Первый год жизни ребенка

Первый год жизни ребенка — как пережить трудные времена | Блогомамочка

22nd Янв 2018

Здравствуйте, дорогие читательницы! Ну вот, по прошествии года с момента появления дочки на свет, я наконец-то могу поделиться опытом и рассказать будущим и новоиспеченным мамочкам о том, что их ждет и как с меньшими потерями пережить трудные времена. А возможно даже обратить их себе на пользу!

Дело в том, что мироощущение ребенка постоянно меняется. Буквально каждый месяц малыш проходит через кризисы, обусловленные скачками роста. Что это такое, обязательно почитайте в моей статье Календарь возрастных кризисов развития ребенка. Всего лишь за год жизнь крохи кардинально изменится четыре раза, а вместе с ней и ваш образ жизни.

Поэтому самое главное, что вам нужно уметь — это быть терпеливой, гибкой и осведомленной, чтобы вовремя и адекватно реагировать на возникшие перемены. Многие же мамы долгое время продолжают жить в прошлом, не принимая новые обстоятельства.

Обратите внимание

Это приводит к капризам ребенка, который никак не может иначе до мамы достучаться, и к порче нервов самой мамы, которая не может или не хочет подстраиваться под новую жизнь малыша…

Какие же существуют периоды? В первый год я выделяю следующие этапы:

  1. От рождения до 3 месяцев.
  2. От 3 до 6 месяцев.
  3. От 6 до 9 месяцев.
  4. От 9 месяцев до года.

Ниже я расскажу, чем эти периоды различаются и как провести это время наиболее эффективно и приятно 😉

Самый тяжелый этап в жизни как ребенка, так и матери. Перемена произошла так внезапно, и всем еще нужно привыкнуть друг к другу. Мама зачастую не понимает, почему плачет малыш, даже если он не первый.

Колики, лактостазы, хронический недосып… Все это бывает непросто пережить, если не знать некоторые моменты, которые могут здорово облегчить жизнь!

Во-первых, обязательно прочитайте мою статью Как выжить в первый месяц жизни ребенка, чтобы не допустить типичных ошибок, превращающих материнство в ад.

Во-вторых, привлекайте помощников по максимуму. Сейчас я очень жалею, что старалась не напрягать родственников и гуляла с коляской по большей части сама.

Новорожденные отлично спят на улице по 2-3 часа, и я советую вам отдать эту обязанность папе, бабушке или дедушке, а самой отвлекаться — возобновить уход за собой, заняться любимым делом или поспать, в конце концов.

Нет ничего сложного в том, чтобы покатать коляску по парку — любой справится. А вы получите драгоценные часы наедине с собой и к малышу вернетесь обновленной, любящей мамой.

В-третьих, помните, что этот период закончится. А в нем есть и неоспоримые преимущества, просто не все их сразу замечают! Например, в первые три месяца жизни ребенок более 70% времени спит, а значит можно заниматься своими делами. Да, как правило, эти дела происходят с малышом в слинге или под грудью, либо на улице во время прогулки. Мне было так скучно первое время, что я создала этот блог. 

Источник: http://blogomamochka.ru/pervyj-god-zhizni-rebenka-kak-perezhit-trudnye-vremena/

Первый год жизни ребенка

Первый год жизни ребенка подобен курсу молодого бойца, пройдя который молодая мама получает почетное звание профессионала своего дела.

Ведь материнство по праву можно расценивать как самую сложную и ответственную, а главное, круглосуточную работу без отпуска и выходных. А пережить первый год жизни ребенка – это как испытательный срок, пройти который придется всем без исключения.

Важно

Это время бессонных ночей и переживаний, беспричинных слез отчаяния и радости, ярких эмоций и безграничной материнской любви к собственному малышу.

Без всяких сомнений первый год жизни после рождения имеет огромное значение и для самого ребенка. Буквально, за каких-то 12 месяцев беззащитное и беспомощное создание делает огромный скачок в росте и развитии, радуя маму и папу своими первыми победами.

Какие трудности ждут родителей на первом году жизни ребенка?

Сразу же после рождения мама и малыш привыкают жить в совершенно другом режиме: все органы и системы ребенка перестраиваются и совершенствуются; образ жизни женщины полностью подстраивается под ее чадо.

С этого момента задача родителей — обеспечить младенцу максимально комфортные условия для роста и развития.

Дабы научится быстро реагировать на постоянно меняющиеся потребности и возможности вашего ребенка, на первом году жизни нужно учитывать как индивидуальные особенности младенца, так и общепринятые показатели и нормы.

Итак, более подробно о развитии ребенка по месяцам до года.

Первый месяц

Этот период можно назвать восстановительным и самым сложным. Как правило, доношенный и здоровый ребенок рождается с выраженными безусловными рефлексами, по которым и делаются выводы о состоянии малыша и о его дальнейшем умственном и психическом развитии.

2-3 месяц

Второй и третий месяц первого года жизни вашего ребенка — это период активного роста и развития, в котором непосредственное участие принимает родительская любовь и забота.

Малыш учится различать эмоции, держать головку, активно машет ручками и ножками, поворачивает головку на мамин голос, улыбается. К концу третьего месяца увеличивается период бодрствования до 1-1,5 часов, ежемесячная прибавка составляет примерно 800 гр.

Очень часто родители сталкиваются с такой младенческой проблемой как колики. Здесь очень важно вовремя распознать и помочь ребенку.

4-5 месяц

Многие детки уже пытаются сидеть, передвигаться на животе, переворачиваться, упираются ножками об опору. Они уверенно держат голову, внимательно следят за предметом, хватают его. На данном этапе родители должны уделять должное внимание физическому развитию своего ребенка: делать массажи и зарядку, переворачивать на живот и так далее.

6 месяц

Совет

Половина пути уже позади, кроха заметно подрос и прибавил в весе. В полгодика начинается активное введение прикорма, прорезывание первых зубиков. Малыш становится более любознательным и подвижным.

7-8 месяц

Грудничок освоил новые позы для сна, уверенно сидит и начинает пробовать вставать на четвереньки и ползти.

Предусмотрительные родители к этому времени прячут с досягаемых мест все мелкие и острые предметы, шкафчики и тумбочки закрывают на ключ, дабы кроха не навел там свои порядки.

Конечно, в этот период маме заметно прибавилось забот: каждый день необходимо готовить ребенку полезные и разнообразные блюда, следить за чистотой игрушек и полов, при этом оставить непоседу без присмотра практически невозможно.

9-10 месяц

Многие детки на девятом месяце жизни начинают делать первые шаги,но даже если этого еще не произошло, ребеночек все равно уже активно ползает и берет понравившиеся предметы.

11-12 месяц

Чаще всего малыши к этому времени уже ходят, некоторые даже самостоятельно. Рацион питания достаточно разнообразен, в словаре есть первые слова и слоги, преуспевает кроха и в игре.

