитии, возможно, вы воспитаете будущего ученого);
  • академическая одаренность (в школе ему все легко дается – пора задуматься);
  • творческая одаренность (малыш поет или танцует уже с трех лет, пора записать его в школу, пусть учится у профессионалов и развивается вперед);
  • практическая (изобретательность, нужно дать ребенку возможность проявить себя);
  • художественная (обратите внимание вдруг именно вашего ребенка в будущем будут ждать все театры страны);
  • коммуникативная (а это о тех, кто может заговорить вас так, как известный оратор);
  • социальная (возможно, ваш ребенок прирожденный лидер).

Ваш ребенок – это будущее нашего мира. Воспитывайте достойных граждан.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2016/02/odarennye-deti-priznaki-i-vidy-odaren/

Макеева С. А., Макеева А. А. Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 649-651. — URL https://moluch.ru/archive/129/35856/ (дата обращения: 19.03.2019).



Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста<\p>

Статья посвящена изучению особенностей воспитания одаренных детей младшего школьного возраста, представлены и проанализированы группы данной категории детей. Рассмотрены качества педагогов и способы работы им с данными детьми.

<\p>

Ключевые слова: одаренные дети младшего школьного возраста, одаренность, художественно одаренные дети, творчески одаренные дети, профессиональные умения<\p>

Во все времена был повышен интерес к людям, которые выделялись на фоне остальных благодаря своей одаренности. Исключением не стало и наше время.

Именно сейчас общество и государство нуждается в поколение людей, способных неординарно мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях. Такие люди нужны обществу. Благодаря их способности мыслить, не как все, увеличилась возможность в достижении значительных высот. Поэтому стремительно увеличилась потребность в создании особых образовательных условий для одаренных детей.

Поддержка и развитие таких детей, должна начинаться с раннего возраста и осуществляться через педагогические воздействия и систему мероприятий в начальной школе.<\p>

Для начала надо определить, одарен ребенок или нет. В силу многогранности определения одаренности до сих пор выявления особых способностей у младшего школьника сложный процесс.

Такой процесс представляет собой выделение специфичных способностей у ребенка с помощью различных методов: наблюдение, опрос, эксперимент. Хотя еще в младенчестве можно заметить у ребенка: ранее развитие речи, большой словарный запас, отличная память, необычная внимательность. Но перечисленные признаки могут говорить только о выдающихся интеллектуальных способностях.

Поэтому стоит быть внимательнее и опираться на определение одаренности [1, с. 15].

<\p>

Обратите внимание

Данное понятие сводиться к тому, что одаренность у ребенка может определить профессионально подготовленным специалистом, который рассматривает следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в приобретении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в различных областях.

<\p>

Большинство педагогов и психологов, занимающихся проблемой одаренности детей младшего школьного возраста (Дж. Гилфорд, А. М. Матюшкин, А. И. Доровской, Е. С. Белова, А. И. Савенков, С. Л. Рубинштейн и другие) выделили классификацию видов одаренности, где выделены предлагаемые ниже группы одаренных детей младшего школьного возраста:<\p>

  1. Художественно одаренные дети.

    Проявление данных способностей происходит чаще всего на уроках изобразительных искусств или даже во внеурочное время на занятиях дополнительного образования, то есть различные кружки и секции. Развитие художественных способностей приводит к тому, что дети добиваются значительных успехов в живописи, музыке, хореографии, бывает актерский талант.

    Но вместе с успехом приходит и неудача в самой школе. Чаще всего занятия, связанные с любим видом творчества вытесняют занятия общеобразовательной школы. Ребенок большую часть времени отдает кружку или секции, что приводит к плохим отметкам, прогулам, неуспеваемости.

    То есть для художественно одаренных детей младшего школьного возраста следует разрабатывать и применять индивидуальные образовательные программы [2, с. 15].

  2. Творчески одаренные дети.

