Развитие речи у мальчиков и девочек: в каком возрасте ребенок понимает речь

Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы

Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей.

Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова.

Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

1 месяц

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Обратите внимание

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

–  мама варит супчик

–  сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

–  вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

Важно

2 года

В возрасте 2 лет ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если в 2 года ребенок не разговаривает и  не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/kogda-rebenok-nachinaet-govorit

Особенности речевого развития мальчиков

Правильно ли проходит развитие речи ребенка? Этот вопрос является одним из самых волнующих для родителей. Многие думают, что развитие речи служит показателем умственного развития малыша. На самом деле связь тут обратная: при задержке речевого развития замедляются навыки общения и обучения.

Логопеды и дефектологи давно заметили, что среди их клиентов мальчиков во много раз больше, чем девочек. Этот факт многие связывают с тем, что, мол, мужчины вообще слабее женщин, потому и проблем со здоровьем у них больше. Это не совсем так.

Просто у мальчиков имеются свои как физиологические, так и психологические особенности развития, касаются они и вопросов правильного формирования и развития речи будущих мужчин.

Почему мальчики начинают говорить позже девочек

С точки зрения анатомии дело в следующем: у мальчиков правое полушарие мозга (которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию) и левое полушарие (отвечающее за рационально-логическое и речевое мышление) каждое по отдельности развиты хорошо (возможно, даже лучше, чем у девочек), но пучок нервных волокон (который соединяет оба полушария) тоньше, чем у девочек и развивается медленнее. Это не патология – просто, так распорядилась природа. Поэтому обмен информацией между полушариями затруднён, а значит, мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Хотя мальчики и начинают говорить чуть позже девочек (в среднем на 4 месяца), в раннем детстве это может быть практически незаметным. Однако ослабленное здоровье мамочки в период беременности, детские болезни в раннем возрасте, наследственность и другие проблемы приводят к задержке речевого развития мальчиков, а то и вовсе переходит в тяжёлые формы нарушения речи. Например, среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек, а среди страдающих алалией (почти полным отсутствием речи при сохранном слухе) – втрое, такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим). Но мамам мальчиков не стоит пугаться, надо просто внимательно следить за развитием речи своих сыновей, активно помогать этому развитию, и в случае возникающих проблем обратиться к логопеду. Многие проблемы речевого развития устранимы, главное вовремя их заметить.

Как предупредить задержку речевого развития ребёнка

О задержке речевого развития могут говорить следующие настораживающие моменты: * Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбнется. * Если малыш, которому исполнилось полгода, совсем не лопочет.

* Если ребёнку уже больше года, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит * Если к двум с половиной годам ребёнок говорит менее 20 слов * Если ребёнок явно не понимает обращённой к нему речи * Если трёхлетний малыш говорит, но настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные * Если ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их

* Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов), или у него есть трудности с сосанием или жеванием.

Конечно, все сроки довольно условны и полного совпадения всех детей как в развитии речи, так в формировании других психических функций, не бывает, поскольку каждый ребёнок развивается индивидуально.

Но всё же, во избежание серьёзной задержки речевого развития, надо следить, чтобы развитие малыша хотя бы примерно совпадало с установленными наукой общими закономерностями развития речи. Правильное развитие речи ребёнка можно и нужно стимулировать. И лучше начинать делать это с самого рождения малыша.

Даже с мледенцем-несмыслёнышем надо постоянно разговаривать, отвечать на его младенческий лепет или агуканье. Ребёнку постарше необходимо показывать и называть вещи, которые его окружают. При этом взрослые должны использовать в своей речи как можно больше прилагательных и синонимов.

К примеру, вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Дай мне машинку», скажите так: «Дай мне маленькую синюю машинку» (даже если других машинок другого цвета и размера рядом нет). Чем больше слов будет слышать малыш, тем активнее будет происходить развитие его речи.

Ещё детям всех возрастов необходимо много читать и обсуждать с ними прочитанное. Отлично помогает развитию речи ребенка разучивание стишков и песенок, кроме того, это развивает память и внимание.

Совет

Поскольку нормальное развитие речи ребёнка происходит в процессе подражания, следите за тем, чтобы ваша собственная речь была образцом такого подражания. Не стоит сюсюкать, общаясь с малышом – это может вызвать задержку речевого развития.

И, естественно, взрослым не надо употреблять в своей речи всяческих слов-паразитов, вроде «блин» и т. п., которые, по сути, являются заменителями мата. Ребёнку этот речевой мусор ни к чему.

Что делать при обнаружении задержки речевого развития у ребенка

Если же вы все-таки подозреваете, что у ребёнка имеется задержка речевого развития, необходимо посетить невропатолога и логопеда. Многие родители до последнего тянут, часто надеясь, что те или иные виды нарушения развития речи пройдут сами по себе и обращаются к логопеду, когда ребёнок уже должен идти в школу.

Читайте также:  Проблемы с грудным вскармливанием

Так поступать не стоит. Не стесняйтесь и не бойтесь водить ребёнка к логопеду или дефектологу. Помните, что даже работающий в поликлинике логопед – прежде всего педагог, а не врач.