Первый год жизни ребенка — самый важный период, ведь уже сейчас в его подсознании формируется будущий характер, привычки, мировоззрение, отношение к близким. Поэтому родителям следует уделять малышу как можно больше времени, постоянно дарить ему свою любовь и нежность.

Источник: https://womanadvice.ru/pervyy-god-zhizni-rebenka

Развитие ребенка по месяцам до года — нормы развития ребенка от 0 до 1 года

Каждый ребенок уникален и развивается по-своему. Давайте узнаем больше о том, какие этапы развития проходят дети до года, и как родители могут поддержать этот процесс.  

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации.

За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов.

Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента.

Обратите внимание

Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители  могут замечать первые проявления характера ребенка.

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

 Психоэмоциональное развитие:

  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты.

Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол.

Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;

Источник: https://agulife.ru/calendopedia/pervyi-god-zhizni-rebenka-etapy-razvitiya

Развитие малыша в первый год жизни

От рождения и до первого дня рождения пройдет всего 12 месяцев. Для маленького ребенка это огромный скачок в развитии. Все для него меняется, причем очень быстро. Из грудничка он превращается в человечка, который уже может ходить, произносит отдельные слова. Меняются даже его игры и рацион питания. Правильное развитие во всем сейчас зависит от родителей.

Это время, когда дети совсем маленькие, одновременно нервное и счастливое. Сейчас изменения видны каждый день. Малыш учится сам, а к одному годику уже многое умеет. Пройти весь этот путь вместе с ним – это огромная радость для родителей.Вы обязательно будете посещать педиатра, который следит за развитием малыша. Хотя многие вещи родители могут отслеживать самостоятельно.

Читайте также:  Обучение грамоте дошкольников: в детсаду, дома, игры, задания, подготовка к школе

Прогресс за 12 месяцев

Представьте себе самый обычный год. Хотя год из жизни взрослого человека не может сравниться со стремительным развитием малыша от 0 до 1 года.

Конечно, потом случится еще много всего интересного, но этот первый год самый важный в жизни каждого ребенка. Рождаясь на свет, он готов к жизни, но с одним большим условием.

Рядом обязательно должны быть люди, которые смогут обеспечить ему защиту, уход, направить его в первых попытках исследовать мир.

Важно

Родителям стоит приготовиться заранее, ведь все меняется стремительно. Первые 30-40 дней новорожденный требует особого внимания и ухода.

Буквально за месяц его иммунитет набирает силу и уже становится способен защитить его от простых болезней. Пройдет немного времени, и на смену жидкой пище и молоку мамы придет твердая пища.

У малыша начинают резаться зубки, а значит, организм дает сигнал: «к твердой пище готов». Развитие ребенка за первые 12 месяцев просто поражает.

Конечно, малыш все еще абсолютно беззащитен перед окружающим миром. Пройдет еще очень много времени до его самостоятельности. Пока он сам не может пожаловаться, родителям нужно прислушиваться к состоянию его здоровья. Многие дефекты развития проще всего вылечить, если обнаружить их рано.

Рождение ребенка

Итак, малыш появился на свет. Следующие 3 дня они с мамой проведут в роддоме. А после этого начинается ваша новая жизнь. Теперь 24 часа в сутки мама и папа будут заботиться о ребенке.

Он кушает каждые 2-3 часа, все остальное время спит. Более того, иногда даже спит, когда кушает – есть у младенцев такая «суперспособность». Конечно, он много плачет. Родители учатся понимать каждый его звук.

Все же это счастливое время заботы о своей крохе.

Тут родителям важно помнить: все дети разные. Существует примерный план развития. Если ваш малыш опаздывает на 1 месяц, отставая от этого плана, то это еще не повод волноваться и собирать консилиум педиатров.

Очень часто дети немного опаздывают или, наоборот, куда-то спешат. Обычно к первому году жизни все стабилизируется, выравнивается. Если ребенок соседей уже сказал свое первое слово, а ваш еще нет, это еще ничего не значит.

Но, конечно, в случае серьезного отставания в развитии стоит срочно обратиться к врачу.

0-3 месяцев

Дети все время крутятся, вертятся, перебирают ножками и ручками. Это значит, что карапуз вполне доволен жизнью. Он так пытается исследовать мир, свое тело. Сейчас движения ему необходимы. Активно развивается нервная система, мозг.

Кстати, мозг продолжает активное развитие даже после рождения, настолько это сложный орган. Например, желудок и кишечник уже готовы работать с первого же дня жизни, а мозг еще «дремлет», выполняя только часть своих функций.

Развитие малыша продолжается.

Будет полезно менять его позу – конечно, когда малыш не спит. Так вы стимулируете его развитие, заставляя переворачиваться, менять положение головы. Ребенок учится держать головку. Уже сейчас, на 1-2 месяце, он может приподнять ее на несколько секунд.

Совет

Уже ко 2-му месяцу дети становятся вполне активными. Малышу все интересно, он с радостью рассматривает яркие предметы. Очень важно для его психического развития каждый день видеть что-то новое, интересное. Показывайте яркие картинки, игрушки, разные предметы. Малыш изучает мир вокруг себя.

Особенно активно он пытается все попробовать: трогает, облизывает. Сейчас он уже различает голоса родителей, узнает маму по запаху. Когда мама рядом, ребенок улыбается, тянет к ней ручки.

Сейчас это самый важный человек в жизни ребенка и, возможно, единственный, которого он научился узнавать сразу.

4-6 месяцев

Первая половина года прошла. Чему же научился малыш? Он уже узнает людей, радуется их появлению. Сам себе тоже очень рад! Чаще подносите ребенка к зеркалу – он будет с интересом разглядывать отражение.

В 3-5 месяцев он первый раз начинает смеяться. Дети с радостью будут смотреть одно и то же «представление» десятки раз.

Попробуйте жонглировать перед малышом предметами — каждый раз он будет с удивлением и радостью следить за яркими шариками у вас в руках.

Развивается координация движений. Теперь уже неинтересно все время лежать. Ребенок просится на руки, рассматривает все, что попадает в поле зрения. Малышам до года полезна простая физкультура: переворачивайте его на животик или на спинку, делайте простой массаж. Он уже пытается встать на четвереньки. Это подготовка к ползанью.

Все больше интереса к самому себе. Дети рассматривают свои ручки, ножки. Сейчас их позвоночник очень гибкий — кроха с легкостью может взять в рот палец ноги. Ничего плохого или опасного тут нет – не стоит запрещать это ребенку, ругать его за интерес к себе. Пока еще хватать и брать в руки предметы кроха просто не умеет. Но задевать, ронять игрушки он может, с радостью играя таким образом.

