Гимнастика для детей 6 лет: упражнения на фитболе, пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук и кистей детей 4 5 6 лет в детском саду. Картотека, упражнения, видео уроки

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…

Детская пальчиковая гимнастика, разрабатывающая пальцы рук, универсальна и позволяет заниматься с каждым воспитанником по отдельности или с целой группой.

Главным критерием для достижения результата является регулярность упражнений. Ежедневные короткие занятия помогают способностям закрепиться и совершенствоваться.

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Пальчиковая гимнастика – это проверенный инструмент для тренировки точности и координации движений верхних конечностей.

Физиологически связь между формированием навыков речи и четкостью выполнения тонких действий руками объясняется соседством в головном мозге областей, контролирующих эти процессы. Потому, упражняя пальцы ребенка уже с первых месяцев, легко можно стимулировать образование способности говорить у детей.

Совершенствование произношения – это не все плюсы занятий на моторику. Воздействие на определенные участки на ладонях и фалангах оказывает благотворное влияние на работу всех систем организма. Делая массаж этих точек или выполняя специальные действия, можно улучшить работу головного и спинного мозга, органов пищеварительной системы, выделительной и кровеносной систем.

Обратите внимание

В практике дошкольного воспитания задачи для развития моторики пальцев очень распространены и выполняют целый ряд функций. Минутные увлекательные инсценировки с пальцами позволяют избавиться от лишнего напряжения, нервозности, повышенной утомляемости воспитанников, наладить с ними психоэмоциональный контакт.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, проводимая с музыкальным сопровождением, также дает возможность привить любовь к музыке, воспитать чувство ритма, развить музыкальный слух.

Современным детям предоставлено мало возможностей для развития точности движений. Тесная взаимосвязь между возникновением речевых умений и согласованностью движений вынуждает искать способы совершенствования последней.

Совершение несложных заданий тренирует способность запоминания, учит сосредотачиваться, согласовывать произносимые слова с заданной постановкой рук. Кроме того, такого рода игры – отличное средство подготовки основы для формирования навыков письма.

В группах раннего возраста гимнастика более ориентирована непосредственно на движения. Дошкольники постарше занимают более активную позицию в процессе, выполняя необходимые действия и одновременно проговаривая соответствующие слова.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей в воспитательной практике может быть включена по сути в любой режимный момент. С помощью коротких тренировочных комплексов можно легко завладеть вниманием группы, заменяя виды деятельности, совмещать активные спортивные тренировки с другими видами занятий, помочь дошкольникам собраться и сконцентрироваться.

А в ходе проведения всякого рода праздничных мероприятий и конкурсов пальчиковые постановки просто незаменимы.

Участие дошкольников в такого рода театрализованных играх оказывает содействие не только становлению координационных умений, но и стимулирует фантазию и раскрывает творческий потенциал. Представляя себя персонажем повествования, ребенок может сам придумывать реплики или пересказывать уже заученный ранее текст.

Виды пальчиковых игр

Вариантов сценок для развития ловкости манипуляций руками много, но все их условно можно разделить на категории:

  1. Пассивная зарядка. Эти упражнения являются массажем. Такие сеансы рекомендованы для тренировки пальцев верхних конечностей детей самой младшей возрастной группы. Все манипуляции осуществляет взрослый, проговаривая при этом текст, связанный тематически с движениями. Начиная с 3-летнего возраста можно поручить самостоятельное выполнение массирующих движений как подготовку к непосредственной тренировке мышц.
  2. Сгибание и разгибание пальцев. Задания этой группы подходят и малышам, и старшим детям. На этапе ознакомления с зарядкой взрослый может не только демонстрировать правильную технику, но и содействовать движениям ребенка. Но на более поздних этапах рекомендуется самостоятельная работа дошкольников. Воспитатель должен занимать наблюдательную позицию и устно корректировать действия подопечных в случае неточности выполнения упражнения.
  3. Статическая зарядка для пальцев. Суть этих тренировок сводится к изображению посредством кисти руки какого-либо предмета или существа. Задания могут быть продемонстрированы наглядно либо схематически в виде рисунков на карточках.
  4. Динамические движения, инсценировка сюжетов. К этой группе относится и пальчиковый театр.

Перечисленными вариантами занятия для слаженности движений верхних конечностей и пальцев не ограничиваются. Совершенствованию точных манипуляций способствуют такие занятия, как перекатывание объемных тел в ладонях и между пальцами, лепка из пластилина, глины, песка, различные техники рисования, шнуровки, нанизывание и перебирание предметов на нитку.

Эффективны задания, требующие совершения вращательных движений кистью, конструирование, плетение. Такие занятия задействуют все мышцы кисти руки, благотворно воздействуя на координацию и легкость движений.

Подготовка к проведению занятий

Пальчиковая гимнастика категорически не рекомендуется в тот момент, когда дети болеют или испытывают какой-то дискомфорт. В качестве главной рекомендации по освоению упражнений для становления точных движений пальцев рук является положительная атмосфера в коллективе.

В занятия, проводимые с группой, необходимо обязательно вовлечь каждого участника. Важно вызвать интерес к такому виду деятельности и поддерживать его на протяжении всего урока. Нельзя акцентировать внимание, если какое-то действие не получается у малышей сразу. Тем более не стоит давать негативных оценок по этому поводу. Для отработки правильного выполнения нужно просто повторить показ.

