Психологические и возрастные особенности детей раннего возраста и одарённых детей

Возрастные особенности детей и этапы формирования психики

Особенности каждого человека проявляются с возрастом. В течение долгого жизненного периода может меняться всё: и поведение, и внутренняя среда, и внешний облик человека. В детском возрасте идет формирование человека как личности. У него появляются интересы, мечты, желания.

Особенности детей разного возраста постепенно меняются с течением времени. Каждый период, который ребенок пережил, имеет свою специфику и отличается от другого этапа детского развития.

Этапы жизни и формирование психики детей

Детский и подростковый возраст подразделяется на несколько этапов:

  • Этап новорожденности (грудничок) – с момента рождения до 1 года.
  • Ранний или ясельный возраст – от 1 до 2 лет.
  • Этап дошкольного возраста – от 3 до 5 лет.
  • Младшие школьники – от 6 до 11 лет.
  • Подростки или средний и старший школьный возраст – от 11 до 16 лет.

Этап новорожденности

Этап новорожденности (грудничок) – с момента рождения до 1 года. Данный этап проходит очень быстро и формируется недолго.

Только что родившийся маленький ребенок еще не понимает, где он находится и что происходит вокруг него. Он может только видеть, слышать и чувствовать прикосновения.

Обратите внимание

Самым близким человеком для него в данный момент является мать. Она учит младенца понимать окружающий мир.

У ребенка в этом возрасте еще не выработана хорошая реакция, но он быстро осваивается. На данном этапе необходимо научить малыша самому главному – ползать, сидеть на стульчике, брать в руки игрушку.

Ранний возраст

К раннему (ясельному) возрасту малыш уже должен научиться ходить.

Здесь уже идет непосредственное общение малыша со сверстниками (если он ходит в детский сад), с родителями, родственниками.

Некоторые дети в этом возрасте уже умеют говорить, а некоторые общаются с другими с помощью жестов. Ребенок учиться держать ложку и кушать самостоятельно, но ему необходима помощь родителей.

На этом этапе развития у ребенка идет понимание некоторых вещей, которые можно делать, а какие нельзя, какой предмет хороший, а какой плохой. Малышу очень трудно в те моменты, когда мамы нет рядом. Он скучает, постоянно хочет к ней. Поэтому, привыкание к садику может вызвать огромный ряд проблем, как у родителей, так и у ребенка.

Когда ребенку исполняется три года, он начинает понимать, кто он, как его зовут, кто его мама и прочее.

Малыш способен уже обслуживать сам себя, отдаляется от родителей, хочет больше играть со своими сверстниками. Ребенок становится очень активным и часто капризничает, если его желание невозможно выполнить.

Маленький ребенок протестует, начинает ломать игрушки, кричать, выпрашивать сладости и вести себя неадекватно.

С этого момента родителям необходимо начинать воспитывать своего малыша, так как он начинает переставать слушаться. В этом возрасте своему чаду нужно уделять больше времени и внимания, ведь на этом этапе формируется его психика. Родителям стоит показать себя с лучшей стороны ребенку, чтобы он запоминал и вел себя также.

Дошкольный возраст

Этап дошкольного возраста протекает довольно нелегко как для детей, так и для родителей. У ребенка появляются все новые и новые потребности, а так же различные желания. Однако на этом этапе дети овладевают некоторыми знаниями и умениями, которые в дальнейшем очень важны.

Такой ребенок уже перестает считать себя маленьким. Ему необходима поддержка взрослых, ролевая игра, в процессе которой формируется индивидуальное поведение для ребенка, и различные хорошие впечатления. Ребенок подражает взрослому, хочет научиться всему, что умеют мама с папой.

У малыша начинает лучше развиваться память.

В этом возрасте ребенок больше играет и двигается. Речь детей на данном этапе улучшается, начинает получаться выговаривать самые сложные буквы. Малыш с нетерпением ждет, когда его похвалит взрослый, ведь в этом возрасте похвала для него очень важна. Напротив, когда малыша ругают, он становится нервным и раздражительным, часто плачет, если его наказывают.

Важно

В подготовительной группе детского сада заканчивается этап дошкольного возраста.

К этому моменту ребенок должен научиться понимать мир вещей, которые относятся к предметам культуры человека; освоить такой момент, как общение с людьми исключительно в позитивной форме; понять, что негативное отношение к человеку ни к чему хорошему не приведет; знать, кем является он сам и что входит в его обязанности. Конец дошкольного возраста является началом перехода в новую сферу деятельности – это школу.

