Как развивается речь у ребенка в год: этапы и таблица

Развитие речи у детей

Установлено, что речь неразрывно связана с такими процессами, как память, внимание, мышление. Только с помощью речи может произойти вхождение человека в общество. Именно поэтому её нарушения требуют своевременного и грамотного вмешательства специалиста — логопеда.

Этапы речевого развития ребенка

Первый год жизни малыша

Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».

Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.

Ясельный возраст

Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.

Обратите внимание

Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» — «жук», «сенок» — «щенок».

Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.

Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» — «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.

Младший дошкольный возраст

Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).

Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» — «обгоню», «натерять» — «потерять», «колесы» — «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.

Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» — «река», «лыба» — «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» — «устал».

Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.

Старший дошкольный возраст

Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.

Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).

Важно

Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.

Признаки задержки речевого развития

К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:

  • Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
  • Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
  • Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
  • Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
  • Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
  • Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
  • Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.

Источник: https://xn—-7sbabcy6alsfhqh1krb0c.xn--p1ai/razvitie-rechi-u-detej/

Развитие речи до года: стадии по месяцам, норма и отклонения

Развитие речи ребёнка с рождения до 1 года

К концу первого года жизни речь становится для малыша средством общения с родителями. Уже на этом этапе можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребёнку.

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления.

Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире.

Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими.

Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями.

Совет

Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.
Читайте также:  Хроническая молочница: причины, симптомы и лечение

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа.

«Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке.

Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов.

Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками.

Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно.

Обратите внимание

Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта.

Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»). 

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой».

Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать.

Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить».

С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства.

Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду.

Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи.

Важно

Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/do-goda/razvitie-rechi/

Этапы развития речи ребенка от 1 до 3 лет

Существуют общие для всех детей этапы развития речи, и каждый родитель хочет знать, в каком возрасте ребенок произнесет первое слово,  а когда начнет говорить «как взрослый».Развитие речи у каждого малыша – явление достаточно индивидуальное, но с некоторыми основными моментами мы сегодня вас познакомим.

Подготовительный, доречевой этап развития

2-4 месяц – этап «гуления»

В 2-3 месяца младенец реагирует на маму и папу, которые подходят или обращаются к нему и активно «гулит». Этот «комплекс оживления» — начало формирования диалогической речи. Малыш прислушивается к матери, ее речи, а когда она замолкает, словно ей в ответ, начинает «гулить», потом замолкает, делая паузу, во время которой в диалог вступает мама.

Читай также: Речь человека формируется в раннем детстве

5-8 месяц – этап лепета

К 5-6 месяцу «гуление» сменяется у детей лепетом, ребенок уже способен произносить звуки, напоминающие слоги. Такие слова состоят из сочетания гласного и согласного звуков: дя-дя-дя-дя, тя-тя-тя-тя, ай-яй-яй-ай-яй-яй и т. д.

В 7-8 месяцев лепечущий ребенок предпринимает попытки имитировать речь взрослых, но пока, в силу незрелости речевого аппарата и мозговых центров, может подражать лишь интонациям.  

Примерно в этот же период младенец начинает использовать для общения жесты и мимику, например улыбка, взгляд в глаза взрослого служат побуждением к общению.Ребенок уже может понимать отдельные слова или словосочетания.

Читай также: Развитие речи ребенка: с чего начать? 

Формирование пассивного словаря

9 — 14 месяц

После 8-9 месяца жизни ребенок параллельно с ростом понимания смысла, значения всего, что его окружает, и событий, которые происходят вокруг, начинает более полно понимать значения речевых высказываний взрослых.

В этом возрасте пассивный словарь ребенка – слова, которые он понимает, активно пополняется и становится гораздо шире и, чем его активный словарь – слова которые он произносит. Накопление слов в пассивном словаре помогает переходу ребенка к самостоятельной речи.

