Раннее обучение и развитие: 7 отличий, о которых важно знать

Раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие

Предлагаем вашему вниманию две аннотации на статьи, посвящённые исследованиям в области раннего академического образования и его влиянию на дальнейшее развитие ребёнка.

Раннее академическое обучение приносит вред в долговременной перспективе

В своей новой статье американский психолог эволюции и развития Питер Грей анализирует данные долгосрочных исследований влияния раннего обучения академическим дисциплинам на развитие детей.

По данным этих исследований, дети, которые с возраста 4-5 лет обучались чтению, письму и счёту, вместо спонтанной игры, к подростковому и взрослому возрасту показывали гораздо более низкие результаты не только по академическим знаниям, но и в эмоциональной и социальной сфере.

В одном широко-масштабном исследовании раннего обучения 1970 годов в Германии, выпускники 50 детских садов с ранним академическим обучением сравнивались с выпускниками 50 детских садов, где главный упор был на свободную игру и социальное взаимодействие.

Обратите внимание

Несмотря на начальное небольшое превосходство по тестам учеников первой группы, к четвертому классу они показывали значительно худшие результаты, чем те дети, которые в садике проводили время в играх и общении. Особенно значительный разрыв был в математике и чтении, а также в эмоциональных и социальных навыках.

Вследствие полученных данных руководство немецкого образования изменило программу таким образом, чтобы дети могли проводить время в играх вместо обучения во всех детских садах.

Другое долгосрочное исследование проводилось среди американских детей, рожденных в бедных семьях и результаты были похожими на немецкие. В возрасте 15 лет среди детей с “академическим” обучением было в два раза больше поведенческих проблем, а в возрасте 23 лет 39 % процентов из них совершили преступление, в то время как в другой группе только 13,5 %.

Питер Грей предполагает, что причина подобных результатов может быть в том, что раннее ориентирование ребёнка на успех и достижения приводит к стремлению конкурировать и асоциальному поведению, в то время как из свободной игры дети получают навыки взаимодействия друг с другом, мирного решения конфликтов и сотрудничества.

Источник

Оригинал статьи

Каким образом раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие

Академические навыки лучше всего прививаются, когда есть желание и необходимость их приобретать.

В своей предыдущей статье Питер Грей проанализировал различные исследования, посвященные раннему академическому обучению детей и сделал вывод, что такое обучение приносит вред в длительной перспективе. В своей новой статье он объясняет почему это происходит.

Существует разница между академическим и интеллектуальным развитием и причины, почему последнее должно опережать первое. Академические навыки – это общие, проверенные методы организации, манипуляции определенными категориями знаний, для того, чтобы достигнуть нужного результата.

К примеру, чтение – это академический навык, который включает в себя знание букв алфавита, чтение слов вслух, основанное на принадлежности каждого звука к определенной букве. Академические навыки изучаются в школе при помощи демонстрации, запоминания и повторения, а затем тестируются.

Интеллектуальные навыки, в свою очередь, имеют дело со способностью человека рассуждать, понимать, исследовать и в целом воспринимать окружающий его мир. От природы каждый ребёнок – это интеллектуальное существо, полное любознательности и стремления понять своё физическое и социальное окружение.

Каждый ребёнок рождён с этими навыками и углубляет и развивает их посредством наблюдения, игры и задавая вопросы. Научить этим интеллектуальным навыкам невозможно, потому что каждый ребёнок развивает их сам, своим собственным образом через самостоятельно сынициированную деятельность.

Взрослые могут повлиять на это развитие через среду, которую они предоставляют ребёнку.

Важно

Если ребёнок растёт в среде, где все умеют читать и считать, где ребёнку часто читают и он видит как другие люди читают или пользуются измерительными приборами в практических целях, то ребёнок рано или поздно сам начнёт читать и считать, когда он к этому будет готов и с минимальной помощью со стороны взрослых.

Питер Грей говорит о том, что обучение академическим навыкам детей, у которых нет к этому мотивации или необходимой интеллектуальной базы, будет потерей времени и может даже повредить развитию ребёнка.

Такое обучение без запроса будет неглубоким, и все приобретенные навыки могут быстро исчезнуть после того, как изучение закончится.

При этом ребёнок с меньшей вероятностью когда-либо захочет приобрести эти навыки самостоятельно.

Источник

Оригинал статьи

Фото1: flickr.com/photos/quinn

Фото2: flickr.com/photos/stacybraswell

Источник: http://alpha-parenting.ru/2015/07/20/rannee-akademicheskoe-obuchenie-zamedlyaet-intellektualnoe-razvitie/

Проблема раннего обучения и развития детей

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос самым умным, талантливым, необыкновенным. Проблема раннего обучения и развития детей в возрасте от 0 до 3-4 лет не сходит со страниц материнских форумов. В среде детских психологов и педагогов этот вопрос также продолжает вызывать большое количество разногласий.

Проблема раннего обучения и развития: за и против

За последние годы появилось множество методик, форсирующих естественный процесс развития ребенка. Авторы этих технологий основываются на том, что современное общество предъявляет всё более высокие требования к своим членам.

