7 фактов о родах на руси

Как рожали в старину на Руси

«Маме надо быть сильной. Спартанцы считали, что только сильная мать родит сильного воина. По сегодняшним меркам, если женщина в беге развивает скорость более четырех своих ростов в секунду, если из виса поднимает ноги к турнику 5-10 раз подряд и может подтянуться до подбородка, то это обещает более легкие, быстрые и безболезненные роды.

Будущей маме полезно не только «гулять на свежем воздухе», но и бегать, плавать, заниматься специальной гимнастикой».

Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)

Каждая ли будущая мама сегодня способна на это? Едва ли, если учесть, что сегодня большинство женщин имеют «сидячую» работу и ведут малоподвижный образ жизни.

Мы считаем себя продвинутыми и просвещенными. Многие процессы в нашей жизни практически полностью автоматизированы и поставлены на поток. Мы живем в век технологий.

И рождение детей тоже чем-то похоже на конвеерное производство: с момента зачатия (а в отдельных случаях и до него) – вы сразу попадаете в поток.

Обратите внимание

Сначала это регулярное посещение женской консультации, курсы будущих мам, выбор клиники для родов, одежда для беременных, йога для беременных, косметика для беременных, аква-аэробика  и гимнастика для беременных, затем беби-йога, восстанавливающие процедуры и т.д. – чем не конвейер?

Вроде бы все логично, ведь беременность – это особенное состояние женщины, но почему тогда мы стали сложнее рожать?

И. Панов «Ожидание». 2005 г.

Сегодня количество «лежачих» беременностей, сложных и искусственных родов, недоношенных детей увеличилось в разы. И это не смотря на то, что медицина вроде бы шагает вперед.

Быть может, в данном вопросе стоит обратиться к опыту прошлых поколений и сделать шаг назад, чтобы понять, в чем же дело?

Как известно, раньше практически каждая семья была многодетной. И это было не трое детей, как сегодня, а 7, 9, 12 и более детей. Кесарево сечение еще не применялось, как и анестезия, и другие «вспомогательные» средства.

Женщины «трудились» практически каждый год, рожая по ребенку. И далеко не всегда их труд облегчали. Что уж говорить о декретном отпуске, пособиях, молочной кухне и доступном детском питании.

А нужно ли это все было раньше?

Материнство предлагает вспомнить, как рожали наши прабабушки.

Боль вчера и сегодня

«Сплошной опрос крестьянок  и женщин, занятых тяжелой физической работой (в Чехословакии) показал, что у 14% женщин роды проходили вообще безболезненно, большинство считало боль «вполне терпимой», и лишь немногие называли ее сильной.

Когда европейские  доктора поехали  к индейцам Северной Америки, то узнали, что там женщины ожидают ребенка с радостью и обычно роды идут легко и без болей.

Если учесть, что у животных рождение детенышей тоже, как правило, не причиняет матерям страданий, то вывод напрашивается сам собой: европейским женщинам разговорами о болях просто внушают, что роды болезненны».

Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)

Современные исследования говорят о том, что решающее влияние на ход родовой деятельности и возникновение боли  имеет установка роженицы, ее общий настрой. Облегчает процесс и мысль о том, что эта боль несет в себе благие цели. Специалисты по обезболиванию считают, что боль, которую не считают вредной, легче переносится.

Важно

Исследованию боли во время родов посвящено много медицинских трудов. Интересны наблюдения за племенами индейцев Северной Америки, где роженица часто просто останавливала своего коня, расстилала прямо на снегу теплую накидку и спокойно рожала ребенка.

Затем она заворачивала  в тряпку новорожденного, снова садилась на коня и догоняла своих соплеменников, которые даже не всегда замечали, что она только что родила.

Этот феномен подтвердился во время Второй Мировой Войны, когда женщины, находящиеся в немецких лагерях принудительного труда, приходили в кабинет врача сразу после работы, достаточно легко рожали и через несколько часов снова отправлялись на работу.

Ученые объясняют это так: в рамках тяжелых условий жизни и необходимости выживания в суровых природных условиях женщины не позволяют себе проявлять родовые страхи и комплексы, что и обеспечивает легкий характер течения беременности и большей частью безболезненные роды.

В 1940-х годах роды переносятся в больницу, где роженица становится «больной», нуждающейся не в человеческой теплоте и поддержке, а четкой помощи хирурга и анестезиолога.

Как раньше рожали

В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.

Место для родов

Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с поверием, что место родов считается нечистым.

Интересно и предположение о причине нечистоты родильного места – дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить.

Наиболее подходящей для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.

Родильный стул XVIII века

Поза для родов

Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.

Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа.

У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов: в Голландии в приданное невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды – на коленях у мужа.

Как облегчить роды

Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье – открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы.

В Китае рядом с роженицей открывали зонт, а в Индии ей давали ключ.

Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей – опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания.

Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.

Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»: «Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Совет

Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром – чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет.

Там же у Булгакова: «…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные.

Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.

К. В. Лемох «Новый член семьи». 1880-е

Новорожденный

Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали.

Повитуха совершала над младенцем прообраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.

Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая,  что теперь он будет более сильным и крепким.

Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты: от болезней, чтобы был белым и чистым, для богатства.

При этом приговаривали: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху».

После воду выливали на избу снаружи – на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.

Сегодня за помощью обращаются к остеопатам. А раньше бабка повитуха сама делала послеродовый массаж – вправляла золотник (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы.

Обратите внимание

Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой.

Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.

В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.

Совместные роды

Говорят, что совместные роды – отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был  на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины. Интересно, но сегодня массировать спину, чтобы снять нагрузку с позвоночника, учат на специальных курсах будущего отца.

Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху – чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп – чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах.

Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали: «Солоно и горько рожать».

В это же время, отец присутствовал на родах не у всех древних народов. Этого не было, например, в Китае и Древнем Риме. Там все домочадцы на время родов покидали дом.

Крещение

Раньше на Руси ребенка обычно крестили на девятый день от рождения (нередко и раньше). В этот день он обретал свое имя. Если крестить в этот срок не могли, то ребенка старались ни на минуту не оставлять без присмотра. До момента крещения всех детей звали Богданами. Отсюда и народная поговорка: «Рожден, а не крещен, так Богдашка».

Считалось, что после крещения малыш становится крепче здоровьем. Стоит упомянуть и то, что малыша в купели окунали в прохладную воду, тем самым запуская защитные реакции организма.

Существовали свои «приметы», связанные и с таинством крещения. Например, считалось, что если комочек воска с отрезанной прядью волос поплывет – значит ребенок будет здоровым, закружится – к счастью, а если утонет – это дурной знак. Об этом упоминает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»: «…Нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели».

Хорошим знаком был крик ребенка при опускании в купель.

Важно

Чепчик после крещения не снимали целых 12 дней. Крестильную одежду далее не использовали, а оставляли для крещения других детей, чтобы они были дружны между собой.

А. Венецианов «На жатве. Лето»

После родов — сразу в поле?

Конечно, по современным представлениям, на Руси не было отпуска по беременности и родам. Но представление о том, что женщины сразу после родов отправлялись работать в поле, соответствуют скорее последнему столетию, в то время как до 20-го века это было далеко не так.

В начале 12-го века внучка Владимира  Мономаха, Евпраксия,  написала трактат  о женской гигиене, в котором говорится, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте – мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать – освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.

«Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя».

Читайте также:  Геморрой при беременности: лечение и предупреждение

Г. Плосс описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц «…вследствие слишком раннего оставления постели развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые впоследствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю.

Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть.

Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа».

Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“.

Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (…) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель.

Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться».

Послеродовый «отпуск» важен для дальнейшего здоровья женщины, он увеличивает шансы на благополучную следующую беременность и роды.

Совет

Женщины, находящиеся в суровых  жизненных условиях, например во время войн, недавно овдовевшие, были вынуждены практически сразу после родов отправляться «в поле», так как кто-то должен был кормить семью.

Мало кто знает о последствиях таких «ранних выходов». Эти женщины затем носили особую перевязь, которая проходила между промежностью и завязывалась на плече.

Это приспособление придерживало выпадающие внутренние органы.

В 80-х годах прошлого столетия в Чехословакии была поставлена цель доказать пользу от раннего вставания после родов.

Исследуемых женщин разделили на 2 группы: первая поднималась с постели через 2-4 часа после родов, а вторая через 2-3 суток. За мамами ухаживал персонал.

На 7-9 сутки медики с удивлением констатировали факт, что во второй группе – с более долгим лежанием, женщины имели меньше послеродовых осложнений, лучше чувствовали себя физически и эмоционально.

Но кто же ухаживал за молодой мамой после родов? Не стоит забывать про повитуху, которая помогала и после родов: существовал целый ряд традиций, по которым женщину «очищали и расслабляли», настраивали на новую в ее жизни роль – мамы. Помогали и соседки, которые приходили помочь по хозяйству и приносили с собой готовую еду.

Как пишет Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог, все старались преследовать единую цель – помочь молодой женщине, поддержать ее, дать ей ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

***

В былые столетия уровень оказания медицинской помощи был значительно ниже, чем сейчас. Сказывался и недостаток гигиены, и частые эпидемии и другие бедствия, зачастую приводившие к повышению материнской и детской смертности.

Обратите внимание

Но при этом надо признать, что в целом уровень здоровья, физической силы и крепости матерей был довольно высоким. Постоянная физическая активность, свежий воздух и натуральные продукты способствовали повышению защитных сил организма. Увы, многие из нас сегодня лишены всего этого, что сказывается в том числе на протекании беременности и родов.

Давайте же постараемся взять лучшее из опыта предков, не отвергая в то же время достижений современной медицины, которых прабабушкам подчас так не хватало!

Дата публикации 17.11.2015

Источник: https://materinstvo.ru/art/rodila-v-pole

7 фактов о материнстве на Руси, от которых волосы встают дыбом

О том, как жили матери на Руси сотни лет назад, сохранилось не так много свидетельств. Собрать крупицы информации можно лишь в летописях, произведениях фольклора и берестяных грамотах…

Так, каким же оно было?

Последнее решение за матерью

Женщина имела право самолично управлять имуществом, быть единственным опекуном для детей и распределителем наследства.

В конце XIII века действовал ряд законов, которые защищали права матерей. К примеру, женщина могла получить часть имущества отца своих детей, даже если они не состояли в браке. Также мать имела право получать содержание от взрослых детей, а те, в свою очередь, не могли выгнать родительницу из дома и применять к ней физическую расправу.

Материнство вместо отчества

По традиции, ребенка могли величать не только по отцу, но и по матери. Ярким примером тому служит сын княгини Марии Владимировны, Василько Маринич, живший в XII веке.

Возможно, летописец, который указал вместо отчества материнство, хотел подчеркнуть значимость рода княгини.