Ребенок к 12-ти месяцам сознательно использует несколько слов, его словарный запас составляет в среднем 5-6 слов, он понимает простые инструкции (пей, ложись, иди), показывает на картинке знакомые слова (кошечка, собачка), знает какие звуки издают животные (коровка, лошадка).

Читай также: Как научить ребенка говорить: простые и эффективные советы

Формирование активного словаря

1,5 — 3 года

Наиболее активно речь ребенка развивается в возрасте от 1,5 до 3 лет. Психологи называют этот период сенситивным, то есть чувствительным для речи. В этом возрасте речь развивается сразу в нескольких направлениях: ребенок учится правильно строить фразы, овладевает произношением звуков, учится связно выражать свои мысли. Формируется активный словарь малыша.

В этом возрасте как можно больше разговаривайте с карапузом, называйте предметы, с которыми вы играете, а также комментируйте происходящее: свои действия, действия самого ребенка и других людей.

Наша форумчанка Lubasha рассказывает: «Моя доченька в свои 2 с половиной года не очень то хотела разговаривать, но у нас вся семья молчунов, я и от нее не ждала особой говорливости. Но тут летом к нам в гости приехала свекровь, а уж она у нас из числа людей, которые не мыслят себя без общения.

Лично я иногда от нее устаю, но для нашей Кати общение с Валентиной Сергеевной стало речевым прорывом! Свекровь не уставала ежесекундно комментировать все, что она делала и постоянно общалась с внучкой, они ходили вместе гулять и на прогулке, по словам мужа, Валентина Сергеевна также не умолкала, рассказывая Кате обо всем вокруг.

Через месяц ее пребывания у нас ребенок заговорил, за что ей большое спасибо!»

Совет

Отвечайте на все детские вопросы, но старайтесь говорить так, чтобы карапуз понимал вас. Не упрощайте слишком сильно свой лексикон, потому что крохе необходимо постоянно слышать все новые и новые слова. Периодически играйте в «непонимание», как бы подталкивая малыша объяснить вам происходящее.

Читайте книжки, стихи и сказки, рассматривайте картинки и называйте то, что нарисовано, задавайте вопросы, обсуждайте, просите ребенка не только показать, но и назвать то, что он видит. Помните: речь тренируется практикой!

Читай также: Этапы развития речи ребенка от года до трех лет

Читайте также:  Диета при геморрое: что можно и нельзя есть после операции

В 18 месяцев словарный запас ребенка может состоять из 10-15 слов, в основном существительных. Ребенок говорит достаточно быстро, иногда придумывая собственные слова, может показать 1-2 части тела. В этом возрасте много информации дети извлекают из интонации, мимики и жестикуляции взрослых.

В 20-22 месяца ребенок использует фразы из двух слов, начинает задавать простые вопросы, словарный запас ребенка составляет 15-20 слов. Малыш может назвать свое имя и сколько ему лет. В этом возрасте ребенок понимает речь еще неполно, фрагментарно, и значительно лучше ориентируется в знакомых словах, повторяющихся действиях или ситуациях.

В 24 месяца (2 года) ребенок может назвать несколько предметов из его окружения, может четко дать понять о своих намерениях словами «да» и «нет», знает несколько местоимений, например «моя», «мое», «твой», умеет использовать предлоги «в», «под», «над», может назвать свои части тела. Словарный запас ребенка составляет около 50 слов.  

Читай также: Словарный запас ребенка: нормы от года до двух лет

В 30 месяцев (2 года и 6 месяцев) малыш уже знаком с понятием количества, понимает разницу между словами «один» и «два», ребенок безошибочно может показать на рисунке «кто сидит», «кто стоит», «кто поет», «кто бежит», начинает задавать вопросы типа «что это?», «кто это?». Активный словарный запас составляет около 100-150 слов.

В 36 месяцев (3 года) речь ребенка уже понятна окружающим, малыш умеет связно рассказать о простых событиях, знает все основные части тела и может их показать, активно использует в речи глаголы и союзы. Словарь ребенка составляет 250-300 слов и больше.

