Рефлексы новорожденного: зрение и слух

Когда новорожденные начинают слышать и видеть: развитие зрения и слуха

Природа побеспокоилась о том, чтобы новорожденный малыш при появлении на свет не переволновался из-за внезапно нахлынувших видений, образов, сотен непонятных объектов и миллионов разнообразных цветов и оттенков. Согласитесь, это была бы слишком большая нагрузка на крошечный организм. В дикой природе детеныши всех животных и птиц рождаются слепыми и откликаются только на мамин голос. Люди — не исключение.

Слух новорожденного

Умение слышать и видеть у деток развивается с момента рождения плавно, постепенно открывая новые грани его зрительных и слуховых возможностей. Это очень увлекательный и интересный процесс, особенно для родителей крохи.

Когда начинает слышать

Слух у новорожденного ребенка развивается еще в утробе матери. Установлено, что ребенок начинает распознавать голоса еще на 16-17-й неделе беременности.

После рождения малыш может потихоньку узнавать многие звуки, которые он слышал, находясь у мамы в животике.

Узнает он быстрее всего мамин тембр голоса, а также учится различать интонацию, тембр и темп речи, звуки погремушек, любимые мелодии, под которые ему нравится засыпать.

Различие и реакция на звуки

Малыши после рождения слышат многие звуки, однако не на все реагируют. Они улавливают все частоты одновременно. Поэтому все звуки, доносящиеся вокруг малыша, сливаются для него в писк, которому он иногда пытается подражать, взвизгивая. Как правило, крохи хмурят бровки или вздрагивают при громких, резких звуках.

Мамин голос сразу успокаивает ребенка. Мелодии с постепенным ускорением и замедлением ритма благотворно влияют на слуховое восприятие малыша. В тот момент, когда ребенок начинает слышать, врачи рекомендуют включать классическую музыку, где звучит инструмент с высокой вибрацией, например флейта, колокольчики или арфа.

До трехмесячного возраста все малыши слышат звуки выборочно. К примеру, если ребенок увлечен разглядыванием погремушки, он может не обратить внимания на звук включившегося пылесоса.

Обратите внимание

Многих родителей удивляет, как крошка может спокойно спать, если соседи сверху делают ремонт и включили перфоратор. Природа позаботилась о том, чтобы на малыша не действовали раздражающие шумы даже в период бодрствования.

Замечали, что частенько вы не можете дозваться до своего любимого чада, когда тот увлеченно рассматривает в ручках какую-то игрушку? Это — норма. Они слышат только то, что им хочется. Рассмотрим, по каким критериям маме с папой понять, что со слухом у их новорожденного ребенка все в порядке.

Если звучит какой-то сигнал (стали разговаривать взрослые, запустили диск с музыкой, включили телевизор и т. д.), здоровый ребенок должен отреагировать на это любым из нижеприведенных способов:

  • активно машет ручками и ножками;
  • поворачивает головку в сторону звука;
  • ищет глазками источник голоса;
  • притихает, замирает, прислушивается, как бы пытаясь осознать, что изменилось;
  • вздрагивает при резких, громких звуках;
  • плачет, потому что испугался слишком громкого звука.

Наличие у ребенка таких реакций на звуковые раздражители говорит о правильно сформированном слуховом аппарате, поэтому не должно вызывать у родителей беспокойства.

Как проверить слух малыша

Существует несколько способов удостовериться, что у новорожденного в норме развит слуховой аппарат. По истечении 3-5 суток с момента рождения попробуйте хлопнуть в ладоши возле ушка вашего малыша.

Ребенок должен как-то отреагировать на хлопок: моргнуть, дернуться, повернуть головку. Также вы можете взять погремушку и потрясти ею рядом с левым ушком, потом с правым. Понаблюдайте, поворачивает ли младенец голову в сторону издающего звуки предмета.

Если ребенок проявляет подобные реакции на слуховые раздражители, значит, он прекрасно слышит.

Причины нарушений

Выявить нарушение слухового аппарата у деток до года очень сложно, особенно если эти отклонения незначительные или средней степени. Однако существует ряд симптомов и фактов, которые могут свидетельствовать о том, что кроха плохо слышит.

Причем нарушение слуха у новорожденного ребенка может развиться не только после рождения, но еще внутриутробно из-за различных заболеваний, которыми могла переболеть его мама.

Нарушения со слухом у новорожденного могут возникнуть из-за проблемных родов, а также если мама в период вынашивания ребенка:

  • заболела корью или краснухой;
  • употребляла алкоголь, наркотики;
  • принимала специфические токсичные медикаменты (антибиотики).

В роддоме врач-неонатолог наблюдает за реакцией новорожденного на громкий звук. Если ребенок не повернул головку, не вздрогнул или не заплакал, не моргнул — не проявил никакой реакции на внешний раздражитель, скорее всего, врач укажет на возможный риск развития тугоухости, врожденной или наследственной. Сами родители могут, наблюдая за своим растущим маленьким чудом, обратить внимание на ряд сигналов, которые будут свидетельствовать о наличии нарушений слуховой функции у ребенка:

  • резкие, громкие звуки остаются без внимания;
  • по достижении 4 месяцев малыш не реагирует на громкие звуки, музыку, музыкальные игрушки;
  • не обращает внимания на голос мамы, папы, близких родственников;
  • не издает свойственные младенцам звуки в 5 месяцев;
  • часто трогает себя за уши;
  • в 9 месяцев не может определить источник звука.

Важно! Если какие-либо из этих факторов нарушения слуха присутствуют у ребенка, необходимо пройти дополнительное обследование у сурдолога. Процедура занимает не более 10 минут. В ушко крохи вводят специальный наушник, который генерирует звуковые колебания, а на мониторе компьютера фиксируются показания реагирования того или иного уха на звуковые раздражители.

Как развивать слух

Поскольку слух у новорожденного ребенка развивается раньше зрения, то и приступать к тренировкам слухового аппарата можно еще до рождения. Рекомендуется 5 способов развивать слух у младенцев:

  1. Музыка. Включите спокойную, мелодичную музыку и возьмите ребенка на руки. Ходите по комнате, то приближаясь к источнику звука, то удаляясь от него.
  2. Погремушки. Не нужно сразу активно трясти погремушкой возле носа ребенка, это его только испугает. Стимулируйте слух ребенка плавным покачиванием игрушки, чтобы звуки были не резкими, а мелодичными. В дальнейшем можно усилить темп.
  3. Чтение и пение. Очень благоприятно влияет на малыша мамин голос, который может книжечку почитать, сказку рассказать, спеть колыбельную песенку. Чудесный способ развивать слух крохи.
  4. Звон колокольчиков. Можете повесить на кроватку колокольчики, периодически меняя их место расположения. Так малыш будет пытаться найти источник звука.
  5. Аудиоигрушки. Повесьте над кроваткой игрушку с постоянным звуковым сигналом. Пусть малютка к нему привыкнет за пару минут. Потом уберите на какое-то время. Затем тренировку можно повторить.