Большая крестьянская семья – миф

Поскольку медицина на Руси X-XV веков еще не была достаточно развита, детская смертность была высокой. Женщины рожали чуть ли не ежегодно, но выживали лишь самые крепкие малыши. В среднем, в семьях было по 1-2 ребенка, а те, у кого было 3-4 малыша, считались многодетными.

Наказания за аборт

Как и сейчас, в древние времена женщины хотели право выбора и попросту уставали от бесконечной беременности. Предохраняться тогда было довольно проблематично, поэтому услуги знахарок, которые варили «зелье» для аборта, пользовались высоким спросом.

В сохранившемся свидетельстве об «извержении плода» указано, что этот поступок был не безнаказанным:

«аще зарод еще» – пять лет епитимьи, «аще образ есть» – семь лет, «аще живое» – пятнадцать лет поста и покаяний.

Священники выспрашивали знахарок об их «клиентках», узнавали, сколько раз женщина прибегала к помощи «зелья», а затем применяли соответствующее наказание. Если выкидыш случался от физического насилия (домашних побоев), женщина избегала наказания.

«Нечистый» период после родов

Велением церкви, беременные были освобождены от тяжелой работы и земных поклонов. Однако на крестьянок это не распространялось, так как немногие семьи могли себе позволить потерю работника.

После появления ребенка женщина считалась нечистой и нередко жила отдельно от семьи, чаще всего – в бане, где и происходили роды. Запрещена была и церковная близость. Такие меры длились в течение 40 дней.

За это время мать успевала восстановить здоровье после родов.

Нравственное воспитание – дело матери

В духовной литературе X-XV вв. о святости слова матери и ее мудрости было сложено немало речей. Несмотря на то, что главной заботой женщины было сохранение здоровья чада (о чем упоминалось в лечебниках и травниках), на ней лежало и нравственное воспитание растущего поколения. Она закладывала моральный фундамент, проповедовала духовные ценности.

Даже в литературных образах древнерусской литературы (фольклор, светские и духовные источники) нет примера аморального поведения матери: она не опускается до трусости или низкого поступка ради собственной выгоды.

Воспитание без методик

Простому народу не были доступны литературные источники с «методиками» воспитания и правилами поведения, поэтому дети крестьян и обычных горожан взращивались «стихийно». Как считают исследователи, воспитание происходило «само собой» или таким образом, какой наиболее удобен взрослому.

Источник: http://mama-likes.ru/trogaet/7-faktov-o-materinstve-na-rusi.html

5 любопытных фактов о тех, кто принимал роды со времен Руси

Сегодня отмечают праздник Бабьих каш, то есть день повитух, женщин, которые в старину помогали появиться детям на свет. Рассказываем о самых интересных фактах из истории родов на Руси

В старину роды у женщин принимали повитухи, они же повивальные бабки, и в первый день после Рождества отмечали праздник Бабьих каш, когда и чествовали тех, кто помогал малышам появиться на свет.

Сегодня роды принимают акушерки, при этом присутствуют и акушер-гинеколог, и неонатолог, а иногда и доула. Но раньше всеми этими профессиями владел один человек – повитуха.

«Летидор» нашел 5 интересных фактов о том, какую роль играли повитухи в жизни каждой семьи, зачем стали обучать первых акушерок и когда появились первые родильные дома.

Начнем с того, что роды могла принимать только женщина, мужчин и близко не подпускали к роженице. А «бабкой» повитуха называлась условно: это могла быть и женщина в возрасте, и просто опытная девушка, которая родила уже своих детей (причем важно было, чтобы они родились здоровыми).

Этот навык ей должны были передать по наследству мать или бабушка.

В некоторых деревнях считалось, что хорошая повитуха должна быть сама первым или последним ребенком в семье.

Чаще всего повивальню, еще и так называли повитух, приглашали тайно, не произнося конкретных слов. Говорили, мол, наша Марфа занемогла, на печь полезла. Это делали для того, чтобы не сглазить роженицу, чтобы роды прошли легче.

Если повитуха приходила прямо на роды, она распускала косы будущей матери и узлы на ее одежде, чтобы роды «развязались» и не затянулись. Иногда даже двери, ворота и калитки приоткрывали с этой целью.

Она не только принимала роды, но и ухаживала в дальнейшем за роженицей и младенцем: мыла малыша и мать, перевязывала пуповину своим или материнским волосом, чтобы «привязать» ребенка к родне, заговаривала на счастье и даже клала новорожденного в печь, чтобы он был здоровым (чаще такой обряд «перепекания» совершали с больными детьми).

В деревнях женщины рожали в бане или в хлеву самостоятельно, но иногда подготовить место помогали повитухи, правда, чаще их призывали именно на роды или даже после, когда уже важно было выполнить необходимые действия/обряды именно для младенца.

Важно

Кроме того, повитуха умела «править» и саму роженицу, и младенца, помогала матери «вернуть» матку на место, а ребенку сформировать «правильное» тело и головку путем нехитрых движений.

Та «бабка», которая принимала роды была одним из самых близких членов семьи.

Считалось, что, однажды приняв роды, повитуха становилась родней младенцу на всю жизнь.

Так вот в первый день после Рождества все те, кто прошли через «проворные» руки повитухи (то есть в ее руках роды прошли удачно, и младенец родился здоровым), с дарами шли к ней.

Ей приносили блины, пироги, полотенца, отрезы тканей, (реже расплачивались монетой) она могла также одарить «своих» младенцев.