Инна Бас, логопед: «Родители часто ждут, пока малышу исполнится 3 года, и он заговорит сам, но эти ожидания редко оправдываются, а упущенное уже сложнее наверстывать.

Если родители не помогают ребенку освоить речь в раннем возрасте, это может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Лучше всего управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, в период лепета.

Обратите внимание

Часто причиной долгого молчания ребенка становится то, что у родителей не всегда есть время на занятия с ребенком, а иногда просто не хватает желания». 

Читай также: Если ребенок плохо говорит…

Помните, что все приведенные выше данные достаточно примерные, ориентировочные, поэтому если речевое развитие вашего ребенка отличается – не повод волноваться, каждый малыш развивается индивидуально. Главная задача родителей – работать над развитием речи ребенка и у нас есть несколько простых рекомендаций, как это сделать.

Разговаривайте с ребенком как можно больше, проговаривайте все происходящие вокруг события и свои действия, помните, что все слова ребенок повторяет за вами, а если вы молчите – ему нечего повторить.

Не угадывайте. Дайте ребенку возможность говорить самому за себя, не догадывайтесь обо всем, чего он хочет. Малышу нет никакого смысла начинать разговаривать, если мама по движению его глаз понимает, что он хочет на качели или скушать вот это яблочко.

Изучайте собственное тело. Вместе с малышом старайтесь выучить, где находится носик, ротик и глазки, покажите это на всех родных и любимом мишке. Попробуйте вместе с ребенком рисовать фигурку человека, это отличный способ изучения частей тела,  сочетающий в себе речевое развитие и работу по развитию мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика. Вы ведь помните, что от развития мелкой моторики ребенка зависит развитие его речи? Поэтому чтобы движения пальцев малыша стали свободными, лепите из пластилина, складывайте пирамидки, расстегивайте и расстегивайте пуговицы, занимайтесь со шнуровками.

Тренируемся вместе. Организовывайте совместные дела с ребенком, например, вместе вытираем пыль, поливаем цветы, лепим пельмени или разбираем ящик со старыми вещами. Во время совместной деятельности комментируйте свои действия, рассказывайте, что именно и зачем вам нужно сделать, какую пользу это принесет.

Расширяем горизонты. Не забывайте не только сами разговаривать с малышом, а и читать ему различные книжки, слушать аудиосказки, читать скороговорки, складывать пазлы и кубики, ходить на спектакли и в кино. Ребенку необходимо развивать фантазию, учиться понимать не только речь близких и родных людей, а и воспринимать информацию из других источников. 

Читай также: Задержка речи у малыша

Источник: http://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/news-34038-etapy-razvitiya-rechi-rebenka-ot-1-do-3-let/

Как развивается речь ребенка: нормы, этапы, особенности

Развитие каждого человека и человечества в целом неразрывно связано с речью. Первые звуки человеческое дитя слышит еще в утробе матери. Младенец слушает голос мамы, звон погремушек и постепенно учится узнавать и различать разные звуки.

И вот наступает момент, когда начинается развитие связной речи у детей. Это длительный и многоэтапный процесс, но самые важные достижения происходят в первые 7-8 лет жизни ребенка.

Нормы и этапы речевого развития

На основании масштабного изучения речи детей разных возрастных категорий были составлены нормы развития речи детей. Для каждого этапа развития речи по возрастам характерны свои особенности и набор навыков и умений, о чем мы поговорим во второй части статьи. А пока просто обозначим главные вехи.

  • Этап первый: доречевой (от 0 до 6 месяцев). В некоторых источниках его продлевают до 12 месяцев, включая в него и время произношения первых осмысленных устойчивых сочетаний звуков.
  • Этап второй: развитие активной речи (от 6-12 месяцев до 3 лет).
  • Этап третий: дошкольный (от 3 до 7 лет).
  • Этап четвертый: школьный (от 7 до 17 лет).