6-12 месяцев

У вашего крохи уже, скорее всего, появились первые несколько зубов. Это был сложный период, но вы справились. Хотя иногда дети вообще не замечают, как режутся зубки. Теперь он сам сообщил вам, что готов поменять свой рацион.

В 6-7 месяцев малыши активные, и молока им не всегда достаточно. Считается, что сейчас уже можно вводить прикорм. Ребенок уже научился ползать, сидеть, может играть на полу. Теперь ему не нужно спать так много и часто, как раньше.

Развитие идет своим чередом. Первую половину своего первого года малыш провел, изучая себя. Кстати, вы обратили внимание? Малыш стал очень общительным! Теперь ему нужна компания почти постоянно.

Обратите внимание

Играть с мамой, общаться с папой, перекрикиваться и смеяться – все это он умеет делать. А также научился обращать на себя внимание родителей. Сейчас важно, чтобы взрослые чаще с ним говорили.

Неважно о чем – просто ему необходимо слушать правильную речь.

В возрасте 7-9 месяцев кроха уже может играть сам. Он улавливает связь между названием предмета и самим предметом. До первого года жизни он уже запомнил множество слов и понятий. Конечно, говорить он еще не может, но уже может приносить вещи, указывать на них пальчиком. Обязательно дайте ему место для движения, ведь сидеть в кроватке малыш уже не хочет.

Ребенку 1 годик

Вот и настал тот самый момент, когда вашему крохе исполнился 1 год. До этого момента пролетело 12 месяцев, а многим кажется, что родился он только вчера. Уровень развития малыша многих поражает. Из крошечного комочка, укутанного в одеяло, он превратился в активного человечка. Уже теперь проявляется характер ребенка, он показывает вам, что нравится, а что не нравится.

В это время многие мамы начинают отлучать детей от груди. И правда, молоко все еще необходимо, но теперь добрую половину рациона составляют пюре, овощи и фрукты, молочные продукты. Дети уже умеют кушать с ложечки, проявляют интерес к процессу. Также они могут пить из бутылочки самостоятельно.

Начинаются первые попытки разговаривать. Конечно, это пока лишь звуки и отдельные слова. Не волнуйтесь: еще немного тренировки, и ребенок выдаст свое первое осмысленное предложение.

До 1 года малыш предпочитал все время проводить с мамой, теперь же он интересуется другими людьми и детьми. Многие родители пробуют оставлять ребенка на 1-2 дня с бабушкой.

Пришло время ему становиться немного самостоятельнее.

Что уже умеет ребенок?

Теперь посмотрим, чему научился малыш. До первого дня рождения у него было 12 месяцев постоянных тренировок. Теперь же кроха готов поразить вас набором своих самых разных умений:

  • он ползает, ходит, даже бегает;
  • стоит на месте, не держась;
  • берет в руки предмет, перекладывает его из ручки в ручку;
  • танцует под музыку;
  • листает книжки, рассматривает картинки;
  • у него уже есть любимые игрушки;
  • с радостью играет со сверстниками.

Конечно же, это еще не все. Стоит обратить внимание на психическое развитие ребенка.

  1. Идет активное развитие речи. До года он только издавал звуки, возможно, произносил простые слова. Теперь же словарный запас пополняется.
  2. У ребенка появляется потребность общаться с другими детьми или взрослыми. Он с радостью играет с животными.
  3. Знает больше, чем говорит. Например, еще не может произнести слово «чашка», «игрушка», «кубик», но может принести вам их, если попросите.
  4. Продолжается развитие мелкой моторики. Малыш уже может пользоваться всеми пальчиками, хорошо держит предметы.
  5. Знает свое имя, откликается. Может позвать маму или папу. Запомнил лица тех, кто часто приходит в гости, радуется им.
  6. Сформировались привычки в еде и режим дня.

Как видите, идет активно развитие личностных качеств ребенка. Начинают проявляться черты характера, отношение к миру. Конечно, уже стоит обратить внимание на психическое развитие малыша. Творчество, игры, песенки и сказки помогут ему развиваться правильно. А больше всего ему нужна любовь родителей.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/razvitie-malysha-v-pervyj-god-zhizni.html

Читать книгу «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка» онлайн— Елена Сосорева — Страница 1 — MyBook

В нашей книге мы хотим рассказать вам о том, как в течение первого года жизни меняется ребенок, проходя за пятьдесят две недели великий путь от беспомощного новорожденного до смышленого малыша.

Первый месяц

Первая неделя

Ваш малыш после рождения абсолютно беспомощен и поэтому беззащитен. Сейчас ваш кроха полностью зависит от вас. Вы будете для него всем – теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.

Эту неделю вы с малышом, скорее всего, проведете в роддоме (если не рожали дома). Первые дни вы будете рассматривать друг друга, изучать, приспосабливаться друг к другу.

Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени. Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно принимать пищу чаще. Некоторые нуждаются в укачивании для того, чтобы заснуть.

Постарайтесь сразу приложить малыша к груди и давайте ему возможность сосать столько, сколько он захочет.

Это важно!

Самым благоприятным сейчас для ребенка будет положение лежа у вас на животе, в тесном контакте с вами. Ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм биения сердца, звуки вашего голоса будут успокаивающе действовать на ребенка.

Никогда не оставайтесь равнодушной к плачу младенца. Бережно берите его на руки, нежно прижимайте его к себе, баюкайте. Ласково разговаривайте с ним, напевайте ему. Всегда с улыбкой приветствуйте его пробуждение.

Если малыш не спит и лежит спокойно, воспользуйтесь моментом и поговорите с ним. Можете быть уверены, что ваши ласковые слова будут им услышаны и пойдут на пользу. Все процедуры кормления, пеленания и другие занятия с малышом сопровождайте тихой медленной ласковой речью.

Важно

Пусть ребенок почаще видит ваше лицо. Самая удобная поза для него – когда малыш находится под грудью. Он еще не умеет сосредоточивать взор, его взгляд блуждает, но своим голосом вы поможете ребенку найти ваше лицо и выделить его из окружающего мира.

Будьте уверены, малыш быстро научится это делать.

Если ребенок много спит и просыпается только для кормления, не беспокойтесь. Не стоит побуждать его к бодрствованию.

Что уже умеет малыш

Каким бы беспомощным ни выглядел новорожденный, он не приходит в этот мир без всякого жизненного опыта. Мудрая природа снабдила его программой со множеством жизненно важных рефлексов, обеспечивающих безопасность и выживание. Их наличие у новорожденного – одно из важнейших доказательств его здоровья.

Некоторые безусловные рефлексы можно обнаружить у ребенка уже спустя несколько часов после рождения, другие – через несколько дней.

Стоит учесть

Основные два рефлекса, связанные с удовлетворением главной потребности ребенка – питания, – сосательный и глотательный.

Если малышу вложить в рот пустышку, он крепко обхватит ее губами, даже будучи сытым.

