Как научить ребёнка рисовать, если вы не умеете

7 советов, как учить ребёнка рисовать (и навсегда не отбить желание это делать)

Многие дети обожают в детстве рисовать, придумывают волшебные миры и героев. Но в какой-то момент может неожиданно появиться сомнение: «у меня так не получится» или даже «я не умею рисовать».

Что делать, чтобы у ребёнка не возникло чувство страха перед белым листом, и нужно ли учить сразу рисовать правильно, рассказывает основатель художественной детской студии «Летал и Шагал», искусствовед и мама троих детей Ольга Айзенберг.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Рисование — один из способов познания. Дети ориентируются не на результат, им важен сам процесс. Часто они, например, рисуют и рассказывают — это такое повествовательное рисование, я очень его люблю.

Обратите внимание

Мой сын много рисовал и рассказывал. Это всегда были сюжетные истории, которые постепенно развивались на бумаге: какие-то сражения, битвы, супермены, летающие в этих их позах. Сын легко рисовал, потому что хотел подольше пожить в сюжете.

Например, он смотрел мультфильм — и тут же делал наброски на бумаге. Кроме возможности прожить историю снова, такое рисование позволяет ребёнку создать свой собственный волшебный мир, дополнить его — ведь он и себя туда включает, с кем-то идентифицирует.

Всё это процесс осмысления реальности.

«Человечки». Рисунок Майи Кутуковой-Мендосы (3 года), вдохновлённый живописью Константина Коровина

Есть развитие познания, а есть чудо творчества — когда ты что-то создаёшь с нуля. Дети, конечно, не думают об этом так, как мы, взрослые, для них это просто увлекательный процесс. И родителям важно сохранить у детей умение не бояться чистого листа. Умение начинать, создавать новые проекты и не бояться новых задач пригодится в любой сфере жизни.

2. Давать ребёнку краски (и свободу)

Когда у ребёнка появляется навык удерживать в руке предметы, можно уже предлагать рисовать. Кто-то быстро входит во вкус и начинает рисовать постоянно. Кто-то сначала осторожничает. Есть и девочки и мальчики, которые боятся испачкаться. Один с удовольствием залезет в краску целиком, весь перемажется. А другой с опаской будет смотреть на эту банку.

Надо предлагать разные материалы, ни в коем случае не оценивать результат работы и не ставить конкретных задач: «Сейчас мы с тобой будем рисовать клубничку». Я, видимо, сама очень свободолюбивый человек по природе, мне кажется, что в этой области уж точно надо давать максимальную свободу и не ограничивать. Нужно поощрять любые проявления фантазии.

«Орнаменты австралийских аборигенов». Маруся Джалалян, 6 лет

У нас в студии подобрались очень понимающие родители. Редко встречаются те, кто хочет сразу какой-то реалистичной школы, результатов, техник и наработок. Но бывает.

Особенно странно это звучит, когда приводят детей-дошкольников четырёх-шести лет и говорят: «Научите моего ребёнка рисовать красиво». Я начинаю выяснять, что такое «красиво». То, что у нас на стенах висит, — красиво? «Ну да, но…».

Постепенно понимаю, что в их сознании красиво — это реалистично. Ну а реалистично — это не наш случай, потому что не по возрасту и совершенно незачем.

Есть дети, которым хочется конкретики. Допустим, нарисовать яблоко. Пусть рисуют. Одна девочка у нас, по-моему, год, если не больше, всё, что рисовала, называла одним простым словом: «Собака». Она всегда рисовала собак.

Мы ей предлагали: ну смотри, Соня, у нас сегодня тема — средневековые рыцари, давай, может быть, замок? Нет, собака. Ну и мы поняли — значит, человек должен эту тему отработать. Собака — так собака. Сейчас эта Соня шедевры выдаёт.

Важно

И это уже совсем не собака.

«Собака». Соня Дулерайн, 4 года

Кто-то полностью удовлетворён своими абстракциями как таковыми, кто-то наделяет эти абстракции значениями и рассказывает, что это машина, а это гора, и машина сейчас туда поедет, а там — туннель. Поэтому важно хорошо чувствовать ребёнка, чтобы понять, что для ребёнка значит его результат.

4. Не сравнивать с одним образцом («у меня так не получится»)

Если вы сравниваете нарисованное вами «правильное» яблоко с яблоком ребёнка, он всегда видит разницу. Поэтому на занятиях мы показываем детям много разных художников.

Говорим: смотри, солнце можно нарисовать вот так, вот так и ещё десятью разными способами. Потому что когда появляется единственно правильный вариант, понятно, что может не получиться, как у Рембрандта.

И дальше мотивация пропадает.

Есть дети, создающие свой живописный мир. Таких детей не беспокоят никакие авторитеты и образцы — они самодостаточны. А есть очень восприимчивые к сравнениям. Они часто переживают: «У меня не получится так, как у кого-то». Нужно понимать, что у всех разная чувствительность, и учитывать это, показывая детям чужие работы.