Они уверяют – чтобы растущий человек успел побыстрее освоить необходимые навыки, знания, умения в большем объёме, следует развивать его способности, начиная с младенческого возраста.

Обученные по этим методикам дети раньше других овладевают счётом, чтением, письмом, выделяются среди сверстников более высоким уровнем развития или отдельными талантами.

Оппоненты таких образовательных систем обращают внимание на вред от подобного вмешательства. Они справедливо считают, что выбор раннего обучения для малыша – это удовлетворение родительских амбиций, перенос на ребенка груза личных нереализованных желаний.

Негативные последствия раннего обучения

Ученым удалось отследить побочные эффекты применения технологий раннего обучения:

  1. Перегрузка центральной нервной системы, как следствие – возможное нарушение сна, энурез, частые соматические (телесные) заболевания, дисфункции эндокринной системы, заикание, расстройство эмоциональной сферы (капризы, агрессия и т.д.).
  2. Энергетическое «обкрадывание» тех отделов мозга, которые в возрасте до 4 лет обеспечивают действия, движения, восприятие своего тела в пространстве. В будущем, в 7-8 лет, функциональное недоразвитие этих участков может проявиться в неуклюжести, неумении владеть телом (трудно прыгать, спускаться по лестнице и т.д.).
  3. Недоразвитие связей между левым (отвечающим за логическое мышление, речь, чтение, письмо) и правым (образное мышление, пространственная ориентацию тела, эмоции) полушарием ведёт к школьным проблемам и неадекватному поведению.
  4. Завышенная планка родительских требований, их перфекционизм приводит к серьёзным проблемам психологического здоровья ребенка, которые сопровождают его потом во взрослой жизни.
  5. Преждевременно сниженная пластичность головного мозга препятствует раскрытию во взрослом возрасте генетически заложенного интеллектуального потенциала.

Раньше – не значит «лучше»

Развитие ребенка младшего и дошкольного возраста должно проходить без слёз, без принуждения, а подаваемая информация соответствовать физиологическим и психологическим особенностям этого возраста.

На каждом возрастном этапе существуют сензитивные периоды, т. е.

периоды, наиболее чувствительные к восприятию информации разного рода – тактильной, зрительной, речевой, умению слушать, ощущать запахи и вкусы, восприятию социальных навыков и т. д.

ИНТЕРЕСНО!  Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

В этих фазах усвоение определенных знаний и навыков идет особенно продуктивно. Так, например, возраст от 0 до 5 лет – стадия повышенной двигательной и поисковой активности, от 6 до 10 лет – наиболее благоприятное время для изучения иностранных языков.

Совет

Различные зоны головного мозга «созревают» в разное время. Заставлять ребенка говорить, читать, считать, когда мозговые центры, отвечающие за это, ещё не готовы к восприятию, не только бесполезно, но даже приносит значительный вред общему развитию.

Установлено, что по мере развития отдельных областей головного мозга, нейронные цепочки, обрабатывающие информацию, меняются.

Преждевременное обучение малыша (например, абстрактным понятиям) вынуждает мозг задействовать доступные на данный период нейронные пути.

Неизбежная при этом энергетическая нагрузка на «несозревшие» для этого отделы мозга истощает другие участки, которые на этой возрастной стадии как раз предрасположены к активному развитию.

Парадоксом для «продвинутых» родителей, у которых актуальна проблема раннего обучения и развития, будет заключение современных нейропсихологов.

Они выяснили, что беглым чтением, счетом быстрее (в нужное время) овладевает тот ребенок, которому не подсовывали раньше времени карточки с цифрами или буквами, а которому в возрасте от 0 до 4-х лет позволяли много двигаться, начиная от ползания и заканчивая подвижными уличными играми.

Правильные ориентиры раннего развития

Всё больше детских специалистов высказывают мнение, что нельзя преждевременно, неадекватно вторгаться в естественный процесс развития маленького человека.

Самое правильное – ориентироваться на научно установленные сензитивные периоды – время физиологической готовности воспринять и переработать предлагаемую информацию.

Для гармоничного развития ребенка младшего возраста без насилия над его психикой достаточно обеспечить следующие условия:

  1. играть с ним в сюжетно-ролевые игры – уже с полугода можно показывать бытовые ситуации с помощью игрушек: как они одеваются, кушают, танцуют, ложатся спать;
  2. создать условия для двигательной активности;
  3. организовать развивающую среду – развивающие игры, кубики, мозаики и т. д.;
  4. воспитывать интерес к творчеству – знакомить с рисованием, лепкой, поделками.

При этом важно наблюдать за предпочтениями малыша, его реакцией. Мозг ребенка без внешнего давления в процессе естественного развития сам сформирует оптимальные и эффективные для него алгоритмы будущего обучения.

ИНТЕРЕСНО!  Влияние прикорма на пищевое поведение ребенка

Источник: http://ammam.ru/problema-rannego-obucheniya-i-razvitiya-detej/

Раннее развитие и обучение

Ответ на эту статью Кирилла Карпенко: «К вопросу о раннем развитии».