Если соском или пальцем прикоснуться к щечке малыша, он повернет голову в эту сторону, приоткроет губки и попытается достать палец (сосок) ротиком. Это поисковый рефлекс.

Если вы проведете пальцем по внутренней поверхности ладони ребенка, то он с удивительной силой схватит вас за палец и сожмет его. Это – хватательный рефлекс. Правда, хватание в этот период еще ложное, и ребенок утрачивает его к 3 месяцам. Истинное умение захватывать у него разовьется позже – к 3–4 месяцам.

Возьмите малыша под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснитесь его ступнями к какой-нибудь поверхности.

Вы увидите, что сначала он отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если при этом ребенка немного наклонить вперед, то он начнет «шагать».

Это – рефлексы опоры и автоматической походки.

Выложите малыша на живот, так чтобы он стопами как бы уперся в ваши ладони, и чуть подтолкните его. Он начнет производить несогласованные плавательные движения руками и ногами и ползти вперед. Этот рефлекс можно обнаружить у ребенка на 3–4-е сутки после появления на свет.

Совет

Если выложить малыша на живот, то он сразу повернет голову в сторону. Иногда новорожденные делают попытки ее приподнять. Это защитный рефлекс, который сохраняет ребенку способность дышать без помех.

Есть у малыша и другие защитные реакции. Например, при громком шуме ребенок вздрагивает, моргает и выпрямляет ручки так, будто он хочет за что-то схватиться. Тот же самый рефлекс срабатывает, если ребенку грозит падение.

Если малышу надавить на середину подошвы, то у него сгибаются пальцы ног. Так проявляется подошвенный рефлекс.

Рефлекторные движения очень важны для двигательной активности ребенка и его психомоторного развития.

174 000 книг и 11 000 аудиокнигПервый месяц подписки за 199 ₽

Источник: https://MyBook.ru/author/elena-petrovna-sosoreva/pervyj-god-zhizni-malysha-52-samye-vazhnye-nedeli/read/

Как сэкономить время и силы в первый год жизни ребёнка

У современных молодых родителей обычно довольно мало опыта общения с грудными детьми, а ближайшими опытными людьми оказываются новоиспеченные бабушки, уверенные, что в первый год жизни ребёнка все молодые родители не спят, не едят и максимально измучены. Не скажу, что одной статьёй всех родителей можно сделать счастливыми и выспавшимися, но вам наверняка станет чуть легче.

Спите, когда спит ребёнок

Никакая уборка и готовка не важнее выспавшейся жены и мамы. Не говоря уже о том, что отдохнувшая вы способны на большее. Если бы меня попросили выбрать самое главное в первые месяцы детской жизни, я бы назвала выспавшуюся мать. Конечно, вы справитесь и без сна, справляются практически все. Но, поверьте, однажды вы поймёте, что сон был важнее всего.

После родов у вас может выпасть много волос

Без паники! Во время беременности содержание эстрогена в организме женщины повышается, из-за этого удлиняется срок жизни волос. Многие замечают, что волосы перестают выпадать.

Радуйтесь шикарной шевелюре, но не впадайте в панику, если через пару месяцев после родов, когда уровень эстрогена вернётся к норме, волосы начнут выпадать пучками. Скоро на их месте вырастут новые.

Читайте также:  Как уложить ребёнка спать в 4 года, как приучить засыпать самостоятельно

Пейте витамины, особенно если кормите ребёнка грудью, постригитесь, если длинные волосы выглядят слишком редкими, но сохраняйте спокойствие. Паниковать можно начинать, если через месяц не увидели в проборе пушок новых волос, но бывает это довольно редко.

Замените прогулки сном на балконе

В первые месяцы дети во время прогулок спят, так почему бы не на балконе? Придётся немного помучиться, чтобы приучить ребенка спать без постоянного движения и укачивания, но оно того стоит.

 Особенно полезен этот совет для мам, которые продолжают работать в декретном отпуске удалённо. Но не забывайте, что вам тоже нужен свежий воздух и солнце. Будете слишком увлекаться балконными прогулками — превратитесь в упыря с синяками под глазами.

Гуляйте на улице в хорошую солнечную погоду и на балконе — в ненастную.

Помните, что вы можете научить ребёнка чему угодно

Писать по команде в горшок, засыпать без пустышки, без укачивания, засыпать в своей кроватке без какого-либо вашего участия, моржеваться — список вещей, которыми можно удивить среднестатистического родителя, можно продолжать бесконечно. Вы можете всё, но не всё сразу.

Каждая такая способность потребует определенных моральных и физических ресурсов и твердой дисциплины прежде всего от вас. Вы должны решить, что важнее, особенно если в течение дня вам никто не может помочь с домашними делами.

Если вам важен климат внутри семьи и собственное здоровье, выберите несколько принципиальных пунктов и работайте над их реализацией, остальным придётся пожертвовать. Не завидуйте тем, кто смог больше — вряд ли вы знаете, чем жертвуют они.

Не нужно кипятить воду для купания

В условиях городского водопровода лучше купите фильтр на кран, чтобы задерживать хотя бы часть хлора, который сушит детскую кожу.

Пена для ванны, отвар череды — всё это только способы превратить ванну с ребёнком в красочный супчик (и, возможно, дополнительно высушить кожу, и без того измученную системой отопления). Ежедневное купание ребёнка не гигиеническая процедура.

Где бы ему испачкаться за день? Гигиеной обусловлено только подмывание после дефекации, а купание лучше рассматривать как способ утомить ребёнка перед ночным сном. Позвольте ему активно плескаться в воде.

Холодные ноги и руки у ребёнка — норма

Сосуды на ступнях и ладонях сужаются, чтобы задержать тепло внутри тела. Детский организм прекрасно приспособлен к своей малоподвижной роли. Если у ребёнка горячие ручки и ножки, значит, ему очень жарко и он пытается охладиться. Принцип одевания ребёнка на прогулку «как взрослого, плюс один слой» — миф.

Терморегуляция у детей такова, что лучше бы надеть на один слой меньше. Отличный способ понять, что вы слишком тепло одеваете ребёнка — обратить внимание на кожу подмышек и под подгузником. Если она краснее, чем остальное тело, ребёнок перегрелся.

И, кстати, возможно, именно поэтому он плачет, даже если сухой и сытый.

Ваш ребёнок обязательно упадёт с дивана

Упадёт, стукнется с плохим звуком и будет рыдать. Запомните признаки сотрясения мозга:

  • обмороки любой продолжительности;
  • плач дольше 15–20 минут;
  • расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
  • рвота, частые срыгивания (по сравнению с личной нормой);
  • сонливость;
  • отсутствие аппетита (опять же, по сравнению с личной нормой);
  • бледность, потливость;
  • подёргивания конечностей.