Младшие школьники

Младшие школьники – от 6 до 11 лет. На данном этапе развития ребенка главным в его жизни становится учеба в школе. В процессе данной деятельности он усваивает различные сведения, берет для себя много нового и интересного, тщательнее познает окружающий мир. Младший школьник учиться быть внимательнее, спокойнее и вести себя по правилам этикета.

Ребенок начинает ставить для себя цель, которую необходимо во что бы то ни стало исполнить. Он начинает контролировать свои эмоции и давать оценку своей деятельности.

В этом возрасте дети становятся немного серьезнее, чем были до этого. У ребенка появляется воображение, он начинает представлять себе некоторые вещи, которых на самом деле не существует.

Много фантазирует, главное, чтобы эти фантазии не поглотили его.

Подростки или средний и старший школьный возраст (от 11 до 16 лет). Данный этап является переходом от детства к юности. Он протекает дольше всех остальных этапов взросления детей.

Этот возраст считается наиболее сложным, так как в жизни подростка происходят различные перемены, которые, иногда, он не способен контролировать. Подростки сталкиваются с тяжелой ситуацией под названием «биологическое созревание».

У всех оно происходит по-разному, у кого-то этот момент переносится легко, у кого-то не очень. Дети начинают чувствовать себя взрослее, умнее и активнее.

У многих подростков в этом возрасте появляются некие любовные и романтические чувства по отношению к противоположному полу. Они начинают понимать, для чего рождены, определяют ценности мира и общества в целом, стремятся удовлетворить свои потребности самостоятельно, без помощи взрослых.

Юношеский возраст

В юношеском возрасте начинается построение тех идеалов, к которым хочется стремиться. Подростки решают свои проблемы тщательнее, путем общения со сверстниками и некоторыми взрослыми, которых они уважают. На данной стадии возникают различные изменения по отношению к проблемам, которые раньше казались пустяками или наоборот тяжело решаемыми.

Так же подросток начинает внимательнее следить за своей внешностью: выглядеть более опрятным, одеваться по моде, чтобы нравится другим своим сверстникам.

Дети в таком возрасте склонны к частым стрессам без какой-либо особой причины. Они начинают больше думать о себе, проявляется эгоизм.

Совет

Ставят себя наравне со взрослыми и постоянно доказывают свою правоту, считая, что взрослый человек слишком глуп, чтобы понять душевное состояние подростка.

Дети в таком возрасте очень ценят дружбу, и если друг предал другого друга, то это не прощается. Обычно друзьями становятся подростки одного и того же пола, одинаковых способностей, социального статуса, а бывает, что и совершенно разные по интересам дети дружат. Однако подростки склонны часто менять друзей на других из-за своей неопределенности.

В этом возрасте дети практически не поддаются взрослым. Подростку важнее мнение сверстников. Некоторые создают свою группу, в которой они чувствуют себя в безопасности, делают то, что нравится. Именно группа влияет на поведение того или иного подростка, который состоит в ней. Он всегда будет прислушиваться к мнению большинства из этой группы, и действовать по их правилам.

Источник: https://psychology-s.ru/vozrastnye-osobennosti-detej/

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста

Гуркова В. С. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10844/ (дата обращения: 19.03.2019).



В статье рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам эмоционального характера и невротизации.

Ключевые слова: ребенок, индивидуальные особенности, воспитатель, психофизическое состояние, дошкольное образовательное учреждение

Семья в воспитании ребенка играет важную роль. В тоже время, семья препятствует социальной адаптации ребенка по причине его непрерывного нахождения в домашних условиях.

Важна и структура семьи, ее культурный и образовательный потенциал, взаимоотношение к друг к другу. При формировании «Я-концепции» роль семьи возрастает по причине нахождения ребенка дома. Такое влияние на ребенка следует и в дальнейшем.

У ребенка отсутствует прошлое и критерии самооценки, ее формирование складывается из людей, которые его окружают, оценивают, дают информацию.

Эти дети страдают не только нарушением поведения и развитием выше названных функций. У них затруднена адаптация к детскому саду, а также к школе. Все это и определяет их повышенную склонность к расстройствам эмоционального характера и невротизации.