Как и в любой зарядке, начинать желательно с разминки. Для этого можно покатать в ладонях карандаш или массажный мяч. Желательно сопровождать манипуляции словами, поскольку так воспитанники учатся слушать и понимать сказанное, сопоставлять смысл текста с производимыми действиями.

Лучше всего малыши воспринимают упражнения в сочетании с короткими стишками или песенками. Для разминки также подходит легкий массаж каждого пальца в отдельности и всей кисти. Взрослый может легко помассировать детские руки, но можно научить ребенка выполнять самомассаж. Следующей ступенью тренировки выступают непосредственно тренинги.

Продолжительность занятий в разных возрастных группах

Продолжительность занятий для разных возрастов может варьироваться. Как правило, сами тренировки не используются в качестве самостоятельного занятия, а включаются в него как один из элементов.

Потому непосредственно тренинг чаще всего занимает около 5 мин. Поскольку долго удерживать внимание дошкольников из младших групп довольно сложно, то для них рекомендованы более короткие по продолжительности занятия.

Исходя из этого, можно организовывать пальчиковые упражнения с такой продолжительностью:

Возрастная группа Вид занятия Продолжительность упражнений
От одного года до двух лет Массаж 2-3 мин
3-4 года МассажГимнастика 2-3 минОколо 5 мин
5-6 лет Гимнастика 5-15 мин

Строгих ограничений по продолжительности тренинга нет. Если задача воспринимается детьми с удовольствием, занятия можно повторить несколько раз. Однако не стоит переусердствовать в этом, чтобы интерес к подобным упражнениям не пропадал.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, как правило, повторяется в течение дня 2-3 раза. Техники можно менять. Но следует также учитывать, что на разучивание движений требуется повторение одного и того же задания ежедневно по крайней мере в течение недели.

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет

  1. Разминка «Пальчики» направлена на отработку сгибания и разгибания пальцев верхних конечностей. Работать нужно с каждой фалангой поочередно, помогая свободной рукой.
  2. Сцена «Ветер» – это иллюстрация целого сюжета.

    Движения постановки изображают, как ветер раскачивает дерево, как краб шевелит клешнями, как чайка ловит рыбу под водой, как крокодил разевает пасть.

  3. Упражнение «Игрушки» отрабатывает хлопки ладонями и кулаками, постукивания кончиками пальцев по ладони, а также сгибание пальцев и последующее распрямление.

    Пальчиковая гимнастика для пальцев рук для детей в стихах

  4. «Колобок – румяный бок». В ходе гимнастики выполняются круговые движения ладонями относительно друг друга, постукивания кулаком одной руки по кончикам пальцев другой, сгибание и разгибание пальцев, скрещивание их в «замок».
  5. Упражнение «Снежинка».

    Выполнение этого упражнения направлено на закрепление навыка сжимания кулаков, выпрямление пальцев, поочередное постукивание их кончиками по ладони, расслабление мышц ладони с помощью потряхивания руками.

  6. В упражнении «Снежок» задействована рука целиком.

    Для выполнения производятся движения, изображающие лепку и подбрасывание снежка.

  7. Элементы упражнения «Клен» закрепляют навыки сгибания и выпрямления пальцев, поочередное соединение их кончиков друг с другом, сцепления кистей рук в замок и выполнение ими встряхивающих движений.

  8. Инсценировка сказки «Колобок» включает в себя такие движения, как вращение, встряхивание и махи кистями и всеми конечностями, перебирание пальцами.
  9. Пантомима «У Оленя» затрагивает тренировку мышц как кисти, так и всей конечности в целом.

    Инсценировка требует растопыривать пальцы, смыкать их кончиками над головой, бегать ими по поверхности, противопоставлять один из них остальным, широко разводить в стороны руки, постукивать кулаком по ладони, использовать мимику и рукопожатия.

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 5-6 лет

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей в возрасте 5-6 лет более разнообразна, поскольку дети уже более внимательны, способны запоминать и воспроизводить гораздо больший объем информации.

Для организации уроков в таких коллективах должно быть подготовлено большее количество вариантов игр. Картотеку упражнений можно подбирать согласно тематике. В то же время нельзя пренебрегать повторением пройденного материала для закрепления полученных знаний и умений.