Он вам подскажет, как быть в каждом конкретном случае, научит необходимым упражнениям, которые предотвратят задержку развития речи, поставит правильное звукопроизношение. Кстати, о последнем. Нарушение звукопроизношения не всегда означает задержку речевого развития. В большинстве случаев этот недостаток речевого развития легко устраним.

Никогда не нервничайте и не обвиняйте ребёнка в том, что он не может выговорить какой-либо звук. Ведь дети в этом не виноваты, и часто сами переживают по этому поводу, да и некоторые сверстники дразнят «картавыми» и «шепелявыми» — им тяжело и без упрёков взрослых.

У детей таких раздражительных родителей происходит обратная реакция на эти несправедливые обвинения – психологический зажим. И работать логопеду с ними потом довольно трудно. Относитесь к занятию с логопедом серьёзно, аккуратно выполняйте с детьми заданные упражнения.

Все неправильно произносимые малышом звуки лучше исправить до поступления в школу, иначе эта проблема может перейти в нарушение письменной речи (иногда дети начинают писать с теми же ошибками, что и говорят). Если же у вашего малыша обнаружилось тяжёлое нарушение речи, то логопед будет работать в тесном сотрудничестве с врачами.

Итак, главное, что должны запомнить родители мальчиков – не переживайте раньше времени. Речь вашего ребёнка обязательно будет в норме. Главное быть внимательными по отношению к малышу – не просто следить за его развитием, а активно участвовать в нем. Ну, и, конечно, быть достойными образцами для подражания, то есть личным примером приучать ребёнка к правильной и красивой речи.

Рина Жукова, педагог, логопед-дефектолог

Источник: http://OurBoys.ru/speech

Задержка речевого развития: до какого возраста малыш может не разговаривать

О том, как распознать задержку речевого развития у ребенка, какие причины к этому приводят, а также какие методы коррекции предлагает современная медицина, и правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, Medical Note спросил у врача-невролога столичного медицинского центра «Московия» Василия Васильевича Приходько.

Как распознать, что речь у ребенка развивается не так, как должна, что есть задержка?

Существуют определенные нормы формирования у ребенка тех или иных предречевых и речевых навыков.

В 3 месяца ребенок должен гулить, в 6 месяцев — лепетать, ближе к году появляется дифференцированный лепет и слова. С года до двух по нормам ребенок учится понимать речь и постепенно увеличивает запас слов.

Обратите внимание

Ближе к двум годам и далее до трех лет ребенок учится формироваться фразы, предложения и более сложные предложения.

В чем именно проявляется задержка речи?

Есть два типа речи — экспрессивная и рецептивная речь. Первая развивается при помощи артикуляции (здесь важны движения губ, языка, которые получают команды от головного мозга) — ребенок учится произносить звуки, которые со временем превращаются в слоги, а слоги — в слова.

Рецептивная речь позволяет ребенку понимать то, что он говорит, и понимать других. При задержках ребенок может не понимать речь, обращенную к нему, а может не говорить сам, так как вовремя не формируются звуки, слоги, слова.

Если после двух лет сохраняется лепетная речь, это не норма.

Какие существуют причины задержки речи у детей?

Причины могут быть наследственные, когда влияет то, как у родителей в свое время формировалась речь, идиопатические (то есть возникающие по непонятной причине), это может быть следствием перинатальных поражений центральной нервной системы (гипоксия, ишемия). Кроме того, к задержке приводят перинатальные энцефалопатии, наследственные заболевания нервной системы.

Правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек, или это миф?

Нет, это миф. В медицине есть нормы развития речи, которые и мальчиков, и девочек рассматривают одинаково. Врачи придерживаются одной нормы, не разделяя ее.

Какому специалисту надо показать ребенка, если родителей что-то настораживает в развитии речи?

Основной врач в этом случае — невролог. Можно обратиться и к педиатру, тот порекомендует невролога, логопеда, психиатра. Но у нас родители не очень любят обращаться к психиатрам.

Как долго специалист будет заниматься с ребенком? Как скоро появятся заметные улучшения в речи?

Все будет зависеть от того, с какой именно проблемой в расстройстве речи мы имеем дело. Динамику можно получить уже через месяц, если у ребенка с сохранным интеллектом есть проблемы с экспрессивной речью.

Если у ребенка имеются еще задержки психологического развития или аутизм, то улучшения будут видны через полгода и больше. И в этом случае многое зависит от возможностей самого ребенка. У детей, у которых лишь временные задержки развития речи, эффект от коррекции заметен быстро.

Какие методы лечения используются?

Реабилитационных методов много.

Важно

Существует медикаментозная терапия с использованием нейротрофических и ноотропных препаратов, но все-таки больший акцент мы в нашей клинике стараемся делать на занятия с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, а также использовать немедикаментозные методы лечения — физиотерапию. Например, транскраниальную микрополяризацию, нейросенсорную стимуляцию. Это эффективные методики, которые не уступают по эффективности ноотропам и чаще даже лучше.

Кроме того, в лечении задержки речевого развития, используются лечебная физкультура, различные виды гимнастики, игровая терапия. Все вышеперечисленные методы могут использоваться для формирования речевых навыков у ребенка.

Врачи всегда используют игровой подход, находят контакт с детьми, привлекают их внимание, степень сложности заданий возрастает постепенно.