    Критерий, который относит ребенка к данной группе — это креативность, которая включает в себя: нестандартное мышление, гибкость мышления, способность находить интересные решения в сложных задачах, отход от стереотипов, поиск чего нового, оригинальность. Такой ребенок сразу выделяется на фоне остальных. Скорее всего, у него на все есть своя точка зрения, а другие он не воспринимает.

    Также ребенок неорганизован, эгоистичен. Сопровождение такого ребенка важный этап в формировании его личности. Любое упущение может привести к тому, что его неорганизованность и плохое поведение сведет все его творческие способности к нулю.

    Но для успешного развития творчески одаренных детей следует организовать правильную педагогическую поддержку для усовершенствования их способностей в условиях начальной школы [2, с. 15].

  3. Физическая, двигательная, спортивная одаренность. Дети с такими возможностями добиваются значительных успехов в спорте. Они обладаю хорошей физической подготовкой.

    Выделяются такие качества как, координация, сила, превосходное здоровье. Данная одаренность негативно сказывается на школьных занятиях. Принцип тот же, что и у художественно одаренных детей. Посещение спортивных секций ведет к отсутствию времени на занятия в школе. Важно учитывать, что его физические способности могут превосходить интеллектуальные[2, с. 16].

  4. Социально одаренные дети. Младшие школьники с данным видом одаренности проявляют себя, как лидера, способного работать в группе. Их личностные черты это высокий интеллект, гибкость мышления. Для педагога такие дети становятся примером школьной успеваемости и воспитанности [2, с. 16]. При правильном обучении ребенок достигает огромных высот.

  5. Дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью. Общая интеллектуальная одаренность выражается в высоком уровне обучаемости школьников по всем предметам, а в свою очередь академическая одаренность по отдельным предметам. Чаще всего детей этой группы и называют в школе одаренными. Такой ребенок демонстрирует высокое развитие памяти, мышления, интеллекта.

    А также способность к переработке информации. Дети с общей интеллектуальной одаренностью не испытывают трудности в учебе, когда как у детей с академической одаренности бывают затруднения в изучении тех предметов, которые им неинтересны. Одной из задач учителя для детей с академической одаренностью становиться помощь в приобретении даже тех знаний, которые им неинтересны.

    Но и нельзя препятствовать углубленному изучению тех предметов, которые в приоритете у ребенка. Важно организовать такой образовательный процесс, который поспособствует развитию и определенной направленности данной одаренности.

Выше перечисленные группы младших школьников с определенной одаренностью встречаются в школах в равной степени.

Но выделить ребенка из общей массы учеников довольно сложно, чаще всего одаренность у детей протекает в скрытой форме. И возможно, что та или иная одаренность так и не проявится. Имеет большое значение поддержка со стороны педагога, который должен помогать раскрыть потенциал и не допустить «затухание одаренности» [4, с. 67].

<\p>

И все же на сегодняшний день пока нет диагностических методов, позволяющих определить одаренность и склонность ребенка к различным видам творчества. Одаренность проявляется и закрепляется сама. Если в классе есть, такой ребенок не стоит забывать, что в силу своих личностных особенностей он чувствителен к неадекватным оценкам.

На данный момент существуют два мнения на обучение одаренных детей. Первое, что одаренные дети должны обучаться в специальных классах, или даже в специальных школах. Второе мнение заключается в том, что наоборот одаренные дети должны обучаться в классе вместе со всеми детьми, иначе они могут не научиться общению с «нормальными людьми» [2, с. 76].

<\p>

Оба мнения исходят из того, что для одаренного ребенка должен существовать индивидуальный подход. Влияние на детей может оказывать как педагог, так и родители или его ближайшее окружение. Одаренные дети нуждаются в поддержке со стороны окружающих. Доброжелательность и понимание помогут ребенку чувствовать себя психологически комфортно. Особые способности могут пугать ребенка.

Сравнивая себя со своими одноклассниками он будет чувствовать себя другим. Все эти внутренние ощущение могут привести к тому, что ребенок не будет ни с кем дружить, общаться. Что в свою очередь приведет к одиночеству и депрессии. Поэтому родители, педагог должны обращать внимание на поведение ребенка.

