Воспитание ребёнка в 3 года: как приучить к распорядку дня

«Нережимный» ребенок: как приучить к распорядку дня? Часть 1

В первый раз в детский сад: что пригодится малышу?

«Леночка, собираемся домой, через десять минут у тебя обед, а потом дневной сон, а после занятия по расписанию, сегодня будем лепить животных из пластилина» — подгоняет мама трехлетнюю дочку на детской площадке, напоминая о режиме дня.

Я с тоской наблюдаю, как мой сорванец гоняет голубей по кругу, весел и полон сил, а ведь по его расписанию тихий час именно сейчас. Но в том то и проблема, что расписание у нас никогда не соблюдается, ребенок «дрессировке» не поддается. Чтобы я ни делала! А так ли важен режим дня, надо ли учить кроху жить по часам?

Не по уставу

«Катя, шесть утра же, воскресенье, дайте поспать, уложи ребенка! Не давай ему вставать» — жалобно просит муж в очередное утро выходного дня.

Но он и сам знает, что сынишка спать больше не ляжет, что ты с ним не делай. Выспался маленький человек – выспались все, даже сладко подремать не получится, карапуз гремит, стучит, бегает, прыгает, а в конце концов оседлает спящего папу и тот окончательно проснется. А вам знакома такая ситуация?

Именно из-за очень раннего пробуждения ребенка я стала задумываться о введении режима дня. Я, конечно, и без того неоднократно пыталась кормить-мыть-укладывать в одно время, но своенравный кроха оказался «нережимным». Либо и правда, не все дети готовы жить «по уставу», либо я делаю что-то не так…

Чем же плохо отсутствие режима дня у ребенка?

Прежде всего, это очень неудобно для родителей. Проверено на собственном примере! Ничего не спланировать, малыш всё-равно нарушит планы. Ждешь, что он поспит в машине по дороге в супермаркет, но он час смотрит в окно, хотя по «расписанию» тихий час.

Обратите внимание

Шоппинг испорчен, можно сразу ехать обратно, ведь утомленный кроха не даст вам и минутки покоя, а уснуть среди толпы людей, пусть и в коляске, он не сможет.

В следующий раз, предвидя такую ситуацию, вы выбираете путь покороче, выезжаете пораньше, чтобы на дневной сон вернуться домой. Но малыш засыпает в первые же минутки пути, хотя еще не время вовсе.

Что делать? Вернуться домой, покататься и дать ему поспать, разбудить сонного гномика и слушать недовольный плач? Если ребенок соблюдает режим, это очень удобно для мамы с папой. Но нужен ли режим самому ребенку? И чем грозит его отсутствие?

Нет режима дня – нет воспитания?

Потерпев несколько неудач, я уже была готова забыть о жизни по расписанию, в садик пойдет, там научится спать и кушать вовремя – думалось мне. Я оправдывала себя тем, что каждый малыш индивидуален, и приняла детские «правила игры». Как оказалось, зря…

Неслучайно педиатры, детские психологи и воспитатели выступают «за» режим, они отмечают, что без режима малыш становится неуправляемым, возбудимым и трудно обучаемым.

«Распорядок дня нужен не только маме с папой, но и самому ребенку, он отвечает за его гармоничное физическое развитие, моральное спокойствие и устойчивую психику.

Большая часть современных детей – сангвиники и холерики, они чрезмерно активны и легко перевозбуждаются.

Такие дети с трудом засыпают сами или вовсе не могут это сделать, им режим нужен в первую очередь» — говорит известный детский психолог, а по совместительству многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

И ее мнению я доверяю. Ребенок, пропустивший дневной сон, становится просто невыносимым, особенно в последние часы перед отбоем. Причем, чем младше кроха, тем важнее для него жизнь по часам, исключая, период до полугода.

Режиму дня быть!

«Никогда не жили по режиму, мне самой было бы неудобно все делать по часам, никогда время не засекала.

Но ребенок стал плохо кушать, засыпает с трудом, дневной сон бывает и в 10 утра начинается, а бывает и в пять вечера, малыш сам устает от такой неопределённости.

Раньше думала, что ему так удобнее и лучше, но ошиблась, он просто не умеет делать все по расписанию, а без меня и не научится» — рассказывает Анастасия Завьялова, мама двухлетнего Романа.

Если вы все еще уверены, что ребенок волен сам решать, когда ему играть в машинки, когда смотреть мультики, когда гонять кота, а когда пора и вздремнуть, то приведем еще несколько доводов в пользу режима:

  • Ребенок, который никогда не жил по режиму дня, рискует стать «проблемным», возможны сложности с воспитанием, ведь распорядок дня – это дисциплина.
  • Если дневной и ночной сон начинается и заканчивается всегда в разное время, малыш часто будет перевозбужденным, а когда-то сонным. Такое состояние мешает развитию, ребенок будет с трудом реагировать на просьбы, взаимодействовать с детьми и даже играть не захочет, будет капризничать.
  • Распорядок дня, это не просто «кушать 20 минут, играть полчаса», это нечто иное, как картина мира для ребенка. Утро-день-ночь, за ужином следует купание, за ним – сон. Даже взрослым проще жить по режиму, стоит лечь на пару часов позже, и утром вы будете «клевать носом».
  • Если малыш живет по расписанию, то он чувствует себя в безопасности, он ощущает мир «стабильным». Ребенок всегда знает, что произойдет дальше, он спокоен.
  • Даже физическое развитие зависит от соблюдения режима, особенно до трех лет. Более старшим детям можно делать «поблажки», например, продлить прогулку на 20 минут или устроить полдник пораньше, если сорванец проголодался. После трех лет ребенок может сам сказать, чего он хочет, к словам его надо прислушиваться, но решает, что и когда ему делать, все равно мама.

Расписание все-таки полезная, а в некоторых случаях незаменимая «штука». Как же научить малыша жить по распорядку дня и как правильно составить это расписание? Читайте во второй части нашей статьи.

А ваш малыш живет по режиму дня? И как вам при этом живется?

«Нережимный» ребенок: как приучить к распорядку дня? Часть 2

Источник: https://viline.tv/deti/article/nerezimnyj-rebenok-kak-priucit-k-rasporadku-dna-cast-1

Как приучить ребёнка к режиму?

Вопрос о том, нужен ли для малыша строгий распорядок дня, постоянно обсуждается мамами и детскими психологами. Мнений разных много: одни считают, что до того момента, как чадо пойдет в детский сад, можно особо не беспокоиться насчет режима, другие – что маленькому человечку необходимо находиться в определенных «рамках» почти с младенчества.

Так надо ли приучать ребёнка к режиму? Когда начинать? Попробуем разобраться.

Новорождённые детишки, только начинающие знакомиться с этим миром, пока приспосабливаются к нему. Они изучают не только всё, что их окружает, но и собственный внутренний мир, учатся распознавать свои потребности. Идет период адаптации примерно до года.

