Игры в детском саду: виды и классификация

Статья по теме: Классификация игр дошкольников

    Классификация игр дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что:  она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Обратите внимание

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

                  Рассмотрим одну из таких (классификация С.Л. Новоселовой).

Классификация игр
(по С.Л.Новоселовой)

                В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

— сюжетно-ролевые:

— театрализованные;

— подвижные;

— дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
  2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
  3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
  4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

Длительность сюжетной игры:

  1. в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
  2. в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
  3. в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

                    предметная                                                       отношения

                    деятельность                     поведение           между людьми          

                                                                  людей

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

  1. роли, которые исполняют дети в процессе игры;
  2. игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
  3. игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
  4. отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Важно

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне  радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

  1. Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.
  2. Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

                                                  игры –                       игры на темы

                                          драматизации               литературных произведений

Игра  драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.    

последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

Совет

детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа.

помогает глубже понять идкю произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства

    В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п.

Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества.

Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Руководство воспитателя заключается  в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

В игре — драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Обратите внимание

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании.

Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно.

В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

  1. Стоительно – конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов.   Строительная игра — это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Важно

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений.

Читайте также:  Схватки на 40 неделе беременности: почему не начинаются схватки

Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство.

Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.

Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений:  высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

Совет

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

  1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.
  2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.
  3. Наличие любимой роли.
  4. Нежелание заканчивать игру.
  5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).
  6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
  1. Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
  2. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

  1. Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность  ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности.

Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др.

Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов:  бег, прыжки, лазанье и т.д.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой.

Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

 

Обратите внимание

                Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Игры

Творческие

(сюжетно-ролевые)

Игры с правилами

(дидактические, подвижные)

С учетом места организации

Игры на воздухе

Игры в помещении

По типу организации

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

в первую половину дня

во вторую половину дня

С учетом времени проведения

Содержание игры

Театрализованные игры

сюжет игры

отличие

значение

Развитие способностей

Передавать при создании образа героя в игре, выражать отношение речью, движениями

Содержание литературного произведения, условия его понимания

Чувственное восприятие содержание, выразительность речи ребенка

Развитие поэтического слуха

Способность быстро воспринимать текст

Сберегать оживленность  впечатлений

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/06/klassifikatsiya-igr-doshkolnikov

Презентация для педагогов ДОУ «Классификация игр»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР Подготовила воспитатель МБОУ СОШ № 27 Михайлова О.Н.

2 слайд Описание слайда:

Игра для ребенка – достаточно серьезная работа. Это не развлечение и не отдых, а так же не учеба.

3 слайд Описание слайда:

Организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной, — большая творческая задача для воспитателя.

4 слайд Описание слайда:

ИГРА — это специфическая детская деятельность, разнообразная по своему содержанию, степени самостоятельности детей, форме организации, игровому материалу, причем каждый ее вид оказывает определенное влияние на развитие ребенка и имеет много вариантов.

5 слайд Описание слайда:

ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата. Игровая деятельность носит творческий импровизационный характер. Для ИГРЫ характерно наличие прямых или косвенных правил, отражающих (регулирующих) содержание (ход) игры.

6 слайд Описание слайда:

Классификация игр Фридриха Фребеля: «Полезные» игры — сюжетно-ролевые; «Изящные» игры -конструктивные, строительные; Игры «внутренней правды» — дидактические с правилами. Фридрих Фребель user:

7 слайд Описание слайда:

Классификация игр К. Гросса: По их педагогическому значению — игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определенных задач воспитания и обучения), умственные, сенсорные; Игры специальных функций — семейные, игры в «Охоту», игры-ухаживания и т. д.; Игры обычных функций — развивающие волю. К. Гросс

8 слайд Описание слайда:

Классификация игр Януша Корчака: Хороводные игры; Спортивные игры на проверку силы; Игры на закрепление знаний. Януш Корчак

9 слайд Описание слайда:

Важно

Классификация игр Лесгафта Петра Францевича Имитационные (подражательные); Подвижные (игры с правилами). Лесгафт Петр Францевич

10 слайд Описание слайда:

Классификация игр Крупской Надежды Константиновны Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные); Игры с правилами (подвижные и дидактические), специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами). Крупская Надежда Константиновна

11 слайд Описание слайда:

Традиционная классификация игр Творческие Игры с правилами сюжетные и бессюжетные

12 слайд Описание слайда:

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

13 слайд Описание слайда:

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ Строительно-конструктивные Сюжетно-ролевые Театрализованные Игры драматизации Режиссерские

14 слайд Описание слайда:

Театрализованная игра — разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

15 слайд Описание слайда:

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности.

