Развивающие занятия для детей 8 лет: как развить внимательность, память и логику у ребенка

Примеры задания ☀ для детей 7 8 лет для ☀ интеллектуального развития ☀ Рабочие методики

Задания для детей возраста 7 8 лет должны быть направлены на комплексное развитие его психологических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения и мышления.

Важной задачей развивающих занятий также является подготовка ребенка к сложным предметам школьной программы (например, математика, чтение и т.д.)

Дети 7-8 лет с удовольствием включается в интеллектуальные игры

Интеллектуальные игры

Младший школьный возраст — особенности

«Цветовая угадайка»

Для занятия понадобится набор гуашевых красок чистых цветов (красный, жёлтый, синий, зеленый). Желательно также, чтобы в наборе присутствовал черный и белый цвет.

Игра Цветовая угадайка

Необходимо выбрать несколько красок и при помощи палитры смешать их между собой. Задача ребенка – определить, из каких цветов составлен тот или иной оттенок, а затем – получить точно такой же.

Если в игре принимает участие несколько человек, можно предложить им поочередно составлять различные оттенки одного и того же цвета.

Такие задания для детей в возрасте 7-8 лет также хорошо развивают зрительную чувствительность.

«Шумящие коробочки»

Для занятия нужно подготовить два набора одинаковых коробочек по шесть штук в каждой. Каждая из коробок имеет определенный наполнитель – это может быть песок, мелкие камни, различные крупы.

Они способны издавать различный шум – от самого тихого до громкого. Задача ребенка – послушать как шумит коробочка из первого набора и подобрать к ней аналогичную из другого, сравнивая их и предлагая найти похожую.

В конце игры каждая из коробочек должна иметь свою пару.

Шумовые коробочки могут быть и баночками

«Составь слово»

На листе бумаги записываются буквы, из которых ребенку предстоит составить цельное слово. Для этого разрозненные буквы необходимо будет выставить в правильной последовательности.

Игра Составь слово из предложенных букв

Например:

  • з, а, в, а         (ваза);
  • с, а, р, о         (роса);
  • к, о, р, у         (урок);

«Буквы и цифры»

Ребенок последовательно называет буквы алфавита и соответствующие им цифры (например – А1, Б2, В3, Г4 и т.д.). Занятия для детей младшего школьного возраста 7 8 лет такого типа также можно усложнить, называя последовательно то только четные, то только нечетные числа. Это позволит детям подготовиться к устному счету — математика для детей 7 лет является одним из самых трудных предметов.

Игрушечные буквы и цифры помогают в школьной учебе

«Где прячутся игрушки?»

Для задания игрушки расставляются по комнате. Задача ребенка – сначала найти спрятанные вещи, а затем сказать, где они находятся, указав их местоположение относительно других предметов мебели и используя понятия «сверху», «снизу», «над», «под», «в», «на».

«Составь предложение»

Ребенку предлагаются наборы по три слова, из которых ему нужно будет составить предложения. Детям младшего возраста можно предложить простые слова; ребенок более старшего возраста может получить в свое распоряжение для задания абсолютно не связанные между собой понятия. Это активизирует его мышление, заставляя мыслить нестандартно.

Игра Составь предложение с этими словами

«Расскажи, что ты запомнил»

Ребенок получает картинку, на которой изображено большое количество мелких предметов. Задача – в течение определенного времени запомнить все предметы и спустя некоторое время ответить на вопросы по картинкам.

Карточки на запоминание изображений надо показывать несколько минут

«Сосчитай предметы»

Родитель демонстрирует ребенку изображение, на котором нарисовано большое количество различных предметов. Задача ребенка – запомнить их, а затем сказать, что именно было изображено на картинке и в каком количестве.

Особенности памяти младших школьников

Нравственное воспитание младшего школьника

Проявляя заботу об интеллектуальном развитии ребенка, не стоит забывать о том, что нравственное развитие играет ничуть не меньшую роль в его воспитании.

«Азбука хороших манер»

Ребенку предлагается вспомнить все известные ему «добрые» слова, обозначающие положительные человеческие качества, начинающиеся на ту или иную букву алфавита. Например, «А» — аккуратный, «Б» — бодрый и т.д. После того, как весь алфавит будет проработан, ребенку можно предложить сказать эти добрые слова друзьям, близким и т.д. Или проработать ситуации, в которых их можно употребить.

Игра Хорошие манеры нравится всем детям

«Карусель»

Упражнение удобно проводить в небольших группах детей. Участники встают парами друг напротив друга (если в игре участвует небольшое количество детей, одного можно вывести вперед). Задача – представить партнера в виде какого-либо предмета искусства, приписать ему необычные способности или силы

Пример: «Если бы я нарисовал тебя на картине, ты был бы…», «Если бы я написал тебе песню, она была бы…», «Если бы ты стал волшебником, ты был бы…».