Именно в это время ребёнок неожиданно заходится в плаче, добиваясь чего-то, не всегда понятного даже для мамы. Порой дитя может перепутать день с ночью, и жизнь в доме кардинально меняется: ночью мама кормит, развлекает, успокаивает, а днём кроха «добирает» недостающие часы сна.

Важно

Если увеличивать время ночных «доборов», и понемногу уменьшать время дневного сна – режим сну придёт в норму.

Но вот возраст чада приближается к 2 годам? Пусть вы пока не собираетесь отдавать его в садик, но пора вводить определенные ограничения.

Казалось бы, для чего – ведь мама и малыш всегда рядом, могут пользоваться всеми 24 часами в сутках? Но психика малыша примерно до 3-летнего возраста легко уязвима.

Непостоянство режима дня приводит к перевозбуждению и перегрузке неустойчивой нервной системы. Ребёнок может стать капризным, нарушаются сон, аппетит. Чтобы это предотвратить, вводим режим.

Желательно, чтобы утро у малыша начиналось в одно и то же время, независимо от того, начинаются выходные или идут будничные дни. Если укладывать чадо около 9 часов вечера, проснётся он примерно в 6–7 утра.

Продолжает спать? Как бы жалко ни было – осторожно разбудите, поцелуйте, пригласите от имени любимой игрушки заняться интересными делами. Снимаем пижаму, надеваем домашнюю одежду – пока малыш сонный, это можно сделать быстро.

Затем следующий обязательный ритуал, который нельзя пропускать, потому что он должен закрепиться в детском сознании как ежедневное действие – умывание. Не хочет чистить зубки, сразу бежит к игрушкам? Ну и хорошо – любимый зайчик как раз собрался умываться и есть кашу.

Кто быстрее и чище умоется – малыш или зайчик? Ребёнок обычно с увлечением подхватывает идею поплескаться с игрушечным другом и пробует сам управиться с зубной щёткой.

Совет

Далее день может проходить по-разному, но необходимо проследить, чтобы в ежедневное расписание входили обед, ужин, прогулка, послеобеденный сон – все в чётко определенное время. Ребёнок должен усвоить, что эти ритуалы будут обязательно соблюдаться каждый день. На улице холодно? Выйдем на 5 минут, но выйдем.

Не хочется спать после обеда? Что ж, просто полежим, почитаем книжку, расскажем сказку. Только не надо ничего делать через силу – старайтесь заинтересовать ребёнка, используйте маленькие невинные хитрости.

Со временем он сам перед завтраком захочет почистить зубки, а, готовясь к прогулке, выберет ботинки, которые предпочитает надеть.

Особое внимание стоит уделить вечернему отходу ко сну – это важная часть детского режима. Часто детки противятся, когда мамы пытаются уложить их в кроватку. Это понятно: кругом столько всего интересного, а тут изволь ложиться спать. Но вы должны быть непреклонны.

Предложите малышу посмотреть короткий мультик перед сном, сочините вместе с ним простую историю про любимых персонажей. Разрешите взять в кровать игрушку – хотя бы и пушистую мышь метрового размера. В мелочах идите на уступки.

Ребёнок должен усвоить главное: сейчас ему время спать.

Конечно, отступления от режима будут: малыш заболел, к вам приехали гости, вы отправляетесь путешествовать. Потом нужно возвращаться к привычному порядку. Маме потребуются терпение и настойчивость – но наградой будет здоровый, растущий в нормальных условиях ребёнок. К тому же размеренный распорядок дня позволит маме сделать запланированные дела и успеть отдохнуть.

Источник: http://bestkroha.ru/uxod-za-rebenkom/137-kak-priuchit-rebenka-k-rezhimu

Как приучить ребенка к садику в 2- 3 года: причины, почему не может адаптироваться, действия родителей, видео, советы психологов

По мере взросления ребёнка в каждой семье возникает вопрос: а стоит ли водить малыша в 2–3 года в детский сад? Сейчас многие мамы работают на дому или находятся в декретном отпуске, поэтому присмотреть за крохой и заниматься его воспитанием могут самостоятельно, вместо того чтобы пытаться приучить его посещать не очень любимый садик.

Довольно большое количество родителей предпочитает нанять для малыша няню, которая не только следить за ребёнком, но и проводит развивающие занятия, гуляет и кормит. Позиция многих родителей проста: зачем водить в группу, где большое количество человек и ребёнку не уделят достаточно внимания.

Является ли правильной такая позиция и что по этому поводу думают детские психологи?

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

В группе ребёнок не только учится общаться с другими детьми, но и привыкает к самостоятельности

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

  • ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
  • психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
  • приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
  • организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
  • проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Очень часто именно в саду у ребёнка проявляется хороший аппетит, а родители не могту нарадоваться, ведь раньше их малыша нельзя было заставить нормально поесть

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так.

Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно.

Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

Обратите внимание

Успешная адаптация во многом зависит от родителей: в первую очередь нужно выяснить, что не нравится малышу или это просто желание подольше быть с мамой

Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

Каким должен быть хороший детский сад — видео от доктора Комаровского

Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду

Правильно подготовить ребёнка к началу посещения детского сада — это задача родителей. Если однажды утром привести малыша в группу и оставить его там, такая ситуация обязательно вызовет истерику и страх у крохи. Поэтому существуют рекомендации, которые озвучивают не только воспитатели, но и детские психологи:

  • в первую очередь необходимо рассказать малышу, что такое детский сад, зачем туда приводят детей. Ребёнок, хоть он ещё и маленький, уже все понимает. Главное — заинтересовать кроху, объяснить, что там интересно, там много новых друзей и игрушек и т.д.;
  • не стоит сразу оставлять малыша на целый день. Рекомендуется сначала водить ребёнка на два часа, чтобы малыш поиграл, но не успел соскучиться за мамой. Первую неделю можно приводить кроху вечером на время прогулки. Со второй недели лучше приводить малыша к завтраку и оставлять не дольше двух часов. В это время дети играют на улице. Затем увеличить время до обеда, чтобы кроха привыкал есть со всеми детьми. И только после этого начать оставлять его на полный день. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера;
  • обязательно объясните ребёнку, что родители придут за ним вечером, чтобы кроха не думал, что его могут оставить насовсем в саду. Психологи рекомендуют первые несколько дней привести ребёнка на несколько часов именно в вечернее время, чтобы он видел, как родители забирают других детей. Так кроха будет спокоен и уверен: родители обязательно придут за ним вечером после сна и полдника;
  • перед первым посещением полезно будет рассказать о воспитателе: кто это, почему именно этого человека надо во всём слушаться. Ребёнок должен прийти в группу и понимать, что на некоторое время дня именно воспитатель заменяет маму или другого взрослого;
  • малыш должен постоянно чувствовать поддержку родителей, ведь кроха воспринимает все на эмоциональном уровне. Родители, бабушки и дедушки должны отзываться о детском саде хорошо, поощрять малыша и постоянно хвалить его. Если ребёнок будет постоянно слышать положительные отзывы о саде, в его сознании группа и воспитатели будут ассоциироваться с очень хорошим местом. И именно туда ведут его родители;
  • приучать малыша к саду нужно постепенно: в первые несколько дней не стоит заставлять малыша завтракать в группе, лучше покормить его дома. Сытый ребёнок будет лучше воспринимать игры и участвовать в них. Позже кроха увидит, как другие дети едят за столом и обязательно захочет присоединиться;
  • после выходных дети часто начинают капризничать и не хотят идти в группу. Поэтому родителям рекомендуется не оставлять их на весь день в понедельник, лучше отложить это на среду или пятницу;
  • психологи рекомендуют придумать собственный ритуал прощания утром: обниматься, целоваться или хлопать в ладоши, рассказывать считалку. Этот процесс должен быть быстрым, чтобы малыш не смог оттянуть момент, когда маме нужно уходить. Ребёнок привыкает к одним и тем же действиям и через некоторое время начнёт без слёз расставаться с родителями по утрам.
Читайте также:  Сколько длятся выделения после родов