У таких детей наблюдается нейро-соматическая патология, что подразумевает вегетативные сдвиги и болезни дисрегуляции. В связи с этим, возникают заболевания сердечно — сосудистой системы, дыхательной, пищеварительного тракта.

Адаптация детей может происходить неблагоприятно, вследствие нарушения психического здоровья детей в раннем возрасте. Чем раньше выявить и провести коррекцию эмоциональных нарушений, тем лучше.

В трехлетнем возрасте ребенок впервые ощущает себя личностью и, его естественное желание, чтобы это увидели окружающие. Что касается взрослых, им привычно чтобы первое время все оставалось по-старому.

Ребенку приходится отстаивать перед взрослыми свою личность и, именно в это период его психика находится в повышенной степени напряжения.

Становясь ранимой, она более острее реагирует на обстоятельства окружающей среды.

Мама ребенка, согласно закону, выходит на работу, когда ее ребенку исполнится 3 года. Одни матери выходят на работу по необходимости, другие с желанием возвращаются к прежней жизни.

Обратите внимание

В первую очередь, чтобы принять решение о выходе на работу, матери важно внимательно посмотреть на своего ребенка.

В случае, если кризис 3-х лет находится в разгаре, лучше всего его переждать, ведь он длится не слишком долго.

В свою очередь, если адаптация к детскому саду проходит неблагоприятно, то это ведет к замедленному интеллектуальному развитию, негативным изменениям в характере, к ухудшению показателей психического здоровья.

Если стрессовая ситуация имеет продолжительный характер, то у детей возникает психосоматическая патология, а также неврозы, что ведет к последующим проблемам, связанным с адаптацией ребенка к новым факторам среды. Таким образом, возникает замкнутый круг.

Продолжительное сохранение стрессовых ситуаций принадлежит межличностному конфликту. За последнее время дидактогенные заболевания стали актуальными благодаря непедагогическому поведению воспитателя.

Отметим, что у самих воспитателей имеются нарушения здоровья, которые имеют сходную структуру с заболеваниями своих воспитанников, при этом у них нередко наблюдается неврастенический синдром.

Воспитатель и его воспитанники, проводят в детском саду много времени, таким образом, они находятся в едином психоэмоциональном кольце, которое оказывает взаимно заражающее действие.

В связи с чем, важным является нормализация психоэмоционального состояния воспитателя — в системе охраны здоровья детей.

Важно

Когда ребенок приходит в детский сад, окружающая его среда оказывает огромное влияние на его психическое и физическое здоровье. Особое внимание нужно уделить развитию у ребенка необходимых навыков.

Так, 3-х ребенок, который готовится идти в детский сад и у него развита речь, элементарные навыки самообслуживания и тянется к детскому обществу, то ребенок младше, соответственно, неприспособлен быть в отрыве от семьи, он слабее и ранимее.

И в этом возрасте адаптация проходит труднее и дольше по времени и сопровождается болезнями. Именно в этот период интенсивно происходит физическое развитие, а также формируется психика ребенка.

Такие дети очень часто подвержены срывам. Изменяющиеся условия окружающей среды и новые формы поведения требуют больших усилий от ребенка, которые сопровождаются в напряжении [2].

Степень подготовленности ребенка к переходу в детский сад из семьи зависит от течения адаптационного периода. Новый образ жизни ребенка нарушает его эмоциональное состояние.

Адаптируясь в детском саду дети эмоционально напряжены, обеспокоены и, даже эмоционально заторможены. Ребенок расстроен, плачет и ему нужен контакт со взрослыми или он сторонится взрослых и окружающих его детей.

В связи с нарушением социальных связей ребенка, у него происходит эмоциональное напряжение, которое сказывается на сне и аппетите. Когда родители оставляют ребенка в детском саду, он их не отпускает, после их ухода плачет, их приход встречает вновь слезами.

У него пропадает интерес к окружающей обстановке, его активность меняется. Речевая активность ограничена, происходит сокращение словарного запаса, в связи с чем, сложно усваиваются новые слова.

Что касается эмоциональных отношений, то для ребенка они строятся на общении с близкими ему людьми.

В первые месяцы своей жизни, ребенок доброжелательно относится к любому взрослому, элементарных знаков внимания со стороны взрослого ему достаточно, чтобы ответить на них радостной улыбкой и протягиванием ручек. Начиная со второго полугодия жизни, малыш начинает четко различать близких людей и чужих.