Важно! Очень важным для развития слуха является соблюдение гигиены ушек ребенка. Достаточно собрать сухим ватным тампоном или специальной ватной палочкой для новорожденных серу, собравшуюся в ушной раковине. Процедуру желательно делать не чаще 1-2 раз в неделю.

Зрение новорожденного

Родителям очень интересно знать не только, когда их малютки начинают слышать, но и как видят новорожденные дети. Зрение у новорожденных слабое, но уже позволяет им ориентироваться, когда день, а когда наступает ночь.

Также малыши могут увидеть крупные, яркие предметы. Ему будет очень интересно познакомиться с мамой. Все новорожденные крохи — дальнозоркие и различают предметы только на расстоянии 40 см.

Поэтому не стоит подносить погремушку к малышу слишком близко.

Когда начинает видеть

Ребенок начинает видеть сразу же после рождения. Это можно понять по сощуренным или долго закрытым глазкам. А иногда только родившийся малыш как будто «осмысленно» пытается смотреть на окружающий мир, всматриваясь в глаза мамы «умудренным» взглядом.

Что и как видит новорожденный

На самом деле, младенцы различают только яркие пятна света и размытые серые блики, все предметы — словно в густом тумане, зрение — расплывчатое. Сразу после рождения глазной анализатор не приспособлен к яркому освещению и пестрой цветовой гамме.

Когда ребенок начинает видеть, мир вокруг него после рождения предстает в однотонной гамме серого цвета. Цветовые рецепторы еще находятся в состоянии покоя. Нет у малютки пока и возможности видеть мир в трехмерном пространстве, так как стереоскопическое зрение у него не развито.

Только родившимся деткам очень сложно сфокусировать взгляд на одном предмете. Поэтому так часто взрослым кажется, что у малыша косят глаза. Взгляд блуждает по комнате, так как не может остановиться и сконцентрироваться на чем-то одном.

Задержать взгляд грудничок сможет ближе к четырехмесячному возрасту.

В 1 месяц малыш сможет выделять крупные предметы, лица родных на «размытом» сером фоне. В 2 месяца сможет следить за передвижением крупных объектов, концентрировать взгляд на одном предмете, но по-прежнему скользить дальше, не останавливая на нем взгляд.

Трехмесячный ребенок уже сможет различать красный и желтый цвет, внимательно смотреть за двигающимися погремушками. Только к четырем месяцам кроха начинает различать базовые цвета (не оттенки), но пока не может правильно оценить расстояние до предметов. В 5 месяцев цветовые анализаторы считывают правильно все цвета.

В 6 месяцев ребенок достигает 70% световой чувствительности глаз взрослого человека, что проявляется в способности отследить путь перемещения объектов средних размеров, узнавать родные лица, хватать интересные предметы и «пробовать на зуб».

В 7-8 месяцев малыш знакомится с формой предметов, а к своему первому дню рождения он свободно распознает даже оттенки цветов. К 12 месяцам зрение крохи практически такое же, как у взрослого.

Зрительный контакт с малышом

Мамы часто переживают по поводу того, что их родное чадо не смотрит на них. Когда младенец начинает видеть, можно попробовать установить с ним зрительный контакт. Для этого ему нужно немножечко помочь и набраться терпения. Взгляд новорожденного лучше фокусируется в вертикальном положении.

Почувствуйте момент, когда ребенок начинает видеть вас хорошо, дайте ему время сосредоточиться на вас. Расстояние между вами или предметом изучения до глазок малютки должно составлять около 20 см. Постарайтесь, чтобы малыш быстрее к вам привык. Для этого не меняйте свой внешний вид, лучше сохранить прическу, цвет волос, даже очки, если вы их носите.

Так ребенок лучше адаптируется к вашему лицу и сможет впоследствии вас узнавать.

Как обнаружить отклонения

Стоит отметить, что у детей до полугода может присутствовать косоглазие. Мышцы глазного яблока слабые, вдобавок ребенок не может видеть картину сразу двумя глазами. Бинокулярное зрение развивается после 6-й недели, полноценно управлять взглядом и видеть грудничок может только к 6-месячному возрасту. До этого момента врачи не ставят диагноз «косоглазие».

Проверка зрения у только что родившихся малышей проводится с помощью светового луча. При этом зрачок должен сузиться, а малыш интенсивно станет моргать глазами. Это — здоровая симптоматика. Однако есть факторы, которые могут заблаговременно просигнализировать родителям о том, что со зрением их малыша не все в порядке.

Грудничок может плохо видеть или совсем не видеть, если мать в период беременности:

  • болела краснухой (вероятно развитие катаракты);
  • перенесла такие заболевания, как токсокароз, токсоплазмоз, токсемия.

В домашних условиях зрение малыша лучше всего проверять после 4-й недели, когда он на 20-30 секунд способен задержать взгляд на предмете. Прикройте ладонью крохе сначала правый глаз и покажите какую-нибудь яркую погремушку, а затем ту же операцию проделайте с левым глазом.Важно! После достижения ребенком 6-месячного возраста родителям необходимо серьезно забеспокоиться, если симптомы косоглазия не прошли. Если есть хоть малейший повод опасаться, что у малыша проблемы со зрением, нужно срочно обратиться к семейному врачу и пройти осмотр.

Развитие зрительной функции

Экспериментально доказано, что занятия с ребенком по развитию зрения наиболее эффективными являются в период от 1 до 6 месяцев. Существует 3 замечательных способа развивать и улучшать зрительные функции вашего маленького чуда:

  1. Картинки. В первые 3 месяца показывайте малышу картинки с крупными изображениями черного цвета. Это могут быть картинки с животными. Спрячьте животного за белым листом бумаги, затем снова покажите. Развесьте картинки над кроваткой и периодически меняйте местами. Расстояние между глазами ребенка и картинками должно составлять 40 см. Ближе к трем месяцам и старше можете добавлять цветные картинки в вашу игру.
  2. Фонарик. Попробуйте провести желтым или красным световым лучом фонарика рядом с младенцем. Понаблюдайте за его реакцией. Он должен научиться следить за интересующим его предметом.
  3. Игры с цветом. Здесь на помощь может прийти мобиль с разноцветными животными и насекомыми, разной формы и размеров, которые еще и звуки издают. Повесьте его над кроваткой малыша и играйте с ним в животных. Ребенок должен научиться уводить взгляд за пределы кроватки. А также помогут яркие разноцветные погремушки. Их задача — развивать цветовое восприятие глаз ребенка.