  • Упражнение «Замок» тренирует навыки переплетения пальцев, сцепление их в замок, вращение сцепленных между собой кистей, постукивание кулаками по поверхности, разъединение сомкнутых в замок пальцев.
  • «Помощники». Отрабатывается вращение пальцами, сгибание и разгибание каждого из них и постукивание ими по ладони, удержание в статическом положении.
  • «Помиримся». Отрабатываются вращение противопоставленными остальным большими пальцами, сгибание и разгибание, смыкание их между собой.
  • «Удивительно». Задачей постановки выступает тренировка сжимания пальцев руки в кулак. В ходе упражнения сначала сжимается один кулак, затем ладонью второй руки нужно помочь сжать кулак еще крепче. В конце упражнения выполняется легкое встряхивание конечностями. Проводить зарядку нужно поочередно для обеих рук.
  • «Прогулка». Инсценировка позволяет поработать над движениями каждого пальца в отдельности. Для выполнения этого упражнения требуется сжать кулак, противопоставив ему палец, с которым в данный момент осуществляется работа – медленное или быстрое постукивание подушечками по поверхности.
  • Пальчиковая сказка «Маланья». В ходе упражнения необходимо выполнять хлопки ладонями, располагая то одну, то другую руку сверху, сомкнуть кончики пальцев над головой, растопыривать их, чертить ими в воздухе, обрисовывая те или иные контуры в соответствии с текстом сказки, изображать при помощи кистей рук чашку и ложку, показывать, как хлопают ресницы.
  • «Шла ворона через поле». Отрабатывает шаги кончиками пальцев по поверхности, элементы счета (дошкольникам необходимо показать определенное количество пальцев), демонстрацию каждого пальца в отдельности, размеренные постукивания кулаками и ладонями по поверхности.
  • Пальчиковая игра «Дети в лес грибной пошли» тренирует перебирание пальцами по поверхности, сгибание или разгибание пальцев при перечислении действий, соответствующих словам.
  • «Корзина с грибами». Перед дошкольниками ставится задача сцепить руки в лодочку, развести их в стороны, согнуть и разогнуть пальцы, противопоставить большой палец прочим пальцам.
  • «Съедобные грибы». С помощью сценки отрабатываются сгибание и разгибание пальцев, шаги пальцами по поверхности, подъем рук вверх с растопыренными пальцами.
  • «Мамы». Для выполнения упражнения потребуется разведение в стороны и обхват себя руками, поочередное сгибание пальцев, сцепление их в замок.
  • Пальчиковая игра «Мамины помощники». Основными элементами гимнастики выступают удары кулаками в такт словам, хлопки и поглаживание ладонями друг о дружку, сгибание пальцев поочередно.
  • «Кто приехал». В ходе занятия отрабатываются быстрое смыкание, хлопки кончиками пальцев поочередно, хлопки в ладоши.
  • «Кто где живет». В постановке выполняются поочередное сгибание пальцев на руке, чередование хлопков в ладоши и ударов кулаков друг о друга.
  • «Белочка». В задании требуется выполнить быстрые шаги пальцами по поверхности, поочередное и синхронное сжимание кулаков на обеих руках.
  • «Голодная мышка». В упражнении выполняются поочередное загибание пальцев на руках, разведение рук в стороны с выпрямленными пальцами.
  • «Лиса». В задании отрабатываются потирание ладоней, растопыривание пальцев, поворот и поглаживание руки с разных сторон, шаги пальцами по поверхности, удары кулаками по поверхности.
  • Гимнастика «Снеговик». Осуществляется воображаемая лепка из комка снега, поглаживание ладонью о сжатый кулак второй руки, подбрасывание снежка в воздух, встряхивание руками, сгибание пальцев руки, шаги по поверхности, посыпание воображаемых крошек на землю, поглаживание рук, повороты рук то вверх, то вниз ладонями, изображение процесса поедания супа и укладывания спать (руки сложены вместе и прижаты к щеке).
  • «Снежный ком». Отрабатывает сжимание ладоней, смыкание кончиков пальцев над головой, вращение кулаком возле кончика носа, описывание сферы в воздухе.
  • «Елка». Пальчиковое задание подразумевает выполнение размеренных хлопков ладонями, ударов кулаками, шагов пальцами по поверхности, разведения рук в стороны, сгибания пальцев на руках поочередно.
  • Постановка «Деревья». Выполняется потирание ладоней, растопыривание пальцев, соединение локтей и выпрямление кистей рук (ствол и крона), встряхивание всеми верхними конечностями, противопоставление указательного пальца прочим, вытягивание рук вверх с выпрямленными пальцами, соединение кончиков пальцев в одну точку (бутон), вращение указательными пальцами, разведение рук в стороны и немного вниз с выпрямленными пальцами, изображение с помощью пальцев гриба (кулак – ножка, ладонь сверху – шляпка).
  • «Листья». Упражнение отрабатывает технику выполнения волнообразных махов ладонями, плавного встряхивания кистей, шагов кончиками пальцев, скрещивания кистей с выпрямленными пальцами, поочередного сгибания пальцев, хлопков ладонями.
  • «Ягоды». От дошкольников требуется поочередно соединить одинаковые пальцы правой и левой руки, пошагать всеми пальцами, согнуть и разогнуть их в соответствии с произносимыми словами.
  • «Фрукты». Для его выполнения потребуется дополнительный атрибут – массажный мяч, который необходимо захватить двумя ладонями. Основные движения гимнастики – смыкание пальцев поочередно, противопоставление большого пальца сомкнутым в кулак остальным.

Правильно организованные занятия по пальчиковой гимнастике вызывают неподдельный интерес у дошкольников. Когда воспитатель умеет создать комфортные для выполнения упражнений условия и грамотно подобрать материал, дети не только с радостью приступают к тренировке пальцев рук, но и проявляют фантазию, придумывая движения к разучиваемым стихам и песням.

Источник: https://kidteam.ru/palchikovaya-gimnastika-dlya-paltsev-ruk-i-kistey-detey.html

Пальчиковая гимнастика для дошкольников 4–6 лет

Дошкольное детство — период активного развития всех психических функций человека:

  • памяти;
  • внимания;
  • восприятия;
  • мышления;
  • речи.

Чтобы помочь малышу, вы можете предлагать ему различные упражнения и эффективные игры. Огромный развивающий потенциал скрывает в себе пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Зарядка для пальчиков развивает мелкую моторику, благотворно воздействуя на интеллектуальные способности ребёнка и, что очень важно, на речевые центры мозга.

  • Но как заниматься правильно?
  • Как подбирать пальчиковые упражнения для детей 4–6 лет?
  • Как сделать эти занятия интересными для малыша?

Давайте разбираться вместе!

Как проводить пальчиковую гимнастику для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Предлагая ребёнку упражнения пальчиковой гимнастики, позаботьтесь о том, чтобы это занятие принесло малышу максимум пользы.