Примерно в 8 месяцев почти у всех детей может возникнуть страх при появлении незнакомых ему людей. Ребенок прижимается к матери, может заплакать. До этого возраста расставание с матерью могло проходить безболезненно, после этого расставание приводит его в отчаяние, отказ от общения с другими людьми, потеря аппетита и сна [5].

Очень важна реакция родителей на появление негативного отношения к незнакомым людям. Общение только с матерью создаст большие трудности в общении с другими людьми.

Появляющиеся взаимоотношения со взрослыми должны способствовать появлению нового звена — предмета, который будет отвлекать ребенка от человека, с которым он общается.

Установлен факт, что те дети, которые испытывают трудности в адаптации к детскому саду, в домашних условиях ограничены в контакте со взрослыми. С такими детьми мало играют, но, а если и играют, то при этом не активизируют инициативу и самостоятельность в действиях малыша. Практика показывает, что такие дети по большей части избалованы.

Итак, одной из причин привыкания причиной к детскому саду является продолжительное эмоциональное общение взрослого и ребенка, полное отсутствие навыков взаимодействия с предметами, которая подразумевает иную форму общения с взрослыми, а именно — сотрудничество.

Обратите внимание

Дети, умеющие долгое время разнообразно и сконцентрировано действовать с игрушками, легче адаптироваться в саду, они с охотой отзываются на предложение воспитательницы поиграть, а также с интересом изучают новые игрушки. Все это является для них привычным занятием.

В случае затруднения эти дети упорно и целеустремленно ищут выход из ситуации, при обращении за помощью к взрослому они не испытывают стеснения. Также решение предметных задач они осуществляют вместе с взрослым (собрать конструктор).

У таких детей легко устанавливается контакт с любым взрослым по причине владения им таких средств, которые необходимы для этого.

В свою очередь те дети, которые привыкают к саду с большим трудом, они не умеют обращаться с предметами, сложно сосредотачиваются на игре, не проявляют инициативу при выборе игрушек. При любой трудности они плачут. Эти дети не могут наладить контакт со взрослыми и ограничиваются только эмоциями.

До настоящего времени, особого внимания проблеме адаптации ребенка не было уделено.

Перед современной психологией стоит решение следующих вопросов: 1) каким образом происходит включение ребенка в новую действительность; 2) какие он испытывает психологические трудности в процессе адаптации; 3) как оценивается эмоциональное состояние ребенка в этот период; 4) каковы способы установления контакта с взрослым, а также каковы психологические критерии адаптационных возможностей.

Ребенок не хочет посещать детский сад боясь воспитателя, возвращается домой. Дома он попадает в привычную среду, где его окружают родители, но все же он продолжает плакать, присутствует страх одиночества, нарушается сон и аппетит, хотя до поступления ребенка в детский сад вышесказанных изменений не наблюдалось.

Педагог должен быть настроен на ласку, так как она способствует привыканию ребенка к детскому саду. При этом изменения в поведение исчезают без медикаментозной коррекции.

В случаи недостаточной своевременной помощи появляются неврозы. Усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, работа внутренних органов и, также могут появляться соматические заболевания. Исследованиями подвержено, что 80 % хронических заболеваний — это психические — и нервные болезни.

Во время общения с ровесниками дети ведут себя неоднозначно: одни избегают сверстников, плачут при их приближении, другие — включаются в игру, делясь игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода [4].

Важно

Таким образом, состояние психофизического здоровья ребенка, его навыки общения с взрослыми и сверстниками, активная предметная и игровая деятельность проявляются в основных критериях, благодаря которым можно определять степень готовности к поступлению в детский сад и благополучном пребывании в нем [1, с. 221–225].

Эти выводы имели важное значение для возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста [1, с. 62–64].

Литература:

  1. Иохвидов В. В. А. П. Склярова и З. А. Зосимова о повышении эффективности урока В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. 2012. С. 62–64.
  2. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. История педагогики учебно-методическое пособие / Новосибирск, 2015.
  3. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова, Е. Г. Пономарева. 2015. С. 221–225.
  4. Краснянская Т. М.Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведенияНаучная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 25–33.
  5. Люблинская А. А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. — М.: Просвещение, 1972. — 327 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, взрослый, ранний возраст, адаптационный период, повышенная склонность, особое внимание, окружающая среда, индивидуальная особенность детей, эмоциональный характер.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду.