 Автор Александр Савенков,
доктор психологических наук,
доктор педагогических наук

Истинные горизонты возможностей

Современным наукам, и в первую очередь психологии и педагогике, известен лишь весьма приблизительный ответ на вопрос об истинных горизонтах образовательных возможностей человека.

Причина этого не столько в степени научных достижений, сколько в философском принципе неисчерпаемости предмета познания.

Идея сензитивных периодов развития, прочно внедренная в сознание специалистов в ХХ веке, объясняет принципиально важные вещи, указывая на то, что в определенные возрастные периоды человек особенно чувствителен, сензитивен к тем или иным средовым воздействиям, но при этом она не раскрывает и не может указать главное — точные временные границы этих периодов. Большинство этих границ, используемых практикой образования, определено путем умозрительных рассуждений или проистекает из опыта, который можно трактовать по-разному.

Этот вопрос имеет еще один важный аспект.

Обратите внимание

При общих рассуждениях о границах сензитивных периодов мы можем вести речь только о неких общих особенностях условно обобщенных и таким образом усредненных индивидуумов: дошкольников, младших школьников, подростков, юношей или взрослых.

При этом в реальной образовательной практике важно знание индивидуальных, а не условно обобщенных границ сензитивных периодов абстрактных индивидуумов. Естественно, что индивидуальные границы могут существенно отличаться от границ общих, усредненных.

Как бы то ни было, в любом обществе, вне зависимости от его национальных особенностей и диктуемых ими культурно-образовательных традиций, существуют стойкие стереотипы, указывающие на ограничение возможностей человека в плане обучения. Этими стереотипами определяются объем содержания образования и темп его усвоения.

Теоретически предел возможностей человека вообще и ребенка в частности действительно существует, но ответ на вопрос о том, где находится этот предел, в действительности никому не известен.

Так же как неизвестен и темп, в котором реально может проходить обучение ребенка.

Образовательная практика едва ли не ежедневно представляет нам примеры практически безграничных возможностей человека в плане обучения.

Эти две крайние точки зрения: теоретическое представление о существовании предела образовательных возможностей, с одной стороны, и фактическое отсутствие собственных реальных знаний об этом пределе — с другой, взаимно уравновешивают друг друга в общественном сознании. Это равновесие и рождает «научно обоснованный миф» о принимаемом обществом «образовательном пределе».

Читайте также:  Гимнастика цигун для начинающих: комплекс упражнений

Не более чем условность

Реально в образовательной традиции представление о пределе возможностей ребенка в плане обучения формируется на основе установок органов управления образованием. Последние, в свою очередь, ссылаются на исследования специалистов в области педагогики и психологии.

Потому любая образовательная технология, претендующая на то, что может позволить учащемуся обучаться в более быстром темпе или более интенсивно, чем это допустимо в соответствии с принятой нормой, либо отвергается, либо подвергается критике как не соответствующая «возрастным особенностям детей».

Но следует понимать, что при внимательном рассмотрении представление об этом якобы существующем пределе практически всегда — миф. Чтобы убедиться в этом, достаточно непредвзято взглянуть на историю дошкольного и школьного образования.

Важно

Например, в XIX веке в гимназии поступали дети старше десяти лет; в 80-е годы ХХ века в Советском Союзе развернулись бурные споры о том, в каком возрасте — в шесть или семь лет — ребенку доступен современный уровень начального образования.

А уже в 90-е широкую популярность получили технологии обучения чтению, основам математических знаний, иностранным языкам и всему тому, что традиционно включает в себя начальное обучение, не с семи и даже не с шести, а с полутора лет (Г. Доман и др.).

Задаваемый культурно-образовательной традицией темп обучения, выражаемый обычно в определении возрастного предела содержания образования, есть не более чем признанная большинством условность.

Реально преодолеть это не удастся никогда, обществу необходимы данные стереотипы, а новые исследования в области педагогической психологии будут открывать перед человечеством новые горизонты образовательных возможностей.

Поэтому, понимая, что «образовательный предел» — всегда миф, мы должны с ним считаться и помнить, что особенно доверять ему не стоит.

Важно также иметь в виду, что для культурно-образовательных традиций большинства развитых стран (прежде всего России и Европы) характерна ориентация учебного процесса на определенные функциональные структуры личности.

Основные черты этого подхода:

  • отсутствие учета заинтересованности в обучении;
  • отрицание эмоционального комфорта;
  • логически формализованное, механическое преподавание.

Возникающая в итоге, как у учащегося, так у педагогов и родителей, естественная боязнь такого обучения в совокупности с присутствующим на уровне подсознания традиционным мнением об ограниченности человеческих возможностей развивает у большинства детей весьма негативное явление, именуемое специалистами «латентным дидактогенезом». Последний, в свою очередь, нередко приводит к «школьным неврозам».

Методики и их влияние

В контексте этих рассуждений особую значимость приобретает вопрос о методиках раннего обучения и их влиянии на развитие личности ребенка. Отметим сразу, что сами методики раннего обучения не следует рассматривать как какое-то новомодное явление.