  1. Перед началом зарядки для пальчиков разогрейте ладошки малыша: погладьте его ручки, лёгкими движениями пощипайте их до появления приятной теплоты.
  2. Каждое упражнение, включённое в комплекс пальчиковой гимнастики, повторяйте 3–5 раз в плавном, неспешном темпе.
  3. Компонуйте упражнения так, чтобы каждый пальчик получил свою «минуту славы».
  4. Следите, чтобы обе ручки работали с одинаковой нагрузкой.
  5. Контролируйте движения малыша во время выполнения пальчиковой гимнастики. Очень важно, чтобы в мышцах не возникало перенапряжения.

Не менее важен и психологический аспект зарядки для пальчиков. Не забывайте, друзья, что для малышей 4–5 лет и даже в старшем дошкольном возрасте игра всё ещё остаётся основным видом деятельности. Подавая упражнения пальчиковой гимнастики как развлечение, как интересную игру, вы многократно повышаете их эффективность.

  1. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, щедро демонстрируя ему свою полную и искреннюю вовлечённость в процесс.
  2. Чтобы объяснить, как правильно выполнять упражнение, используйте не только наглядный пример, но и словесную инструкцию. Указания давайте с максимальной доброжелательностью, спокойно и чётко.
  3. Учитывайте, что объём внимания малышей пока невелик. Позаботьтесь, чтобы задачи, которые вы ставите ребёнку, были доступны для детского понимания. Если выполнение пальчиковой гимнастики покажется карапузу слишком сложным, вам будет нелегко подружить ребёнка с этим видом полезной для его интеллекта деятельности.
  4. Решительно откажитесь от любых попыток заставить ребёнка заниматься пальчиковой гимнастикой против его воли. Вероятно, поможет замена игры или её маскировка под пальчиковый театр.
  5. Многие малыши с удовольствием бегут к родителям, чтобы поиграть, но призыв к занятиям их отталкивает. Нет проблем! Используйте лексику, ласкающую детский слух. От этого пальчиковая гимнастика не станет менее полезной.

Виды пальчиковых упражнений

Пальчиковая гимнастика — явление многогранное и весьма объёмное, а потому классификацию можно представить по разным критериям.

Так, к примеру, простейшей пальчиковой гимнастикой для самых маленьких можно считать непроизвольные младенческие движения или массаж ручек, который заботливые родители практикуют с первых дней жизни дочек-сыночков.

Более сложные упражнения, рассчитанные на детей 5–6 лет, тоже можно разбить на отдельные классы.

Пальчиковые игры «Манипуляции»

В эту группу включены упражнения, в которых каждый пальчик выполняет определённую роль, как актёр в театре. Кстати, чтобы усилить благоприятное эмоциональное воздействие занятия, можно использовать готовый или самодельный пальчиковый театр. А можно нарисовать на подушечках пальцев забавные мордочки. Нет сомнений: карапузы будут в восторге от таких превращений.

Пальчиковая гимнастика «Зарядка для мозга»

В отдельную группу выделяют кинезиологические упражнения пальчиковой гимнастики. Движения в этих играх подобраны таким образом, чтобы максимально способствовать активизации межполушарного взаимодействия и, как следствие, стимулировать развитие мышления, улучшение внимания и памяти.

Чтобы упражнение увлекло ребёнка, оно сопровождается речью. Особенно нравятся малышам такие сопроводительные инструкции для пальчиковых игр в стихах, но вы можете на ходу придумывать свои слова. Например, эффективное кинезиологическое упражнение с поочерёдным перебором пальчиков можно сопроводить лексической темой «Моя семья»:

  • Ванечка, Ванечка, а кто у тебя дома (пальчиками левой руки разминаем большой палец правой руки)?
  • А у меня дома мама Маша — самая любимая мамочка на свете (постукиваем указательным пальцем правой руки о большой палец правой руки).
  • А ещё у меня дома папа Василий — самый сильный папочка на свете (соприкасаются большой и средний пальцы правой руки).
  • А ещё у меня дома сестрёнка Алёнушка — самая милая девочка на свете (соприкасаются безымянный и большой пальцы правой руки).
  • А ещё у нас дома кот Котофеич — полосатый и смешной (соприкасаются мизинец и большой пальцы правой руки).

Для левой руки можно повторить те же слова, оставить прежнюю тему, но придумать новое словесное сопровождение для игры, а можно сменить тему: пространство для педагогической фантазии ничем не ограничено.

Пальчиковые игры с элементами массажа

Для пальчиковых упражнений можно использовать элементы самомассажа, придумав сюжет, в котором надо будет растирать, разминать, надавливать и пощипывать пальчики. Например:

  • имитировать повседневные действия, такие, скажем, как мытьё рук;
  • вообразить себя изысканной дамой, которая надевает роскошные кружевные перчатки, аккуратно поправляя их на каждом пальчике;
  • представить себя рачительными хозяевами, которые готовят на зиму капусту, нарезая её (имитируем пиление), утрамбовывая в бочки (постукивания) и засаливая (потирание большим пальцем о подушечки остальных пальцев).

Друзья! Уделяя пальчиковой гимнастике всего 7–10 минут в день, вы сможете добиться отличных результатов.

При вдумчивом подходе родителей малыши воспринимают такие игры с неподдельным восторгом! Вы можете придумывать забавные сюжеты и интересные сопроводительные тексты самостоятельно, а можете взять на вооружение готовые стихи для пальчиковой гимнастики со страниц нашего сайта или нашей группы ВКонтакте.