Психологи рекомендуют приучать ребёнка к режиму перед тем, как начать посещать сад. Так малышу будет легче привыкнуть к новой обстановке

Нужно ли готовить ребёнка к началу посещения детского сада

Ответ на этот вопрос — однозначно да. От того, готов ли ребёнок посещать группу, во многом зависит успех адаптации. Специалисты рекомендуют начать подготовку за 4 — 6 месяцев до планируемого начала посещать детский сад.

Как подготовить к детскому саду детей разного возраста — таблица

Родители должны поощрять самостоятельность ребёнка: учить его одеваться самостоятельно в саду

Детский сад и режим

Актуальным остаётся вопрос о соблюдении режима дня. Дело в том, что в группе все действия распределены по часам с утра и до вечера.

Поэтому если ребёнок не приучен жить по распорядку, родителям стоит пересмотреть свои методы и начать знакомить кроху с режимом.

Рекомендуется пойти в детский сад и узнать, какой распорядок установлен в группе, в которую скоро будет ходить ребёнок. В большинстве детский садов распорядок дня одинаковый:

  • 7.00 — 8.00 приём детей в группу;
  • 8.00 — 8.20 зарядка;
  • 8.20 — 8.30 подготовка к завтраку;
  • 8.30 — 9.00 завтрак;
  • 9.00 — 10.15 развивающие занятия;
  • 10.15 — 10.30 подготовка к прогулке;
  • 10.30 — 12.00 прогулка на улице;
  • 12.00 — 12.20 подготовка к обеду;
  • 12.20 — 12.45 обед;
  • 12.45 — 13.00 подготовка ко сну;
  • 13.00 — 15.00 дневной сон;
  • 15.00 — 15.30 подъём, подготовка к полднику;
  • 15.30 — 16.00 полдник;
  • 16.00 — 16.30 занятия с детьми в группе;
  • 16.30 — 16.45 подготовка к прогулке;
  • 16.45 — 18.30 прогулка на улице;
  • 18.30 — 19.00 родители забирают детей домой.

Можно разрешать малышу брать с собой в группу любимую игрушку.Многие дети так легче засыпают в саду

Питание в саду

Для многих родителей становится проблемой, когда ребёнок почти ничего не ест в саду. Поэтому взрослым стоит начать приучать малыша к меню, которое будут предлагать ему в группе. Можно узнать у воспитателей, какие блюда чаще всего готовят детям. В садах установлены критерии питания, поэтому рацион детей состоит из:

  • молочные блюда: каши, супы, запеканки из творога;
  • первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
  • вторые блюда: гречневая, пшённая каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушёный, рагу, плов;
  • мясные блюда: котлеты, тушёное мясо в блюдах;
  • рыбные блюда: рыбные котлеты, запечённая рыба, рыбные запеканки со сметаной;
  • мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
  • напитки: чай, компот, кефир, ряженка, какао с молоком, фруктовый сок.

Степени адаптации: как различить и что делать родителям

Родителям стоит набраться терпения, ведь не каждый малыш проходит адаптацию легко и быстро без слёз и капризов. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера: двухлетние малыши могут привыкнуть к саду за 10 — 14 дней, а вот детям в возрасте трёх лет часто необходимо три — четыре недели.

Виды адаптации ребенка — таблица

Как правильно подготовить ребёнка к детскому саду — видео

Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду

Однако бывают ситуации, когда ребёнок уже ходит в сад два — три месяца, но никак не могут привыкнуть: каждый день утром капризы и слезы. В этом случае специалисты рекомендуют продолжать водить ребёнка, но чаще и больше разговаривать с ним, объяснять, почему важно посещать ДОУ.

  1. Родители должны быть настойчивыми, но оставаться спокойными и не срываться на ребёнке.
  2. Дети чаще всего привязаны больше к маме, поэтому можно попросить папу отводить малыша в группу. Так расставание будет легче.
  3. Всегда с интересом расспрашивайте ребёнка о его деятельности в группе, хвалите за поделки и рисунки. Можно выделить специальное место на стене и прикреплять шедевры малыша на это место. Поощряйте малыша, говорите, что дома вы так не сделаете с ним. Пусть у него появится стимул ходить в сад.
  4. На выходных придерживайтесь режима, который есть в саду. Так малыш быстрее привыкнет к тому, что по-другому быть не может, даже если он находится дома.
  5. Психологи рекомендуют дома играть с малышом в детский сад. Игрушки могут быть героями. На их примере объясняйте, почему посещение ДОУ так важно. Ребёнок будет ассоциировать себя с персонажами игры и начнёт понимать пользу и необходимость ходить в сад.
  6. Старайтесь сравнивать свою работу или работу папы с посещением сада. Так ребёнок будет чувствовать себя взрослым, что садик — это его работа.
  7. Почаще хвалите малыша, особенно в присутствии других взрослых. Говорите, что он уже такой самостоятельный и большой, поэтому ходит в группу.
  8. Купите обновки, ведь дети любят покупки. Выберите вместе красивую пижаму для сада и сменную одежду в группу. Но не разрешайте надевать её дома. Малыш обязательно захочет похвастаться обновками в саду.
  9. Помогайте малышу самостоятельно научиться мыть руки, одеваться, есть и т.д. Чем быстрее ребёнок сможет сам о себе позаботиться, тем легче ему будет в саду.
  10. Никогда не пугайте ребёнка садом в качестве наказания, это только усугубит ситуацию.

Родители должны терпеливо подготавливать малыша к посещению сада. Но также и проявлять настойчивость, чтобы ребёнок не думал, что может манипулировать взрослыми с помощью истерик

Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог.

Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка.

Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.

Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два — три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка.

Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее.

Главное — все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.