Все эти процедуры, направленные на развитие зрения, необходимо проводить дозировано, чтобы не перенапрячь малыша. Комната для занятий должна быть хорошо освещена. И самое главное — соблюдать гигиену глаз. По мере загрязнения глазок смочите ватный тампон в кипяченой воде или отваре ромашки и протрите им глазки грудничка. Правило протирания: от внешнего угла к внутреннему, протираем без нажима, одну ватку используем только для одного глазика. При соблюдении вышеописанных рекомендаций ваш ребеночек вырастет здоровым, крепким, с хорошим зрением и отменным слухом.

Источник: https://agu.life/bok/738-zrenie-i-sluh-novorozhdennogo.html

Зрение и слух новорожденного

Когда в доме появляется малыш, родители и родственники пытаются побольше времени уделить новому члену своей семьи: носят на руках, улыбаются ему, что-то рассказывают. Хоть нередко можно услышать, что новорожденные дети ничего не видят и не слышат. Попробуем ответить на вопрос, что и как воспринимает младенец в первый месяц жизни.

Зрение и слух у новорожденных до месяца

Стоит уточнить, как современная медицинская наука трактует понятие «новорожденный». Этим термином называют ребенка в первые 28 дней его жизни с момента рождения.

В первые месяцы зрение младенца, как и многие другие системы его организма, еще до конца не сформировано. Но неправильно было бы утверждать, что в первый месяц своей жизни ребенок живет во тьме.

Его глаза открыты и воспринимают окружающий мир, «считывают» информацию, хотя картинка существенно отличается от той, которую видят взрослые. Вначале глаза новорожденного воспринимают лишь смену освещения.

То есть ребенок различает свет и темноту.

Важно

Через пять-семь дней после рождения малыш начинает различать контуры предметов. Правда, пока что еще нечетко, размыто. Также он способен различать цветовые пятна, хотя еще не может остановить, задержать надолго взгляд на каком-либо предмете.

Через две недели новорожденный уже может рассмотреть предмет, находящийся недалеко от его глаз (на расстоянии до 40-50 см). Предметы, которые находятся на большем расстоянии или же сбоку, ребенок еще не различает. Иногда родители пугаются, когда замечают, что глаза малыша двигаются несинхронно, каждый как бы сам по себе.

Читайте также:  Кожные заболевания у детей: причины, симптомы и лечение псориаза у новорожденных и подростков

Такое своеобразное косоглазие  является нормальным. Его можно объяснить незрелостью мышц, которые отвечают за движение глаз. Через 4-6 недель это явление должно исчезнуть, движения глаз становятся более скоординированными.

Если же косоглазие сохраняется дольше восьми недель, то стоит обратиться за консультацией к детскому офтальмологу.

Месячный малыш уже фокусирует взгляд на каком-либо близком предмете, правда, всего лишь на несколько секунд. Мама может заметить, что ребенок смотрит прямо на нее или даже улыбается.  

Что касается слуха, то к моменту появления на свет он у новорожденного развит гораздо лучше, нежели зрение. Ведь различать звуки ребенок начинает еще в утробе матери. Приблизительно к 20 неделе плод уже улавливает звуки извне, еще через 4-6 недель он начинает реагировать на них.

А в конце внутриутробного развития (после 32 недели) малыш уже поворачивает голову в сторону источника внешних звуков. Существуют исследования, доказывающие, что, развиваясь внутри утробы матери, ребенок слышит ее голос и после рождения способен узнавать его.

Именно поэтому будущим мамам советуют почаще разговаривать с еще не родившимся малышом.

К моменту появления на свет слуховой аппарат у младенца уже полностью сформирован. После рождения полость уха крохи постепенно наполняется воздухом, поэтому в первые дни жизни новорожденного его слух слегка снижен.

Совет

В первые недели своей жизни дитя реагирует лишь на резкие звуки (громкий хлопок, резкий стук и т.д.). В целом формирование слуха завершается в течении первого месяца жизни.

И хоть к этому времени ребенок уже слышит, как взрослый, но не воспринимает и не понимает большинства из того, что ему говорят.  

Как проверить зрение и слух у новорожденного ребенка

Слух и зрение ребенка впервые проверяют в родильном доме сразу после появления на свет. Результаты записывают в медицинскую карту новорожденного. Позже такие проверки осуществляет педиатр каждый месяц во время обязательного профилактического осмотра.

Проверить, слышит ли их малыш, родители могут и дома. Для этого стоит понаблюдать за ребенком. Как уже упоминалось, в первый месяц жизни он реагирует на громкие, резкие звуки. Услышав нечто подобное, ребенок может вздрогнуть, замереть на несколько секунд, начать плакать.

Среагировать на громкий звук он может, разведя в стороны полусогнутые руки и растопырив пальчики, а после вновь прижимает ручки к телу, как бы обнимая самого себя (рефлекс Моро). А через месяц после рождения ребеночек может медленно поворачивать голову в сторону мамы, услышав ее голос.

Если же дитя никак не реагирует на громкие шумы, то следует обратиться к лору.

Глаза новорожденного вначале его жизни реагируют только на изменение освещения. Тест этой реакции проводят сразу после рождения с помощью специального фонарика. Мама тоже может провести такую же проверку, поднеся днем малыша к окну и проследив за его глазами. Если зрачки сузились, значит, ребенок реагирует на свет.

К концу первого месяца можно показать малышу большую цветную игрушку, медленно поводив ею из стороны в сторону. Малыш уже может поворачивать голову следом за ярким пятном. Родителям также стоит обратить внимание на размер глаз, форму зрачков и их диаметр.

Если глаза слегка увеличены, зрачки отличаются по размеру, то это повод обратиться к специалисту, чтобы вовремя среагировать на существующие проблемы или же лишний раз убедиться в их отсутствии.

Специально для nashidetki.net- Ксения Бойко

Источник: https://nashidetki.net/zdorove-rebenka/zrenie-i-slukh-novorozhdennogo.html

Зрение у новорожденных

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены.

Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам.

В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.