К повитухе в этот день ходили и те женщины, которые хотели иметь много детей или уже готовились рожать.

Повитуха, в свою очередь, в этот день варила кашу из проса и гречихи. Застолье принято было проводить шумно и весело.

Повивальные бабки были в почете в глухих деревнях нашей страны долгое время вплоть до середины 20 века. Но на самом деле серьезные изменения начали происходить еще в 18-м веке и все благодаря «иноземным» врачам, которых впервые пригласил работать царь Петр Первый.

Позже, при императрице Елизавете Петровне, отечественный военный врач Павел Захарович Кондоиди сделал удивительное для тогдашней России дело – смог заставить обучаться всех повивальных бабок, будь то в деревне или в городе. Тогда «бабичьи» школы были открыты в Петербурге и Москве.

И их стали обучать с точки зрения науки, взяли на учет и стали подвергать экзаменам!

Но по-прежнему к родам допускали только женщин. Диплом уже тогда говорил о многом.

Совет

Кроме того, повивальных бабок обязывали оказывать помощь роженицам независимо от чина и достатка, удерживаться от браных слов и пьянства, не использовать любых препаратов для изгнания плода.

Первых квалифицированных повитух готовили в основном немки, а первым профессором и преподавателем «бабичьего дела» в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус.

Начало преподавания акушерства как отдельной дисциплины на медицинском факультете Московского университета связано с именем Вильгельма Михайловича Рихтера, он был директором созданного им Повивального института при Московском императорском воспитательном доме.

Более того, в 1818 году он принял роды у императрицы Александры Федоровны.

После было еще много выдающихся врачей, которые благодаря своим исследованиям способствовали тому, чтобы поднять эту область медицины до современного уровня.

Но возвращаясь к главному вопросу – акушерка (от французского слова accoucher — помогать при родах) как профессия появилась все-таки с того момента, как П. В. Кондоиди начал обучать деревенских искусниц «с руками» не просто повивальному делу, а родовспоможению.

Первый родильный дом в России появился только в конце 19-го века. Создан он был с целью, чтобы женщины легкого поведения не рожали на улице.

Но к счастью в 20-м веке, когда появились первые антибиотики искать способ, чтобы снизить материнскую смертность. А еще стали думать о так называемом «втором пациенте», то есть о плоде, и искали пути снижения перинатальной смертности.

Читайте также:  Короткая уздечка языка у ребёнка: как определить, в каком возрасте и как подрезают

Но вообще женщины крайне неохотно рожали тогда в роддомах.

До начала 20-го века туда обращались лишь женщины, у которых не было возможности родить дома – не было денег или потому, что ребенок был незаконнорожденный.

Многие женщины так и рожали дома, им помогали родственницы (часто это была свекровь), или приглашали к себе повивальную бабку, а в сложных случаях – уже и акушера.

Но после революции 1917-го года традиции родовспоможения разрушились.

Обратите внимание

Хотя повивальных бабок еще обучали профессии, но эта схема работала еще несколько лет. А в 1920 году произошли изменения в системе здравоохранения.

В повивальных институтах и школах перестали готовить акушерок, зато взяли курс на всеобъемлющий охват беременных женщин врачебными услугами.

Тогда отказались от домашних родов и решили, что принимать младенцев нужно в родильных домах, а затем перешли на полное стационарное медицинское родовспоможение. Повивальных бабок стали преследовать в судебном порядке.

А уже с середины 30-х годов прошлого века появились новые учреждения – женские консультации.

Источник: https://letidor.ru/zdorove/5-lyubopytnykh-faktov-o-tekh-kto-prinimal-rody-so-vremen-rusi.htm

Как на самом деле рожали женщины на Руси

Рождение ребенка на Руси считалось особым таинством, открывающим двери между мирами. Оно, как и смерть, знаменовало переход души из мира запредельного, неведомого человеку, в реальный, физически ощутимый.

Когда женщина чувствовала приближение родов, она втайне читала родильную молитву либо писала ее на листе (если была грамотной) и, завернув в шапку, передавала батюшке в церковь. Об этом никто из посторонних не должен был знать, чтобы не произошло ничего лихого.

Обычно во время беременности женщины на Руси много работали даже на поздних сроках. Физическая нагрузка была не только вынужденной (нужно было заботиться о семье), но и желательной.

Опытные повитухи, матери и свекрови советовали будущим матерям много двигаться. Это считалось залогом легких родов. Женщина на Руси обычно работала вплоть до первых схваток.

Как только они начинались, старшие женщины начинали готовить баню и посылали за повитухой.

Еще в дохристианской Руси была распространена традиция прощаться с роженицей в этот момент, ведь была велика вероятность смертельного исхода родов. Также славянки частенько рожали вне дома, где-нибудь в поле, рощице.

Это было связано с тем, что роженица в моменты сильной боли могла ругаться, сквернословить, а это «загрязняло» атмосферу дома. Самым оптимальным местом для появления на свет ребенка считалась баня.

К тому же в ней можно было рожать в самый лютый мороз.

Важно

Перед родами стены бани изнутри тщательно вымывали до белизны. Обязательно зажигали свечи перед иконой и читали молитву. К полатям привязывали пояс (кушак), за который женщина могла держаться во время потуг.

Баню жарко топили, чтобы будущей матери и новорожденному было тепло. Женщине обязательно расплетали косы, а на ее одежде развязывали все узлы. Это было необходимо для того, чтобы раскрылась матка и тело роженицы выпустило малыша.

