Детские страхи: виды, диагностика, борьба и коррекция страхов у детей

Детские страхи: причины, виды, методы диагностики, коррекция, советы родителям

25.12.2017

С каждым днем ребенок взрослеет, у него появляются новые достижения, чувства, эмоции. Малыши, аналогично взрослым, периодически испытывают тревогу, беспокойство, страх. Детские страхи имеют более интенсивное проявление, чем у взрослых.

Крохи многого не знают и поэтому переживают, намного острее.
Если ребенок говорит о своем страхе, выслушайте его, не насмехайтесь, помогите малышу избавиться от своих переживаний.

Далее рассмотрим более детально, что же такое детский страх, каковы его причины и виды, как его побороть.

Что такое детский страх?

Страх – это негативная эмоция, возникающая в ответ на определенную угрозу. Спецификой детских страхов является то, что, как правило, реальной угрозы нет. Это вызвано особенностями детского воображения. Детские фобии (страхи) – это следствие влияния окружения.

К примеру, бурное обсуждение взрослых в присутствии детей каких-либо негативных явлений.
Просмотр фильмов ужасов вызывают ночные страхи у детей. Иногда родители думают, что малыш занимается своей игрой и не замечает, что происходит на экране телевизора.

Но в реальности ребенок впитывает в себя всю информацию, которую не всегда может отличить от вымысла. Вследствие этого возникают детские ночные страхи.

Почему ребенок испытывает страх?

Каждый человек, хотя бы раз в жизни пережил чувство страха. Данное чувство вызывают угрожающие факторы. Причины детских страхов могут быть следующими:

  • Влияние взрослого. Очень часто родители сами пугают детей сказочными персонажами, полицией, чужим дядей.
  • Гиперопека. Родители пытаются оградить малыша от всего негативного, чрезмерно остерегают. Ребенок растет боязливым, не уверенным в себе.
  • Недостаток общения с взрослыми. В детском возрасте общение с взрослыми является важным фактором развития. Часто родители пытаются заменить живое общение с малышом дорогими игрушками, телевизором, компьютерными играми. Но все это порождает в ребенке чувство собственной ненужности и страха.
  • Напряженная обстановка в семье. Постоянные крики, ссоры, недопонимания между родителями вызывают у ребенка страхи. Малыш боится, что это именно он стал причиной раздора. Стоит помнить, что такими взаимоотношениями очень легко навредить крохе.
  • Нехватка физической активности. Если ребенок мало двигается, то это тоже негативно на нем сказывается и вызывает страх.
  • Агрессивное поведение мамы. Если мама имеет позицию лидера, проявляет агрессию по отношению к остальным членам семьи, тогда появление чувства страха у ребенка практически неизбежно.
  • Невроз. Такое состояние часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих слишком эмоционально. В данном случае обязательно следует обратиться к специалисту.
  • Ситуация, которая вызвала испуг у ребенка. Например, лай собаки, болезненный укол, похороны. Если родители ребенка ведут себя спокойно, уверенно, то есть вероятность, что страх надолго не задержится. В ином случае страх может стойко закрепиться в памяти.
  • Фантазия. Дети с развитым воображением могут додумать к определенной ситуации подробности. Например, тени могут легко превратиться в монстров. Герои мультиков также могут вызывать страх. К примеру, Баба Яга, Кощей.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Насмешки, унижения, оскорбления ребенка другими детьми приводит к страху общения со своими сверстниками.

Классификация детских страхов

Детские страхи имеют определенные особенности проявления, присущую им силу и причины появления, длительность. На основе этих факторов выделают следующую классификацию:

  1. Сверхценные страхи вызваны фантазией ребенка. Этот вид страхов самый распространенный. Малышу может казаться, что в темноте полно монстров и чудовищ. Кроха начинает опасаться за жизнь родителей.
  2. Навязчивые страхи связаны с определенной жизненной ситуацией. К примеру, ребенок однажды застрял в лифте и теперь боится в него заходить.
  3. Бредовые (необъяснимые) страхи. Причина таких страхов понять трудно. Их наличие указывает на проблемы с психикой у малыша. Например, ребенок может бояться рисовать карандашами или надевать определенную одежду. Не паникуйте, если заметили такой страх, попробуйте разобраться, в чем же причина. Возможно, однажды во время рисования карандашом ребенок упал со стула и больно ударился.

Распространенные детские страхи

Страхи у детей имеют определенную причину и разное проявление. Рассмотрим самые распространенные виды детских страхов.

Страх одиночества

Ребенку страшно оставаться одному. Он боится расставания с близкими. В большинстве случаев такой страх возникает при сильной привязанности к родителям, недостатке любви и внимания в неполной семье. Страх одиночества носит патологический характер, если надолго затягивается и не проходит до определенного возраста. Обычно дети в 6 лет уже могут ненадолго оставаться одни дома.

Страх смерти

В 5-6 летнем возрасте ребенок начинает бояться смерти. Это может быть связано с пережитой потерей животного или родного человека.

Страх смерти родителей

Когда ребенок испытывает данный вид страха, у него проявляется нарушение сна. Наблюдается заторможенность или чрезмерная активность.

Страх темноты

Чаще всего возникает у детей 3-6 лет. Может быть связан с полученной психологической травмой (потеря близкого родственника, развод родителей, тяжелая болезнь) или неумением ребенка отличать реальность и вымысел.

Ночные страхи у детей

Детские ночные страхи провоцируют пережитые за день неприятные события и отрицательные эмоции. Эти страхи возникают в первой половине ночи.

Ребенок вскакивает с кровати, начинает кричать, плакать, звать на помощь. При этом не стоит будить кроху, лучший способ – это обнять малыша и через 5-15 минут он успокоится и снова уснет.

Наутро ребенок обычно ничего не помнит и ведет себя как прежде.

Страх кошмарных снов

Причиной таких страхов являются болезни или сильные стрессы. Кошмары обычно возникают во второй половине ночи в фазе глубокого сна. Они сопровождаются яркими, ужасающими снами. Ребенок резко просыпается и боится уснуть. Очень часто требуется обращение к специалисту.

Страх лечения у стоматолога (дентофобия)

Такой страх распространенный среди детей дошкольного возраста. Возникает вследствие неудачного посещения стоматолога, боязни боли, страха неизвестного, недоверия врачу.

Страх сказочных персонажей

Дети могут бояться сказочных или мультипликационных героев. Родители, собственным поведением, могут вызвать страх сказочного персонажа. Например, строгая мама ассоциируется с Бабой Ягой.

Страх заболеть

Страх тесно связан со страхом смерти. Причин: внушение взрослыми страха болезней, от которых можно умереть (по словам взрослых).

Страхи войн, катастроф, нападений

Данный вид страх часто испытывают мальчики.

Страхи уколов, боли и врачей

Встречаются у дошкольников, реже – у младших школьников.

Страх наказания

Чаще всего такому страху подвергаются дети, которые никаких телесных наказаний не несут.

Страх опоздать

Ребенок нервничает, что может не успеть в нужное место и случится какое-то несчастье.

Страхи у детей дошкольного возраста

Для каждого возраста является нормой появление определенного вида страха. Если ребенок развивается нормально, то вскоре страх исчезает.
Давайте посмотрим чего же бояться дети в дошкольный период.

  • В возрасте 3–5 лет ребенок осознает, что жизнь закончится и это ведет к появлению страха смерти. Этот возрастной период могут сопровождать ночные кошмары, страх нападения грабителей, стихийных бедствий, пожара, болезни и операции, укуса ядовитых насекомых, змей.
  • Боязнь потеряться преследует детей 6-7 лет. Появляется страх сказочных персонажей (монстров, чудищ, призраков), одиночества, страх физического насилия. Возникает страх, связанный с поступлением в школу. Для ребенка это новый период жизни, поэтому возникает беспокойство.

Диагностика детских страхов

Как понять испытывает ли ваш ребенок страх? Понаблюдайте за своим малышом.

Если вы заметите за крохой нервозность, капризность, беспокойный сон или некоторые привычки (постоянно что-то теребит в руках, кусает губы), значит, малыша что-то тревожит.

В таком случае следует обратиться к специалисту, который проведет коррекционную работу детских страхов.
Диагностика детских страхов имеет цель выявить их причину. Для диагностирования применяются знакомые детям виды деятельности:

  • Рисование. Ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную или произвольную тему. Далее рисунок расшифровывается соответственно определенным критериям. Обращают внимание на цвета, преобладающие в рисунке, особенности тематики, как расположены фигуры. Для ребенка постарше практикуется рисование беспокоящего страха. Потом рисунок можно порвать или сжечь.
  • Сочинение сказки можно предложить ребенку от 5 лет. Предложите ребенку придумать сказку о страхе или закончить историю на самом страшном месте. Помогите ребенку сочинять. Очень важно, чтобы окончание было положительным.
  • Лепка. Эта деятельность идентична рисованию. Подходит для деток, которые не любят, не умеют или не хотят рисовать.
  • Откровенная беседа. Дети старше 4 лет способны выражать мыли. Воспользуйтесь этим и поговорите с малышом по душам. Продумайте вопросы заранее, чтобы они были понятны крохе, но не заостряйте внимания на волнующих ребенка моментах. Узнайте у крохи, боится ли он каких-то определенных предметов, снятся ли ему страшные сны, боится ли он слушать сказки. Главное морально поддерживайте малыша, положительно настраивайте.

Коррекция детских страхов

После того, как природа детского страха стала понятной, приступают к лечению и коррекции. Психологи успешно искореняют детские страхи. Для их преодоления используются определенные методы психологической коррекции.
На выбор конкретной методики работы с детскими страхами влияет возраст ребенка.

  1. Арт-терапия помогает скорректировать многие детские страхи. Рисование страха имеет смысл применять, когда он был порожден воображением, а также давних страхов, которые были вызваны пережитой отрицательной ситуацией. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Затем поговорите об этом рисунке.
  2. Сказкотерапия. Эта методика предполагает чтение ребенку специальных сказок. Они подаются таким образом, чтобы кроха чувствовал себя храбрым.
  3. Игротерапия. Игра – эффективный способ борьбы со страхами. Во время игры дети становятся раскованней, они увлечены игрой и тогда страх становится не так ярко выраженным и с ним легче бороться.

Как предотвратить страхи у ребенка: рекомендации родителям

Каждый из нас чего-то боится. Будьте внимательны к своему ребенку. Многие детские страхи можно предотвратить, чтобы в будущем малыш не сталкивался с более серьезными проблемами.

  • Никогда не насмехайтесь с того, чего малыш боится. Для вас это может казаться пустяком, а для него это серьезная проблема.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка врачами, чужими тетями и дядями, полицейскими, сказочными персонажами. Ведь ребенок все воспринимает всерьез.
  • Обязательно уделяйте малышу время, не смотря на усталость и огромное количество работы, иначе кроха будет ощущать себя ненужным. Ребенок должен чувствовать вашу защиту и любовь.
  • Разрешите ребенку немного пошуметь, побегать, покричать. Таким образом, ребенок выплеснет накопившуюся негативную энергию.
  • Дайте малышу возможность общаться со сверстниками, не ограничивайте его в этом.

Если вы все же заметили, что ребенок испытывает страх, обратитесь к специалисту незамедлительно и вскоре ваш малыш избавиться от детского страха.

Детские страхи: причины возникновения и методы коррекции Ссылка на основную публикацию

Источник: https://odoshkolnike.ru/osobennosti-doshkolnogo-vozrasta/detskie-strahi-prichiny-vozniknoveniya-i-metody-korrektsii

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста — одна из наиболее обсуждаемых тем среди психологов и родителей. Важно понимать, что чувство страха хоть и является нормой, оно всегда заслуживает внимания и необходимости помочь ребенку с ними справиться.

Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи — неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.

  • Ситуационные (на основе собственного опыта). Такие страхи вполне логичны — они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
  • Личностно-обусловленные (фантазийные). Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью — вполне нормальное явление.
  • Внушенные. К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.

Каждому возрасту свойственны свои страхи.

Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет — боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет — страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет — страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.

Почему они возникают

  • Генетическая предрасположенность, тип темперамента. Некоторые дети с рождения обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью.
  • Гиперопека. Чрезмерный контроль рано или поздно приведет к тому, что ребенок начнет бояться всего подряд: животных, улицы, чужих детей и взрослых и т.д. Несомненно, такой ребенок будет более «удобным», потому что он все время рядом и никуда не лезет, но это помешает ему нормально социализироваться.
  • Напряженная обстановка дома. Пьющие члены семьи (и, соответственно, опасные), мать или отец одиночка, неблагополучные отношения между родителями, излишняя строгость по отношению к ребенку — все это может привести к постоянному чувству тревоги и нервозности.
  • Стрессовые события. Развод родителей, травма, длительное лечение в больнице.
  • Психологическое расстройство. Слишком сильные, или несвойственные возрасту страхи, которые могут привести к невротическим состояниям. Здесь необходима консультация специалиста, иначе страхи могут перерасти в фобии.
Читайте также:  Геморрой при беременности: лечение и предупреждение

Опасения вашего ребенка могут показаться вам глупыми и нерациональными, но для него все очень серьезно и реально.

Не улыбайтесь и не посмеивайтесь, когда малыш рассказывает о том, что он боится соседского пуделя или монстра под кроватью. Он должно знать, что вы понимаете его и готовы прийти на помощь в любую минуту. Страхи не будут уходить, если их игнорировать. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные детские страхи у детей дошкольного возраста и способы борьбы с ними.

Темнота

«Я не вижу, что там, поэтому чувствую себя незащищенным». Большинство детей боятся темноты (да и не только детей) — это страх перед неизвестным. Попробуйте научить ребенка дружить с темнотой.

Оставляйте включенным на ночь свет во дворе (если живете в частном доме), зажигайте ночник в спальне, позволяя таким образом малышу самому контролировать количество света в ночное время. Постепенно его можно уменьшать.

Помогите ребенку понять тьму — выбирайтесь на ночные прогулки, рассказывайте о таких вещах, которые можно наблюдать только в темноте: луна, светлячки, пение сверчков и т.д.

Монстры

«Они прячутся под моей кроватью, и ждут удобного случая, чтобы причинить мне боль». Даже есть вы точно знаете, что монстров не существует, нет смысла доказывать это ребенку, потому что его воображение гораздо сильнее вашей логики.

Загляните перед сном во все «опасные» уголки комнаты, убедитесь, что в данный момент никого нет и можно спокойно спать. Можно придумать «отгонялку чудовищ». Например, наберите в распылитель волшебной воды и распыляйте ее в комнате каждый раз перед сном.

И не забудьте повесить над кроватью значок «Монстров нет!».

Плохая погода

«Вой ветра и гром — это страшно, поэтому мне нужны мама и папа, чтобы защитить меня». Расскажите ребенку на доступном языке, что такое погода, постарайтесь заинтересовать этой темой — это хороший способ побороть страх.

Играйте на улице в ветреную погоду и при легком дожде, составьте простенький календарь природы, чтобы ребенок мог морально подготовиться к завтрашней погоде. Если вы живете в регионе с частыми стихийными явлениями природы, разработайте план поведения в случае опасности.

Так у ребенка будет ощущение большего контроля над ситуацией.

«Я боюсь засыпать, потому что мне снятся плохие сны». Нередко дети боятся засыпать из-за ночных кошмаров. Даже если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать о своих снах, вы всегда сможете узнать это по его поведению: плач перед сном и после пробуждения, беспокойный сон, нежелание спать одному.

Сны часто отражают наше самочувствие — душевное и физическое. Если ребенок здоров, значит вам необходимо пересмотреть эмоциональную атмосферу в семье.

Частые упреки в адрес ребенка, постоянная ругань взрослых, просмотр явно недетских телепередач в присутствии малыша — все это может повлиять на незрелую психику ребенка и лишить его спокойного сна.

Обратите внимание

Исследования 2008 года (доктор Валери Симард, Канада) подтверждают, что дети, спящие рядом с мамой до 2 лет, гораздо реже страдают ночными кошмарами в последующие годы, чем дети, спящие отдельно.

Наиболее частым персонажем детских кошмаров является Волк, который может отражать боязнь взрослого мужского пола, который слишком строг с ним: папа, дедушка, старший брат. Таким же образом излишне строгая и раздражительная женщина (мама, воспитательница) приходит в детские сны в образе Бабы Яги.

Чаще хвалите своего малыша, увеличьте количество подвижных игр на свежем воздухе, оградите его от скандалов, неподходящих видео и разговоров о катастрофах и преступности.

Будьте с ним рядом, пока он не заснет, а потом постепенно замените себя на любимую игрушку. Проветривайте детскую и не перекармливайте малыша на ночь.

Но если вы видите, что кошмары становятся постоянными, а эмоциональное состояние малыша явно не в норме (агрессивность, пугливость, плаксивость и т.п.), необходима консультация специалиста.

Страшная сказка (кино, мультфильм)

Большинство детских сказок (и старых классических, и новых) содержат сцены насилия, запугивания, угроз, страшных превращений героев), что может напугать очень впечатлительного ребенка, и появляется боязнь какого-либо персонажа — он может мерещиться в темноте, приходить во сне и т. д. Коррекция детских страхов с помощью сказок — хороший метод для борьбы со страхами, даже вызванными самими сказками. Придумайте вместе с малышом свой рассказ с участием страшного героя. В этой сказке должно быть хорошее начало и хороший конец.

«Я не знаю, кто вы и что от вас можно ожидать, поэтому я лучше буду рядом с мамой». Страх перед близким контактом с незнакомцами или родственниками, с которыми он видится редко — абсолютно нормальная реакция любого ребенка, инстинкт самосохранения.

Чтобы снизить волнение малыша при общении с чужими людьми, попросите взрослых не контактировать слишком настойчиво (проще говоря — не лезть к ребенку), проявить терпение. Подскажите им несколько любимых игр малыша, которые помогут найти контакт.

Страх перед разлукой с родителями

«Почему вы оставляете меня? А что, если вы не вернетесь?». Боязнь разлуки с родителями является нормальным этапом формирования психики любого ребенка.

Если у вас есть необходимость регулярно оставлять ребенка на попечение другого человека, то пусть он будет хорошо знаком вам и малышу (бабушка, тетя, старшие дети, няня, к которой он привык).

Перед уходом поиграйте с ребенком, обязательно попрощайтесь с ним (а не тихо улизните), и постарайтесь не задерживаться. Такой ежедневный ритуал даст понять малышу, что мама всегда возвращается.

Страх одиночества

«Я чувствую себя в безопасности только тогда, когда вы находитесь рядом со мной в комнате». Когда ваш малыш начинает играть самостоятельно, постепенно приучайте его к уединению. Сначала отходите от него в другой конец комнаты и наблюдайте за ним оттуда.

Затем постепенно переходите в другую комнату, но так, чтобы быть в поле зрения ребенка. Находитесь в отдалении не более 30 секунд, а затем снова возвращайтесь. Постепенно можно будет приучить малыша к полному уединению в комнате.

Но помните, что нахождение ребенка без присмотра может быть опасно для него.

Маски, костюмы, ростовые куклы

«Я боюсь масок, потому что они выглядят неестественными, и я не знаю, что за ними». Маскарадные костюмы и ростовые куклы на празднике могут доставить детям радость, а могут и напугать.

Дело в том, что они, как правило, выглядят неестественными (не похожими на реальных людей и животных, бывают слишком большими или непропорциональными), а это очень часто пугает детей дошкольного возраста.

На празднике не подходите к актерам в масках слишком близко — пусть малыш сначала издалека изучит героев, а потом попросите актера снять маску и улыбнуться малышу.

«Я боюсь врача, потому что он делает мне больно». Страх перед медицинскими процедурами настигает ребенка уже в коридоре больницы во время ожидания (или даже дома), и здесь важно правильно его подготовить.

Важно

Поговорите заранее о ходе процедуры, пообещайте небольшое вознаграждение (сладость, поход в парк и т.п.), во время ожидания отвлекайте его песнями и играми, чтобы снизить напряжение.

По возможности присутствуйте вместе с ребенком во время процедуры, а после нее обязательно похвалите его, скажите, какой он смелый и сильный.

Боязнь животных

«Я боюсь чужих животных, потому что не знаю, чего от них ждать». Не смейтесь над ребенком, если он боится кошек, собак или насекомых. Не говорите: «не выдумывай, тут нечего бояться».

Вместо этого скажите: «Я понимаю, что собака тебя пугает. Давай ходить мимо нее вместе — я буду держать тебя за руку».

Познакомьте малыша с безопасными насекомыми, держа их в своих руках, не настаивая, чтобы малыш их брал в руки сам.

Смерть

Рано или поздно ребенок начинает замечать мертвых голубей и насекомых на улице, обращать внимание на понятие «смерть» в разговорах взрослых.

Страх смерти нередко встречается у детей дошкольного возраста (64% девочек, 36% мальчиков), потому что они начинают понимать, что когда-нибудь (или даже внезапно) не станет его родителей и его самого. Его пугает, что однажды он закроет глаза, «и всё».

Ваша задача в такой ситуации — не прятать глаз и не убегать от ответа. И уж тем более, не упрекать за подобные мысли. Просто спокойно объясняйте малышу, что все умирают, и это нормально. Дайте ему понять, что это естественно и не страшно.

Никогда не смейтесь над страхами своего ребенка, не принижайте их значения, не игнорируйте и, тем более, не наказывайте за них. Только ваше понимание, уважение, чуткое отношение и содействие помогут малышу преодолеть свои страхи и прийти к душевному равновесию.

Кроме вышеперечисленного, коррекция фантазийных страхов у детей дошкольного возраста может проводиться методом рисования и лепки из пластилина. Попросите малыша нарисовать его страх — это может быть монстр из-под кровати, образы из кошмарного сна и т.д.

Придумайте вместе с ребенком, чего это страх может бояться: например, смеха. Тогда вам нужно вместе посмеяться над этим страхом, подрисовать ему что-нибудь смешное и т.д. А можно сжечь листочек с рисунком и распрощаться с этим страхом навсегда.

Помните, что здесь нельзя давить на ребенка и заставлять его рисовать. Иначе он закроется в себе, и страх может усилиться.

Совет

Если ребенок боится врача или животных (ситуативные страхи), то здесь хорошо подойдет метод игры. Позвольте малышу самому побыть в роли доктора — обычно детям это нравится. Возможно, вам придется проигрывать одни и те же ситуации снова и снова, но при мягком и ненавязчивом подходе страх будет постепенно уходить.

Если вы видите, что страхи ребенка мешают его повседневной жизни (наотрез отказывается спать, стал агрессивным или замкнутым, не отпускает маму ни на шаг от себя), значит, необходима консультация врача. Помните, что страхи детей дошкольного возраста легко корректируются специалистами, если к ним вовремя обратиться.

Источник: http://kids365.ru/strahi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

В условиях современной жизни неблагоприятные события легко могут навредить психике детей. У них появляются страхи. Проведенная диагностика детских страхов позволяет своевременно выявить проблему и избавиться от нее.

Детские страхи

Невыявленная боязнь может иметь как скрытые, так и крайние формы выражения, характеризующиеся затяжным течением. Все это влияет на развитие личности, формирование характера и определение социальной роли.

Происхождение страхов у дошкольников

По различным причинам дети дошкольного возраста становятся наиболее подверженными воздействию неблагоприятных факторов. Число детей с признаками эмоционального неблагополучия возрастает. Они становятся легковозбудимыми, тревожными или агрессивными.

Происхождение страхов может иметь различный характер. Часть из них наблюдается из-за проблем и трудностей взаимоотношений дошкольника с родителями или же с ровесниками. Другие могут быть связаны с личностными переживаниями. Психологи считают, что формирование фобических расстройств имеет 2 основные теории происхождения, которые объединяют все причины возникновения.

Первая теория – травматический фактор, вторая же – следствие угрозы повторения этого фактора.

Особенности психического развития детей зависят от реальности угрозы после пережитых стрессовых ситуаций, результатом которых стало формирование боязни определенного раздражителя.

Аффективно-заостренное восприятие опасности является частью защитного механизма. Те дети, которые страдают от страхов, меняют собственное поведение и по-другому эмоционально реагируют.

Иммунитет к страхам, то есть отсутствие воздействия на психику, наблюдается очень редко. Психологи уверены, что для нормального развития детей это неестественно. Подобные проблемы могут указывать на проблемы с выражением эмоций, чрезмерную возбудимость и даже слабые инстинкты самосохранения.

Особенности страхов у дошкольников

Зарождение страхов напрямую связано с патогенезом развития неврозов у детей и подростков. Важно разобраться в особенностях их диагностирования.

Оценка действий раздражающих факторов, а также влияние этих процессов на формирование личности, помогут привести психику в норму. Без знаний о возрастной динамике таких проблем коррекция страхов не будет эффективной.

Важно и то, что появление фобических расстройств по-разному характеризуется у мальчиков и девочек.

Обратите внимание

Психолог А.И Захаров в своих трудах указал на такие особенности развития тревожности у детей дошкольного возраста:

  1. Страхи возникают чаще у девочек, чем у мальчиков в возрасте от 3 до 15 лет.
  2. У девочек и мальчиков встречается разный характер и направленность страхов.
  3. Мальчики больше скрывают собственную тревожность к страхам, чем девочки.

Благоприятное отношение к детям со стороны родителей и социальной группы и другие признаки нормализации жизненных обстоятельств, могут привести к тому, что они самостоятельно преодолевают страхи. С возрастом проблемы исчезают, но не всегда. Некоторые подвергаются сложностям личностного развития, испытывают сложности в адаптации или подвергаются невротическим расстройствам.

А.Захаров предложил систему распределения страхов по полу и годам, заключив их в определенные характеристики. Всего в труде ученого описывалось 28 вариантов фобий. Для дошкольников выделено более половины из них.

Читайте также:  Эпидуральная анастезия при родах

Распространенные виды страхов у детей

Теории Захарова об особенностях формирования фобических расстройств у детей используются специалистами и сегодня. По его классификации дошкольникам относят от 12 до 15 различных видов страха. Наиболее распространенные из них:

  • страх смерти родителей;
  • боязнь посторонних людей;
  • страх темноты;
  • ночные страхи;
  • страх воды, огня или высоты;
  • страхи кошек, собак или других животных.

Не менее распространенными также являются и страх перед родителями, боязнь быть наказанным или же страх врачей и уколов. Вариантов множество. Квалифицированный специалист, приступая к коррекции страхов детей дошкольного возраста, обязан изучить клиническую картину больного.

Ночные страхи у детей

Работа заключается в применении специальных методик, задачи которых основываются на создании доверительных отношений с больным с присущим эмоциональным контактом.

Для выявления страхов важно использовать готовую отработанную модель диагностики с применением специальных опросников или игр.

Возрастные этапы формирования страхов

Учеными доказано, что возникновение страхов зависит от возраста детей, а также уровня психического развития.

Появление отклонений в особенностях развития, является следствием эмоциональной чувствительности и мнительности детей.