Источник: https://babyzzz.ru/1-3/17555.html

Советы молодым родителям как приучить ребенка к режиму дня

С появлением ребенка многие матери начинают испытывать чувство тревоги и стресс. Их мучает вопрос — а правильно ли они строят распорядок дня своего ребенка? Но надо отбросить все волнения и приступить к наблюдению за своим первенцем.

Для любящей и заботливой мамы не существует такой проблемы, как определение правильного распорядка дня своего ребенка — она его чувствует на физиологическом уровне. Сон является основным время препровождением новорожденного в первые недели.

В минуты покоя мамочка также должна отдыхать, ведь основные заботы о малютке падают именно на ее плечи. Но когда малыш активен, он должен ощущать свою маму рядом, ей необходимо беседовать с ним, брать на руки, слегка массажировать и поглаживать его.

Пусть кроха почувствует, что его очень сильно любят!

Начиная со второго месяца жизни, когда родителям станет понятна логика биоритмов ребенка и на основании наблюдений, можно переходить к корректировке режима дня.

Ведение дневника

Для облегчения задачи, молодой маме имеет смысл записывать время отхода ко сну, кормления и период бодрствования. Вскоре будет ясно, в какие периоды ребенку потребуется еда, а когда ему нужен сон.

И на основе этих наблюдений уже будет строиться правильный распорядок дня ребенка, подходящий конкретному малышу. По возможности надо стараться время между кормлениями доводить хотя бы до трех часов.

Естественно, голодного карапуза можно кормить и раньше, но не стоит каждый исходящий от него крик принимать за требование еды. Скорей всего, кроха хочет общения, а сказать не получается, вот он и призывает взрослых криком.

Можно перевернуть его на другой бочок, или просто погладить.

Уже к полутора годам  ребенок начинает делать различия между светлым днем и темной ночью. Как раз в этот период надо добиваться полной ночной тишины. Малыш должен понимать, что если в доме темно и тихо, значит, все отдыхают. И даже при громогласных требованиях игры не начнутся.

В возрасте трех лет подкорректированный режим дня должен соблюдаться по-прежнему.  Постепенно начинается подготовка к посещению детского сада.

Подходы, как приучить ребенка к режиму дня.

  1. Строгий вариант, при котором весь день ребенка расписан по часам, когда спать, бодрствовать и кушать он будет в определенное время. При этом биологические часы ребенка не учитываются. К плюсам такого подхода относится то, что ребенок дисциплинируется, учится планировать свое время и это является хорошей подготовкой к детскому саду.

    Кроме того это удобно и маме, которая так же может спланировать свой день. К недостаткам такого подхода можно отнести то, что режим сна может не подойти к биологическим часам ребенка и он будет капризен при засыпании и подъеме, когда его необходимо будет будить.

    Когда он привык к такому распорядку, в случае нарушения, например при поездке или других ситуаций, ребенок переносит это тяжело, отказывается от еды и может даже заболеть.

  2. Подстроить режим дня под самого ребенка может мама, которая знает что нужно ему и когда.

    Такой подход соответствует биологическим часам малыша и будет обеспечивать ему полный физический и душевный комфорт. Со временем, когда произойдет привыкание, такой режим станет похож на первый вариант, но с учетом того, что его установил сам ребенок.

    Но и здесь есть свои недостатки, которые можно приплюсовать к недостаткам первого варианта, это то что такой распорядок скорей всего не будет совпадать с детсадовским и как подойдет время ребенка придется переучивать, а это не так просто.

  3. Есть вариант полного отсутствия режима, когда захотел кушать — покормили, когда захотел спать — уснул.

    При таком варианте ребенок будет кушать и спать когда действительно этого хочет и не будет такой проблемы как сбой режима. Но минусы перевешивают плюсы этого варианта, вопервых ребенок может попутать день и ночь, что осложнит жизнь родителям, придется переучивать к детсаду, невозможно спланировать собственные дела.

Как приучить ребенка к правильному распорядку дня.

У каждой крохи имеется свой индивидуальный режим дня ребенка , но несколько общих советов смогут помочь молодым родителям справиться с проблемами воспитания подрастающего поколения:

  • Ночной сон составляет примерно двенадцать часов. Проголодавшийся малыш может проснуться ночью, поэтому не редкость, когда мамы спят с ребенком. Это очень удобно как для кормящей мамочки, так и для младенца. Женщина может лежа, не поднимаясь с постели, накормить свое чадо, а чадо весьма доволен присутствием матери во время сна, что дает ему уверенность в себе и способствует быстрой адаптации в окружающем мире.
  • Малыш должен засыпать и пробуждаться в одно и то же время. Дней через десять это войдет в привычку, если время не будет смещаться более, чем на 30 минут.
  • Сон должен заканчиваться обязательным ритуалом и это конечно умывание, которое должно быть обязательным и войти в привычку. А если ребенок не хочет умыться, то медвежонок сделает это быстрее и съест всю кашу. Дети обычно с увлечением подхватывают эту игру.
  • Ребенок быстрее привыкнет к правилам и условиям детского сада, если его домашний распорядок дня будет совпадать с режимом дошкольного учреждения, для этого при подготовке к садику заранее подумайте, как приучить ребенка к режиму дня.
  • День новорожденного обычно заканчивается купанием. Эта процедура должна присутствовать в жизни малыша ежедневно! Она дает ощущение расслабленности, тепла и комфорта. Другими словами, ребенок должен усвоить, что после купания заканчивается время бодрствования. Происходить это должно часов в восемь вечера, чтобы молодые супруги смогли уделить время друг другу. Малыш выкупан, укутан в теплое одеяло, накормлен, и он сам, на радость родителям, отойдет ко сну.
  • Когда ребенок повзрослеет, сигналом отхода ко сну станет уборка игрушек в детской комнате, купание, чистка зубов и прочтение книги или сказки в мамином исполнении.
  • Завтрак, обед и ужин должны быть на столе в одни и те же часы.
  • Выход на прогулку желательно также совершать в определенные часы. Тогда ребенок успеет нагулять аппетит и проблем за столом не будет.
  • За час до сна прекратить все активные игры, просмотр телевизора и гаджетов иначе ребенок может перевозбудиться и не сможет заснуть, а значит будет нарушен распорядок дня. Лучше спокойно побеседовать с малышом, почитать интересную книгу, конечно вместе с мамой или папой.

Источник: https://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/kak-priuchit-rebenka-k-rasporyadku-dnya/

Ребенок в 3 года не слушается. Кризис трех лет. Как приучить трехлетку к дисциплине

Детям 2-3-х летнего возраста свойственно делать всё наперекор родителям. Частое непослушание, крики, разбрасывание всего, что попадается под руку, может довести даже самого терпеливого родителя до нервного срыва. Для этого кризисного возраста характерно, что у ребёнка  появляется самостоятельность.

 3-х летний ребёнок осознаёт значимость своего Я и повсеместно отстаивает его и массу своих желаний. По мнению специалистов, этот период имеет особое и очень важное значение для малыша и его родителей.