По аналогии с узлами в доме открывали все замки, лари, сундуки.

Женщина могла рожать лежа, но чаще это происходило на корточках или даже стоя, в полусогнутом положении. Роженицу располагали головой к рукомойнику. Самой лучшей повитухой считалась пожилая женщина с большим опытом в этой сфере. Крайне важно, чтобы и у нее самой были здоровые детки. Лучше всего, чтобы было побольше мальчиков, потому что в русских семьях более желательным было рождение сына.

Будущий отец должен был снять с правой ноги рожающей жены сапог. Затем ему следовало поднести ей ушат чистой ключевой воды, а после этого развязать пояс на ее сарафане. Муж мог присутствовать во время самого процесса, но многие мужчины старались не мешать женам и не смущать их. Зато они всегда находились где-то рядом, в смежной комнате.

По старинному обычаю мужчина должен был стонать во время родов и кричать, как бы принимая на себя часть боли своей жены. Заодно он привлекал к себе внимание разной нечисти, которая имеет обычай подступать к роженице или новорожденному. Мужчина как бы брал удар на себя.

Повитуха руководила всем процессом. Подсказывала роженице, как себя вести, успокаивала ее и направляла. Когда малыш появлялся на свет, она 3 раза прикусывала пуповину и сплевывала ее через левое плечо, одновременно читая заговор против пупочной грыжи. Мальчику перерезали пуповину на топорище, чтобы рос умелым хозяином. Девочке – на веретене, чтобы стала хорошей пряхой да рукодельницей.

Перевязывали пуповину льняной ниточкой, сплетенной с несколькими волосками отца и матери. Она была своеобразным оберегом. Послед повитуха закапывала во дворе.

Затем ребенка мыли в воде с небольшим количеством молока. В нее же опускали яйцо и серебряную ложечку (или монетку). Затем ребенка клали на вывернутый тулуп, чтобы жил богато.

Совет

После туго пеленали и покрывали зеленой материей, чтобы вырос пригожим (красивым).

Закутанного таким образом новорожденного передавали отцу. Тот должен был принять ребенка, подтверждая тем самым свое отцовство, а затем положить впервые в люльку.

В это время повитуха помогала оправиться матери от родов, «правила» ей живот, учила, как сцеживать первое молоко. Затем женщину отпаивали толокном или квасом и мыли в бане.

После всего этого она могла уже приступать к первому кормлению ребенка.

Источник: https://russian7.ru/post/kak-na-samom-dele-rozhali-zhenshhiny-na-rus/

Роды на Руси: как это происходило в прошлом

Коэффициент младенческой смертности — показатель, который стараются снизить все развитые страны. По сути дела это количество смертей детей в возрасте до одного года на 1000 родившихся. На эту цифру смотрят чтобы понять, насколько развита система здравоохранения в той или иной стране, она в целом характеризует уровень государства.

По данным Росстата в январе-июле 2016 года показатель детской смертности снизился до исторического минимума: 6 из 1000 родившихся. Безусловно, это впечатляющий результат. Но давай ненадолго вернемся в прошлое и узнаем, как рожали детей наши предки. Ведь несколько столетий назад из 10 детей до года не доживало трое, а до пяти лет — еще двое. «Бог дал — Бог взял!» Так тогда говорили…

В те времена считалось, что рождение и смерть человека разрушает границы между мирами живых и мертвых: у многих народов было принято покидать жилища и уходить, например, в лес, чтобы ничего не могло помешать этому таинству. У славян тоже рожали не в доме; чаще всего для этого использовалась хорошо истопленная баня.

С женщиной, которой предстояло вот-вот родить, прощались всей семьей. Ее жизнь и вправду подвергалась опасности, ведь если что-то шло не так, исход мог быть неутешительным. Роженице давали в руки кушак, который привязывали к полатям — чтобы держалась. Обязательно перед домашними иконами зажигали венчальные или крещенские свечи.

Чтобы материнская плоть лучше раскрылась и выпустила дитя, женщине распускали косы, раскрывали сундуки, двери, развязывали узлы и открывали замки. Роженице обычно помогала немолодая женщина, бабка-повитуха, которая «специализировалась» на родах. Кстати, непременным условием для подобного статуса было наличие своих здоровых детей.

На родах часто присутствовал муж будущей матери, у славян считалось нормой, чтобы рядом со страдающей женщиной находился любящий и сильный человек, мужчина. У него тоже были свои обязанности: прежде всего он снимал сапог с правой ноги жены и давай ей напиться, затем развязывал пояс и прижимал колено к спине роженицы. Считалось, что это могло ускорить роды.

Муж делал еще одну вещь: кричал и стонал вместо жены! Славяне верили, что таким образом он отвлекал на себя внимание злых сил, способных навредить роженице. Стоит отметить, что так делали не только наши предки: подобный обычай бытовал и среди народов Океании.

Обратите внимание

Как только младенец появлялся на свет, бабка-повитуха перерезала пуповину и завязывала ее. Важным моментом был заговор грыжи: повитуха трижды закусывала пупок и трижды сплевывала через левое плечо. А еще мама прикладывала ко рту младенца пятку — чтобы спокойным рос.

Еще несколько особенностей: если это был мальчик, тогда пуповину перерезали на топорище или на стреле, чтобы в будущем из него вырос хороший мастер или охотник, если девочка — на веретене, чтобы была хорошей рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой с волосами отца и матери и называлось это «повить» (привязать). Отсюда и название «повитуха».