Обратите внимание

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами — глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого.

Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая.

Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного — набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии — около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму.

В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения.

На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой — чуть в сторону, нет.

Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.

В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения.

Важно

Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами.

Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере.

После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения.

Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.

К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см.

К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз.

Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

Совет

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства.

Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) — постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги.

Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века).

Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.

Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз — форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша.

Обратите внимание

Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию.

Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.

Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички.

Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу.

Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.

Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год.

После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка, если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках, реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.
  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой, которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.
  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице, на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша.

Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал.

Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

Важно

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

В первое время лучше использовать игрушки звучащие, к 3 месяцам можно будет перейти на игрушки беззвучные. Первые погремушки не должны содержать слишком много элементов всех цветов радуги.

В центре лучше располагать элементы красного и желтого цвета, а синие и зеленые — отодвигать максимально по сторонам, их малыш научится различать значительно позже.

Размер одного элемента, который глазки младенца способны различить более-менее внятно, не должен превышать 5-6 сантиметров.

Игрушки должны быть безопасными, поскольку начиная с 4-5 месяцев малыш должен брать их в руки, чтобы составить в головном мозге устойчивые связи между тактильными ощущениями и формой и цветом предметов, которые видят глазами.

Как только малыш научится ползать и сидеть, нужно дать ему свободу перемещения. Стереоскопическое зрение будет развиваться более быстро, если карапуз сможет беспрепятственно постигать окружающее его пространство.

При это обязательно нужно предпринять все меры безопасности, чтобы кроха не травмировался.

Совет

Прогулки важны не только потому, что ребенок на улице дышит свежим воздухом, но и потому, что солнечный свет очень полезен для формирования и развития глазных яблок и других структур органов зрения.

С первых дней жизни ребенка важно следить за тем, чтобы он не травмировал свои глазки. Ногти новорожденных и грудничков очень острые даже при незначительном отрастании, а потому маме нужно каждый день следить за тем, чтобы они не царапались.

Читайте также:  Психологическое сопровождение во время родов

Детям постарше нельзя давать для игры острые и мелкие предметы, которыми они могут повредить органы зрения. Малыша нужно научить не тереть глаза, не трогать их грязными ручками.

Ребенок не должен находиться в задымленном и запыленном помещении, поскольку дым и пыль негативно влияют не только на органы дыхания, но и на органы зрения.

Если глазки загноились, воспалились, ни в коем случае не надо самостоятельно лечить их — закапывать грудное молоко или слюну. Именно с таких действий начинаются серьезные бактериальные осложнения, которые нередко приводят к частичной потере зрения.

Ребенку до года совершенно нет никакого дела до того, что происходит в телевизоре или в компьютере. А потому давать ему гаджеты или включать мультфильмы нет никакого смысла. Кроме нагрузки на органы зрения, мультики в этом возрасте ничего не принесут.

Осторожнее родителям малышей до года следует играть с ребенком в песочнице и с мыльными пузырями. Именно такие игры чаще всего становятся причиной воспалительных процессов в органах зрения, вызванных механическим раздражением или химическим ожогом.

Нередко воспаления влияют на снижение остроты зрения.

Это видео — незаменимый помощник для развития зрения у грудничков.

Источник: http://www.o-krohe.ru/novorozhdennyj/zrenie/

Первый месяц жизни ребенка (внешность,развитие,движения, глаза, слух, обоняние, животик, мочеиспускание, сон)

Первый месяц жизни ребенка

Первый месяц жизни грудного ребенка соответствует периоду новорожденности, или неонатальному. Он очень важен для формирования полноценного организма. Также это период адаптации ребенка к окружающей среде, поэтому от того, как ваш малыш приспособится к жизни, зависит его будущее здоровье.

Внешний вид

После рождения головка ребенка не идеально круглая, поскольку кости черепа новорожденного более пластичны, чем у взрослого человека, и способны деформироваться во время прохождения родовых путей. Поскольку кости черепа новорожденного не соединены между собой так прочно, как у взрослого человека, головка может приспосабливаться к сжатию в процессе родов, и при этом не происходит травмы.

Посередине головы ближе ко лбу находится один из самых больших «мягких участков», которые называют родничками. Это место надежно защищено покрывающей его соединительной тканью, и вы можете надавливать на него без боязни повредить. По мере роста ребенка края костей сходятся и полностью закрывают это место.

Обратите внимание

У большинства детей закрытие родничков происходит между 6 и 18 месяцами. У ребенка, находящегося в спокойном состоянии, особенно в сидячем положении, родничок виден как небольшое углубление. Когда ребенок плачет, мягкий участок напрягается, и если вы внимательно приглядитесь, то увидите, как родничок пульсирует в одном ритме с пульсом.

Все это совершенно нормально.

Есть еще один мягкий участок, ближе к задней части головы, который называется задним родничком. Он гораздо меньше, закрывается вскоре после рождения, и у многих детей его трудно обнаружить. Нередко головка ребенка бывает слегка заостренной.

Иногда давление во время родов вызывает отечность кожи, так называемую родовую опухоль. Если давление чрезмерно велико, могут повреждаться глубокие ткани, что приводит к образованию кефалогематомы с одной стороны черепа.

Это локализированная кровяная киста (скопление крови), образующаяся во время родов между черепом и волосистой частью кожи головы, не опасная. Кровь исчезает в течение пары месяцев, и всегда проходит.

После этого отек может уплотниться или кальцифицироваться, образовав костное уплотнение, заметно выступающее за естественные контуры черепа, но через 3-4 месяца это также проходит.

Физическое развитие

На протяжении первого месяца жизни грудной ребенок набирает в массе в среднем 600 г. Но, уважаемые мамы, не воспринимайте это безапелляционно! Каждый ребенок, даже на первом месяце жизни, — это уже индивидуальность, которая имеет свои темпы развития.

Поэтому, если ваш малыш набирает в массе меньше или больше этой цифры, и чувствует себя он неплохо (высасывает свою норму молока, не проявляет никаких признаков заболеваний), то оснований для волнения абсолютно нет.

Другие показатели физического развития в течение первого месяца также изменяются: рост увеличивается в среднем на 3 см, объем головы и груди — на 1,3-1,5 см.

Движения и рефлексы

Важно

У новорожденного ребенка движения в большинстве своем являются некоординированными. Ручки у него согнуты в локтевых суставах, ножки — в коленях, кулачки сжаты. Это проявления физиологического гипертонуса (повышенного тонуса) мышц-сгибателей.