Игра Карусель — для группы детей

Рекомендации по проведению развивающих занятий

  1. Развитие ребенка в возрасте 7 8 лет проходит достаточно интенсивно. Поэтому очень желательно чтобы задания, которые даются им, затрагивали не одну конкретную функцию, а целый комплекс (например, внимание и память, мышление и восприятие). Благодаря этому даже такие сложные для восприятия предметы как математика, русский язык и т.д.

    будут даваться ребенку значительно легче.

  2. Поскольку ребенок еще не отошел от игры как ведущего вида деятельности, важно проводить занятия в непринужденной, максимально комфортной для него обстановке.

Простые развивающие занятия для детей 7, 8, 9 лет не требующие наличия специальных навыков, очень легко провести в домашних условиях.

Организовывая досуг ребенка, они как нельзя лучше способствуют его комплексному и всестороннему развитию. И школьные предметы – русский язык, чтение, математика – будут легко поддаваться ему в будущем.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/intellektualnoe-razvitie-7-8-let.html

Развиваем внимание у детей: 15 игр, 3500 заданий и упражнений, которые понравятся детям и взрослым

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.

Выбирайте игры и задания по возрасту

детям 4-5 лет  |  6-8 лет  |  9-10 лет

Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет

Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.

Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания

Перед началом игры установите правила: — нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;

— нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи,

Чайки и моржи.

Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания

Источник: https://logiclike.com/razvitie-rebenka/vnimanie

Как развить память у ребенка 8 лет — особенности, эффективные способы и рекомендации

Дом и семья 24 октября 2017

Познавательные способности по накоплению, сохранению и воспроизведению информации и навыков – это и есть память. Очень важно тренировать её с самого раннего детства. Даже без приложения особых усилий у ребенка с каждым годом улучшается эта способность.

Это обуславливается тем, что в процессе взросления он учит важные и необходимые для него навыки: ползание, хождение, запоминание слов и т. д. Однако это не означает, что ему не нужно тренировать познавательные способности.

В данной статье ответим на вопрос о том, как развить память у ребенка в 8 лет.

Виды познавательных способностей

Замечали ли вы, что каждый человек по-разному запоминает ту или иную информацию? Это связано с корой головного мозга и её отделами, которые при этом задействуются.

Выделяют: двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую память. В то же время она может быть кратковременной, оперативной или долговременной.

С другой стороны, способности к запоминанию также зависят от той или иной модальности – слуховой, зрительной, двигательной, тактильной.

Обратите внимание

Людям, обладающим наглядно-образным типом памяти, легче запомнить цвет, звуки, лица и любые другие наглядные образы. Словесно-логическое мышление основывается на базе языковых средств, анализе событий и ситуаций. Таким людям сложно запомнить информацию, которую они не понимают.

Они привязывают её к определенным событиям и навыкам. Для того чтобы узнать, как развить память у ребенка 8 лет, нужно выяснить, какими видами познавательных способностей он обладает. Важно отметить, что любой из вышеописанных типов можно совершенствовать на протяжении всей жизни.

Какие познавательные способности необходимо совершенствовать

Существует мнение, что нужно улучшать тот тип памяти, который у ребенка слабо развит. Но данная теория не всегда находит свое подтверждение. Допустим, ребенок обладает словесно-логическим мышлением. Вся информация, которую он запоминает, поддается анализу.

Есть ли необходимость в таком случае развивать образную память? В любом случае необходимо адаптировать ребенка под его мышление и развивать в этом направлении. Так, лучше всего тренировать слуховую, зрительную, двигательную и тактильную память. Для каждого из видов существует масса способов.

Рассмотрим их подробнее.

Видео по теме

Воспроизведение слуховых образов

Как развить память у ребенка 8 лет? Для начала необходимо проверить, насколько хорошо ребенок владеет этим навыком. Так, назовите подряд 10 слов, не связанных между собой.

Например: стол, книжка, крокодил, чашка, телефон, майка, ковер, шкаф, чайник, тетрадь. Теперь попросите ребенка повторить их. Если больше половины слов названы – это отличный результат.

Можно продолжить тренировку до тех пор, пока ребенок не будет повторять 8-9 слов.

Еще одно интересное упражнение – продолжение фразы. Вы говорите простую фразу: «мы зашли в магазин». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «мы зашли в магазин и купили банан». Теперь ваша очередь, вы повторяете то, что он сказал, и добавляете что-то от себя. Проиграет тот, кто ошибется и не сможет повторить.