В попытках сравнить речевое развитие своего ребенка с каким-то авторитетным эталоном каждой маме необходимо помнить, что ни один малыш не обязан строго следовать чьим-то таблицам и вычислениям.

Любые таблицы основаны на усредненной статистике, которая составлена по итогам исследований речи ДРУГИХ детей.

Поэтому стоит весьма гибко подходить к вопросу речевого развития своего ребенка, учитывать целый комплекс других показателей его благополучия и не расстраиваться, если малыш чего-то пока не умеет.

Речь ребенка с года до 3 лет

Речь ребенка до года еще плохо структурирована. До 12 месяцев вообще принято говорить о доречевом общении. Это мимика, жесты, лепет, первые устойчивые сочетания звуков, которыми малыш уже пытается называть окружающие вещи, людей и животных («ма», «ба», «кся» и т.д.), первые призывы, просьбы и простые действия («ам-ам», «дай», «бух», «ку-ку»).

С 1 года до 1,5 лет речь становится более обобщающей, не привязанной к конкретной ситуации. Конечно, понимает он в это время уже намного больше слов, чем произносит. Речь ребенка 2-3 лет уже более совершенна.

Начинается активное накопление словарного запаса, появляется первое понимание грамматики речи: множественного числа, падежей, форм лица (я, ты, мы и т.д.), времен глаголов.

В этот период родителям важно активно интересоваться, как развивать речь детей, больше говорить с малышами, читать им сказки, играть в речевые игры и всеми способами стимулировать говорение и расширение словарного запаса.

3-7 лет: время говорунов

Развитие речи у детей дошкольного возраста продолжается по нарастающей. Ребенок узнает все больше об окружающем мире, и речь спешит совершенствоваться вслед за новыми знаниями.

Развивается слуховой контроль произношения: ребенок начинает осознанно слышать себя и управлять звукопроизношением. Улучшается грамматический строй речи. В 4 года речь уже содержит предложения с второстепенными членами, а к пяти годам ребенок уже может пересказывать недлинные тексты.

К завершению дошкольного периода важно, чтобы у детей сформировалось правильное произношение и четкое различение звуков.

Важно

Именно в этот период у детей выявляются нарушения в развитии речи, поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя заметить проблемы.

Нужно вовремя пройти диагностику у логопеда (если она не проводилась в садике, пройдите ее самостоятельно в местной ППМК или у частного специалиста). Как правило, речевые нарушения можно диагностировать у ребенка с 4-5 лет.

Стоит отметить, что неразговорчивость или тихая речь не всегда являются признаком речевых расстройств. Это может быть индивидуальной особенностью, но выяснить это должен специалист.

С 7 до 17: обучение, общение, становление личности

Обучение в школе совпадает с периодом сознательного усвоения речи и активного практического пользования ею. Ни один школьник не представляет без речи ни обучение, ни общение со сверстниками. Большую роль начинает играть письменная речь школьника.

Для успешного обучения в школе ребенку необходимо не только хорошо усваивать речевую информацию, но и активно видоизменять слова, строить грамотные предложения, анализировать состав слов, уметь пересказывать большие объемы информации и выражать свои мысли речью.

Огромную важность в этот период приобретает качество словарного запаса. Не секрет, что школьники впитывают то, что видят, слышат, читают, поэтому задача родителей и педагогов – окружить ребенка интересной познавательной информацией и хорошими книгами, вместе посещать театры и выставки, предлагать только качественные знания, выраженные красивым, грамотным, «богатым и могучим» русским языком.

Пожалуй, ограничить развитие речи человека периодом от рождения до совершеннолетия будет неправильно. Каждый из нас развивается и учится всю жизнь. Но именно в детском возрасте закладывается основа для всех успехов и достижений ребенка в будущем, и грамотная, осознанная, качественно сформированная речь станет надежным помощником во всех его начинаниях.