Подведём итоги:

  1. Заниматься пальчиковой гимнастикой можно с первых дней жизни ребёнка.
  2. Пальчиковые упражнения актуальны в любом возрасте. Они помогают сбросить лишнее напряжение, активизировать работу мозга, улучшить внимание и память.
  3. Чтобы ребёнку нравилось заниматься пальчиковой гимнастикой, предлагайте полезные упражнения в виде интересных игр или захватывающих постановок пальчикового театра.

Источник: http://nii-evrika.ru/palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-4-6-let/

Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет

Многие из нас слышали о пальчиковой гимнастике, но не все представляют, в чем ее суть. Разминка для кистей – это массаж и гимнастика для пальчиков ребенка, что напрямую положительно действует на умственное развитие малыша. При этом манипуляции проводятся под рифмовки, игры и сопровождаются движениями всего тела. Такая гимнастика позволяет:

  • улучшить координацию;
  • переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
  • согласовывать речь и движения.

Доказано, что пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет в детском саду в стихах способствует выработке правильного звукопроизношения, тренировке памяти. Кроме того, подобные занятия воздействуют на кожу рук, где расположены акупунктурные точки, связанные со всеми органами тела.

Происхождение оздоровительной методики

Основоположником оздоровительной гимнастики для пальчиков является Намикоси Токудзиро – врач из Японии, который в 20 веке сгруппировал акупунктурные воздействия на кисти рук в комплекс упражнений. Причем частично эти манипуляции были известны на Востоке еще во 2-м веке до нашей эры.

В отечественной народной педагогической традиции пальчиковая гимнастика тоже известна не одно столетие. Свидетельством этому являются всем известные забавы «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».

Это игры для самых маленьких, а например, пальчиковые игры для детей 5-6 лет в детском саду, картотека которых время от времени пополняется авторскими разработками, будут интересны и полезны даже ребятне постарше.

Развиваем моторику рук в старшей группе: картотека игр

Большую часть времени «среднестатистический» ребенок 5-6 лет находится в детском саду, где регулярно проводятся физкультминутки, в том числе для развития мелкой моторики.

Конечно, есть определенный процент детишек, не посещающих дошкольные учреждения, — тогда пальчиковые игры необходимо сделать традиционными в семье.

Эти тренировки мелкой моторики, которые занимают всего-то 5-6 минут, могут проводиться в разной форме:

  • индивидуальной (когда малыш совершает определенные действия самостоятельно);
  • групповой (в этом случае дети могут брать друг друга за ручки).

Форма упражнений носит игровой характер, так как именно этот вид деятельности является ключевым у детей. Занятия сопровождаются рифмовками или короткими песнями. Рассмотрим картотеку пальчиковых игр для старшей группы, то есть для детишек 5-6 лет.

  • «Приветствие». Предложите малышу поздороваться каждым пальчиком с большим пальцем сначала на одной руке, а потом – на другой.
  • «Пальчики на прогулке». Ребенок сжимает кулачок, а из него выпрямляет по одному пальцу, начиная с большого. Когда «на прогулку» вышли все пальчики, они возвращаются «домой» — обратно в кулак, но уже с мизинца. При этом сначала сгибается лишь две фаланги, а когда собраны все «друзья», сжимается кулачок.
  • «Играем в животных». Придумайте с малышом изображения животных с помощью пальцев и пробуйте создавать свои собственные театральные представления.
  • «Доброе утро, здравствуй!». Ладошки складываются вместе. Перекрещиваются левый и правый большие пальчики (левый сверху) со словами «Доброе утро, Иван!», правый переводится наверх со словами «Здравствуй, Степан!». Таким образом перебираются все пальцы, а имена можно придумывать каждый раз разные.
  • «Прятки». Показываются две ладошки. Каждому пальчику присваивается имя. А затем предлагается, к примеру, спрятать в правом домике-кулачке Степана на левой руке или в левом домике-кулачке Ивана на правой руке и т. д.
  • «Осьминог». Пальчики сжаты в кулаки. Показываются все ножки осьминога – пальчики выпрямляются с большого. Щупальца умеют прятаться – пальчики снова сгибаются, но уже с мизинчика. Это занятие можно проводить под слова: «Много ног у осьминога, все они ему нужны. Заменяют ему руки, очень ловкие они».
  • «Рыбак и рыбки». Детки в группе делятся на рыбаков и рыбок. Все сгибают руки в локтях, ладошки сжимают вертикально. Теперь «рыбки», не размыкая верхних фаланг пальцев, скользят на кисти «рыбаков», которые должны поймать «рыбку» за хвостик, то есть за подушечки пальцев. Затем участники забавы меняются ролями.
  • «Выгляни в окошко». Большой палец – Иван. Остальные пальчики сжимаются в кулак, образуя три окошка: между указательным и средним, средним и безымянным и безымянным и мизинцем. Ведущий говорит: «Иван, выгляни в третье окошко!» Ребенок должен просунуть большой палец в нужный просвет.
  • «Проснись-потянись». Пальцы широко расставлены, ладони – на столе. Каждая пара пальчиков носит какое-то имя. На слова «Иваны проснулись, потянулись!» нужно оторвать пальцы от стола как можно выше, при этом вся ладонь остается неподвижной.