Зрительная память

Зрительные образы – достаточно важная составляющая, без которой сложно обойтись в жизни. Для детей этот навык также является необходимым.

Как развить память у ребенка 8 лет, делая уклон именно на зрительные образы? Для начала необходимо проверить способности. Для этого существуют специальные рисунки «найди отличия».

Если ребенок отыщет меньше половины, значит, его зрительную память необходимо развивать.

Упражнений существует огромное множество. Конечно же, все они связаны с зрительными образами. Можно каждый день давать ребенку картинку. Пусть внимательно посмотрит на неё в течение 5 минут.

Затем забирайте изображение, и пусть ребенок назовет то, что он запомнил, в мельчайших деталях. Вы удивитесь, но с каждым днем он будет становиться внимательнее и запоминать больше образов.

Если у ребенка есть способности к рисованию, пусть изображает то, что он запомнил.

Двигательная память

Этой познавательной способности соответствуют трудовые навыки. Именно в восьмилетнем возрасте очень важно развивать у ребенка память и внимание. Как это сделать? В этом возрасте ребенку очень интересно посещать различные секции.

Это и будет наилучшей тренировкой двигательной памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение двигательных операций помогут ребенку усовершенствовать свои навыки.

Это может быть: плавание, танцы, волейбол, футбол и другие популярные виды спорта.

Тактильная память

Ощущения и прикосновения называют одним очень известным термином — моторика. Такая двигательная активность очень тесно связана с мыслительными процессами. Недаром для развития речи маленьким детям предлагают перебирать мелкие предметы.

Как развить у ребенка память и внимание при помощи тактильных ощущений? Есть специальные упражнения. Например, на небольшие дощечки наклеивают самые разные материалы (бумагу, металл, ткань). Ребенку закрывают глаза и предлагают пощупать их.

Он должен угадать, на какой из дощечек какой материал.

Важно

Еще одно замечательное упражнение: «пощупай меня». Закройте ребенку глаза и предложите потрогать любую фигурку. После этого заберите её, развяжите глаза и попросите нарисовать то, что он только что держал в руках. Данное упражнение развивает не только тактильную память, но и воображение.

Многих родителей интересует вопрос о том, как развивать память у ребенка от рождения. Именно тактильные познавательные способности помогут малышу в этом деле. В. А Сухомлинский утверждал, что «на кончиках пальцев находится ум ребенка». Так, при развитии мелкой моторики активизируются определенные отделы головного мозга, в том числе и те, которые отвечают за речь.

Развитие внимания

Данное качество характеризует процесс фильтрации поступающей информации. Ребенок, у которого хорошо развито внимание, способен выделять конкретные объекты и процессы и лучше запоминать их суть. Проблема многих школьников кроется не только в плохой памяти, но и в невнимательности. Эти два качества всегда должны развиваться одинаково.

Возьмем, к примеру, школьный предмет, который многие дети не особо любят – литературу. Учитель то и дело заставляет учить стихи, а ребенку так сложно их запомнить. Весь секрет кроется в том, что у школьника не только плохая память, но он также невнимателен.

Для того чтобы легче запомнить произведение, стих или даже правило, его нужно понять. В свою очередь, необходимо выделить главный объект. Анализ произведения или стиха очень легко выполнить внимательным детям.

Они быстро улавливают суть, и тогда заучить наизусть не составляет труда.

Упражнения на развитие внимания

Игры на развитие внимания и памяти у детей достаточно интересны и увлекательны. С их помощью можно не только улучшить навыки ребенка, но и хорошо провести время всей семьей.

Так, например, достаточно интересна такая игра. Для неё понадобятся карточки с рисунками (в крайнем случае можно обойтись обычными игральными, если ребенок с ними знаком). Итак, выберите 5 карт и разложите их в ряд.

Пусть ребенок посмотрит и запомнит их. Теперь уберите их к остальным и попросите его разложить всё так же, как и было до этого.

Такое упражнение тренирует память и внимание, ведь ребенку необходимо не только запомнить карты, но и сложить их в таком же порядке.

Как развить у ребенка память и внимание? Еще одна увлекательная и популярная игра – «Жук». Для этого необходимо нарисовать поле 6 х 6 клеточек. В одной из них нарисуйте маленького жука. Ваше задание — говорить, «куда ходит насекомое». Например: жук двигается на 2 клеточки вверх, потом одну влево и одну вниз.

Ребенок должен мысленно следить за перемещениями, не используя для этого палец или ручку. После 4-5 ходов спросите его о том, где теперь находится жучок. Такой тренажер для памяти отлично подходит детям с 5-6 лет. В эту игру можно играть и всей семьей. Один человек – ведущий, который говорит ходы, а остальные мысленно следят за перемещениями. Проигрывает тот, кто первый сбился.