Надо ли родителям заниматься с ребенком дополнительно дома?

Да, это обязательное условие, чтобы ребенок начал говорить. Конечно, родители дома выполняют с детьми более простые задания, и занятия с логопедом гораздо эффективнее. Но даже пальчиковую гимнастику, физические упражнения, пение песенок, собирание кубиков, игры с крупой — все это возможно и нужно делать дома.

Когда пора показать ребенка врачу по поводу задержки речи?

Если в три года родителей что-то настораживает в речи ребенка, например, малыш не говорит или говорит, но мало, непонятно и так далее, надо показаться врачу. Три года — идеальный возраст, когда диагностируют и исправляют задержки развития речи.

Занятия можно начать и раньше, в два года, если ребенок идет на контакт с логопедом.

Как я уже говорил, с года до двух формируется одна экспрессивная речь, одни навыки, с двух до трех — другая по сложности экспрессивная речь. И если родители не видят динамики, лучше обратиться к специалисту.

Речь связана с мышлением, памятью, чтением и письмом. Не будет ли трудностей с обучением в школе, если у ребенка есть проблемы с задержкой развития речи?

Зоны речи действительно связаны нейронами с другими зонами головного мозга, ответственными за мышление, память, письмо. Если вовремя не скорректировать речь, то получим проблемы с обучением — дисграфию, дислексию и многое другое. К сожалению, это нередко бывает у детей с задержками развития речи, если вовремя не корректировать.

Задержка в развитии речи может говорить о наличии серьезных заболеваний — эпилепсии, аутизма, глухоте?

Совет

Да. Если речь вовремя не формируется, это расстройство может входить в какую-то другую патологию — аутизм, умственную отсталость, некоторые формы эпилепсии, которые препятствуют речевому развитию, наследственные генетические болезни.

Специалист при обращении всегда проверит и слух — нейросенсорная тугоухость тоже влияет на формирование речи. Кроме того, иногда родители считают, что у них просто гиперактивный, избалованный ребенок, а на самом деле это могут быть как проблемы с коммуникативным вступлением в контакт, так и расстройство слуха.

Поэтому детей отправляют на консультацию к сурдологу, чтобы проверить слух.

Важно ли родителям с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним, читать книжки, чтобы развивать восприятие речи?

Конечно же. С ребенком обязательно надо разговаривать, петь ему, показывать картинки, называть то, что изображено. Нельзя оставлять ребенка надолго один на один с гаджетами. Чем больше родители общаются с ребенком, тем лучше формируется у него речь. Ребенок слышит, понимает, постепенно формирует речевые навыки.

Получается, что гаджеты в раннем возрасте вредят развитию речи?

Опосредованно гаджеты негативно влияют на речь. У детей, которые много времени проводят наедине с планшетом, возможны проблемы с поведением, эмоциями, появляется неусидчивость, дети становятся невнимательными.

Все это мешает ребенку, если у него есть задержка речевого развития, заниматься с логопедом, нейропсихологом.

 Бесконтрольное увлечение гаджетами у детей в раннем возрасте приводит к поведенческим и эмоциональным расстройствам, что неблагоприятно сказывается на формировании речевых навыков.

Источник

Источник: http://misstits.co/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-do-kakogo-vozrasta-malysh-mozhet-ne-razgovarivat/

Занимательные факты по логопедии на тему: Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)

Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)

Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.

Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.

У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:

  • девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
  • мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
  • мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
  • к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?

На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?

Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?

Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.

Мальчики Девочки
Острота слуха до 8 лет Выше Ниже
Чувствительность к шуму Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами Более чувствительны
Кожная чувствительность Ниже Выше
Созревание левого полушария  (логическое, речевое мышление) Медленное.С возрастом начинает лидировать Быстрое
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). Быстрое.Имеется уже в 6 лет Медленное.Трудности даже в 13 лет
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга Медленное Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)
Речевое мышление Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно Лучше развита речь, но мышление более однотипно
Поисковая деятельность.Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи Лучше выполняют типовые задачи
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) Лучше Хуже
Период врабатываемости Медленно набирают нужный уровень работоспособности Быстро набирают работоспособность
Развитие памяти Длится достаточно долго Завершается рано.Больше опираются на механическое запоминание
Утомление Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)
Сегодня электрический гриль Вебер является передовым на рынке.
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей Низкое Высокое
Скорость чтения Ниже Выше
Правописание Хуже Лучше
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении Смотрят не научителя, больше нацелены на информацию Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение
Добрые слова (которые нравятся самим детям) Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше
Рисунки  детей Танки, самолёты, человек – паук Дом, цветы, животные, человек!
Нарушения речи Бывают чаще и тяжелее.Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию Адаптируются хуже, стараются не подчиниться Адаптируются лучше

Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/06/11/osobennosti-razvitiya-rechi-u-malchikov-i-devochek-nekotorye

Развитие речи у малыша

Пока малыш еще крошечный, вам может показаться, что о развитии речи говорить слишком рано.

Пока малыш еще крошечный, вам может показаться, что о развитии речи говорить слишком рано. 

Какая речь, в самом деле, если все, что от него можно услышать, это громогласное «У-аа!», а в те минуты, когда кроха всем доволен — «ага» и «агу», да ещё несколько маловразумительных звуков. 