Есть хотя бы один из признаков — немедленно вызывайте скорую. Ничего этого нет — успокойте ребёнка и продолжайте жить дальше. Вместе с тем следите, чтобы он не упал с чего-то повыше, например, с пеленального столика. На столике оставлять ребёнка без присмотра нельзя. Никогда. Вы не угадаете, в какую секунду произойдёт скачок в развитии, позволяющий ему перевалиться через бортик.

Не нужно сцеживаться, если у вас достаточно молока

Ваш организм сейчас чутко реагирует на все запросы. Если ребёнок начинает есть больше, молока вырабатывается больше. Сцеживаясь после кормления, вы посылаете запрос на увеличение количества молока.

Ребёнок съедает столько, сколько ему положено, остальное вы вынуждены сцеживать, чтобы избежать застоя.

Чувствуете, как попадаете в замкнутый круг? Сцеживание может пригодиться, если у вас мало молока или вы планируете часто отлучаться от ребёнка, оставляя молоко в бутылочке.

Очень короткие лайфхаки

  • После того, как зажила пупочная ранка, гладить детские вещи не обязательно.
  • Не покупайте обувь, пока ребёнок не научился ходить.
  • Если здоровый ребёнок плохо ест, кормите его реже.
  • 37–37,3 °C — нормальная температура тела ребёнка в первый год.
  • Лучше всего ребёнок спит тепло одетым в холодной комнате. В этом он, кстати, не отличается от взрослых.

Для мужчин

Если ваша жена не была самой старшей в многодетной семье или если хотя бы в течение нескольких месяцев не ухаживала за малышами (посидеть с соседским ребёнком, пока он спит, не считается), она знает о детях ровно столько же, сколько и вы. Ищите ответы вместе, посоветуйтесь с опытными мамами на работе, выберите вариант, который кажется вам логичнее.

Если вы хотите, чтобы ваша сексуальная жизнь побыстрее вернулась в норму, да и просто — вернулась, позвольте своей женщине иногда отдыхать от ребёнка.

Снижение либидо довольно редко обусловлено гормональной перестройкой, а вот усталость и недосып провоцируют его даже у нерожавших. Возьмите хотя бы часть вечерних процедур по уходу за ребёнком на себя.

Например, купайте его сами. Позвольте своей женщине провести эти 20–30 минут наедине с собой.

Если вы не узнаёте свою жену, это нормально. Она тоже себя не узнаёт. Гормоны и усталость возвращают современную женщину к базовым потребностям матери с детёнышем, которые один мой друг метко обозначил как «убить за еду, защитить территорию». Этот механизм направлен на то, чтобы ребёнок выжил.

Он работал тысячи лет, относитесь к этим перестройкам лояльнее. У некоторых матерей на вполне определённый голодный детский крик организм отвечает немедленной выработкой молока. Для ребёнка с его первобытными инстинктами всё прекрасно, а вот родители могут быть и шокированы.

Постепенно гормональный и эмоциональный фон вернется к норме.

Главное — помните, что все трудности временны. Возможно, ваш первый год с ребёнком будет весь состоять из череды проблем, но старайтесь успокаивать себя тем, что сегодняшние проблемы довольно скоро закончатся — дети растут очень быстро. Старайтесь поддерживать и понимать друг друга и, вполне возможно, именно этот трудный год сделает вас по-настоящему близкими людьми.

Источник: https://Lifehacker.ru/newborn/

Развитие детей в первый год жизни по месяцам

Развитие детей по возрасту. Развитие ребенка в первые 12 месяцев жизни ( от рождения до 1 года).  Описание хронологии физического развития, рост и вес ребенка в соответствующем возрасте, умения, рефлексы и приобретенные навыки.Ребенок в первый месяц своей жизни. Особенности развития.

Развитие ребенка на первом месяце жизни.

За первый месяц жизни новорожденному предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни.  За этот месяц он станет уже не новорожденным человечком, а грудным ребенком. За этот короткий первый месяц он незаметно многому научится, уже многое будет уметь.

Читаем в статье: 1-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на втором месяце жизни.

Малыш окреп и готов познавать мир. Как ему в этом помочь? Несколько советов для родителей.

Читаем в статье: 2-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на третьем месяце жизни.

Обратите внимание

Ваш малыш стал более крепким и сознательным, он заметно подрос за первый месяц жизни и научился новым навыкам. В два месяца любой малыш привыкает к своему дому и начинает чувствовать себя в нем свободно.

Развитие  новорожденного ребенка в 2 месяца испытывает особый скачок: его уже сложно назвать новорожденным, так как организм полностью приспособился к вне утробному образу жизни и вошел в наиболее активную фазу своего роста.

Читаем в статье: 3-ий месяц жизни.

Развитие ребенка на четвертом месяце жизни.

Развитие ребенка в 3 месяца – результат всего того, чему малыш научился за прошедшее время. После того, как закончилась адаптация к новым условиям и способу существования, ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Его физическое, психическое, эмоциональное и социальное развитие входит в активную фазу.

Читаем в статье: 4-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на пятом месяце жизни.

Пятый месяц жизни малыша – это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Большинство детей к этому возрасту пережили уже болезненные моменты, связанные с коликами. Работа желудочно-кишечного тракта стала стабильной и теперь малыш все больше погружается в окружающий его мир, учится реагировать на него и познавать.

Читаем в статье: 5-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на шестом месяце жизни.

Ребенок на 6-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. 

Читаем в статье: 6-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на седьмом месяце жизни.

Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе — реакция «на новизну».

Читаем в статье: 7-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на восьмом месяце жизни.

Восьмой месяц жизни ребенка знаменует окончание второй четверти младенчества. Ребенок динамически развивается во всех сферах деятельности: познавательной, социальной, речевой, моторной. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста и развития.

Читаем в статье: 8-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на девятом месяце жизни.

Все новые и новые успехи — 8 месяцев уже позади …

Читаем в статье: 9-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на десятом месяце жизни.

Наступил последний триместр периода младенчества! Что может наш кроха на 10-ом месяце?

Читаем в статье: 10-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на одиннадцатом месяце жизни.

Важно

Только на первый взгляд, кажется, что за такое короткое время – с 10-го по 11-ый месяц – не стоит рассчитывать на существенные изменения в развитии ребенка. Тем не менее это время для малыша также имеет свои неповторимые особенности.

Читаем в статье: 11-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на двенадцатом месяце жизни.

Поздравляем, Вашему малышу скоро исполнится годик! За первый год жизни наблюдаются существенные изменения в психическом развитии ребенка.

Читаем в статье: 12-ый месяц жизни.