Секреты хорошей памяти

Как улучшить память ребенка? Обзор способов, описанных выше, может быть полезен при ежедневных тренировках, но что если что-либо нужно запомнить срочно? Есть свои хитрости и секреты.

Задумывались ли вы, почему одни дети буквально схватывают на лету информацию, а другие, в свою очередь, не могут запомнить даже одно предложение? Всё дело в том, что у большинства деток в возрасте 8 лет преобладает образная и эмоциональная память. «Что делать и как развить память у ребенка в таком случае?» — спросите вы.

Ответ лежит на поверхности. Попробуйте заинтересовать ребенка. В информации, которую нужно выучить, пусть он находит что-то интересное для себя. Конечно же, в первую очередь необходимо поинтересоваться, всё ли понятно ему из того, что требуется выучить. Согласитесь, сложно запомнить то, чему нет логического объяснения.

Совет

Задали выучить стих про птиц? Не проблема. Сядьте с ребенком перед компьютером и откройте интернет. Покажите и расскажите ему об этих птицах. Затем начинайте учить стих.

Прочитали первую строку? Отлично, пусть ребенок её сам озвучит и, закрыв глаза, представит перед собой. Затем вторую, третью и т. д.

Зрительные образы, возникающие в его голове, закрепят те строчки, которые он читал, и выучить будет гораздо легче.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/254703/

Как развить логику у ребенка: советы, игры, задания

В упрощенном понимании логика – синоним ума, то есть это умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво. Этим и объясняется интерес к вопросу «Как развить логику у ребенка?»

Важность раннего развития и обучения

Человек, обладающий развитой логикой, выгодно выделяется из «серой массы» здравым смыслом и рационализмом, и как правило, добивается в жизни успеха.

Развить логику у ребенка– значит, во-первых, обеспечить понимание им причинно-следственных связей между явлениями, процессами и действиями, а во-вторых, сформировать в нем способность к анализу окружающей действительности.

Поскольку логика – это не конкретный навык или умение, а мышление, образ мыслей в целом, то для того, чтобы развить ее у ребенка, необходимо с самого раннего возраста приучить его к «интеллектуальному образу жизни». Всячески стимулируйте любознательность малыша: покупайте ему развивающие детские игрушки, конструкторы, пазлы; практикуйте упражнения для развития пытливости детского ума.

Как считают японцы (и с ними трудно не согласиться), дети до 3-х лет более склонны к восприятию информации, поскольку не наделены теми принципами, комплексами и условностями, которыми мы сами их награждаем впоследствии. А с 3-х лет влияние внешних установок начинает сказываться…

Поэтому очень важно много разговаривать с младенцем уже с первых месяцев его жизни. Рассказывайте ему об окружающей его обстановке, предметах, обсуждайте с ним свои текущие дела – не считайте, что кроха все равно ничего не понимает. Очень скоро вы не только увидите с его стороны осознанный взгляд, но и услышите меняющий интонации лепет, который вскоре сменят первые слова и предложения.

Не сюсюкайтесь с малышом, не используйте в своей речи уменьшительные, грамматически неправильные или несуществующие слова (типа «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла» или «топ-топ» вместо «пошел»). Старайтесь, по возможности, общаться с чадом на равных, и тогда его умственное взросление наступит раньше общепринятой возрастной нормы.

Детям от природы свойственно любопытство. Они пытливы и неугомонны в своих вечных вопросах. Даже если вы устали и у вас нет настроения, постарайтесь все же скрыть раздражение и терпеливо ответить на все детские вопросы. Не злитесь, не нервничайте и отвечайте с улыбкой. Только с вашей помощью кроха сможет создать себе в уме реальную картину окружающего мира.

Логические игры для дошкольников

Самый эффективный способ развить логику ребенка — проведение с ним игр. Ведь только то, что интересно и весело, запоминается лучше всего. Логические игры развивают память, расширяют кругозор, учат самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, исключать, выявлять аналогии и анализировать.

Возьмите несколько разноцветных и разного размера мячиков и кубиков. Попросите малыша ответить, чем отличается, например, синий мячик от синего кубика, и что у них общего. По аналогии сравните синий мячик и красный мячик и т. д.

Положите несколько игрушек в коробок (или непрозрачный пакет). Пусть ребенок, не вытягивая игрушки, взяв ее в руки, назовет, что это за игрушка и какой она формы.

Обратите внимание

Логика тесно связана с математикой. Чем раньше вы начнете развивать в ребенке математические способности, тем проще и легче ему будет учиться в будущем. Начинайте учить малыша счету уже с 1,5-2-х лет.

