Чем занять детей дома при выполнении домашних дел

Основные домашние обязанности детей в семье

Домашние обязанности ребенок должен иметь с первых лет жизни. Конечно, двухлетний малыш не сможет почистить картошку, но справиться с уборкой своих игрушек он вполне в состоянии.

Дети обязательно должны помогать родителям по дому, и если вы не хотите вырастить трутня, не приспособленного к самостоятельной жизни, малыша обязательно нужно приучать к домашней работе.

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому

Если спросить женщин, когда они наводят порядок, то большинство из них ответит, что делают это, пока детей нет дома, пока они смотрят мультики или чем-то заняты. Да, без детей процесс уборки идет быстрее, но с ними он будет гораздо полезнее: и для детей, и для родителей.

Многие уверены, что не нужно перегружать детей домашними обязанностями в семье и лишними заботами. «Не забирайте у детей детство!» — кричат противники того, чтобы дети выполняли посильные и соответствующие их возрасту дела по дому.

Сбор ягод в бабушкином огороде, чистка своих ботинок или уборка игрушек — от этого не пострадал еще ни один ребенок!

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому, зачем им нужны домашние обязанности?

Чувство принадлежности к семье. Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

Забота о будущем. Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.

Обратите внимание

Организованность. Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.

Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

Как можно приучить ребенка помогать по дому

А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами.

Да, будет! Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка.

Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой.

Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.

Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.

Какие обязанности ребенок выполняет в семье (с картинками)

Какие обязанности ребенок выполняет в семье, как он может помочь родителям? Ребенок может делать практически все! Чтобы вам было легче ориентироваться, можно составить списки дел, которые можно делать без ребенка, рядом с ребенком и вместе с ним, то есть при его активном участии. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей.

Домашние дела и ребенок:

Без ребенка Рядом с ребенком Вместе с ребенком

Постарайтесь вписать в первую колонку как можно меньше дел: время «Без ребенка» можно и нужно тратить на что-то более приятное, полезное и интересное, чем уборка. А ведь для многих современных мам именно время сна ребенка является временем для выполнения домашних дел. Маме тоже нужно отдыхать и набираться физических и моральных сил!

«Рядом с ребенком» и «Вместе с ним» можно выполнять практически все домашние хлопоты, главное в это время хорошенько его занять. Если мама занялась рукоделием, то ребенок может быть рядом и развивать мелкую моторику, перебирая пуговицы и лоскуты ткани.

Если мама решила навести порядок в книгах и документах, у ребенка есть прекрасная возможность сделать аппликацию из ненужной бумаги или нарисовать портрет всей семьи на гарантийных талонах с закончившимся сроком действия.

Если мама «расхламляет» гардероб, то малыш может представить себя моделью и дизайнером и примерить на себя различные образы.

Дети не обязательно должны заниматься тем же, чем заняты вы. Они могут действительно просто находиться рядом или хотя бы в одной комнате с вами.

Если малыш занят строительством железной дороги и города вокруг нее, то вам можно смело снимать шторы или гладить белье, поддерживая игру, задавая наводящие и уточняющие вопросы: «А в твоем городе есть почта?», «А как же без кафе! Надо же жителям городка где-то подкрепляться», «Куда отправляется твой поезд?» и т.д. Чем дольше вам удастся подогревать интерес к игре, тем больше у вас будет времени на ваши дела.

Даже самый маленький ребенок может выполнять посильные дела по дому — пусть и с вашей небольшой помощью. Вам стоит подумать и составить свои списки того, что ваш ребенок может делать, реально помогая вам. Чем старше ребенок, тем больше помощи он вам может оказывать.

Важно

Предлагайте ребенку больше, чем, по вашему мнению, он способен сделать. Лучше попробовать на практике и убедиться, что это ему пока недоступно, чем переждать и получить ребенка, который скажет: «Нет, ты сама почисть».

Подумайте, какую реальную помощь может оказать ребенок и что для этого нужно подготовить.

Для удобства можно использовать таблицу.

Чем мне может помочь ребенок?

Мои домашние дела Как может участвовать и помогать ребенок Что мне нужно для этого подготовить
Развесить выстиранное белье Выгружать белье из машинки, нести маленький тазик с бельем, вешать белье
  • Маленький тазик для белья
  • Удобную низкую сушилку для белья или устойчивый табурет, на который сможет вставать ребенок

Помимо того что ребенок может быть активным участником ваших домашних дел, он может вам просто не мешать. Это тоже хорошее подспорье, особенно если другой помощи у вас нет.

Как это сделать? Нарисуйте схематично план своей квартиры и пропишите все дела, которые вы выполняете в той или иной комнате, а напротив этих дел напишите то, чем в это время может заняться ваш ребенок. Добавляйте и меняйте занятия для ребенка в зависимости от его возраста и изменяющихся интересов.

А что должен делать ребенок по дому, если он уже находится в старшем дошкольном возрасте?

Такие дети вполне могут:

  • пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
  • раскладывать и развешивать по местам свои вещи;
  • следить за состоянием своей обуви;
  • поливать цветы;
  • носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами;
  • заботиться о домашнем питомце;
  • мыть посуду и раскладывать ее по местам;
  • застилать свою постель.

Предложите малышу посмотреть на обязанности ребенка в семье в картинках – наверняка много из этого он уже может делать самостоятельно:

Помощниками не рождаются, воспитание в ребенке готовности и желания помогать — это долгий и кропотливый процесс, который вы сможете осуществить легче, если будете разрешать ребенку участвовать в домашних делах и «нагружать» его посильными обязанностями по дому.