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду.

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации, первичная диагностика, жизнь ребенка, адаптация ребенка, эмоциональное состояние.

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации

— организовать коррекционно-развивающую среду для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционально контакта, доверяя детей воспитателю.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Умение ребенка, игра, детский сад, воспитатель, дошкольное образование, дошкольный возраст, отношение…

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.

В Доме ребёнка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде детского учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения.

Для того, чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка среда должна быть разнообразной, яркой…

Организация игровой деятельности детей раннего возрастаребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10844/

Возрастные и психологические особенности детей

Возрастные особенности детей

Особенности эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой сферы ребёнка — по возрастам.

Варианты развития детей (перед школой) Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития. требующие большей или меньшей коррекционной работы. Волевая готовность к школьному обучению Волевые особенности дошкольника могут иметь свою специфику.

Восприятие и память у младенцев Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов.

Врожденные формы психики и поведения Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

Двигательная активность ребенка Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

Личностная готовность к школьному обучению Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» Нравственная готовность к школьному обучению Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств. Особенности психики Когда ребенок улыбается, выглядит это как проявление любви к вам, однако он не способен еще любить хотя бы потому, что пока не способен отличать одного человека от другого. Первые дни ребенка Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой, и это важно понимать. Первый час после рождения В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте Существующая сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Проблемы раннего детства Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Психологическая готовность к школьному обучению Каковы должны быть итоги дошкольного развития ребенка? Психологические особенности развития ребенка до и после рождения Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще неродившимся ребенком является важным фактором влияния на возникающую психику. Развитие речи у ребенка Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов. Темпы адаптации Скорость адаптивных реакций у новорожденных чрезвычайно высока. Уровень и специфические особенности мышления дошкольника Сознание ребенка не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Уровни саморегуляции шестилетних детей Первый (высший) уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет все его компоненты до конца занятия, работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего занятия. Работает в основном точно, если допускает ошибки, то при проверке замечает и устраняет их. Не спешит сдать работу, а еще раз проверяет написанное, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и аккуратно. Характеристика пубертатного периода Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период: физического, умственного, нравственного, социального. Этапы развития речи ребенка Подготовительный этап, этап возникновения, этап развития. Этапы формирования игровой деятельности детей По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, познавательная игра представляет собой предметно-игровую деятельность.

См. также

Психологические особенности детей 1,5 — 3 лет

Педагог-психолог Дорохина О.В.,
МАДОУ № 48, г. Армавир

Цель: расширить представления педагогов и родителей о психологических особенностях возраста.

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться.

Совет

Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей.

Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно.

Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.

Происходит активное формирование речи:

  • к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;
  • к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;
  • к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».
    Читайте также:  Изжога при беременности

    В этом возрасте задержка речевого развития должна насторожить – это может говорить о ЗПР или о развивающееся глухоте.

    Также в этом возрасте нужно стимулировать высказывания детей. Существует одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители ребенка сбились с ног, водили ребенка по врачам, экстрасенсам, но все безуспешно.

    Однажды, когда вся семья села за слол, ребенок отчетливо сказал: «Мне нечем есть».

    Обратите внимание

    Когда родители опомнились от счастья и спросили ребенка, почему он все это время молчал, он ответил: «А зачем было говорить? Вы и так все за меня говорили».

    Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.

    Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

    В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:

  • 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),
  • цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).

    Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

    Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

    Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.

    Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

    Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

    Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

    Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.

    Возрастные психологические особенности детей

    Знание возрастных психологических особенностей поможет выбрать из множества средств и приемов те единственные, которые и окажутся волшебной палочкой, открывающей путь к сердцу ребят.

    Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо — вот, пожалуй, и все характерные черты.

    В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно.

    Важно

    Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

    Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение.

    Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает.

    Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы вообще здесь неуместны.

    Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам.

    Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

    Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе.

    Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.

    Совет

    Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
    В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике.

    Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.

    Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным.

    Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия.

    Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
    Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого.

    Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

  • Источники: http://azps.ru/articles/kid/indexos.html, http://tc-sfera.ru/posts/psihologicheskie-osobennosti-detey-15-3-let, http://yola.edu12.ru/page.php%3Fid%3D380

    Комментариев пока нет!