16 слайд Описание слайда:

Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.

Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

17 слайд Описание слайда:

Строительно-конструктивные игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.

18 слайд Описание слайда:

Совет

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации.

Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

19 слайд Описание слайда:

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

20 слайд Описание слайда:

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ Дидактические Подвижные Настольно-печатные Словесные Сюжетно-Дидактические игры Сложные Элементарные Спортивные Бессюжетные С эл. соревнований Игры-забавы Игры-атракционы С исп. предметов

21 слайд Описание слайда:

Дидактические игры Сюжетно-дидактические Словесные Настольно-печатные

22 слайд Описание слайда:

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

23 слайд Описание слайда:

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

24 слайд Описание слайда:

Спортивные игры Игры на ориентировку в пространстве Игры с метанием и ловлей Игры с бегом Игры с лазаньем Игры с прыжками

25 слайд Описание слайда:

НАРОДНЫЕ ИГРЫ

26 слайд Описание слайда:

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

27 слайд Описание слайда:

Ребёнок живет в игре. И задача педагогов — стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Читайте также:  Анализы на 32 неделе беременности: узи, ктг, норма иаж

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-pedagogov-dou-klassifikaciya-igr-3009039.html

Современная классификация детских игр

Детские игры — явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.

Авторы классификаций игр: Ф. Фребель, К. Грос, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская.

В современной классификации игры детей дошкольного возраста делятся на двебольшиегруппы: творческиеиигрысправилами.

Творческиеигры различаются:

— по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни);

— по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);

— по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

Творческиеигры: режиссерские, сюжетноролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Игры с правилами — особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей.

Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры.

Обратите внимание

Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).

Игрысправилами: дидактические игры, подвижные игры.

Классификация детских игр была разработана C.Л. Новоселовой.

В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающиепоинициативеребенка (детей), самостоятельныеигры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;

2) игры, возникающиепоинициативевзрослого, которыйвнедряетихсобразовательнойивоспитательнойцелями:

Ø игрыобучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;

Ø досуговыеигры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные,

празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

3) игры, идущиеотисторическисложившихсятрадицийэтноса (народные), которыемогутвозникатьпоинициативекаквзрослого, такиболеестаршихдетей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Источник: https://students-library.com/library/read/53269-sovremennaa-klassifikacia-detskih-igr

Классификация детских игр

Детские игры — явление неоднородное. Даже глаз непро­фессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из ви­дов игры с учетом его функций в развитии детей, дать класси­фикацию игр.

Это крайне важно для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педа­гогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф.

Важно

Фребель, будучи пер­вым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классифика­ции положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому зна­чению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры подвиж­ные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к ʼʼиграм обычных функцийʼʼ.

Вторую группу игр, по его классификации, составляют ʼʼигры специальных фун­кцийʼʼ. Эти игры представляют из себяупражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охо­ту, ухаживание и др.

).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени са­мостоятельности и творчества детей в игре. Первоначаль­но к классификации детских игр по такому принципу подо­шел П.Ф, Лесгафт, позже его идея получила развитие в ра­ботах Н. К. Крупской.

П. Ф. Лесгафт считал, что дошкольный возраст — пери­од имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда.

Стремление ребенка в первые 6- 7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по орга­низации — самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых.

В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по фор­ме. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвиж­ные (игры с правилами).

ʼʼПривязываниеʼʼ П. Ф.

Лесгафтом каждого вида игр к определœенному возрасту может показаться несостоятель­ным для современного педагога, не представляющего себе воспитание ребенка без детского сада, в педагогическом процессе которого игры с правилами занимают достойное место, начиная уже с младших групп.

Совет

Совсœем иное положе­ние было в те годы, когда П. Ф. Лесгафт в книге ʼʼСемейное воспитание ребенка и его значениеʼʼ предложил свою клас­сификацию игры: в России было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, в связи с этим подвижные игры в основном начинались в школьном возрасте.

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта͵ но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми.

Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особен­ность — самостоятельный характер.

Такое название сохра­нилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр.

Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.
Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регули­рующих отношения между играющими, способы использо­вания игрового материала. Но эти правила, во-первых, оп­ределяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру нужно выслушать всœех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер.
Так, дети отказываются прини­мать в игру ребенка, потому что он всœегда затевает ссоры, ʼʼмешает игратьʼʼ, хотя и не оговаривают предварительно правило ʼʼНе будем принимать в игру того, кто ссоритсяʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета͵ выполнения ролей.