Каждому трёхлетке свойственны желания в перекраивании всего мира по собственному усмотрению. Поэтому подвергаются испытаниям на крепость родительская психика и нормы общественного поведения. В этих случаях препирательство и проявление вредностей, единственные методы, что по силам малышу.

 Взрослым людям нужно запастись на этот период особой выдержкой, спокойной требовательностью, умением быть убедительным для своего не послушного ребёнка.

 В этот период нужны силы для взрослых, для благополучного преодоления духа противоречий, «поселившегося» в вашего плохо управляемого ребёнка. Родители не должны забывать о психологических особенностях и возрастной проблематике 3-х летнего ребёнка, который не слушается.

 3-х летний ребёнок не слушается, каковы действия родителей.

Появление капризного настроения у малыша может быть связано с какими-то факторами. Нужно помнить о наличии естественных потребностей ребёнка: кушать, спать, в туалет, отдохнуть, просто побегать и покричать. Многие проблемы не будут возникать, если родителями будет выполняться распорядок дня.

 Утомлённость может появиться у ребёнка из-за эмоциональных расстройств вследствие перегрузок в различных развивающих упражнениях. Не окрепшая нервная система малыша, может просто не выдержать сильного напряжения.

— Родителям не нужно стремиться за современной модой и через, чур, нагружать ребёнка.

Настроение и микроклимат в семье оказывает своё влияние на настроение и поведение ребёнка. Если в доме постоянные ссоры и крики, малыш, скорее всего, будет таким же крикливым и получит ряд негативных приобретений в психическом плане.

 Каждому родителю нужно помнить, что дети быстро привыкают к тому, что слезами, криками, истериками – можно добиться всего. Дом, магазин, садик, улица, детская площадка – могут стать местом вашего испытания на прочность.

Важно

 Почти все дети любят пользоваться методом крика, требуя для себя что-либо. Однако не все родители проявляют правильную реакцию. У кого-то высший пилотаж в воспитании детей – это шлёпнуть по попке, кто-то отругает, а кто-то не обратит внимания на требования малыша.

— На упрямца больше подействует твёрдое родительское объяснение, почему ему не дают, не покупают или ещё что-то не происходит так, как хочет маленький капризуля. Чтобы избежать конвульсивных истерик, всегда понятливо объясняйте, почему так, а не иначе.     

Если вы отказываете ребёнку, например, в конфетах по каким-то причинам, нужно перед походом в магазин с четкостью и твёрдостью разъяснить малышу вашу позицию. Ребёнок должен знать причины отказа, чтобы он не подумал, что это делается просто, так или специально.

Постоянные родительские беседы с непослушным 3-х летним ребёнком, помогут избежать многих конфликтов, ведь он научится адекватному восприятию веских доводов и аргументов. 

Источник: https://family-and-i.com/karta-sajta/stati-o-vospitanii/rebenok-v-3-goda-ne-slushaetsya-krizis-trekh-let-kak-priuchit-trekhletku-k-distsipline

Как приучить ребенка к режиму?

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К РЕЖИМУ?

  Приучение ребенка к режиму — это не просто фор­мирование привычки вовремя ложиться и вовремя вста­вать, кушать и гулять по часам. Проблема здесь значи­тельно глубже и сложнее. Попробуем разобраться в ней вместе.

На каждые сто детей приходится два-три слу­чая длительной или полной дезадаптации ребятишек к условиям детского сада.

Как правило, это единствен­ные дети в семье или часто болеющие малыши, проси­девшие длительное время дома с мамой или бабушкой.

  Лучший момент для успешного и скорейшего при­выкания ребенка к режиму пребывания в детском саду — это возраст в два-три года. На этот период при­ходится кризис раннего детства, обычно именуемый  психологами кризисом трех лет.

Дети, стремясь утвер­дить свое Я, тянутся к самостоятельности, относитель­ной автономности существования.

Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повли­ять на становление личности дошкольников и их адап­тацию к новой социальной среде.

   Наименее благоприятный период — это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изме­нение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким че­ловеком, хорошо чувствующим его настроение, знаю­щим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.

Совет

  Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности.

Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, непрестанного нытья по выходным, а иногда и соматических расстройств — повышения температуры, появления болей в животе и жидкого сту­ла, обострения хронических заболеваний.

Дети прибе­гают к манипулированию, проливают горючие слезы, ластятся к родителям, требуя возврата к прежней воль­готной жизни дома. Ребенок как бы вовлекает

взрослых в затяжную «войну», где вопрос, кто кого, решается то в пользу родителей, то в пользу малыша.

Действия ре­бенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они, остается еще одно средство — болезнь.

Если после выздоровления малыша намерения родителей относительно его остаются непо­колебимыми и они опять собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив.

Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путя­ми. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет — посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо поло­жительного для себя в этой ситуации и скорейшую адап­тацию.

Главная трудность здесь — выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. Второй путь заключается в установлении договоренности с админи­страцией детского сада и работающим персоналом о необходимой длительности вашего пребывания в саду.

Обратите внимание

Вы должны будете находиться в группе столько време­ни, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окон­чательно освоился и научился обходиться без вашей помощи и поддержки.

Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом вы станете совер­шенно спокойно оставлять своего ребенка в саду.

Либеральные же действия лишь усугубляют ситуа­цию ломки.

Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего чада, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребыва­ния дома, прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе с другими ребятами до полутора-двух часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для вас, для ребенка и для воспитательного персонала детского сада.

Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, то не стоит дожидаться мо­мента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправ­лять кроватку не обязательно дома.

Не тратьте свои уси­лия на муштру и наставления. Лучше потратьте время своего дополнительного отпуска по уходу за малышом на более полезные и актуальные вещи. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то скорее всего и он легче перенесет ее.

Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам.

Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.

Далее поговорим немного об организации подъемов и отбоев. Родители часто беспокоятся о том, как под­нять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях многие дошкольники бодрствуют до 11—12 часов и ло­жатся отдыхать вместе с взрослыми членами семьи. Подъем их также не регламентирован и происходит

 у кого в 10 утра, а у кого и ближе к обеду. Переход к новому режиму поэтому начинается с попыток уложить таких детишек в кровать чуть ли не в 8 часов вечера. Даже если это удается, то сон не наступает и родители вынуждены провести несколько малоприятных часов у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и спать.

Важно

Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбо­ем.

Все это произойдет без уговоров и насилия, а исходя из потребности организма. Уже через неделю вам не придется тратить много времени и сил, чтобы собрать свое чадо в сад.

А чтобы ребенку было легче просыпать­ся по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой — медвежон­ком, котиком или мартышкой.

То же касается и нелюбимых блюд. Первое время можно давать малышу с собой яблоко или морковку. Если, отказавшись от нелюбимого кушанья, он прого­лодается, то сможет съесть этот запас. Только не давай­те ему шоколад, конфеты и печенье.