Прекрасно развивает логику пособие геометрические фигуры на магнитах, предназначенное для детей от 3-х лет. С ним можно проводить такие игры:

  1. «Отыщи фигурку». Выложите перед дошкольником геометрические фигуры. Дайте задание найти только многоугольники. Попросите сосчитать, сколько углов и сторон у каждого из них. Пусть ребенок назовет оставшиеся геометрические фигуры.
  2. «Сложи по группам». Разложите перед малышом геометрические фигуры и предложите найти и сложить по группам все круги, все овалы, все квадраты и т. д.
  3. «Найди лишний предмет», или «Четвертый лишний». Разложите перед малышом разноцветные геометрические фигуры одной формы и одну фигуру другой формы. Попросите найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.
  4. «Что у нас общего». Предложите малышу найти фигуры, одинаковые по цвету, но разные по форме. Пусть назовет эти фигуры, сравнит, что у них общего.
  5. «Геометрические узоры». Предложите дошкольнику составить из разных геометрических фигур узор. Спросите, из каких фигурок состоит узор? Какую фигуру он образовал? Попросите дать название новым фигурам.
  6. «Фигурки-строители». Выложите перед малышом контурное изображение предмета, составленное из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Попросите ребенка выложить такое же изображение.
  7. «Запомни и опиши». Показывайте малышу геометрические фигурки в течение 1-2 минут. Он должен запомнить изображения и описать увиденное устно.

Очень интересна игра на ассоциации, развивающая наблюдательность, внимание, воображение. Вы рисуете геометрические фигуры, а ребенок должен сказать, с какими предметами у него ассоциируется та или иная фигура.

 Затем объединяйте разные фигуры в общий рисунок, и пусть малыш назовет изображенный объект.

Например, добавив в прямоугольнике окошки, получим домик, а соединив вертикальными линиями два горизонтальных овала, получим стакан.

Нарисуйте равносторонний треугольник, а рядом с ним – горизонтальный овал, у которого больший диаметр равен стороне треугольника. Спросите ребенка, какой, по его мнению, получится предмет, если объединить эти два рисунка (колпак). Сообщите, что такая объемная геометрическая фигура называется конусом. Такая игра отлично стимулирует пространственное восприятие и воображение.

Можно рисовать геометрические фигуры на спинах друг друга пальцем: один рисует — другой отгадывает.

Логические игры хороши тем, что многие из них не требуют особых временных затрат или определенного места. Играть можно во время поездки в общественном транспорте, в очереди в поликлинике или просто идя по улице во время прогулки.

Для самых маленьких деток подойдет игра на противоположности. Вы начинаете предложение, а кроха заканчивает. Например, слон большой, а мышь -…, летом тепло, а зимой — …, лед твердый, а снег — … .

Важно

Интересна также игра «Отгадай загаданное» по наводящим вопросам, требующим однозначного ответа «да» или «нет». Например: — Это живое? – Да. — Зверь? – Нет. — Птица? – Да. — Чирикает? – Нет.

— Голубь? – Да.

Источник: http://wellness.co.ua/article/kak-razvit-logiku-u-rebenka-sovety-igry-zadaniya/

Занятия по развитию памяти и внимания у детей 3-4-5-6 лет

Формирование базовых функций высшей психической деятельности ребенка напрямую влияют на его успешную активность в социуме. Произвольная память и внимание — это обязательные составляющие процесса познания, именно они обеспечат ребенку хорошую успеваемость в школе и успешность в любой деятельности.

Возрастные нормы

  • До года у детей превалирует моторная память. Они лучше всего запоминают и могут воспроизвести повторяющиеся действия и движения.
  • От года до двух происходит активное развитие нервной системы. Ребенок запоминает окружающих людей (помимо членов семьи), события, эмоциональные переживания. Кстати, «воспоминания детства» — то, что для взрослых людей олицетворяет чувство детского счастья, — как правило, относятся к этому возрасту.
  • Однако до 4 лет у детей память и внимание являются непроизвольными. Яркие предметы, сильные эмоции привлекают внимание и запоминаются сами собой. Специальных техник и методик для запоминания и удержания внимания дети пока не знают и пользоваться ими не могут.
  • В дошкольном возрасте — от 4 до 6-7 лет происходит большой рывок в развитии психических функций. Появившаяся возможность самоконтроля позволяет ребенку развивать произвольные внимание и память.

Нарушения внимания и памяти

Родителям следует обращать внимание на то, как развиваются у ребенка функции высшей нервной деятельности. Непроизвольные процессы удержания внимания и запоминания не поддаются контролю, а произвольную память необходимо развивать.