Они имеют давние, можно даже сказать древние корни в народной и профессиональной педагогике, и выстроены они в строгом соответствии с не менее древним педагогическим принципом «природосообразности». У многих народов есть традиции раннего обучения.

Одна из наиболее известных стройных систем раннего обучения была разработана в начале XIX века немецким педагогом пастором Карлом Витте для воспитания собственного сына. Автор по просьбе И. Г. Песталоцци опубликовал методику в специальной книге, которая была очень популярна в те времена в Европе. По ней в детстве обучались многие известные люди.

Портрет Корнея Чуковского кисти И. Е. Репина, 1910 год.

Работа в этом направлении велась и ведется в нашей стране. Когда-то давно, еще в середине ХХ века, известный детский писатель Корней Иванович Чуковский подметил, что все малыши 1,5–3 лет — «лингвистические гении».

Совет

Во второй половине ХХ века в разных странах стали активно разрабатываться педагогические технологии обучения этих «гениев» иностранным языкам. А в нашей стране к этой работе до сих пор относятся с подозрением.

Хотя всем известно, что природа распорядилась так, что в пору освоения языка ребенок особенно восприимчив к этой стороне своего опыта, и ему все равно, какие языки изучать, и неважно, сколько их будет. Они все для него одновременно родные, и все иностранные.

Методики раннего обучения — предмет давних споров специалистов. Одни педагоги и родители склонны обучать своих детей с самого раннего возраста чтению, письму, иностранным языкам, давать ребенку разностороннюю информацию из сферы естествознания, но еще больше тех, кто категорически против какого бы то ни было раннего обучения.

Мы не будем обсуждать аргументы каждой из сторон, отметим только, что этот спор, как большинство педагогических споров, имеет в основе своей не столько принципиальные, сколько терминологические расхождения.

И если их устранить, например договориться о том, что понятие и термин «раннее обучение» и те, и другие будут понимать одинаково, то предмет спора просто исчезнет.

Многие специалисты, изучавшие проблемы развития интеллекта и мышления ребенка в процессе обучения, постоянно подчеркивают мысль о том, что главным фактором, определяющим это развитие, выступает не содержание, а методы его усвоения. В этом деле важно не столько то, ЧЕМУ мы учим, сколько то, КАК мы это делаем.

Если обучение идет на основе репродуктивных методов, традиционно принимаемых за единственно возможные в системе образования, то вред, приносимый в итоге процессу развития дошкольника, безусловно, очень велик. Об этом, ссылаясь на свои исследования, красноречиво говорили многие весьма авторитетные специалисты в области развития детского интеллекта, например Ж. Пиаже.

Но существуют и продуктивные методы, способные изменить эту ситуацию радикально.

Методики раннего обучения имеют особую значимость и с точки зрения совершенствования когнитивного опыта ребенка. Ценность их в данном случае в том, что в результате их использования существенно расширяется зона исследовательского поиска ребенка.

Обратите внимание

Естественно, что маленький ребенок, освоивший более одного языка, умеющий читать, набирать текст на компьютере, имеет значительно более широкие возможности в плане собственных изысканий и приобретения нового когнитивного опыта, чем тот, кого якобы в целях сохранения его «детства», оставили «неучем».

Важно понимать и то, что эти методики вовсе не предполагают грубо форсировать обучение и развитие ребенка, как это, к сожалению, нередко делается в современной практике дошкольного образования, в особенности при так называемой «подготовке ребенка к школе». Инструментарий здесь принципиально отличается от традиционного для массовой школы, он-то и позволяет методикам раннего обучения, не разрушая психики ребенка, обучать его новому.

Проблема, выросшая из потребности

Сторонники ограничения дошкольного обучения сложившимися рамками постоянно говорят о каких-то мифических, катастрофических эффектах, получаемых в результате использования подобных методик раннего обучения детей. Предложенные Г.

Доманом и другими авторами методики раннего обучения дают хороший практический эффект. Многие из них использовались мной и моими коллегами в наших экспериментальных детских садах и в индивидуальной работе с детьми. Благодаря этим методикам были достигнуты очень высокие результаты в развитии детей.

Причем никаких побочных, нежелательных эффектов не выявлено ни в процессе обучения, ни в последующем.

Правда, об одном явлении хочется сказать особо: ребенку, обучавшемуся по этим методикам, действительно нечего делать в школе первые годы, и это большая проблема. Но это проблема школы, а вовсе не ребенка. И это ни в коем случае не повод сдерживать развитие ребенка, оставляя его неучем.

Ряд специалистов, говоря о склонности детей к познанию окружающего (исследовательском поведении) и его роли в обучении дошкольника, отмечали, что «можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам».

Это точное, но не лишенное максимализма наблюдение специалиста вполне согласуется с древней пословицей: «Один пастух может пригнать к водопою сто лошадей, но даже сто пастухов не смогут заставить пить одну лошадь, если она этого не хочет».

Это простое правило неукоснительно действует в обучении дошкольников.

Некоторые педагоги умеют с этим эффективно бороться, вот один из примеров удачного решения, предложенного японским педагогом Шиничи Сузуки.