Обратите внимание

Многие родители пребывают в уверенности, что до тех пор, пока их чадо чётко и осмысленно произнесёт первые слова (а это случается в возрасте около года), развитием речи заниматься нет смысла, поскольку ребёнок ещё ничего не понимает и научиться ничему не может.

Читайте также:  Всё о патронаже для новорождённого

А между тем, то, что нам кажется маловразумительными звуками — это и есть начало формирования речи. И главная её функция прослеживается уже сейчас — это желание ребёнка общаться. Да, не удивляйтесь, все эти звуки обращены к вам, и ваш малыш уже пытается с вами разговаривать.

Чтобы понять, как нужно общаться с младенцем, давайте разберём основные этапы формирования речи.

Крик

Когда кроха рождается и попадает из одной среды в другую, он сразу же заявляет о себе громким криком — единственным доступным ему средством общения с окружающим миром. 

Вы замечали, как делает малыш уже в 1–1,5 месяца: сначала кричит (зовёт маму), потом затихает и ждёт. Если мама не приходит, он кричит уже громче и снова ждёт. Так ребёнок даёт вам возможность включиться в первый диалог с ним.

К третьему месяцу или даже раньше меняется интонация крика. Внимательная мамочка может различить гневные восклицания, недовольство, нытьё, ворчание и т. д. Крик будет присутствовать ещё очень долго, развиваться параллельно с речью, продолжая играть важную роль в общении.

Гуление

Гуление возникает около 1-2-х месяцев и продолжается примерно до полугода. Как правило, это разные варианты звуков: гы-ы, агу-у, гэ-э, агы-ы и т. п. Постепенно «лексикон» малыша обогащается новыми интонациями и звуками, гуление становится осмысленным и более активным при появлении рядом с ним людей, с которыми можно «пообщаться».

Если хорошенько присмотреться, вы заметите, что ребёнок в возрасте 3–4 месяцев во время гуления заглядывает вам в глаза, как бы пытаясь выстроить полноценный диалог. Он учится координировать голос и взгляд, что в будущем станет основой любого контакта с людьми. 

Обязательно отвечайте малышу, поощряйте его первые «выступления». Посмотрите, как он тянется и пытается сложить свои крошечные губки так, как это делаете вы, чтобы достойно вам ответить! 

Да, ваш маленький оратор уже подражает вам и прислушивается, какие звуки у него получаются, чтобы повторять их наиболее точно. Но пока что для малютки важен не смысл слов, а ритмика речи, артикуляция звуков, различные интонации. Всему этому он усиленно учится.

Лепет

Малыш подрастает, и на смену гулению приходит лепет. Это происходит в 6–7 месяцев. Теперь вы уже слышите не только отдельные согласные звуки (они появляются чуть раньше — в 5–6 мес.), но и целые слоги: «ма», «на», «ба», «па». Сначала вроде бы случайно, потом всё чаще. Постепенно они формируются в цепочки слогов: «ма—ма-ма—ма», «ба-ба-ба-ба». 

У каждого ребёнка есть два-три слога, которые он произносит по многу раз и в разных сочетаниях. В возрасте 8-ми месяцев, повторяя за взрослым, малыш умеет произносить новые слоги и сочетания нёбных или губных согласных и гласных звуков, которые до этого ещё не произносил.

Развитие речи ребёнка имеет два главных направления: пассивное владение словом (малыш уже понимает речь, обращенную к нему, но пока не умеет говорить) и активное (когда уже разговаривает сам). Пассивная речь опережает в развитии активную, и ваша задача — активизировать этот процесс развития обоих направлений. 

Важно

Возьмите кроху на руки и повторяйте ему разные слоги, но так, чтобы он хорошо видел артикуляцию ваших губ. Читайте стихи, пойте ему песенки. Главное, чтобы малыш слышал не просто посторонние разговоры взрослых, а речь, обращённую непосредственно к нему. 

Даже если вам кажется, что кроха общается сам с собой, всё равно подойдите и поговорите с ним, и тогда лепет начнёт быстрее наполняться смыслом.

Малыш уже все понимает

Примерно в этом же возрасте (с 6-ти до 8-ми мес.) ребёнок начинает ускоренными темпами учиться различать первые простые слова и небольшие предложения (то есть, идёт формирование пассивной речи). Вы уже можете ему задать вопрос: «Где кукла? Где часы?» — и малыш откликнется, повернёт головку в сторону предмета или найдет его. 

В этот период определяющую роль играет речевая среда, окружающая ребёнка. Продолжайте разговаривать с ним, иначе речевое развитие будет происходить медленно, с запозданием. Очень важно также, чтобы малютка слышал в этот период чёткую, ясную, правильную речь. Поэтому с детьми нельзя сюсюкать, агукать, подлаживаясь под их лепет.

Первые слова

На 8-9-ом месяце малыш начинает подражать новым для него звукам. Он уже произносит простые слова из удвоенных слогов: «ма—ма», «па-па». Когда кроху спрашивают о папе, маме или других знакомых людях, ребенок показывает на них пальчиком. К этому возрасту он уже прекрасно знает и своё имя.