Нарушения памяти и внимания неизбежно влияют на способность к обучению, а значит отразятся и на общем интеллектуальном развитии.

На что обратить внимание:

  • Ребенок рассеян, небрежен в выполнении заданий.
  • Не может сконцентрироваться на одном деле, отвлекается на мелочи.
  • Ему сложно выполнить ряд последовательных действий, заданных взрослым. В 3 года ребенок способен запомнить и воспроизвести 4-5 таких «шагов» (пойти на кухню, взять со стола ложку, вернуться в комнату, постучать ложкой по двери, подойти к маме и т.д.), после 4-х лет количество действий, которые он может запомнить возрастает до 5-6 и выше.
  • Еще одним признаком является возможная нелюбовь к настольным играм — они также требуют сосредоточенности.

Упражнения для развития памяти и внимания

Запоминать и сосредотачиваться ребенку нужно учить. Большую поддержку могут оказать занятия со специалистами, которые помогут развить эти функции. Однако существует масса игр и упражнений, благодаря которым родители могут заниматься с детьми самостоятельно. Главное — желание и регулярность.

Читайте также про развитие речи у детей в 3-4 года и развитие фонематического слуха.

Игры для детей 2-3 лет

  • Прятки во всех вариантах — от прячущейся под платочком мамы до запрятывания игрушек по комнате. Неизменно вызывает радость у детей, при этом активно развивает память, внимание, логику.
  • «Кто пропал?» Игрушки ставятся в ряд, после чего ребенок на мгновение отворачивается, а взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — угадать, кого нет на месте.
  • Вариации этой игры — поставить новую, дополнительную игрушку или поменять их местами, предложив ребенку восстановить порядок.
  • «Где ошибся художник?» Предложите ребенку «неправильную» картинку. Пусть он найдет, что нарисовано не так, как должно быть — корабли, летящие в небе, машина без колес и т. д.
  • «Делай как я» — называйте какое-либо действие, проговаривая его вслух («я шагаю», «я машу руками»), а ребенок должен повторять ваши движения. Превратите игру в «Путаницу» — говорите одно, а делайте другое.

Игры для дошкольников:

  • «Найди отличия». Дети с удовольствием разглядывают картинки, отыскивая, чем они отличаются друг от друга. Вы сможете подобрать такие задания как в интернете, так и в детских журналах и книгах с развивающими заданиями. Упражнение стимулирует как внимание, так и память.
  • Классическая игра «Съедобное-несъедобное» не только очень веселая, потому что в ней можно случайно «съесть» нечто невероятное, но и в вязи с тем, что она стимулирует внимание и быстроту мыслительной деятельности. Не откажите себе в удовольствии сыграть с ребенком!
  • «Вспомни все» — предложите ребенку закрыть глаза и по памяти рассказать, во что одет водящий, где лежит любимая игрушка, какие предметы мебели находятся у него за спиной или перед ним и т. д.
  • «Цепочка слов» — назовите любой предмет (например, стол), ребенок должен повторить слово и назвать еще одно, свое (стол, телефон), взрослый повторяет уже два слова и снова добавляет к ним еще одно. Играйте, постоянно удлиняя цепочку слов.

Игры для младших школьников:

  • Карточки «Memori» или «Пары» в этом возрасте пользуются большой популярностью. Играть в них можно он-лайн в интернете или купить (сделать самим). Сначала ребенок смотрит на открытые карточки, запоминая, где какая расположена. Затем карточки переворачиваются вверх рубашкой и по памяти нужно открывать парные карты.
  • Нестареющая классика — игра «Да и Нет не говорите». Ее наверняка помнят родители и даже бабушки и дедушки. Барыня прислала 100 рублей, Что хотите, то берите, Да и нет не говорите, Черный с белым не берите!Вы поедете на бал?
  • Задавайте провокационные вопросы, чтобы «вырвать» ответ, который нельзя не говорить. Обязательно поменяйтесь с ребенком местами, пусть он тоже постарается вас «поймать».
  • «Повтори за мной» — предложите ребенку воспроизвести нарисованный на бумаге узор или фигуру, сложенную из спичек. Чтобы усложнить задание, показав фигуру, закройте его бумагой, пусть процесс воспроизведения проходит по памяти.

Вспомните старый школьный «Морской бой», научите отпрыска играть в шашки и шахматы, играйте вместе! Такие развивающие задания обязательно понравятся ребенку. Конечно, они отнимут у взрослых некоторое время от домашних дел или отдыха после работы, однако наградой для вас обоих станут отличные результаты и прекрасные дружеские отношения с сыном или дочкой.

Записаться на консультацию

Источник: http://karkusha.su/zanyatiya-po-razvitiyu-pamyati-i-vnimaniya-u-detey/

Как развить у ребенка логическое мышление?