Источник: http://mamsik.net/razvitie/141-razvitie-detej-v-pervyj-god-zhizni-po-mesyatsam.html

Первый год жизни малыша

Недавно нашей дочке исполнился годик! Подумать только — прошел целый год! И здесь я хочу рассказать, что изменилось в нашей жизни за этот год, с чем пришлось столкнуться, чего можно было избежать…

Когда ребенок появляется на свет, и молодая мама сталкивается с какими-то трудностями, окружающие советуют: потерпите годик, потом станет легче. Первый год жизни малыша считается очень сложным, самым трудным из всех периодов. Здесь я не хочу делать никаких обобщающих выводов, просто поделюсь тем, как это было у нас.

Мне кажется, нельзя однозначно сказать, что с каждым месяцем жизнь с малышом становится все легче и легче. Если рассуждать объективно, нет ничего проще, чем ухаживать за ребенком в первые месяцы жизни. Такие детки еще много спят, у них еще нет «характера», им не бывает скучно… Им нужно лишь присутствие мамы, еда и более-менее терпимое самочувствие.

Но все-таки, тяжелее всего нам было в первый месяц жизни дочки. Когда еще не знаешь, что делать с этим крохотным комочком, когда еще недавно в нашем распоряжении были 24 часа в сутки, можно было есть и спать когда угодно и сколько угодно.

Подробно про сложности первого месяца я писала в статьях «Восстановление после родов» и «Еще раз о послеродовой депрессии: взгляд через полгода».

Дальше все оказалось значительно легче. Не потому, что прошли колики (вместо них начинают лезть зубы). А потому что мы вдвоем с мужем перестроились, приняли новые условия жизни и научились находить время на себя и на свои увлечения.

Оглядываясь назад, я понимаю, что этот год был довольно простым. Да, иногда уставали. Но не сильно. Да, не спали ночами. Но все равно высыпались. Да, были какие-то моменты отчаяния… Но кратковременные. А сколько счастья, сколько новых открытий и уроков принес нам этот год!

Совет

Первый год жизни малыша — это такое счастье! Если б я знала подробнее, что приходится преодолевать в этот год, я бы не решилась забеременеть. Но если б я знала, сколько счастья и сколько света дарит этот год… Я бы забеременела еще раньше 🙂

У меня почти никогда не было ощущения, что я ничего не успеваю («Как все успеть с грудным ребенком?»). Наверное, потому, что я не ставила себе цели соблюдать идеальную чистоту. Основную уборку мы с мужем делали на выходных, а в будни я только протирала столы на кухне и мыла полы. Я готовила почти каждый день, готовила вместе с малышом.

То есть, сажала ребенка рядом в стульчик или шезлонг, как-то развлекала и параллельно готовила. Не всегда получалось выдержать больше 20 минут, но можно было разбить всю готовку на этапы. Когда дочка спала, я забывала про все домашние дела и просто отдыхала. Ах да, забыла уточнить. Детскую одежду я гладила где-то до 2-3 месяцев, потом полностью перестала.

И это высвободило у меня огромное количество времени.

Ребенок никогда не занимал всю мою жизнь. У меня всегда были какие-то дополнительные занятия. В первые месяцы, когда большую часть времени я проводила с малышом на руках, я очень много читала. Кормишь грудью (тогда это было много-много раз в день по 30-40 минут) и что-то изучаешь.

В тот период я активно увлекалась историей Древнего Востока, чуть позже — Персидской поэзией и Древне-японской прозой. Когда дочке исполнилось 3-4 месяца, я уже не могла ничего читать. Но в этот период я умудрилась как-то начать работу над блогом… Потом и это стало тяжело. Статьи писались, только когда дочка спала.

А в остальное время я возилась с ней на диване или на полу, параллельно слушая лекции о здоровье, семейных отношениях и многом другом.

Самый сложный период начался, когда дочка научилась вставать на ножки. Где-то в 7 месяцев. Она пыталась встать на каждом углу, постоянно падала… А я ползала за ней и страховала ее… Целыми днями! Ужас!

В 9 месяцев наш малыш вдруг научился ходить. В 10 месяцев она топала уже довольно уверенно, и мне становилось все легче и легче. Уже не нужно следить за ней каждую секунду… Уже интереснее играть…

Да, своими делами вряд ли позанимаешься. И готовить еду тяжелее. Но зато сидишь себе на полу в расслабленном режиме… И слушаешь лекции.

Обратите внимание

Либо гуляешь и общаешься с другими мамашами (а гуляем мы довольно много, по 3-5 часов в день).

Поэтому я не могу сказать, что этот год был действительно сложным. Но как он изменил нас! Как многому научил… («Почему мы взросления после рождения ребенка?», «Ребенок учит служить, или как не злиться на ребенка?»)

Читайте также:  Развивающие игры и игрушки для детей 3 месяцев

Что бы можно было сделать по-другому в этот первый год жизни с малышом?

Честно сказать, я с ужасом вспоминаю наши первые два месяца. Тогда я пыталась следовать какой-то глупой схеме, не слушала свою интуицию, и вела себя, как полная идиотка.

Поэтому первые месяцы были омрачены моей нервозностью, какой-то борьбой с ребенком и попыткой навязать ему какие-то правила…

После двух-трех месяцев я изменила стратегию, позволила себе и малышу целыми днями лежать на диване и сосать грудь. И вообще изменила свое отношение к материнству.

Кроме того, мне следовало проще относиться ко всему, что с нами происходило. Не переживать из-за какой-то ерунды. Не перегружать себя какими-то требованиями… Быть проще и спокойнее — это так важно для любой матери!

А в остальном… В остальном все было просто великолепно. Я благодарна Богу, бесконечно благодарна за то счастье, которое он мне послал… Счастье быть мамой 🙂

Источник: http://pozdnyakova.org/pervy-j-god-zhizni-maly-sha/

Первый год жизни

Родился человек! Пришел в мир «наследник человечества».

А. М. Горький

Итак, в семье родился ребенок. Первый вопрос матери: «Здоров ли, нормальный ли?» Ведь здоровье малыша закладывается еще до рождения, затем в первые дни или даже часы жизни.

До возвращения матери из родильного дома все домашние озабочены созданием наилучшей для здоровья ребенка обстановки: его сна, бодрствования, развития. Основными условиями для этого являются соблюдение научно разработанного режима, хороший уход, благоприятная окружающая обстановка.

Для младенца, его кроватки надо выделить наиболее светлую, солнечную комнату или часть ее, помещение хорошо проветривать. Температура воздуха не должна превышать 20°, но и не снижаться до 17°. Во избежание перегрева, появления опрелостей матрац и подушку ни в коем случае не следует набивать пухом, пером. Одежда ребенка должна обеспечивать свободу движений.

Важно

Новейшими исследованиями ученых в лабораториях медицинских наук установлено, что движение является необходимым условием не только физического, но и умственного развития. В педиатрии уже осуществляются методы обследования новорожденного на определение его зрелости. И немалое значение при этом имеют двигательные рефлексы или реакции. Этими методами могут воспользоваться и родители.