Гипертонус исчезает к 3-4 месяцу жизни малыша. Внимательно наблюдайте за движениями ребенка, так как в этот возрастной период он фактически ими общается. О погрешностях в уходе дитя способно сообщить лишь плачем и усиленной двигательной активностью.

Доказано, что, ощущая боль, грудной ребенок отводит большой палец на руках и, наоборот, сгибает пальцы ног. При вздутии живота он чрезмерно двигает ножками. О появлении неприятных ощущений в ухе свидетельствует то, что ребенок активно крутит головкой.

Научитесь «читать» язык движений своего малыша — и вы ему очень поможете.

Но новорожденный ребенок обладает и определенными скоординированными образцами поведения, так называемыми рефлексами, которые управляются нижними центрами головного мозга. Соответствующая стимуляция автоматически вызывает эти рефлекторные реакции, например, ребенок автоматически реагирует на яркий свет и громкий шум.

Если погладить щечку новорожденного, он повернет ротик в сторону коснувшегося его предмета, будь то палец или, как было запланировано природой, сосок материнской груди. Это происходит автоматически и служит для того, чтобы помочь ребенку найти источник питания до того, как он научится добывать пищу.

Рефлекс запускается, если что-нибудь коснется губ, внутренней поверхности ротовой полости или мягкого неба.

У ребенка имеются и другие довольно хорошо известные рефлексы. Если ребенок напуган громким криком, или внезапным шумом, или же внезапным изменением положения тела, начинается характерное движение ручками и ножками. Сначала они разводятся, затем поднимаются вверх и соединяются.

Ладони раскрываются, а затем крепко сжимаются в кулаки, словно ребенок пытается ухватиться за что-то, чтобы не упасть; и ножки выполняют примерно ту же последовательность движений. Помимо этого голова ребенка прогибается вниз и вперед.

Этот рефлекс известен как «реакция на испуг», или рефлекс Моро по фамилии невролога, который первым описал его.

Совет

Следующий рефлекс — хватательный. Если нажать пальцем на ладонь ребенка или на возвышение подошвы стопы, пальцы кисти и стопы согнутся, словно пытаясь схватить давящий предмет.

Зачастую захват рук настолько сильный, что ребенка можно поднять из кроватки. Если погладить подошву стопы, стопа поднимется, пальцы стопы разойдутся веером, а большой палец поднимется.

Это рефлекс Бабинского, также в честь врача, который первым описал его.

Помимо этих рефлексов, большинство из которых исчезает по истечении трех месяцев, по мере того как ребенок растет, у него появляется все больше и больше произвольных движений, имеются и те, которые остаются и выполняют жизненно важные функции.

Дыхательный рефлекс включается через несколько секунд после рождения; ребенок моргает или закрывает глаза, если свет слишком яркий; реагирует на запахи и отдергивает руку, почувствовав боль.

Ребенок так же рефлекторно испытывает чувство голода и потребность мочеиспускания и дефекации, и все три эти рефлекса со временем становятся все более и более произвольными.

Глаза

Они полностью сформированы сразу после рождения. Цвет глаз, точнее радужки, всегда голубой по причине отсутствия в радужке меланина, естественного пигмента организма.

Если в дальнейшем цвет глаз должен будет поменяться, меланин будет вырабатываться по мере роста ребенка и постоянный цвет глаз установится к тому времени, когда ребенку будет около полугода.

Тем не менее, у некоторых детей, особенно с темной кожей, глаза имеют светло-коричневый цвет с самого рождения.

Обратите внимание

Новорожденные видят гораздо больше, чем мы привыкли думать, но все равно зрение еще неполноценно. Малыши видят нечетко, не способны концентрировать взгляд, у большинства из них наблюдается косоглазость.

Иногда можно заметить подергивание глазных яблок из стороны в сторону (нистагм). Все это нормальные явления для новорожденного ребенка, и объясняется незрелостью этих органов. И еще: обратите внимание, что ваш малыш плачет без слез. Они появятся с 3-4 недели жизни.

Отметьте себе время появления слезинок. Это первое важное достижение в развитии малыша.

Иногда утром вы можете заметить «закисание» глаз. Это происходит по причине попадания инфекции. Поэтому желательно посоветоваться со своим врачом и промывать глазные щели ребенка отваром ромашки, чаем. Такие симптомы могут также быть обусловлены непроходимостью слезного канала, что нуждается в лечении у детского окулиста.

Слух

Новорожденный ребенок воспринимает шум, реагируя на него замиранием. Он не умеет еще определять, откуда он исходит, и не поворачивает головы на звук. Но, услышав ваш голос, словно замирает, прислушиваясь, и успокаивается, если перед этим кричал. Проследите и сделайте вывод, что малыш действительно слышит.

Обоняние

Уже с рождения дитя способно по запаху узнавать маму. В нашей практике встречались малыши, которые категорически отказывались от груди другой женщины и брали лишь «свою», то есть мамину грудь.

Именно поэтому совет: не пользуйтесь резкими духами, так как малыш может воспринять вас как чужого человека и даже отказаться от кормления. Важную роль в развитии обоняния играет частый насморк.

В таких случаях слизистая носовой полости утончается и перестает воспринимать раздражители, малыш может отказаться от кормления.

Важно

Насморк у новорожденного редко проявляется слизистыми отделениями. Это, как правило, отек слизистой оболочки. Поэтому, если у вашего малыша насморк, нужно перед каждым кормлением закапывать нос раствором сосудосуживающих капель.

Функционирование кишечника

Характер стула новорожденного зависит от характера вскармливания. При естественном вскармливании стул мягкий, кашицеобразный, кисловатого запаха, желто-золотистого цвета.

Количество, у разных детей бывает разным: от 3 до 6 раз в сутки, но не больше 7 (сколько кормлений — столько раз и стул).

И лишь если у малыша 8 и больше раз или же даже 7, но жидкого характера, со слизью или примесью непереваренной пищи (в виде беловатых крупинок), предупредите своего участкового врача о нарушениях.

При искусственном вскармливании стул густой, вязкий, светло-желтого или коричневатого цвета, запах у него острый, неприятный, гнилостный. Частота будет меньшей — 1-3 раза в сутки. Если ребенок вскармливается адаптированными смесями, то характеристики стула будут приближаться к таким, которые бывают при естественном вскармливании.

О запоре у малыша свидетельствует стул один раз в двое суток, часто после применения клизмы или газоотводной трубки.