Источник: http://LadySpecial.ru/materinstvo/razvitie-rebenka/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-5-6-let

Пальчиковая гимнастика для детей разных возрастов. Упражнения, игры и техника массажа для разминки пальцев ребёнка

Развитие ребёнка непосредственно зависит от родителей. Это касается и физических, и моральных качеств. Пальчиковая гимнастика как раз соединяет оба эти требования в себе.

А всё потому, что от мелкой моторики напрямую зависит мозговая деятельность.

К тому же такие занятия не требуют уймы времени и усилий, а игровая форма сделает их весёлыми и интересными даже для самых маленьких. Узнаем об этом побольше.

В чём польза пальчиковой гимнастики для ребёнка

Массаж для маленьких полезен тем, что помогает разгонять кровь и активизировать нервные окончания. Это касается и массажа пальчиков рук и ног. Плюс, такие физкультурные игры развивают мелкую моторику. Цель подобных занятий — познакомить малыша с пальчиками, показать, как ими можно двигать.

Для более взрослых это возможность переключить внимание, отдохнуть и научиться концентрироваться на деталях.<\p>Важно! Превратите тренировку в игру — пойте, говорите с разными интонациями. Так малыши будут лучше воспринимать занятие и не начнут скучать.

Особенно это касается активных детей до года — они редко хотят сидеть на месте.

Когда занятия сопровождаются стишками, скороговорками, это помогает развить речь, улучшить произношение звуков, потренировать память и внимание.

Важно

Плюс, после систематических физкультминуток дети будут знать элементарные стихи и песни.

Занятия бывают пассивными и активными. Первый вид подразумевает работу взрослых над пальчиками и руками малыша — поглаживание, сгибание и разгибание. Второй вариант подходит детям, которые уже сами могут повторять движения за родителями.<\p>

Правила проведения занятий

Чтобы занятия приносили радость и были эффективными, нужно придерживаться нескольких правил:

  • не заставляйте работать уставшего малыша, особенно если он не в настроении (хочет спать, кушать, ползать);
  • перед каждым занятием предупредите о его начале — поглаживайте медленно ручки и рассказывайте о том, что сейчас будут игры;
  • не спешите, делайте всё медленно, а каждое упражнение повторяйте не менее 5 раз;
  • чередуйте руки, а потом попробуйте сделать упражнение одновременно с двумя;
  • говорите спокойным тоном, чётко и уверенно, меняйте интонации;
  • после каждого упражнения встряхните легонько кисти, показывая, что эта игра закончилась;
  • смотрите на реакцию ребёнка — повторяйте чаще игры, которые ему нравятся, а нелюбимые отложите на некоторое время;
  • хвалите малыша за правильные движения, произношения звуков;
  • для более взрослых детей нужно подавать пример — периодически сами делайте зарядку и предлагайте присоединиться.

Работать с мелкой моторикой необходимо каждый день. Пусть это будет один раз в сутки, но качественно.

Лучше выбирать время после сна и еды, когда ребёнок полон сил и энергии для обучения. На ночь можно сделать пару спокойных упражнений, подобрав при этом стишки про сон или колыбельные.

Например, укладывайте сначала спать пальчики ребёнка по одному, а потом говорите, что и ему пора.

Важно! Длительность занятий зависит от того, сколько выдержит ребёнок. Ни в коем случае не заставляйте, не повышайте голос и не ругайте — это игры, в них надо вовлекать весёлой интонацией и похвалой.

Виды упражнений

Для качественной и продуктивной тренировки не обязательно иметь уйму игрушек или специальных приспособлений — большинство упражнений проводятся без них. Но некоторые игры подразумевают занятия с применением предметов, поэтому достаточно будет приобрести несколько самых важных.<\p>

Упражнения с игрушками

Какой бы сложной или простой ни была игрушка, которую вы купили своему ребёнку, вы должны играть вместе. Показывать, рассказывать и помогать тактильно изучить предмет.

Есть множество специальных игрушек, которые созданы для развития моторики рук:

  • сортеры с разными объёмными фигурками и отверстиями для них;
  • пальчиковые лабиринты — закрученные палочки, по которым нужно водить фигурки, кубики, кружочки;
  • деревянные каталки с крутящимися деталями;
  • игрушки с кнопками, на которые малыш должен нажимать;
  • ксилофоны и пианино;
  • для детей постарше есть кинетический песок, пазлы, складывающиеся кубики со вставными деталями.

Играя с малышом, вы не только покажите, как справляться с кубиками, пирамидками и кнопками, но и поможете ему заговорить. Показывайте (и рассказывайте) медленно, как двигаются детали, как вставляются фигурки, как крутятся колёсики. И давайте ребёнку повторять за вами.

Для развития моторики с игрушками нужно:

  • водить пальчиком и ручкой по неровным краям игрушек;
  • давать трогать тканевые игрушки, пластиковые, деревянные — каждая из них вызывает разные реакции в ответ на гладкость, мягкость, холод, тепло;
  • нажимать кнопки музыкальных игрушек каждым пальчиком по очереди и потом — всей рукой;
  • давать сжимать игрушки разных размеров, форм.

Массаж пальчиков

Особое внимание уделите именно массажу — он поможет разогреть ручки, разогнать в пальчиках кровь и научить малыша сгибать и разгибать их. Начинайте работу с руками младенца с самого рождения — поглаживайте ладошки во время кормления, давайте сжимать свой палец. С каждым месяцем возможных упражнений будет всё больше.

Главное правило для любого массажа — начинайте с лёгких поглаживаний и растираний, а потом уже можно делать круговые упражнения кистей, разминать пальцы и сгибать их. Для занятий подойдут любые стишки-потешки или считалочки. Если фантазия позволяет, можно придумывать на ходу.