Рефлекс Робинсона. Вложить в ладошку палец. Ребенок должен так сильно ухватиться за него, что можно даже, отводя руку, поднять ребенка.

Раздражение подошвы. Если немного пощекотать подошву, ребенок сгибает ножки.

Рефлекс Аршавского. Надавить на пяточную кость — младенец напрягается, вскидывает руки, а на личике появляется гримаса плача, ничего общего не имеющая с настоящим плачем.

У ослабленного ребенка эти рефлексы плохо выражены или вообще отсутствуют.

Итак, принцип развития младенца — движение. Ребенок в первые часы жизни начинает приспосабливаться к окружающей обстановке именно через движение. Даже во время сна половину всего времени младенец проводит в движении.

Это обстоятельство должно помочь родителям понять вред пеленания: стянутый пеленками ребенок не может двигаться и хуже развивается. А раз движение — основной принцип развития новорожденного, необходимо предоставлять ему эту возможность.

Постепенно учите малыша держать вертикально головку, ползать, сидеть, стоять и, наконец, ходить. Если малыш овладевает всем этим с опозданием, то растет малоподвижным, вялым.

Дальнейшее обучение движениям происходит в игре. Потребность играть так же естественна и необходима ребенку, как еда, воздух, сон. Игра ценна и тем, что не только дает нагрузку мышцам, но и способствует познанию мира.

Во время игры нагрузка на мышцы меняется: одни отдыхают, другие работают — это и есть активный отдых, радующий и развивающий ребенка. И. М. Сеченов говорил: «Значение движений — не только в формировании ориентировки в пространстве и времени, но и мышлении. Движения стимулируют развитие мысли».

Совет

Каждая мать должна обеспечить ребенку условия для подвижности. Наблюдения за детьми ясельного возраста показывают, что более подвижные дети владеют большим запасом слов и употребляют их более осмысленно.

Игра, движение являются для детей естественной физкультурой, гимнастикой. Пусть ваш ребенок будет беспокойным, активным, хуже, когда он будет малоподвижным, ожиревшим.

За этим должны следить и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки.

Непременным условием развития малыша и его здоровья является строгое соблюдение режима, в котором должно быть предусмотрено все: длительность сна и распределение его в течение суток, кормление, бодрствование.

Режим вносит ритм в работу нервной системы, приучает ребенка в одно и то же время получать пищу, а значит, обеспечивает нормальную работу желудка.

А нормальное засыпание, крепкий сон и хороший аппетит являются необходимым условием для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым.

По мере взросления возрастает работоспособность нервной системы малыша и с учетом этого соответственно меняется режим: укорачивается продолжительность сна, увеличивается бодрствование.

В это время можно начинать воспитание культурно-гигиенических умений и привычек. Оно начинается с конкретизации: помоем ручки, вытрем салфеточкой ротик.

Ласково разговаривая, вы пробуждаете у малыша эмоциональное отношение к процедурам, и он сам начинает принимать в них участие, как в игре.

Обратите внимание

Хочется еще раз напомнить родителям: не думайте, что сон, еда, прогулки — это все, что нужно малышу до года. Необходимо воздействовать на его зрительное, слуховое, осязательное развитие, учить слушать речь, следить за игрушкой, реагировать на близких людей. Любовь и внутреннее чутье подскажут вам, в чем именно нуждается ваш ребенок.

Уже в начале второго месяца ребенок выделяет из всего окружающего в первую очередь мать. Ей он дарит первую улыбку, она вызывает радостное его оживление. Такая реакция на мать объясняется тем, что именно она осуществляет уход за младенцем.

Мать (отец, бабушка) терпеливо устраняет неприятные ощущения, ласково разговаривает, напевает, баюкает. Через мать ребенок учится радоваться общению с взрослыми. Это общение становится затем его потребностью, оно развивает его умственно и психически.

Любовное эмоциональное общение делает младенца восприимчивым, учит рассматривать, всматриваться, прислушиваться, следить за действиями взрослых, подражать им. А в дальнейшем поступки взрослых (положительные!) становятся примером, формирующим личность ребенка. С двух-трехнедельного возраста обеспечивайте развитие зрительных, слуховых и осязательных ощущений.

Ребенок играет со своими ручками, ножками, захватывает их, рассматривает. Он бодрствует мало, но уже в эти короткие промежутки надо подвешивать на высоте 50-70 см игрушки, чтобы ему удобно было смотреть, следить за ними.

С этой целью надо постукивать погремушкой и передвигать ее то вправо, то влево. Яркие, красочные игрушки привлекают внимание. Малыш прислушивается к звукам, напевам матери, звучанию погремушки.

Так он обучается воспринимать предметы, учится сосредоточивать взгляд на чем-то определенном. Рекомендуются игрушки крупные, яркие.

От четырех недель до пяти месяцев младенец уже дольше рассматривает игрушки, подвешивать их можно по нескольку штук. При этом обратите внимание на то, что игрушка интересует малыша только два-три дня, поэтому их надо менять. Новые игрушки вызывают оживление. Через несколько дней можно снова повесить старую игрушку, ей он радуется, как новой.

Важно

Игрушки лучше помещать так, чтобы они висели над грудью на высоте вытянутых рук. Случайно задев их руками, младенец самостоятельно занимается ими: ощупывает, захватывает, действуя глазами и руками одновременно.

К трем месяцам ребенок уже должен уметь лежать на животике и несколько минут хорошо удерживать головку. В поле его зрения надо положить игрушки, чтобы он рассматривал их.

Постепенно передвигая игрушки, взрослый упражняет малыша в умении следить взглядом за перемещением предметов.

Таким методом следует пользоваться не только, когда он лежит на животе, на спинке, на боку, но и когда сидит на руках у взрослого.

Первый этап обучения — научить следить за движущейся перед глазами игрушкой — длится 2-3 недели при ежедневной демонстрации. Затем малыш уже рассматривает не только игрушки, но и различные предметы в комнате. Взрослые стимулируют это, обращая его внимание на лампу, книги.

К четырем месяцам надо научить малыша брать погремушку из рук взрослого и удерживать ее. Рекомендуется для этого следующий прием: нужно коснуться погремушкой кисти ребенка, он раскроет ладонь и захватит погремушку, ее можно тихонько потянуть, чтобы малыш учился удерживать и ощущать ее в своей руке.

К пяти-шести месяцам нужно приучать его дольше рассматривать игрушки, а также перекладывать их из руки в руку. Подвешивать их уже не надо. Ребенок сам должен их брать. Для этого он стремится сесть и так постепенно переходит из лежачего положения в сидячее.

В это время малыш открывает свойства предметов, игрушек неосознанно, но различает их цвет, величину, тянется к какой- то определенной, чем-то ему понравившейся из нескольких игрушке.