Мочеиспускание

Помните, что первые 2 дня грудной ребенок мочится очень мало — всего 2-4 раза. Это физиологическая норма, так как идет приспособление выделительной системы к новым условиям существования. Часто на пеленке после мочеиспускания вы можете найти красное пятно, будто от ржавой воды.

Это также нормальное проявление «мочекислого инфаркта почек» со значительным выделением солей — уратов. На 5-6 день моча уже будет прозрачной, дитя станет мочиться до 20-25 раз в сутки. Если частота мочеиспусканий 6 и меньше, — подумайте, достаточно ли молока получает ваш малыш.

Сон

Совет

Заметьте, 95% детей, которые родились доношенными в физиологических родах, спят хорошо. Но с 7-10 дня от рождения сон становится не таким глубоким и чередуется с периодами бодрствования. Поэтому надо сориентироваться в биоритмах ребенка, чтобы своевременно (а именно в период бодрствования) планировать его кормление, пеленание, купание. Соблюдение режима имеет исключительное значение.

Не волнуйтесь, если иногда ребенок пропускает время кормления. Когда такое случается редко, то это не означает, что ребенок заболел. Наоборот, если ребенок засыпает тяжело, а сон его неспокойный, — это должно быть основанием для тревоги.

Грудной ребенок нуждается в покое, удобстве и чистом воздухе. Поэтому комната, где стоит кроватка, должна быть уютной, без сквозняков, источников дополнительного шума (телевизор, радио).

Учитывая неспособность малыша хорошо регулировать процессы теплопродукции и теплоотдачи, он может очень легко перегреться и даже получить тепловой шок.

По этой же причине проконтролируйте, или не слишком закутан ребенок.

Здоровый грудной ребенок в кроватке должен лежать на боку. Но для предупреждения деформации головки необходимо каждый раз менять положение, чередуя правую сторону и левую. Кроватка должна иметь матрац, на который ложится клеенка, а на нее — простыня. Никакой подушки, особенно пуховой, не нужно.

Во-первых, это опасность для ребенка: перегрева, возможность удушения, аллергизация пухом и т.п. Во-вторых, когда грудной ребенок спит без подушки, это помогает формировать нормальные физиологические изгибы позвоночника. Для накрывания можно воспользоваться шерстяным одеяльцем по размеру детской кроватки.

Пуховое одеяло необходимо лишь зимой во время прогулок на улице.

Свежий воздух необходим малышу особенно во время сна. Поэтому, если есть возможность, на время дневного сна сделайте прогулку в парк, лес, в место, где было бы чем дышать. В худшем случае эту проблему помогут решить веранда, балкон, двор или же комната с открытой форточкой.

Чихание, зевание, содрогание во время сна — абсолютно нормальные явления для новорожденного. Конечно, если они не являются весьма выраженными и не сопровождаются признаками заболевания.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/266580301-75569750/

Органы чувств у новорожденных детей

Сразу после появления на свет органы чувств у новорожденных далеки от совершенства и имеют ряд особенностей.

К примеру, первое время младенец видит все в «перевернутом виде», кожная чувствительность крохи развита неравномерно, а температура тела, как правило, слегка повышена.

Зная об этапах развития зрения у новорожденных и периодах формирования других органов чувств, можно отследить, все ли «идет по плану», и нужно ли начинать беспокоиться при малейшем отклонении от нормы.

Развитие органов чувств у новорожденных детей

Пробуждение чувств начинается у ребенка еще в материнской утробе.

Психологи доказали, что плод чувствует настроение матери, слышит ее голос и музыку, его глаза реагируют на яркий свет, падающий на мамин живот, а кожа испытывает приятные ощущения от колебаний околоплодной жидкости.

Органы чувств новорожденного испытывают колоссальную нагрузку от обрушившихся на них раздражителей: света, шума, прикосновений акушерки, резкого перепада температур и т. д. Этот шквал ощущений способен вызвать настоящий стресс.

Обратите внимание

Недаром всемирно известный новатор в области деторождения Мишель Оден рекомендует создавать в родильном зале обстановку, благоприятную для рождающегося ребенка: уменьшить свет, приглушить звуки, младенца сразу же положить матери на живот, дать ему грудь, а все неприятные для него процедуры проводить на мамином животе, и как можно бережнее. Оден утверждает, что существует четкая взаимосвязь между началом жизни и будущей судьбой человека, так как обстоятельства рождения оказывают долговременное воздействие на такие качества, как общительность, дружелюбие, агрессивность, то есть на способность и неспособность любить.

Читайте также:  Физическое развитие детей: показатели, оценка, нормы

Молодых мам очень часто беспокоят вопросы, развиваются органы чувств у новорожденных детей: как видит, как слышит и что чувствует их малыш.

Как формируется зрение у новорожденного ребенка

Раньше в народе бытовало мнение, что ребенок рождается на свет слепым. Это неверно. Ваш малютка хорошо видит ваше лицо, когда вы держите его на руках.

Почти 80% информации из окружающего мира ребенок воспринимает зрительно. Поэтому огромное значение для младенца имеет качество зрения. Органы зрения у новорожденных — это не только глазные яблоки, но и нервно-мышечный аппарат, и соответствующий отдел головного мозга, который анализирует полученную зрительную информацию. Не зря говорят, что человек видит не глазами, а головой.

Как формируется зрение у новорожденного и как видит малыш, только что появившийся на свет?

Глазные яблоки младенца имеют относительно большие размеры, чем у взрослого человека. Белки глаз с голубоватым оттенком, конъюнктива розовая, блестящая, радужная оболочка обычно темно-голубая, а постоянный цвет устанавливается в течение первых месяцев. Одна из особенностей органов зрения у новорожденных – узкие зрачки, вяло реагирующие на свет.

До рождения у младенца не было потребности видеть, поэтому зрение развито недостаточно: зрительный нерв еще не обзавелся миелиновой оболочкой, необходимой для передачи нервных импульсов, а центральная часть сетчатки, на которую проецируется изображение предметов, недостаточно развита. Поэтому зрение у новорожденных детей нечеткое, нерезкое.

Но ребенок видит с первого дня жизни. В этом вы можете убедиться воочию, проследив за его реакцией на яркий свет. Даже во сне малыш плотно смыкает веки, если перед глазами поместить источник света. Немецкие ученые экспериментально доказали, что младенцы уже в утробе матери реагируют на яркий свет и активными движениями дают знать об этом.

Особенности и этапы развития зрения у новорожденных

Согласно законам оптики, изображение окружающего мира проецируется у человека на сетчатке в перевернутом виде. Но кора головного мозга с возрастом приспосабливается переворачивать картинку.