По мнению психологов, уровень интеллекта ребенка на 70% зависит от наследственности. К чему это? Во-первых, вы как родитель, можете прикинуть стартовые данные вашего чада.

Во-вторых, помните, что вы можете помочь ребенку повысить его способности еще как минимум на 30%.

В-третьих, с базовым уровнем интеллекта ребенка можно и нужно регулярно работать – прививать ему привычку размышлять логически.

Мотивация для родителей

Как развить у ребенка логическое мышление? Надо с ним заниматься. Немного: хотя бы по 10-20 минут в сутки, но ежедневно и на протяжении длительного периода. Зачем?

  1. Способность проводить анализ убережет его от опасных для его жизни действий.
  2. Решение задач, отгадывание загадок, выполнение различных заданий на логику – это помимо основной цели еще и просто интересное полезное занятие, которое занимают детский досуг и отлично отвлекает ребенка от чрезмерной праздной скуки (капризов, переедания, мелких пакостей, баловства).
  3. Мало кто связывает понятия логики и интуиции. На деле же последняя является не чем иным, как отработанным до автоматизма навыком мыслить логически. Человек не всегда сознательно фиксирует окружающие факторы (нервное поведение окружающих, маневры людей или машин), но их отмечает его подсознание. И в нужный момент у тех, о ком говорят «с хорошей интуицией» эти упущенные из внимания, но «записанные» в подсознании моменты формируются в решение «туда не ходить, это не брать». Логическое мышление позволяет развить способность действовать интуитивно правильно при принятии решений даже в самых непростых жизненных ситуациях.

Семейные занятия: прививаем ребенку любовь к логическим задачкам

Если родители, крестные, тети и дяди, бабушки или дедушки найдут для себя ответ, как развить логику ребенку в 6 лет, они заранее решат другую серьезную проблему – низкая успеваемость в первых классах. Все мы помним, как тяжело даются первые уроки после детского сада, где нагрузка была минимальной.

Дети с развитым мышлением быстрее воспринимают информацию, лучшее ее запоминают, учатся легко и с удовольствием. Какой взрослый не пожелает своему продолжению такой «участи»?

Плюс еще и в том, что сама «работа» по подготовке дошкольника к первому классу (создание базы, на которую легко «ляжет» школьная программа) не является педагогической. Это должна быть игра. Варианты:

  • семейные партии в шахматы, шашки, нарды, настольные игры;
  • тренинг для мозга – обучение ассоциативной памяти, построение логических цепочек, всевозможные игры в «Чепуху», «Крокодила», «Города»;
  • задачи и загадки на логику для детей – вот отличная подборка.

Родителям стоит понимать: хороши все методы, но эффективнее всего работает их комплекс. Шахматы и ребусы – это первый уровень, развитие последовательного мышления и базовых навыков логического мышления. Такие игры всем хороши, кроме одного: они не учат ребенка мыслить абстрактно (в уме, используя воображение). А последний способ мышления самый эффективный для развития интеллекта.

Решение логических задач

Построение логических цепочек на абстрактное мышление работает хорошо, но это только разминка для мозга. Она нужна и важна, но основной эффект дают все-таки полноценные занятия с разнообразными задачами.

Для многих взрослых логические задачи уже стали настоящим хобби. Того же результата можно добиться и с ребенком, если подобрать для него задания нужного уровня сложности. Ключевые правила занятий:

  • постепенное наращивание уровня: как только замечаете, что ребенок легко решает конкретный тип задач, – усложняйте;

Источник: https://www.znaikak.ru/kakrazvityrebenkalogicheskoemishlenie.html

Как улучшить память ребенку?

Что самое важное в развитии дошкольника? В числе первых ответов на этот вопрос — научить его читать, считать и писать. А вот о том, что до поступления в школу важно развить память у ребенка, скажут немногие.

Но ведь ее совершенствование именно в этом возрасте – до 6 лет – очень важно для полноценного овладения всеми навыками. Однако это вовсе не означает, что детям-школьникам не нужно упражняться в запоминании: тренировать память нужно и в 8 лет, и в 10 лет, да и вообще в любом возрасте!

Развитие памяти у ребенка представляется очень важным процессом. Без способности к запоминанию все попытки научить человека чему-либо были бы тщетны, ведь каждый раз приходилось бы начинать сначала. Более того, именно хорошая память лежит в основе познания во всех областях жизни, включая социализацию.

Что составляет основу хорошей памяти ребенка?