Наевшись сладко­го, ребенок вряд ли будет с аппетитом есть даже люби­мые блюда. Да и другие ребята станут смотреть на него с завистью.

Впоследствии же дети привыкают к упот­реблению непривычной пищи и за компанию съедают все, даже то, что дома не едят.

Источник: https://sad-ivye.schools.by/pages/kak-priuchit-rebenka-k-rezhimu

Как приучить ребенка к режиму?

Режим для маленьких детей играет огромную роль, поскольку это залог их психологического равновесия, спокойствия и здоровья. Кроме того для ребенка режим составляет основу воспитания.

Потому, если он нарушился, родителям очень важно знать, как его организовать, учитывая возраст и индивидуальные особенности своего чада.

В данной статье мы расскажем, как приучить кроху к режиму используя несложные правила.

Особенности режима малышей раннего возраста

Дети, которым исполнилось 3-4 месяца, гораздо меньше нуждаются во сне, нежели младенцы первого месяца жизни. Именно под этот режим важно подстроиться вовремя. Ребенка нужно будет больше развлекать и занимать днем с той целью, чтобы ночью он крепче спал.

В режим дня малыша необходимо включить каждодневные прогулки длительностью не менее 3-4 часов, не зависимо от погодных условий, поскольку хорошая вентиляция легких крохи – залог не только крепкого сна, но и общего самочувствия.

Обязательно нужно следить за питанием ребенка. Давать пищу малышу рекомендуется 4-5 раз в день и будет лучше, если кормление будет проводиться в определенные часы. Такой режим не только удобен для родителей ребенка, но и очень полезен для его пищеварительной системы.

Как приучить маленького ребенка к режиму?

Приучить кроху соблюдать режим поначалу может быть не просто. Тем не менее настойчивость, упорство и терпение родителей дадут свои результаты. Также приучить к режиму малыша помогут следующие советы:

Будьте последовательны и пунктуальны. Старайтесь делать так, чтобы основные жизненно важные для ребенка мероприятия происходили примерно в одно и то же время. Кормление, купание, сон – для малыша все эти действия должны стать своеобразными маркерами, с помощью которых он будет различать день и ночь, утро и вечер.

Обеспечьте ребенку покой. На время установления режима постарайтесь не приглашать в гости большое количество людей. У ребенка знакомство с новыми лицами может вызвать слишком большой стресс. Лучше чтобы малыш в этот период общаться преимущественно с теми людьми, которых он видит каждый день.

Укладывайте кроху спать в определенное время. Не будьте снисходительны к баловству малыша и проявляйте настойчивость.

Даже если ребенок пытается переключить вас «на свой лад», побаловаться вместе с ним, поиграть, дайте ему понять, что вечер – это время подготовки ко сну и резвиться с ним, как днем, вы не намерены. Ведите себя настойчиво и, в то же время, спокойно.

Негромкий, тихий голос передаст вашему ребенку сигнал о спокойствии, и именно так он вскоре поймет, чего вы от него требуете.

Отмените кормления по требованию в ночное время. Ночной отдых для кормящей женщины очень важен, и если вы будете просыпаться по первому требованию грудничка каждую ночь, уже через неделю у вас может наблюдаться перенапряжение и нервное истощение. Да и самому ребенку это не пойдет на пользу.

В течение дня постарайтесь следить за ограничением сна малыша. Слишком долгий дневной сон может негативно повлиять на ночной отдых ребенка и его родителей.

Введите в режим дня грудничка обязательные каждодневные водные процедуры и продлите время прогулок. Чем интереснее и насыщеннее будет день, тем легче будет уложить кроху спать. Однако учтите, эти мероприятия должны осуществляться в строго определенное время.

Обратите внимание на то, хватает ли в рационе малыша продуктов, содержащих кальций. Дефицит данного элемента может отрицательно повлиять на поведение ребенка. В результате он может стать слишком капризным и нервным, что, безусловно, усложнит задачу приучения крохи к режиму.

Сделайте жизнь ребенка максимально спокойной. Общеизвестен тот факт, что конфликтная обстановка в семье не будет способствовать налаживанию индивидуального психологического комфорта детей и выработке их режима.

В том случае, если вышеперечисленных мероприятий оказывается недостаточно ребенку, запишитесь на прием к специалисту-психологу. Врач проведет анализ индивидуальных особенностей вашего семейного уклада и даст более конкретные советы, как изменить режим именно вашего малыша. Ведь правила организации режима не всегда универсальны для детей раннего возраста.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/kak-priuchit-rebenka-k-rezhimu.html

Как воспитывать ребенка 3 лет в 2019 году

Инструкция

Для детей 3 лет свойственно быть подвижным и любопытным. Чтобы обеспечить своевременное развитие малыша, ему надо грамотно организовывать досуг. Акцентируйте внимание на играх, развивающих мелкую моторику пальчиков рук, так как это напрямую связано с формированием мозга детей.

Это могут быть незамысловатые устройства из конструктора, складывание картинок из кубиков, мозаики или пазлов, игры на выполнение несложных движений в ответ на слова взрослого, разучивание стихотворений, совместное с родителем изготовление поделки, рисование, ролевые игры в дочки-матери, доктора и т.д.

Ежедневно уделяйте время для общего физического развития ребенка. Это подвижные игры, занятия зарядкой, пешие прогулки, катание на роликовых коньках и велосипеде под присмотром взрослого. Ребенок 3 лет нуждается в компании сверстников. В этом возрасте его полезно устраивать в детский сад.

Совет

Если такой возможности нет, старайтесь, чтобы ребенок учился общаться с ровесниками на прогулке, устраивайте детские праздники.

Развитие ребенка 3 лет протекает правильно, если он обладает определенными умениями и навыками. Родителям не надо выполнять за него те действия, которые тот может делать самостоятельно.

Особенно если это касается самообслуживания: одевания, раздевания, приема пищи, гигиенических процедур, туалета. Максимально используйте способность маленьких детей к подражанию. Неразумно учить ребенка убирать после себя игрушки, если папа не научился складывать свою одежду в шкаф, а мама оставляет грязную посуду на столе после еды.

Малыш в 3 года с удовольствием помогает родителям в домашних делах. Естественно, у него пока не все хорошо получается. Важно не отбить детское желание трудиться. Поэтому ни в коем случае нельзя ругать за неумелое выполнение дела, иначе труд превратится в наказание.

Позаботьтесь о безопасности ребенка, прежде чем он пойдет в детский сад. Он должен знать свою фамилию, имя, отчество и фамилии своих родителей, а также свой адрес. Поощряйте его рассказы о своей жизни: что он кушал, чем занимался, с кем играл. Приучите его, что идти к незнакомым людям нельзя, даже ели они предлагают сладости, игрушки и другое.

Научите мыть руки перед едой, правильно вести себя за столом, пользоваться носовым платком, здороваться и прощаться. Учитывайте, что культурному поведению в обществе ребенок также учится у родителей. Немаловажно, чтобы ребенок заранее научился делиться своими игрушками, играть по правилам, постоять за себя. Малышей еще до 3 лет рекомендуется приучить к слову «Нельзя».