Мозг младенца еще несовершенен и не способен к таким сложным действиям, поэтому малыши видят мир «вверх ногами». В первые дни после рождения малютка встречается с большим количеством зрительных раздражителей.

Но умная природа защитила его от огромной зрительной нагрузки, дав возможность видеть только крупные предметы, расположенные возле его лица. Мамино лицо он сначала видит схематично как овал с двумя темными кругами (глазами).

Важно

Но изображение, подкрепляемое звуковыми сигналами (маминым ласковым обращением, тихим пением) очень скоро станет для него родным и знакомым. С развитием зрения новорожденный начинает узнавать свою маму и отличит от других людей, ответив на ее появление оживлением и улыбкой.

Новорожденный еще не координирует движения глаз, не фиксирует предметы взглядом, поэтому косоглазие в период новорожденности — явление обычное, свидетельствует о функциональной незрелости зрительного анализатора, и не надо этого пугаться. К концу первого месяца вы заметите, что ребенок следит глазами за ярко освещенными предметами, и успокоитесь: со зрением у него все в порядке.

Новорожденные видят мир в черно-белом цвете, а с формированием зрения у новорожденных цветное зрение появляется не ранее 3-го месяца. Это установлено экспериментально на основании изучения условных рефлексов в ответ на цветовые раздражители. На втором полугодии жизни дети уже различают все цвета, раньше всего узнавая желтый, белый и розовый.

Боковое зрение у детей первых месяцев жизни отсутствует и появляется приблизительно с 5-6 месяцев. У большинства детей при рождении отмечается дальнозоркость.

Повесьте над кроваткой подвижные игрушки — мобили, вращающиеся под влиянием легких движений воздуха. Малыш с удовольствием будет разглядывать яркие красочные предметы.

Психологи утверждают, что дети первых месяцев жизни любят желтый, зеленый, красный цвета и круглые предметы. Оптимальное расстояние висящих игрушек составляет 40-50 см от глаз ребенка.

Для нормального развития зрения новорожденный не должен постоянно находиться в кроватке, рассматривая одни и те же объекты.

Взяв малыша на руки и перемещаясь по квартире, вы расширяете для него обзор, способствуете получению новых впечатлений и формированию более сложных образов, а следовательно, даете стимул к познавательному развитию.

Совет

Помещение, где находится ребенок, должно иметь хорошее освещение. Учитывайте это при выборе детской комнаты. Острота зрения в течение года значительно возрастает, и 2-3-летний малыш видит мир во всей его красоте.

Чтобы обеспечить правильно развитие органов чувств у детей, малышей нужно регулярно показывать специалистам.

На первом году жизни ребенок должен посетить окулиста в 3 месяца, в 6 месяцев и в 1 год, чтобы не пропустить симптомов какого-либо глазного или общего заболевания.

Окулист на ранней стадии заметит помутнение роговицы или хрусталика, выявит истинное косоглазие, обнаружит застойные диски зрительных нервов и заподозрит внутричерепную гипертензию.

Только врач с помощью специальной аппаратуры определит остроту зрения у малыша, еще не умеющего назвать картинку на таблице для определения зрения. В раннем возрасте у детей выявляется дальнозоркость, что является нормой. Однако необходимо выявить степень дальнозоркости. Если она высокая, то речь пойдет о коррекции зрения с помощью очков.

Развитие слуха у новорожденного ребенка

Органы слуха у новорожденных детей, к которым относятся наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховые нервы и слуховые центры, сформированы к рождению полностью. Слух у новорожденного ребенка несколько понижен, но не отсутствует, как принято, было считать раньше. Сейчас достоверно известно, что плод воспринимает внешние звуки, находясь в утробе матери, а после рождения узнает их.

Проводилось наблюдение за детьми, которым мамы во время беременности пели песенки, давали слушать музыку Моцарта или Вивальди через наушники, приложенные к животу. С изумлением мамы обнаруживали, что, услышав эти мелодии после рождения, малыши узнавали их. Па громкую рок-музыку будущие детишки реагировали недовольством и возмущением, проявлявшимся усилением двигательной активности.

Наружный слуховой проход у новорожденного может быть заполнен жидкостью, а барабанная полость заполняется воздухом постепенно, этими причинами объясняется снижение слуха в первые дни жизни.

Обратите внимание

Кроме того, слуховой нерв развивается в течение всего первого года, и соответственно этому улучшается слух.

Так что не стоит беспокоиться, если на громкий звук младенец не реагирует и продолжает безмятежно спать.

Довольно рано малыш учится координировать зрительные и слуховые раздражители. Уже с двухмесячного возраста он поворачивает голову на звук и следит глазами за звучащим предметом.

Опытным путем доказано, что младенец различает звуки по тембру и высоте и отличает музыкальные звуки от других шумовых сигналов.

В этом вы можете убедиться и сами: малыш отличает мамин голос от любого другого, с удовольствием слушает мелодичную музыку и реагирует недовольством на резкие неприятные звуки.

Самая лучшая музыка для развития слуха у новорожденного — это ласковый мамин голос. С первых дней жизни малыш должен «купаться в звуках». Чаще разговаривайте с ним, пойте детские песенки.

Пусть он пока не понимает слов, но прекрасно разбирается в интонации и с радостью приветствует ваше общение. Вовлекайте в разговор папу и других родственников, и скоро малыш будет различать их по голосам.

Только помните, что звуки повышенной громкости пугают ребенка и вызывают нагрузку на его слуховой аппарат. Поэтому создайте в доме звуковой комфорт.

Как проверить слух новорожденного: проверка в роддоме и домашних условиях

К сожалению, рождение ребенка с пониженным слухом — далеко не редкость в наше время. Приблизительно 1-2 новорожденных из 100 имеют проблемы со слухом в той или иной степени. Поэтому проверка слуха у новорожденного необходима для своевременного и эффективного лечения глухоты.

Как проверяют слух у новорожденных в роддоме в первые дни жизни? Недавно российскими учеными был изобретен уникальный прибор: в ухо младенцу вводится зонд, по которому направляются звуковые сигналы, и воспринимается ответ из органа слуха.

Полученный результат анализируется, и при подозрении на тугоухость данные обрабатываются на компьютере. При необходимости назначается более сложное обследование.

Важно

Новая методика проверки слуха у новорожденных в роддоме позволяет выявлять детей с проблемами в первые дни жизни и предупреждать дальнейшее развитие глухоты.