    Источник: http://orebenkah.ru/obuchenie-detej/vozrastnye-i-psihologicheskie-osobennosti-detej.html

    Основные особенности развития детей раннего возраста

    Развитие детей в раннем детстве имеет ряд особенностей, поэтому нельзя не учитывать, что 2-3-летки крайне эмоциональны и восприимчивы к происходящему вокруг них, они неспособны долго концентрироваться, очень привязчивы и ранимы. Кроме того, малыши неохотно делятся игрушками, а маму не отпускают от себя ни на шаг, воспринимая как единоличную собственность.

    Дети до трех лет проходят уникальные по своей важности этапы развития эмоциональной и интеллектуальной сферы.

    Обратите внимание

    Их мышление и эмоциональное восприятие жизни имеют свои особенности, которые делают детей раннего возраста совершенно непохожими ни на взрослых, ни на школьников, ни на старших дошкольников.

    Знание возрастных особенностей детей 1-3 лет позволит принимать решения относительно воспитательных методов и поможет правильно реагировать в каждой конкретной ситуации.

    Возрастные особенности детей раннего возраста: полезависимость в 1-3 года

    Одной из основных особенностей развития детей 1-3 лет является полезависимость, то есть зависимость поведения человека, в данном случае маленького ребенка, от событий и стимулов окружающего его пространства (поля). Это повышенная восприимчивость ребенка к событиям окружающего мира.

    Возрастные особенности детей раннего возраста таковы, что ребенок импульсивно откликается на все стимулы в окружающей его среде.

    Для него каждый предмет обладает непреодолимой притягательностью, влечет его к себе потрогать, лизнуть, постучать им обо что-то.

    Ребенок как бы чувствует побуждающий призыв от каждого предмета в его окружении, предметы манят ребенка потрогать их, исследовать. И сдержать этот свой импульс он не имеет ни желания, ни возможности.

    Так объясняется поведение, которое раздражает многих взрослых. Обычно про такие явления говорят: ребенок везде лезет, не понимает запретов, все тянет в рот. Естественно, что и контролю со стороны взрослых такое поведение практически не поддается.

    Что бы они ни делали, переломить законы природы невозможно, и ребенок с высокой полезависимостью продолжает вести себя именно таким образом.

    Благодаря этой возрастной особенности детей 1-3 лет можно с успехом использовать метод переключения внимания ребенка в случае нежелательного поведения.

    Важно

    Этот метод можно считать основным маневром прерывания нежелательного поведения в течение, по крайней мере, двух первых лет жизни ребенка. Используйте способность малыша мгновенно переключать свое внимание, когда хотите прекратить нежелательные действия ребенка.

    Не противодействуйте ему, просто учитывая эту характеристику особенностей детей раннего возраста, переключите его внимание.

    Легко заметить, что все предметы маленькие дети исследуют ртом. Рот для ребенка является первым анализатором, то есть воспринимающей системой. С помощью нее малыш получает информацию о предметах, и другого способа у него пока нет. Позже кроха сможет получать информацию, ощупывая предметы с помощью рук, а затем — и путем простого наблюдения.

    Но до этого времени еще пройдет не один год, а в возрасте до двух-трех лет такое поведение, как засовывание в рот предметов, нормально и его не следует прерывать (исключая те случаи, когда это опасно для здоровья — например, предметы слишком грязные или слишком мелкие). Родители часто задают вопрос, до какого же времени ребенок будет тянуть все в рот.

    Точного ответа на такой вопрос нет. У всех детей это происходит в свое время: обычно в пределах от одного года до трех лет. Если у ребенка старше трех лет наблюдаются особенности развития, присущие ребенку в 1 год (например, засовывание в рот предметов), то это может быть тревожащим признаком. В таком случае малыша лучше показать специалисту.

    До этого возраста волноваться не стоит.

    Характеристика возрастных особенностей: внимание у детей раннего возраста

    Внимание ребенка — очень важный параметр, влияющий на общение с ним взрослого человека. Нужно знать, что внимание у маленьких детей устроено иначе, чем у взрослого, и претерпевает значительные изменения в течение первых лет жизни. Оно проходит несколько стадий.

    На втором году жизни ребенок может сконцентрировать свое внимание на чем-то своем.

    Однако особенности детей 1-3 лет таковы, что их внимание ограничено и может идти только по одному каналу, например, по слуховому или по зрительному, но не по двум одновременно.

    Таким образом, ребенок, увлеченный, например, своей игрой, может игнорировать слова взрослого просто потому, что не может достаточно сконцентрироваться на них.