На 10-ом месяце постепенно появляется понимание роли языка, то есть ребёнок начинает увязывать каждое новое для него слово с определённым предметом. Вы заметите, что малыш уже может осмысленно воспринимать различные команды и это значит, что уже совсем скоро он начнёт говорить. 

В этот период расширьте репертуар чтения вслух, дополните его новыми стихами, сказками. Вы должны говорить маленькому не «Давай положим вот это туда-то», а «Давай положим мишку в кроватку».

Комментируйте каждое своё действие, пусть малыш слушает, смотрит и запоминает.

Не бойтесь младенческих слов: «бах», «гав», «бибика» — это важный этап в развитии речи, который помогает переходу к речи взрослой.

Примерно к концу 1-го года жизни ребёнок хорошо понимает значение более десятка слов, а пять-шесть из них уже произносит самостоятельно. Лучше всего крохам удается повторять новые слова за родителями, а значит, не уставайте создавать ребёнку для этого все условия.

Мама, не волнуйся!

Не волнуйтесь, если ваш малыш, которому ещё не исполнилось и годика, говорит мало и неохотно. 

Все дети индивидуальны и слишком близко принимать к сердцу то, что у подруги ребёнок лепечет с 5-ти месяцев, а ваш оказался молчуном, право, не стоит. Говорить о задержке речевого развития в таком возрасте ещё слишком рано. 

Если вы выполняете все рекомендации: общаетесь с малышом, читаете вслух, занимаетесь его развитием, а главное, любите его — значит, очень скоро вы услышите от своего сокровища именно те слова, которых вы с таким нетерпением ждёте!

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr9/prazvitie-rechi-unbspmalyshap

Развитие речи: почему мой ребёнок не говорит

Речь – один из многочисленных навыков малышей, по которому принято судить о развитии ребёнка и его полноценном поэтапном созревании.

Одни из них начинают разговаривать едва достигнув годовалого возраста, другим требуется несколько лет, чтобы освоить хотя бы минимальный набор фраз. Именно длительность доречевого периода вызывает у родителей наибольшее количество вопросов.

О становлении речи у детей мы поговорили с логопедом высшей категории, врачом с многолетним стажем Яной Полей.

–  Правда ли, что, несмотря на развитие технологий в современном мире, практически каждый ребёнок в возрасте от двух до четырёх лет вынужден обращаться к специалисту с этой проблемой?

–  Я бы сказала: благодаря технологиям. Речь – очень хрупкий инструмент. С одной стороны, наличие речи определяет развитие нашей цивилизации, с другой стороны, в биологическом смысле, она появилась у нашего вида совсем недавно.

Совет

И при малейших неблагоприятных воздействиях она страдает. Это могут быть как лёгкие нарушения, так и тяжёлые – отсутствие речи, заикание. И у каждого из них разные причины.

В группе риска те дети, чей организм подвергался вредоносному влиянию во внутриутробный период и в раннем возрасте, кто часто болеет, имеет хронические заболевания.

С другой стороны, благодаря развитию медицины, мы уже примерно сто лет умеем выхаживать недоношенных детей, исправлять последствия генетических изменений или тяжёлых болезней. Но это часто сопровождается нарушениями речи.

А поскольку численность населения планеты растёт с каждым годом, то и в логопедической помощи стало нуждаться больше детей и взрослых.

Раньше людей с проблемами в развитии речи просто оставляли без помощи, потому что ещё не знали, что с этим делать, и часто приписывали им интеллектуальные или психические проблемы.

–  С какого возраста ребёнок начинает понимать речь родителей?

– К году дети понимают интонации, отдельные слова, часто связанные с конкретным объектом. Постепенно объём пассивного словаря расширяется, увеличивается понимание.

Первичное понимание речи можно наблюдать уже в 6-8 месяцев, например, мы называем игрушку, а ребёнок ищет её глазами. В два года дети уже способны понять простой рассказ с опорой на картинку.

Чем больше мы разговариваем с детьми, тем больше они потом разговаривают с нами, и тем лучше и быстрее развивается их речь.

– Может ли отсутствие речи говорить о серьёзных заболеваниях?

– Здесь мы смотрим, как именно «отсутствует речь», поэтому и просим показывать детей логопедам и врачам в два, три года и в пять лет. Это самые важные возрастные моменты, когда видно всё хорошее и всё плохое в развитии ребёнка.

Когда ко мне приводят малыша, у которого нет речи или она не соответствует возрастным нормам, то в первую очередь я направляю родителей на консультацию к отоларингологу, чтобы исключить снижение слуха, и к неврологу, чтобы разобраться в причинах отсутствия речи.   

– В каком возрасте ребёнок должен начать говорить?

– Первые слова появляются около года, фразы – около полутора лет. А то, что обычно родители понимают под речью – фразы из трёх-четырёх слов – в норме появляются в 2-2,5 года.

Обратите внимание

Обычно в три года дети очень прилично общаются, могут рассказать о себе, шутить, пересказывать увиденное или услышанное.

Понятно, что бывают индивидуальные особенности развития, но обычный ребенок в 2-2,5 года уже говорит.

– Могут ли игры с современными гаджетами, различными электронными устройствами влиять на задержку речи или, наоборот, помогать её становлению?

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

– Позднее становление речи может повлиять на развитие других способностей ребёнка?