Важно

А также обеспечить правильное восприятие себя и адекватную самооценку личности у одаренного ребенка.<\p>

Важно учитывать свободу выбора ребенка, он может выбирать для себя образовательную траекторию обучения, приоритетный предмет и даже способы и формы его изучения. Не стоит давить на ребенка. Если педагог определил какую-либо одаренность не обязательно сразу загружать его.

Нужно дать ему свыкнуться с новым статусом. Образовательные учреждения в свою очередь ведут работу с целью стимулирования данных учеников к развитию творческих способностей, проведение олимпиад, школьных конкурсов.<\p>

Большая часть ответственности за одаренного ребенка ложиться на педагога.

Только благодаря его внимательности можно определить способности ребенка в той или иной области. Задачами педагога станут внедрение методов обучения подходящих, как отдельно для одаренного ребенка, как и класса в целом.<\p>

Педагог, работающий с одаренными детьми должен обладать определенным набором качеств.

В первую очередь иметь достаточно знаний по особенностям психологии одаренных детей. Квалифицированный педагог будет чувствовать ребенка, разбираться в его потребностях и интересах. Владеть достаточно высоким уровнем интеллектуального развития.

При работе с одаренными детьми важно обладание таких черт личности, как живой и активный характер, гибкость (быть готовым к пересмотру своих взглядов), постоянное стремление к совершенствованию. Конечно, надо быть чутким, внимательным, чувствительным по отношению к ребенку [1, с. 236–237].

<\p>

Для правильной работы с одаренными детьми, следует для начала определить к какой группе одаренности он относиться. Далее выяснить какая форма проявления данных способностей, возможно явная или скрытая. Затем установить особенности психологического развития личности самого ребенка. Все это необходимо учитывать при составлении образовательного плана обучения.

<\p>

Совет

Готовность педагога работать с одаренными детьми говорит о том, что у него уже есть теоретические знания и практический опыт. Профессиональные умения играют главную роль в становлении и развитии одаренности. В них входят умение модифицировать учебные программы, умение работать по специально-определенному плану, умение консультировать учащихся [1, с. 242].

<\p>

Можно выделить несколько целей обучения одаренных детей младшего школьного возраста: создание условий для развития творческой личности; раскрытие индивидуальности ребенка и его возможностей; обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня.<\p>

Для их осуществления педагогу необходимо разработать учебные программы.

Специализированная программа должна отвечать всем особенностям личности одаренного ребенка и следующим требованиям: быть ускоренной, модернизированной, усложненной; по качеству превосходить обычный курс обучения; с возможностью корректировки самим обучающимся; способствовать развитию абстрактного, продуктивного мышления и навыков их практического применения; должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе. А осуществление учебного процесса проходить в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленному шаблону обучения [1, с. 259–263].<\p>

Таким образом, начальная школа для одаренного ребенка становиться этапом, когда его творческие способности, проявленные во время обучения должны быть, не только замечены, но и направлены на дальнейшее развитие. Для их поддержания и совершенствования педагог организовывает комплекс индивидуальных образовательных мероприятий. Работа осуществляется по определенному учебному плану, который помогает не потерять потенциал талантливого ребенка. Образовательные учреждения в свою очередь должны стремиться в создании особых условий для успешного протекания образовательного процесса у одаренных детей.<\p>

Литература:<\p>

  1. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. (перевод с анг.) Одаренные дети, М.: Прогресс, 1991. — 376с.
  2. Мазалова М. А. Элитопедагогический подход в исследованиях истории семейного воспитания в России в XVIII — в начале XX веков: монография. — Саратов: «Наука», 2012. — 145с.
  3. Пономарев Я. А. Психология творчества, М.: Издательство Наука, 1976. — 304с.
  4. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды. / Д. И. Фельдштейн. 2-е изд. М.: МПСИ Флинта, 2004. — 670с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, одаренность, академическая одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Источник: https://moluch.ru/archive/129/35856/

В силу своих индивидуальных особенностей одаренные дети намного сложнее адаптируются в окружающем мире. Если в семье есть такой ребенок, – это не только повод для гордости, но и величайшая ответственность.