    В возрасте двух-трех лет ребенок уже может переключать внимание в ответ, например, на обращение к нему, а затем вновь продолжать свое дело.

    Совет

    Только к 4—5 годам малыш сможет воспринимать информацию по двум каналам (например, зрительному и звуковому) одновременно. До этого бесполезно ожидать, что увлеченный своей игрой малыш воспримет ваши инструкции и бросится их выполнять.

    Учитывая эту характеристику особенностей развития детей раннего возраста, прежде чем сказать ребенку что-то важное, добейтесь концентрации внимания на вас и ваших словах.

    Для этого используйте простые методы: присядьте на один уровень с малышом, загляните ему в глаза, дождитесь, чтоб он действительно обратил на вас внимание.

    Не стоит ждать, что играющий ребенок отреагирует на слова, если вы, стоя спиной к нему и занимаясь, например, мытьем посуды, что-то проговорите ему, слегка повернув голову в сторону малыша.

    Возрастные психологические особенности мышления детей раннего возраста

    Мышление у маленьких детей также весьма специфично, и поэтому некоторые особенности развития детей раннего возраста (1-3 лет) вызывают непонимание со стороны взрослых.

    Малыши не отличают сны и фантазии от реальности. Для них все явления, происходящие в их внутреннем мире, столь же реальны, как и события, имеющие место на самом деле. С этим связаны по крайней мере два недоразумения: обманы совсем маленьких детей и трудности в связи с воображаемыми опасностями иенами.

    Некоторые родители, сталкиваясь с обманами малышей, начинают чрезмерно переживать, усматривая в этом врожденные пороки или непреодолимую наследственность. На самом же деле, обман ребенка до трех лет — это еще и не совсем обман.

    Например, малыш может говорить вам, что он доел кашу, хотя легко проверить, что она стоит нетронутая на столе. Действительно, ребенок мог фантазировать о том, что каша съедена, ил и его желание, чтобы каши на тарелке уже не было, так сильно, что он принял его за реальность.

    Для ребенка фантазия так же реальна, как и сама реальность, принципиальной границы он между этими явлениями не проводит. Но можно представить себе возмущение взрослого, которому ребенок вот так вот «врет в глаза».

    Читайте также:  Второе кесарево

    В действительности такой обман не равен настоящему взрослому обману, он скорее желаемая реальность или фантастический способ справиться с неприятностями (слишком большой объем каши!).

    Мышление детей конкретно, наглядно и ситуативно. Малыш может понять только то, что видит; ему недоступны абстрактные понятия: дружба, ложь, честность.

    Обратите внимание

    Поэтому, учитывая характеристику возрастных особенностей детей раннего возраста, бесполезно использовать абстрактные понятия, пытаясь убедить в чем-то ребенка. Он не понимает того, чего он не может потрогать, увидеть или ощутить.

    Фантазия в данном случае — не исключение, так как ребенок ее действительно видит в своем воображении.

    Особенности эмоционального развития ребенка в 1, 2 и 3 года

    Важной характеристикой эмоциональной жизни ребенка до трех лет является тот факт, что фактически отсутствует система намеренной (произвольной) регуляции эмоций.

    Даже для большинства взрослых владение своими эмоциями — задача трудная, а для ребенка и вовсе уж непосильная.

    Из-за этих особенностей развития дети 1, 2, 3лет нуждаются во внешней помощи, чтобы регулировать свои эмоции, успокаиваться, отвлекаться от неприятных событий и переживаний.

    В связи с этим требования к ребенку, чтобы он успокоился, перестал злиться или плакать, крайне абсурдны, так как малыш не в состоянии успокоить сам себя. У него просто не наработаны для этого необходимые механизмы.

    Учитывая психологические особенности детей раннего возраста, необходима длительная и намеренная работа, чтобы научить ребенка качественно справляться со своими эмоциями, не подавляя их.

    А для такого нежного возраста, о котором идет речь в этой статье, важно понять и запомнить: ребенок — не властелин над своими эмоциями.

    Взрослые не вправе требовать от него, чтобы он перестал злиться, успокоился и так далее.

    Психологические особенности детей 1-3 лет: чувство привязанности

    Чувство привязанности не является врожденным у человека. Оно — результат правильного взаимодействия с близкими взрослыми в раннем детстве (в основном с родителями).