В играх с фиксированными правилами (подвижные, ди­дактические) дети проявляют творчество, придумывая но­вые варианты, используя новый игровой материал, соеди­няя несколько игр в одну и т. п. К примеру, в старшей груп­пе появилась новая игра — ʼʼЗоологическое лотоʼʼ.

Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей гово­рит: ʼʼТак играть неинтересно: посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточкуʼʼ.

Далее дети придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где оби­тает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений должна быть много, всœе зависит от фан­тазии играющих.

Но неизменной остается направленность ребенка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.

Для любознательных:

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классифи­кация детских игр, разработанная С.Л.

Новосœеловой, представле­на в программе ʼʼИстоки: Базисная программа развития ребенка- дошкольникаʼʼ (М., 1997).

Обратите внимание

В корне классификации лежит представ­ление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), — само­стоятельные игры:

игра-экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры:

сюжетно-отобразительные,

сюжетно-ролевые,

режиссерские,

театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие:

— дидактические,

— сюжетно-дидактические,

— подвижные;

досуговые игры:

игры-забавы,

игры-развлечения,

интеллектуальные,

празднично-карнавальные,

театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са (народные), которые могут возникать по инициативе как взрос­лого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

  • — Классификация детских игр

    Детские игры — явление неоднородное. Даже глаз непро­фессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/247591_klassifikaciya_detskih_igr

    «Классификация игр», презентация для воспитателей

    Презентация «Классификация игр»

    Данная презентация предназначена для воспитателей ДОУ.

    Слайд 1. Классификация игр

    Слайд 2. Игра — как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника

    В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.

    Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности.

    В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности.

    Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

    Слайд 3. Целесообразность классификации игр.

    В педагогике делались неоднократные попытки изучить виды игр с учетом их функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе

    Слайд 4. Классификация игр С.Л. Новоселовой.

    В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

    Выделяют три класса игр.

    Слайд 5. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), — самостоятельные игры:

    игра-экспериментирование;

    самостоятельные сюжетные игры:

    сюжетно-отобразительные,

    сюжетно-ролевые,

    режиссерские,

    театрализованные.

    Слайд 6. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями:

    игры обучающие:

    дидактические,

    сюжетно-дидактические,

    подвижные;

    досуговые игры:

    игры-забавы,

    игры-развлечения,

    интеллектуальные,

    празднично-карнавальные,

    театрально-постановочные.

    Слайд 7. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

    обрядовые игры:

     культовые

     семейные

     сезонные

    тренинговые игры:

     интеллектуальные

     сенсомоторные

    досуговые:

      игрища

      тихие

      забавляющие, развлекающие.

    Слайд 8. Классификация игр  Крупской Надежды Константиновны

    Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные).

    Игры с правилами (подвижные и дидактические), специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).

    Слайд 9. Классификация игр Фридриха Фребеля:

    «Полезные» игры — сюжетно-ролевые; «Изящные» игры -конструктивные, строительные; Игры «внутренней правды» —  дидактические с правилами.

    Важно

    Слайд 10. Классификация игр в детском саду: творческие, игры с правилами, народные.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР

    Подготовила: Тютюгина М.Б., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Воробушек» с.Русский Акташ»

    Читайте также:  Развитие ребёнка в 1 год и 4 месяца: умения, питание, сон, игры, занятия

    Игра — как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника

    • В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.
    • Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности.
    • В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности.
    • Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

    Целесообразность классификации игр

    • В педагогике делались неоднократные попытки изучить виды игр с учетом их функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

    Классификация игр С.Л. Новоселовой

    • В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
    • Выделяют три класса игр.

    игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), — самостоятельные игры:

    • игра-экспериментирование;
    • самостоятельные сюжетные игры:
    • сюжетно-отобразительные,
    • сюжетно-ролевые,
    • режиссерские,
    • театрализованные.

    игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями:

    • игры обучающие:
    • дидактические,
    • сюжетно-дидактические,
    • подвижные;
    • досуговые игры:
    • игры-забавы,
    • игры-развлечения,
    • интеллектуальные,
    • празднично-карнавальные,
    • театрально-постановочные.

    игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

    обрядовые игры:

    • культовые
    • семейные
    • сезонные

    тренинговые игры :

    • интеллектуальные
    • сенсомоторные

    досуговые:

    • игрища
    • тихие
    • забавляющие, развлекающие

    Классификация игр

    Крупской

    Надежды Константиновны

    • Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные).
    • Игры с правилами (подвижные и дидактические), специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).