Совет

Полугодовалый малыш различает уже среди взрослых своих и чужих: своим он улыбается, на чужого хмурит бровки. Если в первые месяцы мы обучали его вслушиваться в звуки и реагировать на них, то сейчас мы начнем ласково требовать от него общения, то есть будем учить его «гулить».

Разговаривая с малышом, повторяем несколько раз слоги (агу, ма-ма, гу-гу) до тех пор, пока он, сложив губки, не попытается «заговорить» с нами. Причем произносимые самостоятельно звуки доставляют ребенку огромную радость.

С семи-восьми месяцев целесообразно помещать малыша в манеж. Там он двигается, ползает, пытается встать, то есть развивается.

Многие родители ошибочно считают, что к шести-семи месяцам надо начать учить ребенка сидеть, и для этого сажают его в подушки, за столик.

Сажать ребенка до восьми месяцев не рекомендуется. Это может привести к искривлению позвоночника. Исследования и опыт показали, что ребенок, научившись ползать, садится сам. Ползание должно предшествовать сидению. Оно содействует укреплению мускулатуры всего тела, координации движений. Когда ребенок начинает садиться, надо следить, чтобы он подолгу не стоял и не сидел.

Ласково поощряя усилия ребенка ползать, вы можете удалять от него игрушку. Для этого, положив игрушку на некотором расстоянии, обратите на нее внимание малыша, пусть он захочет взять ее.

Очень важно развивать эти подготовительные к ползанию движения. Положив мяч или шарик, взрослый показывает, как он от его прикосновения катится. Малыш, подражая, сам прикасается к мячу.

Самостоятельно садиться и сидеть ребенок может уже к концу седьмого-восьмого месяца.

Обратите внимание

Во втором полугодии формируется умение стоять. Для этого лежащего на спине малыша можно брать за ручки и подтягивать к себе. Чтобы побудить его вставать самостоятельно, укрепите яркие игрушки на барьере. Когда малыш, привлеченный яркой игрушкой, научится вставать, его учат переступать.

К восьми месяцам ребенок умеет заражаться настроением взрослого и реагирует то радостным смехом, то плачем. В это время он проявляет интерес не только к игрушкам, но и любит наблюдать за птицами, движущимся транспортом. Очень важно во время прогулки общаться с малышом — жестом, мимикой, словом, обращая его внимание на окружающее.

Так ребенок многое узнает: как мяукает кошка, как прыгает птичка. Все эти знания, постепенно накапливаясь, в конечном итоге развивают его.

Восьмимесячному малышу уже необходимы игрушки разных форм, различной окраски, разнообразных материалов: мягкие, деревянные, резиновые, пластмассовые. Их разнообразные свойства развивают ощущения (чувствительность), восприятие.

С девяти-десяти месяцев до одного года совершенствуются движения рук, усложняются игры. Ребенок собирает пирамиды, нанизывает кольца на стержень, заворачивает куклу, убаюкивает ее. Всему этому обучает взрослый в совместной игре с малышом.

Годовалый малыш умеет удивляться. Чувство удивления новому, необычному, яркому — это начало познавательного интереса. Специальные исследования эмоциональных состояний детей показали, что на все неблагоприятные воздействия младенец первого года реагирует плачем, криком. На протяжении года эти эмоциональные проявления усиливаются.

Самая ранняя форма эмоционального общения с взрослыми постепенно переходит в деловую, то есть ребенку нужен предмет и показ, как действовать с ним.

Так у него возникает потребность в более выразительных средствах: мимике, жесте и, наконец, в слове. К этому периоду малыш начинает овладевать речью.

Важно

Ему уже мало такого общения, когда мать, сидя возле него, читает, вяжет. Ребенок хочет участия ее в играх.

Подражая действиям взрослого, ребенок учится перекладывать шарики из красненькой мисочки в синюю. Уточняется восприятие ребенка. Он учится сосредоточиваться, нанизывая пирамиды.

При этом мама обводит пальчиком малыша: «Вот кружочек, а это дырочка — дырочку на стержень». Малыш запоминает слова, учится обозначать ими свои действия, учится произносить их.

Очень важно, чтобы мать вовремя заметила выросшую потребность в деловом общении и не ограничивалась только ласками.

Умение соучаствовать в игре особенно необходимо тем детям, которые идут затем в ясли.

Если малыш не подготовлен к совместной игре и рядом нет матери, то в яслях ему тяжело привыкнуть к обществу: ребенок плачет, не хочет и не может играть с другими детьми.

Взрослые должны начать развивать элементарную самостоятельность ребенка, чтобы подготовить его к требованиям в яслях и активизировать его.

К концу первого года жизни можно начать формировать культурно-гигиенические навыки. Годовалый малыш должен уметь самостоятельно пить, удерживая чашку, пользоваться салфеткой. Надо упражнять его в желании и умении действовать по словесному указанию взрослого.

Совет

Так, например, день начинается с утреннего туалета: «Будем умываться, Олечка откроет кран,- говорит мать и берет ручку ребенка в свою руку и открывает кран.- Вот и льется водичка, мы умеем сами мыться,- и подставляет ручки под струю, намыливает и продолжает подставлять ручки под струю.- А теперь вытрем ручки. Вот полотенце.

Вот какие чистые ручки стали! Умница, Оленька!» Ребенок рад действовать активно и повторять эти действия по нескольку раз в день. Он запоминает их название.

Так же и при одевании. Мать предлагает ребенку: «Дай ножку — колготки наденем, дай другую». Слово сопровождает действие, и малыш активно познает окружающее, накапливает опыт. Активная деятельность доставляет ему радость так же, как ползание и ходьба. Расширяется его познание окружающего мира. Повышается интерес к окружающему, ко всему, что двигается, что ярко, что звучит.

Он останавливает свое внимание, начинает наблюдать более активно и длительно. Надо всячески поощрять это, так как наблюдательность — ценное качество ума.

В это время уже надо давать поручения ребенку, но так, чтобы он понимал, что от него требуют, показать жестом, действием, объяснить словом: «Принеси туфли бабушке»,- и мать показывает на туфли, берет их ручками ребенка и говорит: «Неси, неси их бабушке. Умница, молодец»,- поощряет она.

За первый год жизни ребенок очень меняется внешне: вес утроился, окрепла костная система (не мог головку держать — начал ходить), удвоился вес головного мозга.

Возрастает работоспособность центральной нервной системы, ребенок развивается психически: он научился воспринимать предметы и выполнять с ними более усложненные действия. Игры доставляют ему удовольствие и являются формой деятельности, в которой он развивается.

К концу первого года ребенок научился различать цвета (красный, желтый, зеленый), общаться с близкими людьми. Возросло понимание речи, и в запасе уже несколько активных слов.

Развитие речи и слухового аппарата

Источник: https://sevia.ru/deti/doma/pervyi-god.shtml

Ссылка на основную публикацию