Домашние дела ребенка: как дети помогают родителям по дому

Выше были рассмотрены основные обязанности ребенка в семье, если он уже достиг среднего и старшего дошкольного возраста. Но стать помощником можно и значительно раньше! Ниже вы узнаете, как помогают родителям по дому дети от трех лет и старше.

Уборка:

  • Собрать игрушки (составить на полку, собрать в коробку, рассортировать)
  • Разложить свои чистые вещи в шкаф или на полку
  • Унести грязные вещи в корзину для грязного белья
  • Загрузить вещи в стиральную машину, насыпать стиральный порошок
  • Развесить белье
  • Складывать чистое белье (сворачивать платочки или полотенца)
  • Подмести пол веником или пропылесосить
  • Протереть пыль тряпкой
  • Вытереть грязь от своих сапожек на полу
  • Отнести мусор в ведро
  • Вынести мусор в мусоропровод
  • Мыть и протирать посуду

Приготовление пищи:

  • Нарезать овощи, фрукты, ингредиенты для блюд
  • Почистить яйца
  • Размешать салат или некрутое тесто
  • Подавать ложки, чашки, тарелки
  • Пересыпать крупы и макаронные изделия в специальные банки или кастрюли
  • Раскладывать овощи, печенье, пироги на противень
  • Накрывать на стол
  • Налить воду, компот, сок из кувшина или бутылки
  • Накладывать еду в тарелки (салаты, закуски, горячее — с осторожностью и только под наблюдением взрослых!)
  • Украшать пирожные и торты
  • Вырезать печенье формочками, лепить пироги
  • Стирать со стола крошки
  • Поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник

Домашние растения и животные:

  • Поливать цветы
  • Сажать цветы в горшки
  • Кормить домашних животных, наливать им воду
  • Помогать мыть животных
  • Помогать в огороде или саду (поливать, полоть, сажать, собирать ягоды, фрукты и овощи)

Другое:

  • Доставать почту из ящика
  • Помогать мыть машину
  • Протирать свои ботинки после прогулки
  • Вешать вещи на крючок.

Статья прочитана 100 975 раз(a).

Источник: https://vkapuste.ru/?p=6815

26 способов занять ребёнка

allfortheboys.com

С помощью папиной футболки и подушек можно устроить сражение. В большую футболку помещаются маленькие дети и мягкие подушки. Чем шире окажутся бойцы в обхвате, тем безопаснее поединок.

2. Рисование на бутербродах

www.learnplayimagine.com

Радугу на тостах и делать, и есть очень весело. Ингредиенты: хлеб, сгущённое молоко, пищевой краситель. Несколько капель краски растворите в сгущёнке, разрисуйте хлеб чистыми кисточками. Приятного аппетита.

3. Игры с разноцветным рисом

www.momtastic.com

Ингредиенты: рис, белый уксус, пищевые красители, чистые пакеты. Разведите красители в небольшом количестве уксуса.

Положите горсть риса в полиэтиленовый пакет, вылейте туда краску, плотно завяжите и перемешайте рис, чтобы прокрасить всю крупу. Детям, кстати, нравится и сам процесс перемешивания, когда можно вдоволь крутить и тискать пакетик, и результат.

Прокрашенный рис нужно просушить и использовать для картинок, аппликаций и всевозможных поделок.

4. Масса для лепки своими руками

lilluna.com

Сделать массу можно за пару минут, а развлекаться с ней дети будут часами. Понадобятся: клей ПВА (240 мл); борнокислый натрий, также известен под названием «бура», продаётся в хозяйственных магазинах и в отделах для садоводов (чайная ложка); вода и пищевые красители.

Перемешайте в миске клей с водой, добавьте несколько капель красителя. Растворите буру в половине стакана тёплой воды и влейте раствор в цветной клей, продолжая размешивать массу.

Когда масса загустеет и станет тянуться, помесите её руками, как тесто, и через несколько минут у вас в руках окажется пластичная масса, которая не липнет к поверхностям и не пахнет! Из неё можно даже надувать пузыри.

5. Настольные игры с печеньем

kidsactivitiesblog.com

Купите двухцветное печенье, шоколадное с одной стороны и ванильное с другой. Сделайте доску для игры: наклейте полоски цветной липкой ленты на квадратную основу. Чем старше дети, тем больше ячеек можно включать в игру. Используйте печенье вместо фишек для игры в реверси. Обычные шашки тоже можно заменить зефиром или печеньем. После игры фишки можно съесть.

6. Домик для кукол своими руками

mollymoocrafts.com

Один день делаем — неделю играем! Набор для архитектурного творчества: обувные коробки, скотч, бумага для папье-маше, бумага для скрапбукинга или обои, краски, канцелярский клей, газеты.

Вставьте обувные коробки друг в друга под углом 90 градусов. Из двух коробок получится один угол дома и один этаж. Конструкцию можно делать любой, в зависимости от полёта фантазии. Скрепите коробки между собой скотчем.

Затем весь домик обклейте газетами, а на слой газет приклейте бумагу для папье-маше. На этой основе можно упражняться в создании интерьера. Краски, обои, красивая бумага и даже кусочки линолеума понадобятся для оформления стен, пола и потолка. Расставьте мебель, и кукольный особняк готов.

Из коробок вообще можно сделать массу интересных вещей.

7. Пластиковые шары и малярный скотч: активные игры дома

whattoexpect.com

Пластиковые шарики и стаканчики можно использовать для активных игр дома. Нанесите малярным скотчем разметку на пол или на ковёр, чтобы определить границы игр. С помощью таких нехитрых средств можно:

  • сыграть в классики, а пластиковая чашечка выступит в роли шайбы;
  • нарисовать на полу мишень; выигрывать будет тот, чей шарик закатится ближе к центру;
  • заменить крестики и нолики на стаканчики или шары разного цвета, чтобы играть на полу;
  • представить себе гнездо, в котором птица защищает яйца (стаканчики) от нападения змеи;
  • устроить соревнования по прыжкам в длину, отмечая рекорды полосочками скотча;
  • превратиться в канатоходцев, которым нужно обойти всю квартиру, ни разу не шагнув в сторону от линии.

8. Самолёт из трубочки для коктейля

allfortheboys.com

Нестандартный вариант самолётика, который полетит намного дальше, чем обычный, можно сделать из трёх кусочков бумаги и пластиковой трубочки для коктейля.

Из плотной бумаги нужно вырезать три полоски размером 2,5 × 12,5 см. Две полоски соединить между собой в длину и замкнуть в большое кольцо при помощи скотча. Из третьей полоски сделать маленькое кольцо. Прикрепите кольца на концы трубочки, положив её внутрь бумажных колечек. Выглядит необычно, но эта конструкция летает! Запускайте маленьким кольцом вперёд.

Читайте также:  Низкий уровень эстрадиола: симптомы, причины, чем опасен. как повысить уровень эстрадиола

9. Свирель из трубочек для коктейлей

krokotak.com

Если взять 6–8 пластиковых трубочек, обрезать их и склеить между собой скотчем, получится забавный музыкальный инструмент.

10. Радуга из пены

www.housingaforest.com

Когда детям надоест пускать обычные мыльные пузыри, предложите им сделать пенную змею. Для этого нужно, чтобы дома были: пластиковая бутылка, липкая лента, средство для мытья посуды, пищевые красители и носок, потерявший пару.

Отрежьте дно у пластиковой бутылки, натяните на неё носок, закрепите носок липкой лентой. В отдельной ёмкости смешайте жидкость для мытья посуды с небольшим количеством воды, добавьте краситель. Обмакните носок на бутылке в мыльный раствор и медленно подуйте в горлышко. У вас получится большая пенная змея. Если проявить фантазию, можно сделать радугу из пены.

11. Акула и крокодил из бельевой прищепки

www.estefimachado.com

Если нарисовать на бумаге акулу или крокодила с большими зубами, разрезать рисунок пополам и приклеить две части к бельевой прищепке, то вы сможете устроить настоящую войну зубастых хищников, кровожадно разевающих пасти.

12. Мыльные облака

ourbestbites.com

Продолжаем мыльную тему. Обычное мыло в микроволновке за пару минут превращается в воздушное облако, которое можно измельчать в блендере, красить и закладывать в формочки.

13. Альтернатива рогатке из пластикового стаканчика и воздушного шара

www.cometogetherkids.com

Разрежьте пополам пластиковый стаканчик. Хвостик воздушного шарика завяжите узлом, не надувая. Отрежьте широкую часть шарика и натяните половину с хвостиком на стаканчик. У вас в руках — весёлый заменитель рогатки. Положите в стаканчик «пулю» (пластиковый или ватный шарик) и дёрните за хвостик шарика. Можете устраивать чемпионаты по дальности стрельбы.

14. Наклейки своими руками

artfulparent.com

Рисование будет увлекательным, если превратить рисунки в наклейки. Для этого нужно просто дать детям самоклеящуюся бумагу вместо обычного альбома.

15. Домашняя канатная дорога

www.sunhatsandwellieboots.com

Натяните несколько верёвок между ручками дверей, ножками стульев и бельевыми крючками — это ваша канатная дорога. Возьмите вешалку с прищепками — это кабинка на вашей канатной дороге. Мягкие игрушки — это ваши пассажиры.

16. Игры на скорость: успеть за одну минуту

flickr.com

Практически любой предмет в доме можно превратить в игровое снаряжение, если собирать что-либо на скорость в течение одной минуты.

  • Собирайте конфеты и маршмеллоу китайскими палочками — кто больше?
  • Постройте самую высокую башню из монет или пластиковых стаканов.
  • Забросьте большее количество носков в бельевую корзину.
  • Не давайте мячику упасть на пол в течение минуты.

17. Гонки стеклянных шариков

flickr.com

Если у вас есть аквапалка (нудл), а плавать вы с ней не собираетесь, сделайте из неё игрушку. Разрежьте палку на половины по всей длине (лучше использовать пилу).

У вас есть две дорожки, по которым можно запускать стеклянные или железные шарики. Положите палки одним концом на возвышение, другим — на коробку, куда будут падать шарики.

Оформите трассу флажками «старт» и «финиш» — игра готова.

18. Прицельная стрельба стеклянными шариками

www.onecraftyplace.com

Стеклянные шарики дают возможность придумать море игр. Возьмите коробку из-под обуви и сделайте несколько полукруглых вырезов с разным радиусом по длинному краю. Переверните коробку вверх дном.

У вас получился гараж с разными воротами. Они-то и будут целью для шариков. Поставьте коробку (её можно раскрасить) на стол и постарайтесь прицельно попасть катящимся шариком в самые узкие ворота.

Победит тот, у кого больше попаданий.

19. Браслеты из дерева и бумажного скотча

mamamiss.com

Сделать деревянные браслеты можно своими руками. Это идея для совместных занятий с детьми.

Вам понадобятся: вода, широкая кружка, деревянные палочки для мороженого, разноцветный бумажный скотч или цветная бумага, шило, шпагат или толстые нитки.

Положите деревянные палочки в воду, чтобы они стали мягкими. На это потребуется два дня. Обязательно придавите их чем-то, чтобы они не всплывали и всегда были полностью покрыты водой. Когда дерево станет гибким, согните палочку и положите её внутрь кружки. На следующий день дерево высохнет и примет форму стакана.

Приступайте к самому интересному! Нужно украсить браслет по своему вкусу аппликациями из цветной бумаги или скотча. Когда узор готов, сделайте на концах деревянной палочки шилом два отверстия, проденьте нитку. Украшение готово!

20. Браслеты из цветных шнурков

flickr.com

Если ребёнок уже в таком возрасте, что умеет плести косички и вязать интересные узлы, купите несколько метров цветных шнурков. Из них можно сплести массу простых браслетов.

21. Запас раствора для мыльных пузырей

peninsulakids.com

Мыльные пузыри можно пускать почти бесконечно. По крайней мере, пока не кончится раствор. Чтобы это случилось нескоро, сделайте большой запас: 3,5 л воды, стакан средства для мытья посуды, столовая ложка глицерина. Бочка раствора готова!

22. Рисование без пятен

buzzfeed.com

Если залить немного геля для душа, смешанного с красителями, в прочный герметично закрывающийся пакет, ребёнок сможет рисовать пальцами футуристические картины и не пачкаться!

23. Автомойка своими руками

pagingfunmums.com

Дети часами могут играть в ванной с настоящей автомойкой, которую можно сделать из пятилитровой пластиковой канистры, губок для мытья посуды и влагостойкой липкой ленты.

Из канистры нужно вырезать корпус мойки с въездом и выездом. Разрежьте губки для мытья посуды на тонкие длинные палочки и приклейте их вертикально к потолку мойки. Перманентными маркерами раскрасьте конструкцию. В пустые баночки из-под йогурта поместите пену для бритья, возьмите старые зубные щётки и игрушечные машинки. Всё остальное сделает воображение.

24. Научный эксперимент с воздушными шарами

flickr.com

Покажите ребёнку химический эксперимент на кухне. Насыпьте в воздушный шарик ложку соды, а в пустую пластиковую бутылку налейте уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепите. Постепенно высыпайте соду из шарика в бутылку. Реакция нейтрализации приведёт к выделению большого количества углекислого газа, который надует воздушный шар.

25. Замороженное яйцо динозавра

pagingfunmums.com

Если ребёнок любит динозавров, покажите ему, как древние ящеры вылуплялись из яиц. В воздушный шарик положите фигурку динозавра и залейте её подкрашенной водой, затем отправьте шарик в морозилку.

Когда вода замёрзнет, зовите юных палеонтологов. Снимите с яиц «скорлупу» шарика, рассмотрите динозавра в толще льда.

Доставать игрушку можно с помощью маленького молотка (только делать это нужно в очках для плавания, чтобы мелкие льдинки не повредили глаза).

26. Мороженое из бананов

flickr.com

Сделать фруктовое мороженое можно всего из одного ингредиента. Возьмите бананы (лучше немного переспевшие), снимите кожуру и нарежьте на тонкие кусочки. Положите в морозилку.

Через пару часов достаньте замороженные бананы и перемешайте в блендере, пока масса не станет напоминать густую сметану. Мороженое можно есть сразу или разложить в формочки и заморозить повторно.

Дети постарше справятся с приготовлением сами!

Источник: https://Lifehacker.ru/26-sposobov-zanyat-rebyonka/

75 домашних дел, которые можно поручить ребенку

Как, когда и в какой момент стоит подключать ребенка к выполнению домашних обязанностей? Рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Современные дети, начиная с детского сада, часто настолько перегружены учебой и занятиями, что дела семьи для них остаются чем-то далеким и непонятным. Я знаю многих ребят, которые не только не помогают маме приготовить еду, но даже никогда не видели, чтобы она делала это, ведь еда им достается сразу готовой.

Я знаю 15−17-летних подростков, которые ни разу не подметали пол, потому что мамы их берегли — еще наработаются. Так может и правда, оставить детей в покое, пусть до свадьбы или до армии отдыхают? Зачем нагружать их той работой, которую и многие взрослые не любят? Намного проще взять и сделать все самой. Вырастут и научатся как-нибудь.

А пока не будем эксплуатировать детский труд.

Одна знакомая девушка в 20 лет уехала учиться в другой город, оказалась одна в квартире — и с удивлением обнаружила… пустой холодильник.

Нет, она понимала, что еда туда попадает из магазина, но не понимала, почему он пустой? Наша родительская задача состоит не только в том, чтобы вовремя накормить детей, но и научить их добывать еду, структурировать хаос вокруг себя.

Совет

Это обычно помогает поддерживать некоторый порядок и в голове. Взрослые, которые этим навыком не овладели, остаются детьми навсегда. Те же ребята, у которых есть семейные обязанности, чувствуют себя полноправной личностью, которой выделили свое место.

Мир им видится более устойчивым и предсказуемым. С помощью семейных обязанностей мы помогаем детям стать более организованными, позже этот навык переносится на учебу, работу, планирование своей жизни.

Когда я говорю «обязанности», то вовсе не предлагаю вам переложить на ребенка ту или иную домашнюю работу, требуя идеального исполнения. Скорее это процесс постепенного научения, который встроен в постоянную деятельность, этакий кружок домоводства и выживания. Вот примерный, но вовсе не обязательный список того, что вы можете попробовать поручить своему ребенку.

В 2 года:

  • подметать пол;
  • протирать пыль;
  • помогать в процессе одевания;
  • складывать снятую одежду на стульчик;
  • приносить обувь себе или другим членам семьи, находя пару;
  • помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи;
  • складывать разобранное белье в стиральную машину;
  • положить игрушки на место.

В 3 года:

Все то же самое плюс:

  • самому и с помощью взрослого складывать игрушки, книжки; выбирать свою одежду из общей стопки вещей;
  • одеваться самому;
  • застегивать и расстегивать пуговицы на одежде и помогать родственникам;
  • помогать накрывать на стол — ставить салфетки, приборы;
  • убирать посуду за собой в раковину, вытирать со стола крошки;
  • принести очки, книгу, телефон;
  • занять очередь на качели и подождать;
  • поиграть одному недолго;
  • показывать в знакомых местах, куда идти в сторону дома;
  • прекратить шуметь на просьбу об этом;
  • разделить сладости или фрукты на всех поровну;
  • поиграть одному на улице (под присмотром, но без участия взрослого).

В 4 года:

Все то же самое плюс:

  • помогать мыть посуду;
  • расстилать и заправлять свою кровать;
  • помогать резать салат;
  • готовить простой десерт со взрослым;
  • выбирать вместе со взрослым продукты в магазине, складывая их в тележку;
  • приготовить себе простой завтрак: достать хлопья и молоко, сделать бутерброд;
  • развешивать мелкие вещи на сушилке;
  • играть дома без постоянного присмотра.

В 5 лет:

Все то же самое плюс:

  • помочь продеть нитку в иголку;
  • намотать нитку на катушку;
  • налить себе и всем холодные напитки;
  • оплачивать мелкие покупки;
  • разбирать белье для стирки на белое и цветное;
  • сортировать в кухонном шкафу столовые приборы, наводить там порядок;
  • аккуратно вешать вещи на стул после раздевания;
  • вешать свою верхнюю одежду в шкаф;
  • складывать свое чистое белье в шкаф;
  • кормить домашнего питомца;
  • убирать за питомцем по указанию взрослого;
  • собирать ягоды.

В 6 лет:

Все то же самое плюс:

  • сложить вместе монеты, разобрав на кучки по одинаковой ценности;
  • разобрать постиранное мелкое белье на категории;
  • посчитать количество гостей (до десяти) и помочь накрыть на стол в соответствии с количеством людей, проверить, что всем всего хватает;
  • пылесосить комнату и ковры;
  • поливать цветы;
  • помогать выносить мусор;
  • пользоваться граблями в саду;
  • самостоятельно готовить простую пищу: горячий бутерброд, вареные яйца;
  • собирать свои вещи в детский сад, школу, кружок с проверкой взрослого или по написанному, или нарисованному списку.

В 7 лет:

Все то же самое плюс:

  • посмотреть по часам со стрелками время и сообщить;
  • помочь всем завязывать шнурки «на бантик»;
  • подбирать себе одежду в соответствии с погодой;
  • самостоятельно собирать в портфель;
  • мыть и чистить овощи;
  • оставлять после себя в порядке туалет и ванную комнату;
  • купать домашнее животное;
  • гулять с мелким питомцем;
  • настраивать новый телефон;
  • загружать приложения;
  • менять батарейки.

В 8−9 лет:

Все то же самое плюс:

  • ложиться спать, просыпаться утром самостоятельно по часам;
  • нести покупки;
  • разбирать купленные продукты;
  • гладить мелкие вещи;
  • убираться в своем шкафу;
  • выполнять различные поручения родителей;
  • помогать в кормлении младших детей;
  • пришивать пуговицы;
  • зашивать небольшой распоровшийся шов на одежде;
  • участвовать в семейных советах по распределению части семейных доходов;
  • наполнять себе и другим ванну;
  • собирать фрукты с деревьев;
  • разжигать костер и готовить еду на костре с участием взрослых;
  • осваивать новые кулинарные рецепты по книгам и с помощью поисковиков;
  • делать простые презентации в компьютерных программах.

Но самое главное — это не список дел, а то, как, когда и каким образом стимулировать детей выполнять свои обязанности. С самого раннего возраста старайтесь все дела по дому делать вместе с ребенком.

Да, убирать квартиру или печь пироги с малышом получается дольше, но зато вам не нужно развлекать его планшетом, а вдобавок ребенок получает общение с мамой и полезные для жизни навыки.

Мама развешивает белье? В полтора года малыш подает мелкие вещи, в три — вешает колготки и носки на сушилку, в пять — учится справляться с крупными вещами.

Ну, а время, которое вы проводите в одиночестве, лучше потратить не на уборку, а на что-нибудь более приятное: полежать в ванной, посмотреть фильм, встретиться с подругой, сходить в парикмахерскую. Нет, если вы просто обожаете уборку, то, конечно, можно заниматься и ей, но тогда делайте только то, в чем услуги маленького помощника вам точно не понадобятся.

В раннем возрасте, в 2−4 года, ребенок полон инициативы! Вот почему так важно поддерживать его, хвалить за усилия, даже если результат не всегда хорош и хочется в сердцах воскликнуть: «Ой, лучше я бы сама!» Добрые слова желающему помочь ребенку имеют и отсроченный эффект.

И когда вам реально потребуется помощь, он сумеет ее оказать — и будет делать это по собственной инициативе, а не потому, что вы его заставили.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9749

Как приучить ребенка помогать по дому: 5 способов от детского психолога и 5 критических ошибок

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Читайте также:  Детская обувь для весенних прогулок: выбор детстраны

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

Обратите внимание

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Как уже было отмечено, лучше приступать к приучению с самого раннего возраста, ведь трудовые навыки всегда пригодятся. Но можно попробовать привить любовь к домашним хлопотам и в более взрослые годы. Главное – делать это правильно.

Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.

Важно

К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.

Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.

  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие.

    Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.

  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка.

    Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.

  5. Обязательно хвалите за помощь.

    Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.

  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.

  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд.

    Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.

  5. Не делите виды деятельности по половому признаку.

    Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано.

Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Оценка статьи:

(3

Источник: https://kroha.info/razvitie/psychology/kak-priuchit-rebyonka-pomogat-po-domu

Домашние занятия для детей

Здравствуйте, друзья. У вас возникает вопрос чем занять детей дома? На самом деле это не проблема. Главное иметь немного фантазии. Предлагаю самые простые способы найти малышам занятие, причем сделать это без всяких магазинных дорогих игр.

Использовать будем только подручные материалы и вещи, которые найдутся в любом доме. Недавно мне нужно было посидеть с несколькими детками, и, конечно, стал вопрос чем их занять.

Кое-что я подсмотрела в интернете, кое-что взяла из личного опыта. В общем, хочу предложить вам простые занятия, которые подойдут деткам от 2 лет и старше.

«Бумажки»

Наверняка у вас дома наудутся старые и ненужные журналы и газеты. Дайте малышу задание порвать их в виде ленточек или квадратиков. Покажите на собственном примере, как это делается правильно.

Кроме того, что это интересное для детей занятие, оно ещё и развивает пальчики малыша.
В конце занятия можно немного «посорить», что деткам доставляет особую радость, а именно взять, все бумажки и устроить из них «салют», подбрасывая их над головой.

Ну и после этого — уборка «салюта», что не менее важно.

У нас дома такое занятие может проходить с двойной пользой. Дело в том, что у нас постоянно живут хомячки, а им в клетку мы, вместо тирсы, рвем кусочками бумагу, правда туалетную, так как она без краски и более мягкая. В общем и хомячку польза и детям занятие.

«Тесто или пластилин»

У вас дома есть пластилин? Если есть — отлично, если нет, то его можно легко заменить тестом, будет еще лучше. Сначала пластилин нужно помять малышу в руках, что будет развивать мышцы кисти и одновременно является хорошим массажем.

Теперь будем делать простые разные углубления и дырки при помощи пальчиков. Затем тесто или пластилин можно раскатать в виде большого блина и втыкивать в него все что возможно. Это могут быть пуговицы, фасоль, семечки, крупные семена, камушки, бусинки, сухая длинная вермишель.

Все это можно красиво выкладывать в виде узоров, развивая при этом мелкую моторику рук.

«Сортировка»

Прежде чем занять ребенка этим заданием, подготовьте коробку, в которую поместите много различных крупных и мелких вещей. Затем дайте малышу задание все это рассортировать по-отдельности.

Помните, как в сказке золушка крупы перебирала? Так и ребенку предстоит бусинки сложить в одну коробку, пуговицы — в другую, мамины бигуди — в третью, и так далее.

Чем старше ребенок, и чем быстрее он справляется с заданиями, тем больше разных групп предметов поместите в коробку.

«Бутылка»

Теперь нам понадобится обычная пластиковая бутылка, которую ребенок будет наполнять различными предметами. Это могут быть пуговицы, бусинки, или, например, различные крупы, которые можно засыпать в бутылку по очереди, и они уложатся там разноцветными слоями.

Если есть желание, то потом можно попробовать все что намешано в бутылке рассортировать, как «золушка», но это довольно сложно сделать, поэтому подойдет для самых терпеливых)

«Ветер»

В этой игре нам нужны резиновые игрушки с пищалкой или резиновая груша. Нажимая на такую игрушку, при помощи выходящей струи воздуха, мы будем сдувать с какой-нибудь поверхности, типа стола, различные кусочки бумажек, ваты, пёрышки, все что есть легкого под руками. Это занятие будет полезным для развития мышц кистей и предплечий малыша.

«Мотальщики»

Для развития кистей рук можно наматывать толстую нить, например, для вязания, на карандаш или какую-нибудь палочку.

Со временем, когда это задание ребенок будет выполнять легко, его можно усложнить и нить наматывать уже на клубок.

«Узелки и косички»

Есть еще одно занятие, которое поможет занять детей дома — это распутывание узелков и косичек. Заплетите косичку или завяжите не тугой узел, закрепите где-нибудь верхний конец. Дайте детям задание все это распутать и расплести. Ленточки или веревочки берите из такого материала, который более скользкий и легко распутывается.

«Бусинки и пуговицы»

Следующее занятие также будет полезно для развития мелкой моторики. В качестве задания малышам нужно нанизывать пуговицы или бусины на толстую нить, или шнурок. Можно нанизывать в определенной последовательности, например, по цветам.

«Шнуровки»

Ребенку можно дать самые обычные вещи, на которых есть шнуровка, для того, чтобы он зашнуровал и затем расшнуровал все шнурки.

Существуют также специальные шнуровки. Некоторые родители делают такие шнуровки самостоятельно или приобретают в магазине.

Например, можно из плотной бумаги или картона вырезать форму обуви или другие картинки, сделать в них дырочки и дать задание малышу просунуть шнурок через все дырочки.

Чем занять детей дома: «Разноцветные макароны»

Если вам не страшны дети и вещи, перемазанные в краску, то можно придумать еще одно занятие. Берем разные макаронные изделия крупного размера и даем задание детям раскрасить их красками различных цветов. Это деткам точно понравится, и на какое-то время они точно будут заняты.

«Ключи»

Для более старших деток, дошкольников, которые уже умеют самостоятельно завязывать узлы, можно дать задание привязать на веревочки все старые ключи, которые найдутся в доме. Конечно, вместо ключей можно использовать и другие, удобные для привязывания предметы.

«Веточка из пуговиц»

Для этого занятия нужно будет пожертвовать немного пуговиц. Найдите на улице ровную веточку и приклейте её к бумаге, или просто нарисуйте. А крохе дайте набор разных пуговиц и задание приклеить их на веточку вместо листиков.

«Пирамидки»

Вообще с пуговицами можно придумывать очень много различных занятий, это просто универсальный материал. Например, можно дать задание сложить пуговки разного размера пирамидкой, от самой большой по диаметру к самой маленькой, а можно сложить в зависимости от цвета. Тут и мелкая моторика, и работа с цветами — в общем одна польза.

«Рисунки из макарон»

Это занятие вспомнилось мне напоследок, так как его нам даже в начальной школе задавали. Суть задания — на листок бумаги приклеить макаронные изделия разной формы, составив из них различные узоры или рисунки.

Затем сверху, аккуратно макароны можно раскрасить разными красками. Тут чем больше форм разных макарон задействовано, тем круче узоры получаются. Но, это уже занятие посложнее, для более старших деток.

Вот такие самые простые занятия, которые могут помочь вам занять детей дома чем-нибудь полезным. Если у вас есть еще идеи, пишите в комментариях, нам всем будет очень интересно почитать ваш опыт занятий с малышами.

Источник: http://dochkiisinochki.ru/chem-zanyat-detej-doma.html

orangefrog.ru Творческий подход к обучению, воспитанию и общению с ребенком

Всем добрый день! Меня зовут Людмила, она же – Мимимама – так иногда в детстве «проказничала» со словом «мама» моя дочь, и мне это изобретенное ею слово очень понравилось.

Я всегда любила придумывать интересные игры и забавы для детей. Когда родилась моя дочка, я открыла для себя мир раннего развития и поняла, что любовь к играм с детьми может стать для меня делом моей жизни. Моя самая заветная мечта – стать педагогом по раннему развитию и открыть свой детский развивающий центр, где дети будут весело играть и одновременно развиваться.

А пока я расту вместе со своей маленькой дочкой Дашей и веду блог — www.igraypodrastay.ru, в котором публикую самые интересные, на мой взгляд, развивающие занятия, игры и презентации для детей.

Узнав, что Юлия проводит день гостя в своем блоге, я решила тоже «зайти в гости». А рассказать я хочу о том, чем занять ребенка во время выполнения домашней работы.

Часто бывает, что срочно нужно приготовить обед или прибрать в квартире. А ребенку в этот момент вдруг срочно становится необходимо ваше внимание. Что делать? Как совместить несовместимое? Как поиграть с ребенком так, чтобы и дела сделать, и малыша не обидеть?

В этой статье я хочу рассказать о развивающих играх, в которые родители смогут поиграть с ребенком во время выполнения домашних дел.

Совет

Игры будут также актуальны для тех родителей, которые хотят совмещать развитие ребенка с выполнением домашней работы (ведь часто работа по дому отнимает достаточно много маминого времени, и бывает очень жалко, что время тратится на банальную уборку, а не на любимое чадо).

Большинство игр – словесные. Они предполагают, что мама может работать руками (мыть, убирать, готовить), но при этом разговаривать, играть и общаться с малышом. Игры рассчитаны на детей в возрасте 2,5 года и старше (детки помладше – это совсем другая история, которая заслуживает отдельного поста).

Игра №1. «А что в этой комнате?»

Мама называет какое-либо качество предмета и просит ребенка угадать — что это. Ну, например: «Что в этой комнате круглое? Что в этой комнате прозрачное? Что в этой комнате желтое?».

Для малышей загадки должны быть попроще («что в этой комнате большое?»), чем старше ребенок, тем более заковыристей должны быть задания («что в этой комнате живое, а что неживое? съедобное и несъедобное?» и т.п.)

Игра развивает внимание и логику.

Игра №2. «На что похоже?»

Мама задает ребенку вопрос о том, на что похож тот или иной предмет, а ребенок должен придумать ответ. В этой игре развивается воображение и абстрактное мышление.

Вначале необходимо задавать простые и очевидные вопросы (и чуть-чуть подсказывать). Например: «На что похожа эта лампочка? Что еще точно также светит и греет? Правильно! Солнышко!».

На первых этапах игры важно, чтобы вопросы были простые, а мама знала хотя бы один вариант ответа – чтобы подтолкнуть ребенка к правильной мысли.

Чем старше ребенок – тем сложнее могут быть вопросы.

В эту игру мы начали играть, когда дочке было почти 3 года. Ответы Даши на вопрос «на что похоже?» меня часто удивляли – я и не подозревала, какие точные и тонкие сравнения может делать трехлетний ребенок!

Игра №3 – «Загадки»

Мама загадывает какой-либо предмет, который есть в комнате, и описывает его ребенку. Ребенок должен угадать, что загадала мама. Естественно чем младше ребенок – тем проще должны быть загадки (мы начали играть в такие загадки, как только дочке исполнилось 2 года – Даша еще плохо говорила, но успешно показывала пальцем на то, что я загадала).

Например, если мы хотим загадать слово холодильник, то для двухлетки это будет: «Он стоит в этой комнате – большой, белый, в нем холодно, мама туда складывает продукты». Для более старших детей можно посложней, например, загадка из одних прилагательных «большой, белый, холодный», или из одних глаголов «стоит, хранит, морозит, охлаждает» и т.п.

В определенном возрасте можно перейти к тому, чтобы загадку придумывала не мама, а ребенок (иногда придумать загадку намного сложнее, чем ее отгадать).

Эта игра хорошо развивает логику.

Игра №4. «Угадай мелодию»

Мама напевает мотив известной ребенку песенки («Антошка», «Елочка» и т.п.), не произнося слов (например, напевая «ля-ля-ля»). Ребенок должен угадать, что это за песня. Когда ребенок повзрослеет – можно загадывать друг другу песенки по очереди.

Игра развивает музыкальный слух.

Игра№5. «Сказка»

Часто бывает, что ребенок не хочет ни во что играть, но все равно требует маминого внимания. В этой ситуации есть простой способ продолжить выполнять домашние дела и не обидеть малыша. Посадите ребенка на стульчик и начните рассказывать что-то интересное. Например:

— самое банальное – это, конечно же, рассказать сказку – придумать новую или рассказать уже известную. Очень часто, когда рассказываешь ребенку много сказок, от сотой сказки уже начинает «тошнить». Звучит грубовато – но это правда.

Чтобы самой не заснуть от рассказываемой в сотый раз сказки, попробуйте представить, что вы гениальная актриса всех времен и народов. Расскажите сказку по максимуму выразительно, меняя голоса в зависимости от характера героя, и вообще, как будто вы на сцене и заняты в гениальном спектакле.

Такой вариант рассказа сказки принесет удовольствие не только ребенку, но и вам.

— дети очень любят слушать истории про себя. Попробуйте рассказать ребенку о каком-нибудь интересном случае из его жизни или просто описать ему его вчерашний день. Например, моя дочь обожает слушать историю о том, как она была маленькой, как она родилась, что происходило с мамой, когда она была в животике. Подробное описание того, что случалось с Дашей вчера у нас тоже в почете.

— придумайте с ребенком интересную историю вместе. Сообщите, что вы садитесь на ковер-самолет и отправляетесь в путешествие. Пусть ребенок подсказывает вам основные моменты повествования (куда вы полетели, кого встретили и т.п.), а вы будете добавлять детали и связывать все воедино.

Игра №6. «Кто пропал?»

Существует классическая игра на развитие внимания: ведущий раскладывает перед игроком различные предметы, а через несколько секунд один из предметов незаметно изымается и ребенок должен угадать, что пропало.

Конечно, если вы работаете и ваши руки заняты – в эту игру не поиграешь. Но если применить чуть-чуть фантазии – то все получится! Примерно так:

Мама начинает рассказывать историю (очень простую), в которой один за другим появляются различные герои (ну например, как девочка вышла во двор, встретила там мишку, котика и т.п.).

Обратите внимание

После того, как в истории уже появилось несколько героев – вдруг, откуда ни возьмись, налетает ветер и уносит одного из них. Ребенку нужно угадать, кого унес ветер («и вот, когда ветер утих, на полянке остались только девочка, мишка и котик.

Друзья поняли, что кого-то не хватает. Кого же унес ветер?»).

Чтобы игра прошла успешно и заинтересовала ребенка, нужно детально описывать каждого героя (например: «во дворе она встретила мягкого медвежонка, почто такого, с которым ты любишь играть»).

Добавлять в сказку новых героев, которых нужно запомнить, лучше постепенно (сначала три героя – ветер уносит одного из них, когда ребенок угадал, кого унес ветер – этот герой возвращается и добавляется еще один и т.п.).

Ну и конечно сама история должна быть интересна ребенку – пусть герои куда-то идут или делают вместе что – то интересное.

Это одна из самых любимых наших «кухонных» игр, мы играем в нее примерно с дочкиных 2 лет и 10 месяцев. Пока в нашей истории фигурируют не больше 4-5 героев. Даше очень нравится угадывать, кто же пропал из повествования.

У нас есть еще одна вариация этой игры, когда из сказки начинают исчезать не герои, а предметы (допустим, кот пошел в магазин и начал покупать сапоги, шляпу и т.п. Периодически шаловливый ветер уносит у кота одну из покупок, и нужно угадать — что унес ветер).

Игра №7. Подбери по размеру

Берем разных по размеру игрушек-зверей. Добавляем отличающиеся по размеру кастрюли, крышки от них, тарелки, стаканы, ложки, вилки. Цель игры — рассортировать все предметы по размеру — самому большом мишке – самую большую кастрюлю, ложку, и т.п.

Игра №8. «Игра с магнитами на холодильник»

Собираем все магниты в одно место (например, складываем на табуретку). Мама начинает придумывать сказку, герои которой – фигурки магнитов. Ребенок выбирает нужный магнит из кучи и прикрепляет его на холодильник.

Сказку можно сочинять вместе с ребенком. В процессе повествования магниты перемещаются по холодильнику соответственно действиям героев (например – зайка пошел в гости к ящерке и захватил с собой грибочек – все три фигурки соединяются вместе).

Для этой игры также можно использовать фланелеграф.

Таким образом, мама делает свою работу и рассказывает ребенку сказку, и ребенок тоже не скучает – слушая рассказ мамы, сопровождает его игрой с магнитами.

Игра №9 «Что неправильно»

Это словесная игра, развивающая логику. Мама начинает описывать что-то, но делает это неправильно. Ребенок должен догадаться что неправильно. Например: «Однажды мышка захотела пообедать – она схватила за хвост кошку и стала ее жевать. Что неправильно?»

Или самый простой вариант истории для малышей: «Уточка начала гавкать «Гав! Гав!». Что неправильно?»

В самых простейших формах эта игра под силу уже трехлеткам (проверено на моей дочке).

Мысль №10

Совмещать домашние дела с ребенком, который хочет заполучить все мамино внимание целиком без остатка, непросто.

Все намного упрощается, если изменить отношение к ситуации: думайте не чем занять ребенка, чтобы быстрее закончить домашнюю работу, а поразмышляйте в другом ключе: как весело и с удовольствием провести время с малышом и между делом успеть сделать все необходимые дела. Такое отношение таит в себе много силы и по-настоящему окрыляет!

А как вы занимаете ребенка во время выполнения домашних дел? Что можете посоветовать другим мамам, чьи дети требуют внимания во время выполнения работы по дому? Давайте обсудим это в комментариях!

Источник: http://orangefrog.ru/chem-zanyat-rebenka-vo-vremya-vypolneniya-domashnej-raboty/

Ссылка на основную публикацию