Когда младенца мыли, то приговаривали: «Расти – с брус вышины да печь – толщины!» Обычно мальчику в воду клали куриное яйцо и какую-нибудь стеклянную вещицу, девочке — только стеклянную. Иногда в еле теплую воду подкладывали серебро, чтобы ребенок рос богатым, а еще укрывали тканью зеленого цвета, чтобы стал красивым да пригожим.

Некоторое время новорожденный оставался сам по себе: лежал где-нибудь на скамье, пока не начинал беспокоиться. Тогда его укладывали в «зыбку» — овальный лубяной ящик, который сделал для него отец. Кстати, ему первому вручали младенца и он сам укладывал его в «зыбку», как бы признавая своё отцовство.

А еще для новорожденного срабатывали колыбель. Это была простая деревянная рама с немного провисающей холстиной, которую крепили к длинному шесту, «очепу», что позволяло свободно перемещать колыбель туда-сюда. Над младенцем ничего не должно было быть, чтобы не закрыть его от ангела.

Уже на другой день к роженице приходили соседи, поздравлять с появлением ребенка. Следует отметить, что женщина уже буквально через несколько дней возвращалась к тяжелому повседневному труду, а за малышом оставалась следить «пестунья» или, чаще всего, девочка-сестричка.

В те времена рожали довольно часто: женщина сознательно готовилась к тому, что ей предстоит пережить роды с добрый десяток раз. Считалось благополучием и везением, если случалось именно так. Как бы там ни было — мы с тобой здесь. Значит, наши предки всё делали правильно!

published on according to the materials

Запись взята с сайта .

Опубликовал: Инга Прознич

Источник: https://mirputeshestvij.mediasole.ru/rody_na_rusi_kak_eto_proishodilo_v_proshlom

Как рожали женщины на Руси в старину

Летописцы не писали о беременности и родах на Руси. Практически все, что об этом известно, мы черпаем из преданий и суеверий, а о чем-то догадываемся, опираясь на раскопки археологов и представления историков о древнерусском обществе. И вот как мы это видим.

Когда современная беремяшка не хочет менять свой активный образ жизни, она обычно приводит в пример крестьянок, которые рожали прямо в поле, не отрываясь от работы. Такие ситуации действительно были, но только потому, что жатва не считалась опасным трудом для будущей матери.

Наши предки знали не хуже нас, что физически крепким женщинам рожается проще, чем барышням, просидевшим интересное положение в своих теремах.

Важно

Наклоны, приседания и повороты, которые приходилось делать во время жатвы, считались полезными, а мытье полов, стирка, сбор овощей и вовсе заменяли женщинам нынешнюю аквааэробику или йогу! Кстати, этим трудом беременяшек нагружали сознательно.

С появлением в семье будущей мамы работы меньше не становилось, и избегать ее стремительно округляющимся женщинам просто не приходило в голову. И легкие роды в полях говорят как раз о том, что они отлично подготовились к заветному дню. Однако поднимать тяжести и трудиться наравне с мужиками «непорожним» не позволяли и тогда.

В Древней Руси беременность принято было скрывать до последнего, благо сарафаны позволяли! Говорить о ней даже с мужем считалось делом неловким и даже предосудительным. Но после 26-й недели живот уже трудно не заметить, хоть прячь его, хоть не прячь. Поэтому все вокруг делали вид, что не подозревают о происходящем, но отношение к беременной сильно менялось.

Известно, что во времена патриархата молодую жену и невестку кроили «под себя», не считаясь с ее желаниями и взглядами на жизнь и не стесняясь применять силу. Так вот, оказывается, к беременным это относилось в куда меньшей степени.

Обижать счастливицу было непозволительно, с ней предпочитали не спорить, не пугать ее, не трогать, чтоб ненароком не «встряхнуть» и не «пришибить», и даже старались удовлетворять ее нехитрые капризы.

Это касалось и еды. Если беременной пришло в голову съесть соблазнительное яблочко в чужом саду или сорвать огурец, ей в этом не препятствовали даже сами соседи: считалось плохой приметой. Ограничений в питании, от которых так страдают современные девушки, практически не было.

Читайте также:  Рецепты супов для ребёнка 1 года: гороховый, молочный, куриный

Проблем с избытком соли или сладкого на Руси не знали, овощи и мясо традиционно парили и варили – люди жили в режиме правильного питания. Будущим мамам давали большие порции и самые вкусные куски, старались кормить максимально разнообразно и не осуждали, если те ели «не вовремя».

Разве что от аллергии оберегали, не разрешая есть много красных ягод.

А вот с удовлетворением пищевых капризов было куда тяжелее – там уж точно пресловутый арбуз зимой было не дождаться!

Наши предки считали: все, что делает женщина, отражается на будущем ребенке.

Совет

Помните строки Пушкина из «Сказки о мертвой царевне»: «И не диво, что бела: мать брюхатая сидела да на снег лишь и глядела!» Глядеть на снег действительно не воспрещалось, а вот видеть некрасивых людей, нищих и больных, а также смотреть на забой скота и тем более самой в нем участвовать – общество ей категорически не разрешало. Невелика потеря, конечно.

Разумеется, ее не пускали на похороны, но под запрет попадали и увеселительные мероприятия, если они подразумевали большое скопление народа. Суеверные предки даже после крещения Руси ужасно боялись сглаза – да что говорить, и СССР с его атеизмом не избавил людей от предрассудков.