5. Обсуждать нарисованное

Важно не оценивать рисунок ребёнка, а обсуждать содержание. Это отличная плоскость для разговоров. Ребёнок благодарен, когда кто-то интересуется: а что там, собственно, происходит? И рассказывает, что это яблоко, в нём живёт червяк, вот он сейчас отсюда вылезет.

«Молодец» это оценочное суждение. Эдакая галочка: «Ах, какая каракуля, ах, молодец»! Похвалили, ребёнок доволен, но диалога-то не произошло. А ведь он принёс что-то показать и чем-то поделиться, потому что в этом возрасте (мы говорим о дошкольниках и о младших школьниках) эти картинки — его мир. И ему важно, чтобы вы туда включились, заглянули, побродили, пожили, нашли там себя.

6. Перестал рисовать? Не страшно

Не все дети рисуют. Для кого-то рисование может быть просто этапом развития. Есть вот девочки, которые рисуют принцесс. Порисуют немного — и на этом всё закончится. Ни до, ни после их рисование не интересует. В этом нет ничего страшного. Они проявляют себя в другом. Эти девочки могут, например, отлично танцевать. Просто у них другой способ познания мира. И это нормально.

Часто детское рисование принимают за художественный талант. Потом желание рисовать проходит, и родители расстраиваются. Но это жизнь: значит, эта деятельность была нужна на этом этапе развития. Дальше ребёнок будет осваивать новые способы самовыражения, познания мира, и они будут другими, более логическими. Может, рисование вернётся — а может, и нет.

Копия работы Валентина Серова «Дети» в исполнении четырнадцатилетней Вари

В художественную школу берут примерно с 11 лет, и это правильный возраст.

Уже есть мотивация к чему-то стремиться, дети хотят соревноваться: у кого лучше получилось, кто реалистичнее нарисовал, заштриховал куб особым образом. Это тот возраст, когда детям интересно, они могут работать.

А до 11 лет самое главное — сохранить внутреннюю свободу ребёнка, отсутствие шаблонов и страхов.

Когда возраст достижений приходит, он всё ставит на свои места. Тогда человек уже хочет научиться мастерству.

И как раз ближе к подростковому возрасту становится понятно, есть ли у ребёнка нечто большее, чем непосредственная детская любовь к рисованию.

Кто-то опытный смотрит и замечает виденье, хорошую руку, чувство композиции или цвета. И если такой ребёнок хочет продолжать заниматься рисунком, он делает успехи.

Источник: https://mel.fm/risovaniye/9368245-drawing

Если ребенок говорит: я не умею рисовать…

Удавалось ли вам когда-либо слышать фразу «я не умею рисовать» от своего малыша или от другого ребенка? Услышать подобное грустно, так как умение рисовать, особенно в детстве есть у каждого.

И если ребенок утверждает, что он не умеет рисовать, это полностью заслуга взрослых. Помните сказку «Маленький принц», где автор нарисовал в своей жизни всего лишь два рисунка, номер 1 и номер 2?

Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, постарайтесь проанализировать события, происходящие ранее, может быть, вы рисовали вместе, и у вас получалось все замечательно, а малыш, глядя на вас, потерял уверенность в себе? Или когда-нибудь вы обмолвились не очень лестно о детских художествах или просто не узнали и не поняли, что конкретно хотел изобразить ребенок?

Нужно быть очень тактичным, когда дети приносят вам свои шедевры. Не торопитесь давать однозначные ответы и догадки о том, что может быть изображено на листке бумаги. Постарайтесь для начала выразить общее удовлетворение, начните с наводящих вопросов.

Совет

И даже если у вас все получится, ребенок совсем не застрахован от критики в детском саду или на творческих кружках. Ведь там полно детей, а они, в отличие от взрослых пока не обладают чувством такта, и говорят то, что думают. В этом случае у вашего малыша должна быть уверенность в себе, которую он может приобрести только дома, благодаря вашим усилиям.

Разговаривайте с ребенком, разглядывайте с ним репродукции картин различных художников, как классиков, так и современников, пусть он видит, какими разными могут быть картины. Если вам удастся попасть на выставку детских рисунков вообще замечательно. Посетите с малышом музей, где он сможет увидеть вживую огромные картины.

Откройте своему ребенку маленький секрет, только скажите, что это очень секретная информация :). Скажите, что ВСЕ люди, а тем более дети умеют рисовать (впрочем, как и плавать

Источник: http://sertolovo-detki.ru/mamina-kopilka/ricyem/esli-rebenok-govorit-ya-ne-umeyu-risovat

Как научить ребенка рисовать: советы педагога

С какого возраста можно учить ребенка рисовать, почему не стоит бояться черного цвета в детских рисунках, бывают ли бесталанные дети, и не поздно ли становиться художником после 30-ти? Мы беседуем с Людмилой Зымалевой — художником, поэтом, журналистом, фотографом, мастером художественной куклы как арт-объекта, преподавателем изобразительного искусства, автором множества публикаций о методике преподавания и истории искусств.