И родители, и педагоги должны учитывать особенности обучения и воспитания одаренных детей, чтобы не допустить ситуации, когда малыш со своими уникальными способностями оказывается «за бортом» детского коллектива, как правило, негативно относящегося к «белым воронам в серой стае».

Типы одаренности детей и их особенности

Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:

  • интеллектуальную;
  • творческую;
  • лидерскую;
  • художественную;
  • практическую;
  • академическую;
  • психомоторную.

Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.

Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.

Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.

Ребенок, обладающий практической одаренностью, учится средне, но у него есть способность привлекать и организовывать людей на то, чего он сам не может делать или делает плохо.

Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.

Обратите внимание

Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.

Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.

Примеры известных одаренных детей

Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн — с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».

Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску.

Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному.

В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.

Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек.

Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С.

Важно

Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.

Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.

Так называемая нормальная одаренность — это наиболее благоприятный вариант, при котором ребенок наделен всем необходимым: и высокими академическими способностями, и хорошей приспособляемостью к окружающей среде, и коммуникабельностью, и физическим здоровьем, и разумными родителями, способными дать ребенку адекватное воспитание.

Особенности личности одаренного ребенка привлекает становятся предметом пристального изучения многих психологов и педагогов. К настоящему времени наука располагает глубоким и точным описанием этого феномена. Исследуются как отдельные черты детской одаренности, так и структура, динамика развития детской одаренности в целом.

Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития.

Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.

Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е.

людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», — так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей.

Совет

Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.

Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей.

Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека — это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети.

Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.

Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Одаренный ребенок выполняет все задания быстрее своих одноклассников, а это значит, что учителю нужно найти ему занятие повышенной сложности. Не все учителя готовы пойти навстречу такому ребенку.

Она из проблем при обучении одаренных детей – использование обязательного индивидуального подхода, а у педагогов просто нет на это времени. Ведь в классе не меньше 20 человек, которым нужно дать знания.

Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.

Одаренному ребенку трудно учиться в обычной школе. Он будет понимать, что та школьная программа, по которой он занимается, не подходит для него, она слишком простая. Постепенно начнут возникать сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

В лучшем случае одаренный ребенок будет вызывать недоумение и непонимание, в худшем — насмешки со стороны одноклассников.

Поэтому родителям одаренного ребенка необходимо помнить, что отдавая его в обычную школу, преследуя цель «там он будет лучше всех», нужно быть готовыми к тому, что этот шаг принесет множество проблем, прежде всего ребенку.

В такой ситуации единственный выход — отдать ребенка в школу, где есть хотя бы профильные классы. Для старшего подросткового возраста характерным проявлением одаренности является самовыражение в поэтическом и литературном творчестве. В подростковом возрасте также обнаруживается детская одаренность в специальных научных областях.

Обратите внимание

Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей.

Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание.

Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет.

Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания.

Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.

Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу.

Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми.

Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность — талант наслаждаться самим творческим процессом.

Важно

Одной из особенностей работы с одаренными детьми в школе психологи называют сложности в поведении и деятельности таких учеников вследствие нарушений функциональной организации психических процессов. Это проявляется отставанием в учебе, а также проблемами в коммуникативном процессе.

Нередко дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное интеллектуальное развитие, плохо адаптируются к школьному коллективу, эмоционально неустойчивы и инфантильны. Это может свидетельствовать о нарушениях аффективного развития и в определенных обстоятельствах привести к психическому заболеванию.

При этом одаренные дети практически не переносят физической и интеллектуальной нагрузки. Это говорит о проблеме одаренных детей в саморегуляции, так как они способны заниматься только единственным родом деятельности, которая и составляет сущность их одаренности.

Эти дети обладают великолепной памятью и с легкостью усваивают практически любой материал, но только в определенной области знаний. Это может быть математика, биология, физика, химия и прочие науки.

Статья прочитана 4 695 раз(a).<\p>

Источник: https://vkapuste.ru/?p=7864

Ссылка на основную публикацию