<\p>

Рассмотрим самые популярные движения:

  1. Работа с ладонью — положите свою руку на детское запястье и от него свободной рукой проведите линии до кончика каждого пальчика. После этого можно легонько встряхнуть ладошку. Повторите несколько раз.

  2. Растирание пальцев — своими пальцами разотрите детские по очереди, двигайтесь от кончика до основания и назад. Повторите несколько раз для каждого пальца.
  3. Сдавливание — мягко сдавите подушечку каждого пальчика, при этом имитируя круговые движения.
  4. Сгибание-разгибание.

    Начните с большого пальца, сначала нежно согните его пополам, потом прижмите к ладошке. Так проделайте с каждым пальчиком по пять раз.

  5. Работа с кулаком — возьмите руку малыша в свою и согните её в кулак, раскройте и легонько потрясите расслабленной рукой. Повторите 5 раз.

  6. Повороты кисти — согните ладошку в кулак и аккуратно прокрутите её вокруг своей оси. По часовой стрелке и против. Так вы разработаете кисть.

Это самые простые, но действенные упражнения, которые помогут расслабить и размять руки.

Пальчиковые игры

Игры со стишками и песенками всегда интересны детям — так они учатся и тренируются. Для каждого возраста есть свои занятия. Рассмотрим варианты для малышей и школьников.

Для маленького ребёнка

Особенность этих игр заключается в том, чтобы их проводили родители. Малыш пока ещё не в состоянии сгибать и разгибать пальцы осознанно. При этом нужно проговаривать стишок или напевать песенку. Это не обязательно должно быть народное творчество, можно придумывать и самостоятельно. Приведём примеры некоторых возможных игр.

«Сорока-ворона»:

  • круговыми движениями водим своим пальцем по ладошке малыша и приговариваем: «сорока-ворона кашку варила, деток кормила»;
  • сгибаем по очереди каждый пальчик, говоря каждый раз слова: «этому дала»;
  • сгибаем мизинчик и говорим: «а этому не дала»;
  • разгибаем пальцы и начинаем сгибать снова, приговаривая: «он в лес не ходил, дрова не носил, печку не топил, кашку не варил, вот и не получит кашку»;
  • встряхиваем легонько ладошку и говорим: «пусть будет голодным».

Считалочка про зайчика:

  • сгибаем каждый пальчик и считаем: «раз, два, три, четыре, пять»;
  • разгибаем сразу все — «вышел зайка погулять»;
  • опять сгибаем каждый и считаем: «раз, два, три, четыре, пять»;
  • разгибаем и говорим: «зайка спрятался опять».

«Члены семьи»:

  • сгибаем каждый пальчик и называем его: «этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — мама, этот пальчик — папа, этот пальчик — я»;
  • разгибаем их и встряхиваем ладошку — «вот и вся моя семья».

«Коза»:

  • сгибаем руку в кулак и выставляем мизинец и указательный, при этом говорим: «шла коза рогатая»;
  • разгибаем все пальцы и кладём руки на голову, говорим: «за малыми ребятами».

«Будем гостей приглашать»:

  • сцепляем по очереди каждый палец мамы и малыша, приговаривая: «Саша, приди! Ваня, приди! Маша, приди! Катя, приди! Даша, приди!»;
  • даём ладошкой «пять» и говорим: «будем печь мы пироги!».

Для детей школьного возраста

Дети постарше уже могут сами показывать пальцами фигуры, сплетать их, сгибать по очереди. Поэтому тут будет легче. К тому же считалки им уже неинтересны, поэтому следует привлечь дополнительные предметы — надеть колпачки на пальцы или вязаные напёрстки, ягоды, специальные игрушки. Можно устраивать теневые шоу — с помощью пальцев создавать причудливые фигуры.

<\p>

Для школьников это нужно, чтобы:

  • учиться переключать внимание;
  • отдыхать;
  • повышать успеваемость за счёт развития работы мозга;
  • улучшить почерк;
  • размять руки после длительной писанины.

Во что можно поиграть:

  1. Ходунки: поверните ладошки друг к другу будто для игры в ладушки.

    В таком положении рук нужно соединить указательный палец левой руки с большим правой, а указательный правой — с большим левой руки, чтобы получилась горизонтальная восьмёрка (или знак бесконечности). Теперь по очереди разъединяют указательный и большой палец, переступая другую пару и снова соединяя их. Можете делать упражнение наперегонки, кто быстрее будет переставлять пальцы.

  2. Рыба: необходимо соединить ладошки и делать ими волнистые движения, которые будут похожи на плывущую рыбку. Это поможет размять рабочие пальцы после продолжительного письма.
  3. Круги: сначала на левой, а потом на правой руке поочерёдно соединяйте подушечки каждого пальца с большим.

    После чего можно попробовать сделать это сразу обеими руками.

  4. Рисование: возьмите два листа бумаги, две ручки и одновременно рисуйте одно и то же двумя руками. Это поможет задействовать сразу два полушария мозга.
  5. Ухо-нос: левый указательный палец нужно положить на кончик носа, а правый — на левую мочку уха.

    Затем делается хлопок обеими руками и быстро меняются руки. Это игра на внимательность и координацию движений.

Пальчиковая игра «Ухо-нос»

Также школьникам хорошо работать с кинетическим песком, пазлами, пластилином, бисером, бусинками. Итак, мы выяснили, что зарядку для пальцев и рук необходимо делать с рождения ребёнка. Это поможет ему быстрее развиться и заговорить.