– Несомненно. У речи есть две основные функции – когнитивная и коммуникативная. То есть добыча информации и общение с социумом. Если человек не может получать новую информацию, не может общаться, то его жизнь весьма затруднена.

– Что должно насторожить родителей в развитии речи ребёнка?

– В разном возрасте разное. С года до двух лет родителям стоит обратить внимание на то, как формируется пассивный и активный словарь. То, что понимает малыш, и то, что он использует. Если в два года у ребёнка совсем нет фразовой речи, мало слов, то надо бы навестить логопеда.

Если малыш не реагирует на звуки, то стоит бежать к врачам сразу, до логопеда. В пять лет – если ребёнок говорит с многочисленными грамматическими ошибками, коверкает слоговую структуру слов, с трудом может пересказать фильм или рассказ.

Если в целом речь сформирована нормально, но нарушено звукопроизношение, то с пяти лет лучше заняться этим вопросом и исправить нарушения до школы.

– Что нельзя делать при воспитании ребёнка, чтобы не навредить  становлению его речи?

– Все «нельзя» вытекают из одного: первые три года речь ребёнка развивается в общении со своими близкими, которым он подражает. А ближе всего к малышу мама и папа — пусть он подражает правильной речи.

Нельзя ограничивать ребёнка в игре и движении. Нельзя подвергать его стрессам, в том числе и занятиям, связанным с зубрёжкой, с неподвижным сидением в одной позе.

Чтобы лучше развивалась речь, надо чтобы полноценно развивался мозг, мышление.

– Речь у мальчиков и девочек развивается одинаково?

– По-разному, но не так, как об этом сообщают народные мифы, например, что мальчики начинают говорить позднее девочек. Может быть, и позже, но не на год и не на три. Скорее, у мальчиков чаще встречаются речевые проблемы, а в развитии они отстают от девочек в среднем на пару недель.

– Что делать, если ребёнок не говорит, а объясняется только жестами?

– Если мы знаем точно, что слух ребёнка сохранён, то мы должны понимать и произносить вслух то, что он хочет сказать. Например, малыш показывает на чашку: «Ты хочешь пить? Это твоя чашка. На, сок. Вот твой сок». Если что-то делаем с ребёнком, то обязательно всё называем. Даём игрушку: «На, мишку. Я тебе даю мишку».

Моем руки: «Помоем руки, вот вода, вот мыло, давай намылим пальчики, ладошки». И обязательно посоветоваться с логопедом, как именно стимулировать возникновение речи. Маленьким детям естественно опираться на жесты и мимику. У них ещё нет слов, они неловкие в физическом плане, только-только учатся управлять своим телом. Жесты для них — понятный и доступный способ что-то высказать.

Но мы обязательно должны сопровождать их словами, показывая пример речи.

– Существуют ли нормы развития речи по годам (месяцам), и для всех ли они подходят?

– Существуют и подходят всем. Поэтому и называются «нормы». Понятно, что всё усреднённое. Например, ребёнок в два года должен иметь словарный запас примерно 200-300 слов, но если ваш малыш оперирует сотней слов, то это не признак неразвитой речи. Да, есть нормы, на них можно ориентироваться, но у каждого ребёнка есть свои особенности развития.

Есть вопросы? Напишите в комментариях!

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

Источник: https://lucky-child.com/blog/pochemu-moy-rebyenok-ne-govorit/

Развитие понимания речи у детей

Методические указания. Предлагаемые задания, для развития понимания речи предназначаются для работы с детьми, которые с трудом понимают обращенные к ним элементарные просьбы показать или принести что-либо из окружающих их предметов, показать части своего тела: нос, уши, рот и т.д.

Основная задача логопедического воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются: их игрушки; части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос); предметы одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т.д.

); предметы туалета (мыло, зубная щетка, гребешок, полотенце); предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка); отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет); названия животных, которых ребенок часто видит.

Читайте также:  Какие продукты нельзя есть кормящим мамам: список запрещенных продуктов

Пассивный глагольный словарь, должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, рисует, несет, везет, подает).

Важно

Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди (папа, мама, братья, сестры и т.д.), но этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, варит, моет, шьет, подметает, гладит, рубит, пилит и т.д.

), или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, гудит; самолет летит, телефон звонит, листья падают). Надо помнить, что у детей с недоразвитием речи глагольный пассивный словарь может быть намного меньше предметного пассивного словаря. Поэтому если дети знают названия предметов, некоторых животных и т.д.

, то необходимо как можно скорее начать обучать их понимать названия действий, а также понимать вопросы, задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? кому? откуда? для кого?

На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов, а поэтому не ставим задачу различать такие слова, как там, тут, здесь — там, открой — закрой куда — откуда, чем — с чем и т. д. При обучении пониманию вопросов где? кому? куда? откуда? и т. д.

дети первоначально опираются не на различное звуковое выражение этих слов, например куда — откуда, чем — с чем, а на широкий языковой контекст вопроса.

Для этого в вопросах логопеда должны быть «подсказывающие» слова, хорошо знакомые детям; только после того как дети хорошо научатся понимать эти вопросы, из них постепенно убираются все «подсказывающие» слова.