То есть ребенок должен четко знать, что нельзя все, что опасно: включать электроприборы, выходить одному из дому, брать спички и т.д.У ребенка примерно в возрасте 2,5 – 3,5 лет наступает кризис. Это проявляется в стремлении к самостоятельности: желании добиться своего, сделать все наоборот; неподчинении взрослым.

Родителям надо понимать, что этот переходный период необходим детям для развития воли и самолюбия. Важно сохранить с ребенком хорошие отношения. Чтобы смягчить кризис 3 лет у детей, необходимо заранее приучить малыша к режиму дня. Это ослабит борьбу ребенка за выполнение обычных дел: одевание, прием пищи, отход ко сну и т.д.

Используйте способность ребенка в этом возрасте быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. То есть вместо того, чтобы противостоять малышу, можно отвлечь его внимание на что-то интересное и приятное. Ведите себя с малышом, как с равным себе: старайтесь советоваться с ним, позволяйте делать многое самостоятельно.

Обратите внимание

Но ни в коем случае нельзя позволять малышу все, что угодно, руководствуясь вредным принципом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Кризис 3 лет обычно проходит в течение 1 года.

Обратите внимание

Дети нуждаются в поддержке и справедливой похвале. Если ребенок плохо помыл чашку, маме лучше похвалить его, а потом незаметно от малыша доделать дело.

Полезный совет

Позвольте ребенку делать выбор. Например, спросите: «Ты игрушки будешь убирать сейчас или перед сном?».

Чаще переключайте внимание ребенка, чтобы отвлекать его от проявления капризов и упрямства.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-803304-kak-vospityvat-rebenka-3-let

Режим дня для ребенка по месяцам

Современные родители стремятся растить детей в атмосфере, свободной от жестких рамок, принуждения и давления. Подрастающему поколению предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, делать выбор, учиться слушать себя.

В такой концепции воспитания режим дня для ребенка занимает особое место.

Как создать идеальный распорядок, подходящий маме и ребенку, обеспечивающий здоровье и психологический комфорт малыша, на какие принципы следует опираться, продумывая организацию детских будней?

За и против – как достичь компромисса

Жизнь ребёнка первого года жизни сложно уместить в строгие рамки – новорожденные еще не осознают своих желаний, быстро растут, их потребности стремительно меняются.

Интенсивные темпы развития оказывают значительное давление на психику – кроха не умеет слушаться, рассуждать и договариваться, зато обладает даром капризничать и устраивать истерики.

Нужна ли четкая организация рутины таким крошкам?

Плюсы соблюдения распорядка

  • Своевременные прогулки, достаточное количество сна, правильное питание соответственно возрасту – поддержка здоровья карапуза.
  • Режимные моменты усваиваются подсознательно, что способствует глубокому сну, отменному аппетиту и хорошему настроению.

  • Родителям удобно планировать день, если есть понимание, когда чадо будет спать, кушать, гулять.

  • Режим вносит в жизнь младенца определенность, понятие границ, правил, а это необходимое условие формирования базового доверия к миру, благодаря которому дети обретают желание познавать окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

     

  • Развивается навык самодисциплины, самоорганизации, а также умение адекватно воспринимать необходимость делать одни и те же дела в определенное время.
  • Необходимые повторяющиеся занятия выполняются «на автомате» — высвобождается ресурс для нерегулируемых занятий (гости, праздники, посещение мероприятий).

Минусы режима

  • Сложность организации для детей самого раннего возраста.
  • В более старшем возрасте дети становятся строптивыми, встает проблема «как его заставить…».
  • Идея четкого распорядка уходит корнями в советские времена – является пережитком прошлого.

  • Неповторимую, свободную личность жесткие ограничения загоняют в рамки и стандарты, таким образом подавляя индивидуальность.

По мнению педиатров и психологов, жесткая регламентация методов и способов взращивания детей действительно не оправданна, однако специалисты выступают однозначно за режим, рекомендуя выстраивать его максимально гибко.

Основная идея построения «жизни по часам» — соблюдение так называемых ритмов ребенка и других членов семьи с учетом особенностей каждого. Задача родителей – органично вписать сыночка или дочурку в уже сложившиеся семейные будни. Процесс организации нового распорядка требует времени и терпения.

Основы построения режима

При организации режима дня для ребенка придерживайтесь принципов, позволяющих достичь максимального уровня комфорта для всего семейства:

  • Наблюдайте за ребенком, учитывайте его естественные потребности и привычки. Если чадо хочет спать, не нужно заставлять его бодрствовать во имя распорядка – такие действия отрицательно скажутся на здоровье, самочувствии, настроении крохи, пострадает в итоге вся семья.
  • Ищите компромисс. Устанавливайте режимные моменты так, чтобы они подходили всем членам семьи. Если в семье есть другие дети, наверняка младшему отпрыску придется приспосабливаться к их распорядку.
  • Сохраняйте последовательность. Придерживайтесь установленных норм и правил, чтобы малыш мог привыкнуть к ним, осознать как нечто постоянное, непреложное.
  • Будьте гибкими – режим ребенка с возрастом меняется естественным образом, под него надо подстраиваться, учитывая биологические ритмы, изменившиеся условия жизни, состояние здоровья. 
  • Уделяйте особое внимание поддержанию комфортной температуры и влажности в квартире, регулярно проветривайте комнату – дома должно быть прохладно, свежо. На ночь желательно ставить окна на микровентиляцию: отсутствие поступления воздуха делает сон беспокойным, некрепким.
  • Учитывайте способ вскармливания карапуза. Детки на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди до 4-5 раз за сутки, в том числе ночью – это абсолютно нормально. Количество прикладываний постепенно сокращается к году, однако периоды прорезывания зубов, болезни, кризисы могут сопровождаться резким увеличением числа кормлений. Грудное вскармливание не является фактором, мешающим установить распорядок дня, просто нужно понимать, что прикладывание к груди – это не столько еда, сколько необходимый малышу контакт с мамой, способ успокоения, получения любви.

Главное, на что следует опираться при налаживании режима, – индивидуальные особенности карапуза, а также устоявшийся образ жизни семьи. Кроме того, необходимо делать поправку на возраст – установить режим для отпрыска двух-трех лет значительно проще, чем для младенца до годика.