Важно

Он обучает малышей играть на скрипке. Каждому человеку известно, что двухлетнего малыша трудно заставить делать то, что он делать не хочет (этим он существенно отличается даже от пяти- или шестилетнего).

Для того чтобы ребенок сам захотел заниматься «экзотическим» для его возраста делом, Шиничи Сузуки тщательно готовит саму ситуацию «вхождения» в занятия и не менее тщательно продумывает их мотивационную составляющую.

Замечательным примером может служить подготовка к первому занятию и само его содержание.

Как мы уже отмечали, двухлетнего малыша трудно заставить делать то, чего он делать не хочет, но нет такого малыша, который не захотел бы чего-то, если бы увидел, как это делает другой ребенок или взрослый. С помощью такого внешне простого, но, безусловно, талантливого методического приема у малыша рождается первичное желание играть на скрипке.

И вот первый урок! Родители с детьми сидят в аудитории. На маленьком столике лежит маленькая скрипка и маленький смычок. Ребенок спускается по специальному проходу к этой скрипке. Подойдя к столу, он берет в одну руку скрипку, а в другую — смычок. Затем поворачивается лицом к аудитории и кланяется.

Все дружно аплодируют, и на этом первый урок закончен! Никто не заставлял играть нудные гаммы, осваивать сложную нотную грамоту, это обязательно будет, но позже, когда стремление ребенка к саморазвитию потребует решения этих задач. Но это будут проблемы, выросшие из собственных потребностей ребенка.

А пока первый урок закончен, и малыш с нетерпением будет ждать, когда же наступит второй.

На примере Ильи Муромца

Как вы думаете — почему современные матери младенцев, не дожидаясь, когда эти младенцы вырастут, начинают активно изучать и применять методики раннего обучения? Они находят педагогов, способных воплощать их в жизнь. При этом известные ученые в области педагогики и педагогической психологии категорически против раннего обучения. Может быть, этим мамам не открылось какое-то высокое знание, которое вдруг постигли профессора?

«Богатыри». Виктор Васнецов. 1881—1898. Илья Муромец в центре.

Уверен, что дело в другом. Профессора защитили диссертации, написали массу «научных» книг и учебников, где ясно обозначено, что обучение должно начинаться никак не в младенческом возрасте. И что — теперь всю эту литературу вместе с профессорами в утиль?..

Никогда! Пусть отстанут в развитии дети, пусть рухнет культура огромной страны, пусть все летит в пропасть… Они будут настаивать на том, что обучать надо с семи-восьми лет, а то и постарше. При этом они с тоской вспоминают, как в середине ХХ века розовощекие детки на восьмом году жизни приходили в школу и никто до этого не стремился их обучать.

Совет

Они бы еще Средние века вспомнили или Илью Муромца, например, который тридцать три года на печи просидел — и ничего, вырос не хуже других…

В отличие от профессоров, каждая мама твердо знает, что ни тридцати трех, ни даже семи лет пребывания неучем у ее ребенка нет. Не будет она заниматься развитием, поиском лучших методик и талантливых педагогов — не будет у ее ребенка шанса шагать в ногу со временем. В современном мире очень легко оказаться на обочине цивилизации…

Читайте также:  Лечение и профилактика воспаления придатков: препараты, свечи

Специалисты по истории науки говорят о том, что никогда на протяжении существования нашей цивилизации новые научные идеи не утверждались благодаря неоспоримым доказательствам. Новые подходы сменяют старые только тогда, когда сами носители этих старых представлений физически уходят. И тогда новые идеи уже никто не оспаривает и не доказывает, их просто принимают как очевидные.

Ответ на эту статью Кирилла Карпенко: «К вопросу о раннем развитии».

Источник: https://xn--b1aiechzsbakee9j.su/deti/49-rannee-razvitie-i-obuchenie.html

Раннее активное развитие ребенка: мнение психолога

— Юля, наш мир быстро развивается, и родители хотят, чтобы их ребенок комфортно вписался в эти изменения: был образован, подкован знаниями и эрудирован. Возможно, именно поэтому некоторые папы и мамы отдают малышей в школу в пять-шесть лет?

4,7 5 1

— Возможно и так. Но таким родителям стоит понимать, что школа для пяти- и шестилетнего ребенка – это рано. Независимо от того, как он развивается, вторая сигнальная система человека созревает лишь к 7 годам. Не раньше.

Именно в семь лет ребенок приобретает способность абстрактно воспринимать вещи, усваивать информацию и осмысливать ее. Конечно, шестилетка будет стараться в школе усваивать новые знания, но для него это будет титанический труд. Поэтому сейчас в первых классах с такими детками возникает множество проблем.

А родители первоклашек часто жалуются на их вялость, подавленность и усталость.

— Есть родители, которые с пеленок прививают ребенку, помимо родного, и иностранный язык. Может малышу действительно так легче его будет выучить в будущем?

— Такой прием хорош, если он обоснован. К примеру, если родители живут за границей, дома разговаривают на русском, а ребенку предстоит идти в англоязычный сад. Но если оснований к общению на втором языке нет, лучше не грузить малыша лишним багажом знаний. Для ребенка легче выучить хорошо один родной язык, а затем другие.