Людмила Зымалева с маленькими учениками

Расскажи, пожалуйста, как начался твой путь в мир изобразительного искусства и в преподавание?

Среди тех, кто становится художниками, есть люди двух типов: одни выразительно рисуют с самого детства, другие обнаруживают в себе талант в более сознательном возрасте, лет в 11–12 (вовсе не случайно именно в этом возрасте происходит прием в художественные школы). Я из вторых. Рисовала я всегда, но, как и многие дети, на общем фоне особенно не выделялась ни результатами, ни интересом к этому процессу. А в возрасте тринадцати лет вдруг прорисовала все лето подряд и потом поступила в хорошую художественную школу.

Где ты преподаешь? Кто в наше время приходит учиться рисованию?

Я преподаю ученикам разных возрастов и в разных учебных заведениях.

Пару лет назад из МПГУ, от студентов, некоторые из которых были старше меня, я ехала в художественную студию к 3-5-летним малышам, на следующий день вела уроки в начальных классах школы, а вечером — занятия в студии на базе школы, с детьми, у которых выраженные художественные способности.

Таким образом, я преподаю и у маленьких, и у взрослых, по программам как общеобразовательных учреждений, так и профессиональных. Все это очень интересно, везде своя специфика, которую обязательно нужно знать, иначе неизбежны проблемы.

Ты преподаешь рисование совсем маленьким детям, бывает, эти детишки еще и говорить хорошо не умеют. В чем особенность этой работы? С какого возраста можно учить ребенка рисовать?

По своему опыту могу сказать, что развивать ребенка с помощью средств искусства можно начиная с трехлетнего возраста. Именно «развивать», поскольку обучение — это процесс, который ведется в художественных школах примерно с 11–12 лет.

Тонкая разница между «развитием изобразительным искусством» и «обучением изобразительному искусству» заключается в цели этих процессов. Для малышей эта цель одна, для школьников — другая, для учеников художественных школ — третья.

Но в любом случае, если ребенка развивали средствами искусства, это полезно и важно, даже если он впоследствии не станет художником.

А нужно ли вообще всем учиться рисовать? Зачем? Может, ну его, это рисование, есть более важные вещи — программирование, иностранные языки…

Детство ребенка иногда сравнивают с детством народов: у каждого народа есть народные танцы, песни и изобразительное искусство. Люди издавна тянулись к прекрасному, и нормально развивающийся ребенок тоже в той или иной степени хочет танцевать, петь и рисовать. Эти занятия позволяют ему лучше познать мир и проявить себя.

Обратите внимание

Не дать ребенку рисовать — отнять у него часть детства, часть красоты. Изобразительное искусство имеет прекрасные возможности для развития абстрактного мышления — типа мышления, свойственного, по мнению ученых, только человеку. Кроме того, рисуют для развития фантазии, моторики.

Читайте также:  Боль в животе у ребенка 9 лет: как помочь, что можно дать, причины

Без развитой моторики нет развитого человека, все прекрасно знают, как это важно, и тут занятия изобразительным искусством подходят как нельзя лучше.

В жизни роль изобразительного искусства все-таки, на мой взгляд, в красоте, причем далеко не всегда внешней. Ребенок, знакомый с богатейшим миром изобразительного искусства, его различными направлениями и стилями, будет более гибким, терпимым, внимательным и понимающим членом общества.

Талантливые дети идут в художественные школы, но, бывает, их бросают. Почему? Что-то нужно менять?

Музыкальную школу и спортивную действительно бросают многие, не выдержав значительных физических нагрузок. В раннем возрасте сложно совершить осознанный выбор.

А вот художественная школа — меньшая физическая нагрузка и обычно осознанный выбор, и почти все поступившие ее оканчивают.

Некоторый процесс отсева, конечно, идет, но это нормально, кто-то понимает, что он хочет заниматься чем-то другим, кто-то не справляется с программой, и его могут отчислить.

Ты часто выступаешь в роли члена жюри детских конкурсов рисования. Как думаешь, насколько мировосприятие нынешнего поколения детей формируется под воздействием современных мультфильмов и компьютерных технологий?

Наверное, я удивлю ответом. Никак.

Те, кто участвуют в таких конкурсах, обычно дети с определенным уровнем общего и художественного развития, их знакомство с богатствами изобразительного искусства предыдущих поколений велико, и в окружающем мире они также видят его разнообразные образцы, в том числе в виде современных мультфильмов, которых очень много и художественное качество которых серьезно разнится.

Очень редко кто-то использует при создании творческих заданий ярко выраженную стилистику, принятую в мультипликации того или иного направления, например, в аниме-стиле или диснеевском стиле. Такие рисунки чаще встречаются у детей, которые не имеют еще определенного опыта в изобразительной деятельности, но при этом пытаются срисовывать любимых героев.