Как облегчить привыкание ребенка к режиму

Деткам бывает трудно перейти к строго определенной последовательности действий в силу несовершенства нервной системы, работы органов, подвижности биоритмов. Мягко приучить чадо к распорядку помогут следующие шаги:

  • Проанализируйте естественный режим карапуза – когда он кушает, спит, когда предпочитает гулять и купаться.
  • Медленно сдвигайте моменты приема пищи и дневного отдыха таким образом, чтобы ребеночек кушал и спал в одно время каждый день. Постепенное смещение тихого часа и трапез может занять до 8 недель.
  • Действуйте медленно. Чем младше ребенок, тем сложнее заставить его бодрствовать, когда он хочет спать, или оттягивать момент трапезы. Не стоит «ломать» кроху ради того, чтобы непременно уложиться в заданные рамки.
  • Перед сном организуйте спокойную, тихую деятельность, активные водные процедуры, шумные подвижные игры проводите за час-два до отхода ко сну.
  • Много гуляйте.
  • Правильно организуйте кормления – синхронизируйте их с собственными трапезами, не перекармливайте чадо, не перебивайте аппетит неуместными перекусами.
  • Вводите ритуалы, соблюдайте определенную последовательность действий (купание, легкий ужин вместе с мамой и папой, расслабляющий массаж или книжка для деток постарше, засыпание). 
  • Насыщайте дни малыша разнообразной активностью: принимайте гостей, играйте, делайте зарядку, массаж, гимнастику, запишитесь в бассейн, на «развивашки» для самых маленьких. Ориентируйтесь на реакции ребенка – если он хорошо переносит такой насыщенный образ жизни, это пойдет на пользу всем домочадцам, если же ухудшается настроение, ночной отдых становится беспокойным, появляются истерики, лучше выбрать более спокойное, размеренное времяпровождение.
  • Не начинайте приучение к режиму во время болезни, при наличии каких-то серьезных изменений в жизни семьи, стрессов.

Если кроха перепутал день с ночью

Феномен перевернутого режима свойствен многими детками первых месяцев – сутки переворачиваются наоборот, днем чадо много спит, а ночью бодрствует до 4-5 часов подряд. Такие фокусы утомляют и родителей, и малышей. Если речь не идет о болезни, нормализовать график помогут простые действия:

  • Обеспечьте комфорт спального места малютки: низкая подушка либо ее отсутствие, ровная поверхность матраса, натуральные материалы постельного белья.
  • Соблюдайте комфортную температуру, исключите замерзание или перегрев.
  • Попробуйте мягкое пеленание на ночь.
  • Не перекармливайте непоседу вечером, не давайте сладкого перед сном.
  • Подумайте, не подвергается ли карапуз постоянному стрессу. Возможно, стоит отказаться от регулярного посещения бассейна, динамической гимнастики либо контактов с посторонними людьми.
  • Насыщайте моменты дневного бодрствования активной деятельностью.
  • Ночью сохраняйте тишину и темноту. Даже если карапуз наотрез отказывается спать, не стоит организовывать игры, походы на кухню за едой, постарайтесь ограничиться валянием в постели при выключенном свете.
  • Берите грудничка спать с собой – дети спят крепче и дольше под боком у мамы.

Чаще всего день и ночь встают на свои места в течение 3-4 недель, однако этот период может затянуться до 2-3 месяцев – в таком случае нелишней будет консультация педиатра или специалиста по сну.

Особенности режима в зависимости от возраста

Жизнь новорожденных детишек весьма хаотична, структура режима ребенка в 1 год – более организованна, детсадовцы уже умело подстраиваются под требования вовремя есть, играть и гулять, а школьники способны контролировать свое расписание самостоятельно.

Таблица ниже описывает основные нюансы распорядка дня для детей раннего возраста.

Возраст (месяцы) Особенности графика
1 До 20 часов в течение суток новорожденный спит. Если крошка находится на грудном вскармливании, то практически все время между снами кушает. Сны на груди также являются нормой. Детишки на искусственном вскармливании получают смесь по графику, начиная с первых дней жизни. На первом месяце важен обильный телесный контакт с мамой. Новорожденные хорошо спят в коляске на балконе. Педиатры рекомендуют начинать выходить гулять с 10-15 минут, последовательно увеличивая время. Месячные дети могут спать на улице по 2-3 часа.
2-3 Как правило, режим дня ребенка в 2 месяца все еще завязан на снах. Два-три раза (чаще три) крошки спят, каждому сну предшествует кормление, просыпание также является сигналом к тому, что детке необходимо приложиться к груди. В этом возрасте может случиться так называемый «лактационный криз» — детеныш чаще просит грудь, возникает ощущение, что ему не хватает молока. Это связано со скачком роста: продолжая грудное вскармливание по требованию, мама выравнивает ситуацию в течение 3-5 дней. Прогулки трехмесячных детишек совпадают со снами. Можно увеличить время купания, между снами заниматься активной гимнастикой, выкладывать карапуза на животик, показывать ему игрушки.
4-6 Продолжительность снов сокращается. Детка довольно рано укладывается вечером (20-21 час), рано просыпается (5-6 часов), дважды или трижды отдыхает днем. Начинают прорезываться зубки, в связи с чем график обычно сильно сбивается, и восстановить его будет сложно. Дневные прогулки можно организовывать вне снов. Шесть месяцев – оптимальный возраст для ввода прикорма, ЖКТ уже готов знакомиться со взрослой пищей. Кормите малыша в те же часы, что кушаете сами. Совместное со взрослыми принятие пищи способствует здоровому аппетиту. Внимательно следите за реакциями чада на продукты, изучайте его предпочтения. Между снами полугодовалые карапузы разворачивают активную деятельность – многие начинают ползать, садиться, переворачиваться.
8-10 К этому моменту многие непоседы переходят на два сна, которые лучше всего проводить дома. Количество прогулок зависит от времени отдыха и погодных условий. Днем детишки много играют, отрабатывают навыки ползания, учатся вставать. Увеличиваются порции еды. Часы завтрака, обеда, полдника и ужина мама может определить достаточно строго.
12 Первый серьезный кризис развития затрудняет четкую организацию дня ребенка в 1 год – непоседа становится капризным, ему трудно перестроиться на одноразовый тихий час, он отказывается от еды, требует то одного, то другого, проявляет характер. Лучшая тактика для мамы на этом этапе – набраться терпения, отказаться от жестких мер и «ломки» распорядка, стараться перейти в «режим сохранения энергии», то есть делать так, как удобно ей и ребенку.

Значительные изменения претерпевает режим дня ребенка в 2 года и старше: некоторые детишки делают попытки уйти от дневных снов, дни становятся насыщенными, чадо становится активным членом семьи, принимающим полноправное участие в семейных ритуалах.

Двух-трехлетки учатся контролировать себя, поэтому в организации режима можно использовать мотивирующие, игровые приемы, договариваться, объяснять. С началом посещения садика дошколята переходят на новый виток развития, распорядок будней соотносится с режимом садика.

На выходных психологи и педагоги рекомендуют придерживаться приблизительно того же расписания.

Успешно организовать режим дня для деток любого возраста поможет ориентация на их индивидуальные биоритмы и стремление создать гармоничную, комфортную семейную атмосферу, где все будут чувствовать себя свободно и уютно.

Источник: https://pups.su/vospitanie/rezhim-dnya-dlya-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию