Как «работает» память ребёнка

Как работает память человека — просто о сложном

Моя дочка пошла в первый класс и столкнулась с тем, что правила приходилось заучивать наизусть. Ей это очень тяжело давалось поначалу. Даже если она могла повторить весь текст в первый час после заучивания, то потом часть информации терялась. А я помнила эти правила наизусть ещё со школы.

Тогда мой маленький гений задал вполне логичный и мудрый вопрос: «Почему я не могу вспомнить правило, которое учила сегодня, а ты знаешь его до сих пор?». С ответом я не торопилась – решила изучить теорию и сопоставить с жизненным опытом.

Понятие и характеристики

Изучение вопроса я начала с основ. Что же такое память? Где хранится память человека? Какова структура памяти?

Согласно определению, это мыслительный процесс, состоящий из следующих компонентов: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Как работает память? Она формируется на протяжении всей жизни и хранит наш жизненный опыт. Физически процесс можно описать возникновением новых связей между огромным количеством нейронов головного мозга.

Обратите внимание

Процессы в головном мозге не изучены до конца, и учёные продолжают исследования в этой области человеческого организма.

О том, где находится память человека, до сих пор ведутся споры. На сегодняшний день доказано, что за эту часть сознания отвечают следующие участки мозга: подкорковый гиппокамп, гипоталамус, таламус, кора полушарий.

Основными местами хранения являются гиппокамп и кора. Гиппокамп находится в височной доле по обе стороны головного мозга. На вопрос о том, какое полушарие отвечает за память, можно смело ответить, что оба, только правая доля «контролирует» фактические и лингвистические данные, а левая – хронологию жизненных событий.

Появление нейронных связей обусловлено работой рецепторов органов чувств: зрения, вкуса, обоняния, осязания и слуха. Головной мозг фиксирует все электрические импульсы от них, причём наиболее яркие моменты, вызывающие сильные эмоции (например, первая любовь), запоминаются лучше.

Таким образом эмоции человека оказывают влияние на память.

Например, одни хорошо выучивают текст из учебника при чтении, другим лучше услышать текст от другого человека, у третьих отменная память на запахи и так далее.

Различные внешние и внутренние факторы  влияют на «качество» нашей памяти. Много причин, вызывающих нарушения этого процесса.

К внутренним  причинам относят неправильное обращение с информацией по следующим направлениям:

  • запоминание – чтобы информация не забылась, с ней нужно работать;
  • помехи – большое количество новой информации приводит к забыванию важной ранее приобретённой информации;
  • вытеснение – негативные воспоминания забываются быстрее;
  • искажение – запоминание и воспроизведение информации происходит на фоне наших чувств и эмоций, поэтому такая обработка делает данные субъективными;
  • ошибки хранения и воспроизведения – если данные запомнились с ошибками или неточностями, или не полностью, то их воспроизведение окажется неверным.

Внешних причин тоже достаточно:

  1. Генетические отклонения (например, аутизм).
  2. Гормональные нарушения (в том числе, сахарный диабет, патология щитовидной железы).
  3. Депрессивные или стрессовые состояния и заболевания (невроз, шизофрения).
  4. Истощение организма, вызванное переутомлением, бессонницей, болезнью, плохим питанием, алкоголизмом, курением, приёмом некоторых препаратов (например, бензоди-азепинов).
  5. Возрастные изменения (болезнь Альцгеймера).

Особенно пагубно, помимо заболеваний и травм, действует на память увлечение алкоголем. Известно, что даже разовое употребление спиртного приводит к нарушениям, а при алкоголизме происходит разрушение нейронных связей в гиппокампе, нарушение мозгового кровообращения, возникновение авитаминоза.

Всё это приводит к потере способности усваивать новую информацию.

Такие острые состояния, как инсульт и инфаркт, также способны вызвать уничтожение нейронных связей, причём последствия могут быть колоссальными, и для восстановления нужно много времени, сил и терпения. Иногда все попытки являются безуспешными.

В гиппокампе содержится вещество – ацетилхолин, — отвечающее за передачу импульсов от одного нейрона к другому. Недостаток его служит причиной нарушения памяти. Особенно это явление наблюдается в старческом возрасте и вызывает болезнь Альцгеймера.

Структура

Длительное изучение того, как устроена память человека, повлекло создание подробной классификации. Одним из критериев является продолжительность хранения информации. Согласно ему можно выделить следующие виды памяти:

  • мгновенная (сенсорная);
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

Мгновенная характеризуется тем, что информация фиксируется рецепторами органов чувств, но обработке не подлежит. Она, в свою очередь, делится на иконическую (зрительное восприятие) и эхоическую (слуховое восприятие).

Пример иконического вида – вы видите на улице баннер с рекламой и номером телефона, через секунду вы уже этот номер не вспомните. Эхоический вид можно рассмотреть также на рекламе, но  номер телефона вы не увидели, а услышали по радио. Мгновенная память позволяет хранить информацию до 5 секунд.

Кратковременная является последствием однократного восприятия и немедленного воспроизведения. Если взять пример с правилом для первого класса, когда дочка читает его по слогам один раз без  повторения. Удержать правило в памяти она сможет на протяжении времени от 5 секунд до одной минуты.

Важно

За кратковременную память отвечает гиппокамп. Доказательством является тот факт, что при повреждении гиппокампа (во время оперативного вмешательства, например) человек сразу же забывает только что произошедшее с ним событие, но помнит информацию, накопившуюся до повреждения.

Оперативная память – это то же, что и кратковременная, но информация хранится только в пределах периода её использования. Например,  дочка прочитала правило и использовала его для выполнения упражнения из домашней работы, а после забыла.

Этот вид позволяет человеку быстро решать проблему здесь и сейчас и забывать ненужную впоследствии информацию.

Долговременная хранится в коре полушарий мозга. Она развивается одновременно с кратковременной и является её следствием. После многократного запоминания и применения информации, находящейся в пределах кратковременной памяти, происходит её фиксация в головном мозге, а именно в коре полушарий, на длительное время или даже на всю жизнь.

Это пример, когда правило, выученное в первом классе и применяющееся на протяжении 11 лет обучения в школе, запоминается навсегда. Долговременная память требует участия всех ресурсов сознания: психического, чувственного и интеллектуального.

Структура памяти упрощённо представляется следующей схемой: запоминание – сохранение – воспроизведение. При запоминании происходит выстраивание новых нейронных связей.

Благодаря этим связям мы вспоминаем (воспроизводим) информацию. Воспоминания могут быть извлечены из долговременной памяти самостоятельно или под воздействием раздражителей на определённые участки головного мозга (например, гипноз).

Совет

На продолжительность сохранения информации влияет внимание человека к последней. Чем больше сконцентрировано внимания, тем более длительно информация будет храниться.

Неотъемлемой частью памяти является также забывание. Этот процесс необходим для разгрузки центральной нервной системы от ненужных воспоминаний.

Вывод

Теперь я могу ответить на вопрос дочери:

  1. Память представляет собой процесс из нескольких отдельных составляющих. Чтобы запомнить информацию, нужно осмыслить её, много раз повторить и периодически применять на практике. Это обусловлено определёнными свойствами головного мозга и, соответственно, существованием нескольких видов памяти.
  2. Важно знать, где хранится память, чтобы понимать, от чего зависит запоминание правила. Она содержится в головном мозге с большим количеством нейронов. Для фиксации информации в коре полушарий необходимо создание прочных нейронных связей.
  3. Знание о том, как устроена память, поможет развить её, и получить от этого процесса удовольствие.

Эта часть сознания связана с органами чувств, поэтому можно понаблюдать, как текст лучше запоминается: при чтении или на слух.

Процесс запоминания связан также и с интеллектом: чем больше и качественнее мы учим, тем легче запоминание будет даваться впоследствии.

Успешное запоминание связано с психическим состоянием человека: подавленное настроение может помешать процессу; чем больше положительных эмоций, интереса проявляет человек к информации, тем внимательнее он её изучает, и тем лучше её запоминает.

То есть важно иметь положительный настрой. Для детей можно создать условия игры для привлечения внимания.

Необходимость развития

Устройство памяти человека предполагает взаимосвязь с  интеллектом. Развивая её, мы развиваем и интеллект.

Человек, который много времени уделяет запоминанию и осмыслению, становится более внимательным и организованным, у него развиваются все виды мышления, воображение и творческие способности. Кроме того, такая тренировка мозга предупреждает возрастные болезни, связанные с нарушением памяти.

В зависимости от целей тренировки запоминания выделяют три направления использования:

  1. Бытовое направление – нужно для устранения забывчивости на бытовом уровне (например, периодическое забывание телефона дома).
  2. Естественное – когда тренировка памяти сочетается со здоровым образом жизни, а результаты могут использоваться в любой сфере деятельности человека.
  3. Искусственное – это применение мнемотехник, освоение которых позволяет запоминать колоссальные объёмы различной информации.

Неважно, какой способ выберете вы, но, если хотя бы один из них будет изучен, то это уже будет шагом к самосовершенствованию и возможности пойти дальше. Эти бесценные навыки, несомненно, пригодятся в любой сфере жизни, делая вас успешными и счастливыми.

Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/memory/kak-rabotaet-pamyat-cheloveka.html

Как работает детская память

Ребёнок может забыть о том, что он только что увидел – но вспоминает об этом чудесным образом спустя несколько дней.

У взрослых людей память со временем ухудшается: сегодняшние события мы через неделю будем помнить уже нетвёрдо, а через год вообще забудем. А вот у маленьких детей всё происходит наоборот – то, что случилось сегодня, они лучше всего помнят спустя несколько дней.

Детская память крепчает со временем. (Фото DEBROCKE / Corbis.)

Владимир Слуцкий и его коллеги из Университета штата Огайо предложили 4- и 5-летним детям поиграть в игру, в которой нужно было понимать, как связаны между собой разные объекты.

Обратите внимание

Например, ребёнку показывали на картинках пару каких-то вещей и спрашивали, кому эти вещи принадлежат, Микки Маусу или Винни Пуху.

Дети быстро понимали, что от них требуется: если в начале игры доля правильных ответов составляла 60%, то к концу – уже 90%.

После первого раза игру сразу повторяли, но на сей раз те же самые предметы были уже в новых комбинациях, и ассоциации с ними должны были быть другими.

Доля правильных ответов в начале и в конце игрового раунда росла точно так же, как и в первый раз, с 60% до 90%.

Однако новые ассоциации вытесняли старые: если дети в тот же день играли ещё и в третий раз, и тут уже им возвращали те комбинации, что были в первую игру, то снова появлялись те же 60 и 90 процентов, как будто дети видели рисунки впервые.

С другой стороны, известно, что детям бывает непросто быстро понять какие-то сложные ассоциации, так что авторы работы рассудили, что спустя какое-то время, отдохнув, дети могли бы набрать в такой игре больше очков.

Действительно, так и оказалось: если между вторым раундом и третьим (который, напомним, по картинкам был такой же, как первый) успевало пройти два дня, дети начинали с 85% правильных ответов, а заканчивали теми же 90%.

Таким образом, психологи наблюдали последовательно два процесса: вытеснение одних «единиц информации» другими (ассоциации второго раунда игры вытесняли первые) и отложенное вспоминание, когда информация воскресает в памяти спустя несколько дней. Статья с результатами экспериментов в скором времени появится в журнале Psychological Science.

Важно

Так что если вдруг вам кажется, что ребёнок пропустил мимо ушей какие-то ценные указания, что вы ему дали, это не обязательно так: просто новые впечатления временно заставили его забыть сказанное.

Но спустя пару дней окажется, что он (или она) совсем ничего не забыли.

Очевидно, такую особенность детской памяти хорошо бы иметь в виду воспитателям, педагогам и просто родителям, и не наказывать детей почём зря за мнимую невнимательность.

Как такая отложенная память реализуется на нейробиологическом уровне, покажут дальнейшие исследования.

Однако тут нельзя не вспомнить известную теорию, согласно которой сон помогает мозгу превращать кратковременную память в долговременную.

Возможно, что двухдневный перерыв даёт детской психике именно такое количество сна, которого становится достаточно, чтобы новая информация, новые ассоциации, новые правила поведения окончательно закрепились в памяти ребёнка.

Источник: https://golbis.com/pin/kak-rabotaet-detskaya-pamyat/

Память детей и их правильное развитие

Каждый человек, который стал родителем, будет беспокоиться о будущем своего ребенка. Главное, что необходимо развивать с самого детства – память.

Ни для кого не секрет, что способности у каждого разные.

Одному достаточно просто один раз прочитать материал, чтобы знать каждый слог, а другой потратит на обучение массу сил и времени, но не добьется нужных результатов. Почему так? Как развивать память ребенка?

Психологи дают нам значение слова «память». Итак, это процесс, который позволяет сохранить опыт и делает возможным его идентичное повторение. Память, как нечто между прошлым и будущим любого индивида, главная функция человеческого развития.

Читайте также:  Мёд: состав, витамины и микроэлементы, польза

Память – психологическая функция, которая предназначена для того, чтобы сохранять и в нужное время воспроизводить материал. Информация может храниться долгое время и использоваться многократно. Многим из нас кажется, что память ребенка и взрослого человека отличаются, ведь она связана также с жизненным опытом, образованием, полученным в университете, общением на работе.

Но, это совершенно не так. Память детей и взрослых одинаковая – это способность мозга хранить информацию. У кого-то такая способность дана от рождения, кому-то необходимо её развивать. Все это очень индивидуально. Память детей лежит в основе самого главного: общения и обучения.

Совет

Чем быстрее будет происходить процесс запоминания, тем быстрее будет идти сам процесс развития ребёнка.

Механика познания мира работает таким образом, что малышу всегда все интересно. Он хочет играть, трогать, пробовать на вкус, таким образом, он с самого рождение познает окружающий мир.

Если вы его постоянно ругаете и забираете игрушки, то такую модель поведения он запомнит с самого детства и будет верить, что так и должно быть.

Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок вырос умным и был хорошо развит, помогайте ему в этом. Но как, же это сделать?

Как же развивать память детей?

Главное — это общение. Говорите с малышом и отвечайте на главный вопрос ребенка: «почему?». Ошибка всех родителей в том, что они ленятся объяснять что-то ребенку, например, родители просто говорят: «отойди от плиты!».

Вы хватаете малыша за руку или еще хуже ставите в угол, но попробуйте рассказать, почему газовую плиту нельзя трогать. Говорите с ним, даже если думаете, что он вас не понимает. Скажите, что на плите готовиться еда, которую ест он и папа, что такое газ, что это опасно.

Малыш получит драгоценный опыт и запомнит, что это опасно. Если вы просто накажете его, он, несомненно, в следующий раз снова полезет к плите.

Проблема может состоять в том, что ребенок, например, выучил слово стул, но не знает его значение, и называет все предметы стульями. Вас, конечно, это рано или поздно начнет раздражать. Тут вспомните главное правило – говорите с ребенком.

Объясните ему, что стол — это стол, а стул — это стул. Да, это долго и трудно, но запомните, вы делаете инвестицию в будущее, главное дать ему азы, а школа сделает из него вундеркинда. Понимание значения слов поможет в будущем развивать память детей.

Ребенок сможет лучше воспринимать материал, в котором будет встречать знакомые и не совсем знакомые слова. Например, когда ребенок не понимает значение слова «физика» — не надейтесь на то, что он станет успешным в этой сфере.

Обратите внимание

Просто он не будет понимать информацию, которую даст учитель, и тем более не будет знать, как ее реализовать.

Чтобы лучше понять ситуацию, в которой оказался ваш ребенок, представьте, что вы на Венере. Вас окружаю только непонятные предметы, и вы все будете трогать, чтобы понять, как это работает. Смотрите на мир детскими глазами, и тогда результат не заставит вас долго ждать.

Источник: http://detkam.su

Источник: https://detkam.su/blog/pamjat_detej_i_ikh_razvitie/2012-12-17-15

4 отличия детской памяти от взрослой

Ваш ребенок забыл стихотворение про солнышко и выяснил это только во время своего выступления на утреннике. А еще он не помнит, куда сует свои штаны, совочки и игрушки… Причина проста: детская память устроена немного иначе, чем наша!

Когда мы рассчитываем на «хорошее» поведение ребенка, мы совершенно упускаем из виду, что дети организованы неожиданным образом. Мы требуем осознанности, здравого смысла и выдержки.

Мы приводим какие-то аргументы, упорствуем, и получаем сомнительный результат: парень по прежнему постукивает бабушкиным сервизом по батарее.

Знать особенности процессов, происходящих внутри непостижимого существа, которое бегает по квартире в ваших ботинках — вот что поможет сохранить свое здоровье и даже хорошее настроение на злополучном утреннике.

Память, конечно, нужна нам не только для того, чтобы четко знать, куда именно мы задевали ключи. Память помогает нам копить опыт, узнавать самые разные ситуации, связывать отдельные признаки в понятную картину и предвидеть события, исходя из начальных сигналов. Скажем, угадать по звуку голоса сотрудника ДПС, что он не мир несет, но штраф за неправильную парковку.

Память бывает двух типов: кратковременная (вы быстро воспроизвели разовый пятизначный пин-код, но спустя пять минут ничто не смогло бы вас заставить вспомнить этот набор цифр) и долговременная (она включает в себя кучу важной информации начиная с бессознательной о двигательных навыках и заканчивая строками из письма Татьяны к Онегину, которые вы учили в школе и до сих пор можете продекламировать, если придется). То есть для формирования кратковременной памяти нужно один раз пробежать взглядом по статье в журнале, для долговременной — придется много раз мучить близких вольной трактовкой Пушкина или проигрышем «Собачьего вальса».

Когда речь идет об умственных способностях, к которым относится и память, нельзя пропустить то обстоятельство, что мозг человека сильно растет еще и после рождения.

Важно

Если у шимпанзе размер мозга после рождения увеличивается в 1,6 раза, то у человека серое вещество вырастает в 4 раза! Долгое детство и три года в декрете нам даны неспроста.

Наверное, именно бурным ростом можно объяснить странную работу любимой кудрявой головы.

Особенности работы детской памяти:

1. У детей до трех лет формируются «эмоциональные воспоминания».

Никто не помнит, что с ними происходило в возрасте 6-ти месяцев. Довольно трудно воспроизвести слова нянечки, которая кормила вас в яслях манной кашей в ваши 2 года.

И в целом события до трехлетнего рубежа мы знаем лишь по фотографиям и словам мамы, которая почему-то при гостях начинает рассказывать, как вы когда-то описались в автобусе. Однако это не дает нам возможности оставить воспитание малышей на усмотрение судьбы.

Оказывается, их бессознательные эмоции запечатлеваются в мозге и даже влияют на всю последующую жизнь.

До трех лет мы не помним ту дурацкую историю в автобусе, потому что до этого времени гиппокамп (это часть мозга, которая участвует в формировании долговременной памяти) еще не созрел. Ученые полагают, что эмоциональные воспоминания могут храниться в миндалине, которая вовсю работает уже у новорожденных.

«Гены крысят, которых хорошо кормят, работают иначе, чем гены их однояйцевых близнецов, о которых заботятся хуже, так что в мозге благополучных крысят происходят изменения, ведущие к уменьшению тревожности.

Результаты исследования клеток мозга взрослых самоубийц, в детстве ставших жертвами жестокого обращения, заставляют предположить, что подобные явления свойственны и людям,-» пишет научный журналист Рита Картер в своей книге «Как работает мозг». 

От того, как мы общаемся с малышом первые годы нашего знакомства, зависит ни много ни мало его благополучие во взрослом возрасте. Пусть в голове человека не отложится, как он когда-то обиделся на погремушку, но то, что он наверняка запомнит — ваше чуткое с ним обращение, доброжелательную интонацию и общее приятное впечатление от окружающего мира.

2. Память ребенка связана с его телесностью.

Совет

Если взрослый может долго витать в каких-то абстракциях и не обращать внимание на сырой носок, то дети — напротив — ужасно телесные существа.

Мир они постигают ползком, животом под столом, они пробуют на язык всякую дрянь (милый, выплюнь скорее сапожный крем!), хватают руками лягушек и прочий состав лужи, щиплют и кусают приятелей в песочнице, залезают вам на шею и вцепляются в волосы.

Основной рывок в деле постижения своего тела приходятся на возраст 3-5 лет. Тогда-то формируются главные двигательные навыки, свойственные человеку, включая кувырки, которые после пригодятся для нижнего брейк-данса.

То, что неочевидно родителю — это то, что психические способности детей сильно взаимосвязаны с их телесностью, ощущениями в пространстве, физикой и сенсорикой.

Специалисты по сенсорной интеграции решают сложности психического развития при помощи ванн с фасолью, утяжеленных одеял, кресел-коконов и качелей, и это действительно работает. Есть исследования, которые показывают сильную взаимосвязь, между освоением своего тела и развитием памяти ребенка.

Так что если вам важно, чтобы малыш запомнил ценную информацию, увяжите ее с его моторикой, координацией или чувством ритма. Дети усваивают то, что проживают телом.

3. У детей информация быстрее стирается из памяти.

«Неужели ты и правда не помнишь, как ты решал эту задачку у деда на даче прошлым летом?» — да, он правда забыл. Детям сложнее удерживать в памяти события, которые не были окрашены яркими эмоциональными переживаниями, и, как ни удивительно, задачка — не из тех вещей, о которых он будет с ностальгией вспоминать многие годы.

Чтобы вы лишний раз не удивлялись забывчивости ребенка, японско-канадская группа нейробиологов опубликовала результаты своего исследования.

Правда эксперименты проводились на мышах, а не на детях, но ученым удалось доказать, что активный рост нейронов стимулирует забывание.

Обратите внимание

Нейроны, конечно, растут бойче у молодых особей, не важно, с хвостом эта особь или с сандаликами. За рост приходится расплачиваться потерей памяти.

В экспериментах сравнивались совсем юные мышата со взрослыми грызунами. И у тех и у других сформировали реакцию страха (лучше даже не узнавать, каким образом), а потом ученым осталось наблюдать, как она стирается. Взрослые мыши помнили об опасности весь следующий месяц, а молодые полностью забыли о ней через две недели.

Родителю это знание поможет успокаивать себя при каждом удобном случае: «Ага, дитя опять забыло сменку! Ну, значит, у него активно растут нейроны!» Кроме того, учитывайте, что сильные потрясения и мыши, и люди не забывают, что бы там ни происходило с их нейронами. Чтобы сведения усвоились ребенком, помогите ему связать их с эмоциональной стороной жизни: пусть факт несет радость или волнение.

4. Детская память работает с задержкой.

Если мы только что вышли со спектакля, мы хорошо помним, что там происходило, но вот уже через неделю, детали исчезнут из памяти. У ребенка картинка перевернутая: сегодняшнее событие он будет лучше помнить лишь спустя несколько дней. Об этом рассказывают ученые из Университета штата Огайо.

Исследователи играли с детьми 4-5 лет в игру, где нужно было понимать, как связаны между собой разные объекты. Психологам удалось наблюдать замечательный эффект: информация, которую дети плохо помнили при повторении в первый день, чудесным образом воскресала у них в голове спустя несколько дней.

Так что если вы разочаровались, обнаружив, что ребенок вышел из театра, и уже не знает, кто пел арию Лисички, то тут два варианта: либо он вспомнит об этом через пару дней и вы с удовольствием обсудите спектакль, либо вы водили его на современную постановку для взрослых театралов, и он там неплохо выспался.

Источник: http://www.parents.ru/article/chetyre-otlichiya-detskoj-pamyati-ot-vzrosloj/

Как развить память у ребенка?

«В одно ухо влетело, в другое вылетело»- так часто говорят о детях, которые плохо запоминают новую информацию. И таких малышей — огромное количество.

Естественно, родители задаются вопросом, как улучшить память ребенка, ведь она очень поможет ему не только в детском саду, но и потом, во время обучения в школе.

На помощь мамам и папам придут простые способы и методики, которые помогут не только сделать процесс запоминания более легким, но и положительно скажутся на всем интеллектуальном развитии ребенка.

Память, как способность, дана всем живым существам, которые наделены высшей нервной деятельностью. Но дальше всех в способности запоминать образы, информацию, обучаться продвинулся человек.

Исследователи, которые изучали процессы памяти, признаются, что в этом вопросе еще много «белых» пятен, однако механизм запоминания с более ли менее высокой точностью им все-таки удалось воспроизвести:

  • Запоминание;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение при узнавании;
  • Забывание.

Ребенок может запоминать информацию двумя способами — произвольно и непроизвольно. В первом случае идет речь о заучивании стихов, которые, к примеру, нужно будет прочитать на утреннике в детском саду. В произвольном запоминании огромную роль играет мотивация. Если она есть у малыша, то запоминание будет проходить быстрее и легче.

Непроизвольное запоминание — штука непредсказуемая. Ребенок запоминает все, что видит, слышит, с чем соприкасается. Однако одна информация остается в памяти надолго, другая быстро исчезает, как правило, за ненадобностью, если человек не обращается к этому фрагменту памяти, не пользуется им.

Малыш может надолго запомнить человека, увиденного в автобусе, только потому, что он оказался похож на персонажа любимого мультфильма.

Читайте также:  Множественная миома матки: симптомы, причины, лечение

А ваши объяснения, как работает водопровод, которые последовали на вопрос «почему», он забудет достаточно быстро, если вопрос был задан «мимоходом» и информация чаду оказалась ненужной.

После запоминания происходит второй процесс — сохранение. Он может быть динамическим и статическим. В первом случае речь идет о кратковременной памяти (услышал-запомнил-забыл). Статическое сохранение — гарантия памяти долговременной (услышал-запомнил-сохранил-вернулся к сохраненному-переработал-запомнил -вернулся).

Этот механизм важен для процесса обучения, так как ребенок, первоначально запомнив что-то важное, потом может снова и снова возвращаться к этой информации, которую бережно хранят энграммы, и под воздействием новой поступающей информации «корректировать» данные, менять их, дополнять и расширять.

Важно

Именно это и будет являться механизмом усвоения материала, важного для успешного обучения чему-либо.

Третий важный этап работы памяти заключается в узнавании и воспроизведении сохраненных ранее фрагментов. Узнавать то, что уже есть в памяти, значительно проще. Ребенку показали иллюстрации к стишку, который он учил в садике, — малыш начинает вспоминать сам стишок.

Но если мама просто попросит его рассказать стихи, которые учились более полугода назад, воспроизвести информацию крохе будет не так-то просто. На помощь ему придет еще один «трюк» памяти — ассоциации, они сопровождают и запоминание, и сохранение.

Если ребенок сможет воспроизвести собственные ассоциации, он в большой вероятностью, вспомнит текст стихотворения.

Забывание — это процесс освобождения энграмм он ненужной информации, которая хранится и не используется. Этот процесс разрушения нейронных связей очень важен для психики ребенка, которая может оказаться слишком перегруженной, если малыш не будет забывать что-то. Ученые считают, что в процессе «стирания» информации участвует и кора головного мозга, «включая» торможение.

Память делится на несколько видов. По степени интенсивности психических процессов, она может быть эмоциональная, двигательная, образная (зрительная), словесно-логическая. По типу запоминания — произвольная и механическая (непроизвольная), по длительности хранения информации — кратковременная, долговременная, оперативная.

Первая память, которая начинает развиваться у новорожденного — двигательная. Моторное запоминание дает крохе возможность научиться сидеть, ходить, держать в руках игрушку, ложку. Эмоциональная память в самом начале жизни носит рефлекторный характер — мама рядом, малыш спокоен, мама далеко — малышу одиноко.

Лишь к 6 месяцам запоминание эмоций становится более осознанным, и малыш уже может расплакаться, если ему показать игрушку, которой накануне он очень больно ударил себя по лицу.

В этом возрасте кроха отлично знает членов своей семьи и эмоциональная память делает возможным это узнавание — он видит маму и улыбается, посторонним людям улыбаться он не станет.

Образная память формируется у детей ближе к 1 году. Это не только запоминание вкусового, осязательного, зрительного плана, но и создание ассоциаций, связанных с ним.

Ребенок именно через эту память формирует свои представления о мире. Словесно-логическая память даст возможность ребенку формулировать и воспроизводить свои мысли.

Это станет возможным, когда малыш научится говорить хотя бы 10-20 слов.

Кратковременная память у каждого отдельного ребенка имеет свой объем, поскольку это очень индивидуальная способность, данная природой, и сохраняющаяся на всю жизнь практически без изменений. Она позволяет воспринимать новую информацию, сразу сортировать ее и оставлять только нужно.

Далее дело за долговременной памятью. У детей долговременное запоминание развивается в возрасте около года, у кого-то — чуть позже.

Оперативная память нужна для хранения временной информации, как это происходит, когда мы складываем два числа в уме (промежуточный результат после сложения десятков, например, мы оставляем « в уме»).

У детей все виды памяти развиваются постепенно, и эта последовательность имеет огромное значение. Новорожденный на уровне моторной памяти прекрасно помнит, как нужно совершать сосательные движения.

Совет

К 5-6 месяцам «включается» эмоциональная память, а к году — образная. С года начинает формироваться долговременная память, и малыш уже сможет вспомнить, где они с мамой гуляли вчера. Высокой степени развития долговременная память достигнет к 2-2,5 годам.

Свои познания о мире малыш будет строить, непроизвольно получая информацию в процессе игры.

В 5-6 лет дети обычно уже владеют достаточно развитой произвольной памятью, и могут специально заучивать что-то, например, стихи или басни, если у них будет мотивация.

Есть и очень интересные особенности детской памяти:

  • Зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков.
  • Моторная память быстрее развивается у мальчиков.
  • Долговременная память раньше формируется у девочек, причем, преимущественно она носит эмоциональный характер.
  • Мальчики легче запоминают числа.

Развивать память ребенка можно с самого рождения. Сначала это будут движения, а затем — эмоции и слова. Непроизвольную память крохи ( ведь он не старается что-то запомнить, у него это получается само по себе) лучше тренировать в игровой форме, именно так увеличивается вероятность, что наибольшее количество информации будет проанализировано кратковременной памятью.

Улучшение памяти — не совсем подходящий термин, если речь идет о ребенке. Плохой память у здоровых детей практически никогда не бывает, она может быть недостаточно развитой, и над этим предстоит потрудиться родителям.

Есть несколько простых способов развить память малыша, которые будут полезны и его родителям, поскольку их память будет тоже тренироваться:

  • Что ты делал? Возьмите за правило рассказывать ребенку, как прошел ваше день, описывайте все подробности, а потом просите чадо сделать то же самое.
  • Книга — лучший друг. Читайте ему книги каждый день, пусть даже в силу нехватки времени, это будет 1-2 страницы, но чтение должно стать ежедневной традицией.
  • Игра поможет. Каждый день играйте с ребенком в слова. Это можно делать дома, можно по дороге в детский сад. Назовите ему 10 слов, и попросите назвать те из них, которые он может видеть вокруг себя (улицы, фонарь, автобус, люди, магазин, собака, лужа). Зрительную память хорошо тренировать с помощью картинок. Положите несколько изображений, обсудите их, опишите, а потом уберите 2-3 картинки и попросите чадо сказать, чего или кого не хватает. Тренировать внимательность помогут задания с одинаковыми картинками, в которых нужно найти отличия, их для любого возраста можно найти в интернете.
  • Стройте ассоциации. Чтобы малыш лучше запоминал, помогите ему подобрать к слову или явлению понятную для него ассоциацию. Он довольно быстро начнет оперировать этим навыком.
  • Музыка и иностранные языки. Очень хорошо тренируют память занятия на музыкальных инструментах, пение, а также изучение иностранного языка.
  • Гаджетам — бой. Интернет, развитие компьютерных технологий уже сейчас отрицательно сказываются на памяти людей, она стремительно ухудшается, ведь нет необходимости запоминать информацию, если ее всегда можно найти в поисковой системе. Это не призыв отказаться от использования гаджетов, но родители, которые хотят тренировать память своего ребенка, должны как можно меньше давать ему общаться с планшетом и компьютером, и как можно больше общаться с ним лично.

В любом возрасте можно использовать различные игры и методики развития памяти. Их даже можно придумывать самостоятельно, опираясь на область интересов растущего малыша. Вот лишь некоторые игры, которые вполне могут стать основой для ваших, индивидуальных:

  • Для детей до 3 лет. В этом возрасте очень полезны игры, направленные на развитие двигательной памяти. Собирайте с ребенком цветные кубики и называйте цвета, пирамидки. Детям с 2 лет можно доверить поиск отличий в двух одинаковых на первых взгляд предметах или картинках. После 2 лет важно начать пересказывать прочитанные сказки и стихи, задавайте малышу как можно больше вопросов, это будет не только развивать память, но и речь малыша. В возрасте от 1,5 лет можно начинать играть в мини-прятки. Для этого покажите ему три игрушки, две оставьте, а одну уберите. Он должен назвать, какой игрушки не хватает.
  • Для детей 3-4 лет. В этом возрасте особое внимание нужно уделить развитию образной и словесно-логической памяти. Чаще просите описать словами картинку, охарактеризовать персонажа сказки или мультфильма, рассказать, что он делает, что с ним будет потом. Полезно учить ребенка фантазировать. Покажите ему картинки животных, а затем уберите их и попросите представить, что он идет по зоопарку. Называйте животных, которых малыш увидел на картинках до этого, но одного-двух «забудьте» назвать. Пусть малыш ответит на вопрос, кого не хватает в зоопарке. С каждым днем количество карточек-картинок с животными должно увеличиваться.

В этом возрасте ребенку также нужно развивать связь между разными видами памяти. Попросите его представить лимон. Пусть кроха расскажет, какого он цвета, каков он на вкус. Затем попросите описать яблоко, апельсин, грушу и т. д.

  • Для дошкольников. В этом возрасте важно практиковать игры, тренирующие кратковременную память. Для этого прекрасно подходят логические ряды. Покажите ребенку изображение нескольких предметов в ряд, а затем перемешайте изображения и попросите его вернуть картинки в исходное положение. Очень хорошо, если ваш дошкольник научится быстро собирать картинки по частям. Возьмите просто изображение и разрежьте на несколько частей, пусть чадо постарается как можно быстрее собрать эти «пазлы».
  • Для младших школьников. Для успешной учебы у ребенка в достаточной степени должна быть развита память, ведь объем информации, который каждый день обрушивается на него в школе, велик. Не стоит требовать от вчерашнего детсадовца заучивать все наизусть, так будет тренироваться его кратковременная память, но не долгосрочная. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, она по-прежнему остается для ребенка наиболее приемлемой. В этом возрасте уже можно поручать ребенку разгадывать ребусы и кроссворды, а также составлять слова в логические цепочки, например, лес-пенек-грибы-грибник-корзинка-пирожок с грибами.
  • Для детей старше 12 лет. В этом возрасте у ребенка максимально высокие способности к обучению. Он все еще довольно легко воспринимает новую информацию, но уже умеет выстраивать логические связи, создавать образы, закреплять их в памяти. Этим нужно воспользоваться, чтобы дать толчок к новому развитию подростка. Будет хорошо, если вечером он подробно расскажет, как он провел день в школе, с обязательным описанием своего класса (какого цвета шторы, что на них нарисовано, какие цветы растут на окнах. В описании людей, с которыми встречался ребенок, важно, чтобы родители расспрашивали как можно больше деталей о внешности и одежде, о чертах лица, о том, каков он, по мнению подростка, — добр или не очень (это развивает эмоционально-ассоциативную память).

Современная школа использует подходы, которые направлены на развитие кратковременной памяти-выучил-ответил-забыл. Правильно это или нет, решать не нам.

Задача родителей возместить пробелы, которые есть в этой школьной системе и помочь ребенку научиться запоминать и как можно дольше хранить информацию о выученном.

На помощь придут способы, которые давно известны нам, поскольку о них большинству из нас в свое время рассказывали наши бабушки:

  • Учим на ночь. Если есть необходимость быстро выучить стихотворение, лучше всего браться за него тогда, когда все остальные уроки уже выучены, а точнее, за 2-3 часа до отхода ко сну. Ученые выяснили, а мудрые прадеды и так знали, что максимально активно процессы запоминания в коре головного мозга протекают перед сном и утром, в течение 2-3 часов после пробуждения. Поэтому стих стоит поучить вечером, а потом повторить его за завтраком.
  • Учим по частям в последний момент. Если ребенок заблаговременно лишь несколько раз внимательно прочитает стихотворение, максимально представляя себе в виде внутренних образов все, о чем в нем идет речь, а за пару часов до урока или экзамена, на котором потребуется прочитать наизусть, перечитает и попробует запомнить, вероятность запомнить весь текст максимальна. В последний момент включается сильная мотивация, а потому процесс произвольного запоминания протекает в разы быстрее.
  • Учим на слух. Взрослые давно заметили, что ребенок гораздо быстрее запоминает тексты песен, чем тексты рассказов или стихов. Превратите стихотворение в трек, начитав его с выражением на диктофон, а потом давайте слушать ребенку пару раз в день — утром по дороге в школу и вечером перед сном. Обычно запоминание происходит непроизвольно, но довольно устойчиво, уже на 2-3 день. Если родители проявят максимум своих креативных способностей, то они смогут переложить стихи на любимую музыку чада. Так, «Бородино» может стать песней на мотив популярного рэп-хита, а «Парус» — красивой лирической песней.
  • Учим на бумаге. Можете продиктовать ребенку стихотворение, чтобы он записал его на слух на лист бумаги. Потом разбейте произведение на несколько частей, лучше по смыслу, и попросите ребенка запомнить первые слова каждой части, это поможет ему вовремя вспомнить, с чего начинается очередной «кусок» произведения. Этот способ, несмотря на самые длительные приготовления, считается одним из самых быстрых и эффективных способов запомнить не только стихи, но и прозу.
Читайте также:  Коралловая свадьба (35 лет совместной жизни): что подарить на полотняную годовщину

Занятия лучше проводить не каждый день, так как это может наскучить ребенку. Оптимальной частотой психологи считают — 2 раза в неделю по 20-30 минут (в зависимости от возраста ребенка).

Не нужно ругать ребенка, если он что-то забыл, не может запомнить. Такая ситуация говорит о том, что какой-то из этапов процесса запоминания оказался нарушенным, следует вернуться к самому началу и попробовать еще раз.

У каждого ребенка преобладает какой-то один (максимум два) вида памяти. Один малыш легче запоминает картинки, другому сложно помнить образы, но у него отлично развита тактильная и вкусовая память, а также память на запахи.

Найдите эту способность, и процесс заучивания или «тренировки» памяти проводите через его основную способность — слова в стихотворении могут иметь «запах», цвет.

Если это помогает ребенку запоминать быстрее, почему бы и нет!

Чтобы ребенок как можно скорее достиг хорошего уровня владения долговременной памятью, спрашивайте его о выученном сначала раз в неделю, потом в раз в месяц.

Ваши занятия должны приносить удовольствие и взрослому, и ребенку. Ничего не нужно делать «из-под палки». Если ребенок не хочет заниматься в этот раз, не настаивайте. Когда чадо дает правильный ответ, обязательно поощряйте его, улыбайтесь, искреннее радуйтесь его успехам.

Как развивать память у ребенка, смотрие в видео ниже.

Оценить статью
можно здесь

Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

Источник: http://www.o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/kak-razvit-pamyat-u-rebenka/

Мнемотехника для развития памяти ребенка

Когда ребенок адаптируется к школьной среде, многих родителей волнует вопрос — как сделать уровень его интеллектуального развития высоким? За его сформированность отвечает формирование познавательных процессов: мышления, воображения, восприятия, памяти.

Новый статус и новая социальная роль приносят ребенку множество неведомых ему обязанностей. Став школьником, он ощущает тяжесть не только учебных требований, но и информации организационного порядка. Для того, чтобы ребенок был успешным в школе, смог справляться с новыми обязанностями и оправдывал ожидания родителей и учителей, ему необходимо запоминать много новых и часто непонятных вещей.

Обратите внимание

Как справиться школьнику с такой нагрузкой? Как запомнить нужное, ничего не перепутать, и при этом, радоваться новому статусу ученика, увлекаться обучением и с удовольствием посещать школу?

Мнемотехника — один из инновационных подходов к развитию памяти обучающихся. Как она работает? Эффективно ли применять игры и упражнения мнемоники дома с ребенком? Ответы в данной статье.

Развитие ребенка младшего школьного возраста

Нагрузка первоклассника велика. Поэтому ребенок, поступивший в школу, нуждается в помощи взрослых и, в первую очередь, в поддержке близких. Иногда взрослые удивляются, а, зачастую, и раздражаются из-за того, что ученик забыл информацию или не смог рассказать стих из восьми строф, хотя дома, казалось бы, хорошо подготовился.

Могут ли родители оказать помощь ребенку в запоминании информации? Да, если будут не просто заставлять и поучать его, но станут использовать специальные техники для развития памяти. Помочь в этом могут специальные игры для запоминания новой информации, сложных слов, предложений, трудного для усвоения материала.

Как работает мнемотехника?

Мнемотехника — это специальные способы запоминания информации с опорой на образы.

Образное мышление является главным в дошкольном и младшем школьном возрасте, поэтому дети легче запоминают слова или предложения, представляя их образы.

Мнемоника предлагает связывать слова или необходимые для запоминания числа в образные картинки, используя, для этого, самостоятельно придуманные, иногда, даже нелепые связи.

Например, учитель говорит, что завтра урок математики перенесут, и он будет последним в расписании.

Первоклассник, слушая это сообщение, может представить картинку, как человечки с названиями предметов выстроились в ряд, а одного, с табличкой «математика», торжественно несут и ставят в конце этой шеренги.

Подобная незамысловатая картинка «зацепится» в памяти, и появится гораздо больше шансов, что ребенок вспомнит эту картинку, а, следовательно — и сказанную учителем информацию.

Мнемотехника отлично помогает в запоминании стихотворений. Отдельной маленькой историей можно связать четверостишие, или же словосочетания, запоминание которых вызывает трудности. Родители могут, вместе со школьником, сочинить историю, которая ассоциируется с содержанием произведения. Но, главным сочинителем, при этом, должен быть сам ребенок.

Важно

Но это не значит, что родитель не должен принимать участие в процессе запоминания материала. Наоборот, пусть ребенок расскажет маме или папе, как он видит картинку, иллюстрирующую стихотворение. Если он затрудняется и в запоминании, и в создании иллюстрации, следует помочь ему. Иногда помогает рисование сюжета на листе бумаги, сопровождающее строчку за строчкой.

Навыки создания картинок и ассоциативных связей на базе информации необходимо тренировать. Подобные тренировки напоминают игру и, уместны, как во время прогулок, так и во время выполнения поручений ребенком.

Ошибки родителей

Когда вчерашний дошкольник «превращается» в ученика, почти все родители имеют в отношении него ряд ожиданий.

Некоторые из них являются необъективными, портят общение в семье, не позволяют детям испытывать естественное любопытство во время усвоения нового материала.

Так бывает, когда родители выставляют свои требования к детям, не учитывая их потребности, интерес, желания и характер. Какие ошибки совершают мать и отец, желая видеть «отличника»?

  • Требования делать все уроки сразу после школы. У всех детей разный уровень восприятия информации, разная эмоциональная готовность к обучению и запас сил. Поэтому, прежде чем выставлять требования, нужно понять, что подходит ребенку. Некоторые дети действительно хорошо занимаются сразу после школы и, если дать им передохнуть, они расслабляются и потом не могут заставить себя сесть за уроки. В этом случае родители должны тренировать в ученике ответственность и четкое следование правилам. Другим ученикам хорошо делать уроки дома помогает «перезагрузка». Они полны сил и лучше запоминают информацию, когда отдохнут после школы — займутся хобби или погуляют.
  • Учить и знать, во что бы то ни стало. Иногда, мать и отец ставят выполнение домашнего задания на первое место так, что, за желанием видеть «отличника» перестают замечать личность ребенка и его возраст. Школьнику трудно запомнить информацию, и сосредоточится на уроках, если он плохо себя чувствует — у него болит голова, он расстроился в школе или дома, его обидели, произошел конфликт с учителем, он голоден или хочет спать. Самого лучшего результата ребенок может достичь тогда, когда садится за уроки с ясной головой, желанием и интересом.
  • Ошибки недопустимы. Нужно все уметь и со всем справляться. У каждого взрослого бывают в жизни ситуации, когда «работа не клеится» или не поддается пониманию. В школьной жизни детей такие случаи тоже не редкость — стихотворение, которое «не ложится», учебный материал, который написан, словно, на непонятном языке — все это рядовые трудности школьной жизни, а не показатель низкого уровня развития ребенка.

Упражнения для детей дома

Игра «Кинотеатр»

Данный метод запоминания позволяет детям быстро и с интересом запомнить стихотворение или рассказ. Читать произведение следует по одной строчке.

После этого нужно попросить ребенка закрыть глаза и «нарисовать у себя в голове» картинку того, что он прочитал. Не стоит торопить его — картинка должна возникнуть «в красках», четкая, с деталями.

На следующем этапе ребенок описывает словами то, что «нарисовал».

Дальнейшее действие взрослых — связать строчку из стихотворения с тем, что «увидел» ученик, обсудить это с ним, закрепить связь.

Игра «Слова в картинках»

Ребенку, которому нужно запомнить текст, предлагается подобрать картинки на каждую строчку или предложение. Для этого дети могут использовать вырезки из старых журналов, фотографии, материалы из интернета. Их нужно разложить в соответствующей последовательности и, опираясь, на наглядный материал, запоминать текст.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/mnemotekhnika_dlya_razvitiya_pamyati_rebenka/

Кратковременная память: виды, особенности, развитие у детей

Полезное для жизни человека качество – хорошая память. Это важнейший психический процесс, связанный с функционированием головного мозга.

Этот орган постоянно работает с информацией: воспринимает, обрабатывает (для лучшего ее усвоения), сохраняет на определенное время и воспроизводит при необходимости.

Но почему-то не все явления жизни человек запоминает одинаково хорошо, а иногда забывает важные вещи. С чем это связано?

Виды памяти

Процесс сохранения знаний связан с тем, какой тип запоминания при этом задействован. Человек обладает кратковременной и долговременной памятью.

Кратковременная память в психологии – это разновидность памяти, которая ограничена:

  • во времени хранения информации (при этом она теряется через определенное время или из-за наплыва другой информации);
  • в количестве запоминаемых символов (элементов).

Главное, чем долговременная память отличается от кратковременной, – это длительность хранения информации. Это может быть несколько минут, а может – долгие годы.

Если у человека долговременная память, значит, у него события, факты, имена и цифры находятся в надежном хранилище, к которому при случае можно обратиться и вынуть необходимую информацию.

Обычно это данные, которые:

  • важны для конкретного человека;
  • связаны с сильными эмоциями (как положительными, так и отрицательными).

Второе отличие – разница в объеме. В среднем кратковременная память имеет объем, рассчитываемый по числу Миллера (от 5 до 9 символов). Это среднестатистический показатель. Что касается объема долговременной памяти, то его даже примерно невозможно вычислить.

Объем памяти у разных людей отличается. Специалисты считают, что причина этого – наследственность. Есть даже мнение о том, что некоторые люди обладают генетической памятью: у них на генетическом уровне сохранились знания о предках, о которых им никто не рассказывал. Этот вид психического процесса оказывает влияние на характер, поведение человека и определяет его судьбу.

Мозг состоит из более 10 миллиардов нейронов, и все они имеют связи друг с другом (синапсы). Каждый из них – носитель определенной информации. Сложно представить, сколько всего может помнить индивид. Но на самом деле человек достает из анналов памяти лишь то, что ему нужно в конкретный момент, а остальным багажом знаний практически не пользуется.

С возрастом способность к запоминанию снижается, это связано с тем, что к старости в мозгу нарушаются связи между нейронами. Поэтому неудивительно, что старые люди часто не способны узнавать знакомых, которых они не видели долгое время.

Особенности кратковременной памяти

Кратковременная память – это другой метод сохранения знаний. Это удержание информации, ограниченное по времени. Обычно оно занимает короткий временной интервал – около 30 секунд.

Этот процесс осуществляется на уровне сенсорных ощущений.

Запоминается в этом случае то, на что конкретно направлено внимание человека и что важно для него в данный момент времени, но по истечении короткого срока эта информация имеет два пути перемещения:

  • перестает быть актуальной и забывается;
  • переходит в долговременную память.

Если через день, неделю, месяц воспоминания о конкретном событии еще сохраняются, значит, эта информация стала объектом долговременной памяти.

Специфика кратковременной памяти состоит в том, что она связана с двумя важными процессами обработки информации:

Для попадания определенных знаний в хранилище информации они должны представлять значимость для конкретного человека. Обычно сложно вспомнить дословно прослушанную лекцию, но запоминается только та ее часть, которая была наполнена смыслом и ценностью для адресата.

Совет

На качество такой памяти воздействуют внешние факторы. Если человек отвлекся на другой объект, попавший в зону внимания, то информация, полученная перед этим, быстро забудется. Примером этого служит ситуация, когда в разговоре при резком переключении на другую тему собеседник спрашивает сам себя: «Так о чем мы говорили?»

В психологии есть понятие оперативной памяти. Это способность человека хранить конкретный материал в обозначенном временном диапазоне. Такое свойство помогает детям школьного возраста и студентам запоминать услышанное и прочитанное. Затем эти знания пополняют объем долговременной памяти либо вытесняются из нее навсегда.

Виды

Человек получает информацию об окружающем мире с помощью сенсорных ощущений. В этом процессе задействованы органы чувств, ведь человек видит (зрение), слышит (слух), осязает (пальцы), чувствует запах (обоняние), ест (вкус).

В зависимости от того, какой именно орган в большей степени принимает участие в получении информации, зависит вид памяти:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • обонятельная;
  • вкусовая.

Механизм действия кратковременной зрительной памяти – это запоминание на короткое время вербальной информации, того, что человек увидел (буквы, цвета, размеры предметов, цифры, лицо человека). Какой-то период он может увиденное представлять в виде картинки.

Таким образом, запоминается значение каждого прочитанного слова. Это помогает понять суть предложения.

При отсутствии такой когнитивной способности человек совсем не смог бы читать и понимать прочитанное, а это влияет на успешность обучения наукам и полученные оценки.

Источник: https://GolovaUm.ru/svojstva-mozga/chem-dolgovremennaya-pamyat-otlichaetsya-ot-kratkovremennoj.html

Ссылка на основную публикацию