— Но ведь у многих родителей успешное будущее ребенка связано со знанием иностранного языка?

— Родители не должны за счет ребенка «реализовывать» свои мечты. Если мама в два года отдает ребенка на английский язык, а сама его не знает, то вероятнее всего, именно маме необходимо пойти на курсы английского. Ведь это ее неосуществленное желание.

Очень важно не когда ребенок начнет изучать язык, а как он это будет делать. Если в детском садике в старших группах с детьми играются и поют песенки – это хорошее начало.

Но если ребенок поставлен в рамки, где ему необходимо заучивать что-то – это плохо. До 3-х лет рано учить новый язык. Да и на родном ребенок должен научиться читать только к 7 годам.

Не стоит также грузить малыша точными науками – математикой, химическими опытами и т.д., если он сам не проявляет к ним рвения.

— Очень часто у дошкольников загруженность дня напоминает график взрослого человека — рисование, лепка, плавание, музыка, танцы. В этом расписании нет точных дисциплин и иностранных языков – можно ли считать его нормальным графиком?

— Это тоже необоснованное ранее активное развитие. У меня создается иногда впечатление, что родители малыша с таким расписанием одержимы идеей все успеть. Они спешат куда-то, боясь опоздать.

Только непонятно, куда надо успеть? У ребенка в первую очередь должно быть детство, в котором малыш просто играет. Просто ничего не делает.

И это очень важный период, когда его психика созревает и готовится усваивать новую информацию.

— Но ведь дети тянут эти занятия?

— Вот именно, что «тянут». Все мои знакомые, которые в детстве ходили в музыкальную школу, сейчас не применяют свои знания в жизни. Никто из них не стал музыкантом, ни у кого музыка не переросла в хобби.

А это ведь 7-8 лет ежедневного труда! И обучение музыке отняло не только много времени, но и сил как со стороны детей, так со стороны родителей и учителей.

Обратите внимание

Как результат, конечно, можно выделить, что посещение музыкальной школы формировало у ребенка умение структурировать свою жизнь, но какой ценой!

Повторюсь: до семи лет обучаться игре на каком-то инструменте для ребенка – это тяжелейшая работа. Для его психики это сверх усилия – быть усидчивым, внимательным, играть. В итоге родители могут получить откат назад в поведении малыша. Это проявится в нежелании ребенка учиться, понимать что-либо, малыш может стать вялым и быстро уставать. Его организм начнет протестовать.

— Через какое время может произойти такой откат?

— Это очень индивидуальные вещи. У кого-то через месяц, у кого-то — через полгода, у кого-то — через год. Конечно, есть дети (их около 5%) которые хотят обучаться рано и делают это. Необходимо обращать на них внимание.

У меня был случай в практике, когда мальчик с хорошим слухом и голосом все время пел и танцевал. Ему необходимо было место, где он мог развивать себя в этих областях активнее.

Для такого ребенка пойти в 5 лет заниматься музыкой и танцами – будет вовремя. Но для другого – нет.

Читать также Что делать с детской агрессией: рекомендации психолога

— Что важно развивать ребенку до школы?

— Ребенок должен выполнять базовые вещи по своему возрасту, например, ходить в детский сад. Дополнительные занятия должны быть введены в расписание по его желанию. Родители должны обсуждать эти занятия с ребенком.

Говорить ему, что если он что-то выбрал для себя, то в дальнейшем он уже не может один раз пойти, а другой раз нет. Родители должны предложить ему сходить на первое занятие, а потом обсудить, нравится ли ему это или нет? Хочет он ходить на дополнительные занятия сейчас или начнет заниматься позже.

Возможно, сейчас ребенку важнее играть во дворе или делать поделки дома самому.

— Что может быть упущено в развитии ребенка, если родители начинают рано развивать его интеллект?

— При активном развитии интеллекта с младенчества, исключенной из процессов развития получается эмоциональная сфера. А для ребенка очень важно уметь обрабатывать свои эмоции.

Первостепенной основой жизнедеятельности является эмоциональная устойчивость человека, а не развитость его ума и эрудированность.

Если ребенок становится эмоционально зрелым, он сам может выбирать, что ему делать со своим интеллектом, как развивать и куда вкладывать.

— Как проявляются упущения в развитии эмоциональной сферы?

— Поведение людей, у которых был упущен период развития эмоций, можно назвать «эмоционально незрелым». При этом среди них могут быть известные личности: чемпионы, вундеркинды, ученые стипендиаты, бизнесмены и т.д. Чаще всего, вырастая, такой ребенок не чувствует себя любимым, красивым, нужным и уверенным в себе. А то, что он очень умный  – не приносит ему счастья и бонусов.

— Кто может ребенка научить взаимодействовать со своими эмоциями?

— У ребенка должен быть наставник. Хорошо, если это будут родители и это произойдет рано. Этому также могут научить значимые для малыша люди, с которыми у него есть эмоциональная связь, личный опыт: друзья, дяди, тети, тренер, священник, психолог или любой другой человек, которому интересен внутренний мир ребенка.