Источник: http://www.mamelle.ru/kak-razvivaetsya-rech-rebenka-normy-etapy-osobennosti.html

Основные этапы развития речи у детей – Развитие ребенка

Прежде чем ребенок научится говорить и освоит свой родной язык, он издает различные звуки. Это так называемый «язык младенцев», и дети во всем мире говорят на нем примерно одинаково.

Но когда ребенок должен произнести свои первые слова? Для него важно научиться говорить до трехлетнего возраста, когда его мозг стремительно развивается. Но пока малыш еще не говорит, развитие его речи зависит от его умения говорить на «языке младенцев».

Когда ребенок произносит свои первые слова?

Ребенок начинает говорить на «языке младенцев» вскоре после рождения и сначала не использует звуки. С помощью выражения лица, плача и телодвижений он выражает различные эмоции и физические потребности – от страха и голода до разочарования и сенсорной перегрузки. Родители учатся распознавать, какую потребность выражает малыш своим плачем.

Совет

Возраст, когда ребенок произносит свои первые слова, всегда индивидуален. Но в развитии речи все дети проходят определенные этапы. Если малыш пропустил хотя бы один из них – следует проконсультироваться с врачом.

Этапы развития речи ребенка

  • Речь ребенка в 3 месяца. Он слышит ваш голос, видит выражение вашего лица, отзывается на другие голоса и звуки. Многим детям больше нравится женский голос, чем мужской. Также детям нравятся голоса, которые они слышали, находясь в утробе матери. Примерно в возрасте 3-х месяцев малыш начинает выражать эмоции с помощью звуков.
  • Речь ребенка в 6 месяцев. Он издает большее количество звуков и произносит слоги слов. В возрасте 6-7 месяцев откликается на свое имя, узнает речь на родном языке и может интонациями голоса передавать настроение. Некоторые родители думают, что в этом возрасте малыш уже произносит первые слова («мама», «папа»), хотя на самом деле это просто повторяющиеся случайные слоги. Ребенок не вкладывает в них никакого значения.
  • Речь ребенка в 9 месяцев. В этом возрасте дети понимают простейшие слова («да», «нет», «привет» и т. д.). Они используют большее количество согласных звуков и интонаций.
  • Речь ребенка в 12-18 месяцев. Большинство детей уже осознанно говорит простейшие слова («мама», «папа» и т. д.). Понимают простые обращения родителей к ним («Пожалуйста, положи на место»).
  • Речь ребенка в 18 месяцев. Обычно дети в этом возрасте могут произносить несколько простых слов и указывать на людей, предметы, части тела, которые называют родители. Ребенок повторяет последние слова или слоги в предложении, которое вы произносите. Произнося слова, ребенок может пропускать в нем звуки или слоги (например, «бака» вместо «собака»).
  • Речь ребенка в 2 года. Малыш может составлять предложения из 2-4 слов («Мама, пока», «Дай молоко»). Он понимает, что слова могут обозначать не только конкретные предметы, но и абстрактные понятия.
  • Речь ребенка в 3 года. Словарный запас ребенка резко увеличивается. Благодаря воображению он осваивает абстрактные понятия («сейчас»), чувства («грусть») и пространственные понятия («возле»).
Читайте также:  Как проходит токсикоз на ранних и поздних сроках беременности?

Можно ли научить ребенка говорить?

Дети понимают, что вы говорите, задолго до того, как учатся говорить сами. Иногда дети могут произнести 2-3 слова, в то время как понимают более 25.