Вспомните, сколько раз за ваши 9 месяцев беременности вам приходилось слышать: «Ты что, убери спицы!», «Не стригись!» или «Как, вы уже купили комплект на выписку?!» Но если сегодня мы сами решаем, во что верить, то во времена патриархата будущие мамы были лишены этой привилегии. Зато семейные праздники можно было не пропускать.

Веселясь в обществе беременной, родственники верили, что устанавливают контакт непосредственно с «пузожителем».

Не принято было и собирать приданое нерожденному малышу. Помимо суеверий на то были и рациональные причины: во-первых, в семье этого добра и так хватало – сундуки хранили в себе все, что нажили предыдущие поколения. А во-вторых, слишком уж высока была вероятность, что носить дорогие обновки будет некому: многие младенцы не доживали и до года.

Беременность и сегодня болезнью не считается, а уж во времена, когда рожали по 15 детей, это было обычное состояние женщины, не требующее врачебного наблюдения. Мы с вами можем только позавидовать древнерусским женщинам, ведь им не приходилось каждые две недели идти ранним утром в женскую консультацию, чтобы сдать очередной анализ мочи!

Появляться малышам на свет помогали более опытные родственницы или, если повезет, повитухи – вышедшие из детородного возраста матери здоровых детей, которые приняли уже многих новорожденных. Нередко повитухи параллельно «подрабатывали» знахарками, так что к ним часто приносили лечить уже подросших деток. Кстати, к XVIII веку повитух стали обучать в специальных заведениях.

В процессе родов женщину не вынуждали лежать в определенной позе, но свои обряды все-таки существовали. Например, кричать и стонать должна была не роженица, а… будущий отец! Славяне верили, что таким образом он отвлекает на себя внимание злых сил. Как вы думаете, может быть, поэтому участие мужа в родах и сегодня некоторые считают полезным делом?

Источник: http://www.wday.ru/deti/beremennost-i-rody/kak-rojali-na-rusi-jenschina-tujitsya-mujchina-krichit/

Традиция домашних родов на Руси: откуда “ноги растут”

Разговоры и мечты о домашних родах сейчас у нас очень популярны –впрочем, так же как и многие другие идеи возвращения “к корням и истокам”: безыдейность и бездуховность нынешнего времени побуждают нас идеализировать многое в далеком прошлом.

Даже будущая мамочка, твердо уверенная в том, что на домашние роды никогда не осмелится – нет-нет да и даст воли фантазии: вот рожает она себе на собственной удобной кровати, под музыку и при свечах.

И все так естественно и гармонично: с одной стороны – муж, бледный от волнения и гордости, с другой — внимательная и опытнейшая акушерка, способная заменить дюжину врачей и медицинских приборов и решить любые проблемы.

В такой обстановке даже и больно-то не будет: боль – это они в роддомах придумали, чтоб женщины пореже рожать приходили и поменьше работы у врачей было.

И вот стены фамильного замка оглашает первый крик новорожденного… Стоп, возвращаемся обратно в родную “хрущевку”, где разбуженные криками соседи начнут злобно стучать по батареям и грозиться милицией. А женщина в перерывах между схватками сможет вдоволь поразмыслить о том, чем ей теперь отстирывать окровавленные простыни и куда девать плаценту, а также что приготовить завтра на ужин. Ну это если, конечно, с осложнениями в роддом не попадешь.

Обратите внимание

Поклонники домашних родов очень любят ссылаться на историю – мол, раньше на Руси и крестьянки, и купчихи, и дворянки – все дома рожали, а в роддомах – только женщины, мягко говоря, малопочтенные. Мол, предки наши лучше знали, что для здоровья женщины и ребенка полезнее, потому и обходили роддома стороной.

Первый роддом в России был открыт в 1764 году и имел 3 отделения: “для секретно родящих”, “для рождающихся незаконных детей” и “для женщин замужних, но не желающих оставить ребёнка”. А в 1771 году в Петербурге был открыт Воспитательный дом, и при нем – госпиталь “для неимущих родильниц”.

Принимали туда анонимно, а рожденные дети попадали в воспитательный дом.

В 1880 году был создан первый городской родильный приют на Швивой горке, где бедных рожениц принимают бесплатно. И так далее.

В царской России было принято жертвовать на благотворительность. И родильные дома открывались именно из благотворительных побуждений, а вовсе не в медицинских целях.

Да и на том уровне развития медицины — кроме помещения, роддом не мог предоставить женщине ничего такого особенного, чего не могла бы сделать повивальная бабка на дому.

Зашивать матку после кесарева сечения научились только в конце 19 века (что уменьшило смертность женщин до 7%), и вплоть до 70-х годов 20 века кесарево сечение было операцией достаточно редкой и опасной.

Переливание крови как средство спасения от массивных маточных кровотечений начало штучно применяться только в 1830 году и было делом также весьма опасным для жизни и малоэффективным, так как различные группы крови были открыты только в 1903 году.

Методы же реанимации новорожденных были таковы, что с одинаковым успехом применялись и дома, и в роддоме.

Надо ли удивляться, что в эти заведения, фактически равные ночлежкам и богадельням для самых бедных и бездомных, нормальным замужним женщинам и в голову не приходило идти рожать? И надо ли объяснять, что нынешние роддома создаются с совершенно другими целями – при необходимости оказывать качественную медицинскую помощь матери и ребенку в родах и после них?