Важно

Компьютерные технологии, 3D-графика на рукотворное рисование никак не влияют, а интернет такими детьми используется, как правило, лишь как средство для достижения цели. Например, в интернете легко найти нужную визуальную информацию по конкурсной теме, если знаешь, в каком направлении искать.

Насколько развивают художественные способности раскраски и рисование по шаблонам, копирование?

В определенной мере развивают. Раскраски и рисование по шаблону редко используется учителями изобразительного искусства, так как у них в арсенале есть более эффективные методы.

Однако раскраски могут развивать в некоторой степени технику штриха, колористическое видение, а рисование по шаблону — умение обыгрывать одну и ту же форму по-разному. Копирование при грамотном подходе — полноценный метод обучения, известный еще с древних времен.

Другое дело, что он обязательно должен идти в комплексе с другими методами и не занимать при обучении ведущей роли.

Бывают ли какие-то распространенные штампы или заблуждения о занятиях изобразительным искусством?

Если кратко, то не стоит бояться черного цвета в детских работах — обычно это вызвано тягой к графическому контрасту, а не психологическими проблемами. Художественные материалы всегда необходимо подбирать качественные и в верном сочетании, принцип «малыш только начинает, ему и это сгодится» — неверный и опасный подход.

Цель у разных уроков рисования разная, «красивая картинка», «похожесть» (даже в классическом реализме) не могут являться критерием оценки.

Прежде чем делать выводы относительно способностей ребенка, успешности процесса обучения и профессионализма педагога, необходимо внимательно побеседовать с самим педагогом, чтобы узнать, какие именно цели ставятся на разных уроках, и почему тот или иной результат по-разному может оцениваться педагогом и родителем.

Вот часто говорят: у ребенка нет таланта. Такое бывает?

Если так говорят о ребенке старше 14-ти, которого с детства развивали средствами искусства и который затем пробовал обучаться в профессиональной школе, то эта формулировка вполне приемлема. Если о ребенке младше 14-ти, или о ребенке, который просто не имел возможности заниматься, тогда, конечно, это ошибочная формулировка.

Совет

У художников-педагогов существуют такие ненаучные термины, как «взрослый талант» и «детский талант». Нормально, что первый есть не у всех, и нормально, что второй есть почти у всех.

А когда можно начинать рисовать? В 30 или 40 лет уже поздно?

Важно скорее понимать, для чего начинать. Изобразительное искусство — не «возрастное занятие», как спорт, и не требует таких наработанных годами технических навыков, как определенные сферы музыки.

Начинать «для себя», как хобби, не поздно никогда. И это может потом перейти и в нечто большее, чем просто увлечение, но как и когда — у каждого все очень индивидуально.

Тут я очень хочу сделать акцент на том, что важнее, не КОГДА начинать, а КАК.

В юном возрасте начать «неправильно» практически невозможно, особенно если речь идет о начинаниях в художественной школе с определенным статусом. У взрослого же человека мало свободного времени, зато много представлений о том, «как надо», ожиданий и амбиций. Нужно очень четко сформулировать для себя, чего именно ты хочешь, или попросить помощи в этом вопросе у опытного художника-педагога.

Иначе выйдет как с одной моей знакомой, которая решила наконец осуществить свою мечту «рисовать», записалась на серьезные курсы академического рисунка с нуля в довольно больших группах.

В итоге после первых 6-10 часов рисования геометрических предметов и драпировок, она, получив определенный стресс, не добилась ожидаемого результата и сделала неверный вывод, что «для нее уже поздно», затем бросила студию и дальше не принимала попыток искать другую.

Кто-то может возмутиться, почему же преподаватель на курсах не выявил этих проблем. Но это выявление не входило в сферу его деятельности, он осуществлял работу по преподаванию академического рисунка, пусть и с нуля.

То, что к нему на групповое занятие пришел человек, не готовый к такой нагрузке, и, возможно, не нуждающийся в ней, на двух-трех занятиях по этой дисциплине не заметишь, а с вопросами к нему никто не обращался.

Обратите внимание

Поэтому если вы решили заняться рисованием, вам обязательно нужно обсудить с педагогом свои ожидания, рассказать, что бы вы хотели получить в итоге, сколько у вас есть на это времени и прочие нюансы.

В чем разница между художественной школой и студией?

Источник: https://www.matrony.ru/kak-nauchit-rebenka-risovat-sovetyi-pedagoga/

Как научить вашего малыша рисовать?

Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной.

Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье…Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться.

Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.

Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.

Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А.Сухомлинский.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

От каракулей к картинам

6 ссылок

  • Влияние изобразительной деятельности на ре…Многие ученые отмечали, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Русский педагог К. Д. Ушинский писал в свое время, что картина является могучим средством «развязывания» языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится своими впечатлениями.
  • Рисование и развитие речиПсихолог добавит: они ещё и рисуют одинаково. В одном и том же возрасте, когда достигают определённого уровня развития, они рисуют примерно одно и то же и в одной и той же манере.
  • Обучение детей рисованиюК первой группе относятся задачи, направленные на пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, картинкам и иллюстрациям.Вторая группа задач направлена на формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании и лепке и аппликации.
  • Переживания в краскахБольшинство детей в возрасте с 3 до 7 лет рисует. Рисование, как и игра, помогает им осознавать свое место в мире, познавать окружающую действительность. Оно помогает им справиться с различными эмоциями, которые у них возникают в процессе взаимодействия с людьми, обстоятельствами и с самим собой.
  • Рисование для самых маленькихРисование — это не только выражение себя, но и развитие мелкой моторики мышц и развитие речи.
  • РисованиеСтатья О. Литвины посвящена развитию воображения через рисование как игру.

Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное — это именно его фантазия. Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену. Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также. Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.

Читайте также:  Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: какие документы нужны

Каким же приемам работы с материалами вы можете обучить своего ребенка?

Необычную выставку можно было увидеть в зале Центральной детской республиканской библиотеки в Москве: картины, представленные удивленной публике, принадлежали кисти художников, некоторые из которых по возрасту едва достигли года.

На практике мы убедились, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Позже — можно, раньше — не имеет смысла.

К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе со взрослым. В этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами.

Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия жизни отношение к близким и посторонним взрослым качественно различается.

Важно

После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда как ее присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность ребенка.

Первый год считается доречевым периодом развития ребенка, но в этот период создаются условия и предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого (пассивная речь); развитие предречевых вокализаций (отработка будущей речевой артикуляции).

Во втором полугодии происходит дифференциация речевых звуков: в них выделяются тембр и тон.

Начинается интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.

Основой для организации совместного творчества является отношение ребенка к взрослому. Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать.

Взрослый (инструктор) выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8—10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен.

Методисту необходимо понять ребенка, постараться не вызвать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

10 ссылок

  • Психология обучения рисованиюМногих родителей малышей беспокоит вопрос: «В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в той степени, в какой это необходимо, чтобы детский рисунок соответствовал эстетическим образцам и его содержание было понятно окружающим?»
  • О рисованииМы с Данюхой рисуем с «раньше года». Рисуем всем, что попадает маме на глаза: карандаши, мелки, дешевые помады, фломастеры (не люблю, если честно), краски — все возможные, кроме масла, кисточками, пальчиками, всей ладошкой.
  • ШЕДЕВРЫ КРОШЕК ИЛИ КРОШЕЧНЫЕ ШЕДЕВРЫРаз, два, три, четыре, пять — любит пальчик рисовать… Очень важно научить ребенка рисовать пальчиками. Знакомство с миром красок можно начинать с 6 месяцев
  • Детские рисунки. Начинаем рисовать.С чего начать обучение рисованию малышей 1,5-2 лет? В этом возрасте ребенок уже многое понимает, но мелкая моторика еще не настолько развита, чтобы рисовать самостоятельно. На данном этапе ребенку полезно рисовать вместе с родителями.
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С 6 МЕСЯЦЕВ
  • Вместо кисти — ладошка.Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, — ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, не достигшему года крохе невозможно дать в руки кисти с красками, фломастеры или карандаши. Но ему это и не нужно. Необходимые «инструменты» с ним всегда – это его собственные руки. А все, что требуется от родителей, — предоставить ребенку больше свободы для творчества
  • С какого возраста ребёнок может рисовать?
  • Первые мазки и загогулины
  • В гостях у головоногов или Как пройти к Бяке…
  • Про малышовое рисование: мой опыт

КЛЯКСОГРАФИЯ.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к.

развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

РИСОВАНИЕ ВДВОЕМ НА ДЛИННОЙ ПОЛОСКЕ БУМАГИ. Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу.

Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию.

Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

РИСОВАНИЕ С СЕКРЕТОМ В ТРИ ПАРЫ РУК. Когда вашему ребенку исполниться 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий.

Совет

Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает.

Затем открывается весь листок — и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

РИСОВАНИЕ САМОГО СЕБЯ или рисование с натуры любимых игрушек.
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало.

А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще.

Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, — не огорчайтесь.

Похвалите своего малыша: «Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?» Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: «А чем нарисованная машина отличается от этой?»

«Я РИСУЮ МАМУ»… Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами длч такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников…Берутся и рассматриваются фотографии.

Проводится беседа: «Какая бабаушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?» И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек.

Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку «Мои родные и близкие», где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК.
Детям нравится все нетрадиционное.

9 ссылок

  • Пусть сияют в небе звезды!Н. Ярошенко в своей статье предлагает малоизвестную технику процарапывания в рамках занятий изобразительного искусства.

Источник: http://znamus.ru/page/risovanie_deti

Если ребенок не любит рисовать

Рейтинг:  5 / 5

Многие родители говорят: мой ребёнок не любит рисовать. Чаще всего это касается дошкольников. Родителей ситуация беспокоит по разным причинам.