    Если опыт нормального общения с близкими взрослыми отсутствует в раннем детстве или он недостаточен, то человек вырастает не способным испытывать чувство привязанности и не нуждающимся в нем.

    Такая картина обычно сопровождается и другими эмоциональными и умственными нарушениями.

    Важно

    Период, который называют «сензитивным» (то есть повышенно чувствительным) для формирования чувства привязанности к близким, — раннее детство (примерно с 9 месяцев до 2,5 лет).

    В начале этого периода психологические особенности детей 1-3 лет заметно меняются, появляется негативная реакция на чужих людей, иногда довольно острая.

    Ребенок может плакать и демонстрировать испуг в ответ на попытки малознакомых людей взять его на руки, а иногда вообще на приближение к ребенку чужого.

    Эта ситуация часто пугает родителей — малыш внезапно и без видимых причин изменился, но она совершенно нормальна: ребенок начал отличать так называемых «своих», то есть людей близких, которых он часто видит, от сравнительно чужих, то есть людей, с которыми он не так хорошо знаком. И эти чужие начали у него вызывать смутные опасения.

    В этот же период из-за особенностей психологического развития ребенка раннего возраста начинает остро реагировать на уход матери, иногда даже на ее переход в другую комнату иди простое отдаление. Он плачет, цепляется за мать и всячески демонстрирует свое нежелание, чтобы она уходила.

    Такие явления обычно проходят примерно к 2,5 годам, а своего пика они достигают в 1,5 года. Явление это объясняется двумя главными причинами. Во-первых, ребенок в период формирования чувства привязанности остро нуждается в той самой фигуре, которая вызывает основную его привязанность, как правило — в матери.

    А с другой стороны, он пока еще не уверен, что человек, исчезнувший из поля его зрения, все еще существует, хотя ему невидим.

    Конечно, мозг ребенка постоянно развивается, и понятие о сохранности невидимых предметов у ребенка постоянно совершенствуется. Но все же в силу возрастных психологических особенностей уход матери дети 1-3 лет переживают как ее исчезновение с непредсказуемыми последствиями, поэтому и боятся.

    Но, даже учитывая особенности развития детей раннего возраста, острая реакция ребенка на расставание не должна на два года привязать мать к нему.

    Мать может уходить по своим делам и предоставлять ребенку адаптироваться с другими людьми.

    Плач ребенка в данном случае — сигнал для того, чтобы поддержать его, но не для того, чтобы никогда с ним не расставаться, переживая о том, что он будет плакать.

    Совет

    Однако в этот период (до трех лет) лучше избегать длительных отъездов матери (например, в двухнедельный отпуск). Для ребенка длительная разлука может иметь серьезные последствия, которые скажутся на формировании его характера и картины мира.

    Такой опыт не только ведет к отдаленным последствиям, но также и очень мучителен. Фигура матери для него — воплощение мира и залог его безопасности.

    Если же она исчезает (а как мы теперь знаем, для ребенка исчезновение не носит временного характера), ребенок страдает, страдает его чувство защищенности. Впоследствии такой человек будет повышено склонным к болезненным депрессивным реакциям даже на незначительные стрессы.

    Длительная разлука с матерью в младенчестве может оказать сильное воздействие на всю жизнь человека. Эту возрастную психологическую особенность детей раннего возраста обязательно нужно учитывать.

    Статья прочитана 27 443 раз(a).

    Источник: https://vkapuste.ru/?p=9258

    Особенности развития детей раннего возраста – Ребенок в детском саду

    Рубрика — Детская психология

    Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами.

    В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.

    В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка.

    Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.

    Особенности развития детей раннего возраста с рождения

    В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути.

    Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус.

    Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы.

    В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.

    В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.

    Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно.

    Показывать картинки и задавать вопросы о том, что на них нарисовано.

    Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.

    Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же, желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же не оставляйте ребенка одного без присмотра.

    Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет

    В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.

    Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.

    Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.

    Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

    Обратите внимание

    Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.

    Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:

    • Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.
    • Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.
    • Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
    • Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
    • Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.
    • Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.
    • Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
    • Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.

    Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет

    Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

    Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года.

    Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.

    Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик».

    Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).

    На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.

    Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.

    Общие рекомендации

    1. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
    2. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.

    3. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
    4. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность общения со сверстниками.

    Автор — педагог-психолог Анна Макарова

    Источник: http://deti-club.ru/osobennosti-razvitiya-detejj-rannego-vozrasta

    Ссылка на основную публикацию