— Это должен быть образцовый во всем человек?

— Конечно, нет. Наоборот — ребенку с детства важно видеть, что никто не идеален и не должен таким быть. Хорошо, когда мы стремимся быть лучше, но в норме у каждого из нас есть достоинства и недостатки. Это важно передавать ребенку.

— Получается, что делая из ребенка человека из одних достоинств, родители подкладывают ему бомбу замедленного действия? 

— Да, увлеченность идеей воспитать ребенка-вундеркинда не дает почувствовать малышу то, в чем он не успешен и попробовать это переживать. Родителям не стоит забывать, что развивая чересчур что-то одно, ребенок теряет в другом.

Известно, что гении в других областях могут вести себя как дети: не могут помыть за собой посуду, обслужить себя и т.д. Это компенсаторные вещи. Психика вырабатывает эту компенсацию как защитный механизм уникальности.

Важно

Ребенку важно не тренировать сверхзнания с младенчества, а проводить время со своими близкими, с людьми, которые его принимают любым, понимают, что с ним происходит, и могут помочь ему справляться со своими чувствами.

Источник: https://hochu.ua/cat-child/article-52392-rannee-aktivnoe-razvitie-rebenka-mnenie-psihologa/

Обзор методик раннего развития

Редактор Мамсила<\p>

Сравнительно недавно родился новый термин – «интенсивное родительство». По сути, это такое усовершенствованное «материнство 2.0», где женщины возводят свой новый статус мамы в образ жизни и даже в профессию. Стараются быть более компетентными во всех вопросах, связанными с детьми – от здоровья до обучения.

Тем не менее, вопрос интенсивности и эффективности раннего развития вызывает массу споров среди экспертов в сфере психологии, образования. Одни специалисты уверены – чем раньше начать работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения.

На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Другие специалисты утверждают, что раннее развитие – это не более, чем инструмент для удовлетворения «родительского перфекционизма» и выкачивания денег, одна из граней индустрии детства.

 
Методика Марии МонтессориОснова обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.Методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь уникальный, заложенный в каждом ребенке потенциал.

Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир.

Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.Существуют специальные классы Монтессори.

Такой класс представляет собой комнату, разделенную на тематические зоны:

  • зона реальной (практической) жизни;
  • зона сенсорного развития;
  • зона математики;
  • зона языковая;
  • зона космическая.

Каждая зона заполнена разнообразными дидактическими материалами, соответствующими возрасту ребенка: карточки, музыкальные инструменты, посуда для сортировки и т. д.

Возраст ребенка: 

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Тем не менее, считается, что занятия будут интересны ребенку, начиная с 1 года.В центрах Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет.

Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики Монтессори и имеет следующие преимущества:

  • старшие дети учатся заботиться и помогать младшим;
  • младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.

     


Плюсы:

  • хорошее развитие за счет постоянной тренировки навыков с помощью стимулирующих материалов;
  • большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно обучаться, пробовать себя в различных сферах;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие навыков самодисциплины.


Минусы:

  • большинство развивающих игр требуют обязательного участия взрослого (как минимум в качестве наблюдателя);
  • не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по этой системе;
  • изначально система создавалась для социальной адаптации, отстающих в развитии детей и совсем не обязательно должна принести пользу большинству обычных детей;
  • необходимость нахождения ребенка в специальных центрах, практикующих педагогику (говоря о действительно работающей системе Монтессори, а не об отдельно взятых элементах);
  • система ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи;
  • отсутствие информации о жизненных ситуациях, противостоянии добра и зла, которая обычно заложена в сказках;
  • отсутствие основной игровой деятельности ребенка (например, ролевых игр);
  • автор методики не занималась воспитанием собственного ребенка. Ее воззрения сформировались из наблюдения за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила не всегда согласуются с семейным бытом. Примером можно считать первую заповедь: «Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в какой-либо форме».

Вальдорфская методика
Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и его уверенность в своих силах. Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде – до 7 лет запрещается нагружать ребенка  заданиями. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов.  Начало активного развития интеллекта происходит в тот момент, когда сформируется его эмоциональный мир.Главный акцент в воспитании ставится на художественную деятельность детей, развитие их фантазии. Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, так как у детей быстро развивается привыкание, которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка.


Возраст ребенка: 

Обучение делится на три этапа в соответствии с возрастом детей: 

  • ребенок до 7 лет получает новые знания и умения через подражание; 
  • с 7 до 14 лет подключаются чувства и эмоции; 
  • с 14 лет дети «включают» логику.

     


Плюсы:

  • упор на развитие творческих способностей;
  • психологический комфорт ребенка в период раннего детства.


Минусы:

  • отсутствие подготовки к школе;
  • неприспособленность к реалиям современности.

Методика Глена Домана (карточки Домана)

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга, то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и приумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, читать и энциклопедических знаний.

Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Дидактическим материалом в методике Домана служат карточки стандартного размера. На них пишутся слова, точки, математические примеры, приклеиваются изображения растений, животных, планет, архитектурных сооружений и др. Карточки разделяются на тематические серии.