Первое и главное: взрослые боятся проблем с письмом в школе. Ведь если ребёнок не любит рисовать, то имеем «руки-крюки» со слабенькой мелкой моторикой пальцев.

Содержание

Порой взрослые люди говорят: я хорошо рисовал, а почерк ужасный. Видимо причина была не в мелкой моторике.

Причины нежелания рисовать

Что делать, если ребенок не любит рисовать?  Этому бывает 2 причины:

  1. просто не любит;
  2. не умеет.

При ближайшем рассмотрении первая причина тоже сводится ко второй. Найдите время или специалиста (при финансовых возможностях). Специалист вашего малыша этому научит. Хотя бывает, взрослые заставляют дошкольника рисовать, вызывая стойкую протестную реакцию. Тогда полезно почитать про зтапы формирования детского рисунка. Может быть вы требуете от чада невозможного?

Польза рисования

Почему столько внимания навыкам рисования? В школе ваш малыш сможет без проблем:

  1. запомнить детали написания букв,
  2. представить задачку в образах, облегчая её решение,
  3. будет пересказывать,
  4. писать изложения,
  5. понимать и запоминать тексты, используя правое (художественное) полушарие своего мозга, и еще многое другое.

Главное: ваш малыш научится видеть мир во всём его красочном разнообразии.

Стимулируем процесс

Итак, дошкольник не любит рисовать и ни за какие коврижки не хочет этого делать. Возможны следующие варианты родительских действий.

Раскрашивание

Начните с элементарного раскрашивания. Бывает, нарисовать воображения и наблюдательности не хватает, а раскрасить — с удовольствием.

Этот, в достаточной степени, механический процесс больше всего подходит для начала приобщения к рисованию не желающих рисовать детей. Малышам 4 лет подойдут картинки со знакомым предметом с минимумом деталей.

Не требуйте качества. Главное — карандаш взял. Не бойтесь похвалить. Не идёт карандаш, берите краски.

Обратите внимание

 Чаще всего — предметные картинки с большим количеством мелких деталей. Есть раскраски и у нас, но они рассчитаны на старших дошкольников. Мы предпочитаем сюжетные картинки. На них разворачиваются события, способные привлечь «нехочуху». Обсудите нарисованное, всё уточните. Не ругайте, если увидите красную лису и фиолетовые кусты.

Читайте также:  Обследование ребёнка в 4 года: прививки, как собрать мочу и сделать клизму

Работа с раскрасками

Как применить раскраски с пользой? 

Раскрасить – что же еще. Это верно. Но раскрасить можно по-разному. Например, просто дать детям карандаши или фломастеры – и делай, что хочешь. Причём карандаши безопасней для окружающих предметов и стен. Обычно дети не очень любят их, поэтому выберите мягкие. Я использую акварельные карандаши.

Последовательность.

  1. пусть малыш сперва обведёт предмет,
  2. а потом раскрасит обведённые детали.

Раскраски на компьютере

Не все дети любят раскрашивать. Среди моих клиентов есть умненькие детки со слабой рукой или не развитым воображением и восприятием формы. Дети не любят рисовать, а вот посидеть за компьютером не против. Тогда мы совмещаем два этих дела. Это игра в «дизайнера» — работаем в графическом редакторе. Рисунки в статье — это пример.

Работаем в Paint. Но недавно прочитала, что программка больше обновляться не будет. Есть онлайн фотошоп, Paint.net скачать можно.

  1. Выберите интересные картинки и скачайте в отдельную папку, скажем, на рабочем столе. (Их можно распечатать и пусть чадо раскрашивает чем-нибудь)
  2. Разберитесь сами, а потом научите малыша работе с программкой, не углубляясь в неё.

Я считаю, что в этом случае мы дополнительно решаем важные задачи, которые сначала должны осознать сами:

  1. показываем ребёнку, что компьютер это рабочий, а не игровой инструмент;
  2. даем возможность проявить предпосылки возможного призвания.

Обычно раскрашивание на компьютере привлекает яркостью красок, скоростью выполнения работы и пробуждает у малыша интерес к процессу. Кроме того, картинка раскрашивается за короткое время, не превышающее 30 минут, разрешенных дошкольнику за компьютером.

Единственное требование к рисунку — линии контура должны быть замкнуты. Иначе, как говорят дети: «краска разольётся». Если непонятно о чём речь (это для бабушек), то нарисуйте на чистом листе графического редактора  два круга. У одного из них «протрите» в линии окружности дырку. Попробуйте залить их цветом. Там, где контур не замкнут, краска «разольется» по всему листу

Храните раскрашенные рисунки в отдельной папке и периодически их просматривайте. Пусть ребёнок гордится своей работой. Но помните, это только первый этап, для пробуждения интереса. Главная задача — рисование само по себе.

Страх чистого листа

Иногда ребёнок не любит рисовать из-за страха чистого листа. Бывает у детей такой страх. Потребуется планшет (не компьютер). Подойдёт кусок фанеры, большая разделочная доска или ещё что в этом роде. Прикрепите малярным скотчем кусок обоев. Кисти, краски, карандаши.  