Свое влияние оказывают и родители, которые могут с беспокойством и чрезмерной опекой вызвать страх перед воображаемыми или реальными раздражителями. Особенно это касается девочек.

С рождения страх проявляется на уровне инстинктов. Под действием окружающего мира он может трансформироваться с восприятием «своего» и «чужого», «плохого» и «злого» и т.д. Взрослея, дети становятся менее зависимыми от инстинктов, и их страхи становятся более реальными, имеющими под собой определенную основу.

Страхи у новорожденных

У новорожденных определение страхов затруднено особенностями развития. Ученные уверены, что выявлять определенные признаки можно только с семимесячного возраста. Сами же разновидности тревожности чаще связаны с защитным механизмом, проявляющимся на инстинктивном уровне:

  • страх приближения большого предмета;
  • страх громких звуков;
  • боязнь яркого света.

В течение первого года жизни эти страхи исчезают. У ребенка развивается чувство привязанности к матери, и он уже боится ее упускать из виду. Такое явление является следствием зарождения эмоциональной привязанности к матери. При нормальном течении жизни новорожденный постепенно перерастает такую проблему, все чаще отпуская близкого человека от себя.

Ребенок боится чужих людей

С 8 месяцев развивается боязнь незнакомых людей. Она связана с пониманием принципов «свое» и «чужое». Замечая незнакомцев, ребенок находит признаки отличия их от матери или отца. Признаками появившихся проблем могут являться:

  • плохой сон;
  • капризность;
  • легковозбудимость;
  • беспокойство;
  • неустойчивость настроения.

Это влияет на формирование личностных качеств, адаптивные функции и установление характера. Важно устроить ребенку максимально благоприятные условия жизни, избавить его от стрессов, длительных поездок, переездов и т.д.

2-3 год жизни

Со второго года дети меньше испытывают неосознанную боязнь. Они начинают активно познавать мир, получая первый жизненный опыт. Появление страхов может являться следствием этих процессов. Дети в этом возрасте могут бояться:

  • резких звуков;
  • боли;
  • высоты;
  • остаться в одиночестве.

На третьем году жизни дети начинают активнее воспринимать информацию от родителей. У них развивается чувство ответственности за собственные поступки. У трехлеток появляется боязнь наказания.

Нередко влияют и случаи агрессии со стороны животных, которые также могут стать причиной расстройств. Особенно это касается собак. В этот период важно, чтобы дети научились выражать свои мысли, делиться переживаниями со своими родителями. Задача же взрослых связана с оказанием своевременной помощи своему, даже если некоторые страхи имеют воображаемый характер.

3-5 год жизни

Начиная с трех лет количество страхов у детей начинает увеличиваться.

Жизнь в современном мире имеет свои преимущества и недостатки, трезво оценивать которые мозговая деятельность детей не в состоянии.

В период с 3 до 5 лет зарождение страхов напрямую связано с окружающим миром и действиями родителей, которые бывают излишне обеспокоены или же принципиальны. Чаще всего дети этого возраста боятся:

  • боли;
  • воды;
  • замкнутого пространства;
  • одиночества;
  • транспорта;
  • персонажей из книг, фильмов и т.д.

С 5-6 лет ребенок начинает понимать, что он взрослеет, как и окружающие его близкие люди. Он может бояться как собственной смерти, так и потери своих близких. Осознание пространства и времени и необратимости последствий этих процессов может стать причиной появления страха смерти.

Страхи у старших дошкольников

Возникновение страхов у детей старшего дошкольного возраста часто питает силы из-за осознания социальной роли под действием ситуации в семье. Различные конфликты, болезни, вынужденная смена детского сада и др., усиливают ощущение страха, делают его более острым и непредсказуемым.

Старшие дошкольники также могут ощущать первые «плоды» от определения роли в обществе.

Важно

Первые налаживания контактов со сверстниками, эмоциональная привязанность и чувства отвращения к агрессивным детям, формируют восприятие мира.

Некоторые родители не контролируют свободное время своих детей, разрешая им играть в компьютерные игры, смотреть фильмы со сценами насилия и т.д. Это также может стать причиной зарождения страхов.

Основные методики диагностики страхов

Диагностика страхов основывается на различных методиках взаимодействия с ребенком. Часто используются беседы о страхах, а также методы арт-терапии и исследования в форме игр. Исследование у младших дошкольников проводится при помощи рисования. Задача ребенка – изобразить собственный страх.

Сегодня психологи используют более 20 различных методов выявления страхов. Наиболее распространенные из них:

  • «Страхи в домиках»;
  • «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
  • «Мои страхи»;
  • «Рисунок семьи».

Также эффективна и куклотерапия. Такая методика выявления детских страхов основывается на наблюдении за детьми, которые в одиночестве проводят время с игрушками. Обычное наблюдение за ребенком постепенно переходит к вмешательству специалиста, который в игровой манере должен провести диагностический сеанс.

Особенно помогает такая методика при знании предмета, которого боится ребенок. Среди подобранных заранее игрушек должны быть те, которые олицетворяют собой страх юного пациента. Важно придумать сюжет, в котором, играя, ребенок сможет побороть собственную боязнь. Главное, чтобы дошкольник осознал, что он сильнее и могущественнее объекта собственного страха.

Страхи в домиках

Эта методика разработана психологом М.Панфиловой. Ее особенность в том, что процесс диагностики напоминает детям игру. Дошкольнику выдается два листа бумаги и карандаши. На бумаге он должен нарисовать 2 дома разных цветов, в которые он должен «поселить» собственные страхи. В один домик дошкольник должен поместить все нестрашное, а в другой страшное.

После того как все «страшные» страхи будут помещены в один из домов, ребенку дается задание нарисовать на его двери замок, ключи от которых были потеряны. Такие действия помогут дошкольнику осознать, что его боязнь надежно закрыта и не навредит ему.

Страх, когда я сплю и бодрствую

Эта методика создана психологом Захаровой. Она также основана на рисовании страхов. Задача психолога дать четкие инструкции дошкольнику. Пациент должен изобразить свой страх, а позже его вербализовать.

Задание нарисовать свой страх

Такая диагностика эффективна при налаживании контакта с детьми, которые страдают от повышенной тревожности. Рассказывая про свой рисунок, дошкольник знакомит специалиста со своими страхами.

Такой метод обладает важными свойствами психокоррекции.

Обсуждение рисунка в игровой форме позволяет трансформировать внутренние ресурсы, их направление и характер с защиты на личностные изменения конструктивной формы.

Мои страхи

Эта популярная методика также основана на рисовании. Первоочередной задачей психолога является ознакомительная беседа. Специалист налаживает контакт с ребенком, узнает от него, чего он боится. Следующий шаг – рисование без заданной темы.

Такая методика эффективна в диагностике страхов у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Ее особенность в том, что психолог может детально проанализировать рисунок, уделяя внимание форме изображенного предмета, его отдельных частей и цвета.