    Классификация игр

    Фридриха Фребеля:

    • «Полезные» игры — сюжетно-ролевые;
    • «Изящные» игры -конструктивные, строительные;
    • Игры «внутренней правды» — дидактические с правилами.

    Классификация игр в детском саду

    Творческие

    Игры с правилами

    Народные

    Игры драматизации

    Режиссерские

    С элементами труда

    С элементами художественно-творческой деятельностью

    ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

    Сюжетно-ролевые

    Конструкторские

    Театрализованные

    Игры-занятия

    Дидактические игры

    Игры с бегом

    Игры с лазаньем

    Игры с прыжками

    Игры с метанием и ловлей

    ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

    Дидактические

    Подвижные

    Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

    Принципы

    Доступность содержания игры

    Возрастная адресованность

    Вариативность

    Ориентировка на интересы и желания детей, на избирательность к тем или иным играм

    Разнообразие игр

    Ребёнок живет в игре.

    И задача педагогов — стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/klassifikatsiia-ighr-priezientatsiia-dlia-vospitatieliei

    Виды игр и их классификация в педагогике: для обучения детей

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

    В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

    По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

    • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
    •  познавательные, воспитательные, развивающие;
    •  репродуктивные, продуктивные, творческие;
    •  коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехничесие и др.

    Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

    И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

    Обратите внимание

    Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

    Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки — предметы — дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

    Сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности.

    Это игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д.

    Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении — не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала.

    Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

    Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника, сотрудника ГОЧС и т.д.

    Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр — активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.

    Совет

    Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

    Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

    Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей — это игры с готовыми правилами.

    Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное — знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

    Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых.

    Интеллектуальные игры — игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

    Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

    • дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;
    • воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
    • развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;
    • социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

    Источник:

    Виды игр в педагогическом (обучающем) процессе

    В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

    • «Игры творческие и их разновидности: игры — драматизации и строительные игры;
    • подвижные игры;
    • дидактические игры».

    Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:

    «… Игры с правилами можно разделить на три подгруппы:

    •   подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.);
    •   сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается (в доктора, маму, бабушку);
    •   режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи);
    • игра — драматизация (можно провести аналогию со спектаклем…)

    На наш взгляд интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.

    Так, естественные игры разделены на три рода:

    •  игры теплокровных животных и их детенышей;
    •  игры первобытных людей и их детей;
    •  игры современных детей на разных стадиях развития.

    Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или «классики».

    Род результативных игр имеет два основных класса: — энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта; — интеллектуальные объединены в три вида — абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

    Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

    по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

    по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

    по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

    по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.

    Обратите внимание

    Может быть использована, когда возникла пауза в ходе праздника, концерта или в кругу друзей; — эстафетные игры — это состязание двух или больше команд в беге, быстроте реакции, в смекалке, эрудиции, творческих возможностях.

    Задания могут быть связаны с переноской предметов, бегом с неустойчивыми предметами, аттракционами с завязанными глазами, творческими заданиями (пантомимы, ребусы, вопросы викторины, песенные конкурсы).

    В эстафетной игре могут быть задания для всей команды или отдельно для девочек и мальчиков, для болелыциков; — аттракционы подразделяются на зрелищные и организуемые на площадке. Зрелищные аттракционы — это игры-состязания между двумя или несколькими участниками в ловкости, силе, меткости, быстроте реакции, умении ориентироваться в темноте.

    • Каждый участник играет для своего удовольствия и нуждается в зрителях. Когда проводятся большие массовые праздники, где учавствует много детей, желательно площадку разделить на сектора для разнообразных аттракционов: силовые, народные игры, игры, демонстрирующие ловкость, прицельное метание и др.
    • При большом количестве играющих можно вывести жетонную систему, где за определенное (5-7) количество жетонов ребенок может получить приз в специально отведенном месте; — игры со сцены — это, во-первых, игры для всего зрительного зала: когда организатор задает вопрос, а ответ звучит хором; когда дети исполняютхоровую песню или проводится песенный аукцион; когда проводится малоподвижная игра, где участники ,сидя на месте, совершают действия (хлопают, топают и т.д.). Во-вторых, игра со сцены может быть с отдельным участником из зала, приглашенным на сцену, с которым проводится зрелищный аттракцион.
    • В-третьих, игра для двух или болыпе команд, с которыми проводится эстафетная игра. Важно учесть при организации хорошую видимость из зала того, что происходит на сцене, и все задания должны нести запас зрелищности.

    Источник: https://65-school.ru/metodiki/vidy-igr-i-ih-klassifikatsiya-v-pedagogike.html

    Ссылка на основную публикацию