Проверить, хорошо ли слышит ваш малыш, нужно обязательно. Для этого вовсе необязательно идти к врачу. Как проверить слух новорожденного в домашних условиях, чтобы своевременно заметить отклонения? Сначала понаблюдайте за поведением ребенка.

Во время сна произнесите негромкую фразу рядом с его кроваткой и прислушайтесь к дыханию. У малыша должен измениться ритм дыхания: за короткой паузой последует глубокий вдох и несколько ускоренных дыхательных движений. Он может открыть таза и взмахнуть ручками.

Во время бодрствования проверить слух еще проще. Поднесите к его уху звучащую игрушку или тикающий будильник, и по его реакции сразу поймете, как обстоят дела со слухом. Выявление тугоухости или полной глухоты должно произойти как можно раньше.

В противном случае малыш будет отставать в развитии и не сможет разговаривать.

Особенно внимательными должны быть мамы, если:

  • ребенок родился недоношенным;
  • при рождении младенец получал реанимационную помощь;
  • в семье наблюдались случаи врожденной глухоты;
  • во время беременности мама получала антибиотики с ототоксическим эффектом (стрептомицин, гентамицин, канамицин, мономицин).

При подозрении на снижение слуха ребенка надо немедленно проконсультировать у специалиста.

Вкус, кожная чувствительность и обоняние у новорожденных

Вкус. На язычке новорожденного имеются вкусовые сосочки, с помощью которых он воспринимает и оценивает вкусовые раздражения. На попадание в рот сладкого маминого молочка он отвечает сосанием, глотанием и общей реакцией успокоения.

А попробуйте предложить ему горькое лекарство — и убедитесь, что такой вкус ему не по нраву: появится недовольная гримаса, сосание прекратится, зато усилится слюноотделение. Чувство вкуса имеется даже у недоношенных малышей и у детей с врожденными дефектами развития нервной системы.

На третьем месяце жизни ребенок уже прекрасно дифференцирует вкусовые сигналы и открыто дает понять, нравится ему данный продукт или нет. Это может подтвердить любая мама малыша-«искусственника», предложившая ему после сладкой смеси кисломолочную.

Ощутив вместо привычной сладости непонятный новый вкус, малыш откажется от смеси и выразит недовольство. Потребуется некоторое время и настойчивость с маминой стороны, чтобы кроха убедился в питательных и вкусовых достоинствах новой пищи.

Кожная чувствительность. Чувствительность кожи у новорожденных выражена хорошо, но неравномерно.

Наиболее чувствительна к прикосновениям и раздражениям кожа ладоней (вот почему не следует надевать на новорожденного рукавички или распашонки с зашитыми рукавами), подошв, лица, промежности, менее чувствительны разгибательные поверхности предплечий и голеней.

Еще меньшей чувствительностью обладает кожа спины, груди, живота и бедер. Младенец чутко отзывается на прикосновения, давая понять, нравится ему или нет, как его берут на руки, вынимают из кроватки, погружают в ванну.

В наличии у новорожденного болевой чувствительности никого убеждать не приходится. Его реакция на кишечные колики, инъекции и другие болезненные процедуры предсказуема и ничем не отличается от ощущений взрослого человека.

Обоняние. В определении запахов основная роль принадлежит тройничному и обонятельному нервам, чувствительные окончания которых воспринимают обонятельные раздражители.

С самого рождения младенец чувствует запах маминого молочка и способен отличить ее от любого другого человека. Чем сильнее выражен любой запах, тем выше реакция малыша на него. На резкие неприятные запахи он отвечает недовольством.

Совет

Поэтому не рекомендуется общаться с маленьким тем людям, которые пользуются парфюмерными средствами. Это в первую очередь относится к маминым подругам, которые пришли познакомиться с младенцем и желают его потискать.

Неприятно для малыша и тесное общение с папой сразу после бритья, сопровождающегося применением туалетной воды или одеколона. Зато запах родной мамы, оказывающий успокаивающее действие, для него дороже любого самого изысканного парфюма.

Острота обоняния у новорожденных, конечно, меньше, чем у взрослых. Но это дело наживное. По мере взросления и знакомства с окружающим миром обоняние совершенствуется, и через пару лет ребенок поразит вас своим чутким носиком, способным унюхать самый слабый запах.

Какая температура тела у новорожденного ребенка соответствует норме

Температурное чувство новорожденного зависит от состояния терморегуляции, которая еще довольно несовершенна. Многих родителей интересует, какая температура тела у новорожденных соответствует норме. В момент рождения температура младенца составляет приблизительно 38 °С.

Уже через 30-40 минут температура тела у новорожденных заметно снижается, а через 2-3 часа может упасть ниже 36 °С. Особенно заметен этот процесс у слабых, травмированных и недоношенных младенцев. У здорового новорожденного в норме температура тела в течение первых суток вновь повышается и устанавливается на постоянных цифрах в пределах 36-37 °С.

Иногда процесс вхождения в норму температуры тела у новорожденных затягивается до 5-7 дней.

Поддержание постоянной температуры тела зависит от состояния терморегуляции, которая состоит из двух основных процессов: теплопродукции и теплоотдачи.

У новорожденного выявляется недостаточность теплопродукции, зато теплоотдача повышена, в первую очередь, за счет непривычной для него низкой температуры окружающего воздуха.

На степень и длительность снижения температуры тела у новорожденного ребенка оказывают влияние вес ребенка, размеры его тела, состояние при рождении, количество околоплодных вод и первородной смазки, а также условия ухода и способ вскармливания.

Температура тела 37 °С у новорожденных детей является нормальной, и беспокойство матери по этому поводу ничем не обосновано. В течение суток температура тела может меняться неоднократно в зависимости от обстоятельств: после кормления и беспокойства повышается, в голодном состоянии и после сна понижается.

Обратите внимание

Такая подвижность температуры также свидетельствует о несовершенстве терморегуляции и превышении теплоотдачи над теплопродукцией.

Круглосуточное пребывание младенца в одноразовых подгузниках способствует затруднению теплоотдачи, и температура тела может постоянно держаться на показателях 37,3-37,5 °С, вызывая беспокойство у родителей.

Попробуйте измерить температуру через 15 минут после снятия подгузника — и убедитесь, что она нормализовалась. С возрастом способность организма удерживать температуру собственного тела повышается, и температура тела становится стабильной, не зависящей от температуры окружающей среды.

Источник: https://ladycharm.net/2018/08/organy-chuvstv-u-novorozhdennyx-detej/

Ссылка на основную публикацию