Рисунок семьи

Такая методика часто используется при подозрении на проблематичные отношения с матерью и отцом. Проблемы в семье оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка, из-за чего он может менять свое отношение к близким, занимать определенное место и т.д. Сама методика строится на 2 этапах. Первый — изображение семьи на бумаге. Второй — опрос пациента.

Как рисунок будет готов, психолог принимается за опрос, который проводится в игровой форме. Задаются такие вопросы:

  1. Чья семья нарисована? (Семья пациента, друга или какого-то вымышленного героя).
  2. Где находятся нарисованные люди, и чем они занимаются?
  3. Кто в семье имеет какую роль?
  4. Кто из персонажей симпатизирует дошкольнику?
  5. Кто из персонажей самый грустный?
  6. Кого и как из нарисованных детей наказывают родители?

Также можно использовать вымышленную историю о том, что семья собралась на прогулку, но места в их машине не хватает для одного человека. Дошкольнику следует задать вопрос о том, кого бы семья оставила дома.

Из полученных ответов психолог получает достаточное количество информации о страхах пациента. Перед специалистом открывается достаточная картина для того, чтобы правильно подобрать метод коррекции расстройства.

Выявление тревожного ребенка в группе

Работа с дошкольниками может проводиться и на групповых занятиях. Одним из способов выявления тревожных детей является определение признаков страха по системе, созданной Г. Лаврентьевой и Т. Титаренко. Опросник включает 20 основных пунктов, каждый из которых требует определенного наблюдения специалиста за детьми.

Специалист оценивает, может ли тот или иной дошкольник:

  1. Играть не уставая.
  2. Жаловаться, когда ему снятся кошмары.
  3. Подвергаться частой смене настроения.
  4. Иметь проблемы с аппетитом.
  5. Сдерживать слезы при конфликтах.
  6. Иметь проблемы со сном.

Для обозначения ответов по пунктам строится таблица с фамилиями детей. Напротив каждого вопроса специалист ставит «плюс» или «минус». Подсчитывается общее количество знаков в колонке каждого тестируемого. Уровень тревожности определяет количество «+»:

  • 1-6 – низкая;
  • 7-14 – средняя;
  • 15-20 – высокая.

Такая методика в индивидуальной диагностике неэффективна. Ее задача – выявлять тревожных детей, а не выяснять особенности их страхов.

Как определить у дошкольника страх разлуки

Обследование у младших школьников, а также у дошкольников об их адаптивности в социальной группе часто показывает наличие у детей страха разлуки с родителями. Основная особенность такой тревожности в том, что ребенок преодолевает чувство собственной привязанности к близким, что благоприятно сказывается на его личностном развитии. Для самого ребенка это мучительно.

Психологи П. Бейкер и М.Алворд создали эффективную методику выявления детей, страдающих от страха разлуки с близкими. Учеными были установлены признаки, по которым каждый детский психолог может определить страдающего:

  1. Постоянные расстройства ребенка, его печаль после ухода родителей.
  2. Беспокойство о взрослом.
  3. Постоянное беспокойство о том, что родные не заберут его домой.
  4. Систематический отказ идти в детсад.
  5. Систематически возникающий страх оставаться в одиночестве.
  6. Страх засыпать одному и ночные кошмары.

Заключение

Методики диагностики страхов у дошкольников имеют свои особенности. Психика детей в этом возрасте постоянно подвергается внешнему пагубному воздействию. Приступать же к методам взрослой диагностики и коррекции сложно из-за особенностей умственного, психического и поведенческого развития.

Сегодня психологам известны более 20 различных методик психодиагностики. Наиболее распространенные из них связаны с рисованием и играми. Находясь в психологически привычной обстановке, дошкольнику легче передать свои чувства и рассказать о том, чего он боится.

Источник: https://psyhoday.ru/strahi-fobii/diagnostika-strahov-u-doshkolnikov-metodik.html

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Страх родился вместе с человеком. В той или иной степени он присутствует в жизни всех, независимо от прожитых лет, благополучия, материального положения.

Нельзя оставлять без внимания детские тревоги и опасения, возникающие у ребёнка в ответ на реальную или воображаемую угрозу. Не замеченные в дошкольном периоде страхи могут вызвать неврозы во взрослом возрасте.

Способов их коррекции существует достаточно.

Откуда появляются страхи у детей

У детей страхи обычно появляются как следствие психологического влияния родителей или других взрослых, самовнушения, бурной фантазии. У них мало жизненного опыта, знаний об окружающем мире, зато присутствует богатое воображение.

Ребёнка может очень напугать произошедшая с ним ситуация (нападение собаки, увиденная драка или авария), просмотр неправильных фильмов или передач.

Нехватка общения со взрослыми, детское одиночество, агрессивное или авторитарное поведение близких, недостаточность физических нагрузок, гиперопека — всё это может способствовать появлению страхов у ребёнка.

Причиной страхов у ребёнка может стать его богатое воображение

Бывает так называемый синдром детских патологических страхов — это несоответствие боязни чего-либо действию, этот страх вызвавшему.

То есть беспричинные, необоснованные тревоги, которые могут проявляться интенсивно и длительно.

Синдром этот связан с психопатологическим состоянием ребёнка, может быть следствием заболеваний нервной системы с раннего возраста. Условно их выделено пять видов:

  • навязчивые — достаточно простые и понятные (боязнь высоты, болезней, загрязнения);
  • сверхценные — преувеличенные, дети уверены в опасениях, не делают попыток их преодолеть (темнота, одиночество, животные, разные «пугалки», придуманные взрослыми);
  • бредовые — сопровождаются подозрительностью, настороженностью, ожидание в чьих-либо действиях угрозы (чужие люди, тени за окном, громкие звуки);
  • ночные — беспокойный сон, кошмары, пробуждение с криками и плачем, утром ребёнок ничего или почти ничего не помнит;
  • недифференцированные — бессодержательные, с переживанием неопределённой опасности, сопровождаются тахикардией, потливостью, болями в сердце, спазмами в животе.

У детей разного возраста и пола страхи и опасения отличаются. Взрослым нужно их правильно распознать и скорректировать.

Как диагностировать и определить их причины

Реакция родителей на тревоги детей бывает разной. Одни ругают малыша, считая их манипуляцией, другие успокаивают, третьи думают, что само пройдёт.

Читайте также:  Боннская диета (диета на боннском супе): рецепты

Игнорировать детские страхи нельзя, они могут нанести психологическую травму, спровоцировать невроз и остаться на долгую жизнь. Ведь все взрослые родом из детства.

Правильно поступить — это пойти к психологу, который поможет решить проблему в самом начале, не запустить.

Чтобы диагностировать, какой природы страх у ребёнка, нужно установить причины его возникновения. Есть достаточно методик, тестов и анкет, разработанных детскими психологами для того, чтобы понять, откуда взялся страх и как его победить. Важно установить с ребёнком эмоциональный и доверительный контакт. Затем в процессе беседы или игры получить ответы на интересующие вопросы.

Беседа с ребёнком должна быть спокойной и доверительной

Тест «Страхи в домиках»

Это тест, для детей старше трёх лет, предполагающий установление всех видов страхов, которые есть у ребёнка, для последующей их корректировки.

Нужно нарисовать два простых домика: красный и чёрный. Объяснить малышу, что в чёрный дом будем селить страшные страхи, а в красный — нестрашные. Далее, называя опасения, записывать, какие ребёнок поместил в чёрный домик.

Ты боишься:

  • когда остаёшься один;
  • нападения;
  • заболеть, заразиться;
  • умереть;
  • того, что умрут твои родители;
  • каких-то детей;
  • каких-то людей;
  • мамы или папы;
  • того, что они тебя накажут;
  • Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Чёрной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
  • перед тем как заснуть;
  • страшных снов (каких именно);
  • темноты;
  • волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  • машин, поездов, самолётов (страхи транспорта);
  • бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  • когда очень высоко (страх высоты);
  • когда очень глубоко (страх глубины);
  • в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  • воды, огня;
  • пожара;
  • войны;
  • больших улиц, площадей;
  • врачей (кроме зубных);
  • крови (когда идёт кровь);
  • уколов;
  • боли (когда больно);
  • неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадёт, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
  • сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);
  • опоздать в сад (школу).

Перечисленные 30 страхов делятся на группы:

  • связанные с медициной (боль, уколы, врачи);
  • с причинением физического вреда (транспорт, война, стихии, резкие звуки);
  • смерти;
  • животных;
  • сказочных персонажей:
  • темноты и страшных снов;
  • социальные (людей, одиночества, наказания);
  • пространственные (высоты, замкнутого пространства, глубины).

Это неторопливая беседа с ребёнком, когда он отвечает: да — нет, боюсь — не боюсь. Взрослый человек, проводящий тест должен сидеть рядом с малышом, не повторять часто вопросы, чтобы невольно не внушить ребёнку страх.

Спрашивать не читая по бумажке, лучше выучить список или заглядывать в него иногда. Время от времени хвалить и подбадривать тестируемого. По окончании предложить ребёнку нарисовать на чёрном доме замок, тем самым закрыв его, а ключ выбросить.

Это успокоит выявленные беспокойства.

Затем подсчитывают, сколько их оказалось в чёрном домике и соотносят с возрастом малыша. Из 30 перечисленных страхов, у детей бывает от 6 до 15. Причём проживание в больших городах увеличивает количество тревог. Ответы объединяют в группы по видам страхов. Если получилось три «да» из пяти, значит, этот испуг имеется.

Таблица: количество страхов в зависимости от возраста ребёнка

Классификация

Детские тревоги обычно не связаны с какой-либо реальной угрозой, это часто отображение полученной информации, которую вольно или невольно дают малышу взрослые.

Основные страхи делятся на три группы:

  • ситуационные — полученные на собственном опыте (злая собака, врач, сделавший больно);
  • внушённые — часто результат опеки взрослых (будешь реветь — отдам чужому дяде, не лезь — упадёшь, разговоры при ребёнке о том, как всё плохо);
  • фантазийные — как следствие прочитанных сказок, услышанных историй или просмотренных мультиков (боязнь темноты, теней, чудовищ под кроватью).

Каждому детскому возрасту присущи свои переживания.

Возрастные отличия

Совсем крошечные младенцы очень связаны с мамой, они боятся остаться без неё, опасаются чужих людей, громких звуков, новой обстановки — это естественно. Дальше ребята растут, развиваются, социализируются, их страхи тоже меняются.

1–3 года

В этом возрасте дети начинают ходить, говорить, понимать, что кроме семьи есть ещё много других людей. Остаётся сильная связь с мамой. Малыши боятся разлуки с близкими, им передаётся мамино настроение, вероятно появление ночных страхов.

4–7 лет

Эмоциональная составляющая жизни ребёнка увеличивается, развивается воображение, может часто меняться настроение. Дети обычно посещают детский сад, у них появляются друзья и подружки.

Они начинают делить людей на хороших и плохих и бояться последних. Ребёнок в 4–7 лет опасается одиночества, болезней, смерти, наказания, замкнутого пространства, темноты.

Совет

Персонажи сказок или детских фильмов ассоциируются у него с реальными людьми, малыш может начать их бояться.

Напряжённая обстановка в семье может стать причиной детских страхов, а спокойная атмосфера, наоборот, помогает преодолевать тревоги

7–10 лет

Ребёнок вовсю живёт в социуме. Он много общается с товарищами, учителями. Появляются школьные страхи: боязнь ошибки, плохой оценки, опоздания, быть не таким как все. Продолжает оставаться боязнь болезни или смерти близких. Он опасается катаклизмов (пожаров, наводнений, ураганов), физического насилия.

Большую роль у старших детей играет собственная самооценка. Родители должны помогать ей оставаться высокой, поддерживать своё дитя. Каждый ребёнок для родных ему людей самый хороший, красивый и умный.

Методы коррекции и способы преодоления детских страхов

Дети чувствительны, впечатлительны, восприимчивы, ранимы. Многие их опасения возникают в определённом возрасте, имеют временный характер и проходят.

Коррекция — это оказание психологической помощи ребёнку.

Малыши редко могут чётко сформулировать, что их пугает, поэтому для того, чтобы выяснить причину и принести пользу, существует множество разработанных психологами методов и стратегий преодоления страхов.

Арт-терапия

Арт-терапия — это эффективное лечение при помощи совместного с детьми творчества, где очень важен процесс. Она имеет разные варианты:

Изотерапия

Включает в себя любое рисование (красками, карандашами, мелом, пальцами), изображения на песке, лепку из пластилина или глины. Дети любят это делать, у них такой способ самовыражения и осмысления.

Рисование своих страхов поможет от них избавится

Предложить ребёнку нарисовать или слепить из пластилина свой страх. Далее с этим злодеем можно делать всё что угодно: порвать или сломать и выбросить. Или превратить его в смешного, жалкого и нестрашного.

При этом можно включить классическую музыку, это снимет психоэмоциональное напряжение и позволит достать из подсознания пугающие образы. Такие занятия-игры интересны, долго не надоедают и не утомляют, не требуют больших затрат.

Библиотерапия и имаготерапия (театрализация, перевоплощение)

Перевоплощения при помощи костюмов помогут ребёнку проассоциировать себя со смелым героем, который ничего не боится. Можно инсценировать рассказы, стихи, сказки. Вместе с ребёнком прочитать или придумать историю о страшном существе и предложить малышу закончить её смешно и весело.

Игротерапия

Игры с детьми являются профилактикой детских страхов, помогают выявить и скорректировать боязнь, помочь её преодолеть. Дома можно поиграть в обыкновенные «прятки». Сначала оговорить места, куда нельзя прятаться.

Затем ребёнок закрывает глаза, а мама или папа где-нибудь затаиваются, и наоборот. Делать это можно сначала днём, а потом почти во тьме, включив маленький ночник.

Это игра для преодоления страха темноты, замкнутого пространства, одиночества.

Песочная терапия

Играя в песочнице, дошкольник может при помощи формочек и фигурок воссоздать волнующую ситуацию и изменить её так, как бы ему хотелось. Кроме этого, песок «заземляет» отрицательные эмоции.

Песочная терапия поможет прогнать страхи

Сказкотерапия

Сказкотерапия — отличное средство, чтобы помочь ребёнку победить свои страхи, стать увереннее и самостоятельнее. Это именно то, что более всего понятно малышу. Мама его не учит, не читает нотаций, не ругает, а просто рассказывает. Сказок существует миллион, на все случаи жизни. Нужно только выбрать правильную.

Например, детская книжка «Тося-Бося и темнота», автор Лина Жутауте. История храброй девочки, которая боялась темноты. Однажды ей это надоело, Тося-Бося отправилась искать темноту, чтобы от неё избавиться, нашла и победила.

Родители могут сами или вместе с малышом сочинить психотерапевтическую сказку, которая отобразит его страх, успокоит, поддержит эмоционально, покажет, как его прогнать. Для этого придумать главного героя (любимую игрушку, зверька или птичку, воздушный шарик) и его друзей.

Затем персонажи встречаются со страхом, который испытывает ребёнок, изобретают разные способы, как его одолеть. В конце у них всё получается. Ура!

Аффирмации

Аффирмация — это короткая фраза, словесная формула, регулярное повторение которой закрепляет в сознании требуемый образ или установку. Дети любят своих родителей и подражают им.

Поведение и высказывания родных могут расширить кругозор маленького человека, избавить его от страхов или, наоборот, внушить беспокойство. Аффирмации для детей должны быть просты и понятны.

Чтобы получить пользу, нужно на своём примере показать ребёнку, как их произносить: радостно, с энтузиазмом, улыбкой и в настоящем времени. Это своего рода игра в волшебные заклинания. Например:

  • У меня всё получается.
  • Я хорошо (учусь, рисую, понимаю).
  • Я могу сделать это.
  • Я хороший друг (подруга).
  • Я ощущаю спокойствие.

Родители сами могут придумать стимулирующие ребёнка аффирмации. Произносить их лучше перед сном, чтобы закончить день положительными эмоциями.

Медитации

Медитация — это психологическое упражнение, умственное действие, приводящее психику человека в состояние сосредоточенности, сопровождающееся отрешённостью, отсутствием эмоций и телесной расслабленностью. С их помощью можно научить ребят старше 5 лет снимать напряжение, развивать саморегуляцию, избавляться от страхов. Медитации с детьми должен проводить взрослый, хорошо понимающий и умеющий это делать.

Советы психологов

Психолог поможет детям преодолеть страхи, научить родителей правильно их корректировать, чтобы не усугубить. Следует избегать следующих вещей:

  • ругать ребёнка за то, что он боится, смеяться над ним;
  • намеренно пугать;
  • врать.

Прежде всего нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны доступно и понятно объяснить сыну или дочери, откуда, например, появился испугавший громкий звук. Показать на своём примере, что заходить в тёмную комнату совсем не страшно.

Беседовать с малышом о его страхах так долго, сколько он захочет. Исключите фразы типа: «Ты такой большой — и боишься?». Это не уберёт испуг, а ребёнок может замкнуться в себе. К переживаниям детей нужно относиться серьёзно, с уважением.

Честно объяснить про жизнь и смерть, если малыш об этом спросит.

Видео: детские страхи — как от них избавиться

Почему нельзя запускать проблему

Часто страхи, которые родом из детства, сопровождают человека по жизни. Причины этого — частые запугивания, большое количество запретов, пережитые психические потрясения в детстве.

Затаившиеся детские страхи, это «скелеты в шкафу», которые могут вызывать разную реакцию у взрослых — от милых чудачеств до тяжёлых расстройств психики. Взрослым людям приходится обращаться за профессиональной помощью: специалисты вытащат на поверхность детские фобии и помогут принять и переосознать их, учитывая имеющийся опыт жизни.

Психологи советуют воспитывать в себе Взрослого Человека, то есть самостоятельную ответственную личность, отвечающую за свою жизнь и принятые решения.

Пережитые в детстве страхи не проходят бесследно

Чем полезны страхи в дошкольном возрасте

Страх возник в процессе эволюции и защищает человека от опасности. Страхи для ребёнка — это абсолютно нормально. Родители должны наблюдать за детьми и контролировать его состояние. Преодолевая свои опасения, маленький человек формируется как личность, проявляет характер, начинает понимать, что сам может решить проблему. Преодоление — самое эффективное лечение.

Инстинкт самосохранения — это врождённый рефлекс, который спасает человека в случае возникновения угрозы здоровью или жизни.

Литература, которая поможет мамам и папам

Детские фобии изучали и продолжают это делать многие педагоги и психологи. Вот небольшой список полезных книг на эту тему:

  • Анна Быкова «10 стратегий преодоления детских страхов». Автор — педагог, практикующий психолог. Предлагает конкретные примеры избавления от страхов при помощи арт-терапии.
  • Гизела Эберлейн «Страхи здоровых детей». Автор — австрийский доктор медицины. Освещает способы лечения и профилактики различных боязней у детей, которые приводят к нервозности, нарушениям сна, снижению внимания.
  • Ольга Никольская «Детские страхи». Автор — доктор психологических наук. Обучает самостоятельному преодолению страха, осторожно стимулируя влечения ребёнка, развивая механизм психодрамы.
  • Юлия Кочетова «Психологическая коррекция детских страхов». Автор — кандидат психологических наук. Рассматривает разные приёмы работы с детскими страхами, в том числе арт-терапию, поведенческую психотерапию, способы самоконтроля.
  • Александр Захаров «Дневные и ночные страхи у детей». Автор — доктор психологических наук, кандидат медицинских наук. Книга для психиатров, неврологов, педиатров, психологов и родителей, способных понять насущные проблемы развития детей.
  • Наталья Чуб «Азбука храбрости». Автор — детский писатель и психолог. Детская книга, которая поможет малышу избавиться от обычных детских страхов, сказкотерапия.
  • Зигмунд Фрейд «Психоанализ детских страхов». Автор — австрийский психолог и психиатр. Исследует реальные и невротические страхи.

Невозможно уберечь детей от всего, да и не нужно. Важно выстроить отношения с ребёнком так, чтобы он со своими страхами и проблемами шёл именно к родным. Малыш должен быть уверен, что мама и папа помогут, успокоят, пожалеют. Тогда он будет чувствовать себя любимым и защищённым.

Источник: https://pediatriya.info/detskie-strahi-konsultatsiya-dlya-roditeley/

Ссылка на основную публикацию