Поэтому первоначально со сходными по звучанию вопросительными словами логопед употребляет разные названия действий и предметов, например: откуда достал (книги), но куда положил, кому отдал.

Точно так же мы просим одеть куклу, если она раздета, или закрыть дверь, если она открыта, но не просим совершить действие, ставя ребенка перед выбором одного действия из двух, например: застегни пальто кукле — расстегни пальто кукле, возьми ложку — возьми ложкой. На следующих этапах логопедической работы разные вопросительные слова будут употребляться при одинаковых глаголах: откуда приехал — куда приехал, чем ешь — с чем ешь и т. д.

Итак, в самом начале логопедической работы дети ориентируются на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием, а не на звуковые различия слов.

С неговорящими детьми, плохо понимающими обращенную к ним речь (при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте), логопедическая работа начинается с многократного проговаривания ситуации.

Совет

Взрослый, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки и т. д., называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребенок (холодно, тепло, вкусно и т. д.).

Взрослый говорит, короткими предложениями из 2—4 слов, делая паузы,- одни и те же словосочетания он повторяет по 2 — 3 раза, одни и те же слова употребляет в разных грамматических формах, которые отражают различные взаимоотношения называемых предметов.

Все слова проговариваются естественными интонациями, без скандирования слов по слогам, но С обязательным, несколько нарочитым выделением ударного гласного, для чего ударный гласный немного растягивается. Вся речь логопеда насыщена вопросами, обращенными к ребенку.

У детей должна создаваться потребность общаться со взрослыми с помощью тех речевых средств, которые имеются в их активном словаре (восклицаний, отдельных слогов, звукоподражаний, обрывков слов, жестов).

После того как ребенок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам (ел, пил, вставал и т. д.

), можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом.

Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и еще раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие.

В работе с неговорящими детьми не рекомендуем перегружать их пассивный лексикон словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.

Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища и т. д.

Обратите внимание

Задание 1. Назвать предметы, действия той ситуации, в которой ребенок находится.
Для образца приводим фрагменты нескольких занятий.

«Сборы на прогулку». Собирая ребенка на прогулку, взрослый говорит: «Сейчас мы пойдемте тобой гулять, (Вещи, необходимые для сборов на прогулку, разложены на стульчике.) Куда мы пойдем? Найди, где у нас лежит шапка. Нашел? Вот она, шапка. Принеси сюда шапку.

Принес? Давай наденем шапку на голову. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. А где ленточки у шапки? Вот какие ленточки у шапки! Мы завяжем ленты, чтобы шапка на улице не соскочила с головки, чтобы ушки у тебя были закрыты.

Вот так! Смотри, как тепло! Тебе тепло? Да?» И т. д.

«Умывание». Подводя ребенка к умывальнику, сказать: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль руки как следует. Давай я тебе помогу намылить! руки. Вот так. Вот как хорошо! А теперь давай смоем! мыло. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь! давай вымоем лицо». И т. д.

«Кормление зверей». Логопед организует игру. Предлагает устроить для зверей обед: «Давай кормить всех твоих зверей. Они проголодались. Ух, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Неси сюда кошку, собачку и козлика. Посмотри, как они просят кушать! Как козлик просит кушать? Бе-бе.

А как собачка просит кушать? Ам-ам! А как киска просит кушать? Мяу-мяу! Ой, а про мишку мы забыли. Зови его скорей! Вот мишка идет: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Гостей поставили вокруг стола. Собачку сюда, киску сюда. А козлика куда? Вот сюда. А про мишку опять забыли.

Знаешь что? Давай мишку посадим на стул. Пусть сидит за столом».

«Будем строить башни». «Давай строить башни. (На ковре разложены кубики: красные, синие, белые.) Построим две башни: одну красную, а другую синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом — синюю. Башни построим большие-пребольшие. Кубики будем возить на машине.

В этот угол будем возить красные кубики, а в этот угол будем возить синие кубики. (Логопед показывает противоположные углы ковра или комнаты.) А белые кубики оставим здесь, где они лежат, не будем их трогать. Иди за машиной. Взял машину? Ну, заводи. Завел? Ух, как громко мотор работает! Как мотор работает? Проверь сигнал.

Работает? Как машина гудит? Би-би. Хорошо, очень хорошо! Би-би».

Взрослый вместе с ребенком развозит кубики по разным углам ковра, называет все совершаемые действия. При выборе кубика по цвету логопед называет цвет кубика и учит ребенка брать кубик такого же цвета. (Так как название цвета дети долго не запоминают, логопед обучает.их первоначально сравнивать предметы по цвету.)

Из одноцветных кубиков, расположенных в двух углах ковра, можно построить две башни. Первую башню строит взрослый, вторую — ребенок по заданному образцу. Взрослый, строя башню, должен учитывать возможность детей воспроизвести данный образец (см. «Отдельные приемы коррекционно-воспитательной работы»).

Задание 2. Расширить пассивный предметный словарь детей с помощью предметных картинок.
Фрагмент одного занятия

Логопед показывает и называет новую предметную картинку, например «Варежки». Объясняет их назначение. Далее предметную картинку сравнивает с игрушкой или предметом в натуральную величину, в данном случае с настоящими варежками. Новую картинку нужно отыскать среди других знакомых предметных картинок.

Важно

Затем ребенку предлагают совершить несколько действий-поручений, связанных с картинкой,, например: отнести варежки маме, передать варежки товарищу. В заключение ребенок отыскивает изображение предмета, с которым недавно познакомился, на сюжетной картинке.

В данном случае в сюжетной картинке на тему «Зима» надо показать, у кого из детей на руках надеты варежки.

Задание 3. Расширить пассивный глагольный словарь с помощью сюжетных картинок, на которых люди или животные совершают разные действия.

Фрагмент одного занятия
Логопед готовит сюжетные картинки, на которых хорошо знакомые ребенку лица или животные совершают различные действия, например: мальчик сидит, лошадь бежит, девочка кушает.

Сначала предлагается показать субъект действия: «Покажи, где мальчик, где девочка, а где лошадка».

Если ребенок без труда понимает такие вопросы, логопед включает в свой вопрос названия действий, которые совершает субъект, например: «Покажи, где мальчик спит, где девочка кушает, а где лошадка бежит».

Задание 4. Научить детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик ест, пьет, спит, прыгает, читает, плавает, рисует, плачет, умывается, катается и т. д.

Задание 5. Научить детей быстро ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов или субъектов действий.

Совет

Фрагмент одного занятия
Логопед подбирает несколько сюжетных картинок, на которых разные субъекты совершают различные действия с предметом или без него.

Сначала выясняется, понимает ли ребенок вопросы, включающие и названия действий, и названия знакомых предметов, лиц, животных, например: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде, где девочка поливает цветы.

А где кошка спит? А где люди стоят на мосту?» Затем из вопроса логопеда исключаются названия субъектов и объектов и вопрос формулируется следующим образом: «Покажи, кто катается, кто поливает, кто сидит, а кто стоит».

Можно предложить детям и такие вопросы: «Покажи, какая девочка стирает, а какая читает. Которая спит, а которая причесывается?».

Задание 6. Научить детей понимать вопросы где? куда? откуда? на чем?, выясняющие местонахождение предметов.

Фрагмент одного занятая
Логопед сам «раскладывает (или просит разложить) различные предметы в места, в которых обычно находятся данные предметы. Когда действие с предметом совершено, логопед задает вопросы, например: «Покажи, где лежат книги. Куда Вова поставил матрешку? Куда Маша положила куклу?».

Правильно выполненные действия взрослый одобряет и еще раз называет действия и предметы.

Задание 7. Научить детей понимать вопросы, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается то или иное действие.
Кому мама надевает шапку? Кому девочка дает сено? Кому мальчик протягивает яблоко?

Обратите внимание

Задание 8. Научить детей понимать вопросы что»? кого? (у кого ?), которые помогают выяснить объект действия.

Что рисует девочка? Что кушает мальчик? Что стирает мама? Кого везет Таня? У кого в руках цветы?

Задание 9. Научить детей понимать вопрос чем?.
Чем мама режет хлеб? Чем мальчик вытирает лицо и руки? Чем ты кушаешь суп? Чем девочка расчесывает волосы? Чем в саду посыпают дорожки? Чем папа забивает гвозди?

Задание 10. Научить детей понимать вопросы, поставленные к сюжетам картинок.

Фрагмент одного занятия
Детям (ребенку) предлагается рассмотреть сюжетную картинку, на которой изображена ситуация, знакомая ребенку. Рассказав содержание картинки, логопед просит показать, кто совершает действия, место действия, объекты действия.

Например, по сюжетной картинке «Зимние забавы» можно задать следующие вопросы: «Кто катается на санках? А кто на лыжах? А кто лепит снежную бабу? Откуда съезжает мальчик? Покажи, что у девочки надето на голове, а что на руках». Потом попросить показать, из чего дети лепят снежную бабу, что они приделали снежной бабе вместо рук. Попросить показать, у кого из детей на руках варежки, а кто снял варежки и т. д.

Задание 11. Предложить ребенку разложить картинки или игрушки в названной логопедом последовательности.
Образец. Послушай внимательно и поставь друг за другом игрушки так, как я тебе их назову: корова, машина, кубик, а теперь поставь так: кубик, корова, машина.

Задание 12. Предложить выполнить в определенной последовательности действия без предмета.
Образец. Сядь — встань — попрыгай на одной ноге. Попрыгай на одной ноге — подними руки вверх — сядь. Попрыгай на одной ноге — сядь, а потом попрыгай на двух ногах.

Задание 13. Предложить детям совершить действия с отобранными предметами (или предметными картинками) в определенной последовательности.

Важно

Фрагмент одного занятия
На столе лежат различные игрушки или предметные картинки. Ребенку предлагают взять несколько предметных картинок (игрушек) из тех, что лежат на столе.

Затем логопед просит выполнить с отобранными картинками (игрушками) несколько действий, следующих друг за другом в указанной последовательности.

Названные действия объединяются в одной словесной просьбе, после чего ребенок их выполняет, например: «Слушай внимательно и сделай так, как я скажу: платочек убери в карман, собачку отдай Вове, а цветок поставь на окно».

Источник: https://psyera.ru/razvitie-ponimaniya-rechi-u-detey_7350.htm

Ссылка на основную публикацию