  1. Карандашами пусть чиркает, малюет по всему листу.
  2. Красками — широкой кистью — рисует что-то бескрайнее: море, небо, зелёную лужайку.
  3. Кистями поменьше (или даже пальцами) примакиванием — облака на небе, цветы на лужайке…

 С помощью нетрадиционных приёмов рисования хорошо преодолевается страх чистого листа. А лучше всего попробовать правополушарное рисование. Посмотрите занятие по правополушарному рисованию

Если ребёнок не любит рисовать, не огорчайтесь. Самый лучший способ — рисуйте вместе, помогая друг другу и подбрасывая идеи. Ищите приёмы для вашего дошкольника. Возможно пойдёт лепка — отличный способ развития руки. Пластилином можно рисовать. Отличные картины получаются. Или конструирование из металлического конструктора. Мы желаем вам успехов

Источник: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/risovanie/esli-rebenok-ne-lyubit-risovat

Как научить ребёнка рисовать

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, мы приветствуем вас на страничках сайта НИИ «Эврика»! Как научить ребёнка рисовать, если ни один из родителей этого не умеет? С какого возраста можно давать малышу краски, карандаши или фломастеры? Ответы на эти и многие другие вопросы — в нашем сегодняшнем материале.

Когда же всё-таки следует начинать?

На этот вопрос каждый родитель должен сам найти ответ, опираясь на желание и интерес своего малыша. Показать ребёнку, как рисует мама или папа, можно месяцев с шести, когда кроха уверенно сидит.

А в 10–11 месяцев уже можете купить карапузу пальчиковые краски. При этом не забывайте, что маленький ребёнок всё пытается пробовать на вкус, поэтому особое внимание уделите экологичности и безопасности красок.

Для рисования пальчиками и ладошками альбомный лист может оказаться маловатым. Чтобы художества не перешли на стол, пол и обои, запаситесь большой клеёнкой и листом ватмана. Подготовьте для карапуза специальный «художественный» костюм, который не жалко выпачкать.

Клеёнку расстелите на полу, на неё положите ватманский лист и приступайте к творчеству. Окуните свой палец в краску и проведите линию. Следите за реакцией карапуза. Если ему нравится, то макните его пальчик и нарисуйте круг или овал. Предоставьте крохе свободу действий, подбадривайте его, улыбайтесь, радуйтесь каждому нарисованному им пятнышку.

Первое занятие не должно быть долгим, чтобы малыш не устал. 5–10 минут будет достаточно. Повторяйте уроки рисования два раза в неделю, старайтесь выбрать время, когда карапуз в хорошем настроении и не капризничает.

Учим правильно держать карандаш

Примерно к полутора годам ручки ребёнка становятся достаточно крепкими и могут удержать карандаш. Не спешите сразу учить малыша рисовать.

Позвольте ему самостоятельно пройти так называемую «стадию марания», пусть рисует свои каляки-маляки. За это время вы можете научить карапуза правильно держать карандаш — не кулачком, а тремя пальчиками.

Как же этого добиться? Давайте воспользуемся советами специалистов:

  • Начиная примерно с года отрабатывайте с ребёнком двухпальцевый захват — указательным и большим пальчиками. Сформировать этот навык помогут игры с пинцетом (захватить и перенести предмет с одного места на другое) или с бельевыми прищепками — пусть кроха цепляет их на разные вещи.
  • Когда этот навык усвоен, переходите к захвату тремя пальцами. Помочь этому можно, если надеть на карандаш специальную трехстороннюю насадку или купить карандаши с треугольным сечением. Воспользуйтесь и таким советом: дайте крохе совсем небольшой карандашик или мелок, чтобы его невозможно было схватить кулачком. Малыш поневоле возьмёт его тремя пальчиками.
  • Регулярно вкладывайте в руку малыша карандаши или фломастеры и следите за правильностью захвата. Никогда не делайте этого насильно, вы навсегда отобьёте у ребёнка желание рисовать.
  • Выбирая для карапуза карандаши, помимо сечения, обратите внимание на мягкость грифеля. Ребёнок не должен прилагать усилие, чтобы оставить след на бумаге. Отлично подойдут акварельные карандаши на водной основе, можно приобрести также восковые карандаши.

Учимся рисовать красками

Научить ребёнка рисовать красками совсем несложно. Мы предлагаем вам несколько методик, которые помогут малышу быстро освоить новое дело.

Для занятий вам нужно подготовить:

  • листы белой глянцевой и простой бумаги;
  • акварельные и гуашевые краски;
  • кисточки;
  • стаканчик-непроливайку с водой;
  • тряпочку для вытирания пятен;
  • обычную губку (мочалку).

Техника «Свободный полёт фантазии»

Макните кисть в воду, затем в краску и капните на бумагу. Рассмотрите, как краска растекается по листу, образуя причудливые узоры. Произвольно поводите кисточкой по бумаге, капните другую краску, смешайте их.