Затем их в течение дня показывают ребенку. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается какой-либо новый факт (где обитает животное, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.п.). 
Возраст ребенка:Доман разработал программу занятий с детьми от рождения до 6 лет.

Плюсы:

  • интеллектуальное развитие ребенка за счет усвоения большого количества информации;
  • возможность заниматься дома с мамой.

Минусы:

  • методика не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсорики, а также таких понятий, как, форма, размер, величина;
  • карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, значит, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности;
  • карточки Домана не предусматривают знакомство малыша с фактами, с которыми он соприкасается в жизни, которые встречается в сказках, стишках, песенках, играх.

Методика Николая Зайцева (кубики Зайцева)

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и дошкольного образования. Методика основана на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку только радость.

 Материал подается системно, но в игровой форме, благодаря чему малыш с удовольствием вовлекается в обучение. И не важно – в группе или самостоятельно.

Это значит, что вместо привычного сидения за партами дети могут прыгать, шуметь, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами дети. Все это даже поощряется. Потому что выполняется с воодушевлением и азартом.

Совет

Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор. 


Возраст ребенка:
с первого года жизни идо 7 лет.

Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • быстрое обучение чтению в игровой форме;
  • развитие интуитивной грамотности на всю жизнь.

Минусы:

  • логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе);
  • детей приходится переучивать уже в первом классе, когда они начинают проходить фонематический разбор слова, и учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук – красная карточка, звонкий согласный – синяя, глухой согласный – зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами.

Методика Сесиль Лупан
Автор взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает. Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» – возле стула, а «диван» – рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии. Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса. Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка. 


Возраст ребенка: 
с 3 месяцев до 7 лет.

Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • активная стимуляция органов чувств ребенка;
  • всестороннее развитие интеллекта;
  • уделяется внимание эмоциям ребенка;
  • ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий;
  • методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир.

Минусы:

  • подходит не всем родителям, в силу того что требует много времени и терпения на занятия с ребенком;
  • раннее проныривание, которому в методике также уделяется большое внимание, вызывает сомнения у некоторых мам.

Методика Никитиных
Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Дети – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Методика содержит методы закаливания и физического развития.В занятиях детям предоставляется полная свобода творчества – никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются, сколько хотят, сочетая спорт с другими видами деятельности.Дома также создается соответствующая обстановка: спортивные снаряды – повсюду, входят в естественную среду обитания наряду с мебелью и другими домашними вещами. По мнению авторов методики, родителям следует избегать двух крайностей в воспитании ребенка – «заорганизованности» и заброшенности. Родители должны быть неравнодушны к тому, что и как у малышей получается, участвовать в детских играх, соревнованиях, да вообще – в самой жизни детей. Но не занимать при этом роль «надзирателя».В основе методики – принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны. 


Возраст ребенка:
все периоды раннего детства (начиная от родов) до школьных лет.

Плюсы:

  • развитие самостоятельности у ребенка;
  • высокое интеллектуальное развитие ребенка;
  • развитие образного и логического мышления;
  • формирование творческого подхода к решению задач;
  • умственное и физическое развитие ребенка.

Минусы:

  • отсутствие усидчивости у ребенка ввиду того, что все занятия проводятся исключительно по его заинтересованности;
  • образ жизни сложно поддержать в условиях городской жизни;
  • экстремальные методы закаливания.


Методика Тюленева

Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одно из направлений развития ребёнка. Благодаря ей, ребёнка можно научить чтению, музыке, математике, рисованию, развить спортивные, исследовательские таланты. В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры. Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов. С четырёх месяцев нужно начинать играть в «Игрушкобол» – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов. С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности.С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру «Принеси букву», а с десяти месяцев – в игру «Покажи букву», затем – «Назови букву/слог/слово».С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева. 


Возраст ребенка: 
с первых недель жизни до 6 лет.

Плюсы:

  • занятия не требуют много времени от родителя;
  • занятия подходят любому ребенку.


Минусы:

  • сложно достать дидактический материал;
  • неподтвержденная эффективность занятий.

ТРИЗ-методика

Это одна из новых педагогических технологий, используемых в учреждениях дополнительного образования детей.ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

 Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества, а воображение – одно из важнейших качеств творческой личности.Главная цель методики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

 Педагогическое кредо «тризовцев» – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше.

Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий – от простого к сложному.

Чтобы стимулировать творческую активность детей  и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, например: мозговой штурм (перебор ресурсов и выбор идеального решения), синектика (метод аналогий), морфологический анализ (выявление всех возможных фактов решения задачи) и другие.


Возраст ребенка: 
дошкольный (с 3 до 7 лет).


Плюсы:

  • развитие творческого воображения;
  • приобретаемый навык мыслить системно, с глубоким пониманием происходящих процессов;
  • развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • развитие навыка анализа, сопоставления, сравнения.


Минусы:

  • большую роль в освоении ребенком данной методики играет педагог и его компетентность; 
  • наличие сложной для детского ума терминологии.

Источник: 

Источник: https://mamsila.ru/post/477-obzor-metodik-rannego-razvitiya

Ссылка на основную публикацию