Есть и еще одна причина предпочтения, оказываемого домашним родам нашими предками. В процессе родов в то время чуть ли не важнейшую роль играли многочисленные обряды, сопровождающие роды, принятие младенца и послеродовой период. Обилием этих обрядов искупался недостаток медицинской помощи – должны же были бабки-повитухи, специалистки весьма уважаемые и высокооплачиваемые, за что-то деньги получать, коли все было максимально естественно и женщины рожали без малейших вмешательств в природу? Повитуха читала молитвы и бормотала заговоры, развязывала все узлы в доме, распоряжалась действиями остальных домашних, принимала ребенка и перерезала пуповину на топоре или на прялке, “вызывала послед” (по некоторым данным, послед полагалось вызывать как кошку, крича сами понимаете куда “кис-кис-кис”), “снимала сглаз” с матери и “привязывала к дому” ребенка. А какие обряды в роддоме? Одна голая техника.

Так что думайте сами – действительно ли нам стоит равняться на предков и пригодны ли для нашей реальности те причины, по которым они предпочитали рожать дома.

Источник: https://www.UfaMama.ru/Posts/View/1312

Материнство в Древней Руси: как жили беременные женщины 150 лет назад

Мы выяснили и хотим поделиться с вами о том, как готовились к материнству во второй половине XIX века в центральных и северных губерниях России.

Наши предки верили, что благополучный исход беременности и даже будущий характер ребенка зависят от поведения матери до зачатия, ее «морального облика». Дело в том, что половые отношения в браке на Руси были регламентированы рядом правил и запретов. В некоторые дни и ночи супругам вообще запрещалась близость.

Узнать, греховным было зачатие или «чистым», было просто. Считалось, что если ребенок был зачат в воскресенье или в день, когда следует соблюдать пост, то и родится он в воскресенье или в постный день.

Важно

Наши предки верили, что ребенок получает душу или в момент зачатия, или в утробе матери. Об этом записано: «Хоть до света не допущен, а в утробе-то живет, пока мать жива» (Рязанская губерния). Мужья избегали близости с женами во второй половине беременности, ведь считалось, что к этому времени ангел уже принес младенцу душу.

Вся ответственность за соблюдение запретов лежала на женщине. Только она считалась нечистой в день после зачатия. Ей не разрешалось заходить в церковь или зажигать лампаду, а вот выполнять работу по дому – пожалуйста.

В разных семьях отношение к беременным складывалось по-разному. Кое-где считалось, что отказать в просьбе будущей маме – грех, потому что ее просьба – это желание безгрешного младенца.

Известны случаи, когда члены семьи не давали женщине в положении поднимать тяжести и вообще заниматься тяжелым трудом, выделяли ей лучшие порции за обедом, ради нее лишний раз ставили самовар и так далее.

Однако порой женщине приходилось трудиться буквально до дня родов, если она могла выполнять хоть какую-то работу. Чаще всего это зависело от зажиточности семьи. Далеко не все могли позволить себе лишиться пары рабочих рук на один или несколько месяцев.

Если мужчина уходил на заработки в город или на какое-то предприятие или промысел, женщина несла всю ответственность за хозяйство. Именно в таких ситуациях в летнее время и случались роды в поле или в лесу. Даже почувствовав первые схватки, женщины продолжали работать и далеко не всегда успевали дойти до дома.

Для защиты от порчи или козней нечистой силы будущим мамам следовало часто читать молитвы и креститься. Желательно было за время беременности причаститься хотя бы один раз – причем как можно ближе к родам.

Часто беременных сажали в печь и парили веником. Ведь считалось, что прогревание на последнем месяце поможет снять боли в спине и облегчит будущие роды.

До наших дней дошло немало запретов, которые надлежало соблюдать беременным. Нельзя было сидеть на камне – роды будут тяжелые, шагать через веревку – ребенок в пуповине запутается, шагать через коромысло – младенец будет горбатым.

Совет

Будущей маме нельзя смотреть на падаль, обмывать или целовать покойника и многое другое. Согласно поверьям, если мать нарушала такие запреты, ее ребенок был обречен часто болеть, мучиться от вшивости, изжоги, удушья и мог даже умереть.

Предполагаемый день родов определяли по первому шевелению младенца в утробе. От этого дня следовало отсчитать 20 недель. Однако точность таких вычислений была невелика: занятая работой, часто тяжелой, мать могла и пропустить первые слабые движения. К тому же не всегда крестьянки умели хорошо считать.

С шевелением ребенка связаны и другие поверья. Например, в Ярославской губернии верили: если в первый раз женщина почувствует шевеление в утробе во время кормления скотины, то будущему ребенку будет удача в скотоводстве. Если она в это момент будет стоять у реки, то у нее вырастет хороший рыболов. А если у беременной ребенок зашевелится на базаре, то из него получится знатный торговец.

Если родители хотели мальчика, то после зачатия женщина должна была лечь на правый бок, если девочку – на левый. Худое лицо, острый живот и выдающийся вперед правый бок беременной были указанием на то, что у нее родится мальчик. Полное лицо, широкий живот и выдающийся левый бок будущей мамы предсказывали девочку.

В Новгородской губернии верили, когда беременная почувствует первое движение ребенка, ей нужно взглянуть на мужчину или подумать о нем, и тогда родится мальчик.

Источник: http://999stories.com/interesno/materinstvo-v-drevnej-rusi-kak-zhili-beremennye-zhenshhiny-150-let-nazad/

Ссылка на основную публикацию