Обсудите с малышом, на что похожи пятна краски, дорисуйте своей рукой какие-то детали, чтобы сходство с предметом или животным было полнее. Не забывайте хвалить творчество карапуза, тогда у него появится желание рисовать и дальше. Время занятий — не более 10 минут.

Вывод малыша: Оказывается, рисовать совсем не трудно.

Техника «Рисование мочалкой»

Мочалку для работы вы можете порезать на несколько частей разной конфигурации — круглую, квадратную, овальную, треугольную. Вылейте на блюдце немного гуашевой краски и добавьте воду. Макните мочалку в краску, слегка отожмите и поставьте на листе бумаги оттиск.

Теперь пусть это сделает малыш. Когда краска высохнет, можно дорисовать детали фломастером или карандашом. Тогда квадратный след превратится в домик, треугольный — в крышу, круглый станет кроной дерева и т.д.

Предоставьте малышу самому дофантазировать рисунок, задавая наводящие вопросы: «Как ты думаешь, на что это похоже?», «А если я дорисую ствол, что получится?»

Вывод малыша: Оказывается, рисовать интересно.

Техника «Мокрое рисование»

Для этой работы лучше взять простую акварельную бумагу, она лучше, чем глянцевая, впитывает воду. Положите лист на стол и сбрызните из пульверизатора. Когда лист достаточно промокнет, приступайте к творчеству.

Намочите кисточку в акварельной краске и нанесите её на бумагу. Краска будет растекаться. Добавьте вторую и третью краски, смешивайте их и создавайте удивительные «мокрые» узоры.

Вывод малыша: Оказывается, мне нравится рисовать.

Рисуем карандашами и фломастерами

Чтобы малыш смог нарисовать то, что задумал, ему просто необходимо научиться выводить карандашом самые разные линии — прямые, волнистые, замыкать их в круг, овал и т.д. Поэтому один из первых приемов, которому вы можете научить юного художника, — это рисовать линии. Для этого предложите ему поиграть в следующие игры:

  • Линии-соединялки. Эта игра не только дает возможность потренироваться в выведении на бумаге прямых линий, но и развивает логическое мышление. Нарисуйте или наклейте на лист бумаги изображения и предложите ребёнку соединить их линиями, следуя определённой логике. Можно дать крохе такие задания:
  • Соедини линиями машинки (зайчиков, грибочки и т.п).
  • Соедини линиями предметы одной и той же формы (арбуз — мяч, книга — прямоугольник и т.п).
  • Соедини линиями животных и то, чем они питаются (медведь — мёд, кошка — молоко и т. п).
  • Соедини предметы одинакового цвета.
  • Дорисуй картинку. Нарисуйте простую картинку, но «забудьте» некоторые детали — ветки у дерева, стебельки у цветов, лучики у солнышка. Пусть малыш исправит ваши ошибки.
  • Обведи предмет. Дайте малышу различные по конфигурации предметы — стаканчик, коробочку, кубик — и попросите его обвести их карандашом или фломастером.
  • Рисуем по точкам. Нарисуйте простое изображение точками. Пусть карапуз соединяет их, стараясь увидеть, что на картинке.
  • Трафареты. Купите малышу трафареты с кругами, овалами, зигзагами и покажите, как ими правильно пользоваться.
  • Раскраски. Обязательно раскрашивайте с малышом различные картинки. Следите, чтобы малыш делал штрихи как можно аккуратнее и не выходил за контуры.
  • Дорожки. Нарисуйте на бумаге дорожки — две параллельные линии. Предложите малышу сначала обвести их пальчиком, а затем провести по ним карандашом.
  • Штриховка. Штриховка всегда делается слева направо, так же, как мы читаем и пишем. Нарисуйте в центре листа мышку, а в углу — кошку. Скажите малышу, что мышка боится кошки и хочет спрятаться. Нужно ей помочь. Покажите малышу, как спрятать мышку от кошки, заштриховывая её.

Подводя итоги сегодняшней встречи, мы хотим напомнить вам, дорогие читатели, что дают ребёнку занятия рисованием:

  • готовят руку малыша к письму;
  • учат различать цвета и оттенки;
  • развивают мелкую моторику и координацию движений;
  • развивают ум, наблюдательность и воображение карапуза;
  • формируют в ребёнке чувство прекрасного;
  • пробуждают веру в свои силы и желание творить.

А это, согласитесь, совсем немало для гармоничного развития личности. Поэтому не жалейте времени, учите малыша рисовать, творите вместе с ним. Пусть ваш карапуз не станет Васнецовым, Репиным или Левитаном, но он вырастет мыслящим, творчески развитым и одарённым человеком.

Хорошего и радостного творчества вам и вашему карапузу! До свидания!

Источник: http://nii-evrika.ru/kak-nauchit-rebyonka-risovat/

Ссылка на основную публикацию