Вы можете помочь ребенку научиться говорить. Для этого следуйте простым рекомендациям:

  • Наблюдайте. Ребенок может протягивать к вам руки, когда хочет, чтобы вы взяли его на руки, протягивать игрушку, когда хочет, чтобы вы с ним поиграли, отодвигать тарелку, когда больше не хочет есть. Улыбайтесь, устанавливайте зрительный контакт и отвечайте ребенку, поощряя его простейшие способы общения.
  • Слушайте. Обращайте внимание на звуки, которые издает ребенок, отвечайте ему такими же звуками. Дети имитируют звуки, которые им произносят родители, поэтому наберитесь терпения и позвольте ребенку таким образом «говорить» с вами столько, сколько он захочет.
  • Хвалите. Улыбайтесь и хлопайте в ладоши каждый раз, когда ребенок пытается произнести слово. От положительной реакции родителей дети получают дополнительную мотивацию говорить.
  • Имитируйте. Дети любят голоса родителей. Когда родители говорят с ними, это мотивирует их самим начать говорить. Чем больше вы говорите с ними, повторяя их слова и произнося их правильно («собака» вместо «бака»), тем больше они стремятся говорить правильно.
  • Конкретизируйте. Если ребенок показывает рукой на стол и плачет, не спешите давать ему печенье. Вместо этого покажите ему печенье и спросите, действительно ли он хочет его.
  • Рассказывайте. Объясняйте ребенку, что вы делаете, когда купаете его, одеваете или кормите: «Давай наденем носки» или «Я отрезаю для тебя кусочек курицы». Так ребенок поймет, какими словами называются действия родителей.
  • Проявляйте упорство. Даже если вы не понимаете, что говорит ребенок, переспрашивайте у него. Показывайте ребенку свою любовь и внимание – и он будет стараться говорить.
  • Давайте ребенку проявлять инициативу. Во время игр позвольте ребенку проявить инициативу и следуйте его инструкциям. Так он поймет, что в общении всегда есть две стороны: кто-то говорит, а кто-то слушает, кто-то командует, а кто-то подчиняется.
  • Играйте. Позвольте ребенку играть, фантазировать и рассказывать небылицы – так он развивает речевые навыки.
  • Читайте вслух. Если ребенок получает удовольствие, когда родители читают ему вслух, он будет любить чтение на протяжении всей жизни.

Если вы обеспокоены тем, что у ребенка медленно развивается речь

Если вам кажется, что у вашего ребенка задержки развития речи, проконсультируйтесь с педиатром. На это может быть множество причин, однако чем раньше обнаружить проблему, тем больше времени остается на ее решение. Вовремя диагностировав проблему, вы сможете устранить ее до того, как ребенок пойдет в школу.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/4029/

Как научить ребенка говорить «мама»: игры и методики для развития речи детей в 1 год и до 2 лет

С самых первых дней своей жизни малыш слышит звуки человеческой речи. Постепенно он начинает улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, понимать смысл сказанного. Для развития речи ребенка до года очень важно то, как мама разговаривает со своим малюткой, ведь именно звуки ее голоса становятся самыми первыми, которые слышит ребенок после рождения.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: здоровое развитие в 1 год и 1 месяц

Краткие нормативные показатели

В 1-2 месяца младенец еще не понимает слов, которые ему говорят. Он спит и только вздрагивает от резких звуков.

К 3-м месяцам ребенок уже может «отвечать» на обращенную к нему речь улыбкой, а чуть позже, месяцам к 5-6, пытается гулить — в это время можно начинать учить его, что значит то или иное слово. Каждую прогулку, кормление, умывание, игру можно озвучивать словесно.

Так малыш будет набирать свой первый словарный запас. Сначала он начнет понимать значение каждого слова, а примерно к возрасту 10 месяцев научится и сам выговаривать простенькие слова: «мама», «папа», «баба», «на!» и тому подобное.

Родителям нужно как можно больше разговаривать с крохой во время любых действий по уходу за ним. Почаще говорите ему простые ласковые слова, рассказывайте стишки, народные потешки, пойте детские песенки. В течение первого года жизни ваш малыш запоминает огромное количество слов, и именно из них сформируется его будущая речь.

Чтобы ребенок постепенно научился говорить, ему необходим постоянный эмоциональный и вербальный контакт. Маме желательно объяснять малышу, чем она занимается, петь ребенку песенки и сопровождать занятия с малышом ритмичными стишками

Развитие речи у детей от 3 до 6 месяцев

Развитие речевых навыков ребенка раннего возраста происходит в несколько стадий.

Так, в 3 месяца малыш уже хорошо фиксирует взгляд на предмете, может некоторое время лежать на животике, поворачивая головку, чтобы разглядывать все вокруг себя.

Сейчас можно показывать ему различные предметы, класть перед ним игрушки, четко проговаривая их название. Надо стараться выговаривать простые слова нараспев, ласковым спокойным голосом, слегка растягивая гласные звуки под ударением.

ИНТЕРЕСНО: ребенку 1 год и 10 месяцев: здоровое развитие

В возрасте 4 – 5 месяцев дитя живо радуется игре «коза рогатая». Движения руки, изображающей «козу», сопровождайте ласковыми мелодичными словами в рифму.

Можно взять кроху на руки и поиграть с ним в «лошадку». Стишок сопровождается подпрыгивающими движениями, изображающими катание на лошади: «Мы поскачем, скачем, скачем, скачем на лошадке! Мы смеемся, а не плачем, все у нас в порядке».

Стишок рассказываем в такт «подскакиваний».

Можно показать ребенку несколько упражнений, готовящих органы речи к своей основной функции, затем побуждать малютку к их повторению, например:

  1. Высунуть язык, поводить им из стороны в сторону, свернуть язык в трубочку.
  2. Надувая щеки, поделать дующие движения (как будто сдуваем пушинки у одуванчика, кстати, летом на прогулке пушинки можно сдувать вместе с ребенком в реальности).
  3. Попробовать достать языком кончик носа.
  4. Вкладывать в ручку малыша различные предметы («На!»), а потом просить их: «Дай!», одновременно забирая предмет обратно. Так кроха научится понимать значение этих коротеньких слов.

Протяжно и ласково произносите гласные звуки, побуждая ребенка к ответу. Малыш будет рад любому общению, как любой игре.

Малыш имитирует поведение взрослых, поэтому мама может показать своему чаду доступные для него простые логопедические упражнения — он повторит их без всяких просьб

Учим говорить ребенка от полугода до 1 года

Начиная с 6 месяцев, кроха осваивает произнесение простых слогов, лепечет. Примерно в этом возрасте обычно произносится по слогам первое слово «ма-ма».

Знает свое имя, поворачивает головку, когда его зовут, знает названия игрушек, предметов домашнего обихода. Если спросить у него: «Где зайка? Где мишка?», смотрит в нужном направлении.

В это время нужно побольше общаться с ребенком, постепенно приучая его к звучанию коротких слов, состоящих из 1-2-х слогов, отвечая на его лепет.

В возрасте 7-8 месяцев ребенок уже умеет сидеть, он с радостью воспримет игру в ладушки, в сороку, которая варила кашку. Все действия по уходу за малышом, все игры с ним необходимо проговаривать. Например, купая его, можно рассказывать стишок: «Чистая водичка умоет маме личико, бабушке – ладошки, а ножки – Антошке!»

Обратите внимание

Теперь уже можно поиграть с ним в «ку-ку». Закрыв лицо руками, мама спрашивает: «Где мама?» а снова показавшись малышу, говорит: «Ку-ку!». Кроха будет реагировать радостным визгом, и вскоре сам научится прятаться и выглядывать.

Много пользы для развития речи принесут игры, в которых называются части тела. Можно показать ребенку, где у куклы глазик, где головка, где животик, где ножка, громко и отчетливо называя их. Дальше предложите малышу показать, где у него глазки, где ушки, носик, потом – где у взрослого.

Игры для развития речи детей от 1 года до 2-х лет

Развитие речи в раннем детстве зависит от того, как с ребенком разговаривают и играют родители (подробнее в статье: как можно научить ребенка разговаривать в 3 года?). Если с малышом много занимаются, в 1 год он уже не только будет понимать обращенную к нему речь взрослого, но и сам сумеет произносить коротенькие слова.

«Баба, дай! Папа, на!» – подобные фразы ему уже вполне по силам. Кроме того, сразу после 1 года малыш учится ходить, а возможно, даже уже и ходит самостоятельно. Одновременно с обучением ходьбе продолжайте расширять активный и пассивный словарный запас крохи. Например, помогая ему делать первые шажки, приговаривайте в такт ходьбе: «Раз, два, три, четыре, Лялю мы ходить учили.

Раз, два, три, четыре, пять – ходит Лялечка опять!»

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие занятия с детьми с 1 года

Можно придумать для своего сынишки или дочурки множество развивающих речь игр, например:

  1. Игры на развитие интонации. Поставьте перед ребенком игрушечного котенка и льва, пусть он попробует изобразить методом изменения тембра голоса, как пищит котенок и как рычит лев.
  2. Показывайте малышу какую-нибудь часть игрушки из-за ткани (колесо от машинки, голову собаки), просите его говорить, что это за игрушка. Услышав ответ, дайте ребенку игрушку и предложите изобразить голосом, как она делает.
  3. С года до двух лет пришла пора показать малютке детские книжечки с крупными цветными картинками. Лучше всего, если это будут русские народные сказки, смысл которых понятен для ребенка – «Колобок», «Репка». Рассматривайте картинки вместе с ребенком, пусть он назовет, какой персонаж на какой картинке изображен, что он делает: кушает, спит, играет и так далее. Потом почитайте ребенку вслух медленно, с выразительной интонацией.
  4. Спрячьте какую-либо игрушку и предложите крохе ее найти. Только прячьте недалеко, чтобы ребенок не слишком долго искал, не то он может устать и расстроиться. Игра должна доставлять положительные эмоции.

Детские книжки — отличный помощник для мамы, поскольку они помогают сформировать словарный запас, обогащают эмоциональное восприятие ребенка

Игры на развитие мелкой моторики

На втором году жизни имеет значение развитие движений пальчиков, так как известный педиатр Евгений Комаровский доказал тесную взаимосвязь развития речи детей в раннем детстве с развитием мелкой моторики пальцев (рекомендуем прочитать: основные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет). По его методике развить пальчики малыша можно посредством следующих игр:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: бизиборд своими руками — доска для развития мелкой моторики

  1. Предложите малышу закрыть глазки, и дайте ему в ручки какую-нибудь игрушку. Пусть он на ощупь угадает, что это.
  2. Собирайте вместе с ним простой конструктор: кораблик, домик, деревце.

  3. Можно дать малютке прищепки для белья и кружок из картона, и научить его делать с их помощью «солнышко».
  4. Пусть ребенок попробует нанизывать кольца на шнур. Если малыш легко справляется с задачей, замените кольца крупными пуговицами.

  5. Пришла пора научить своего годовалого сына или дочку, как застегивать большие пуговицы или шнуровать ботинки, пусть дитя тренируется — этот навык в дальнейшем очень пригодится ему в детском саду. Посмотрите еще больше игр и занятий с ребенком от 1 года.

Не стоит волноваться, если ваш ребенок начнет говорить позже других детей, его ровесников (рекомендуем прочитать: видео-уроки о том, как научить ребенка говорить букву Р). Родители должны помнить, что у всех детей речевые навыки развиваются по-разному.

Один ребенок в 2 года уже вовсю рассказывает стихи, а другой после двух лет только-только начинает произносить первые слова (см. также: нормальное развитие ребенка в 2 года и 2 месяца). Узнайте больше о развитии детей с 1 года до 2 лет. Не требуйте от ребенка того, что для него пока рано – всему свое время!

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько слов в норме должен знать ребенок в 2 года?

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/razvitie-rechi-u-rebenka-1-2-goda.html

Ссылка на основную публикацию