За способность к запоминанию и у малыша, и у взрослого отвечает головной мозг. Соответственно, чтобы память ребенка работала безотказно, необходимо заботиться о том, чтоб мозговые клетки получали достаточное количество кислорода, а также постоянную интеллектуальную нагрузку (но не перегрузку, что особенно важно, если малыш уже учится в школе).

Кроме того, важно давать ребенку необходимый полноценный отдых. Обеспечить все это можно, придерживаясь здорового образа жизни:

  • необходимый объем кислорода обеспечат активные игры на свежем воздухе и занятия спортом;
  • отдохнуть мозгу даст возможность правильный режим дня, в котором обязательным пунктом является продолжительный сон;
  • не менее важно для работы мозга общее состояние детского организма, поэтому пристальное внимание следует уделять питанию, включая в рацион рыбу, листовые овощи, грецкие орехи, фасоль и бананы, дыню и абрикосы, зеленый чай. Не забывайте о питьевом режиме и при необходимости проведите малышу курс приема поливитаминов;
  • интеллектуальную нагрузку мозгу дадут маленькие «тренировки» – обсуждения, загадки, задачки, чтение (в том числе многократное), а также специальные игры и упражнения, о которых мы расскажем ниже.

Психологи утверждают, что на работу детской памяти заметно влияет климат в семье. Так, если взаимоотношения между членами семьи хорошие и родители не стесняются в выражении любви к своим чадам – обнимают, целуют, хвалят – у детей проявляются высокие способности к запоминанию информации.

Прекрасный эффект покажет совместное чтение родителей с малышом. Не бойтесь перечитывать сказки и стихи снова и снова, тем более если ребенок просит вас об этом сам. Повторение – еще один плюс в копилку памяти.

Положительно влияет на работу мозга и смех, активизируя определенные участки этого органа, отвечающие, в том числе, за обучаемость.

Игры для улучшения памяти и внимания у детей

Помимо здорового образа жизни, чтения и загадок, улучшить память ребенка позволяют интеллектуальные игры, а также упражнения на запоминание, ассоциации и развитие мышления.

Наиболее популярные из них:

  1. «Фотоаппарат». Эта игра имеет множество вариаций. Суть ее в том, чтобы предоставить ребенку определенное количество предметов (игрушек, картинок и так далее). Затем, когда малыш отвернется, поменять некоторые из них местами, после чего попросить игрока подумать и сказать, что же изменилось. В усложненном варианте перед малышом предметы выстраиваются не по одному в ряд, а попарно или даже в композиции.
  2. «Снежный ком». У этой игры также есть варианты. Традиционно подобная игра проводится при знакомствах в детских коллективах: первый игрок называет свое имя, второй повторяет его и называет свое, и так далее. В уже сложившихся детских группах популярен вариант этой игры под названием «Продуктовый магазин»: первый игрок говорит «Я иду в продуктовый магазин и покупаю…», второй повторяет фразу первого и добавляет свою «покупку».
  3. «Мой день». Суть игры заключается в том, чтобы ребенок описал заданную часть своего дня, включая такие мелочи, как цвета и запахи.
  4. «Ассоциации». Взрослый называет слово, а ребенок озвучивает свои ассоциации с ним.

Не менее эффективно способствуют развитию памяти и обычные логические игры – шашки, шахматы. Причем в них обычно очень охотно включаются не только дошкольники, но и более старшие дети.

Стоит отметить, что подобные игровые занятия несут большую пользу не только для детской памяти и мышления. Они также помогают развить внимание у ребенка, что в дальнейшем облегчит ему и повседневную жизнь, и обучение в школе.

Приемы и упражнения для развития детской памяти

Если ребенку интересен материал, который требуется (или даже не требуется) запомнить, он крепко впечатается в его голову, — это известно всем родителям. Однако  во время обучения в школе детям приходится запоминать массу информации, которая «интересностью» не отличается.

Тут на помощь могут прийти разнообразные приемы:

  1. Использование ритма и музыки. Этот способ хорошо подходит для запоминания номеров телефонов, различных правил и стихов.
  2. Визуализация. Любую информацию, которую необходимо запомнить, можно связать с каким-то знакомым ребенку образом, персонажем и т. д. Также ее можно зарисовать в виде схемы (особенно это хорошо помогает в средней школе).
  3. Словотворчество – придумывание рифмовок, считалочек, использование повторяющихся звукосочетаний и даже стихотворений (например, для запоминания таблицы умножения). Этот прием прекрасно подходит младшим школьникам, а запомнившиеся стишки остаются незабвенными всю жизнь.

Использовать все возможности для развития памяти ребенка – важная задача для родителей. Приятным результатом станет не только успешность малыша в обучении, но и улучшение собственной способности к запоминанию!

Источник: http://OtvetProst.com/706-kak-razvit-pamyat-u-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию