Гимнастика для детей 4 лет: упражнения на фитболе, пальчиковая гимнастика

Детская гимнастика: растим ребенка здоровым и веселым

Кроме традиционной утренней зарядки с наклонами, приседаниями и маршированием по кругу, для деток существуют и другие виды гимнастики, причем и такие, которые требуют минимальных физических затрат, например, пальчиковая и артикуляционная.

Каждый вид гимнастики преследует как одну общую цель, так и конкретные задачи, в зависимости от вида гимнастики.

Обратите внимание

Общая цель гимнастики – избирательно влиять на группы мышц (или суставов), оказывать укрепляющее действие на организм в целом и его конкретные отделы.

Задачи утренней гимнастики (зарядки) в саду: «разбудить» детский организм и активизировать ребенка на учебную и игровую деятельность.

Оздоровительная (лечебная) гимнастика

Эта гимнастика направлена на профилактику и щадящее исправление уже существующих проблем: плоскостопие, сколиоз, слабый иммунитет и т.д.

Ритмическая гимнастика

Представляет собой комплекс простых упражнений, направленных на общее развитие скелетно-мышечной системы, выполняемых без остановки под ритмичную музыку. Такая гимнастика напоминает одновременно и танцы, и элементы акробатики, за что ее так любят ребятишки.

Артикуляционная гимнастика

В детских садах и дома полезно заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой. Это особый комплекс упражнений для развития подвижности речевых органов и выработки точного положения губ и языка для произнесения «проблемных» звуков.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковой гимнастикой необходимо начинать занятия с детками еще первого года жизни, не дожидаясь детского сада. Простые упражнения развивают гибкость пальцев, координацию движений и мелкую моторику. А развитые пальчики – залог развитого интеллекта!

Гимнастика для глаз

После занятий или просмотра мультфильмов необходимо, чтобы отдыхали глаза. Несложную гимнастику для глаз можно выполнять, не поднимаясь с места.

Зарядка после сна

Чтобы детям было проще проснуться после сна, рекомендуется несколько упражнений для зарядки после сна.

Независимо от вида гимнастики, занятия должны иметь систематический характер.

Проводится утренняя гимнастика в детском саду либо специалистом-физинструктором в спортивном зале, либо самим воспитателем прямо в группе. Как правило, начинается зарядка за полчаса до завтрака.

«Многие родители, заводя ребенка в раздевалку, сразу заставляют надевать чешки. Это неправильно! Если до зарядки еще далеко, пусть малыш лишний раз переобуется потом. Чешки – обувь не для бега по группе и игр! – предупреждает физинструктор Савина Е.В. (МБДОУ № 25, г. Москва). – Ребенок может получить серьезную травму».

В выходные дни желательно проводить занятия и дома: как на свежем воздухе в теплое время года, так и в комнате, где предварительно было произведено проветривание. Можно использовать спортивный инвентарь (обручи, мячи, кегли и т.д.). Проводить зарядку хорошо как под счет, так и под ритмичное звучание бубна.

  1. Начинается зарядка с разминки – короткой ходьбы и легкого бега по кругу.
  2. Следующим этапом может стать упражнение на укрепление шейных мышц: круговые движения головой, наклоны головы и повороты.
  3. После этого выполняются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук. Например, упражнение «Вырастай-ка»:
  4. Как делать: ноги на ширине плеч, спина ровная. На счет «раз» — руки перед собой прямо на уровне груди. «Два» — руки параллельно вверх, «три» -.в стороны, «четыре» — и.п. Повтор 3-7 раз.
  5. Далее необходимы упражнения для укрепления ног: приседания, махи ногами, поочередный подъем ног под прямым углом и т.п.
  6. Следующие упражнения должны быть направлены на включение в работу мышц туловища, спины и живота: наклоны вперед, назад, вбок; повороты туловища.
  7. Завершением может стать спокойная ходьба с восстановлением дыхания.

Зарядка должна иметь среднюю продолжительность:

  • для младших групп – 3-5 мин.;
  • для средних групп – 5-7 мин.;
  • для старших и подготовительных – до 12 мин.

Комплекс упражнений можно дополнять, однако важно, чтобы в равной мере в него входили как динамические, так и статические упражнения.

Оздоровительная гимнастика показана как здоровым детям, так и с ослабленным иммунитетом, подверженным частым заболеваниям. Противопоказаниями к такому виду занятий являются:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • болезни и серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата.

Оздоровительный эффект гимнастики достигается путем укрепления одних групп мышц и полного расслабления других. Проводить гимнастику должен профессиональный инструктор в саду либо в спортивном центре.

Дома можно использовать упрощенный комплекс упражнений, которые не причинят вреда детскому организму.

Никакой акробатики и насильных растяжек! Хорошо бы приобрести коврик для профилактики плоскостопия или изготовить его самостоятельно.

Проводить занятия с дошкольниками нужно в виде игры. Примерный комплекс упражнений:

«Паровоз» (разминка)

Ходьба по кругу с вращением согнутых в локтях рук перед грудью на манер колесной пары: вперед друг через друга.

«Деревце»

Упражнение для укрепления спины, рук и плечевого пояса.
Как делать: ноги на ширине плеч, спина прямая. Выполнение действий вслед за словами:

Как у нашего крыльца посадили (наклон вперед) деревца.

Поливали, поливали (махи руками из положения наклон вперед),
А деревья подрастали (медленное поднимание туловища).
Доросли до крыши (руки вверх),
Ветер их колышет (махи руками над головой).

Наступила осень, ветер листья сбросил (опускание рук с ритмичными потряхиваниями кистей).

«Велосипедист»

Укрепление мышц ног и брюшного пресса, профилактика сколиоза.

Как делать: лежа на спине, руки в стороны, ноги под прямым углом вверх, носочки тянутся)

Жил-был мальчик Федя (махи ногами, как в упражнении «ножницы», только не в стороны, а вверх-вниз)
Он пешком ходил.

Ему велосипедик папа подарил.
Тут уселся Федя на велосипед (сгибание и разгибание в коленях поднятых ног),
И помчался с горки (круговые движения ногами), закричав «Привет!»

«Котенок»

Укрепление мышц спины, профилактика сколиоза.
Как делать: на четвереньках, спина прямая.

Наш котенок-непоседа (покачивание корпуса вперед-назад) отказался от обеда.

Говорит, не буду кушать, мне бы сказочку послушать (прогнуть спину вниз).
А потом чуть-чуть поспать («круглая» спина) и опять пойти играть.
Рассказали ему сказку (прогнуть спину вниз), он улегся под буфет.

Мы потом не досчитались («круглая» спина) двух сосисок и котлет.

«Колобок»

Профилактика плоскостопия и укрепление мышц голени и стопы. Понадобится средних размеров мяч.

Как делать: сидя на невысоком стульчике, ноги под прямым углом стопами на полу, мяч в руках.

Мы слепили колобок (кладем мяч на пол около ног),
Оказался он неплох (стопы – на мячик).
Да беда – горелый бок! (перекатывание мячика ногами вперед назад, влево, вправо).
Зато теперь его не будут
Есть лиса, медведь и волк.
А зайчишку не боимся,
От него мы вмиг умчимся!

Восстановление дыхания

Как делать: стоя на полу, ноги на ширине плеч (или лежа на полу).

На вдох – руки вверх, на выдох – вниз. Повтор – 5-7 раз.
Начинать стоит с повтора каждого упражнения 3-5 раз, постепенно увеличивая это число и усложняя действия.

Если ребенок обожает танцы, тогда ритмическая гимнастика ему точно понравится. Все, что нужно – запись веселой и динамичной музыки, а хорошее настроение приложится. В детском саду такая гимнастика хороша тем, что является групповой, и дети охотно включаются в нее, потому, что делать все вместе еще веселей.

Важно

Цель такого вида занятий – совершенствование двигательных навыков, развитие чувства ритма, умение работать в коллективе. Хорошо поставленные гимнастические номера нередко включают в программу праздников как показательные выступления.

Комплекс упражнений может состоять из разнообразных движений, с использованием спортивного инвентаря или без него.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционную гимнастику не стоит путать с логопедическими упражнениями. Гимнастику проводят как разминку перед непосредственной отработкой произношения «проблемных звуков».

Специальные упражнения подбирает ребенку логопед, задача родителей – регулярно отрабатывать их, ни в коем случае не выдумывая свои! А вот артикуляционной гимнастикой полезно заниматься как детям, так и взрослым, чья профессиональная деятельность связана с говорением.

Несколько основных упражнений:

«Чистим язычком все зубки»

Кончиком языка провести по верхним и нижним зубам.

«Заборчик»

Обнажить зубы полностью, разведя губы в улыбке. Задержать губы в таком положении несколько секунд.

«Блинчик»

На нижнюю губу положить широкий кончик язычка, а верхней губой шлепать, приговаривая «пя-пя-пя».

«Болтушка»

Кончиком язычка быстро и с голосом проводить вперед-назад по верхней губе.

«Дятел»

Губы – в улыбке, кончиком языка постукивать в небные бугорки: «д-д-д»…

Разминать пальчики полезно и в качестве самостоятельного занятия, и как разминку перед занятиями обучающими (рисование, лепка, аппликация и т.д.).

Начинать нужно с массажа кистей рук:

  • трем ладошки друг о друга до ощущения тепла;
  • массируем каждый пальчик по отдельности;
  • потряхиваем кистями рук.

Далее – одно-два упражнения под речевое сопровождение. Это важно: действия под ритмическое словесное или музыкальное сопровождение развивает у малыша чувство ритма.

«Мишка»

Ручки – в кулачки, постукивая друг о друга:
Тук-Тук, Мишка, Мишка!
В свой спешит домишко!Похлопывание ладонями с разведенными пальцами так, чтобы пальчики соединялись у основания на манер раскрытого «замочка»:

Забегает на порог, —
А калитку на замок! («замочек» захлопнуть).

Пальчики «козой»: указательный и средний разогнуты, остальные в кулачке:

На лугу козел бодался,
Очень Мишка напугался!

«Жили-были»

Сгибаем пальчики поочередно с большого (по одному на каждого «члена семьи»):
Жил-был дедушка Семен,
С ним и бабушка жила.
Приезжал сынок к ним в дом,
Ну а с ним его жена.
А еще внучок Антошка,
Непослушный он немножко (резко разжать кулачок).

После занятий или просмотра мультфильмов детским глазкам нужно расслабиться. Упражнения также укрепляют глазные нервы и улучшают остроту зрения.

Простые упражнения

  • Быстро поморгать в течение 1-2 минут не напрягая веки.
  • Крепко зажмуриться на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 7 раз.
  • Перемещать взгляд в разных направлениях (вправо-влево, вверх-вниз) при этом не поворачивая голову.
  • Нарисовать точку на окне. Поставить ребенка у окна и попросить сосредоточиться на точке. Затем нужно перевести взгляд на предмет за окном (дом, дерево и т.п.). Повторить 10 раз.

«Сорока»

Как делать: сидя прямо, взгляд перед собой. Следуя словам стихотворения, выполнять называемые действия взглядом:

На сучке сидит сорока,

Ей видать вокруг далеко:

Смотрит вправо,

Смотрит влево,

Шу! Наверх она взлетела…

Полетала наверху,

Снова села на суку.

Не шевелится, сидит –

Шейка больше не болит.

Вот сорока смотрит вверх –

Видно птице выше всех!

А потом посмотрит вниз –

Нагни шейку, не ленись.

Вот смотреть она устала,

Часто-часто поморгала,

Головою повертела –

И куда-то улетела!

Чтобы детки дружнее поднимались из постелей и окончательно просыпались, проводится гимнастика после сна. Несложные упражнения выполняются прямо в постели. Оптимальный «комплекс пробуждения» (следовать словам речевого сопровождения):

Глазки открыли – дружно проснулись!

Головкой повертели, друг другу улыбнулись.

Ручки к солнцу протянули, быстро помахали,

Ножки кверху приподняли, ими поболтали.

Сели на кроватку,

Потянулись сладко!

Ножки на пол опустили,

Раз-два-три! Скорей вскочили!

Малышам ясельного возраста и дошкольникам гимнастика на фитболе дает расслабляющий эффект, и в то же время укрепляет прорабатываемые группы мышц.

Сидение на фитболе

Для начала дети детям нужно научиться самому простому. Мяч должен быть правильно подобранного размера, чтобы ноги упирались в пол всей стопой.

Сидя на фитболе, можно отрабатывать упражнения на укрепление плечевого пояса и шейных мышц: махи руками, повороты головы и т.д.
Необходимо включать и упражнения на тренировку равновесия: перекат с носочков на пятки и обратно, поочередное поднимание ног из положения сидя, ходьба приставным шагом и т.д.

Лежа на фитболе

Из положения лежа на животе – перекаты вперед-назад, удерживание равновесия с поднятыми ногами и упором рук в пол и т.д.;
из положения лежа на спине – перекаты вперед-назад, удерживание равновесия в позе «звездочка» и т.д.

Упражнения с фитболом стоя

  • поднимание прямых рук с фитболом;
  • повороты туловища и наклоны с мячом в руках;
  • удержание равновесия, стоя одной ногой на полу, а второй на фитболе, дополняемые движениями рук и т.д.

Ежедневная гимнастика сделает ребенка более гибким, подвижным, поможет избежать некоторых проблем в работе опорно-двигательно аппарата, укрепит иммунитет.

А введя в занятия элемент игры, можно сделать физические упражнения не только полезными, но и интересными.

Новые и интересные статьи по теме

Источник: https://www.tikitoki.ru/post/detskaja-gimnastika-rastim-rebenka-zdorovym-i-veselym

Пальчиковая гимнастика для ДЕТЕЙ 4-5 лет | Эрудит Пальчиковая гимнастика для ДЕТЕЙ 4-5 лет | Частное образовательное учреждение дополнительного образования

«Апельсин»

Мы делили апельсин!

(Кулачок- «апельсин» перед собой.)

Много нас,

(Левая рука растопырена — это «мы».)

А он один.

(Взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят,

(Отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят,

(Отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа,

(Отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа,

(Отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра,

(Отгибаем пятый пальчик.)

Читайте также:  Синдром поликистозных яичников при беременности: причины, диета

А для волка кожура!

(Встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)

Разозлился волк — беда,

Разбегайтесь кто куда!

(Руки прячем за спину.)

«Дружба»

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в альбомах

Будут дружно рисовать.

«Облака»

Облака, как паруса,

(Изобразить треугольник указательными пальцами.)

Мчит их ветер, гонит,

(Резко выдвинуть вперед одну руку, потом другую.)

Если много облаков —

(Руку выставить перед собой, все пальцы раздвинуты.)

Будет точно дождик.

(Постукивание указательным пальцем одной руки по ладони другой.)

Ну а если облака,

Как перо жар-птицы,

(Правую руку поднять вверх, пальцы раздвинуть.)

Будет солнышко с утра,

(Обе руки вверх, раздвинуть пальцы, развести руки в стороны.)

Защебечут птицы.

(Изобразить руками крылья.)

А столкнутся лоб об лоб —

(Кулак ударить о кулак.)

В тучу превратятся,

(Изобразить в воздухе большой круг.)

И тогда грохочет гром —

(Хлопки в ладоши.)

Это тучи злятся.

(Кулаки сжать, руки выставить перед собой.)

«Пальчики»

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несет,

Четвертый высыпает,

Самый маленький — шалун

Все, все, все съедает.

(Сгибать пальцы по очереди, начиная с большого.)

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот все глядел.

(В соответствии с текстом поочередно разжимаем сжатые в кулак пальцы.)

«Кораблик»

По реке плывет кораблик,

(Ладони соединить лодочкой.)

Он плывет издалека.

(Волнообразные движения руками.)

На кораблике четыре

(Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке.)

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке.

(Сложить обе ладони к макушке.)

У них длинные хвосты.

(Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны.)

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

(Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения.)

«Цветки»

Наши алые цветки

(Ладони соединить лодочкой перед собой — «молитвенная поза».)

Распускают лепестки,

(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.)

Ветерок чуть дышит,

(Подуть на руки-»цветки».)

Лепестки колышет.

(Подвигать пальцами вперед-назад.)

Наши алые цветки

(По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой — «молитвенная» поза.)

Закрывают лепестки,

(Покачать ладони вправо-влево.)

Головой качают,

Тихо засыпают.

(Положить голову на сложенные ладони.)

«Помощник капитана»

Палец указательный

Умный и внимательный.

Занят делом постоянно.

Он помощник капитана.

(Дети сжимают руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну сторону, а потом в другую. То же самое делают другой рукой.)

«Приглашение в театр»

Дом с трубой, с высокой крышей,

Человек из дома вышел,

Он ворота открывает,

Всех нас в гости приглашает.

Источник: http://erudit02.ru/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-4-5-let

Гимнастика Для Детей 3-4 Лет — Полезные Физические Упражнения

К трем годам малыш становится вполне самостоятельным. Его мозг в этот период интенсивно развивается, расширяется воображение и совершенствуется память. По словесному описанию, ребенок может уже создать образ и воспроизвести его в движении, рисунке либо игре.

Двигательная деятельность малыша в этот период значительно усложняется и чтобы гармонично поддерживать это развитие малыш должен выполнять гимнастические упражнения.

Два основных комплекса упражнений гимнастики для детей 3-4 лет, которые необходимо выполнять под руководством взрослых, мы сегодня и рассмотрим.

Комплекс № 1

«Потягушки»

Для выполнения данного упражнения руки необходимо поднять вверх, разведя чуть шире плеч и развести пальцы в стороны. Встав на носки нужно потянуться вверх, совершая вдох, а затем расслабить мышцы и вернуться в исходное положение, делая выдох. Упражнение повторить 5 раз.

«Пружинка»

В исходном положении – стоя, держа руки по швам, необходимо расслабить мышцы туловища и совершить медленное приседание. Руки при этом вытягиваются вперед, и совершается выдох. Резко выпрямившись, будто разжимающаяся пружинка, нужно вернуться в исходное положение, делая вдох. Повторяется такое упражнение 6 раз.

«Прихлопнуть комара»

В исходном положении – стоя, ноги на ширине плеч, а руки на поясе, не отрывая ног от земли необходимо совершить поворот туловища в левую сторону, хлопнув при этом в ладоши чуть выше головы.

Вернувшись в исходное положение необходимо совершить поворот в правую сторону, также хлопнув в ладоши. При хлопке нужно делать вдох, а при возврате в исходное положение — выдох.

Упражнение повторить 5 раз в каждую сторону.

«Воробушки-попрыгунчики»

Упражнение заключается в выполнении 5-7 прыжков, сначала на двух ногах, затем столько же прыжков попеременно, то на левой, то на правой ноге. После этого нужно прыгать на двух ногах, с поворотами в правую, а затем в левую сторону.

«Небольшая прогулка»

Малыш должен спокойно ходить в течение 3-4 минут, сначала крадущимися шагами, затем, будто большая летящая птица, мерно размахивающая крыльями, а после, ступая аккуратно, будто переступая лужи, пытаясь не запачкать обувь.

Комплекс № 2

«Ветер качает деревья»

В исходном положении — ноги на ширине плеч, а руки подняты вверх. Необходимо выполнять наклоны корпуса. Сначала выполняется наклон влево, при котором производится вдох, вернуться в исходное положение — выдох, затем вправо — вдох, выпрямиться — выдох. Повторить наклоны в каждую сторону необходимо 5-6 раз.

«Гуси»

Поставив ноги на ширину плеч, а руки на пояс, нужно наклоняться вперед, произнося по-гусиному «Ш-ш-ш», а затем выпрямиться и вдохнуть. Упражнение повторить 5-6 раз.

«Велосипед»

В исходном положении — лежа на спине, выпрямив руки и ноги, нужно выполнять попеременные сгибания ног в коленях, имитируя езду на велосипеде, а затем опустить ноги. Повторяется упражнение 2-3 раза по 30 секунд, чередуясь с дыхательными упражнениями.

«Ласточки»

Исходное положение — лежа на спине. Руки вытянуты вверх и лежат свободно. Нужно перевернуться на живот, а затем снова перевернуться на спину. Повторяется такое упражнение 5 раз.

«Мячики»

Приняв произвольное исходное положение необходимо выполнять прыжки на месте, прыжки вперед и назад, вправо и влево двумя ногами, а затем поочередно на каждой ноге. Упражнение выполняется 2-3 минуты.

«Шагают ножки»

Для выполнения данного упражнения ноги необходимо слегка расставить, а руки опустить. Нужно задорно шагать, высоко поднимая колени и делая взмахи руками в ритме ходьбы. На такое упражнение отводится 2 минуты.

Взрослые должны следить, чтобы малыши выполняли упражнения в соответствии с образцом, особенно если детишкам уже исполнилось 4 года. Необходимо следить за правильным положением тела ребенка, ведь это очень важно для формирования осанки.

Добиваться того, чтобы движения малыша обретали размеренный и ритмичный характер, необходимо их многократными повторениями.

Чтобы поддержать интерес ребенка к таким упражнениям, желательно организовать музыкальное сопровождение или, проявив фантазию, обыграть эти упражнения небольшим рассказом, в котором малыш, как главный герой, выполнят каждое из упражнений, попадая в различные придуманные ситуации.

Регулярно занимаясь с ребенком физическими упражнениями, вы сможете полноценно развивать детский растущий организм, стимулируя как мозговую активность, так и общую моторику ребенка. Кроме того, регулярная гимнастика позволит укрепить иммунитет, и не допустить многих заболеваний, которым так подвержен детский неокрепший организм. Позаботьтесь о здоровье своих малышей!

Источник: https://www.ja-zdorov.ru/blog/gimnastika-dlya-detej-3-4-let-poleznye-fizicheskie-uprazhneniya/

Упражнения на фитболе для детей, новорожденных и грудничков

Сегодня фитбол становится все более применяемым тренажером для гимнастических упражнений в дошкольных учреждениях. Большой и яркий мяч доставляет детям много удовольствия и занятия на нем приносят не только ощутимую физическую пользу, но и положительные эмоции. 

Занятия на фитболе детям приносят положительные эмоции

Фитбол для дошкольников

Спортивные занятия с применением разнообразных тренажеров являются неотъемлемым элементом дошкольного воспитания. Фитбол для детей стал во многом интересной и полезной находкой — занятия на нем вызывают радость и приносят заметную пользу.

Детские фитболы — яркие, нескользские или с ручкой

Фитбол гимнастика в детском саду дает возможность детям катать и бросать мяч, дети могут сидеть и лежать, прыгать и стоять на фитболе, а большое разнообразие упражнений позволяет:

  • укрепить мышцы;
  • сформировать правильную осанку;
  • при выполнении упражнений в паре дети учатся взаимодействовать и понимать друг друга;
  • развивать гибкость, умение держать равновесие, мелкую моторику;
  • развивать пластику;
  • укрепить дыхательную и сердечную систему;

Для дошкольников возрастом  5 лет для занятий лучше использовать мяч диаметров 45 см, детям шести лет подойдет диаметр в 50 см, и семилеткам можно покупать фитбол диаметром 55 см.

Развитие гибкости на фитболе

Занятия с детьми 3 лет не должны превышать по продолжительности 25 минут.

Фитболы для детей выпускаются ярких цветов и в этом есть свой смысл: красный цвет воздействует на зрение и память, синий — активирует работу сердца, зеленый приводит в ному давление и помогает снять напряжение.

Упражнения на фитболе для дошкольников

Занятия проводят в проветренном помещении, при выполнении упражнений важно избегать резких движений, причиняющих боль или дискомфорт. Упражнения на фитболе для детей начинаются со знакомства с тренажером, простых игр, обучения основным положениям и только после того, как ребенок освоился с мячом — повышать сложность упражнений.

Занятия дошкольников в спортзале

При знакомстве малыш может покатать мяч по полу, скамейке, между поставленными флажками или любыми другими предметами. Дети могут поиграть в мяч друг с другом, постучать по мячу, посмотреть, как фитбол может подпрыгивать от пола. Таким образом малыш узнает о некоторых возможностях мячика и будет иметь представление о том, что с ним можно делать.

Занятие в детском саду с фитболами

Первые упражнения должны быть на отработку посадки и равновесия на мяче. При их выполнении дети садятся на фитбол, прижимают стопы к полу в прямом положении и выполняют следующие действия:

  • Поворачивают голову направо и налево.
  • Поднимают и опускают плечи.
  • Наклоняются вперед.
  • Делают повороты поворачиваются в стороны.
  • Делают наклоны, выставляя в сторону каждую ногу поочередно.

Основные упражнения начинаются с разминки мышц. В разминку включают простейшие упражнения на выработку осанки и равновесия, а также прыжки и ходьба на мячике, упражнение «лесенка»: сидя на фитболе дети поднимают руки на пояс, на плечи, затем верх и хлопают два раза, опускают руки в обратном порядке, и вновь 2 хлопка, но уже по мячику.

Для развития равновесия ребенок стоит на одной ноге, опираясь на мяч другой ногой, в этом положении малыш должен научиться приседать и катать мяч. Сидя на тренажере, малыш «перекатывает» ступни с носочка на пятку, поднимая ноги и сохраняя равновесие.

Некоторые упражнения можно выполнять и лежа на фитболе:

  1. Ребенок должен поднять ноги, не держась руками за мяч,
  2. Упереться руками в пол, ноги приподняты от пола, корпус параллелен полу,
  3. Упираясь прямыми руками об пол, ходить на руках.

Упражнения с фитболом можно выполнять лежа на коврике на спине: катать мяч ногами, одновременно сгибая и разгибая ноги, затем поднимать и опускать их; обхватить прямыми ногами мяч, поднимать и опускать мяч ногами.

Игры с фитболами любят все дети

Фитбол гимнастика для дошкольников всегда должна заканчиваться упражнениями на восстановление и стабилизацию дыхания.

Фитбол для грудничка

Для новорожденных очень важен массаж и правильная гимнастика. Занятия на фитболе — настоящая находка для заботливых родителей, поскольку одинаково полезна и маме, и малыша. Занятия с мячом — это своеобразная игра, положительные эмоции и комплекс упражнения, укрепляющие здоровье ребенка.

Малыш 3 месяца на фитболе

Для занятий на фитболе для новорожденных необходимо знать, как выбрать мяч правильно. От этого напрямую зависит эффективность упражнений. Для младенцев покупают мяч диаметром 65-75 см.

Такой диаметр позволит малышу лежать на нем максимально комфортно. Фитбол для младенцев производят ярких расцветок — это привлекает внимание, а еще цвета благоприятно воздействуют на зрение, память, нервную систему.

Занятия на фитболе с грудничком рекомендуется начинать с двухнедельного возраста, когда у малыша зажила пуповина. Врачи советуют проводить занятия по утрам через час после кормления, начиная с нескольких минут в день. Это даст возможность малышу привыкнуть к новой поверхности. Важно, что бы ребенок был здоров и спокоен. Первые занятия не должны быть дольше 3 — 5 минут.

Гимнастика и массаж на фитболе

Гимнастика на фитболе для грудничков эффективна для снятия усталости мышц, устранения коликов, запоров, снижения избыточного веса, понижения нервной возбудимости. Занятия способствуют улучшению пищеварения, снижению газообразования, улучшают координацию движения, развивают вестибулярный аппарат.

Упражнения на фитболе

Упражнения на фитболе для грудничков начинаются с положения лежа на животике. Предварительно мяч покрывают пеленкой, укладывают малыша и начинают покачивать мяч, крепко держа на нем ребенка. Пеленку можно подкладывать до трехмесячного возраста.

Читайте также:  Как развивать ребенка в 5 месяцев: занятия, игры и игрушки

Покачивание на мяче напоминают малышу движения, к которым он привык, находясь в животе у мамы. Это снимает напряжение, расслабляет, успокаивает. Малыш чувствует себя в безопасности, что очень важно особенно в первые 2 месяца жизни.

Подобное упражнение можно повторить, положив ребенка на спину.

Варианты перекатов: 1-4 на животе, 5-6 на спине, 7 сидя, 8 — на боку

В 2 месяца начинают усложнять упражнения:

  1. Малыша кладут на животик, поддерживают за спинку и ножки, делая пружинистые движения вниз и вверх,
  2. Грудничка кладут спинкой на фитбол и медленно крутят мяч вокруг своей оси.

Фитбол для грудничков позволяет и работать над укреплением мышц. В 3 месяца можно поставить ребенка на тренажер и начать подпрыгивание или сидя на коленях у мамы малыш может отталкивать мяч ножками.

Для детей старше 6 месяцев разработан уже целый комплекс упражнений.

  • Перед фитболом кладут игрушки, ребенок лежит на животике, его держат за ножки, и наклоняют, чтобы он смог взять игрушку;
  • Мама зажимает мяч между ног, крепко держа малыша и помогая ему прыгать на мяче;
  • Грудничок лежит на спинке, его подтягивают за ручки, чтобы он сел на фитбол;
  • Поставить малыша на мяч и мягко подвести ребенка к ходьбе по поверхности мяча;
  • Когда малыш учиться стоять, его ставят перед фитболом, чтобы он держался за мяч ручками.

Страховка малыша взрослым обязательная

Важно, что бы родители помнили: в 2 месяца или  3 месяца, и даже в свои полгода ребенок еще не умеет контролировать себя, поэтому при занятиях и во время упражнений необходимо крепко держать ребенка и надежно фиксировать мяч.

Важно прекратить занятия, если они вызывают боль и дискомфорт и пересмотреть план упражнений. Если же малыш проявляет свой характер — лучше найти другой подход к продолжению гимнастики, иначе ребенок быстро поймет, что слезы — верный путь к получению желаемого.

Источник: http://FiguraDoma.ru/uprazhnenija/uprazhneniya-na-fitbole-dlya-detej-novorodzhennyh-i-grudnichkov.html

Фитбол-гимнастика как вид занятий в детском саду

За последние несколько лет в России отмечен возросший интерес к спорту. На волне зимней и летней Олимпиады миллионы человек проводят свободное время в спортзалах, на беговых дорожках, снарядах гимнастики, велосипедах или в бассейнах.

Огромную популярность набирает фитбол-гимнастика в детском саду — комплексы упражнений уже стали частью образовательных программ почти в каждом городском ДОУ. популярность завоевывает фитбол в школах и университетах. А что? Дети нуждаются в физическом развитии в разы больше, чем взрослые.

Внедряем современные виды спорта в детские умы!

Фитбол для детей

Фитбол — большой мяч, обладающий хорошей упругостью, изготовленный из эластичного ледрапластика диаметром от 55 до 75см. Используется он в первую очередь для общего оздоровления и укрепления организма, стимуляции вестибулярного аппарата и коррекции осанки.

Врачи в один голос утверждают, что согласны со мнением спортивных экспертов — занятия на фитболе оказывают полезный эффект на растущий детский организм и являются практически аналогом верховой езды.

Совет

Во время выполнения комплекса оздоровительных упражнений ребенок получает нагрузку на все группы органов и мышц: мышечный кор, грудная клетка, руки, ноги, желудок, кишечник и прочее.

Помимо всего перечисленного, комплекс фитбол-упражнений способствует развитию баланса, равновесия, помогает улучшить самоконтроль, повышает сосредоточенность ребенка.

Фитбол-гимнастика в детском саду: комплексы упражнений

Первое вводное занятие с группой детей в детском саду — всегда взаимная презентация. Педагог получает возможность внимательно изучить возможности каждого малыша, его физическое состояние, проявленный интерес к личности преподавателя и инвентарю в целом.

Правильно подобранная музыка для фитбол-гимнастики, комплекс упражнений и изменяющийся ритм, наряду с большим количеством игровых моментов, превратит спортивный кружок детского сада в настоящую школу по развитию социальных навыков ребенка. Она поспособствует повышению качества его здоровья и репетицию будущих побед. Кто знает, вдруг среди ваших подопечных растет Олимпийский чемпион, для которого каждая тренировка — шаг в великое будущее?

Виды мячей и комплекс упражнений

В работе с детьми дошкольного возраста в садике обычно используют следующие виды мячей:

Фитбол с ручками (рожками). Это наиболее подходящий вариант для занятия с дошкольниками, так как они позволяют выполнять все виды гимнастических упражнений и подвижных игр с мячом.
Фитбол круглой формы. Он предназначен для изучения подвижных игр, за исключением прыжковых элементов.
Фитбол овальной формы. Он является аналогом круглого фитбола, но с тем исключением, что овальная форма придает больше устойчивости мячу и позволяет заниматься детям с недостаточным уровнем координации и функции равновесия.
Фитбол в форме животных. Этот вид является самой безопасной и устойчивой формой мяча. Рекомендуется для детей самого раннего возраста.

Варианты упражнений

Первые занятия комплекса гимнастики для ребят детского сада должны быть посвящены простейшим элементам с последующим постепенным усложнением и пролонгацией для укрепления всех мышечных групп. Особое внимание необходимо уделить мышцам спины — правильное развитие суставов позвоночника и отсутствие защемлений нервов позволит свободно проходить импульсам по всему телу. И так к упражнениям.

Название упражненияОписание упражненияКоличество подходов
«Встреча с мячом» Лежа на спине, держим фитбол за головой двумя руками. Далее следует одновременное поднятие мяча в руках и прямых ног к корпусу. Носками касаемся мяча. 3 подхода по 3-5 раз
«Пружина» Сидя на мяче, крепко держимся за ручки или сам мяч. После этого имитируем прогулку на лошади, ритмические колебания, подпрыгивания. 3 подхода по 20-40 раз
«Пружина 2» Перемещение приставными шагами вокруг мяча сидя сверху. 2-3 подхода по 3-5 раз
«Ловим Колобка» Стойка с фитболом на вытянутых руках. Далее подбрасываем мяч вверх и ловим. 5-10 раз
«Баскетбол» Держим мяч в руках, отбиваем мяч об пол и ловим обратно. 5-10 раз
«Хвост кита» Дети принимают упор лежа, делается стойка на руках, ноги на мяче. Необходимо сгибать и разгибать руки в локтевых суставах. 3-5 раз
«Отдых» Стойка на коленях, обхватить руками мяч и положив на него голову. Грудная клетка касается мяча. Покачиваться с мячом вперед-назад. 5-10 раз

Источник: http://mojdetskijsad.ru/pedagogam-na-zametku/fitbol-gimnastika-kak-vid-zanyatij-v-detskom-sadu.html

пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет в детском саду картотека

В то время, когда витрины магазинов завалены всевозможными игрушками для детей всех возрастов, педагоги и психологи все чаще напоминают родителям о важности простых пальчиковых игр.

Наши предки не зря утверждали, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» и учили с малышами потешки, делая массаж ладошек. Народная мудрость никогда не ошибается: мозг человека устроен так, что моторные и речевые центры находятся в тесном взаимодействии.

Поэтому так важна пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет в детском саду — картотека подобных упражнений, разделенная по темам, станет хорошим подспорьем каждому воспитателю.

Плюсы пальчиковой разминки

Забавы с пальчиками — увлекательное и веселое развлечение, способное надолго занять малыша в любом месте — от очереди в поликлинике до автомобильной поездки. Они не требуют никаких затрат, приносят массу удовольствия и развивают у детей много новых качеств и навыков:

++

  • Игровые движения, сопровождаемые словами, тренируют память. Помните, как будучи совсем маленьким, кроха повторял отдельные слова из текста потешки, ориентируясь на ее ритм? В 4-5 лет дети способны быстро запомнить довольно длинный стишок именно в качестве ассоциации с игрой;
  • Тренировка тактильного восприятия развивает осязание. Ребенок осознает физические качества предметов — шероховатый, гладкий, прохладный, теплый, тяжелый, мягкий и т.д.;
  • Стимуляция мелкой моторики в возрасте 4-5 лет готовит руку малыша к письму, попутно пробуждая речевую активность. Дошкольники, регулярно делающие пальчиковую гимнастику, более аккуратно и тонко рисуют, выполняют сложные аппликации, а главное — могут сами придумать подробный сюжет таких работ;
  • На протяжении всего занятия ребенок следит за действиями взрослого, стараясь запомнить их последовательность — так формируется способность к концентрации, усидчивость;
  • По результатам занятий речь детей 4-5 лет становится более связной, обретает интонационное разнообразие и ровный темп. Разговорные темы обретают разнообразие, малыш учится рассуждать, выстраивая логические цепочки;
  • Пальчиковая гимнастика может развить музыкальный слух, если стишок будет произноситься нараспев, а еще лучше под несложную музыку;
  • Веселая игра детей 4-5 лет с педагогом или родителем помогает укрепить психоэмоциональный контакт, ведь положительные впечатления от гимнастики в первую очередь будут ассоциироваться с личностью взрослого, открывшего им новое развлечение.

Если же посмотреть на пальчиковую гимнастику с точки зрения физиологии, хорошая координация движений несет большую практическую выгоду — малыши быстрее учатся самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, лепить из пластилина.

Как проводить занятие?

Пальчиковая гимнастика, проводимая с малышом мамой или папой, часто носит исключительно развлекательный характер, ее главная цель — временно занять ребенка. В детском саду упражнения приобретают дополнительные назначения, а потому их выполнение требует от педагога соблюдения нескольких простых правил:

  • Сложность пальчиковой игры должна соответствовать возрастной группе. Так в 4-5 лет дети должны уметь повторять и запоминать достаточно много жестов руками. Текст игры уходит от формы потешки и усложняется, становится похожим на краткий рассказ, который иллюстрируют движения пальцев, ладоней;
  • Чтобы развивающий эффект гимнастики был заметен, занятия должны иметь регулярный характер, лучше всего ежедневный. Важно помнить, что дети 4-5 лет утомляются уже через несколько минут — начинают отвлекаться, теряют интерес.
  • Заметив, что внимание группы к гимнастике снизилось, следует завершить игру.
  • Строгие окрики в такой ситуации неуместны, занятия из-под палки радости детям не принесут;
  • Следите за тем, чтобы картотека пальчиковой гимнастики была достаточно разнообразной и включала несколько типов движений: растяжение и расслабление руки, сжатие. Пусть обе руки работают с одинаковой нагрузкой, для чего жесты чередуются на левой и правой кисти, или выполняются всеми десятью пальчиками.
  • Мизинец и безымянный палец требуют особой проработки, так как практически не задействованы в повседневной жизни;
  • Заметив, что один ребенок из группы занимается неохотно, избегайте резких замечаний. Возможно, у малыша что-то случилось или просто плохое настроение.
  • Перенесите внимание с личности малыша на причину поведения простым вопросом о том, почему его пальчики (а не сам кроха) сегодня ленятся — так ребенок не почувствует себя виноватым, а группа не будет над ним подсмеиваться;
  • По мнению детских специалистов, занятия пальчиковой гимнасткой в детском саду дают заметный результат примерно через месяц, за это же время успевая наскучить детям. Поэтому каждые 4-5 недель рекомендуется делать перерыв на несколько дней, за которые нужно пополнить картотеку новыми упражнениями и темами.

Пальчиковая гимнастика в детском саду выгодно отличается от домашней коллективностью — ребенок чувствует себя частью группы, выполняя совместные упражнения.

Хорошо, если педагог даст возможность выделиться каждому малышу, построив сеанс в форме простого представления, разбитого на маленькие роли.

Если пальчиковая гимнастика полюбилась всей группе, можно предложить детям самостоятельно придумать рассказ для картотеки, в 4-5 лет они уже вполне способны на импровизацию.

Картотека Домашние животные

Бодливые телята

Теленочек бодливый рос, На правой руке сгибают и прижимают к ладони все пальцы, кроме мизинца и указательного. Другой теленок – тоже. (Сгибают все пальцы на левой руке, кроме мизинца и указательного.) Они бодались каждый день. Кто их разнять поможет?

(Выставленные пальцы на обеих руках «бодаются».)

Детеныши

Детеныши в домике этом живут. Их мамы зовут – они сразу бегут. (Называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого.) Жеребеночек быстрый, Котенок пушистый, Теленок бодливый, Щенок шаловливый, Козленок рогатый, Убежали все ребята.

Все пальцы – снова в кулак.

Что же делают собаки?

Что же делают собаки? (Дети загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать собаки.) Спят, ласкаются, скулят, Лают, прыгают, играют, Охраняют и рычат, Воду свежую лакают,

Мясо вкусное съедают.

Что же могут делать кошки?

Что же могут делать кошки? (Загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать кошки.) Молоко лакать из плошки, Помяукать у дверей, Чтоб открыли поскорей. Поиграть с клубком и с мышкой, Зашипеть на шалунишку, Могут когти выпускать, На деревья залезать, Могут красться, Прыгать, бегать

И, мурлыча, отдыхать.

Лошадка

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, (Поглаживают кисти рук.) Гребешком приглажу хвостик (Поглаживают каждый палец.) И верхом поеду в гости.

(Стучат пальчиками по столу.)

Собака

Заворчал живой замок, (Пальцы сжаты в кулак, вращают кулачками.) Лег у двери поперек. (Пальцы соединяют «домиком».) Две медали на груди, Лучше в дом не заходи! Крепко схватит за штаны, Ты беги, беги, беги!

( Пальцы сжаты в кулак, имитируют указательным и средним пальцами бег по столу.)

Кошка

Бегают глаза у кошки, (Пальцы «бегают» по столу.) Отдохнули бы немножко! (Стучат пальцами по столу.) — Не могу я отдыхать, (Сжимают и разжимают кулачки.) Завтра снова в шесть вставать.

Читайте также:  Как определить замершую беременность?

(Потирают ладони.)

Котята

Обратите внимание

Видели вчера котяток: (Дети загибают пальцы на руке.) Один, два, три, четыре, пять. Очень хочется, ребята, (Хлопки в ладоши.) Про котят всем рассказать. (Разгибают пальцы, рассказывая про котят.) Белый котенок на коврике спал. Серый котенок с мышкой играл. Рыжий котенок рыбку ловил. Черный котенок когти точил А разноцветные котенок и кошка,

Мурлыча, лизали сметану из плошки.

Поросята

Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков. Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы). Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные). Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю («Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки). Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние). Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные). Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, (Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Козочка

Шел старик дорогою, (Идти пальчиками по столу, показать пальчиками) Нашел козу безрогою. (Рога, постучать пальчиками по столу, снова) Давай коза, попрыгаем, (показать рога, погрозить пальчиком.) Ножками подрыгаем. А коза бодается,

А старик ругается.

Уточка

Шла уточка бережочком, («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь). Шла серая по крутому. Вела детей за собой, И малого, и большого, (Загибают безымянный палец, большой палец.) И среднего, и меньшего (Загибают средний палец и мизинец) И самого любимого

(Загибают указательный палец)

Картотека Профессии

За работу

Ну-ка, братцы, за работу. (Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого), Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Энергично шевелить пальцами.

Наших деток забавлять.

Наперсток

Вышивает, шьет иголка, (В правой руке воображаемая иголка) Пальцу больно, («шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке.) Пальцу колко. А наперсток В тот же миг К девочке на пальчик Прыг! («Надевают наперсток».) Говорит иголке: -Шей, («шьют») А колоться ты не смей!

(Грозят пальчиком.)

Повар

Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу.) А тут отключили свет. (Загибают большой палец на левой руке). Повар леща берет И опускает в компот. (Загибают указательный палец.) Бросает в котел поленья, (средний) В печку кладет варенье (безымянный) Мешает суп кочерыжкой, (мизинец) Угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон.

И очень довольный он! (Разводят руками).

Маляры

Важно

Маляры известку носят, (Держат в руках воображаемые ведра, имитируют ходьбу на месте.) Стены кистью купоросят. (Лицом друг к другу, движения воображаемой кистью вверх-вниз.) Не спеша, разводят мел. (Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре).

Я бы тоже так сумел. («Красят»)

Кузнец

Идет кузнец из кузницы, (Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз) Несет кузнец два молота. (Пальцы приподняты, слегка согнуты) Тук, тук, тук, тук, (Постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами) Да ударил разом вдруг.

(Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу).

Почтальон

Что принес нам почтальон? (Сжимать и разжимать кулаки) С толстой сумкой ходит он. (Шагать пальчиками по столу) Перевод, журнал, газету, (Загибать пальцы, начиная с большого) В бандероли 2 кассеты. И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Пекарь

Пекарь, пекарь, из муки Испеки нам колобки. (Выполняем круговые движения ладонями) Две сушки — Ванюшке, (Имитируем скатывание колобка) Две баранки – Танюшке, (Поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами) Два бублика – Мишке, Два калача – Маришке.

(Упражнение «колечки»)

Источник: http://www.fun-edu.ru/poleznye-materialy/palchikovye-igry-dlya-detej-4-5-let/

Фитбол-гимнастика

В эпоху планшетов и интеллектуального развития особо остро стоит тема физической нагрузки детей.

А ведь именно в дошкольном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, а также воспитываются личностные качества и творческие способности.

В детских садах в настоящий момент помимо традиционных методик физического развития, используются и нетрадиционные подходы. К числу последних относится фитбол-гимнастика – гимнастические занятия на фитбол-мяче.

Появился этот чудо-мяч в 1960-х годах в рамках профилактического спорта. Почему чудо? Потому что в начале своего пути он использовался в целях лечения церебрального паралича и других заболеваний опорно-двигательного аппарата сотрудниками медицинских учреждений Европы.  Сейчас его применяют в домашних условиях, фитнес-центрах, детских развивающих студиях.

Популярен мяч благодаря своему оздоровительному эффекту. Ряд отечественных авторов, изучающих влияние фитбол-гимнастики на организм, пришли к выводу, что она развивает вестибулярный аппарат, улучшает координацию, стабилизирует равновесие, а также активизирует обмен веществ. Воздействуя на позвоночник, суставы и межпозвонковые диски, мяч оказывает свое профилактически-лечебное свойство.

Упражнения с фитболами позволяют:

  • учиться правильно сидеть на фитболах;
  • учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;
  • научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;
  • укреплять различные группы мышц;
  • формировать и закреплять навык правильной осанки;
  • тренировать способность удерживать равновесие;
  • учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками, танцевальные движения;
  • побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.

Заниматься фитбол-гимнастикой можно даже с детьми до года, а вообще полезно иметь такой мяч дома и не бояться проводить занятия самостоятельно, ведь специального медицинского образования для этого не требуется. Однако есть свод «золотых правил», которые надо знать:

  • угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя, должен быть больший, чем 90°;
  • на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи;
  • необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки;
  • ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом, тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом;
  • необходимо постоянно контролировать физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием;
  • избегайте использовать мяч, размер которого слишком мал для ребенка — это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль;
  • недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии»;
  • необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом»;
  • при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.

Также не стоит забывать и элементарных вещей, как то: в помещении, где проводятся занятия, не должно быть острых предметов, одежда и обувь (заниматься можно и босиком) должны быть такими, чтобы не сковывать движения ребенка, помещение должно быть хорошо проветрено.

Как проводить занятия?

Дети – существа активные, неусидчивые и даже яркие фитбол-мячи не всегда могут повлиять на их желание все бросить и начать заниматься.

Желательно для начала рассказать детям о фитбол-мяче, можно в игровой форме познакомиться с ним. Затем необходимо научить правильной посадке на мяч и приемам страховки.

Совет

Также неплохо будет разучить основные исходные движения с мячом (броски, ловля, удары об пол, упражнения в парах с перекатыванием и перебрасыванием мяча).

Время проведения одного занятия с детьми 5-6 лет – 30-35 минут, с детьми помладше хватит 15-20 минут. Как и в любом виде физической активности, в фитбол-гимнастике есть три основных части:

  • вводная часть или разминка, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений;
  • основная часть – собственно сами упражнения на мяче;
  • заключительная часть – подвижная игра и релаксация.

Чтобы ребенок полюбил занятия, и они шли ему во благо, они должны быть интересные, эмоционально и музыкально насыщенные. Добиться этого несложно: музыку подбираем ритмичную, цвета мячей – яркие. Кстати,  различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

Теплый цвет (красный и оранжевый) – повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.

Холодный цвет (синий, голубой и фиолетовый) – нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.

Желтый и зеленый цвет – нормализуют сердечную деятельность и ЦНС, стабилизируют артериальное давление, расслабляют, снимают напряжение, помогают при заболеваниях позвоночника, обмена веществ.

Более того, существует такое замечательное явление, описанное в пособии «Двигательный игротренинг для дошкольников», как фитбол-сказки.

Сказкотерапия – самый  древний психологический  и педагогический прием. Многие считают, что она адресована только детям, однако охватываемый ее возрастной диапазон не имеет границ.

Именно обращение к сказке позволяет вспомнить о простых истинах, заново открыть их, создать духовный ресурс противостояния злу.

Фитбол-сказки могут быть самостоятельным занятием, использоваться в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, в свободной деятельности в группе дети могут повторять и воспроизводить сказку.

В каждой сказке есть схемы упражнений (так называемые мнемотаблицы), показывая которые детям можно рассказывать сказку с одновременным выполнением упражнений. Двигательная сказкотерапия представлена различными простыми в исполнении сюжетами. Сами сказки адаптированы под разные возрастные группы и возможности детей.

В ваших руках сделать ребенка крепким, физически  и эмоционально развитым! Фитбол-гимнастика один из наиболее приятных способов для достижения этой цели.

Как звери филина лечили

Задумал однажды филин узнать, кто ему в лесу друг, а кто враг. Лег он в своем гнезде, голову свесил и заохал, будто заболел очень. Шел мимо медведь, услышал, как филин на весь лес охает (медведь).

– Что с тобой, филин? – спрашивает. – Чего так стонешь?

– Да вот, заболел я, умираю, – отвечает филин.

– Погоди умирать, – говорит медведь, – я тебя сейчас вылечу, – и ушел.

А филин еще громче стонет. Услышал его заяц. Испугался сначала, а потом к дереву подошел – надо же узнать, что случилось! (зайчик)

– Эй, филин, что случилось-то? – спрашивает.

– Ох, заболел я совсем. Наверное, умру скоро, – говорит филин.

– Нет, филин, нет! Подожди немного, я сейчас! – и убежал. «Ну вот, – думает филин, – все меня покинули, а еще друзья называются!» И заохал пуще прежнего от обиды.

Даже змея его услышала, задрала голову, посмотрела сочувственно и уползла (змея). А тут лоси мимо скакали. Остановились они под деревом, слушают, как филин охает. Опустили головы, задумались.

Обратите внимание

Потом тихонько посоветовались и в разные стороны поскакали, только пыль за ними поднялась (лошадка). А филин знай себе охает.

Даже летучую мышь разбудил, которая обычно днем спит. Прилетела она к филину в гнездо, стала расспрашивать (летучая мышь). Сидит летучая мышь в гнезде у филина, утешает его:

– Только ты мне друг, – говорит филин, – а все остальные меня бросили.

Вдруг слышат они: хворост на тропинке трещит. Глянул филин, а это медведь ему целую корзинку орехов приволок (орешек).

– Лечись, – говорит, – Филя, ешь орехи, в них сила твоя.

Все звери в лесу уже слышали про болезнь филина, заспешили к нему, несут, кто что может. Прибежала лисичка: «Меня змея к тебе послала. Сама-то медленно ползает, да и старая очень. Вот и велела сухой малины тебе принести. Пей чай малиновый, Филя, он очень помогает». А сама хвостом вертит – не терпится ей поскорее филина вылечить (лисичка).

Тут и зайчик подоспел, морковку принес:

– Ешь, Филя, в ней витаминов много! – А сам так и подпрыгивает, смотрит, как филин морковку будет грызть.

Следом за ним лоси примчались, ящерицу на себе привезли с другого конца леса, чтобы она больного осмотрела. Она уже старая была, но все звери у нее лечились. Подняла ящерица хвостик, больного поприветствовала (ящерица), а потом корешок лечебный дала.

Даже маленький паучок к филину прибежал и стал его мухой угощать (паучок). И понял филин, как много у него настоящих друзей в лесу. И даже стыдно ему стало, что столько зверей он побеспокоил. А звери устроили на поляне настоящий пир в честь выздоровления филина.

Мнемотаблица

Музыкально-ритмический комплекс «Веселые путешественники»

Слова С. Михалкова

Музыка М. Старокадомского

Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Мы солнышком согреты, Мы вместе все живем, И песенку об этом

Мы петь не устаем.

Стоя, правая рука на мяче, – обход вокруг мяча по часовой стрелке.

Стоя, левая рука на мяче, – обход вокруг мяча против часовой стрелки.

Припев:

Красота! Красота! Мы везем с собой кота, Чижика,

Собаку,

Источник: https://azbyka.ru/deti/fitbol-gimnastika

Ссылка на основную публикацию