Также развитие мелкой моторики рук позволяет выработать внимательность и наладить координацию. Проводить регулярно тренировки нужно и со школьниками младших классов — это поможет им отдохнуть от учебных нагрузок и даже улучшить почерк.

Видео: пальчиковые игры

Источник: https://lifegid.com/bok/2844-palchikovaya-gimnastika-dlya-detey.html

Пальчиковая гимнастика для детей с рождения до 6 месяцев

Рано вставать, рано в кровать

Эта игра поможет ребенку быстрее раскрывать кулачок. Своей рукой ритмично сгибайте и разгибайте четыре пальчика малыша на одной руке (кроме большого), при этом приговаривая:

Сгибать и разгибать пальчики нужно от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно. Ритмичные движения способствуют стабилизации нервно-мышечного тонуса.

Улитка

Держите ладошку ребенка открытой и своим пальцем «рисуйте» спираль от середины ладони малыша до основания пальцев, захватывая внутреннюю сторону большого пальца. Эту игру можно эмоционально сопровождать таким текстом:

Или (последняя строчка):

«Рисовать» улитку рекомендуем по 2-4 раза на каждой ладони ребенка.

Вот какие глазки

Вам понадобится кукла, у которой закрываются и открываются глазки.

Посадите малыша к себе на колени. Достаньте из-за спины куклу, сказав малышу:

— Вот кукла — Ля-ля! Куколка умеет танцевать — вот так! (Наклоняйте куклу, поворачивайте ее вправо-влево). Куколка Ля-ля умеет закрывать и открывать глазки. Вот так!

Покажите малышу, как можно указательным пальчиком закрыть и открыть клазки у куклы. Придерживая ручку и указательный пальчик ребенка, помогите ему повторить действия — закрыть и открыть глазки у куклы.

Спрячьте куклу и вновь покажите ее малышу, спросив:

— Где Ля-ля? (Выдержите паузу.) Вот куколка Ля-ля. Где у куколки глазки? (Снова пауза.) Вот глазки! Закрой глазки!. (Дождитесь действия малыша.) Так-так!

Играйте вновь и вновь в эту игру, и ребенок научится вытягивать указательный пальчик, прижимая остальные к ладошке.

Игра в бигуди

Осваивая предметный мир, ребенок, начиная с 6 месяцев, хочет все потрогать, попробовать (руками и языком). Если ему приглянулись мамины  бигуди с полой серединкой, можно с ними поиграть.

Дайте малышу потрогать бигуди, помогите покатать их между ладошками. Потом наденьте бигуди  себе на каждый палец одной руки и попросите кроху снять их. Можно надевать бигуди и на каждый пальчик малыша, приговаривая при этом:

— Вот так. Еще один пальчик оделся. Все пальчики оденутся.

Совет

Ребенок будет с интересом рассматривать свою ручку с растопыренными пальчиками. скоро маленький сам захочет надевать бигуди на свои или мамины пальцы.

Эта игра развивает зрительно-моторную координацию, ребенок учится соотносить отверстие бигуди с маминым пальчиком, который служит стержнем, совершенствуется моторика руки. Игра подготовит малыша к действиям с пирамидкой.

 Вся моя семья

Разминайте поочередно, начиная с большого, каждый пальчик малыша, потом сгибайте их, приговаривая:

Размазываем крем по мисочке

Во время игры малыш может лежать на животе, а может сидеть рядом со взрослым.

Будет нужен детский крем или йогурт (малыши очень любят все пробовать, поэтому лучше использовать йогурт) и цветная пластмассовая миска.

Возьмите детский крем и медленно начинайте выдавливать его на дно мисочки. Размажьте крем по мисочке. Возьмите ручку малыша и попробуйте размазывать крем вместе. Обычно такие игры с размазыванием доставляют малышу большое удовольствие. шлепайте ручками по крему, делайте круговые движения. Для того, чтобы малышу было весело, фыркайте, издавайте различные звуки.

Игра со шнурком и ленточкой

Ленточку, шириной 2-3 см, обмотайте вокруг мизинца малыша. Обводите ленту снизу, под безымянный пальчик, сверху — на средний, снизу — под указательный, сверху — на большой, и обратно — в проивоположной последовательности.

— Покажи, какие у тебя колечки. Ой, какие яркие, шелковые…

Потом можно предложить ребенку потянуть за конец ленточки и распутать пальчики. Ребенку чуть постарше можно предложить поиграть со  шнурком. Обведите шнурком пальчик много раз в несколько рядов. Прочитайте стишок:

Ленточки и шнурки должны быть яркие, цветные, разные по качеству. Позже в начале игры можно предложить ребенку выбрать ленточку или шнурок, с которым будете играть, прокомментируйте выбор малыша:

— Ты выбрал(а) красную гладкую ленточку. Какая красивая лента, будем с ней играть.

Из книги «Книга-мечта о наших ловких пальчиках, о ручках»

Автор Ю.А.Разенкова, канд.пед.наук

Обратите внимание

На сайте размещен фрагмент книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) и предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.

 

«Книга-мечта о наших ловких пальчиках, о ручках»

Купить в Лабиринт.ru

 Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

 Купить в Беларуси

 Купить в Казахстане

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Источник: https://ncuxolog.ru/pal-chikovaya-gimnastika-dlya-detej-s-6-mesyatsev-do-1-goda

Ссылка на основную публикацию